Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александровская колонна (Александрийский столп) – история, строительство, легенды Александровская колонна архитектор и скульптор

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь – именно здесь, в самом центре культурной столицы России, находится один из самых величественных памятников не только в нашей стране, но и в мире – Александровская колонна. Вот уже более 180 лет ангел на вершине грандиозного гранитного столба осеняет своими крылами град Петра, олицетворяя победу добра над злом и мира – над войной.

Лаконизм формы, простота и гармоничность силуэта, красота линий, изящество отделки – в Александровской колонне восхищает буквально все.

" Александру I Благодарная Россия"


Александровская колонна была торжественно открыта 30 августа 1834 года, строили ее 5 лет, а сама идея воздвигнуть триумфальный монумент возникла еще раньше. Перед архитекторами ставилась задача придать законченный вид главной площади Петербурга – Дворцовой, и, самое главное, увековечить память о победе российского оружия в Отечественной войне 1812 года. От еще одной конной статуи сразу же отказались, объявив в 1829 году императорский конкурс проектов на возведение памятника. Царь Николай I "намекнул", что неплохо было бы поставить в центре Дворцовой колонну, похожую на ту, что возвышается на Вандомской площади в Париже (как известно, французский монумент прославлял Наполеона). Имя российской триумфальной колонне было дано поистине императорское – Александровская. В честь царя Александра I (старшего брата Николая I), правившего Россией в годы наполеоновского нашествия и победившего французские войска. "Александру I Благодарная Россия" – эти слова начертаны на одном из барельефов, украшающих основание триумфальной колонны.

Но самое, пожалуй, цитируемое название монументу дал Пушкин. Великий русский поэт в одном из стихотворений назвал его "Александрийским столпом".

Триумфальных колонн в мире достаточно. Такие сооружения "во славу побед и оружия" строили еще во времена античности. Да и в Европе примеры увековечения исторических событий именно в форме "столбовых" монументов немало. Но петербургская Александровская колонна поистине уникальна.

Во-первых, потому, что она самая высокая среди аналогичных монументов мира: высота Александровской колонны вместе с венчающим ее ангелом составляет 47,5 м (представьте, это 19-этажный дом!).

Во-вторых, колонна изготовлена из цельного куска идеально отполированного розового гранита, без каких бы то ни было стыков и швов.

В-третьих, громадный Александровский столб стоит на гранитном же основании безо всяких дополнительных опор, лишь под действием силы тяжести, он ничем не закреплен. Общий вес памятника составляет 704 тонны (из них 600 тонн приходится собственно на гранитную колонну). Кстати, в первые годы после открытия памятника петербуржцы относились к нему с опаской, ожидая, что колонна упадет. Чтобы развеять все страхи и опасения горожан, автор монумента Огюст Монферран взял себе за правило каждое утро гулять вблизи Александровского столба со своей любимой собачкой. Так архитектор показывал, что бояться падения памятника не стоит. Традиция продолжалась без малого 15 лет, до самой смерти Монферрана.

Поневоле задаешься вопросом – как такое сооружение могли воздвигнуть в начале XIX века, когда ни о каком электричестве, мощных кранах и гидравлических прессах и речи не было? Фантастика или чудо инженерного расчета? Наверное, всего тут понемногу.

Сначала под Выборгом (примерно в 180 км от Санкт-Петербурга) нашли нужный "камень". По преданию, его присмотрел сам Монферран, когда прогуливался в живописных окрестностях этого старинного города. Кстати, тогда это была Финляндия. От гранитной скалы сначала вручную (процесс длился почти 2 года!) откололи заготовку для самой колонны, а потом – камни для фундамента и пьедестала памятника. Заготовку частично обработали на месте, в Пютерлакской каменоломне, а потом на специально сконструированном судне доставили по Финскому заливу в Кронштадт, а оттуда – в Петербург, на Дворцовую площадь, где колонну и "довели до ума" – отшлифовали и обработали. Кстати, смотрящаяся как идеально ровный столб, колонна, имеет фактически форму усеченного конуса: диаметр ее основания составляет 3,5 м, а верхний – на полметра меньше.

Дворцовую площадь исследовали (провели своеобразную геологическую разведку) и нашли "песчаный материк", который удивительно пришелся почти что на центр этого пространства. В основание памятника вбили 1250 просмоленных сосновых свай и уложили гранитные блоки. После закладки фундамента на него закатили 400-тонный камень-монолит, который и стал основанием пьедестала. Дело было морозной зимой 1830 года, и, чтобы камень "сел" гладко, архитектор приказал смешать цемент с водкой и добавить в эту смесь мыла – для нужного скольжения. Саму колонну на пьедестал поставили спустя два года, потратив на эту работу всего 105 минут. Водружали столб 2000 солдат и 400 рабочих в присутствии всей царской фамилии и тысяч горожан. После этого еще несколько лет ушли на окончательную доработку монумента – шлифовку самой колонны, установку барельефов, декоративных деталей и ограждения.

Ангел над городом

Что будет венчать Александровскую колонну, решили не сразу. Были варианты установить крест со змеей (змея маскировала бы крепеж), статую святого князя Александра Невского (покровителя Санкт-Петербурга) или фигуру, олицетворяющую добродетель. В итоге " к исполнению" принята была фигура ангела с крестом. Но и змее тоже нашлось место. Ангел попирает ее крестом, как вражду и злобу. Интересно, что крест имеет "латинскую" форму. Голова ангела, которой скульптор Б.Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, наклонена вниз, он как бы смотрит на площадь, вознеся правую руку к небу.

Бронзовый ангел, также, как и гранитная колонна, ничем не закреплен и держится только под силой своей тяжести. Высота ангельской фигуры – почти 5 метров, а высота креста, на который он опирается – 6,4 м.

В советское время существовало несколько проектов "ликвидации" ангела. Его предлагали заменить на 11-метровую скульптуру В.Ленина и даже на громадный бюст И.Сталина. По счастью, этим планам было не суждено сбыться. Но чтобы религиозная составляющая монумента не мешала политическим митингам и демонстрациям, ангела на Александровской колонне на праздники закрывали: с дирижабля на фигуру спускали брезентовый колпак красного цвета или маскировали воздушными шарами.

А вот в годы Блокады Ленинграда ангел не был ничем закрыт. Защитникам города на Неве удалось укрыть всего Александровскую колонну на две трети высоты. Во время многочисленных обстрелов города немецкой артиллерией монумент получил многочисленные "ранения", а одно из крыльев ангела пробил осколок снаряда. При реставрации монумента в начале 2000-х годов из него было извлечено около полусотни осколков, остававшихся в колонне с Великой Отечественной войны.

Несколько фактов об Александровской колонне

Открытие памятника состоялось в знаменательный для Санкт-Петербурга и России день – 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1834 года. Это день перенесения мощей небесного покровителя города - святого благоверного Александра Невского в Санкт-Петербург, в этот же день Петр I заключил "вечный мир" со Швецией, ознаменовавший победу России в Северной войне.

На торжественном открытии Александровской колонны на Дворцовой площади прошел парад 100-тысячного российского войска. Для того чтобы войска смогли поместиться у Зимнего дворца, архитектор Монферран построил Желтый (сегодня он называется - Певческий) мост.

В XIX веке у Александровской колонны в специальной будке находился "инвалид" – он следил за порядком возле памятника. А в 30-е годы прошлого века бронзовую ограду монумента демонтировали, чтобы сделать из нее гильзы для патронов.

Ныне к Александровской колонне часто приходят молодожены. Но не только для того, чтобы сфотографироваться, существует поверье, что в семье будет столько детей, сколько раз жених сможет пронести невесту на руках вокруг Александрийского столпа.

Адрес: Дворцовая площадь

Издавались когда-то во времена советские в Москве и Ленинграде две очень схожих по тематике, объёму, формату и, соответственно, невеликой цене книжных серии. Московская звалась «Биографией московского дома» (потом её дополнила «Биография московского памятника»), питерская — не помню как. Знатоки называли её по цвету обложек «чёрной». В них можно было найти множество любопытнейших фактов, связанных с тем или иным домом (или, шире говоря, сооружением), но... только фактов. Легендарная, а тем более мистическая ипостаси были не в чести. Так почему бы сейчас не восполнить недостающее небольшими книжками с преданиями, связанными с тем или иным особняком или монументом?

Свято место пусто не бывает

Весьма увлекательной могла бы получиться книжка об одном из символов Петербурга - Александровской колонне на Дворцовой площади, открытой 180 лет назад, 11 сентября (по старому стилю 30 августа) 1834 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

При выходе экскурсионных групп на Дворцовую гиды заученно выдают общеизвестную «объективку» о том, что высота сооружения, воздвигнутого по проекту Огюста Монферрана, - 47,5 метра, высота самой колонны - 25,6 метра, высота фигуры ангела - 4,5 метра, общий вес всего сооружения - 704 тонны, что колонна - самая высокая в мире из монолитных и прочее. Напоследок же добавляют: «А на вершине колонны установлена фигура ангела в натуральную величину...»

Это - одна из самых известных шуток о сооружении, увековечившем победу в Отечественной войне 1812 года. Первоначально, правда, на этой «точке» - свято место пусто не бывает - планировалось возведение памятника Петру I работы старшего Растрелли: сваи под его фундамент были обнаружены при подготовительных работах. Насчёт ангела - изваял его скульптор Орловский - разговор особый.

Но внедрение нового сооружения в городской фольклор началось сразу же. Вполне естественно, что, созерцая на открытии колонны высоченную фигуру Николая I, кто-то обронил коротенькую формулу: «Столб столба - столбу» . То есть, в переводе, памятник, сооружённый Николаем I в честь Александра I. Обратим попутно внимание на то, как почтили память «благословенного» столицы: Северная - чисто военным монументом, Первопрестольная - общедоступным садом возле Кремля.

И куда «Роснефть» смотрит?

И, разумеется, в числе первых появилась легенда о том, что при первом же сильном порыве ветра гранитный колосс немедленно обрушится - колонна, как известно, держится исключительно под действием собственной 600-тонной тяжести. Через подобные искусы проходили многие великие творцы: Филиппо Брунеллески и Матвею Казакову пришлось лично доказывать прочность спроектированных и сработанных ими куполов. Монферрану лезть «на верхотуру» не потребовалось: он просто каждое утро, чуть ли не до дня смерти, прогуливался с собачкой прямо под колонной...

В числе первых появилась версия и о том, что Александровская колонна изготовлена, что называется, из отходов. То есть на пьедестале была якобы установлена одна из «лишних» колонн Исаакиевского собора. И никому-то не приходило в голову просто прикинуть, даже на глаз, что максимальная высота колонн собора - всего-то семнадцать метров, а весят они почти впятеро меньше.

Известно, что при закладке фундамента в основание монумента была заложена шкатулка со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Там же находится медаль из платины с изображением Александровской колонны. Так сказать, оригинал проекта - неужели Монферран предвидел грядущие революционные бури? Правда, опыта Гюстава Курбе, по предложению которого была уничтожена Вандомская колона в Париже, в Северной Пальмире никто повторять не захотел. В самые «лютые» годы ангела просто закрывали фанерными щитами. В годы перестройки в питерской прессе немало писали о том, что на вершине колонны якобы предполагалось установить то ли статую Ленина, то ли бюст Сталина... Но все эти «версии», скорее, тоже относятся к числу поздних городских легенд.

А шкатулка с монетами в воображении местных обывателей немедленно превратилась в ящик с отборным шампанским. (И опять-таки никто не подумал о том, что, согласно правилам виноделия, шампанское длительному хранению не подлежит.) В конце же ХХ века, сообразно с техническим прогрессом, родилось предание о том, что якобы под Дворцовой площадью залегает огромное нефтяное (!) озеро, а Александровская колонна - не более чем огромная затычка. И стоит только колонну убрать, как прямо перед Зимним дворцом ударит фонтан столь ценимых ныне углеводородов. И куда только «Роснефть» смотрит?

По лесенке по винтовой

В воспоминаниях тогдашнего французского посла в Петербурге есть упоминание о том, что первоначально Монферран якобы предполагал пробить в толще ствола колонны - для доступа к её верхнему ярусу - узенькую винтовую лестницу. Вследствие чего родилось предание о том, что на самом деле колонна - полая. Этот фольклор - уже из разряда чистых анекдотов: и Монферран - не только талантливый архитектор, но и способный инженер, и император - чистый технарь по образованию, не могли не понимать, что в этом случае век колонны, особенно в петербургском климате, будет очень недолгим...

Самой же популярной оказалась легенда о том, что лицу четырёхметрового ангела на вершине колонны приданы черты сходства с лицом Александра I. Что тут скажешь? Только то, что на Дворцовой площади (в отличие от многих других смотровых точек Северной столицы) нет биноклей и подзорных труб. А мне как-то - с помощью девятикратной немецкой оптики - пришлось убедиться в том, что, во-первых, у ангела, вопреки церковным канонам, под одёжками вполне отчётливо просматривается женская грудь (кто не верит - смотрите соответствующие сайты с крупной фотосъёмкой в Интернете). А во-вторых, ничего общего с августейшим оригиналом черты ангела не имеют. И, выходит, более верна версия о том, что лик небесного вестника Орловский лепил по памяти с лица умершей совсем молодой поэтессы Елизаветы Кульман...

Упорхнувшие орлы

Иные времена - иные песни. Настоящим курьёзом смотрится ненадолго мелькнувшее в конце минувшего века в информационном потоке предположение, что Александровская колонна выточена вовсе не из цельного куска финского гранита, заранее приглянувшегося Монферрану на одном из рудников, а из отдельных, плотно пригнанных друг к другу каменных «блинов».

А вот к появившемуся сравнительно недавно обычаю надо отнестись серьёзнее. В соответствии с ним жених должен обнести невесту вокруг колонны столько раз, сколько детей они желают иметь. Доктору Фрейду и его ученикам было бы о чём поразмышлять.

Но вместе с тем легенды и предания, сколь неотразимы бы они ни были, ни к чему серьёзному не обязывают. В отличие от строгой и совсем необаятельной реальности. К чертам которой, в частности, относятся многочисленные мытарства с огромными трудами восстановленной ограды монумента: бронзовые орлы с неё, как ни стараются бдительные стражи их Эрмитажа (на балансе которого находится колонна), продолжают пропадать. И особенно «урожайными» на пропажи были годы, когда на Дворцовой заливали каток.

Ничуть не менее интересны, чем легенды, и многие страницы реальной истории колонны. К примеру, её подъём - благодаря созданному Августином Бетанкуром механизму - занял менее двух часов. Весьма любопытный момент: памятник, созданный французом в честь победы русских войск над соотечественниками, был поднят по проекту его тёзки, обрусевшего испанца...

А при недавней реставрации столпа - почти двести лет спустя! - был воплощён подлинный замысел архитектора: растрескавшуюся кирпичную абаку (завершение колонны) заменили гранитной.

Не сомневаюсь: и реставрация эта когда-нибудь станет легендой.

Одним из самых впечатляющий архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга является Дворцовая площадь, в центре которой находится Александрийский столп, или Александровская колонна.

Она символизирует победу России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года.


Идею установить на Дворцовой площади некий памятник выдвинул Карл Росси, который, оценивая ее архитектурный ансамбль, почувствовал, что такое огромное пространство нуждается в ярких композиционных акцентах.


Основное требование объявленного императором Николаем I конкурса сформулировано в нескольких словах– создать монумент в память о «незабвенном брате».


У Александровской колонны была еще одна предыстория.


Известно, что Огюст Монферран еще в 1814 году преподнес в Париже Александру I «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I».


В альбоме были рисунки триумфальной арки, конной статуи, огромного обелиска. Все рисунки сопровождались краткими описаниями и даже указанием стоимости работ.

Александр I обратил внимание на талантливого молодого человека, вслед за чем последовало официальное приглашение в Россию.


На своей второй родине Огюст Монферран добился огромных успехов. Когда в 1829 году был объявлен конкурс, он был занят на строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее, Монферран для участия в конкурсе выдвинул сразу два проекта.


Первый вариант предполагал установку гранитного обелиска с барельефами на тему Отечественной войны и аллегорическим изображением Александра I в виде римского воина.


Этот проект был отвергнут, но архитектору указали, что вариант с колонной наиболее предпочтителен. Монферран предложил установить триумфальную колонну, ориентируясь на примеры Вандомской колонны в Париже и колонны Траяна в Риме и Помпея в Александрии. Николаю I понравилось это предложение – именно его воплощение в граните сегодня находится на Дворцовой площади.


Монумент стал смысловым дополнением триумфальной Арки Главного штаба, также посвященной победе русского оружия над наполеоновской армией.

Александровская колонна служит завершающим визуальным акцентом ансамбля Дворцовой площади.


Александрийский столп удивляет простотой своего внешнего вида и монументальностью.

Знакомство с технологическими решениями и архитектурными особенностями колонны удивляют ещё больше и заставляют взглянуть на нее новыми глазами.


Гранитный монумент такого рода является самым большим в мире и весит 600 тонн.

За счет массы и точным расчетам Александровский столп с момента воздвижения находится на своём месте, ничем не закрепленный и лишенный какой бы то ни было внешней поддержки.


Материал для колонны долго искать не надо было. Монферран хорошо знал гранит из каменоломни в Пютерлаксе, который использовали для строительства Исаакиевского собора.

За два года 250 рабочих во главе с Самсоном Сухановым вытесали из найденного здесь скального монолита заготовки самой колонны и постамент.

На каждом этапе работы приходилось решать сложные технические задачи.


Готовому гранитному блоку на месте придали необходимую форму. Затем с помощью сложной системы катков его переместили к специальному причалу и погрузили на построенную для этой цели баржу «Святой Николай», которую на буксире доставили через Кронштадт в Санкт-Петербург.






С 1829 года одновременно шли подготовительные работы на Дворцовой площади, почти в центре которой в ходе геологической разведки нашли подходящую площадку.


В приготовленный котлован забили 1250 шестиметровых свай, на которые уложили гранитные блоки толщиной 50 сантиметров. Сверху был установлен монолитный гранитный постамент весом 400 тонн.

Операции по установке постамента и подъему Александрийского столпа на приготовленное для него место осуществлялись с помощью системы, разработанной Августином Бетанкуром. Она состояла из строительных лесов, кабестанов, множества подъемных блоков, лебедок и канатов.


Этот способ уже был апробирован и отлично себя показал при установке колонн Исаакиевского собора, хотя Александрийский столп по массе значительно их превосходил.

Все механизмы были приведены в действие силами 2000 солдат и 400 рабочих. По свидетельству очевидцев, во множестве собравшихся на площади, вся установка колонны заняла около ста минут, то есть меньше двух часов.


Присутствующий Николай I поздравил архитектора и произнес слова: «Монферран, вы себя обессмертили!»

Установленную на предназначенном месте колонну еще было необходимо обработать, отполировать, смонтировать плиты с барельефами и декоративными элементами.


И главное, на начальном этапе обсуждения проекта Монферран еще не представлял окончательного вида монумента, в частности, не было скульптуры, венчающей колонну.

Обсуждалось несколько вариантов: крест обвитый змеей, фигуры ангелов с крестом, скульптура Александра Невского. В итоге остановились на фигуре ангела высотой более шести метров, которую изготовил скульптор Борис Орловский.


Ангел установлен на цилиндрическом пьедестале, он попирает змею, символизирующую зло, правая его рука возносится к небу, а левая – держит крест.


Памятник торжественно открыли 30 августа 1834 года. Церемония была не только торжественная, но и грандиозная.


В присутствии царской семьи, иностранных представителей и многочисленных гостей Николай I принял участие в богослужении непосредственно у основания Александрийского столпа вместе коленопреклоненными войсками.

Торжества завершились военным парадом, в котором приняли участие полки, прославившие себя в Отечественной войне. В течение двух часов стройными рядами под барабанный бой перед собравшимися прошла стотысячная армия.


Архитектурная форма триумфальной колонны имеет определенные каноны, от которых трудно отойти. Однако Монферран сумел, оставаясь в рамках традиции, не повторять детали известных монументов: он отказался от барельефов, спиралевидных украшений и других деталей.

Архитектор разработал собственную оригинальную систему утонения стержня колонны, которая определяет ее зрительное восприятие.


В результате Монферран придал своему творению классическую чистоту линий, лаконизм, соразмерность всех частей, пропорций и символическое звучание, превзойдя существующие образцы по высоте.

Высота гранитной части колонны составляет 25,6 метра, вместе с постаментом и фигурой ангела Александрийский столп поднимается на высоту 47,5 метра. В мире не существует более высокого монумента, изготовленного из цельного гранита.


В XIX-XX веках были произведены реставрационные работы, которые носили в основном косметический характер. Однако тщательные исследования, проведённые в начале XXI века, показали необходимость серьёзных восстановительных работ.


Помимо устранения повреждений, нанесенных временем, из памятника извлекли несколько десятков осколков, попавших в него во времена блокады Ленинграда.


Разработана оригинальная система дренажа, предохраняющая монумент от дождливой петербургской погоды. Реставрация завершилась в 2003 году, и сегодня Александровская колонна снова предстаёт в том торжественном виде, который она имела в момент своего открытия.


А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире