Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возвращение евреев в израиль. История возвращения еврейского народа на родину. Как оформить документы для репатриации в Израиль

До выпуска из ульпана возможна только работа в трудовом поселении, кибуце. Также, как и ульпаны, кибуцы созданы для упрощения социализации и адаптации новых переселенцев, называемых на иврите "олим хадашим". Кибуц представляет собой крошечное поселение, в котором есть школа, детский сад, ульпан и условия для работы взрослых переселенцев. Есть кибуцы, специализирующиеся на сельском хозяйстве, туризме (прилежащие к отелю для туристов), производстве высокотехнологичного оборудования и т.п. Проживание в кибуце либо бесплатное, либо очень дешёвое. В кибуцах обычно селятся иммигранты, у которых нет родственников и знакомых на территории Израиля. Выбор кибуца для переселенца зависит от свободных мест, востребованности рабочей силы, личных пожеланий иммигранта, его образования и многих других факторов. Те же иммигранты, которые едут к родственникам, вполне могут пройти курсы ульпана в городе, не работая в кибуце. При эмиграции по некоторым программам, которых существует великое множество, обучение в ульпане не только бесплатное, но и подразумевает выплату небольшой стипендии, позволяющей посвящать все силы учёбе и не работать во время обучения. Через полгода обучения в ульпане у репатрианта уже есть достаточный уровень иврита для дальнейшего трудоустройства.

Если переселенец живёт и работает в кибуце, то там, кроме всего прочего, он окружён социумом таких же репатриантов из разных стран, общаться с которыми можно только на общем языке иврите. Это значительно ускоряет адаптацию.

Кибуцы актуальны для тех, кто иммигрирует в одиночку или супружескими парами. Для иммигрантов с семьями предоставляется льготное жильё на срок от 13 до 48 месяцев . Есть возможность оформить льготную ипотеку, "машканту". Семьи с детьми получают дополнительное ежемесячное пособие на каждого ребёнка. В случае многодетности это дополнительные выплаты, не связанные с корзиной абсорбции.

В 1991 году Германия приняла специальную иммиграционную программу для лиц еврейской национальности. Она была рассчитана на выходцев из бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, имевших еврейские корни. По этой линии за несколько десятилетий в Германию переехали тысячи бывших советских граждан, которые соответствовали необходимым критериям. Вопрос еврейской иммиграции в Германию остаётся актуальным и сегодня.

Как иммигрировать в Германию по еврейской линии

Основанием для использования программы иммиграции в Германию по еврейской линии послужит документальное доказательство наличия еврейских корней. Для этого необходимо, чтобы в свидетельстве о рождении потенциального иммигранта или хотя бы одного из его родителей была указана еврейская национальность, а сам документ был выдан в Советском Союзе не позднее 1990 года. Потенциальный еврейский иммигрант и члены его семьи должны иметь гражданство одной из постсоветских республик. Для евреев стран Балтии с 1 мая 2004 года данная программа не работает, поскольку эти государства вступили в Евросоюз. Ещё одной категорией еврейских иммигрантов могут стать апатриды (лица без гражданства), которые проживают в стране своего рождения. Потенциальные еврейские иммигранты при этом не должны иметь в биографии факта переезда в третью страну.

Актуальная редакция закона об иммиграции, в том числе регламентирующего переезд евреев в Германию (Zuwanderungsgesetz), действует с 01.01.2005 года. Изменения в Законе значительно либерализировали правила, по которым лица с еврейскими корнями могут иммигрировать в Германию. В частности, теперь воспользоваться указанной программой могут и внуки евреев. При этом очень важно со всей серьёзностью подойти к сбору документов, поскольку германские чиновники крайне скрупулёзно будут проверять их подлинность.

Преимущества ВНЖ Германии

При иммиграции в Германию по еврейской линии человек сначала становится временным жителем страны, а затем - постоянным. При соблюдении определённых требований следующим шагом станет принятие германского гражданства. Итак, основные преимущества статуса резидента Германии, который приобретёт иммигрант по еврейской линии:

  • законное длительное пребывание в благополучной стране Европейского Союза;
  • беспрепятственное передвижение по территории ЕС;
  • возможность легального трудоустройства как непосредственно в Германии, так и в любой из стран Евросоюза;
  • право на приобретение недвижимости в пределах любого государства Евросоюза;
  • возможность регистрации и ведения бизнеса в Германии и ЕС, открытие счетов в банках Европы и получение кредитов;
  • обучение на льготных условиях в вузах Германии (государство оплачивает образование этой категории иммигрантов);
  • бесплатное изучение немецкого языка;
  • упрощённый процесс получения визы в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию;
  • право на социальную защиту государства;
  • в перспективе - получение гражданства Германии и, соответственно, гражданства Евросоюза.

Требования и претендентам

Кроме еврейских корней, иммигранты должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь достаточный уровень доходов, который позволит им жить в Германии, обеспечивая себя и членов своей семьи без социальной помощи германского государства;
  • не быть судимыми;
  • владеть немецким языком не ниже уровня Stufe A1 (базовые знания). Исключением из данного правила являются лица, рождённые до 1 января 1945 года и несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста. Также возможно рассмотрение особо сложных случаев в индивидуальном порядке;
  • исповедовать иудаизм;
  • получить подтверждение от одной из иудейских общин Германии о возможности приёма в её члены;
  • получить положительный интеграционный прогноз иммиграционных властей страны.

Кто не сможет воспользоваться программой иммиграции евреев в Германию

Германские власти создали определённый фильтр, сквозь который не смогут просочиться следующие категории лиц еврейской национальности:

  • активные деятели коммунистической партии СССР, принимавшие участие в сохранении и всяческой поддержке коммунистического режима в Советском Союзе;
  • лица, имеющие уголовное прошлое и судимые за преднамеренные преступления. Исключение из данного правила - советские диссиденты, осуждённые по политическим мотивам, даже если их статьи имели сугубо уголовный характер;
  • граждане СНГ, стран Восточной Европы или апатриды, подозреваемые в связях с международной преступностью и терроризмом;
  • бывшие сотрудники КГБ и спецслужб стран Восточной Европы, которые участвовали в гонениях против инакомыслящих или вели подрывную деятельность в отношении ФРГ.

Интеграционный прогноз

Иммиграционные власти Германии проводят оценку перспектив человека стать полноправным членом общества. Оценка производится по 105-бальной шкале. Минимальный уровень, который должен набрать иммигрант для положительного прогноза - 51 балл. Баллы насчитываются по следующим критериям:

  • возраст аппликанта (заявителя);
  • уровень образования;
  • опыт профессиональной деятельности;
  • активность работы в еврейской общине или другой организации;
  • наличие родственных связей в Германии;
  • предложения от германских работодателей;
  • уровень владения немецким языком;
  • знание основ германского законодательства и немецких традиций;
  • субъективная психологическая оценка личности аппликанта.

Чем больше количество баллов, набранных потенциальным иммигрантом, тем выше вероятность принятия положительного решения германскими властями.

Краткий экскурс в историю

Придя к власти в 1933 году, нацисты начали проводить политику планомерного уничтожения еврейской нации. В результате Холокоста было уничтожено до 60% еврейского населения Европы и почти треть всего еврейского народа.

Согласно информации израильского института Яд ва-Шем, занимающегося непосредственно вопросами исследования Холокоста, только на территории Европы во время правления нацистов существовало более 20 тысяч специальных учреждений, занимавшихся планомерным истреблением еврейского населения. Нюрнбергский трибунал признал массовое уничтожение евреев германским фашизмом преступлением против человечества.

После окончания Второй мировой войны правительство ФРГ начало пытаться перевернуть эту страшную страницу в истории человечества, написанную гитлеровским фашизмом. Были приняты законы о выплатах репрессированным в результате Холокоста евреям, которые остались в живых, введены правила более простой процедуры получения въездных разрешений, поступления евреев в высшие учебные заведения Германии на льготных условиях и т. д. Особые правила в Zuwanderungsgesetz для лиц еврейской национальности, проживающих на территории бывшего Советского Союза, наиболее пострадавшего от германской агрессии, также призваны загладить вину за геноцид, который совершили прошлые поколения германской верховной власти.

Видео: еврейские общины в Германии

Процедура получения статуса резидента иммигрирующими по еврейской линии

Первым шагом иммигранта должна стать оценка своих возможностей и перспектив. Завышенные амбиции иногда могут привести к пустой трате времени, сил и средств.

Подтверждение еврейских корней

Заявитель должен обратиться в Германское Посольство или Консульство с соответствующим заявлением и предоставить необходимые доказательства наличия еврейской крови. Если корни были только по линии одного из родителей, то немецкие чиновники могут попросить предоставить информацию о втором. Если германский консул усомнится в еврейском происхождении аппликанта, последний может предоставить решение суда в стране своего проживания, который официально признал его евреем. Это один из способов подтверждения еврейского происхождения, довольно часто используемый потенциальными иммигрантами. Следует понимать, что немцы прекрасно осведомлены о склонности постсоветских граждан к подделке документов и фальсификациям. Время ожидания решения германских властей может растянуться на год.

Если сотрудники консульства одобрят кандидатуру будущего иммигранта по еврейской линии, то ему вышлют письмо с официальным одобрением и перечнем дальнейших действий: увольнение с работы, выписка с места жительства, а также список необходимых документов.

Перечень документов

Пакет документов, которые необходимо подготовить, довольно большой. В него входят:

  • гражданский паспорт аппликанта (оригинал, ксерокопии всех значимых страниц) в переводе на немецкий, с апостилем;
  • актуальный заграничный паспорт и все предыдущие загранпаспорта с истёкшим сроком действия, без перевода на немецкий и апостиля;
  • документ об отношении к воинской обязанности и одна его ксерокопия;
  • свидетельство о рождении непосредственно аппликанта, а также всех членов его семьи, которые участвуют в процессе иммиграции;
  • если есть приёмные дети, то необходимо документальное подтверждение факта усыновления или удочерения. Для детей, рождённых вне брака, потребуется сертификат, подтверждающий отцовство;
  • подтверждение смены фамилии, ели она менялась;
  • трудовая книжка;
  • документы об образовании;
  • любые документальные подтверждения принадлежности аппликанта к еврейскому народу;
  • заявление в произвольной форме.

Все документы подаются в переводе на немецкий язык и с нотариальным заверением. Заявитель подаёт сразу все документы не только на себя, но и на иммигрирующих вместе с ним членов своей семьи.

Условия иммиграции для супругов и детей

Если официальный брак был заключён менее, чем за три года до момента подачи заявления об иммиграции, немецкие власти посчитают его «свежим» и назначат собеседование для пары, чтобы убедиться в том, что брак не фиктивный. Вероятность этого обратно пропорциональна сроку брака.

Без проблем можно подать заявление тем, кто состоит в официальном браке не менее трёх лет. Супруги также должны знать немецкий на уровне не ниже А1, что следует подтвердить соответствующим сертификатом. По достижении 15-летнего возраста несовершеннолетние должны выразить своё письменное согласие на переезд в Германию.

Выезд в Германию

Когда все документы собраны и поданы в Посольство или Консульство Германии, то следующим шагом станет получение въездного разрешения - визы на аппликанта и иммигрирующих с ним лиц. Это будет долгосрочная виза категории D, на основании которой можно пересечь германскую границу в течение трёх месяцев.

Далее необходимо оформить вид на жительство. В этом помогут члены еврейской общины. Они проконсультируют прибывших по процедуре и различным нюансам. ВНЖ оформляется в течение одной недели в миграционном отделении любого полицейского управления. Стоимость его для иммигрантов по еврейской линии минимальна - всего 20 евро за каждого человека, а несовершеннолетние получают разрешение на временное проживание в Германии бесплатно.

Рассмотрением заявлений на переезд в Германию по программе еврейской иммиграции занимается специальное подразделение МВД - Bundesverwaltungsamt. После проверки биографии аппликанта и подтверждения документов это ведомство даёт запрос в одну из федеральных земель Германии, согласно желанию проживать на её территории, которое изъявил иммигрант. Власти федеральной земли оценивают свои возможности и дают своё согласие на принятие или откладывают его на определённый срок. Отсрочка требуется для планирования выделяемых иммигранту средств в бюджете на следующий год.

Первоначально переселенцев по еврейской линии поселят в комфортабельное общежитие семейного типа, оплачиваемое государством. Одиноким предоставят отдельную комнату. Также у иммигрантов появится возможность изучать немецкий язык на бесплатных курсах. При этом выбор учебного заведения можно сделать самому. Далее последует обычный рутинный процесс появления нового резидента Германии - постановка на учёт в различных государственных службах, получение бесплатной медицинской страховки, налогового номера, открытие счёта в немецком банке. Через одну-две недели на счёт поступит социальная помощь от германского государства, которой вполне хватит на питание, одежду и различные мелкие расходы.

Обладатели дипломов о высшем образовании должны подтвердить свою квалификацию, сдав тесты на немецком по имеющейся специальности. Это можно сделать по окончании языковых курсов. Если всё будет нормально, то диплом пройдёт процедуру нострификации. Следующим шагом станет получение разрешения на работу в Германии. Итого, спустя несколько месяцев (этот период у всех разный, поскольку всё зависит от обстоятельств и расторопности самих претендентов), можно стать полноценным временным жителем Германии.

Процесс переезда пенсионеров еврейского происхождения ничем принципиально не отличается от иммиграции лиц трудоспособного возраста. После переезда в Германию они имеют право на пожизненную социальную помощь государства, которой вполне хватит даже для путешествий по всему миру.

Документы при получении вида на жительство

Решение о включении данного иммигранта в программу переселения евреев в Германию уже само по себе является основанием для предоставления вида на жительство. Потребуется также несколько дополнительных документов, в частности, сертификат о прохождении бесплатного медицинского обследования в одной из клиник Германии на наличие социально опасных заболеваний. Базовый пакет документов подаётся ещё вместе с заявлением в германское диппредставительство.

Срок действия вида на жительство

Вид на жительство для иммигрантов по еврейской линии имеет неограниченный срок действия. Он довольно специфичен и не требует продления. Через три года проживания в Германии по ВНЖ иммигрировавший еврей может оформить ПМЖ, в котором прожить ещё три года. По прошествии шести лет становится доступной подача прошения о предоставлении германского гражданства.

Видео: жизнь иммигрантов в Германии

ПМЖ в Германии для евреев

Для получения статуса постоянного жителя требуется прохождение дополнительных языковых и интеграционных тестов. Необходимо показать хорошее знание разговорного и письменного немецкого языка, а также традиций и законодательных основ немецкого общества. Стоимость получения постоянного места жительства для иммигрировавших евреев также минимальна и не превысит 50 евро. Решение принимается в течение трёх месяцев со дня подачи заявления о получении постоянного места жительства. Постоянный вид на жительство практически приравнивает его обладателя к гражданину Германии, за исключением избирательного права и стопроцентного социального обеспечения со стороны государства.

Отказ в разрешении на иммиграцию

Если германские власти приняли отрицательное решение, то ему должно быть веское обоснование. Главное - узнать причину и проанализировать её. Наиболее часто встречающейся причиной отказов является недостаточная уверенность в еврейских корнях аппликанта. В этом случае следует обратиться в суд на родине с заявлением об официальном признании этого лица евреем. Также надо серьёзно отнестись к сбору необходимых документов, подтверждающих наличие еврейской крови.

Если же причина в другом (причастность к советской партийной номенклатуре, криминальное прошлое или настоящее аппликанта, незнание немецкого языка и т. д.), то следует заняться устранением причины отказа, если это возможно. То есть собрать доказательства своей благонадёжности. Поскольку подача документов и заявления возможны только в германских дипломатических представительствах в странах, где проживают желающие иммигрировать, то обжаловать в германском суде негативное решение невозможно.

Можно подать документы и заявление ещё раз. При этом рассмотрение дела начнётся с нуля, без учёта предыдущего негативного опыта, поэтому появится шанс на получение положительного решения. Процент отказов иммигрирующим по еврейской линии минимален.

Важная деталь: при собеседовании в германском диппредставительстве большое внимание будет уделяться принадлежности заявителя к иудейской вере (это обязательное условие). Если аппликант слабо знаком с постулатами иудаизма и иудейскими обрядами, то шансы на положительный ответ у него уменьшаются в разы.

Количество подач документов на иммиграцию по еврейской линии германским законом не ограничено. Можно подготовить документы самостоятельно, а можно воспользоваться услугами посреднических фирм. В последних недостатка сегодня нет. Естественно, посредники возьмут немалую плату. При этом стопроцентной гарантии получения положительного ответа от германских властей нет. Поэтому дешевле будет подготовить подачу документов самостоятельно.

Видео: Ангела Меркель о гарантиях безопасности евреям в Германии и репатриации в Израиль

Еврейская иммиграция из России и Украины в другие страны

За время действия программы иммиграции евреев в Германию ею воспользовались несколько сотен тысяч выходцев с постсоветского пространства. Подобные программы для иммиграции по еврейской линии существуют и в некоторых других странах, в частности, Соединённых Штатах Америки и Канаде.

Как еврею уехать в США

В Соединённых Штатах Америки действует специальная программа по облегчённой иммиграции евреев. Статистика говорит о том, что с начала 90-х годов прошлого века в Германию иммигрировали около 200 тысяч евреев из стран СНГ, в США - около 400 тысяч.

В Штатах действует поправка Лаутенберга (сенатора еврейского происхождения от штата Нью-Джерси), принятая ещё в 1989 году. За время своего существования срок её действия неоднократно продлялся, последний раз пролонгация состоялась в 2012 году. Суть данной поправки состоит в принятии Америкой евреев в качестве религиозного меньшинства, подвергающегося дискриминации, по упрощённой процедуре. Соответственно, поправка Лаутенберга подразумевает государственное финансирование данной иммиграционной программы, средства на которую ежегодно закладываются в американский бюджет. Основной упор делается на евреев стран постсоветского пространства.

Суть программы заключается в получении статуса беженца евреями из стран СНГ даже без доказательства факта преследований. Единственное условие - иметь на территории США близких родственников, которые старше 21 года и являются американскими гражданами.

Подавать заявление об иммиграции на основании поправки Лаутенберга евреи могут даже в американских дипломатических представительствах в странах своего проживания. Пролонгация поправки активно финансируется еврейской общиной США, ежегодно жертвующей около 60 млн долларов на различные благотворительные проекты американских политиков, что значительно поднимает их предвыборный рейтинг. Для сравнения - пожертвования арабских общин не превышают 300 тыс. долларов в год. Согласно последней переписи, евреи составляют более 2% всего населения США.

Еврейская эмиграция в Канаду

Программа, направленная на облегчённую иммиграцию евреев, действует и в Канаде. Она существует как на федеральном уровне, так и на уровне провинций страны, обладающих значительной автономией. Особенно тепло принимают евреев из стран СНГ в Квебеке. Действие программ облегчённой иммиграции для евреев поддерживается материально многочисленной еврейской общиной Канады, которая делает значительные финансовые пожертвования в её реализацию. 99% канадских евреев живёт в городах, только в Монреале их более 100 тысяч.

Специфика иммиграции евреев в Канаду состоит в том, что значительная их часть приехала с Украины в разные годы. Канадские евреи поддерживают тесные связи с украинской еврейской диаспорой и сегодня. Поэтому большинство украинских евреев предпочитает иммигрировать именно в Канаду.

Иммигрировать по еврейской линии в Германию вполне реально. Большое количество россиян и соседей по СНГ уже воспользовались преимуществами программы. Впоследствии многие стали германскими гражданами. Непременным условием использования данной иммиграционной программы является наличие еврейских корней у основного заявителя. Подход к сбору документальных доказательств причастности к еврейскому народу требует особой внимательности, поскольку первая неудачная попытка всё же значительно снижает шансы положительного решения при повторной подаче, несмотря на отсутствие ограничений в количестве обращений.

Репатриация в Израиль Условия репатриации

Репатриация (от лат. repatriate ) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия

Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении».

Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч. жен. рода - оло́т), эти слова иногда используются и в русских текстах, определяя недавно репатриировавшихся в страну Израиль.

Подавляющее большинство израильских евреев сегодня - либо олим, либо потомки совершивших алию в 1-4 поколениях.

В настоящее время миграция в Израиль из стран бывшего СССР (России, Украины и Белоруссии) идет в основном из периферийных городов с низким уровнем жизни и характеризуется низкой долей еврейской компоненты (то есть в Израиль в большой степени едут не этнические евреи, а потомки от смешанных браков евреев с коренным населением).

В 2015 году из Украины в Израиль переехало 7 тысяч украинских евреев, из России – 6,600 тысяч человек а всего миграция в Израиль в 2015 году составила 30 тысяч человек.

Закон о возвращении провозглашает право каждого еврея на репатриацию в Государство Израиль. Согласно этому закону евреем является любой рожденный от матери-еврейки, но не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм. В то же время, нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

Более подробно о Законе о возвращении и сам Закон смотрите здесь:

Условия переезда в Израиль на ПМЖ

Израильское гражданство выдается на территории Израиля.

Однако до получения гражданства необходимо пройти предварительный этап: и проверки документов, с израильским консулом на территории страны проживания или гражданства. В случае положительных результатов проверки и собеседования репатрианту выдается виза на репатриацию в Израиль, которая действует в течение полугода.

Как оформить документы для репатриации в Израиль

Существуют следующие варианты оформления документов для репатриации в Израиль:

  1. Самостоятельно с консультированием в консульском учреждении

Адреса консульских учреждений Израиля в России и Украине: смотрите здесь

  1. С помощью Израильских культурных центров в России, Украине, Молдове (Организация «Натив»)

Об Израильских культурных центров в России, Украине, Беларуси, Молдове: смотрите здесь

  1. С помощью Фонда «Эвен-Эзер»

О Фонде «Эвен-Эзер»: смотрите здесь

4. С помощью Еврейского агентства («Сохнут»)

О Еврейском агентстве («Сохнут»): смотрите здесь

2017-01-27T18:01:06+00:00 konsulmir Израиль Репатриация в Израиль Репатриация в Израиль Условия репатриации Репатриация (от лат. repatriate) - возвращение на родину. Репатриация евреев в Израиль носит название алия Алия (ивр. ‏עלייה‏‎, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») - репатриация евреев в Израиль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в законе Израиля «О возвращении». Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом «оле́» (в женском роде - «ола́», мн. ч. - «оли́м», во мн. ч.... konsulmir

(1880-1939)

До Нового времени было известно два пути решения проблемы существования евреев в изгнании. Первое решение - приспособиться (временно, пока не пришел Избавитель) к "рабству у царств"*. В сущности, это означало - примириться с судьбой изгнанников в постоянном поиске нового "царства", которое в данный момент нуждается в еврейском уме и еврейском труде и готово - правда, ценой унижений и дискриминации - обеспечить евреям сносное существование, не задевая их национально-религиозной сущности. Это временное решение затягивалось все больше и становилось все более постоянным по мере того, как слабела надежда евреев на возвращение в Страну Израиля, опустошенную, разрушенную и отсталую.

Но по мере того, как продолжалось изгнание, по мере того, как увеличивались преследования и гонения, возникало второе решение - радикальное. Оно существовало в двух вариантах. Один - это мессианские движения, стремившиеся "приблизить конец изгнания" сверхъестественным, мистическим путем. Такова была цель лжемессий. Как известно, мессианские движения окончились крахом. Другой вариант - массовое возвращение евреев на их историческую родину, с тем, чтобы возродить ее из развалин, - увенчался успехом.

Провозвестники Сиона

Историческая реальность Европы ХШХ века поставила под вопрос первое решение. Вслед за движением Просвещения* (Гаскала) и эмансипацией* евреи наконец-то добились облегчения бремени "рабства у царств"* - дискриминации и унижений, к которым они привыкли еще со времен средневековья.

Однако цена приспособления была слишком высока: от евреев требовался отказ от их национально-религиозной сущности - вплоть до полной ассимиляции. С другой стороны, по мере того, как евреи старались приспособиться к европейскому обществу, ненависть к ним не только не стала меньше, но приобрела наукообразное обоснование и предстала перед миром в новом обличье современного антисемитизма. Оба эти фактора вновь напомнили евреям о существовании альтернативы -вновь ожили надежды "приблизить конец" изгнания, "вернуться в Сион", чтобы возобновить на древней земле нормальное существование евреев как нации. На этот раз, однако, речь шла не о сверхъестественных путях достижения этой мечты - мистике и каббале, как это было в эпоху мессианских движений, - а о путях вполне земных и реальных, тех же самых, по которым шло в XIIIX веке национально-освободительное движение других народов Европы.

Идеи национально-освободительных движений на Балканах и в особенности в Италии оказали глубокое влияние на первых "провозвестников Сиона", вышедших из разных кругов европейского еврейства: как "традиционных", так и "просвещенных". Надо учесть, что идея

"Возвращения в Сион" встретила противодействие у многих раввинов, которым было памятно тотальное разочарование, постигшее еврейский народ вследствие трагического крушения мессианского движения Шабтая Цви. Тогда раввин Калишер* в своей книге "Дришат-Цион" ("Стремление к Сиону") предложил концепцию "начала Избавления": сделать первый шаг в медленном и долгом движении, конец которого будет назначен Высшим Провидением. В 1836 г. рав Калишер предложил барону Ротшильду* и сэру Монтефиоре* купить земли Палестины у египетского султана Мухаммада Али, который к тому времени захватил Страну Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. В соответствии с этой идеей в 1870 г. Карл Нетер, секретарь общества "Коль Исраэль Хаверим" ("Все евреи - товарищи") построил сельскохозяйственную школу в Микве-Исраэль. Сходные идеи высказывали сефардский раввин Алкалаи* и ассимилированный социалист Моше Гесс* в своей книге "Рим и Иерусалим", а также другие "провозвестники Сиона", предлагавшие соединить "политический сионизм" с сионизмом практическим.

"Практический сионизм" халуцианское движение

Идеи "провозвестников Сиона" (как и идеи христианских сторонников "Возвращения в Сион", по разным причинам - религиозным, гуманистическим, политическим, - поддерживавших идеи сионизма) не могли бы найти своего воплощения, если бы не движение "Хибат-Цион"*, которое, как мы уже говорили выше, во многом было вызвано к жизни русским антисемитизмом и погромами. В движении "Хибат-Цион" участвовали как ортодоксальные раввины, так и "просветители". Под воздействием этого движения отдельные энтузиасты (халуцим*) и группы ("Билу"*) начали репатриироваться в Страну Израиля, чтобы воплотить основную идею "практического сионизма". Эту идею можно сформулировать так: изгнание - это тяжкая болезнь, от которой народ Израиля "выздоровеет", когда вернется на свою родину и станет обрабатывать родную землю, когда построит в Стране Израиля справедливое общество, основанное на ценностях Писания и еврейской традиции. Среди репатриантов "Первой алии"* были в основном религиозные люди, соблюдавшие традиции. Р. Аврагам Ицхак Кук* (благословенна будь память праведника!), раввин Яффо и еврейских поселений Страны Израиля во времена Первой алии и Главный раввин Страны Израиля в период британского мандата, видел в поселенческом движении "начало Избавления", а в его пионерах -нерелигиозных "халуцим" - средство в руках Божественного Провидения.

На фоне мощного потока еврейских эмигрантов на Запад (см. приложение 4: с. 150), представлявшего классическое воплощение первого пути евреев диаспоры: из изгнания в изгнание, - движение "халуцим" из России и Румынии, отправлявшихся не на Запад, а на Восток, было лишь тонкой струйкой. Но оно встретилось с другой струей - с евреями Грузии, Йемена, Северной Африки, Ирака, Бухары, которые ничего не знали о том, что происходит в Европе и не были связаны с национальным движением европейских евреев, но также стремились в Страну Израиля. Большинство из них поселились в Иерусалиме и "святых городах" - Хевроне, Тверии и Цфа-те. Халуцим создавали сельскохозяйственные поселения в Иудее, Шомроне (Самарии), Галилее; в свою очередь, жители "старого ишува"* в 1860-1878 начали селиться за стенами старого Иерусалима и также основали ряд сельскохозяйственных поселений.

Поселенцы-халуцим оказались в очень тяжелой ситуации. Им не хватало знаний и навыков для ведения сельского хозяйства на земле Палестины; их соседи -арабы - крайне враждебно относились к самой идее еврейского поселенчества в Стране Израиля. Им не хватало рабочей силы, инструментов и денег. Все это вынудило жителей большинства новых поселений обратиться за поддержкой к барону Ротшильду и поставило их в то самое положение, которого они хотели избежать - в положение, сходное с жителями "старого ишува", живших на средства "халуки" (т.е. на деньги, которые собирали для них евреи диаспоры). Постепенно часть халуцим Первой алии превратилась в издольщиков у администрации Ротшильда, часть оставила страну; наиболее удачливым удалось разбогатеть и они стали нанимать на работу арабов. Идеология движения "Билу"* потерпела крах. Мечта своим трудом создать в Стране Израиля образцовые поселения, в которых сыны древнего народа могли бы возродиться к новой жизни - эта мечта оказалась несостоятельной дважды: в области хозяйственной и в области культуры и идеологии.

"Политический сионизм". Теодор Герцль

Разочаровывающие итоги Первой алии заставили многих восточно-европейских деятелей "Ховевей Цион" - и в их числе основателей движения "религиозного сионизма" раввинов Могилевера и Рейнса - поддержать "политический сионизм" в той форме, в которой сформулировал и выразил его идеи такой весьма нестандартный еврейский лидер, как ассимилированный австрийский журналист Биньямин Теодор Герцль*. В своей книге "Еврейское государство" он предложил европейским народам новый способ решить "еврейский вопрос" и избавиться от ненавистных чужаков: предоставить евреям во владение клочок земли, на котором они могли бы жить как народ... Вернувшись на свою землю, они не будут больше рассеяны по всему миру. Герцль обращался к немецкому кайзеру, к турецкому султану, к властям Франции и Англии в надежде получить "чартер" - документ, дающий евреям право на владение собственной территорией. Лихорадочная политическая деятельность Герцля не приносила плодов, но тем не менее он скептически относился к "практическому сионизму", считая, что "филантропическое поселенчество" сможет привести к решению "еврейского вопроса" только через сотни лет. Нет, считал Герцль, этого можно достичь только путем коренного преобразования - "метаморфозы" самого еврейского народа, когда в Стране Израиля будет создано новое, прогрессивное общество, которое будет нерелигиозным и весьма мало связанным с еврейской традицией.

В отличие от "неповоротливых" восточноевропейских деятелей, "Сионистов Сиона"*, Герцлю - светскому европейцу и обладателю выдающегося организационного таланта - удалось добиться значительных успехов на политической арене. По его инициативе 29 августа 1897 г. в Базеле собрался первый Сионистский конгресс, в котором участвовали 197 представителей еврейства со всех концов света. Герцль считал Сионистский конгресс основным средством построения "государства в пути". Он писал: "В Базеле я основал еврейское государство. Самое большее через пятьдесят лет его признают все". Эти пророческие слова сбылись: в 1948 году возникло государство Израиль. Конгресс объявил о создании "Всемирной сионистской организации" и принял знаменитую "Базельскую программу", определившую задачи сионистского движения. В ней говорилось:

«"Сионизм стремится создать в Стране Израиля для еврейского народа дом и родину, которые были бы защищены международным законодательством. Для достижения этой цели следует обратиться к следующим средствам:

1. Развитие Страны Израиля путем заселения ее евреями-земледельцами, ремесленниками и владеющими какой-либо профессией.

2. Организация и сплочение всего еврейства в различных меропроятиях, местных и общих, в соответствии с законами каждой страны.

3. Усиление национального чувства и национального сознания.

4. Подготовительная работа к достижению согласия государств с целями сионизма.

Уже к моменту смерти Герцля (1904 г.), благодаря его усилиям, сионистское движение было хорошо организованным и эффективным. Наряду с "Сионистским конгрессом" - всеобщим органом сионистской организации -был создан "Совет сионистских деятелей" как исполнительный орган. В 1898 г. был организован Национальный банк - "Фонд еврейских поселений". На Пятом конгрессе (1901 г.) была создана "Керен га-Каемет ле-Исраэль" - организация, которая по сей день занимается освоением пустынных земель и посадкой деревьев в Стране Израиля.

Кишиневский погром 1903 г. привел Герцля к убеждению, что следует использовать любую возможность для того, чтобы решить проблему евреев России. Английское правительство предложило для еврейского поселенчества одну из своих колоний - Уганду, малонаселенную страну с плодородной почвой и прекрасным климатом. Герцль представил "План Уганды" на Шестом Сионистском конгрессе в 1903 г. Шестой конгресс стал ареной острого конфликта "политических сионистов" из стран Западной Европы с более традиционалистски настроенными "сионистами Сиона" из России и Польши. Хотя предложение Герцля было направлено в первую очередь на решение проблем российского еврейства, "Сионисты Сиона" категорически отвергли его. Герцля удивило то, что значительная часть еврейства продолжает мыслить в традиционных и, как ему казалось, давно отброшенных категориях: не стремится к "нормализации" (т.е. унификации) еврейской жизни и сохраняет ничем не объяснимое влечение к "не нормальной" Стране Израиля, которую нельзя заменить никакой другой. Основатель "политического сионизма" почувствовал, что эти евреи, прочно связанные с традицией, никогда не откажутся от Страны Израиля - даже если принятие "Проекта Уганды" поможет им решить те политические проблемы, во имя которых и было создано его движение.

"Синтетический сионизм". Декларация Бальфура

После смерти Герцля усилились позиции сторонников "практического сионизма", призывавших сосредоточить все усилия на алие и поселенческой деятельности в Палестине - вопреки всем объективным трудностям. По их мнению, только упорная работа на месте сможет, когда придет время, оказаться решающим аргументом в пользу "чартера", которого добивались "политические сионисты".

На Восьмом сионистском конгрессе (1907 г.) доктор Хаим Вейцман*, из сторонников "практического сионизма" предложил синтез обеих сионистских концепций. "Я вижу, - сказал он, - в политическом сионизме синтез работы по всем направлениям, а в практической работе - средство для достижения политических целей".

* В 1904 г. началась Вторая алия - новая волна репатриации, большую часть которой составляла революционно и социалистически настроенная молодежь. Побудительным фактором этой новой волны явились гнев и разочарование после погромов, а также прозвучавший из Страны Израиля призыв спасти дело еврейского сионистского поселенчества. Эта волна алии получила полную поддержку "синтетического сионизма" в лице "Управления Страны Израиля", открывшегося в Яффо в 1908 г. "Управление", во главе которого стоял А.Руппин, поддержало организацию учебной сельскохозяйственной фермы "Киннерет", первой поселенческой сельскохозяйственной коммуны (киббуца*) "Дегания", кооператива (мошава*) "Мерхавия", постройку городского квартала "Ахузат-Баит", который в будущем стал основой Тель-Авива, и "Эйн-Ганим" - рабочего поселка недалеко от Петах-Тиквы.

Рост сельскохозяйственного поселенчества и "завоевание труда" (т.е. рабочих мест) евреями в конкуренции с арабами породило первое национальное движение арабов Палестины, выразившееся прежде всего в жестоком еврейском погроме в Яффо (1908 г.), а также в попытках воспрепятствовать покупке земли кооперативом "Мерхавия" в Изреэльской долине. Реакцией на это стало создание организации "га-Шомер" ("Страж") -первого зародыша еврейской самообороны в Стране Израиля.

Большая часть репатриантов Второй алии не выдержала трудностей и покинула Страну Израиля. Те, кто остались, во многом продолжили халуцианские традиции Первой алии. В то же время у них было и свое идеологическое наследство - социалистические идеи, привезенные из страны исхода - России. Они стали почвой, на которой возникли первые рабочие партии Израиля, существующие и по сей день.

Наконец, стараниями Хаима Вейцмана, бьш получен "чартер", которого так долго ждали "политические сионисты". Вейцману удалось использовать сложившуюся уникальную ситуацию, в которой соединились политические и моральные факторы: с одной стороны, Англия была озабочена своим престижем в глазах американского еврейства, поскольку ей очень хотелось получить мандат на Палестину; с другой стороны, английские политические лидеры признавали законность и справедливость стремления еврейского народа наконец обрести родину. В 1917 г., в конце Первой мировой войны, была опубликована Декларация Бальфура, в которой говорилось:

"Правительство Ее величества благосклонно смотрит на создание национального дома для еврейского народа в Стране Израиля. Оно сделает все возможное для того, чтобы достичь этой цели, однако под ясным и четким условием: чтобы это не ущемило гражданских и религиозных прав нееврейских общин Палестины, а также не повредило политическому положению евреев в других странах мира".

"Чартер" - "политическое чудо", которое послал Бог сионизму, - придал сионистскому поселенческому движению необходимое ему политическое покровительство английских мандатных властей. Это дало возможность маленькому еврейскому ишуву*, составлявшему в 1914 г. 85.000 евреев на 600.000 арабов (см. приложение 3: с. 149), возможность развиваться, создавать условия для приема следующих волн алии, все увеличивающейся в связи с нарастанием антисемитизма в Европе между Первой и Второй мировыми войнами (см. приложение 5: с. 151), и готовиться к неминуемой схватке с арабами, количество которых увеличивалось параллельно увеличению еврейского ишува. Нарастание арабского сопротивления еврейскому поселенческому движению нашло поддержку среди арабских государств, освобождавшихся в это самое время от опеки европейских держав.

И все же надо хорошо понимать: только практическая работа на местах уберегла "чартер" от забвения. Люди Первой алии, заложившие основы сельского хозяйства и общества в Стране Израиля, и особенно люди Второй алии - те, кто сумел осуществить "захват работы"; те, кто основал первые киббуцы и мошавы; те, кто боролся за введение иврита в повседневной речи и в образовании, включая Технион (1913 г.), - только они не дали идее "чартера" разделить судьбу многочисленных утопических прожектов и великих идей, которыми полны книги еврейских и христианских "провозвестников Сиона" в ХШХ веке. С другой стороны, если бы не политический "чартер", признанный народами мира и положенный в основу британского мандата в 1922 г., по-прежнему сохранялся бы медленный ритм первых волн алии, состоявших из идеалистов. И тогда - на фоне враждебных действий английской администрации в Палестине и увеличения арабского населения, усиленно подстрекаемого к беспорядкам и погромам, - кто знает, многим ли отличалась бы тогда судьба сионистского дела от судьбы предыдущих попыток еврейского заселения Страны Израиля.

Волны алии в страну Израиля в период "государства в пути"

Декларация Бальфура - величайшее достижение политического сионизма - не подняла, против всех ожиданий, волну алии евреев Западной Европы, чьи проблемы пытался разрешить сионизм. У евреев Восточной Европы Декларация Бальфура вызвала всеобщее ликование, но и здесь не привела к массовой алие в Страну

Израиля - даже среди тех, кто мечтал об этом. Причиной тому была большевистская революция, которая закрыла двери алии и начала преследовать сионизм и сионистов. И все же среди людей Третьей алии (1918 -1923), на счету которой - осушение и заселение Изреэльской долины и деятельность "Гдуд га-Авода"* ["Рабочего батальона"], среди участников алии "ге-Халуц"*, возглавляемой Йосефом Трумпельдором* и алии "Поалей-Цион"*, под руководством Давида Бен-Гуриона* и Ицхака Бен-Цви*; - большую часть среди них составляли выходцы из России, к которым присоединились также евреи из Польши, Литвы и Румынии. В общем, эта волна алии была не из самых больших (см. приложения 4 и 5: с.с. 150,151); из нее многие возвратились обратно или эмигрировали в Америку.

Массовая алия - которую, в отличие от всех предыдущих, составляли представители средних классов (см приложение 5: с. 151) началась в 1924 г. Это так называемая Четвертая алия (1924 - 1928), последовавшая за экономическим кризисом и подъемом антисемитизма в Польше. Эта алия увеличила население городов, особенно Тель-Авива, который вырос с 16 тысяч в 1922 г. до 40 тысяч в 1925 г.

Но все предыдущие волны алии несравнимы по количеству с Пятой алией (1929 - 1939 гг.) - 235.000 человек! Эту волну репатриантов составляли польские и немецкие евреи. Выходцы из Польши, большей частью представители среднего класса, бежали оттуда, спасаясь от растущего антисемитизма властей и народа. Немецкие евреи в основном были образованными и состоятельными людьми, которым удалось вовремя оставить нацистскую Германию. Они внесли большой вклад в развитие промышленности в Стране Израиля. В 1935 г. в Страну Израиля "легальным образом" въехали 60.000, а "нелегальным образом" - еще 12.000 евреев. Последние большие волны алии, несли с собой не сионистов-идеалистов, но беженцев, у которых не было другого выхода. Сыграло тут роль и принятое в это самое время решение американских властей ограничить въезд в страну, что увеличило алию в Страну Израиля.

Перед Второй мировой войной еврейский ишув в Стране Израиля уже приближается к полумиллиону жителей. 120.000 из них живут в сельскохозяйственных поселениях, в большинстве своем разбросанных на прибрежной низменности и в долинах, а также в Галилее, в Иудее и в Негеве (см. карту 13, с. 184). Прибывшие с последними потоками алии "буржуа" привезли с собой немалые средства (в особенности немецкие евреи), что сразу подстегнуло ритм индустриализации страны. Быстро развивалось строительство в больших городах. В 1939 г. Тель-Авив насчитывает уже 132 тысячи жителей.

Первые волны алии, численно еще небольшие, но движимые благородным идеалистическим пафосом, наложили свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся в Стране Израиля общество и культуру, определили ее характерные черты: социалистический сионизм, неприятие всего, что связано с "галутом"* (изгнанием), антиклерикальная настроенность. Последние большие волны алии несли беженцев, которые застали в Стране Израиля уже более или менее сформировавшиеся традиции и приспособились к ним.

Поселенцы отвоевывали у безжизненной пустыни все новые и новые территории. Там, где больше тысячи лет не жили евреи, где ничего не росло и не могло расти, поднимались города и поселки. Так мечта политических сионистов о "национальном доме" превращалась в реальность "государства в пути" в границах исторической Страны Израиля. Все это было весьма не по душе британским мандатным властям и особенно арабам, которые с трудом верили своим глазам, наблюдая, как стремительно меняется Страна Израиля за считанные годы между двумя мировыми войнами.

Правительство Англии любой ценой хотело сохранить свое господство в Палестине: она обладала исключительной стратегической ценностью, в частности, как возможная военная база вблизи от Индии и Афганистана. Что же касается Декларации Бальфура, английская администрация видела в ней всего лишь удачный ход в политической игре, подобный тем, которые ей не раз уже удавалось проделать в тайных дипломатических сношениях с Францией, Россией и арабскими государствами Ближнего Востока. Получив мандат на Палестину, в тех границах, которые наметили сами англичане, исходя из своих интересов на Ближнем Востоке, британское правительство окончательно уяснило себе, что исполнение мандата, его духа и буквы - в частности, превращение еврейского населения Палестины из национального меньшинства в большинство, - идет вразрез со стратегическими целями Англии. Кроме того, англичане ни в коем случае не хотели портить отношения с арабами. Не последнюю роль в этом играл, конечно, экономический фактор, в особенности полученные англичанами сведения о запасах нефти на территории арабских княжеств. Исходя из этого, английское правительство начало и скрыто и явно "сокращать" Декларацию Бальфура, содержавшую двусмысленные выражения, которые при желании можно было истолковать по-разному. Толкование англичан все больше склонялось в пользу арабов.

Англичане рассчитывали остаться в Палестине надолго. Усиление еврейского ишува и его первые скромные шаги к независимости противоречили их планам. Вот почему английское правительство стремилось свести на нет два важнейших фактора осуществления сионистской программы: массовую алию и поселенческую деятельность евреев в границах исторической Страны Израиля. (О границах Страны Израиля, согласно заявлению "Всемирной сионистской организации" на мирной конференции 1919 г. - см. карту 10, с. 181).

Возникновение "арабской проблемы"

Арабы, населявшие Страну Израиля, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были потомки разных народностей, принявшие ислам после арабского завоевания. Особенно много таких сравнительно недавних мусульман было в горных районах Страны Израиля, где им удалось уцелеть после опустошительных нашествий завоевателей и не менее смертоносных набегов местных бедуинов. Параллельно усилению нового еврейского ишува усилился также приток в Страну Израиля арабов из соседних арабских стран - Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана. (Об арабской иммиграции в Страну Израиля см. приложение 3: с. 149). Все они с презрением и ненавистью относились к репатриантам Первой алии. Нападения вооруженных арабских банд на вновь основанные еврейские поселения были обычным делом. Поначалу они никем - ни арабами, ни евреями -не осознавались как национальное движение: это был просто разбой.

Но вот в 1911 г. 150 знатных арабов обратились в турецкий парламент с протестом против приобретения евреями земель в Стране Израиля и вообще против репатриации евреев в Страну.

В Декларации Бальфура (1917 г.) содержалось заявление о том, что сионизм получает отныне, с согласия мирового сообщества, покровительство великой державы. Это заявление дало новый мощный толчок развитию конфликта между евреями и арабами. Конфликт, начавшийся на задворках агонизирующей Оттоманской империи, начинает перемещаться в самый центр мировой политики.

С момента опубликования Декларации Бальфура арабо-еврейский конфликт получил новый статус. Теперь это было столкновение между двумя национальными движениями. При внимательном рассмотрении обнаруживалось, что у этих движений были похожие, но разные цели. Арабам, населявшим страны "Дома ислама" ("Дар-аль-Аслам"), от Индии до Марокко, была нужна государственная независимость. Евреи же, рассеянные по всем уголкам планеты, хотели в первую очередь "собрать изгнанников" ["киббуц галуйот"], чтобы решить демографическую проблему в странах рассеяния. С международного согласия они хотели создать в Стране Израиля свой "национальный дом", как сказано в Декларации Бальфура.

В 1918 г. во главе "Комитета делегатов" - органа при английской администрации в Стране Израиля -встал Хаим Вейцман. Он стремился рассеять недоброжелательность арабов, подозрительно относившихся к вторжению "чужаков" в "Дом Ислама". Ему удалось организовать встречу с королем Фейсалом из рода Хашимитов, который был в хороших отношениях с англичанами. На встрече был подписан документ, в котором говорилось, что возвращение евреев на родину встретит благосклонный прием у арабов, поскольку откроет возможности взаимного сотрудничества в общих интересах. Казалось, что после этой встречи больше не останется оснований для конфликта между арабами и евреями-сионистами. В 1921 г. на Двенадцатом сионистском Конгрессе была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось, что евреи должны жить в обстановке гармонии и взаимного уважения с арабским народом в месте их совместного проживания. Вейцман, отличавшийся весьма трезвым подходом к политике, не обошел вниманием исключительно жесткую позицию, занятую Иерусалимским муфтием Хадж Амин эль-Хуссейни. Он предложил такую формулировку: "Не владеть и не быть во владении" Но и эта попытка компромисса потерпела неудачу. Точно так же не вызвало интереса у арабов неофициальное предложение руководителей ишува в 1938 г.: дать еврейскому ишуву на срок 5-10 лет статус национального меньшинства (40%). Оказалось, что у арабов нет никакой административной инстанции, которая могла (и хотела бы) принять решение о компромиссе на этой основе.

Зеэв Жаботинский*, считавший себя продолжателем линии Герцля в сионизме, сочетал припниципы "политического сионизма" с новыми идеями о еврейской военной организации. Его идеология получила название "ревизионизм"*. Жаботинский признавал законность национального движения арабов и готов был предоставить им все права в качестве национального меньшинства в еврейском государстве. Однако он считал, что мира с арабами нельзя достигнуть путем уступок. Мира можно будет добиться только с позиции силы, "железной стены".

Давид Бен-Гурион, вождь "социалистического сионизма", в начале своей деятельности (1921-1933) верил, что арабскую проблему удастся решить на основе идей классовой солидарности. Он считал, что сионистскому движению удастся попутно освободить арабских крестьян - феллахов - от эксплуатации землевладельцев - эффенди. Будучи избран в руководство сионистской организации (1933-1938), Бен-Гурион неоднократно встречался с лидерами арабов Страны Израиля и арабских государств. В качестве основы для переговоров между евреями и арабами он предлагал совместное участие в органах власти (в течение срока действия мандата) и федеративное сотрудничество будущего еврейского государства с соседними арабскими странами. Но все его предложения были отвергнуты. Только тогда Бен-Гурион сосредоточил свои усилия на организации еврейской самообороны в преддверии неминуемого столкновения с арабами.

Арабы не желали идти ни на какие компромиссы. Вначале (в 1917-1920) их жесткая позиция находила поддержку во враждебном отношении английских оккупационных властей к сионистскому движению в Палестине. В дальнейшем она опиралась на "практическую политику" английского правительства, сформировавшуюся уже во времена верховного комиссара Палестины лорда Сэмюэля, еврея и либерала, который лично был не склонен уступать арабам. Однако те устраивали погромы, вслед за которыми начинались "комиссии по расследованию" и издавались "Белые Книги"*. Общий смысл их выводов сводился всегда к одному: чтобы предотвратить беспорядки, надо прекратить или хотя бы уменьшить еврейское поселенчество в Стране Израиля.

Арабы же предпочитали политику силы, которая выражалась прежде всего в погромах. Эта политическая линия формируется уже в начале 20-х годов, когда арабы нападают на Метуллу и Тель-Хай, при защите которого погибает Йосеф Трумпельдор*. Погромы преследуют и еще одну цель: помешать Англии получить мандат на конференции в Сан-Ремо*. В период мандата арабы продолжают ту же политику, видя, что еврейский ишув* в стране растет и укрепляется. В 1921 г. они предпринимают попытку напасть на "старый ишув". В 1929 г. происходит кровавый погром в Хевроне, в ходе которого было вырезано почти все еврейское население города. В 1936 начинается "Большое восстание", представлявшее собой, в сущности, реакцию на большую алию 1935 г., когда арабы почувствовали, что еврейский ишув в Стране Израиля превращается в заметное национальное меньшинство, и - если сохранятся те же темпы заселения Эрец Исраэль - быстро станет народом, способным самостоятельно, без английского покровительства, противостоять всем попыткам остановить его развитие.

Позиция арабов и английских властей застала еврейских поселенцев врасплох: совсем не так они представляли развитие отношений с арабами. Однако они быстро оправились от удивления. Постепенно в еврейских поселениях развивается система обороны, благодаря которой в дальнейшем удастся успешно отбивать нападения арабов. В начале 20-х годов возникает еврейская военная организация "Гагана" ["Оборона"]. Мандатные власти отказываются признать ее законной, но невзирая на это, "Гагана" становится одним из важнейших учреждений "государства в пути"*, наряду с другими - такими, как гражданские организации "Кнесет Исраэль" ["Собрание Израиля"], "Собрание депутатов", "Национальный совет" и "Главный раввинат" - официальными организациями, представлявшими евреев Страны Израиля перед мандатными властями.

Политика англии в период мандата

Несмотря на провал попыток запугать евреев и силой добиться прекращения алии, арабам обычно удавалось добиться своего у английских мандатных властей. По следам "беспорядков" организовывались комиссии и издавались "Белые Книги", выводы которых обычно были однозначны: следует ограничить до минимума еврейское поселенчество и алию. В "Белой Книге" 1922 года Восточный берег реки Иордан был отторгнут от "национального дома еврейского народа" и передан эмиру Абдалле - будущему королю Иордании (см. карты 10, с. 181). В "Белой Книге" 1930 г. английские обещания об образовании "национального дома еврейского народа" были урезаны до такой степени, что доктору Хаиму Вейцману, всегдашнему стороннику "реализма" в политике и "компромиссов" с англичанами, пришлось уйти в отставку с поста председателя Всемирной сионистской организации* В 1937 г. комиссия лорда Пиля предложила разделить Страну Израиля (см. карту 12, с. 183) на маленькое еврейское государство, которое должно было включать Галилею, Изреэльскую долину и побережье до Беэр-Тувья, и арабское государство, которое должно было занять всю остальную территорию Страны Израиля к западу от реки Иордан - за исключением полосы земли между Яффо и Иерусалимом, которая должна была оставаться под международным наблюдением и под управлением британских мандатных властей.

В 1939 г. английское правительство опубликовало "Белую книгу", в которой вводились суровые ограничения на алию и на приобретение земель поселенцами-евреями. В "Белой книге" 1939 г. был предложен проект: в течение 10 лет образовать в "Палестине" - в Эрец Исраэль - независимое государство, которое управлялось бы арабским большинством; это государство оставалось бы связано с Англией особым договором. Таким представлялось англичанам будущее Страны Израиля: арабское государство с еврейским меньшинством.

"Белая Книга" 1939 г. была последней. Она положила конец идее "национального дома еврейского народа" под покровительством Британской империи и привела к решительному изменению в политике ишува по отношению к британским мандатным властям. До сих пор борьба с мандатными властями велась в рамках "гражданского неповиновения": расширение еврейского поселенчества в "запрещенных районах" (поселения типа "Хома у-Мигдаль"* ["Стена и Башня"]) в 1936-1939 гг., а также начатая с 1934 г. организованная нелегальная эмиграция, которую евреи называли "Алия Бет" ["Вторая алия"] или "Гаапала" ["Дерзновение"] (см. карту 11, с. 182). Теперь тактика меняется. В 1937 г. возникает "Иргун Цваи Леуми" ["Национальная военная организация"], сокращенно "Эцель"*. Эта военная организация под руководством Зеэва Жаботинского, вождя ревизионистского движения*, отделяется от уже существовавшей военной организации "Гагана"*. "Эцель" протестовал против тактики "сдержанности" ["Гавлага*"] по отношению к арабскому террору и к британским мандатным властям. Таким образом, "Эцель" встал в оппозицию по отношению к Гагане*, действовавшей в соответствие с указаниями лидеров ишува во главе с Бен-Гурионом и начал террористическую деятельность, направленную одновременно против арабских террористов и английских властей.

Публикация "Белой книги" способствовала нарастанию антианглийских настроений в еврейском ишуве. Но борьбу за отмену британского мандата пришлось отложить в связи с началом Второй мировой войны (1939 г.). Весь еврейский ишув, включая "Эцель", естественно, встал на сторону Англии, сражавшейся с нацистским врагом. Исключение составляла лишь небольшая группа "Лехи"* (сокращение от "Лохамей Херут Исраэль" ["Бойцы за свободу Израиля"]), отколовшаяся от "Эце-ля". Бен-Гурион провозгласил: еврейский ишув будет бороться плечом к плечу с англичанами, как будто не было "Белой книги", и будет бороться против "Белой книги", как будто нет войны. Борьба за независимость была отложена до конца войны - до 1945 г.

Вторая мировая война коренным образом изменила соотношение сил на мировой арене. Влияние Англии в международных делах пошатнулось, статус сверхдержавы заняла теперь другая страна - Соединенные Штаты Америки. Изменилось и положение еврейского народа. Большая часть европейского еврейства была уничтожена. И в этот исторический час народы воочию увидели руку Божественного Провидения. Сионистская мечта осуществилась. 29 ноября 1947 г. сессия ООН признала еврейское государство в разделенной Стране Израиля.

Для комфортного и удачного возвращения евреев на историческую Родину усилий приходится прилагать немало. Помимо выделения значительного количества времени требуется наличие правовых знаний, навыков заполнения официальной документации, опыта в совершении юридически значимых действий. Мы оказываем профессиональную помощь на всех этапах .

Условия и процедура репатриации в Израиль

Единственным условием возможности участия в программе репатриации в Израиль является определенное отношение к еврейству. Правом на такую эмиграцию обладают лица еврейской национальности и аффилированные с ними лица. С одной стороны – условия достаточно просты, с другой – далеко не все могут спокойно подтвердить наличие права.

Итак, с чего начать иммиграцию? В первую очередь, нужно вспомнить и изучить свою родословную для нахождения в корнях родственного еврея. Поиски следует вести только по прямой восходящей линии в пределах третьего поколения. Зачастую процедура осложняется необходимостью поднятия множества устаревших данных. Мы оказываем содействие по розыску необходимой информации в российских и зарубежных государственных органах и организациях.

Процедуру репатриации в Израиль можно начинать, если у заявителя указана национальность «еврей» или «еврейка» в свидетельстве о своем рождении или другом документе либо при наличии такого указания в документах родителей, бабушки/дедушки.

Весь процесс представляет собой следующую поэтапную последовательность:

  1. Поиск, сбор и подготовка комплекта документов,
  2. Запись на прием в израильское дипломатическое представительство.
  3. Представление документации в консульство и прохождение интервью.
  4. Получение визы при положительных итогах проверки бумаг, собеседования.
  5. Отправление в новую жизнь в ближневосточной стране.

Как видно, на первом этапе необходимо узнать, какие документы нужны для репатриации в Израиль из России. Перечень их довольно внушительный.

Необходимые документы для репатриации в Израиль

Весь комплект можно условно разделить на основные и дополнительные бумаги. К первым относятся:

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • выписка из органов ЗАГС о заключении/расторжении брака, кончине супруга;
  • письмо еврейской организации, поддерживающей заявителя;
  • согласие от второго родителя на осуществление вывоза ребенка.

Если еврейское происхождение не удается подтвердить свидетельством о рождении, к примеру, не имеется графы о национальности, необходимо предоставить иной (дополнительный) документ. Мы помогаем в кратчайшие сроки отыскивать архивные бумаги, старые выписки и справки, решения судов и других инстанций, учебных и трудовых документов, которыми возможно подтвердить еврейские корни.

Наша помощь в возвращении граждан в Израиль

Несмотря на высокую заинтересованность Израиля в возвращении своих граждан на Родину, программа репатриации требует от участников множества усилий и времени, поэтому пройти ее самостоятельно достаточно сложно. Многолетняя практика работы и долгосрочное сотрудничество с израильскими коллегами позволяют нам максимально быстро и эффективно ее осуществлять. Мы оказываем полный комплекс юридических услуг в сфере репатриации: с момента принятия клиентом решения о переезде до его устройства на исторической Родине.

Опытные квалифицированные специалисты нашей компании осуществляют правовое сопровождение по всем вопросам относительно приобретения израильского гражданства:

  1. Консультируют по поводу , разъясняют тонкости оформления анкет.
  2. Изучают и анализируют документацию клиентов до представления ее в консульство, проверяют ее полноту и качество.
  3. Определяют уровень вероятности перехода в число израильских граждан.
  4. Помогают восстанавливать утраченные документы, запрашивать и получать недостающую информацию в различных инстанциях: российских и зарубежных органах ЗАГС, специализированном Центре розыска.
  5. Осуществляют поддержку в получении архивных справок в Российской Федерации и СНГ, чтобы подтвердить право на репатриацию в Израиль.
  6. Оказывают содействие в подготовке к успешному прохождению собеседования с консулом.
  7. Помогают при необходимости со срочным предоставлением в консульство дополнительной документации: выписок, актов, справок и пр.
  8. Оказывают юридическую помощь в осложненных случаях: при наличии у клиента судимости, переходе евреем в иную религию, усыновлении гражданином другой национальности, вдовстве и др.

Заручившись помощью опытных профессионалов, вы в кратчайший срок с минимальными затратами переедете на новое место жительства – в страну безграничных возможностей!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Где находится Бангладеш на карте мира?
Как и когда менялись границы беларуси
Старые карты Беларуси — Вы никогда не ездили через границу