Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подземные ходы во вьетнаме. Тоннели Ку Чи – мятежный город Вьетнама. Фото выставочных экземпляров

Тоннели и ловушки вьетнамских партизан.

Ку Чи (Cu Chi) – сельская местность примерно в 70 километрах к северо-западу от Сайгона, ставшая занозой в заднице сначала французов, а потом и американцев. Тот самый случай, когда «земля горела под сапогами оккупантов». Разгромить местных партизан так и не удалось, даже несмотря на то, что вплотную к их базе разместили целую американскую дивизию (25-ю пехотную) и немаленькую часть 18-й дивизии армии Южного Вьетнама. Дело в том, что партизаны вырыли целую сеть многоуровневых туннелей общей протяженностью свыше 200 километров, с множеством замаскированных выходов на поверхность, стрелковых ячеек, бункеров, подземных мастерских, складов и казарм, сверху густо прикрытых минами и ловушками.
Описать их довольно просто: это подземные укрепления, которые превосходно замаскированы в местном тропическом лесу. Главная цель их создания – нанесение неожиданных ударов по врагу в годы американской агрессии. Сама система туннелей была продумана самым тщательным образом, тем самым, позволяя практически повсеместно уничтожать американского противника. Запутанная зигзагообразная сеть подземных ходов расходится в стороны от главного туннеля множеством ответвлений, некоторые их них представляют собой самостоятельные убежища, а некоторые неожиданно обрываются из-за географической особенности местности.

Хитрые вьетнамцы, чтобы сэкономить силы и время, рыли туннели не очень глубоко, однако расчеты были настолько точны, что в случае прохождения над ними танков и тяжелых бронетранспортеров, попадания артиллерийских снарядов и бомбовых ударов – углубления не рушились и продолжали дальше верную службу своих создателям.

По сей день в первозданном виде сохранились многоуровневые подземные помещения, оснащенные секретными люками, закрывающими проходы между этажами. В системе туннелей в некоторых местах установлены особого рода заглушки, предназначенные для того, чтобы преградить путь неприятелю или остановить проникновение отравляющих газов. На всем протяжении подземелий находятся искусно скрытые вентиляционные люки, выходящие на поверхность множеством незаметных отверстий. Плюс ко всему, некоторые проходы в то время могли отлично служить укрепленными стрелковыми точками, что, естественно, всегда было большой неожиданностью для неприятеля.

И даже этого вьетнамцам было мало. Туннели и подходы к ним были оборудованы большим количеством хитроумных смертельных ловушек и виртуозно замаскированных «волчьих» ям. У входов и выходов, для пущей безопасности, устанавливались противопехотные и противотанковые мины, которые сейчас, естественно, уничтожены.

Зачастую, в военное время в туннелях жили целые деревни, и это позволило вьетнамцам сохранить множество жизней. Здесь располагались как оружейные и продовольственные склады, бездымные кухни, госпитали для раненных, так и жилые помещения, походные штабы, укрытия для женщин, стариков и детей. Не то, что деревня, целый город под землей! Даже во время военных действий вьетнамцы не забывали о культуре и образовании: в больших подземных помещениях устраивались школьные классы, там же пока демонстрировались кинофильмы и театральные постановки. Но, при всем, при том, весь этот подземный мир был тщательно скрыт и замаскирован

Трехуровневая система тоннелей, тайно выдолбленных в твердой глинистой почве примитивными инструментами многочисленными группами по три-четыре человека. Один роет, один оттаскивает землю из туннеля к вертикальной шахте, один поднимает ее наверх, и еще один утаскивает куда-нибудь и прячет под листьями либо выкидывает в реку.

Когда команда пробивается к соседней, в вертикальную шахту вставляют для вентиляции толстую трубу из полого ствола бамбука, шахту засыпают, а бамбучину сверху маскируют под термитник, пенек или еще как.

В такую щель мог протиснуться только вьетнамец.

Американцы использовали для поиска входов туннели и вентиляционных шахт собак. Тогда там стали прятать трофейную форму, как правило куртки М65, которые американцы часто бросали при оказании первой помощи и эвакуации раненных. Собачки чуяли знакомый запах, принимали его за своих и пробегали мимо.

Если вход все-таки находили, то его пытались залить водой либо запустить туда слезоточивый газ. Но многоуровневая система шлюзов и водяных замков довольно надежно защищала туннели: терялся лишь небольшой сегмент, партизаны просто обрушивали его стены с обоих сторон и забывали о его существовании, со временем вырывая обходной путь.

Теперь на входах нет маскировки, они расширены для туристов.

Бункеры выведены на поверхность, а плоские крыши заменены на высокие скаты, так что становится достаточно просторно для комфортного разглядывания манекенов в форме вьетконга, изображающих партизан в естественной среде обитания.


Как и многое другое, метал был страшным дефицитом, поэтому партизаны собирали многочисленные неразорвавшиеся бомбы и снаряды (а их на крохотный пятачок вывалили какое-то совершенно неимоверное количество, джунгли ковровыми бомбардировками с B-52 просто снесли, превратив округу в лунный пейзаж), распиливали, взрывчатку пускали на изготовление самопальных мин…


…а метал перековывали на шипы и копья для ловушек в джунглях.
Помимо мастерских, были столовая, кухня (со специально устроенным внешним бездымным очагом, не выдававшим место готовки столбом дыма), цех по пошиву формы….

…и, разумеется, зал для проведения политинформаций. Только тогда все это находилось на достаточной глубине под землей

Рассмотрим ловушки, используемые вьетнамскими партизанами во время войны и как они испортили жизнь оккупантам.

Вьетнамские ловушки, будучи изделиями весьма коварными и эффективными, в свое время попортили немало крови американцам. Возможно и вам пригодится.
Джунгли в Ку Чи таили в себе множество неприятных сюрпризов, от уже упоминавшихся мин, на которых подрывались даже танки, вроде этого М41, до прославленных кино самодельных ловушек, часть из которых можно разглядеть вблизи.

«Ловушка на тигра». Идет себе Джи Ай спокойненько, вдруг земля под его ногами разверзается и он падает на дно утыканной кольями ямы. Если ему не повезет и он не сразу помрет, а будет орать от боли, рядом соберутся его товарищи, пытаясь вытащить несчастного. Надо ли говорить, что вокруг ловушки в нескольких местах из туннелей сделаны выходы на поверхность, на замаскированные снайперские позиции?
Ловушку покрывали под вид местности: листьями


Или покрывали дерном с травой

Или более гуманные ловушки, «вьетнамский сувенир». Это довольно технологичная ловушка. На дне укреплены штыри, кроме того, под круглой платформой натянуты веревки, соединенные с гвоздями. Когда солдат наступает на незаметную ямку, закрытую сверху бумажкой с листьями…

Нога проваливается и он первым делом протыкает ногу штырями на дне, в то же время веревки натягиваются и вытягивают из отверстий гвозди, которые с боков протыкают ногу, при этом фиксируя ее и не давая возможности ее вытащить.

Как правило, солдат не погибал, но в результате лишался ноги, получая затем извлеченные в сайгонском госпитале из ноги штыри на память. Отсюда и название.

Следующие невколько фотографий показывают похожую конструкцию. Айнс

Унд цвай…

Драй

Или вот ловушка пошире


Как вы уже наверное заметили, особое внимание уделялось не только задаче проткнуть супостата, но и пришпилить того к месту, не дать сняться с крючка. Вот эту «корзинку» ставили на затопленных рисовых полях или у берегов рек, скрывая под водой. Выпрыгивает десантник из вертолета или катера, ОПА! - приехали…

Солдаты стараются идти след в след

А кому не повезло, тому пора обратно.

Впрочем, бывало что задачей было не ранить, а нафиг замочить. Тогда ставили вот такие гриндилки, в которых Джи Ай быстренько сам себя фаршировал под собственным весом. Раз…

Или два…

Или три…

Для любителей войти в дом без стука, просто выбив молодецким ударом дверь, над ней подвешивали вот такое устройство. Нерасторопный отправлялся сразу на тот свет, расторопный успевал выставить вперед автомат - для таких нижняя половина ловушки была подвешена на отдельной петле и делала из его яиц канапе. Так что расторопный, как выразился вьетнамский экскурсовод, отправлялся затем в Таиланд, рай для трансвеститов.

Ну и самая простая, надежная и популярная в киноиндустрии конструкция. Поскольку летает гораздо быстрее «домашней», заморочек с двумя половинками уже не нужно. И так сметет. Гиду она нравится больше всего.


Ловушки были самыми разнообразными.


Обычная волчья яма,


Картина во вьетнамском музее. Примерно так это и происходило.


Множественные ранения обеспечены, а уж выбраться …….

Передовики вьетнамского производства вышли на свои рабочие места. Длинные гвозди, тонкие стальные прутья - всё пойдёт в дело. Достаточно вбить побольше колющих предметов в деревянный брусок, и основа для ловушки готова.


Журнал наглядно показывает что в изготовлении ловушек участвовали даже женщины и дети.

Ловушка-раскладушка. Наиболее простая и распространённая ловушка. Говорят, в свое время массово изготавливалась вьетнамскими школьниками на уроках труда. Принцип прост.. Помещается в небольшую яму и забрасывается листвой Когда враг наступает на неё, под весом ноги доски проминаются и гвозди, предварительно измазанные навозом, вонзаются в ногу. Заражение крови обеспечено.

Можно и поглубже:

Доска с пиками. Сделана по принципу граблей, на конце которых находится доска с гвоздями. Когда враг наступает на «педаль», доска радостно подпрыгивает и бьёт солдата грудь, либо в лицо, либо в шею, либо куда попадёт.

Ловушка-раздвигушка. Состоит из двух деревянных досок, двигающихся по направляющим и усеянных штырями. Доски раздвигают, ставят между ними опору, и обматывают эластичным резиновым жгутом (либо лентой от пилатеса). Когда опора, держащая рейки, смещается, последние под действием жгута скользят по направляющим навстречу друг другу. Но встретиться им не суждено, потому что между ними уже находится чьё-то мягкое тело.

Гостеприимная ловушка. Изготовить такую ловушку несложно, а радовать она вас будет долго. Вас и ваших гостей. Вам потребуется: два стебля бамбука, стальные прутья и проволока. Соединяем бамбук в букву «Т» и вбиваем в изголовье прутья. Готовую ловушку подвешиваем над дверью, соединяем с проволокой и зовём соседа к себе, например, смотреть футбол. Когда сосед по неосторожности пересекает проволоку, ловушка со свистом летит навстречу гостю.

По старому вьетнамскому поверью, подвешенные над входом и измазанные навозом грабли – к спокойствию в доме.

Кому-то «посчастливилось» нарваться на эту ловушку. Уж лучше ее демонтировать.

самострел


Бревно с шипами

Ловушка с шипами падает сверху.

Ловушка-натяжка - «Бамбуковый кнут»

Bamboo whip - бамбуковый кнут в дейсвии.

Ловись рыбка

Растяжка под водой

Растяжка на тропе

Лувушка - Вкопанный патрон

Или Cartridge trap - патронная западня


Spike trap box - западня из шипованной коробки


Pointed bamboo stakes - резкие бамбуковые доли


Spike trap pit - западня из шипованной ямы


Trap bridge – мост с западнёй


Steel arrow trap - стальная стрелочная западня


Barber - spike plate – «парикмахер» - шипованная пластина


Helicopter explosive traps - вертолетная западня из взрывчатого вещества

Тогда американцы жестоко поплатились за свое вторжение.

Но с тех пор было еще не мало агрессий со стороны США в другие страны. Похоже, что выводы они сделали, но к отважным вьетнамцам они уже вряд ли сунутся.

США: безвозвратные потери - 58 тыс. (боевые потери - 47 тыс., небоевые - 11 тыс.; из общего числа по состоянию на 2008 год пропавшими без вести считаются более 1700 человек); раненых - 303 тыс. (госпитализировано - 153 тыс., лёгкие ранения - 150 тыс.)
Число ветеранов, покончивших жизнь самоубийством после войны, зачастую оценивается в 100-150 тыс. человек (то есть больше, чем погибло на войне).

Южный Вьетнам: данные разнятся; потери военнослужащих - примерно 250 тыс. погибших и 1 млн. раненых, потери мирного населения неизвестны, но они чудовищно колоссальны.

Для более полной информации материал собран со многих сайтов.

Туннели Ку Чи, наверное, одна из самых известных . Эти туннели представляют собой сеть подземных ходов, которые соединяют между собой самые дальние части Южного и даже, как говорят, идут в . Туннели Ку Си были настоящей головной болью для янки во время «американской» войны. Ведь по этим ходам вьетнамцы добирались вплоть до и устраивали диверсии. Туннели тянутся в разные стороны больше чем на двести километров.
Для посещения туннелей мы решили заказать англоязычную экскурсию, также, как и экскурсию по . Она стоила около восьми долларов вместе с посещением города Тейнинь-центра религии Каодай.Нас отвезли в место, где туннели сохранились лучше всего.
Итак, когда заходишь на территорию Ку Чи вашему вниманию открывается площадь с множеством шалашей, под крышей которых находятся что-то типа подкопов.

Конечно, территория уже полностью оборудована под туристов, везде есть скамеечки, кое-где продают напитки и мороженное- то есть, можно отдохнуть.

Шалаши эти в основном тоже оборудованы под туристов- в некоторых висит плазменный телевизор, на котором показываются картины военного времени, чтобы лучше окунуться в атмосферу тех лет.

Также показаны схемы туннелей на разрезе- для того, чтобы увидеть всю сложность и многоярусность строения.

Конечно, увидев все это- удивляешься, как внутри таких земляных ходов вьетнамцы могли прятаться так долго. Сразу понятно, что там очень душно. Но, согласитесь, впечатляет. Конечно, выловить вьетнамцев из этих туннелей было практически невозможно. Сколько ярусов шло вниз под землю даже и не ясно.

Вход в убежище был замаскирован травой и листьями- снаружи его практически не видно.

После этого все желающие стали пробовать скрыться под землей.

Для более крупных европейских мужчин убежище оказалось маловато.

Более того, внутри так мало места, что практически нечем дышать.

Затем нам стали показывать ловушки. Основная модель устройства ловушек- это наличие движимой части, которая замаскирована под окружающую среду. И когда кто-то наступает на нее- движимая платформа переворачивается и неприятель падает на острые прутья.

А вот и сами туннели. Обычный земляной вход. Вниз можно спуститься по лестнице.

Сразу скажу- если у вас боязнь замкнутого пространства- не стоит спускаться под землю. Впереди вас будут идти люди, сзади тоже. Большинство из них с фотоаппаратами, и по-этому все идут очень медленно. Учитывайте также то, что развернуться там практически невозможно, разойтись с кем-то тоже: очень узко. Поэтому сидеть в духоте придется довольно долго.

Вся территория Туннелей Ку Чи представляет собой что-то вроде музея, где можно увидеть не только сами туннели, ловушки и разные приспособления, но и военную одежду того времени.


А это гид показывает нам работу различных ловушек. Общий смысл таков: враг куда-то наступает и или проваливается и падает на металлические острые прутья, либо что-то срабатывает и просто в него втыкается.

А эта экспозиция даже движется.

На территории можно также увидеть интересные виды растений и насекомых.

Входы в туннели находятся практически на всей территории. Вся картина напомнила что-то вроде сыра с дырочками- настолько их много.

Ну вот и последние туристы вылазят откуда-то из под земли, и пора уже отправляться в обратный путь.

Для того, чтобы оценить весь масштаб туннелей Ку Чи, представьте, что одновременно в туннелях могли поместиться шестнадцать тысяч человек. На глубине десять-пятнадцать метров располагались огромные склады боеприпасов, которые невозможно было увидеть снаружи, казармы и операционные. Если честно, чувство от посещения туннелей со всеми его ловушками и приспособлениями для убийств чем-то похоже на чувство после посещения — несколько жутковатое. С другой стороны, только так можно приблизиться к событиям военного времени во .

Планируя свою поездку во Вьетнам, мы решили посетить несколько очень разных на мой взгляд уголков этой интересной страны. Мы , на острове Фукуок и следующей остановкой стал один из крупнейших городов Вьетнама — Хошимин.

Хошимин очень шумный и яркий город со своей весьма интересной историей, но об этом я расскажу поподробнее в другой статье. А сейчас хочу рассказать о туннелях Кути. Для любого путешественника, желающего поближе познакомиться с историей страны, советую обязательно посетить это место самостоятельно или с экскурсией. Особенно это будет интересно любителям военной истории.

Туннели Кути – это не просто достопримечательность, это часть военного прошлого Вьетнама и по сей день многие жители старшего поколения вспоминают с содроганием те ужасные годы войны с США.

В Хошимине мы планировали задержаться всего на пару дней и поэтому нужно было сразу определиться по времени — куда и когда мы пойдем. Что касается тур агентств, где можно приобрести туры, то тут их не так уж и много, как в Нячанге. Мы приобрели тур в ближайшем к нашему отелю, чтоб потом в случае чего не пришлось бегать далеко за разъяснениями. Договаривались о покупке тура практически на пальцах, т.к они не понимали нашего английского, а мы не понимали их.

В туре было указанно ожидать в 8.00 автобус около входа отеля. В итоге мы прождали его около часа и не знали что уже думать. На наш вопрос к продавцам тура мы получали лишь один ответ, что скоро автобус приедет. Делать было нечего и нам пришлось терпеливо ждать. Дождавшись мы наконец-то отправились в путь.

Тур обошёлся нам в 20 долларов на человека. Длительность- пол дня.

Как добраться


Туннели Кути (некоторые называют их туннели Кучи) находятся в пригороде города Хошимин, на расстоянии 50-55 км от центра города.

Мой вам совет: если вы решите добираться самостоятельно, то лучше это сделать на такси. Договаривайтесь о фиксированной оплате, а не по счетчику, так будет гораздо дешевле.

Прямого автобуса до места назначения нет, придётся делать пересадки и это намного удлинит ваш путь.

На морском транспорте тоже долго и проблематично.

И в любом случае лучше запланируйте поездку с утра, так меньше пробок.

В один конец дорога занимает около двух часов.

Одевайте удобную спортивную одежду и кроссовки. Не берите с собой сумки или тяжелые рюкзаки. Потом вам все это придётся носить с собой.

Гугл координаты: 11.144455, 106.464276

Цена за вход

Нас привезли в лесную местность, затем мы вышли из автобуса и подождали пока наш гид приобретёт билеты на нашу группу.

Цены совсем дешевые:

  • Для взрослого 3,5 доллара.
  • Для ребенка 1 доллар.

Что это за тоннели?

Затем мы проследовали к палатке, где нам показали 20 минутный документальный фильм, рассказывающий об истории создания. На месте все максимально приближенно к настоящей военной атмосфере.

Туннели Кути — это подземные лабиринты, вырытые партизанами во время войны протяженностью в 200 км, глубиной до 10 метров. В строительстве туннелей принимали участие практически все жители, среди них были и женщины, и дети. Рылись они при помощи подручного материала, в основном мотыгами. Благодаря этой находчивости вьетнамцев были спасены тысячи жизней.

Также здесь установлен макет всей многоуровневой системы тоннелей. Сейчас вы удивитесь мастерству и трудолюбию, а также любви к своей родине. Первый уровень – глубина около 3-х метров- это различные помещения (кухня, госпиталь, комната отдыха и.т.д), на этом уровне они практически и жили, на втором уровне 6 метров — прятались при американских бомбежках, а затем обратно поднимались на первый уровень (на втором не хватало кислорода и продержаться можно было лишь короткое время) и третий, самый глубокий уровень около 12 метров – здесь люди прятались от газовых атак.

Для получения воды были вырыты глубокие колодцы. Система вентилирования продумана досконально. Американцы долгое время не подозревали о существовании партизанских туннелей.

Начало экскурсии

Нас встретили люди в форме и на протяжении всей экскурсии с нами был парень, который все показывал и рассказывал.

Вокруг никого нет и думая о том, что все это не просто макеты, а военная история, то становиться действительно не по себе и ужасно интересно. Оглянувшись вокруг я поняла, что лучше не отставать. Иначе весьма легко заблудиться.

Вначале рассказывают как рылись и укреплялись тоннели, насколько все это было сложно, но все же вьетнамцы народ находчивый и им это удалось.

Также здесь были представлены различные военные снаряды и бомбы того времени.

Затем мы увидели настоящий кратер от бомбы. Точно конечно не скажешь, правда это или они специально для туристов вырыли, но все равно впечатляет.

Мы внутри

Пройдя чуть дальше нам показали спуск в туннель, увидеть там ничего невозможно, сплошная мгла. Он настолько узкий, что просто не понимаешь, как возможно, чтоб там прополз взрослый человек. Это был вариант настоящего военного туннеля. В настоящее время все остальные туннели специально расширили для туристов, иначе это было б просто невозможно.

Затем нам предстоял спуск в следующий туннель. Первым пошел и продемонстрировал парень, который там работает. Это больше было похоже на короткий и очень низкий подземный переход. Мы слегка нагнулись и прошли его за несколько секунд. Я было разочаровалась, если можно так сказать, что такими будут и все последующие. Как только я подумала нам предстояло более долгое нахождение под землей.

Мы спустились под землю и шли согнувшись. Здесь же нам показали подземный колодец. Несмотря на то, что мы находились под землей недостатка воздуха, не ощущалось.

Эмоции меня переполняли, одновременно было страшно и интересно. Реальность происходящего добавляет наличие летучих мышей и пауков. Жуткое и отвратительное зрелище. Находясь в таком месте действительно по-другому воспринимаешь реальность. Поднявшись по ступенькам и оказавшись на верху, ловишь себя на мысли насколько ты рад солнечному свету. Невозможно представить какой кошмар пережили эти партизаны в годы войны. Пробыв внизу всего лишь 5 минут, а уже хочется побыстрее выбраться на поверхность.

Описание туннелей

Настолько все продуманно до мелочей, все тщательно замаскированно, что не знающий человек действительно никогда и не найдет где начало, а где конец тоннеля. Оказывается, некоторые тоннели имели выходы в местные водоемы.

Нам продемонстрировали как вьетнамцы во время войны следили за противником, смотря в маленькую щелочку, выходящую на поверхность. Парень спустился в тоннель с одной стороны и пока мы думали, как же долго он там пробудет, он не заметно для всех оказался за нашей спиной, вылез с другой стороны.

Нам также показали ров для противников с острыми железными наконечниками, при попадании противника туда смерть наступала мгновенно. Затем пройдя несколько шагов, мы снова спустились в туннель, здесь мы увидели очень маленькую комнатку под землей, с двумя кроватями и столиком, очень похоже на комнату отдыха, затем нам предстояло опять в полусогнутом состоянии пройти по тоннелю.

На этот раз он был ниже предыдущего и пришлось идти с согнутыми коленями, после чего мы оказались в военном госпитале. Здесь показана картина операции, все макеты выполнены в натуральную величину, а учитываю слабое освещение маленькими фонариками, так вообще создается впечатлении, что ты присутствуешь при реальных событиях аж жутковато становится.

Да, забыла сказать, все тоннели вьетнамцы для посетителей оборудовали маленькими фонариками и даже при таких туристических условиях все-равно не приятно находиться там. А теперь представьте, что во время войны партизаны ползали в полной темноте, а туннели были настолько узкие, что им приходилось отталкиваться руками чтоб проползти и свет они могли не видеть многими сутками.

При выходе из тоннеля установлен макет, как двое партизан несут на носилках раненого.

И конечно же когда ты продвигаешься вперед, никто тебя не предупреждает, что будет дальше и элемент неожиданности делает картинку живой.

Для маскировки все спуски в тоннели спрятаны под крышей с соломой.

Самый крутой узкий туннель

И опять нам предстоял спуск вниз, для правдоподобности происходящего в данном тоннеле были встроены динамики со звуками военного гула, ноги уже прилично побаливали, но самое интересное нас ждало впереди. Вьетнамцы для туристов сделали последний туннель наиболее приближенным к реальности, он был ниже чем все предыдущее, здесь нам уже пришлось идти в полу присяде, после минуты пути (хотя под землей время идет намного медленнее, чем на самом деле) мы оказались в комнате с 4 партизанами за большим длинным столом, внутри туннель разделялся на два пути направо и налево. Перед нами стоял выбор куда же идти, люди из нашей группы были в обоих направлениях, но какое из них верное — было не понятно. Мы выбрали путь налево.

Мы шли полуприсядь, затем тоннель еще больше сузился и пришлось ползти на корточках. Воздух в тоннеле был влажный и душный. Продвигаясь вперед мы не видели окончания туннеля и даже издалека не был виден свет на поверхность и тут две девушки впереди нас останавливаются и спрашивают, а правильно ли мы идем и где выход. И тут у меня началась паника, продлилась она не долго, несколько секунд. Но даже при знании, что есть путь назад и мы совсем близко от поверхности меня охватил страх, а клаустрофобией я не страдаю. Мы проползли обратно и пошли по другом пути и оказались на поверхности.

За эти 5-10 минут под землей мы действительно ощутили себя максимально приближенными к реальности. Когда ты под землей, да еще в таком узком пространстве становится действительно страшно и самое большое желание — быстрее покинуть это место.

Выйдя на поверхность мне уже больше не хотелось спускаться под землю.

Продолжаем поражаться умению вьетнамцев

По завершению всех ползаний нам предложили попробовать еду партизан. Это был варенный корень маниока и какая-то приправа, насыпанная отдельно в тарелку. Некоторые пробовали, но у нас не возникло никакого желания пробовать.

Следующее, что мы увидели — была не большая беседка с различными капканами. Вьетнамцы героически защищали свою страну, не имея для этого специального оружия.

Их изощренности можно только удивиться. Смотря на них понимаешь, что не стоит связываться. Вьетнамцы очень гордый и жизнелюбивый народ.

На пути к выхожу можно увидеть быт партизан, показаны различные мастерские, как партизаны из покрышек изготавливали себе обувь, обезвреживали мины.

Фото выставочных экземпляров

Пригородный район Хошимина под названием КуЧи во время войны с американцами стал центром партизанского движения в Южном Вьетнаме. Трудолюбивые и смекалистые вьетнамцы, поняв, что не смогут на земле дать отпор до зубов вооруженным американцам, ушли под землю. В прямом смысле этого слова. Хотя это было для них не впервой, при французах тоже уходили под землю, но именно при американцах были созданы многоуровневые, сложные сети туннелей.

Сеть туннелей Кучи растянулись от самого Хошимина до камбоджийской границы, а общая протяженность примерно 190 километров. Рылись туннели на протяжении 15 лет, в ручную, при помощи самой обычной мотыги. Но это были не просто «лазы» под землей, а почти целый город. Глубина туннелей составляла от 1,5 до 15 метров, и имела три уровня. В туннелях располагались кухни, госпитали, склады, мастерские, учебные классы и просто жилые помещения. При этом создавалась сеть лабиринтов-ходов, многие из которых уходили в тупик, а другие содержали на своем пути разнообразные ловушки для врагов, пытающихся попасть внутрь.

Наша экскурсия по территории туннелей Кучи началась с визита в музей, где был показан документальный фильм о войне с американцами с русским переводом. Сам фильм был снят в 1967 году во время войны. Также здесь рассмотрели наглядную схему, что из себя представляли эти туннели.


Встреча с первым входом в туннель

Стоит толпа иностранных туристов вокруг небольшой полянки и как заколдованные смотрят в одну точку на земле. И тут кусочек земли поднялся, а под ним высунулась голова парня. Все радостно зааплодировали и начали фотографировать приятеля. Действительно, ходы были спрятаны от глаз так, что их практически невозможно обнаружить, только если точно знаешь, где он.

Многие ходы и лазы, кстати, были намеренно расширены для упитанных и крепких туристов. А во время войны у американцев с этим были проблемы, протиснуться в узкий лаз крепкому солдату было не под силу, поэтому американское командование создало специальный отряд под названием «туннельные крысы». В этот отряд отбирались только маленькие, худенькие парнишки, но с железными нервами. Одному Богу известно, какие ужасы пережили эти ребята, ведь на хитроумные и безжалостные ловушки вьетнамца были весьма сообразительны.




Американцы бомбили туннели, затапливали, пускали в них ядовитый газ, но так и не смогли их разрушить. Сейчас же даже маленький открытый участок туннелей КуЧи дает туристам небольшое представление о годах войны. Самые смелые и отважные могут проползти участок в 100 метров, но это не так легко, ноги быстро затекают, да и нехватка воздуха дает о себе знать.

Выпустить пар на стрельбище

Также здесь можно пострелять из АК-47, МК-16 и другого оружия. Один патрон для М-16 стоит 35 000, но продаются они по десяткам.




Помимо самих туннелей можно посмотреть на самые распространенные ловушки, которыми пользовались партизаны, как они отдыхали, как кушали, как переделывали американские снаряды в бомбы и многое другое.












Туннели КуЧи во Вьетнаме одна из самых популярных экскурсий. В Хошимине вы вряд ли найдете русскоговорящего гида, абсолютное большинство из них англоговорящие. Мы договорились об экскурсиях еще в Нячанге. И «Зоя», и «Паша» вьетнамцы, но русский у них был на уровне.

Организация самостоятельной экскурсии в Тоннели Кути.

Впервые о подземельях вьетнамских партизан – Тоннели Кути, я услышал от друга, который посетив охарактеризовал их “самая лучшая экскурсия”, на которой он бывал, “там очень круто, можно полазить по тоннелям и пострелять из любого оружия времен вьетнамской войны”.

Погуглив и почитав путеводители, выяснилось, что тоннели которые вырыли партизаны имеются в разных частях Вьетнама, а одни из самых известных и больших (длина достигает 200 километров), находятся на расстоянии 40-50 километров от Хошимина, куда мы прилетаем и откуда начинается наше путешествие по Вьетнаму. В Хошимин мы планировали провести практически три полных дня, один из которых отвели на посещение тоннелей.

Считается, что экскурсия в тоннели Кути (иногда их называют тоннели Кучи) самая популярная в окрестностях Хошимина и туда организуют поездки множество туристических агенств находящихся в городе. И один из вариантов посмотреть тоннели, это купить организованную экскурсию в одном из них. Стоит она не дорого 5-10 долларов США на человека, старт на автобусе рано утром из центра Хошимина. Мы пошли своим путем, решили поехать к тоннелям Кути самостоятельно.

На это было две причины:

  1. не особая любовь к организованным экскурсиям
  2. начало в 7-30

Временной лаг с Москвой в Хошимина составляет 4 часа и пара дней
это малый срок что бы перестроится на местное время и вставать так рано сложно.

Тоннели Кути (Cu Chi Tunnels): как добраться

  1. Наземным общественным транспортом. Прямого сообщения нету, надо осуществлять пересадки.
  2. Водным транспортом. Интересный способ, но требовал больше времени на проработку и осуществление.
  3. Такси. На этом варианте мы и остановились.

Как экономно добраться до тоннелей Кути (Кучи) на такси

Выйдя в 11-00 из Гранд отеля Сайгон, с котором мы остановились, через 30 секунд мы уже общались с таксистом компании Vinasuntaxi, который совсем не разговаривал по английски. На помощь нам пришел швейцар из нашего отеля.
Изначально нам было предложено ехать по счетчику, но мы настаивали на фикс прайсе. Водитель связался с диспетчером, и после этого нам было сделано предложение которое мы не торгуясь приняли – 1 280 000 вьетнамских долгов, длительность поездки 6 часов. Забегая вперед скажу, по счетчику наша поездка обошлась бы 1 900 000 вонгов, столько наткало на таксометре, который всю поездку работал и это не считая времени которое могли включить за ожидание, которое составило 3 часа.

Дорога из Хошимина к Тоннелям Кути

Расстояние до городка Кути (Cu Chi) рядом с которым находятся тоннели Кути, из первого округа Хошимина, который является главным местом притяжения туристов в силу множества деловых и торговых центров, отелей и различных туристических достопримечательностей составляет около 40 километров. От него до тоннелей, название которые они очевидно получили всвязи с близостью к этому населенному пункту составляет еще 15 километров. Таким образом из центра Хошимина до достопримечательности расстояние составляет 50-55 км.
Сначала мы плутали по загруженным мопедами и машинами улочкам Сайгона, границу города и пригорода определить было сложно поскольку сам город сменился урбанизацией со сплошным рядом построек вдоль трассы среди которых жилые дома, различные магазины, мастерские и т.д. И только через часа полтора езды пейзаж за окном машины начал напоминать загородный. Дорога в один конец составила около двух часов, при том что мы не сделали ни одной остановки.

Экскурсия по тоннелям Кути (Cu Chi tunnels)

При въезде на территорию на которой располагаются тоннели стоит будка в которой можно и нужно приобретать билеты. Стоимость билета на одного взрослого составила 70 000 долгов (3,5$), детский стоит 20 000 (1$).

После кассы проехав еще метров 200 после кассы дорога уперлась в площадь на которой кроме машин были припаркованы танк, самолет и вертолет времен вьетнамской войны. Кстати во Вьетнаме эта война называется Американской войной.Выйдя из машины мы сразу пошли к большим воротам изображенным на фотографии, но человек в форме который их охранял развернул нас и направил в противоположную сторону.

Через три минуты мы уже были около проходной, рядом с которой располагалась вот такая экспозиция из артефактов войны. У нас проверили билеты и дали дальнейшие инструкции, которые заключались в следующем: нужно пройти метров 200 через джунгли, найти кинотеатр и посмотреть кино продолжительностью 20 минут.

По дороге в кино нам встретилась вот такая инсталляция.

В кинозале под навесом кроме нас никого не оказалось и мы уселись в первый ряд напротив выключенного древнего телевизора над которым красовался портрет Хо Ши Мина. Через не сколько минут появилась сотрудница и врубила кино. Кино оказалось черно-белое и по всему было видно что снято оно очень давно.

История появления тоннелей Кути

Фильм рассказывал о том, что жили не тужили мирные крестьяне, выращивали на плодородных землях рамбутаны, бананы и рис и тут пришли иноземные захватчики. И ничего не оставалось крестьянам делать как взяться за мотыги которыми они возделывали рисовые поля выкопать тоннели глубиной до 10 метров и длинной 200 километров и начать борьбу с супостатами.

В строительстве тоннелей, а также в партизанской борьбе принимали практически все жители этой местности включая женщин и детей. Они вели героическую борьбу изначально вооруженные только сельхоз инвентарем. Постепенно добывая оружие у убитых американских солдат и извлекали взрывчатку из неразорвавшихся бомб и делали из нее самодельные мины. В начале боевых действий население насчитывало около 10 000 человек, к окончанию не более 2000. При малейше подозрении в помощи ополченцам, американцы уничтожали деревни целиком.

В процессе просмотра фильма зрителей стало гораздо больше, пришло человек 30. Мы решили пойти дальше недосмотрев кино, чтобы не ходить толпой, но сотрудник настоятельно попросил нас остаться. тут пришло осознание, что экскурсия будет таки организованная. Фильм закончился и человек вьетнамской наружности в зеленой форме представился гидом и попросил подойти к панораме слева от телевизора. Да забыл упомянуть, экскурсия проходила на английском языке и достаточно сносном.

Тоннели Кути – это разветвленная система подземных ходов, которые были вырыты и использовались партизанами, большинство из которых были местные жители, для борьбы с американскими войсками. Входы в туннели тщательно маскировались и их было крайне сложно обнаружить. Туннели имели разветвленную систему с множеством выходов, в том числе с выходами под водой местных водоемов. Подземные лазы делались специально очень узкими, что бы людям с европейским сложением было сложно них передвигаться.

Архитектура тоннелей Кути

Тоннели Кути имеют три уровня, первый залегает на глубине около трех метров, на этом уровне располагаются большинство помещений вырытые под землей в которых были устроены штабы, госпитали, кухни, комнаты отдыха, жилые помещения и прочие бытовые помещения. В этих помещениях находится можно было очень долго, практически в них можно было жить не выходя на поверхность. Кислород под землю поставлялся с помощью систем вентиляции, которая изготавливалась из бамбука и так же как и входы в тоннели тщательно маскировалась.

В тоннелях вырывались глубокие колодцы из которых партизаны доставали воду. На подземных кухнях готовили пищу в том числе с применением огня. Для того что бы враг не мог обнаружить тоннели по исходящему из под земли дыму, были предусмотрена специальная многоуровневая система фильтров, проходя через которые дым настолько очищался, что на поверхности его уже не было видно и запах не ощущался.

Второй уровень тоннелей находится на уровне 5-6 метров. В них партизаны прятались при бомбежках и спец операциях американской армии. На такой глубине можно было провести некоторое время, но жить там невозможно, поскольку недостаточно кислорода и очень душно.

Третий уровень достигает глубины 9-12 метров. На такую глубину спускались только в экстренных случаях при распылении американцами ядовитых газов или при бомбардировках тяжелыми бомбами. Даже самая мощная бомба не пробивала на такую глубину. Но находится так глубоко, человек мог не более пары часов.

Вот с помощью таких традиционных сельхоз инструментария местные жители рыли многокилометровые подземные тоннели.

Партизаны вели очень эффективные боевые действия, осуществляя из них смертоносные вылазки и укрывались в них после завершения операций.

Для борьбы с ними было создано специальное подразделение, которое называлось «Тоннельные крысы». В него специально подбирались солдаты маленького роста и субтильного телосложения, что бы они могли перемещаться в тоннелях. Огромное количество солдат погибло в ходе операций, попав в смертоносные ловушки расставленные в тоннелях. Больших успехов добиться им не удалось и для борьбы с партизанами активно использовалось страшное химическое оружие, ядовитые газы, всевыжегающий напалм и агент оранж. Вследствие действия химического оружия, даже те кому удалось выжить остались инвалидами.
Территория под которой располагались тоннели не раз подвергалась ковровым бомбежкам.

Первая остановка оказалась метрах в 200 от кинотеатра. Мы вышли на полянку усыпанную жухлой листвой. Гид ловко расчистил листву в одном месте, под листвой оказался люк, укрывавший вход в тоннель.

Отойдя от этого места метров 10 гид открыл еще один замаскированный вход.

Туристам предлагается попробовать спуститься в люк, и пройти, а точнее проползти до сососеднего входа. Размер входа вы можете оценить по фотографии, любой человек с нормальным или даже с избыточным весом может без особых затруднений в него залезть. Гид поведал – что вход в тоннель и сам тоннель в данном месте были специально расширены, что бы европейские туристы могли в него залазить и относительно комфортно по нему перемещаться. Удобнее это делать подняв руки вверх, так как тело несколько вытягивается и руки не увеличивают объем в области таза.

Но расширенный тоннель не для всех одинаково комфортен.) Но несмотря на определенные затруднения, эта малазийская дама в теле сумела спуститься в туннель.

Опустившись на корточки, открывается уже вход непосредственно в туннель.

В туннеле относительно сухо, но очень душно и жарко. Но мы посещали в сухой сезон и в солнечный день. Не уверен, что в сезон дождей ситуация такая же. Стены как будто, чем то оштукатурены, а пол земляной.

Туннель освещен несколькими электрическими лампочками и передвигаться не приходится в слепую. Но как вы понимаете это сделано для туристов и во время войны у партизан таких удобств не было.

Длина отрезка по которому предлагают пройти туристам составляет около 10 метров. Передвигаться по тоннелю, можно двумя способами -на корточках гуськом или на четвереньках. Как вы понимаете, это не очень удобно, особенно если расстояние приличное, но по данному тоннелю пройти 10 метров, не составит большого труда человеку в нормальной физической форме.

Для того что бы Вам было удобно перемещаться в туннелях необходимо одеть удобную спортивную одежду и такую которую не жалко испачкать, так как вероятность этого стремится к 100%. Желательно одеть спортивную обувь, поскольку туннелях в шлепках крайне не удобно. Они все время норовят слететь, особенно когда начинаешь потеть, а потеть начинаешь быстро и очень обильно, так как передвижение в туннеле это приличная физическая нагрузка в жаркой и влажной атмосфере.

Около половины туристов решились проползти по этому туннелю.

На фотографии ниже показан один из способов маскировки вентилирования тоннелей – маскировка под термитник. Норка в бугорке -это и есть вентиляционное отверстие. Без вентилирования в туннелях долго находится нельзя, и вентиляцию приходилось всячески маскировать, потому что враги по ней определяли местонахождения подземных ходов.

Гид предложил найти вентиляционное отверстие на другом бугре неподалеку. Этого сделать не удалось, по причине, что это настоящий термитник и отверстия в нем не было.)

Табличка на дереве обозначает воронку от взрыва бомбы, которые в огромных количествах сбрасывались на эти земли.
Гид рассказал, что земля в этой местности очень твердая, как асфальт. Она уплотнилась вследствие взрывов от гигантского количества сброшенных бомб.

Одна из многочисленных модификаций смертельной ловушки которая использовалась партизанами.

Госпитальный наземный бункер, в котором проводились даже хирургические операции.

А это уже подземный бункер, который во время войны, по всей видимости выполнял функцию штаба. После осмотра помещения гид предложил пройти еще один тоннель, но сразу предупредил, что задача будет не такой простой как в первом тоннеле.

Дистанция тоннеля около 50 метров и имеются повороты. Путь проходит не горизонтально, сначала спускается в низ, а потом подъем наверх. Желающих набралось не много.

Прохождение этого тоннеля стало для меня апофеозом этой экскурсии, это оказалось самым интересным, тяжелым физически и ярким на эмоции испытанием! Как говорится – размер имеет значение, дистанция безусловно тоже. Передвигаться пришлось гуськом, в тоннеле было жарко, влажно и душно. Воздух был спертым. Еще не пройдя и половины пути футболка стала мокрой на сквозь и пот стекая по лбу попадал в глаза. Мышцы ног стали забиваться, поясница ломить и каждый последующий шаг давался все сложнее и сложнее. Переодически на автомате пытался разогнуться, и потолок тут же напоминал, где я и что распрямиться, что бы дать мышцам отдохнуть не получится. И хотя я не страдаю клаустрофобией, в такие моменты хорошо начинаешь осознавать чувства людей, которые боятся замкнутых пространств, появляется огромное желание как можно быстрее покинуть это не комфортное место.

Осложняло передвижение еще то, что пришлось нести перед собой на вытянутых руках рюкзак, который весил не менее 5 килограммов. За спиной оставить его было не возможно, поскольку в этом случае пришлось бы бороздить им по потолку тоннеля.

Пульс сильно участился и по ощущениям зашкалил за 150 ударов в минуту. Появилось большое желание как можно быстрее дойти до выхода. Мышцы болели прилично и несколько раз я ловил себя на желании перейти на четвереньки и только жена, которая бодро передвигалась впереди и гордость не позволили мне этого сделать!) Конец дистанции был осложнен еще тем, что приходилось двигаться в горку. На последних метрах ноги практически забились до отказа и были близки к полному не послушанию. Но вот забрезжил свет, дышать стало легче и вот о выход из тоннеля! Выбравшись наружу, потребовалось усилие чтобы встать прямо, ноги были ватными, пульс зашкаливал, пот лился градом. Радости оказаться на поверхности не было предела! И я очередной раз задумался, каково было партизанам находится в тоннелях, особенно когда их травили всяческой жуткой химией.

Резюмируя, если вы будете посещать эту экскурсию и захотите проползти по тоннелям более-менее значимый отрезок, надо иметь ввиду, что это не так просто и надо иметь определенную физическую подготовку. Людям у которых клаустрофобия и которые не хотят от нее избавится -строго не рекомендовано.

Окончанием экскурсии был перекус в стиле вьетнамских партизан. На угощение был предложена варенный корень маниока (гид назвал её тапиокой) с приправой сделанной из арахиса, соли, сахара и из нескольких специй. Маниока – очень питательное волокнистое растение, без ярко выраженного вкуса отдаленно напоминающее картофель. Именно это растение растущее в тропиках стало основным пищевым продуктом вьетнамцев во время войны.

Традиционно, основное блюдо вьетнамских жителей – это рис. Но эта культура требует много внимания и сил от крестьянина. Американцы во время войны не чурались никаких методов и активно бомбили рисовые поля не давая крестьянам их возделывать, а также выжигали огнем и химией плодородные земли, делая их безжизненными, для того что бы ослабить местное население. И маниока, которая в отличие от риса очень не прихотлива и не требует для роста внимания человека, стала основным продуктом питания для людей, не давала им умирать от голода и служила источником энергии для партизан боровшимися с захватчиками.

К моменту обеда, я еще не успел толком отдышаться от прохождения последнего тоннеля и поел без особого аппетита. А вот жене угощение пришлось по вкусу, даже попросила добавки.)

На этом экскурсия была окончена. По дороге к выходу, путь шел мимо различных мастерских, в которых изготавливали различные используемые в войну вещи и инсталляций показывающих быт жителей тоннелей Кути.

Вот например, на фото ниже, человек изготавливает шлепанцы из резины от покрышек различной техники.

Желающие могут приобрести такую обувь за 80 000 донгов (3,5 USD)

А вот эти ребята курочат не взорвавшуюся бомбу, что бы достать из нее взрывчатку и сделать противопехотные мины.

А на этом стенде представлены смертоносные плоды их творчества.

На на самом выходе находится лавка, в которой можно приобрести различные сувениры, например брелок из пули от пулемета. Мы собираем магниты, но интересного по тематике тоннелей Кути не нашли, продавались только попсовые, которые продаются везде.

Тир рядом с тоннелями Кути: стрельба из оружия вьетнамской войны.

Потом мы двинулись в сторону тира, о котором были наслышаны. Сразу, выйдя из зоны экскурсии по тоннелям мы увидели билборд, который указывал, что до тира 1,5 километра. Это расстояние мы преодолели неспешным шагом минут за 15-20. Часть дороги шла вдоль весьма живописного озера, которое Вы видите на фотографиях. Дорогу нам скрасила вьетнамская пара из Ханоя, рассказав много интересного о Вьетнаме.

На озере есть станция катамаранов и желающие могут на них покататься. На фотографии ниже, она виднеется с правой стороны вдали.
Чтобы достичь тир, необходимо в определенный момент повернуть направо (или налево, в зависимости с какой стороны обходите озеро) и отойти озера метров на 150-200.

Вот так выглядит вход в него.

Пройдя это туннель, мы оказались в комнате, в которой находится офис тира. Пострелять можно из 7 видов оружия, представленных на стенде. Я поинтересовался, есть ли у них базука, сказали что нету.)

Стоимость патронов в тире тоннелей Кути

Прайс за один патрон для них Вы видите на стекле кассы.

Мы приобрели 30 патронов, по 10 на самые интересные для нас орудия – автомат Калашникова, винтовка М-16 и ручной пулемет М-60. Один патрон обошелся в 35 000 VND (1,6 USD), а общий заказ 1 050 000 VND (49 USD). Рассчитаться пришлось наличными, карты не принимают! Имейте это ввиду.

Взамен на деньги, выдают квитанцию в которой расписано, какие патроны ты приобрел. С ней идешь в тир и отдаешь сотруднику.

При выходе непосредственно в зону тира, лучше сразу надеть наушники которые висят около дверей. Когда стреляют, грохот стоит адский. Я попробовал без наушников, выстрел и стоит звон в ушах. Реально очень громко! А вот работники тира, парень в зеленой униформе как-то работает без них. Есть у меня стойкое подозрение, что они уже полуглухие.)

Эти парни согласно квитанции подбирают патроны, заряжают орудие и объясняют, как стрелять. Выстрелить наука не мудреная, целишься в мушку, нажимаешь на курок.

Когда мы шли в тир, сразу же нашелся ответ на вопрос который у меня закрался, а что если вдруг в нем окажется псих и он начнет стрелять по окружающим?!). Для этого ему сначала потребуется, оторвать оружие от стационарной подставки, к которой оно плотно закреплено. Из-за этого, угол поворота не превышает по 15-20 градусов влево-право, а вверх вниз не более 5.

Стрельба ведется по целям, которые расположены достаточно далеко в метрах 200-250. Мишеней на них нет, оптических приборов, в которые можно посмотреть на результаты стрельбы тоже. Поэтому этот тир, аттракцион для тех, кто хочет в принципе пострелять из автоматического оружия. Пострелять на точность и оточить мастерство туристам не предлагается.

Винтовка М-16

Автомат АК-47

Пулемет М-60. Из него наверное стрелять понравилось больше всего. Калибр 7,62, мощный звук выстрела, вылетающие гильзы из лентопротяжного механизма -класс! Кстати, интересный факт, за внешний вид и недостатки, конструкции пулемет прозвали the pig, что по русски означает “свинья”.)) Лично я такого сходства не углядел.

Дорога обратно: Тоннели Кути – Хошимин

После стрельбы, мы вернулись к таксисту и отправились обратно в Сайгон. Обратный путь составил около полутора часов. Полное время поездки составило 6 часов 40 минут. Поскольку мы договаривались на 6 часов, таксист попросил доплату 60 000 донгов. Таким образом общая стоимость поездки по маршруту Сайгон-тоннели Кути-Сайгон длительностью около 7 часов составила 1 340 000 VND (63 USD). Эта сумма была оплачена таксисту банковской картой. Машины Vinasun taxi оснащены терминалами для снятия денег с пластиковой карты. Это приятное и немаловажная опция. Рассчитываясь банковской картой мы экономим на комиссии за снятие наличных в банкомате и зарабатываем мили Аэрофлот бонус которыми активно пользуемся для приобретения билетов.

Экскурсия “Тоннели кути” и стрельба в тире резюме

Экскурсия “Тоннели Кути” понравилась и мы рекомендуем её к посещению всем туристам которые посещают Сайгон. Возрастных ограничений нету, она может быть интересна даже детям. Для тех кто захочет полазить по тоннелям надо помнить, что это потребует физических усилий. Людям с сильной клаустрофобией, лучше воздержаться от этой части программы. Одевать лучше удобную одежду, которую не жалко испачкать и спортивную обувь (не сланцы). Девушкам удобнее будет в шортах или штанах. Рекомендую взять влажные и сухие салфетки. В процессе лазанья по тоннелям пачкаются руки и что бы не ходить до конца экскурсии с грязными руками. Помыть их удасться только в самом конце, перед перекусом тапиокой.

Остались вопросы о тоннелях Кути? Смело задавайте их в комментариях под этим постом, с удовольствием отвечу!



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире