Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Село команы. Село каманы, абхазия. Паломники и их отзывы

На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в

Православные Святыни Абхазии.

В интернете, по поисковому запросу "Каманы, Абхазия ", часто упоминаются "Камни с каплями крови святого Василиска ...". Многие слышали о них, но не все видели.

Смотрите. Вот этот камень:


Немного истории:
Каманы - древнейшее село, расположенное в 15 километрах от Сухума, в живописной долине, у слияния восточной и западной рек Гумисты.



Древнейший памятник в селе - Каманский храм. Его старинная часть - небольшой зал с полукружием алтаря датируется 11 веком от рождества Христова.

Удивительно происхождение названия Каманов. Изначально это село называлось по-абхазски Гума. Но в 1884 году здесь побывал греческий археолог Врисис. Он утверждал, что в одной из европейских библиотек нашел древний свиток, в котором указан город Каманы, где скончался один из отцов христианской церкви, известный проповедник Иоанн Златоуст, когда ехал в Питиус (Пицунду). Обнаружив в Гумме развалины большого древнего храма, археолог пришел к выводу, что это и был город Коман. Хотя другие исследователи считают, что тот Каман, в котором умер Иоанн Златоуст, находился в Малой Азии.

Тем не менее, с конца 19 века абхазские Каманы оказались одним из самых крупных мест паломничества православных христиан. Древний храм был отреставрирован к нему присроили новые приделы и трехэтажную колокольню. Во время строительства колокольни в земле был обнаружен сделанный из цельной глыбы известняка саркофаг. Храм был освящен во имя епископа Каманского святого Василиска. Считается, что именно у храма святого Василиска в 425 году скончался Иоанн Златоуст и был похоронен в каменном саркофаге, который и сейчас можно увидеть в Каманах.

Святой Василиск обосновался в этих местах в третьем веке нашей эры. Молодой воин-христианин был сослан из Рима в Абхазию за проповеди христианства. Но он и здесь продолжил знакомить местное население с новой верой.

Есть и другая легенда рассказывающая, что конвой, привезший в эти места Василиска, заставил его идти по горам в сапогах, наполненных гвоздями. Потом его привязали к засохшему дубу и оставили умирать от жажды под палящими лучами солнца. Но когда Василиск обратился к Богу с молитвой, иссохший дуб ожил, позеленел, и с его листвы полилась вода, омывая и питая мученика. Тогда разозленные язычники обезглавили Василиска.

Мученик Василиск были похоронен на холме, где до сих пор покоятся его мощи.

И здесь же была найдена голова Иоанна Предтечи. Легенда гласит, что во времена иконоборчества в Римской империи, голова была привезена из Константинополя в Каманы и спрятана в земных недрах до 9 века. После она была возвращена в Константинополь. А в Каманах осталась священная ниша в скале, где когда-то покоилась голова Крестителя.

Недалеко от места, где по легенде был убит Василиск, бьет родник, который считают святым. Его вода вытекает из-под каменной глыбы - бывшей стены часовни, которая в древности стояла над родником.

В самом источнике видны удивительные камни с кровяными пятнами. Говорят, - это застыли капли крови Василиска.

Считается, что омывшись в источнике, многие обретают здоровье.

В 2002 году здесь была построена деревянная часовня, которую подарил состоятельный туляк в благодарность за исцеление его дочери водой святого источника.

Дух захватывает:
- Место обретения главы Святого Иоанна Крестителя.
- Каменный саркофаг Святителя Иоанна Златоуста.
- В стенах Каманского монастыря хранилась ныне утраченная плащаница Иоанна Златоуста.
- Гробница Мученика Василиска.

Православные Святыни Абхазиии.

25 лет назад в селе Каманы произошла страшная трагедия. Абхазские отряды, в составе которых были и российские боевики, начавшие широкомасштабное наступление по всему фронту, после высадки десанта в Тамыше и штурма грузинских позиций на Гумисте ночью 5 июля 1993 года захватили и высокогорное село Каманы, известное всем своим монастырем св. Василиска. Согласно преданию, здесь в 308 году был убит и был погребен святой мученик Василиск. Рядом с монастырем в Каманах бьет источник святого Василиска, в котором есть камни, на которых по легенде видна кровь св. Василиска

В Каманах находится одна из мировых христианских святынь - саркофаг, в котором был погребён св. Иоанн Златоуст, будучи в изгнании служивший здесь и отошедший ко Господу с последними своими словами: "Слава Богу за всё!" Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь.

Там же от римлян прятали и голову Иоанна Крестителя во времена гонений христиан.

При коммунистах все это было заброшено, рядом с источником вырыли водоем, чтоб люди не ходили к нему. Абхазский бизнесмен Юрий Ануа в начале 80ых годов взялся восстановить монастырь, он построил лестницу из 1500 ступенек, чтобы можно было подняться к месту, где покоилась голова Иоанна Крестителя, на этой лестнице были устроены места для отдыха, чтобы людям со слабым здоровьем легче было подняться наверх.

Село Каманы от наступающих защищали всего 35 местных грузин. Когда в 3 часа ночи бой подошел к монастырю о. Андриа сказал находившимся в монастыре "Каждую минуту надо ждать смерти. Подготовимся к исповеди и причастию" и вынес из алтаря чашу и в последний раз причастил спасавшихся в монастыре людей святой кровью и телом Христа.

Снаружи застучали в двери.
· Открывайте!
Только что посвященный в иподьяконы Юрий Ануа по благословлению о. Андрея открыл двери. Его же первого и вывели, подгоняя прикладами, во двор.
· Кто ты по национальности? - спросили его.
· Я абхаз. - ответил Юрий Ануа.
· А-а, абхаз, значит. С грузинами что делаешь?
· Я знаю, кто были настоящие грузины и кому принадлежит эта земля.
· На колени! - рыкнул боевик.
· Никогда…

В ту ночь были убиты отец Андриа и Юрий Ануа.
Вечная память защитникам Сухуми и невинным жертвам той войны!

Село Каманы после войны






Слышал ли кто-нибудь из вас о таком месте, как Каманы? Абхазия имеет множество интересных городов и сельских поселений, среди которых есть и это село, расположенное в 15 км от города Сухум.

Путь в Каманы идет через небольшие местные села Шрома и Яштуха, довольно сильно разрушенные во времена ожесточенных боев 1992-1993 гг. Здесь перед туристами открывается живописный вид на глубокие ущелья Западной и Восточной Гумисты. А между ними гордо возвышается гора Гумбиху, на вершине которой располагается небольшой средневековый храм. В Яштухе можно посетить старую кладбищенскую церковь и могилу игумена Глинской пустыни отца Серафима.

Немного истории

Каманы - это древнее место, имеющее богатую историю, которая корнями своими уходит на много веков назад.

Когда-то давным-давно сельское поселение носило название - Гума. Пока в 1884 году сюда не приехал археолог Врисис из Греции. Проработав здесь некоторое время, исследовав развалины храма, он сделал невероятное открытие: место это не что иное, как древний город Коман, и именно об этом месте упоминается в свитках! Именно на этой земле умер по пути в ссылку знаменитый проповедник Иоанн Златоуст и святой мученик Василиск, который здесь же и похоронен. С тех пор село Гума стало называться Каманы. Абхазия имеет немало мест, о которых ходят легенды и сложились кое-какие предания, но это сельское поселение заметно выделяется на их фоне.

Согласно преданию, на том месте, где мученику Василиску отрубили голову, чудесным образом появился источник. Вода из него лечила от разных болезней и даже исцеляла раны. Впрочем, испить целебной воды из источника приезжают и сегодня. Также здесь есть деревянная часовня, построенная в честь христианского мученика, в ней же находятся мощи святого.

Досторимечательности поселения Каманы

В селе есть храм Сегодня место, где был похоронен Иоанн Златоуст, стало центром паломничества, а его гробница теперь находится в церкви. Построили его на месте разрушенного костела XI века, и любопытным фактом можно назвать то, что в процессе возведения колокольни для нового храма рабочие совершенно случайно обнаружили саркофаг с телом проповедника.

Вскоре останки святителя были перенесены в Константинополь со всеми почестями.

Стоит ли говорить, насколько почитаемо православными христианами село Каманы? Абхазия является привлекательным для туристов местом, и данное поселение не исключение. К водам источника приезжают не только испить воды, но и окунуться в нем с головой. Как гласит древнее предание, искупавшись в этой целительной, воде можно избавиться от болезней, укрепить здоровье и даже обрести смысл жизни.

Красивейшая природа, упоительный воздух и множество интересных мест - все это собрала в себе Абхазия. Каманы (фото поселения можно увидеть в этой статье) впечатляют своими старинными достопримечательностями и потрясающими пейзажами. И те, кто решил посетить это село, смогут увидеть всю эту красоту воочию.

Каманы как центр паломничества

Но все-таки, в первую очередь данное поселение является местом паломничества. Десятки верующих приезжают сюда, чтобы прикоснуться к святыням. Пусто здесь не бывает. Всегда можно увидеть хотя бы одну-две возведенные палатки.

Есть недалеко от храма Иоанна Златоуста еще один центр для паломничества, который почитают во всем христианском мире. Это место третьего обретения главы Много веков назад эту реликвию тайно вывезли из Византии и спрятали в нескольких километрах от Каман.

Спустя какое-то время ее нашли и вернули в Константинополь. На сегодняшний день Каманский грот считается священным местом для всех христиан.

Кроме всего перечисленного, есть несколько целебных родников, которые находятся в селе Каманы. Абхазия богата своими лечебными источниками, и это село также не будет исключением. Здесь можно не только прогуляться и посетить разные достопримечательности и святыни, но и неплохо поправить здоровье, а также отдохнуть на природе в этом неповторимом месте не только телом, но и душой!

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее - «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт https://сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее - «Сайт») от пользователей Сайта (далее - «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как ООО «ТИО» (далее – «Компания») обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее - «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных - ООО «ТИО» (ИНН: 5024144963, ОГРН: 1145024003970).
С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Компания может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • адрес электронной почты и иную контактную информацию;
  • сообщения, направляемые с использованием Сайта, и сообщения, направляемые в Компанию;
  • иную информацию о взаимодействии Пользователя с Сайтом, результаты сбора статистики посещений Сайта и общедоступной информации о программах и устройствах, используемых для такового доступа;
  • дополнительную информацию, которую Компания запрашивает у Пользователей для удостоверения их личности.
Как эти данные используются

На Сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Яндекс.Метрика, Google Analytics, Firebas Google, Tune, Amplitude, Сегменто. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на Сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей Сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы