Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые известные самоучки в мире. Безумные китайские инженеры-самоучки и их странные изобретения (15 фото). Пересечение двух судеб

Характеризуя Ивана Петровича Кулибина, энциклопедия Кирилла и Мефодия (КМ) сдержанно сообщает: «Российский механик-самоучка (1735-1818). Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др».

При чтении этого абзаца у неподготовленного человека возникает ощущение, что Кулибин был-таки довольно приличным изобретателем (вон, за ним числится и фонарь, и семафор и даже «много др.»). Но с другой стороны всего-навсего механик (типа слесаря) да еще и самоучка.

С высокоученым европейцем эпохи Возрождения рядом не поставишь.

Поэтому, нарушая традиции написания рефератов и научных статей, посвященных каким-либо персоналиям, начну не с биографических данных, а с загадки.

Итак, известно, что Иван Кулибин, родившийся на Волге и с детства видевший тяжелый труд бурлаков, изобрел самоходную баржу. Которая (внимание!) сама шла против течения реки, используя в качестве движущей силы само (вы не поверите!) течение реки.

Да-да, это не ошибка и не опечатка. Кулибин действительно создал баржу, которая используя только силу течения шла … против течения.

Это кажется невероятным. Невозможным. Противоречит базовым законам физики.

Судите сами: даже если добиться того, чтобы тяжелая баржа имела нулевой коэффициент трения о воду (что невозможно!), то судно в лучшем случае оставалось бы на месте. Не дрейфовало бы по течению в низовья реки.

А тут баржа своим ходом шла ВВЕРХ.

Это же просто вечный двигатель какой-то!

Парижская академия наук отказалась бы рассматривать такой проект, так как это невозможно, потому что невозможно никогда!

Но Кулибин-то не проект предоставил, а настоящую баржу. Которая при большом скоплении народа действительно была спущена на воду и НА САМОМ ДЕЛЕ, у всех на виду, шла против течения, не используя никаких внешних сил.

Чудо? Нет, реальность.

И теперь, когда вы это знаете, попробуйте сами (как никак мы жители XXI века, вооруженные знаниями и обласканные техническим прогрессом) сообразить, как механик-самоучка(!) XVIII века добился столь удивительного эффекта, используя самые простые и доступные каждому материалы.

Пока вы думаете, для обострения мыслительных процессов приведу несколько основополагающих принципов изобретательства. Разработанных, естественно, в XXI веке.

Техническое решение считается идеальным, если нужный эффект достигается «даром», без использования каких бы то ни было средств.

Техническое устройство считается идеальным, когда устройства нет, но действие, которое оно должно делать, выполняется.

Способ, которым осуществляется техническое решение, является идеальным, когда расхода энергии и времени нет, но требуемое действие выполняется, причем регулированно. То есть столько, сколько надо и только тогда, когда надо.

Ну и в завершение: Вещество, используемое в техническом решении, считается идеальным, когда самого вещества нет, но его функция выполняется в полном объеме.

Вам не кажется, что деревенскобородый мужик-лапотник, а точнее механик-самоучка Иван Кулибин умел находить именно ИДЕАЛЬНЫЕ решения? Невозможные с точки зрения Парижской академии наук?

В книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» ярко живописуется, как титульный герой перехватил и исказил информацию, передаваемую при помощи семафорного телеграфа с испанского театра военных действий в Париж. Результатом стало обрушение биржи и грандиозное разорение одного из могущественнейших банкиров - врагов графа.

Ничего удивительного. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Хочется только подчеркнуть, что изобрел этот самый семафорный телеграф - Иван Петрович Кулибин.


Теперь о прожекторе.

Не забудем, что милостью ее императорского величества Екатерины II сын нижегородского купца-старовера Иван Кулибин был призван в столицу и там, в течение 32-х лет (с 1769 по 1801 год) заведовал механическими мастерскими Петербургской академии наук.

Петербург - город мореходный. А значит, подача световых сигналов в нем исключительно важна. Тут и маяки, ориентирующие суда и оберегающие их от попадания на мель, и передача информации с корабля на корабль…

До эпохи Кулибина суда для передачи сигналов использовали разноцветные вымпелы, поднимаемые на мачтах, и ручной семафор (лихой матросик с флажками). Понятно, что разглядеть эту красоту можно было только днем. На маяках ночью разжигали костры.

Но на деревянном судне открытый огонь слишком опасен, поэтому в море для освещения можно было использовать только свечу или фитиль, плавающий в плошке с маслом. Понятно, что мощность света от таких источников невелика и для передачи сигналов на сколь-нибудь приличное расстояние не годится. Так что ночью суда погружались во тьму и информационное молчание.

Изучив проблему, механик-самоучка Кулибин в 1779 сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. Важность такого фонаря-прожектора в портовом городе трудно переоценить.

Виктор Карпенко в своей книге «Механик Кулибин» (Н. Новгород, изд-во «БИКАР», 2007 год) так описывает событие:

«Как-то в темную осеннюю ночь на Васильевском острове появился огненный шар. Он освещал не только улицу, но и Английскую набережную. Толпы народа устремились на свет, творя молитвы.

Вскоре выяснилось, что это светит фонарь, вывешенный знаменитым механиком Кулибиным из окна своей квартиры, которая помещалась на четвертом этаже Академии».

Фонари пользовались огромным спросом, но Кулибин был плохим предпринимателем и заказы ушли к другим мастерам, которые нажили на этом не одно состояние.

Автомобиль

Леонардо да Винчи считается первым в истории изобретателем самобеглой коляски. Правда, у флорентийца она предназначалась для военных целей и, как сейчас утверждают, явилась прообразом современного танка.

Устройство, со всех сторон защищенное «броней» из дерева (современных пуль и снарядов в средние века не знали), передвигалось за счет мускульной силы нескольких человек, которые сидели внутри и вращали рычаги. (Типа «кривой стартер»).

Увы, изучив чертежи Леонардо современные специалисты оценили изобретение так:

Дэвид Флетчер, британский историк танков:

«- Да, сначала кажется, что ничего из этого не выйдет. Там внутри должны быть люди, вращающие рукояти, чтобы завращались колеса и с места сдвинулась махина бог знает какой тяжести. Я бы сказал, что это физически почти невозможно.

Для того чтобы это могло двигаться, нужно поле боя ровное, как стол. Камень - и оно остановится. Нора крота - и снова остановка. Противник умрет от смеха раньше, чем эта штука до него доедет.

Но это только с первого взгляда. Со второго - солдаты (!) британской армии заметили, что в чертеже есть принципиальная ошибка.

Шестерни на колесах расположены неправильно, - сказал один из тех, кого посадили внутрь Леонардовского танка и заставили крутить рукояти. - При таком устройстве переднее колесо крутится назад, а заднее - вперед. Так что это нужно исправить - переставить шестеренки. Тогда оба колеса будут одновременно двигаться в одном направлении.»

Как видите, изобретение Леонардо содержало принципиальные конструкторские недоработки. Причем, даже после их устранения механизм мог использоваться только в лабораторных условиях на идеально ровной поверхности, какой в реальной жизни не найти.

Теперь взглянем на изобретения Ивана Кулибина.


В Политехническом музее Москвы хранится несколько уменьшенных копий самодвижущейся коляски. Таковые (не копии, а настоящие изделия) изготавливались в механических мастерских Петербургской академии наук, которыми руководил Кулибин, и довольно широко использовались для прогулок аристократов.

Сотрудники музея подчеркивают, что кулибинская самобеглая повозка имела все части современного автомобиля: коробку скоростей, тормоз, карданный механизм, руль, подшипники качения… Единственное сходство с Леонардовским изобретением - приводилась сия конструкция в движение тоже за счет человеческих мускулов. Водитель крутил ногами педали, его усилия раскручивали тяжелый маховик… и через короткий промежуток времени, велоколяска, отличавшаяся завидной грузоподъемностью, могла развивать приличную скорость. От водителя требовалось только твердо держать руль и поддерживать маховик в постоянном вращении.

Мосты

Устраиваясь под покровительство миланского герцога Людовико Сфорца, Леонардо позиционировал себя, как военный инженер.

«Я могу создать легкие прочные мосты, - говорил он, - которые будет легко перевозить в ходе преследования. Или, упаси господи, бегства от врага. Так же я придумал способ осады замков, при котором первым делом осушается ров с водой».

И герцог принял его на службу. Однако, как человек здравомыслящий, (энциклопедии сообщают, что при нем «Милан стал одним из сильнейших государств Италии, центром наук и искусств») поручил новому служащему не строительство мостов новой конструкции, а нечто гораздо более скромное. Он доверил Леонардо (Умеешь осушать? - Осушай!) провести дренаж для ванной комнаты герцогини.

Энциклопедия КМ сообщает:

«В 1770-х гг. Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул».

Очень любопытно упоминание о том, что знаменитый Эйлер не проводил расчеты для русского самоучки, а по его модели проверял СВОИ расчеты. Умный был человек, понимал, что «практика - критерий истины».

Вопрос: а зачем, собственно, Кулибину понадобилось изобретать мост такой необычной формы? Слава Богу, конструкций мостов с древнейших времен существует множество…

Дело в том, что Санкт-Петербург - крупный порт. И до сегодняшнего дня он принимает суда большого тоннажа и водоизмещения. Для того, чтобы эти громадные суда могли входить в город, основные мосты Санкт-Петербурга сделаны разводными.

А одноарочный мост, который предлагал Кулибин, как бы парил над Невой, касаясь земли только в двух точках - на правом и на левом берегах.

ЕГО НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ БЫ РАЗВОДИТЬ!

Мосты Кулибина, если бы их проект был принят, позволили бы океанским судам входить в порт не только ночами, а в любое время суток! И никаких затрат на обслуживание и ремонт разводных механизмов.


Часы

Общеизвестно, что столичная карьера Ивана Кулибина началась с того, что во время визита императрицы Екатерины II в Нижний Новгород, ей преподнесли изготовленные мастером часы. Размером они были с гусиное яйцо и вмещали (помимо собственно часов) ни много ни мало, как театр-автомат, музыкальную шкатулку и механизм, который все этим управлял. Всего «яичная фигура», которая теперь является жемчужиной в коллекции Эрмитажа, содержит 427 деталей.


Вот как описываются эти удивительные часы в книге Виктора Карпенко:

«Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь.

По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды.

Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».

Часы, созданные Кулибиным, хранятся в кладовых Эрмитажа и, чтобы их увидеть, нужно приложить специальные усилия (договариваться, оформлять пропуск и т.п.). Гораздо доступнее знаменитые «Часы-павлин», изготовленные в Европе и выставленные в одном из залов Эрмитажа.

Это поистине грандиозное сооружение, которое даже в просторном Эрмитаже занимает значительную часть выделенного ему помещения.

Разумеется, как все произведенное в Европе, часы "Павлин” являются модной занимательной игрушкой и, заодно, произведением искусства. В "чудесном саду”, выполненным в натуральную величину, на золоченых ветвях дуба расположились павлин, петух, сова в клетке и белки. При заводе специальных механизмов фигуры птиц приходят в движение. Сова вертит головой, павлин распускает хвост и поворачивается к публике своей самой красивой частью (то есть тылом), петух кукарекает.

Плюс ко всем наворотам имеется и циферблат (в шляпке гриба), взглянув на который можно без всяких выкрутасов, чисто по-человечески узнать сколько время.

Часы были приобретены князем Потемкиным у английской герцогини Кингстонской, которая в 1777 году на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из Англии, приплыла в Санкт-Петербург.

У часов был только один недостаток: герцогиня вывезла их из Лондона в разобранном виде и, они более десяти лет лежали в кладовой, теряя свои части и детали. Например, из 55 граненых хрусталей, лежащих на основании часов, к 1791 году уцелел лишь один.

Светлейший князь Потемкин-Таврический, потративший на диковинку немалые деньги, призвал Кулибина и попросил «оживить бедных птичек».

Часы действуют до сих пор.

Часы различных конструкций Кулибин создавал во множестве: карманные, суточные, перстневые, часы с гуслями…

Но рассказать хочется еще лишь об одних. В 1853 году в журнале «Москвитянин» появилась заметка, подписанная неким П.Н. Обнинским. Он сообщал, что у него в доме находятся часы, созданные Кулибиным, и просил прислать комиссию для освидетельствования.

Чем же так интересно было это устройство?

Во-первых, часы были астрономическими. То есть показывали ход планет, затмения Луны и Солнца. Кроме того, часы указывали дату (день, месяц), а особая стрелка отмечала високосные годы.

Во-вторых, на минутной стрелке были устроены мелкие часы, в гривенник размером, которые не имея никакого сообщения с общим механизмом часов и не имея завода, показывают, тем не менее, время очень верно.

Фактически, здесь мы опять сталкиваемся с «вечным двигателем», изобретенным Кулибиным.

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально в Москве на хлебе и воде (отец присылал 10-15 рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Сриниваса Рамануджан Айенгор

Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Наиболее значительна его работа совместно с Годфри Харди по асимптотике числа разбиений p(n).
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Милтон Хьюмасон

Родился в штате Миннесота, в семье крупного банкира. В 14 лет бросил школу и с 1917 начал работать в обсерватории Маунт Вильсон - вначале разнорабочим, потом ночным ассистентом. Несмотря на отсутствие у него специального образования в тот момент, проявил незаурядные способности наблюдателя, и по распоряжению Д. Э. Хейла вскоре был зачислен в штат научных работников. Работал в обсерватории Маунт-Вильсон до своей отставки в 1957.
Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930-1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Камиль Фламмарион

Высшего образования не получил. С 1858 по 1862 года работал под руководством Леверье вычислителем в Парижской обсерватории, с 1862 по 1866 года работал при Бюро долгот, в 1876-1882 году был сотрудником Парижской обсерватории. Состоял редактором научного отдела журналов «Cosmos», «Siecle», «Magasin pittoresque».
Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867-1880 годах совершил несколько подъёмов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

Майкл Фарадей

Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. В магазине было немало научных книг; в позднейших воспоминаниях Фарадей особо отметил книги по электричеству и химии, причём по ходу чтения он сразу начал проводить простые самостоятельные опыты. Отец и старший брат Роберт в меру своих возможностей поощряли тягу Майкла к знаниям, поддерживали его материально и помогли изготовить простейший источник электричества - «Лейденскую банку». Поддержка брата продолжалась и после скоропостижной смерти отца в 1810 году.
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.
Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий - первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Уолтер Питтс

Уолтер Питтс родился в Детройте 23 апреля 1923 года в неблагополучной семье. Он самостоятельно изучал в библиотеке латинский и греческие языки, логику и математику. В 12 лет он прочитал за 3 дня книгу «Principia Mathematica» и нашёл в ней несколько спорных моментов, о чём он и написал одному из авторов трёхтомника - Бертрану Расселу. Рассел ответил Питтсу и предложил ему поступить в аспирантуру в Великобритании, однако Питтсу было всего 12 лет. Через 3 года он узнал, что Рассел приехал читать лекции в Университете Чикаго и сбежал из дома.
В 1940 году Питтс знакомится с Уорреном МакКалоком и они начинают заниматься идеей МакКалока о компьютеризации нейрона. В 1943 году они опубликовали работу «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности».
Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

Владимир Андреевич Никонов

Учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов. Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972).
После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.
Основные научные интересы в ономастике - русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

Борис Васильевич Кукаркин

Окончив школу, занимался самообразованием и в 18-летнем возрасте возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии, пробыв на этом посту до 1931 г.
В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.
В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.
Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Виктор Степанович Гребенников

Российский энтомолог и апиолог, художник-анималист, специалист по разведению и охране насекомых, писатель. Заслуженный эколог России, член Международной ассоциации учёных-исследователей пчёл, а также член Социально-экологического союза и Сибирского экологического фонда.
Самоучка, не имел высшего образования.
В 1946 году был осуждён за подделку хлебных карточек (нарисовал их "от руки"), освобождён по амнистии 1953 года. С 1976 года работал в Новосибирске, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Создал в посёлке Краснообск Новосибирской области, где проживал, несколько микрозаповедников (заказников) для насекомых.
Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.
Умер 10 апреля 2001 в возрасте 73 лет.

Израиль Моисеевич Гельфанд

Основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Один из создателей теории нормированных колец (банаховых алгебр), которая послужила отправным пунктом созданной им (совместно с М. А. Наймарком) теории колец с инволюцией и теории бесконечномерных унитарных представлений групп Ли, имеющей существенное значение для теоретической физики. Наряду с этим автор фундаментальных результатов в области теории обобщённых функций, занимался дифференциальными уравнениями, теорией топологических линейных пространств, обратными задачами спектрального анализа, квантовой механикой, динамическими системами, теорией вероятностей, приближёнными и численными методами и другими областями математики. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, протеомике (классификации третичной структуры белков) и алгоритмизации клинической работы врачей.
Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

Недавно Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов обнародовало статистику, претендующую на сенсацию. Оказывается, более половины всех изобретений в России принадлежат людям, далеким от науки и зачастую не окончившим даже одиннадцати классов. Руководствуясь принципом «все гениальное просто», современные Кулибины придумывают полезные приспособления, которые со временем наверняка войдут в повседневный обиход. На их счету и незамерзающие проруби, и автомобильные рули, трансформирующиеся в столы, и особые шприцы, которых не боятся даже младенцы.

Непрофессиональные изобретатели снова и снова доказывают: чтобы сделать открытие, необязательно годами корпеть в лабораториях. Иногда достаточно просто раскинуть мозгами. Так, житель Набережных Челнов Сергей Екимов совершил настоящий прорыв в области дизайна автомобилей . Он предложил снабдить руль широкой круглой пластиной, которую во время стоянки можно откинуть и использовать как письменный или обеденный стол. На днях изобретение было запатентовано и, по сообщениям местных СМИ, им уже успели заинтересоваться представители российского автопрома.

Жителю Ярославля Денису Ефимову на дружеской вечеринке пришла в голову мысль: «Хорошо бы совместить выпивку и закуску». Сказано-сделано: Денис начал работать над созданием стаканчиков из шоколада . Несколько экспериментов — и удобная тара для алкогольных напитков, йогуртов и мороженого готова. Мало того, изобретение еще и недорогое: самые лучшие стаканчики получаются из дешевых сортов шоколада. В местных барах напитки в таких стаканах расхватываются как горячие пирожки.

Мало кому приходит в голову усовершенствовать и такую привычную вещь, как шприц. Гражданин Украины Владимир Макаров и россиянин Владислав Кропачев придумали, как сделать так, чтобы мысль об инъекции не вызывала ужас у человека. «Идея проекта возникла спонтанно, когда некоторое время назад я принимал лекарства против простуды, — рассказывает Владимир Макаров. — В тот момент я подумал: как удобно, что можно принимать таблетки дома и не надо лишний раз идти к врачу. А что если и инъекции можно делать так же самостоятельно? Первый образ, который пришел в голову, — обычная кнопка». Новый шприц-кнопка выглядит совершенно безобидно: формой напоминает детскую соску, иглы не видно. Русско-украинское изобретение планируют применять в педиатрии: вид небольшой красной кнопочки, в отличие от острого шприца, детей не пугает.

Настоящий подарок «моржам» преподнес житель Барнаула Иван Алешков . Он придумал, как сделать так, чтобы прорубь не замерзала даже при сверхнизких температурах. Вода на дне зимой намного теплее, чем на поверхности. Именно это свойство Иван и взял на вооружение. Оказалось, что если перемешивать «глубинную» воду с «поверхностной», то прорубь не замерзнет. «Вечный рай для моржей» уже построен в Барнауле, на очереди — соседние города.

Эксперты убеждены: недостаток образования качеству изобретений не помеха. «Что-то гениальное может придумать и непрофессионал. Если у человека есть талант к изобретательству, то это не от института, а от природы, — пояснил „НИ“ председатель московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Дмитрий Зезюлин . — Сейчас именно самоучки придумывают больше 50% изобретений. В этом нет ничего плохого. Мы всячески поддерживаем талантливых ребят, которые приносят новые и интересные идеи. Если их работа отвечает требованиям, то она будет запатентована и сможет появиться на рынке».

Мы обещали рассказать и о таком проявлении дилетантизма, как дилетантизм ученых-самоучек. Их стоит выделить в особую группу потому, что они в еще более резких тонах подчеркивают парадоксальность ситуации «дилетант-специалист». В резких по той причине, что самоучки не получили никакого образования, это люди, которые поистине создали сами себя. О некоторых уже довелось сказать ранее: о М. Ломоносове, В. Франклине, А. Холле. Сейчас назовем другие имена. Об иных из них тоже шла уже речь, но в другой связи.

Успехи К. Гаусса в науке столь велики, что еще при жизни ему присвоили титул «короля математиков». Эти слова были выгравированы на памятной медали, выпущенной в 1855 году. В тот год он, к сожалению, и умер.

Однако в математику К. Гаусс вошел самоучкой. Сын водопроводчика из немецкого города Брауншвейга, он не располагал возможностью учиться в школе. Самостоятельно проштудировал труды И. Ньютона, Ж. Лагранжа, Л. Эйлера, став «с веком наравне». А вскоре он уже обогнал его, заглянув на многие десятилетия вперед.

Интересно, что до 19 лет К. Гаусс еще колебался - быть ли ему математиком или филологом. К последней он питал столь же сильную страсть. Вопрос решился сам собой. Вскоре К. Гаусс сделал одно крупное математическое открытие. Это и определило окончательный его выбор.

Не имели специального образования известный норвежский математик начала XIX века Н. Абель и крупный английский математик и логик XIX века, основоположник математической логики Д. Буль. Высшей математикой оба они овладели самостоятельно.

В ряду самоучек находим имена и многих других выдающихся ученых. Английский химик Д. Дальтон происходил из бедной семьи ткача. Всеми знаниями он обязан только самообразованию.

Его великий соотечественник, блестящий ученый первой половины XIX века М. Фарадей также приобщился к науке благодаря самовоспитанию. Родился в семье кузнеца. После короткого пребывания в начальной школе он 13 лет поступил в обучение к переплетчику. Узнал и другие профессии. Так, работая, юноша одновременно много читал, посещал публичные лекции ученых.

Постепенно пришло желание самому испытать свои силы в науке. Обратился к Г. Дэви с просьбой принять его на работу в Королевский институт. В свое время многих шокировало, что Г. Дэви взял в лабораторию не имевшего физического (ни вообще какого-либо систематического) образования М. Фарадея. Более того, вскоре поручил молодому человеку чтение курса лекций, хотя тот был всего лишь простым служителем-лаборантом. Не случайно поэтому говорят, что самое крупное научное достижение Г. Дэви - открытие... М. Фарадея.

Нелегким был путь в науку замечательного русского ученого XIX-XX веков П. Лебедева, установившего факт светового давления. Он рано почувствовал влечение к физике, однако из-за отсутствия гимназического диплома не мог поступить в русский университет, поэтому образование добывал, полагаясь лишь на собственные силы. Юноша едет за границу и работает в физических лабораториях ряда западноевропейских университетов. Там он самостоятельно определяет тему научного исследования, защищает диссертацию, а затем возвращается в Россию, где и выполняет свои блестящие работы, принесшие ему мировую известность.

Как видим, перед нами проходят славные фамилии. И все же «чемпионом» самоучек, наверное, по праву называют французского естествоиспытателя XIX - начала XX века Ж. Фабра. Нищета заставила его рано покинуть родной дом. «Ты вырос, сын, - сказал мальчику отец, - должен кормить себя сам». Работая кем придется (и пастухом, и грузчиком), юноша упорно овладевал знаниями.

Круг интересов Ж. Фабра весьма широк. Неплохо знал математику и астрономию, зоологию и археологию, другие естественные науки, писал стихи. Но это были не мимолетные увлечения. Он получил даже по некоторым наукам ученые степени, например по физике, химии, зоологии, литературе. Однако более всего Ж. Фабр любил изучать поведение насекомых. Этим занимается наука энтомология. Он посвятил ей всю свою долгую, более чем девяностолетнюю, жизнь.

Его усилия венчает десятитомное сочинение «Энтомологические воспоминания», в которых, по признанию специалистов, содержится сведений больше, чем добывают порой целые коллективы, оснащенные лабораториями и первоклассным оборудованием.

Конечно, в те давние времена наука не уходила еще столь далеко в глубь природы и не возносилась так решительно ввысь абстракций, как она это делает ныне. Потому и успехи самоучек прошлого так же, как и других дилетантов-любителей, возможно, не кажутся столь уж парадоксальными. Однако и наше время дает немало аналогичных, хотя, быть может, и не всегда таких же ярких примеров.

В начале XX века на небосводе математической науки взошла яркая звезда, к сожалению, рано потухшая. То был выдающийся индийский ученый Ш. Рамануджан.

Его открыл Г. Харди, которому он выслал на суд свои работы, до того уже отклоненные двумя крупными английскими же математиками. Но более всего интересно то, что Ш. Рамануджан начинал трудовую жизнь бедным конторским служащим. Образования получить не смог и все постигал сам. Фактически он не имел никакого представления о точности современного научного вывода, более того, по-видимому, вообще не понимал, как проводить доказательство. Основным положениям математики его и обучил Г. Харди.

Однако, несмотря на это, Ш. Рамануджан раскрыл, точнее даже сказать, «почувствовал» (вспомним поразительные возможности интуиции) новые перспективные возможности в теории чисел. Эта теория насчитывает тысячелетия, ею занимались все великие математики. Но талантливый индус увидел то, чего не замечали ранее все.

Английский биолог-генетик Р. Фишер не имел математического образования. Между тем его книга по математической статистике вошла, можно сказать, в золотой фонд науки, утвердившись как наиболее ценное пособие по статистическим методам. Вначале книга не была принята ученым миром. Она подвергалась уничтожающей критике со стороны специалистов-математиков. Это как раз и объяснялось тем, что автор самоучка, не владевший ни стилем, ни методами, присущими хорошему математику.

Все же новые представления пробили стену непонимания. Книга выдержала несколько изданий и дала, по оценкам сведущих людей, «неизмеримо больше, чем все учебники по математической статистике». И это, несмотря на то, что автор фактически дилетант (а, может быть, именно потому , что дилетант?..).

Конечно, в наше время уже трудно отыскать самоучек наподобие тех, что встречались в пору классической эпохи. Все же в развитых странах, задающих тон в науке, образование стало более доступным, чем ранее. Но как тут не отметить ученых, хотя и прошедших курс обучения, однако овладевших рядом сложных дисциплин самостоятельно. Среди них советский физик, академик Я. Зельдович, который не имеет вузовского диплома и науку постиг сам, а также крупнейший советский физик Л. Ландау. Правда, Л. Ландау учился в школе и в вузе, притом сразу на двух факультетах. Но высшей математике его в школе не обучали, а освоил он ее в очень раннем возрасте. Л. Ландау как-то заметил, что не помнит себя не умеющим интегрировать. Уже в 14 лет он пытался поступить в университет. Не приняли, посчитали, что молод. Поступил чуть позже. Надо ли говорить, что и в университете будущий ученый занимался (притом на двух факультетах сразу) не тем, чем были заняты его сокурсники, а также, как и в школе, самостоятельно изучал новейшие разделы физического и химического знания.

Читателю, может быть, небезынтересно будет узнать, что и знаменитый английский ученый современности, один из создателей кибернетики, У. Эшби, не имел ни математического, ни физического образования. Вообще, по профессии он врач. Полжизни проработал в психиатрической больнице, а потом увлекся новой отраслью знания. Сам овладел математикой, теорией информации, всем комплексом дисциплин, необходимых для понимания процессов в кибернетике, и затем получил здесь выдающиеся результаты.

Как видим, не только классическая, но и современная наука полна примеров открытий, сделанных дилетантами. Американские науковеды проводили в середине XX века такой эксперимент.

Они подобрали две группы научных работников и предложили каждой одну и ту же исследовательскую задачу так, что в решении задачи ученые одной группы оказались специалистами, а ученые другой группы - дилетантами. Обнаружилось, что вторые не только успешно справились с проблемой, но и нашли оригинальных решений больше, чем специалисты.

Но, может быть, неудачно подобрали состав первой группы? Тогда условие эксперимента обернули и задание формулировали так, что специалисты оказывались дилетантами, а дилетанты - специалистами. И что же? Снова похожий результат.

Более того, осознание роли дилетантов отразилось на организационных формах современной науки.

Ныне традиционное обособление ученых, когда они работали каждый сам по себе, индивидуально, постепенно отходит в прошлое. Побеждают коллективные начала. Как правило, научные исследования ведутся группами, в которые включаются ученые разных профилей, то есть наряду со специалистами по данной отрасли видим там же и дилетантов. Такой коллектив считается более продуктивным в выдвижении новых идей, нежели когда объединяются одни лишь специалисты.

На этом заканчиваем рассмотрение фактов (пока лишь просто фактов), подтверждающих парадоксальный вывод о плодотворном влиянии на развитие познания любителей, неспециалистов, исследователей, пришедших со стороны.

Действительно, оказываются слишком заметными вложения, сделанные дилетантами, людьми, явившимися в некоторую отрасль, а то и в науку вообще, извне. Не зря, видно, кто-то обронил: «Когда-нибудь случайный прохожий удивит науку больше, чем она удивляет нас сейчас».

А теперь настала пора объяснить, в чем же причины столь странного явления. Казалось бы, в такой сфере, как научное исследование, предполагающей хорошее знание предмета, образованность, эрудицию, не должно быть места дилетантству. Не освоив того, что уже добыто, как можно идти вперед? Оказывается, можно. Далее мы и попытаемся рассказать, почему это происходит.

Подводная лодка Ефима Никонова

Все мы знаем, что русская земля богата не только углеводородами, но еще и талантами. С давних пор в нашей стране то и дело появляются люди с фантастическими способностями и необъяснимой фантазией, но при этом с совершенно неброским происхождением. Такими, к примеру, были Ломоносов и Циолковский.

Но самое большое восхищение всегда вызывали именносамоучки-изобретатели. Без образования, основываясь лишь на собственном опыте и чутье, они умудрялись создавать вещи, которыми восхищались даже профессионалы.

Давайте вспомним самых выдающихся русских изобретателей-самоучек, вошедших в историю, но ныне уже несколько подзабытых.

Ефим Никонов (дата рождения неизвестна - умер после 1728) - подводная лодка

Ефим Прокопьевич Никонов родился в крестьянской семье из села Покровское в Подмосковье. Никаких сведений о его жизни до нас не дошло, не осталось даже примерного года рождения. В историю он вошел как весьма оригинальный изобретатель-самоучка, пытавшийся построить первую в России подводную лодку.

В 1718 году Никонов впервые подает царю Петру I челобитную, в которой утверждает, что «…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…».

С первого раза достучаться до царя у Никонова не получилось, но на второе послание Петр все же отвечает и приглашает самоучку в Санкт-Петербург. При личной беседе изобретатель рассказывает Петру, что может построить судно, которое будет способно плавать в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно».

Царю идея явно понравилась и он приказывает Никонову «таясь от чужого глазу» построить для начала модель с целью испытаний. В 1720 году Никонова направляют в одну из контор Адмиралтейств-коллегии, где его производят в должность мастера и дают все необходимые материалы для строительства.

Испытания модели состоялись на Неве спустя год и прошли не слишком удачно. Тем не менее, Петр приказывает Никонову начать строительство уже полномасштабного экземпляра «потаенного судна». Таким образом, в августе 1721 году в Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка.

Как мы можем предполагать, лодка была бочкообразной формы, ее деревянный корпус стягивали 15 железных полос. Сверху у лодки имелась рубка с герметичными стеклами, а в движение она приводилась веслами, усилиями экипажа из 4 человек. Внутри лодки хранилось 50 свечей, что соответствует примерно 10-12 часам освещения. Видимо, примерно на такое время планировалось осуществлять погружение.

Длина судна, предположительно, составляла около 6 метров, а ширина - чуть более 2. Погружалась лодка за счет набора воды в балластный отсек, а всплывала после ее откачивания с помощью ручных насосов.

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в ходе работы Никонов решил сделать на лодке шлюзовый отсек, через который под воду мог выходить водолаз. Герметичный костюм для него также был придуман Никоновым и представлял собой кожаное одеяние, дополненное деревянным бочонком со смотровым стеклом, надеваемым на голову. Водолаз должен был с помощью специальных инструментов разрушать днище вражеского корабля.

Позже судно все же было решено снабдить медными трубами, через которые планировалось выстреливать огнем и поджигать вражеские корабли. По плану, лодка должна была подобраться на максимально близкое расстояние к врагу, после чего из под воды высовывалась батарея медных труб и выстреливала чем-то вроде «греческого огня».

Построено первое «потаенное судно» было к осени 1724 года, но его испытания прошли крайне неудачно. Лодка камнем пошла ко дну, в результате чего раскололось днище. Петр велел конструктору все починить и укрепить днище для новых испытаний, а также приказал, чтобы никто«конфуз Никонова тому в вину не ставил».

Но уже спустя несколько месяцев царь-новатор скончался. В работе Никонова начали возникать трудности. Тем не менее, к весне лодка была отремонтирована и ее второй раз спустили в воду. Но на этот раз в корпусе сразу же обнаружилась течь и испытания вновь пришлось отложить.

Последний раз лодку испытывали в 1727 году и снова неудачно. После этого Никонова разжаловали из мастера и отправили обычным рабочим на Астраханскую верфь. Лодку заперли подальше от чужих глаз в ангаре и через некоторые время она попросту сгнила. О дальнейшей судьбе этого смелого изобретателя-самоучки ничего не известно.

Леонтий Шамшуренков (1687 - 1758) - инструмент для поднятия Царь-колокола

Леонтий Шамшуренков родился крестьянином в деревне Большаковке Нижегородской губернии Яранского уезда. Первоначальную славу ему принес оригинальный механизм поднятия тяжестей, с помощью которого удалось затащить на колокольню Ивана Великого знаменитый Царь-колокол. До этого огромный колокол 14 лет провалялся в яме, так как никто не мог ничего поделать с его весом в 8 тысяч пудов.

Как именно обычному крестьянину удалось осуществить подъем - неизвестно, но долго колокол на месте не провисел. На колокольне случился пожар и он рухнул на землю, после чего его пришлось отливать заново.

После переизготовления колокол стал весить еще больше. Шамшуренкову пришлось придумывать новый «снаряд» для поднятия колокола и к 1737 году тот был готов. С разрешения властей инженер-самоучка приступил к работе, но в мае в Кремле снова случился пожар, разрушивший на этот раз строительные леса. Колокол снова упал и от него откололся кусок. В таком виде мы и знаем его теперь.

Шамшуренков же вернулся на родину в Яранск, где занялся… борьбой с коррупцией. Каким-то образом ему стало известно, что местный воевода ворует спирт с казенного винокуренного завода и продает его в подпольных кабаках. Шамшуренков решил доложить об этом в Петербург, но про жалобу узнал сам воевода и посадил Шамшуренкова в тюрьму.

Звучит дико, но в заключении гениальный самоучка провел 15 (!) лет. В начале своего срока он написал из тюрьмы письмо в Петербург на имя императрицы Елизаветы, в котором рассказал, что сможет построить для ее величества самоходную коляску, приводимую в движение двумя членами экипажа. Если же обещание не будет выполнено, изобретатель готов был пожертвовать своей жизнью.

На самом деле, Шамшуренков занимался изобретением самоходной коляски уже давно - параллельно основной деятельности из подручных материалов он собирал дома образец. Он знал, что мог выполнить обещание - для того, чтобы закончить свое детище ему оставалось совсем немного.

Послание ходило по бюрократическим каналам почти 10 лет, пока им всерьёз не заинтересовались. Помогло имя Шамшуренкова - в Москве еще не забыли его работу по поднятию колокола. Изобретатель вышел на свободу в 1751 году и сразу отправился в Петербург, где ему было выделено место для работы и небольшие деньги на содержание.

Шамшуренков изготовил коляску в максимально сжатые сроки, после чего она была сдана в Сенат на проверку. Создателю приказали не выезжать из Петербурга, хотя денежное довольствие ему платить прекратили. На какое-то время Шамшуренков оказался в положение нищего и вынужден был отправиться домой пешком.

Но когда коляска была наконец доставлена ко двору, то труд изобретателя наконец был оценен. В 1753 году он вернулся в Петербург, где ему выдали 50 рублей премии и Шамшуренков воспрянул духом. У него появляется идея конструкции самоходных саней, кроме этого он собирался установить на свою самоходную коляску отсчитывающий версты прибор.

Однако удалось ли изобретателю осуществить свои планы, мы никогда не узнаем, так как уже в 1758 году он скончался, не оставив после себя никаких записок или чертежей.

Иван Кулибин (1735-1818) - карманные часы, мост, прожектор и водоход

Когда говорят про инженеров-самоучек, то в первую очередь вспоминают именно Ивана Кулибина. Хотя самоучкой его называть не вполне корректно. Родившийся в семье мелкого торговца в селе Подновье Нижегородского уезда, Кулибин в подростковом возрасте обучался токарному, слесарному и часовому делу. Тем не менее, никакого доступа к научному образованию у Кулибина, разумеется, не было.

В 1764-67 годах Кулибин собрал уникальные карманные часы, уместив в небольшом корпусе помимо часового механизма также механизм часового боя, воспроизводивший несколько мелодий, музыкальный аппарат и крошечный театр-автомат с подвижными фигурками.

Подобная безделушка не могла не привлечь аристократическое внимание и Кулибин сразу стал придворным изобретателем при Екатерине II. Сейчас часы в форме яйца хранятся в Политехническом музее в Москве.

Императрица назначила Кулибина на должность заведующего механическими мастерскими в Петербургской Академии наук, где он в итоге проработал более 30 лет. За это время Кулибин начал множество выдающих проектов, большинство из которых, к сожалению, не были доведены до конца.

С 1770-х годов вплоть до начала XIX века Кулибин работал над проектом однопролетного моста через Неву. Ему удалось рассчитать проект300-метрового моста на бумаге, хотя никакой теории мостостроения тогда еще не существовало. Испытания уменьшенной 30-метровой модели показали, что мост имеет большой запас прочности, а его высота позволяла парусным кораблям спокойно проходить по реке.

Проект уже был готов к реализации, но правительство не стало его финансировать. Впоследствии все расчеты Кулибина были не раз перепроверены. Они оказались на редкость точными, хотя самоучке не было известно ничего из того, что сегодня изучается в рамках науки о сопротивлении материалов.

Еще одним известным изобретением Кулибина является прожектор с параболическим отражателем, сделанным из множества маленьких зеркал. Всего из одной свечи он мог создать узконаправленный мощный поток света. Создатель планировал с помощью него осветить улицы Петербурга, но применение прожектор нашел на судах и в каретах - там его уменьшенную и упрощенную копию аристократы с радостью вешали для освещения. На этом Кулибину даже удалось немного заработать, хотяиз-за отсутствия патента его изобретением торговали и другие мастера.

Одним из самых известных изобретений Кулибина является водоходное судно. Оно предназначалось для перемещения грузов против течения реки с помощью силы самого течения. Такое судно было оснащено якорем, закидываемым впереди корабля, а также колесом, которое наматывало лебедку, ведущую к якорю. Колесо приводилось в движение рекой и судно автоматически перемещалось к месту крепления якоря, после чего тот закидывали заново с помощью шлюпки.

Механизм Кулибина был успешно испытан и мог освободить тысячи крестьян от неблагодарного труда бурлаков на реке. Но, как это нередко бывает, ручной труд оказался гораздо дешевле, чем внедрение предложенного Кулибиным механизма. В итоге, это изобретение также осталось невостребованным.

Значительную часть своего времени Кулибину приходилось посвящать заказам дворян и приближенных ко двору. Чаще всего они ограничивались потешными автоматонами , но один из необычных заказов поступил Кулибину именно от императрицы Екатерины II.

Та уже была в пожилом возрасте и для перемещения по этажам дворца захотела изготовить лифт. Сделать обычный механизм на лебедке Кулибину не позволяли желания заказчика - Екатерина хотела ездить вверх и вниз исключительно в своем кресле. Поэтому ему пришлось выдумать новый тип лифта - винтовой.

Он работал по принципу винта и гайки - специальный человек вращал стержень с резьбой, по которому поднималось и опускалось кресло с императрицей. К настоящему моменту от механизма остались лишь несколько частей - после смерти Екатерины лифт сначала использовали для развлечений, а затем заложили кирпичами.

За Кулибиным значится еще много полезных дел - он отремонтировал петербургский планетарий; создал очень качественный по тем временам протез ноги, одобренный Медицинской Академией, но так и не запущенный в производство; сконструировал рядовую сеялку для равномерного распределения семян (также не была запущена в производство); изготовил множество разнообразных научных приборов для Петербургской Академии наук. Как видите, имя Кулибина не зря впоследствии стало нарицательным - его трудолюбию поражались даже работающие в Петербурге иностранные ученые.

Федор Блинов (1831 - 1902) - вагон на гусеничном ходу и «самоход»

Федор Блинов родом из крестьян Сергея Семеновича Уварова - того самого, который был автором пресловутой доктрины «Православие, Самодержавие, Народность». Вырос Блинов в деревне Никольская Саратовской губернии на берегу Волги. Федор первым из своей семьи получил вольную после отмены крепостного права и отправился работать сначала бурлаком, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароход.

В 1877 году Блинов вернулся в родную деревню и занялся изготовлением придуманного им ранее изобретения - вагона на гусеничном ходу. На эту идею его натолкнула нелегкая бурлацкая доля - изобретатель хотел соорудить приспособление, способное возить грузы по любой, даже самой труднопроходимой местности.

Для этого Блинов решил соорудить так называемые «бесконечные рельсы» - замкнутые железные ленты состоящие из отдельных звеньев. По сути, это был один из первых образцов знакомой нам гусеницы.

Вагон имел 4 ведущих колеса, а также 4 звездочки и приводился в движение конной тягой. В 1879 году Блинову был выдан патент. И вскоре вагон впервые испытывают в деле: платформа с двумя тысячами кирпичей и 30 людьми, запряженная всего двумя лошадьми, эффектно проехалась по улицам Саратова.

В 1881 году Блинов начинает строительство самоходного вагона с паровым двигателем, который был закончен уже через 7 лет. Машина была способна развивать скорость в 3,2 км/ч. Именно «самоход» принес изобретателю всероссийскую славу - машина демонстрировалась на крупных промышленных выставках того времени.

В 1883 году Блинов открывает свой завод, который производит преимущественно пожарные насосы, но также занимается и нефтяными двигателями. Предприятие Блинова впоследствии стало градообразующим для его родного села Никольского. Скончался Блинов в возрасте 70 лет, а дело гусеничных тракторов в итоге продолжил его ученик, о котором речь пойдет ниже.

Яков Мамин (1873 - 1955) - «русский дизель»

Уроженец села Балаково Саратовской губернии Яков Мамин еще юношей попал в мастерскую Федора Блинова, где занимался нефтяными двигателями. Будучи крестьянским сыном толкового обучения он не получил, закончив лишь приходскую школу. Это не помешало ему проявить изрядную настойчивость в изучении своего ремесла при работе у Блинова, благодаря чему к концу XIX века Мамин вплотную подошел к созданию двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции.

В 1899 году Яков со своим братом Иваном, который к тому времени получил инженерное образование в Саратове, открывает в родном Балакове«Чугунно-литейный механический завод». Поначалу браться занимались кустарным ремонтом и изготовлением разнообразных деталей, но к 1903 году им удалось изготовить первый экземпляр оригинального двигателя внутреннего сгорания.

За основу был взят английский двигатель «Горнсби», работающий на керосине. При этом изделие Мамина работало на сырой бакинской нефти, что делало его гораздо более привлекательным для отечественного рынка.

После этого братья переименовывают свое учреждение в «Специальный завод нефтяных двигателей бр. Я. и И. Маминых на Волге» и находят деньги для его модернизации. Уже в 1904 году братья подали первую заявку на изобретение, а в 1908 году получили патент на свой двигатель, названный ими просто - «Русский дизель».

Продукция Маминых быстро нашла покупателей; их двигатель даже выставлялся на крупных европейских выставках, где получил несколько призов за изящество конструкции. В 1910 Яков на базе двигателя создает первый трактор - «Карлик», впоследствии прозванный «Русский трактор». До революции Якову удается произвести несколько экземпляров этого трактора.

После революции Яков Мамин трудился инженером в нескольких местах, а в 1937 году переехал в Челябинск где до конца своих дней работал в Институте механизации сельского хозяйства. Судьба его брата Ивана оказалась гораздо трагичнее - он попал под сталинские репрессии и, предположительно, был расстрелян в 1939 году.

Анатолий Уфимцев (1880 - 1936) - ветрогенератор, сфероплан

Анатолий Уфимцев родился в Курске, в семье землемера. Учился в реальном училище, но после 4 класса бросил обучение и пошел работать на завод.

Еще будучи студентом он сочувствовал революционному движению и состоял в местном богоборческом кружке. В 1898 году вместе с тремя товарищами организовал взрыв в Знаменском соборе Курска - целью была икона Знамения Богородицы. Бомба имела маленькую мощность и была взорвана ночью, чтобы, по задумке организаторов, никто не пострадал.

За содеянное Уфимцева арестовали лишь три года спустя, причем его вина раскрылась случайно. За изобретателя тогда вступились известные писатели - Толстой и Горький, но суд все равно приговорил его к пятилетней ссылке в Акмолинск (нынешняя Алма-Ата).

В ссылке Уфимцеву очень помог Максим Горький, выслав тому денег на оборудование простейшей мастерской. В результате Уфимцев занимался любимым делом даже на окраине империи. Он наладил продажу керосиновых ламп собственной конструкции - в пламя Уфимцев вставлял железный колпачок, который, раскаляясь, в несколько раз усиливал испускаемый свет.

После возвращения из ссылки Уфимцев организует в своем доме мастерскую по починке велосипедов, швейных машин, граммофонов и другой техники. Также он продолжает изготавливать и продавать керосиновые фонари, постоянно совершенствуя их конструкцию. Эти фонари можно было увидеть на улицах не только Курска, но и других городов России, к примеру - Севастополя.

В 1809 году Уфимцев увлекается авиацией и начинает строить сфероплан - самолет с крылом в виде части сферической поверхности. Для этого он создает свой четырехцилиндровый двигатель с двумя роторами, за который получает серебряную медаль на московской Международной выставке воздухоплавания в 1912 году. Но сфероплану Уфимцева не суждено было взлететь - его уничтожил ураган, а на строительство нового у изобретателя просто не хватило денег.

Перед революцией Уфимцев налаживает торговлю еще одним своим изобретением - двухтактным нефтяным двигателем, приспособленным для молотилок. Этот двигатель считался самым надежным в своем роде и пользовался большим спросом.

После Первой мировой войны и Октябрьской революции Уфимцев увлекается энергией ветра и начинает совместно с профессором Ветчинкиным конструировать ветроэлектростанцию. В 1923 году советское правительство дает Уфимцеву 5000 рублей для сооружения одной из первых в мире стабильно работающих ветряных электростанций.

Для ветрогенератора Уфимцев с Ветчинкиным изобрели специальный инерционный аккумулятор-маховик. Большое колесо весом в 360 кг вращалось в вакуумной камере, чтобы избежать трения с воздухом. В безветренную погоду маховик продолжал вращаться и подача электричества не прекращалась.

Построенный Уфимцевым ветряк давал электроэнергию для его дома и мастерской, а также питал часть прилегающей улицы. Стоит он и сегодня, правда, уже давно в нерабочем состоянии.

Именем Уфимцева в Курске названа одна из центральных улиц, хотя местные церковники не раз пытались ее переименовать. Но память об изобретателе, который прожил в Курске почти всю свою жизнь, жива до сих пор.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы