Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

От скал пастухова до вершины сколько км. Самостоятельное восхождение на монблан, описание маршрута. Классический маршрут восхождения

Наконец, я нашла время, чтобы закончить свой рассказ о похода на Эльбрус. Разбила на части, чтобы легче читалось.

Сейчас вовсю занимаюсь организацией похода на Южный Урал, снова нахожусь в таком предпоходном, предмандражном, приятном состоянии, когда одно только предвкушение дарит море радости.

Итак, на 9-й день нашего путешествия был назначен выход на «Приют 11-и».

В «Иткол» мы вернулись накануне днём, поэтому у нас было время и на дополнительную покупку магнитиков, и на аренду снаряжения - кошки на всех арендовал руководитель похода, мы же добирали всё необходимое себе сами.

Я купила крутой налобный фонарик, куртку софтшелл и два компрессионных мешка - всё для будущих походов. Такую куртку я видела в Праге, но тогда не хватало денег, а просить у мамы было совестно. Поэтому здесь не упустила такой возможности)

Весь вечер прошёл в собирании рюкзаков: толстые куртки упорно не хотели влезать в рюкзак.

Компрессионные мешки оценила сразу: в них вместились не только куртка и штаны, но и дутый жилетик, все флиски, футболки, мелочёвка разная, - которая, конечно же пригодилась в пути, но которую я так надёжно упаковала, что сама потом диву давалась.

Следовало выспаться как следует, поэтому мы поставили на зарядку телефоны и собрались спать. Так получилось, что в двухместный номер я попала с девушкой, которая никогда не ходила в походы, но оказалась крепкой как наши парни, поэтому я не сомневалась, что она взойдёт. Для неё самым сложным в начале похода было социализироваться. Но уже на третий день она расслабилась, когда поняла, что команда собралась исключительно дружелюбная. Так вот о девушке...Когда она увидела у меня молитвенник, то попросила непременно читать молитвы на ночь и вслух, говоря, что так лучше засыпает. Девушка придерживается другой религии, но не первый раз я вижу эту не просто терпимость, но даже уважение к чужой религии. Не у всех так, но мне на таких людей пока везёт. Я читала каждую ночь молитвы, пока мы ночевали в гостинице и мы с ней спали, как младенцы. Чего не скажешь о мальчишках: они в гостинице видели кошмары и часто просыпались.

Я, кстати, совсем упустила описание команды. В поход пошли 24 человека: 4 девушки, остальные парни. Скажу честно, мне такой расклад нравился всегда: чем меньше девушек, тем для меня лучше. Во-первых, девушки с характером, а если у нас случаются тяжёлые дни, то начинаются капризы, с которыми в экстремальных ситуациях трудно мириться. И вообще обожаю купаться в мужском внимании и ухаживать за всеми нашими мальчишками, когда они голодны, больны или устали. Они все «мои мальчишки», если попали под мою опеку и заботу)) Забавно, конечно, но иногда я просто становлюсь «мамой Чоле».

Утром срываемся с «Иткола» со всеми вещами. Грузим их в наш многострадальный автобус. Руководитель похода решил сэкономить деньги нам на праздничный ужин и баню по возвращении, поэтому в гостинице остаются только команда водителей, девушка, сопровождавшая их и один из мальчишек, который успел в неё влюбиться. Он прекрасно прошёл акклиматизационный выход и мог бы легко взойти. Но остался по зову любви))

Поэтому утром к терскольской канатке поехали только 23 человека, нагруженные по самую макушку. Нас, девчонок, руководитель похода снова пожалел: в наших рюкзаках были только бичухи на самих себя. Мальчишки же были гружёные как маленькие ослики.

На канатке две большие красные кабины с рекламой МТС. Перед нами - большая команда иностранцев. Среди них углядываю рыжего ирландца, поразившего меня накануне на рынке: он выглядел как типичный альпинист и был немного похож на капитана дальнего плавания со своей ярко-рыжей шевелюрой и небольшой бородкой. И вообще, испытываю слабость к рыжим. Рядом с ним - совсем молоденькая блондинка. Такая тонкая, тоньше меня. На вид - лет 20. Впрочем, держится уверенно.

Набиваемся в кабинку и начинаем довольно быстрый подъём. Пока поднимаемся, одна сильно пожилая женщина с палочкой начинает рассказывать, как много десятилетий назад работала здесь инструктором, и пока не было канатки, они с командами поднимались с долины Азау пешком с рюкзаками. На неё приятно смотреть.

Добираемся до какой-то станции, оттуда снова совершаем подъём до станции «Мир», где переодеваемся в более тёплую одежду. Становится довольно прохладно. Вещи упакованы так, что всё, что пихал перед этим в компрессионный мешок внезапно стало необходимо уже сейчас. Это морока, расчехлять компрессионный мешок, зачехлять его. наконц, более или менее переодевшись, пересаживаемся ещё на одну канатку - кресельную - где едешь сам и обнимаешь рюкзак и при этом стараешься не съехать задом вниз и не улететь вместе с ценным грузом на камни вниз. Держать фотоаппарат нет сил - прижимаю его подбородком к рюкзаку и всю дорогу читаю молитвы. Мне не нравится такой быстрый подъём, потому что знаю, как он отзовётся мне. Внизу местность, которую подруга описывала как «совершенно инопланетную». До «Гора-Баши», в простонародье «Бочки», иностранцы называют его «Контейнерс», добираемся довольно быстро.
1. Кресельная канатка до "Бочек"

К "Приюту-11" 40 минут ходьбы по тропе по снежным полям в северном направлении. При этом категорически запрещается сходить с тропы, т.к. ледник, по которому проложена тропа, в изобилии покрыт трещинами, скрытыми под снегом. Но руководитель похода объясняет нам, что заложил в бюджет аренду ратрака. Так что часть команды едет на ратраке до «Приюта 11», часть ждёт внизу. Я оказалась во второй части и стала свидетельницей Встречи. С нами разговорился очень пожилой дедок. Или мы с ним разговорились. Тут, конечно, тот ещё вопрос. Ему идёт 87-й год и он в очередной раз собрался совершить восхождение на Эльбрус.

- Если не получится взойти, не надо плакать, - сказал он нам. Я только сердито тряхнула головой. Такую фразу слышала на протяжении долгих недель и сейчас она мне тоже ни к чему. Но он продолжил: - Гора стоит миллионы лет и ещё простоит. А у вас в жизни если что ещё будет возможность вернуться и взойти. Жизнью рисковать совсем не стоит.

Не знаю, почему. Я не слушала до сих пор никого, упорно как муравей шла вперёд, а тут его слова меня остановили. Виной тому был, наверное, довольно нелёгкий акклиматизационный поход, который стал неожиданностью. Скорее так, была совокупность событий и приходящей информации. И поэтому дет стал, наверное, первым человеком, чьи слова я действительно услышала.

Фотографию его сделала, но с командой, не стану уж сюда выкладывать.
Пока ждём ратрак начинается снежный дождь. Эльбрус впервые показывает нам свой характер. И это неожиданно: дождевики, ясное дело внизу рюкзака, хотя и в пределах доступности, но доставать их - хлопотно. Мы, девочки, как всегда находим самыми первыми принципиально важные стратегические объекты с надписью "ЭмЖо". У нас другие, нежели у мальчиков организмы, поэтому когда кто-то хочет в туалет, смело может спросить об этом у девчонок - такой объет нежные девичьи взоры, тем более туристические, научились определять смаху.

Через 30 минут ратрак вернулся за нами. Очень странный транспорт, скажу вам: у него особенные гусеницы, он занимаем большую площадь, поэтому, видимо не проваливается в трещины, прёт вперёд как танк, а если не может и немного скатывается назад, то не скользит, а крепко прижимается гусеницами в снег и, урча, трогается дальше.
2. Ледовые просторы, по которым едет ратрак

Прибываем в «Приют 11», быстро заселяемся в вагончики.
3. "Приют 11" как нормальная гостиница существовал до 1998 года, я об этом уже говорила. После пожара, здесь поставили будки для проживания, приготовления пищи и как-то всё наладилось.

Мне достаётся полка с одним из наших «заводил» - высокий блондин, который болеет больше, но и скалит зубы тоже больше всех. С неубиваемым чувством юмора. Хотя бы это хорошо: если будет плохо ночью, вместо того, чтобы пускать слёзы, можно посмеяться. Вообще, наш кубрик был самый беспокойный: мы смеялись даже по ночам, с трудом засыпая по ночам. На высоте оказалось так трудно уснуть. Но выпить снотворное, которое я взяла с собой, решился только один из ребят. он-то и высыпался лучше всех и был здоров, крепок и весел. А мы - лохи, болели все ночи и мучились от бессонницы. Это всё предубеждение против снотворного сработало и боязнь не проснуться, когда будет нужно.

Руководитель похода даёт нам полтора часа на еду и велит готовиться к акклиматизационному выходу. Дежурные с трудом кипятят воду: на высоте, кстати, в нормальном виде воду вскипятить очень трудно, она доходит до 90 градусов и даже не кипит, а просто пускает пузыри. Воду мальчишки принесли из ручейка, который течёт по поверхности горы: это тают снега и создают для себя путь - словно где-то бьёт ключ. Вода там прозрачно-голубая, чистая, красивая.

Снова едим бичухи, заедаем чьим-то вяленым мясом - то ли соседи подарили, то ли мальчишки запаслись, собираемся, надеваем кошки, берём кто телескопички, кто лыжные палки и уходим на скалы Пастухова.

Я делаю несколько ошибок. Во-первых, выхожу одной из последних и оказываюсь в паре с той нашей девушкой, которая всегда плетётся в конце. Приходится поджидать её, что, конечно, меня не радует. Потихоньку догоняю других ребят. Поднимается сильный ветер, идти ещё далеко, но выбранным темпом, отдыхая часто-часто, идти можно.
Во-вторых, вешаю на шею фотоаппарат и он давит её.
В-третьих, тот кусочек вяленой свинины, которую я в миру совсем не ем, а тут повелась на предложение этого милого блондина.
Мне становится плохо. Четвёртая причина этому - резкий набор высоты, но тут я не смогла бы ничего изменить. Это плохо, когда тошнит, кружится голова, тебя шатает и колбасит не по-детски, и кажется, можно лечь сейчас и умереть, только бы не терпеть это состояние.

Чай в рюкзаке у кого-то впереди. Отмечаю про себя, что на восхождение чай возьму сама, ни на кого надеяться не буду, всё что нужно мне - чай, лекарства, часть одежды, перчатки - всё будет со мной.

Еле плетёмся с одним из членов команды. Ему тоже нехорошо, часть лица, выступающая из маски - становится серой. Как объяснили нам потом «бывалые» туристы, когда такая серость появляется на лице, человека срочно нужно спускать вниз.

Я иду не к скалам Пастухова - я иду к чаю. Вот моя кратковременная цель. Внезапно замечаю впереди непонятную движуху: ребята быстро передвигаются туда-сюда, кучкуются, о чём-то советуются. Через какое-то время видим, что они тащат кого-то под руки. Судя по цвету куртки - не наш. Так и есть: мальчишки помогали спускать какого-то киприота, который совершил восхождение. но сломался от горняшки на Седловине.
4. Спасательная операция. Фото сделано уже тогда, когда прибыли спасатели. Они спускали его сами до "Бочек". Там их должен был ждать ратрак.

Вниз спускаюсь тяжело. Нам повстречались чех и украинец, которые угощают меня водой с разбавленной аскорбинкой. Мне становится чуть легче, но всё равно чуть не падаю от головной боли и тошноты.
- Когда вы идёте на вершину? - с диким акцентом спрашивает чех нашего руководителя.
Услышав, что завтра, качает головой.
- Этой молодой женщине нужно ещё два дня. Слишком короткая акклиматизация для неё, - говорит он.
Я молчу. и сама знаю, что всё так. Но в команде люди с разной подготовкой. Из-за меня одной не задержишь же восхождение. Да и нет больше у нас свободных дней. Из-за волокитства с автобусом, мы потеряли два дня, которые могли бы использовать для дополнительной акклиматизации и взять запас на восхождение.
"Паршивцы!", - шиплю внутри себя с досадой, вспоминая амёбных водителей и раздолбанный автобус.

Еле приползаю к приюту. Хочется только чтобы прекратилась боль и больше ничего.

Эта ситуация с киприотом сильно пошатнула нашу уверенность в себе: и мою и ребят. И эта встреча что-то изменила во мне самой: в ТАКОМ состоянии возвращаться к приют мне бы не хотелось. И я подумала, что не допущу, чтобы со мной возились так же. И всё-таки надеялась, надеялась до последнего, что всё получится и всё я смогу.

Руководитель анализирует наше состояние и решает, что ночь мы проведём в приюте и не станем выходить на вершину. К вечеру начинается ужасный снег, мы чуть замёрзшие греемся друг об друга, смеёмся, хотя и корчимся от боли, и довольные ложимся спать. Ночью начинаю задыхаться, блондин заставляет меня одеться и выводит на улицу подышать.
Вернувшись в кубрик, слышим, как кого-то всю ночь рвёт. И каждый выход этого несчастного на улицу отзывается в наших желудках и головах невообразимой болью. Только тут я понимаю, как легко протекает моя горняшка, и как

нам всем повезло.

А теперь снова на снег и вверх. Я иду всё так же без куртки, на руках нет перчаток и на голове всё та же кепка. Идти становится тяжелее, уклон всё больше, проходим базу спасателей, оставляем её справа. Время уже не ощущается, я не знаю сколько мы уже прошли, только понимаю, что солнце жарит не всё лицо, а только его левую часть и руки, левую руку...

На очередной остановке вспоминаю про плеер в кармане и наушниках. Втыкаю их в уши. Играет какой то трансец, кажется Корсиков его рекомендовал. Идти стало легче, ритм долбит и не думаешь ни о чем.

Вот тут первый раз ловлю себя на мысли, что мыслей нет. Голова пустая.
Я вижу только ноги впереди идущего человека, музыки не слышно, я не помню когда она перестала играть, но её точно нет.

Под ритм иногда кажется что я могу взлететь, почему все идут так медленно?
справа всё еще каменная гряда, это значит что мы не вышли к подножию скал.
Становится холоднее, одеваю шапку

Очень хочется пить, Саша говорит что пить воду набранную нами из ручья нельзя, это тают ледники и какая гадасть там будет не известно.
Поднялись к подножию Пастухова, сил нет, надеемся, что Саша не поведет на верх скал. Стоим, отдыхаем

Хочется лечь и лежать. Сил нет, постоянно хочется пить, чай не спасает, хочется простой воды.
Плюем на предупреждение, пьем талую воду. Она ледяная, в животе чувствуется, как обжигая холодом пищевод, разливается живительная влага, вот вода добралась до желудка и растеклась по его стенкам холодными ручейками...мурашки...они самые честные))

Делаем фотографии заката, впервые за весь подъем смотрю вниз. Красота, горы одновременно в голове почему-то всплывает Лермонтов. Я никогда не увлекался его произведениями и стихами.

Вспоминаю, что когда я учился в Кронштадтском Морском кадетском корпусе, прямо напротив кабинета литературы вилсел его портрет, я плохо тогда понимал, что такого он нашел в Кавказе, какую красоту увидел, ну горы, ну снежные шапки...теперь понимаю.

Саша командует подъем. Вопреки ожиданиям нужно продолжать идти вверх. До верха Пастуховых, по сравнению с уже пройденным путем - пустяки, но как же они сложны.

Когда организм приготовился идти вниз - ты заставляешь его шагать вверх. Но многие переступают через себя, и продолжают путь.
Могу точно сказать, что в этот день, самым сложным для меня были, были эти шаги. Все во мне кричало и вопило, что нужно повернуть, что это так просто, никто не будет смотреть косо, и я буду не первым, кто развернулся...но нет, что то ещё глубже говорило надо. Найди 1000 причин чтобы не сделать, но найди один путь, который даст шанс и используй его...
Я просто шел, а сзади шел Ванька, ему было не легче моего...
И вот долгожданные камни, мы дошли, справились, ещё несколько шагов и мы достигли цели...Теперь можно фотографироваться, снимать видео, отдыхать.

Вершина наша, теперь спуск.
По всем законам, идти вниз должно было быть проще, но нет. Каждый шаг отдается в легких и в ногах.
Бежать не получается - в кошках не побегаешь, как мы делали это при спуске с Чегета.
Идем с Ванькой последними, я потихоньку опять вхожу в ритм, стараюсь не замечать сигналов организма, завтра будет день отдыха...эта мысль в голове.

Ванька потихоньку отстает, я жду его, начинаем идти опять вместе...через некоторое время становится что у Вани дала знать старая травма колена, так как шагаем вниз, весь вес идет на колени.
Идем с остановками, Саша идет за нами, чувствую что материться, но виду не подает.

Быстро темнеет, солнца уже не видно, только тени гуляют по скалам, а солнце освещает лишь верхушки гор.

Солнце село, вокруг темно и очень холодно, ледяной ветер дует в лицо, но не холодно, одеты мы тепло.
Достаем налобные фонарики, становится уютнее, спрашиваю Сашу: " А есть ли тут животные?" Он, улыбаясь, отвечает:"Кроме вас нет))"
Снова останавливаемся, Ваньке совсем плохо, но он держится, молодцом! Смотрим вниз, на ледник, а там три группки с фонариками, мечутся в разных местах плато.
Смешно, похоже, на собак, которым привязали фонарики и они играют...мда, какие только мысли не посещают на высоте.

Догоняю Леху З. из нашей команды, ему тоже не очень, натер ногу. Останавливаюсь возле него, ждем Ваню и Сашу. Голова плохо соображает. У Лехи З. нет фонарика, он остался в рюкзаке, который он отдал одному из гидов. При ходьбе я свечу ему под гони, уклон всё ещё крутой.
Дождались Ваню. Вместе продолжаем движение, поравнялись с приютом одиннадцати. К нам на встречу выходит второй Леха Р. У него беда с ногами, стер.

Спускаемся к леднику, вот оно спасение, думаю я. Делаем связку, Саша задает темп.
Мы практически бежим, Ванька идет за мной, и матерится. перешагивая большие проталины приходится тяжеловато, веревка между нами практически всегда натянута. В голове одна мысль, что путь один, вниз, до победного. Или упасть или дойти. Очень тяжело.

Вот из темноты фонарики выхватывают то скалу, то домики, но это всё не то, наша цель намного ниже. Мы забираем всё правее и правее, мне кажется что мы сбиваемся с пути, мы не могли уйти настолько вправо.
Плоская дорога опять уходит круто вниз, в голове всплывает, что так начиналась дорога на верх.
Я мотаю головой, слышу шум небольшой речушки, тут из-за скалы выглядывает огонек.
Еще немного и слышится шум генератора. Вот фонарь выхватывает из темноты первый ратрак.

Ура, мы дошли, мы добрались!

Шкрябая кошками по бетону, мы дошли до бочки и рухнули на бетонный паребрик, идущий вдоль бочек. Сидели долго, дышали, все тело ныло, не болело, а именно ныло от напряжения.
Наконец то хватило сил скинуть кошки, снять ботинки. Как же хорошо без пластиковых ботинок, ноги стали легкие. Забрались в бочки, сидим на нарах, нужно идти ужинать, но есть совершенно не хочется, хочется только пить.

Выглядим мы не очень. Нужно заставить себя встать, но тело не слушается)) интересное ощущение.
Смотрю на Ваньку:

И понимаю, что мне ещё хорошо.

Поднимаюсь, иду в домик с кухней, на столе бутыль с водой, выпиваю сразу две кружки, одну кружку беру, тащу Ваньке, он там замешивает какой то таблетос, выпивает и по лицу видно - становится хорошо.

Тащу его на ужин, поесть просто необходимо, через нехачу, организм потерял много сил. А он стервец - сопротивляется!
Ну ничего, через пять минут переговоров и применением хитрости, убеждаю попить чайку.
Идем кушать, на улице темно, но небо ясное, видно все звезды...красота.
Есть не хочется совсем, сидим с кислыми мордами, зато Ваня Кошкарев наворачивает вторую миску салата, вот кому непочем.

Напившись чаю отправляемся в туалет, чтобы ночью не вылазить из теплых спальников.
На улице ветер и кабинку раскачивает как осиновый лист. Немного стремно, так как туалеты стоят на краю старого фундамента, а фундамент на краю обрыва)) и это беспокоит.

Ложимся, наконец то долгожданный отдых. Закрываю глаза.
Как показалось мне, я практически не спал. Сложно описать состояние. На ночь мы не взяли воды, но жажда мучила безумно. Был только горячий чай. У меня всё как в тумане.
Вот я открываю глаза, в бочке ещё включен свет, моргаю, света уже нет, но кто - то встает и уходит.
Моргаю снова, в окна светит прожектор, в голове разные мысли...жажда настолько сильна, что всё такие распаковываю чай, пью горячий напиток.
Проваливаюсь, снова открываю глаза, прожектор больше не светит в окно, стало холоднее. Снова моргаю, открываю глаза, за окном уже светает...
Лежу помятый, выбираться из спальника не хочется. Смотрю в потолок, сколько времени не знаю, телефон в рюкзаке.
Все начинают потихоньку шевелиться. Просыпается Ваня Кошкарев и заявляет, что я всю ночь храпел как скот...это становится для меня новостью номер раз, так как я точно помню что спал очень беспокойно.

После утренних процедур - идем на завтрак, омлет стал более вкусный, но есть всё равно неохота.
Саша сообщает нам, что если выходить сегодня в ночь, то можем не дойти, наверху обещают ветер до 60 м/с
Сидим думаем и тут поступает неожиданное предложение спуститься вниз, отдохнуть, поспать и со свежими силами подняться на следующий день.
Смотрю от этой идеи все приободрились.
После недолгих раздумий со стороны Саши, было принято решение спускаться!
На сборы дали 30 минут, но мы были готовы уже через 10, все необходимое уместилось в небольшой рюкзак.

Запустили маленькую канатку. Мы садимся на неё и отправляемся вниз, большая канатка работает, но работает старая, маятниковая. Говорят несколько лет назад один вагончик слетел...это не предает нам оптимизма. Но так как очень хочется вниз, делать нечего))

Не буду описывать спуск, было нормально, кабинка поскрипывала, дверца закрывалась на проволоку, нормальною.
Спустившись вниз, наз довезли в гостиницу, расселили. Пока ехали, договорились, что пойдем в долину нарзанов и там же отобедаем.

Душ и нормальный туалет!!!
Человек, конечно привыкает ко всему, но комфорт, он такой сладостный)
Горячие струи бьют по голове, по телу пробегает сладостная дрожь. Мягкое полотенце и босиком по номеру.
Косилов уже радуется на балконе, попыхивая сигареткой.
Лепота.

Долина располагается в трех километрах от отеля. Выходим, идем вдоль Баксана, дорожка идет то через лес, то выходит на асфальтированную дорогу. Идти далеко, но за разговорами время пролетает незаметно.

Поляна нарзанов, действительно поляна. На ней находится семь источников и как говорят местные, вода везде разная, чтож, пойдем скромно пробовать.

Честно не знаю куда ведет эта труба, но видимо в Москву))

В общем вкус везде был одинаковый, везде с газом и соленая)
А ещё в ней очень много железа, это видно по цвету земли, вокруг источников.

Наконец то мы идем обедать. На обед дают лагман, салат и вкуснейшие хинкали.
Мы поднимаем тост нарзаном, за хороший день))

После вкуснейшег обеда, нужно заметить, что на 2000м кушать хочется намнго больше, чем на 3800), мы отправились в обратный путь.

Делать ничего не хотелось и мы с Косиловым дружно проспали до самого ужина.
Поужинали, сходили в баньку и...парни откуда то раздобыли карты для покера.
Правда забыли фишки, однако не плохо справились заменив их кнопками, пакетиками из под чая и ещё чем то))
Выглядело это так:

Мы с Ваней, единогласно признали это циничным извращением высшей степени, осквернением самой сути игры в покер и пошли отдыхать к Гидам, дабы не дискредитировать ребят, имена их мы опустим.
Так как Абрамов ввел сухой закон, пришлось пить колу с виски, а не наоборот...было немного песен и много разговоров о том как будет завтра.

Так как вставать рано - рано не нужно, мы легли около 2-х ночи)))

День пятый.

Встали неспеша, Завтрак - маршрутка - магазин. Даю Ване вторую попытку)) Отправляю за водой и о чудо, он приносит две полторашки. Помятую наши предыдущие ошибки и понимая, что вершина это серьезно, затариваемся водой правильно.

Работает новая канатка, это хорошо. В этот раз едем без вещей. Правда лица у всех сосредоточены.
Быстро поднимаемся, на креселе - аншлаг. Ищим причину и вспоминаем, что сегодня суббота, много туристов.

Стоим в очереди, шутим, хохочем)) Канатка поднимает вверх, к бочкам. Снова 3800, солнце припекает, но и ветер не уступает, дует достаточно сильно.

К 12 часам мы уже на бочках. Сидим, ждем обеда, наслаждаемся солнышком, проверяем оборудование и снарягу.

Несколько человек отправляются вниз, у одного бронхит, у другого мозоли, немного помородерили, я взял себе палки.
Мне нужно на чем то нести флаг к вершине. Одна из палок превращается в древко. Я приматываю её к рюкзаку. Так и руки будут свободны и флаг можно не прятать.

Пообедали, горы затянули тучи, солнышко спряталось, ветер усилился. Я пошел смотреть водный мир на афоне.
Народ ходит туда - сюда, только холод нагоняют))
Фильм долгий, практически до ужина валяюсь в спальнике, на спальнике...

Ужинаю не с удовольствие, еда приготовлена вкусно, повара зовут Зуля, она готовит хорошо, просто ничего не лезет, но я понимаю, что кушать нужно.
Вечерний туалет с фонариками и спать...) Почти устроился, вспоминаю, что не отнес термоса. Чтобы утром залить чай.

Ложусь, ещё раз перебираю в голове всё что нужно, всё ли есть, всё ли собрал и приготовил. Вроде да, ничего не забыл.
Сна нет...ворочаюсь, становится холдно, за стеной воет ветер. Достаю плеер, включаю фильм: " На игле"...отличный, позитивный выбор перед восхождением)) смотрю до конца, выпиваю воды, спать остается несколько часов, Эльбрус, жди меня!


Продолжение.

Большинство восхождений на Эльбрус совершается с южной стороны через Приют 11.

Это самый простой и безопасный способ подняться на вершину.

К Приюту 11 можно добраться несколькими способами.

Самый популярный - с помощью канатной дороги от пос. Азау, построено три очереди канатной дороги. Первая очередь это маятниковая канатная дорога (кабинки) от Азау (2350 метров над уровнем моря) до станции Старый Кругозор (2950 метров над уровнем моря). Вторая очередь маятниковой канатной дороги Старый Кругозор - Мир (3450 метров над уровнем моря). Третья очередь Мир - Гара-Баши или Бочки (3850 метров над уровнем моря), это кресельная канатная дорога. От Бочек до Приюта 11 можно подъехать ратраком, или подняться пешком, это примерно займет час времени.

В прошлой статье был описан еще один маршрут восхождения от поселка Терскола до Приюта 11 через ущелье Терскол, 105 пикет и Ледовую базу.

Одним из главных условий успешного восхождения на Эльбрус, является наличие достаточной акклиматизации. Если вы не успели ее получить до момента подъема к Приюту 11, то имеет смысл разбить лагерь в районе Приюта 11 (на ближайших скалах) и совершить несколько акклиматизационных выходов в сторону вершины.

Считается, что подъем на вершину Эльбруса от Приюта 11 и спуск занимают от 7 до 12 часов.

Немного истории восхождений на Эльбрус

Первое деревянное здание приюта было построено в 1932 году, а в 1938 году на его месте возвели трёхэтажное здание, простоявшее 60 лет. «Приют» был построен за один сезон с помощью местного населения, поднимавшего стройматериалы к месту строительства, по дороге из поселка Терскол . На стройплощадке платили за подъём каждого килограмма. На первом этаже «Приюта» располагались альпинисты, на втором - инструкторы и спасатели, на третьем - учёные. 28 сентября 1942 года у гостиницы состоялся бой между спецподразделением НКВД и немецкими горными егерями. Бой завершился поражением сил НКВД. На третьем этаже усилиями энтузиастов был создан музей. 16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют 11» сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности, предположительно, туристом из Чехии и отечественными гидами.

В настоящее время старое сгоревшее здание полностью разобрано, и на его месте возводится новое, капитальное строение.

Приют 11 находится на высоте 4130 метров.

От Приюта 11 маршрут наверх идет между двумя скальными гребнями образованными потоком лавы. Тропа идет по закрытому леднику, трещин нет, идти можно без связок уклон примерно 20°. Хорошо видны следы от ратраков, сбиться с тропы сложно. В летнее время после обеда снег тает и превращается в кашу, текут ручьи. От окончания скальных гребней нужно держать направление на скалы Пастухова (4600-4700 метров над уровнем моря).

Тропа вдоль левой границы скал. Угол подъема возрастает и удобнее идти не напрямую а небольшими зиг-загами.

Выше скал начинается самый крутой участок (4700 - 5000м) "зеркало", летом он покрыт твердым фирном, в другое время может быть сплошной лед. На преодоление этого участка потребуется примерно один час.

С высоты примерно 5000м тропа уходит резко влево, это начало т.н. Косой полки. Уклон на этом участке становится меньше, тропа огибая восточную вершину выводит на седловину Эльбруса. На "косую полку" потребуется час - полтора.

На седловине можно увидеть развалины старого приюта - доски заметенные снегом, и выше новый приют, в котором можно укрыться если застала непогода. Высота 5300м.

От седловины тропа на западную вершину уходит влево и круто вверх.

С подъема хорошо видно седловину и тропу подъема и на восточную вершину Эльбруса.

На высоте примерно 5500 м. тропа проходит через разрыв скальной гряды, спускающейся с вершины. Тропа огибает гряду слева и выходит на почти плоский участок - предвершинное плато, отсюда уже видно вершину.

День

Москва Терскол

55.755826,37.6173

43.2571143,42.5139979

Москва - Терскол

отель: Вольфрам

расстояние: 1728.9 км

время в пути: 19 ч. 47 мин.

стоимость бензина: ⃏7086.00

Дорога от Москвы до Терскола занимает примерно 20 часов, с учетом остановки на 1 час в Ростове, для дозаправки машины и людей (дизеля за дорогу туда и обратно было сожжено на 12 000). Практически все 1700 км укатаны великолепным покрытием, даже для взыскательного вкуса, поэтому скорость можно держать достаточно приличную. В самом городке полно отелей, которые в конце августа - начале сентября большей частью пустуют, а многие даже закрыты, ведь Приэльбрусье горнолыжный курорт, а в конце лета снега на горнолыжных склонах еще нет и в гостиницах живут только альпинисты, а их не так уж и много. Хорошие, новенькие отели были заняты, и мы поселились в гостинице Вольфрам, звезд этому заведению никогда не получить, но радушный персонал, нормальная (а по меркам советской столовой даже хорошая) еда и практически бесплатное (500 р. с человека) немного "вытягивают" впечатление.

Терскол Чегет

43.1947222,42.515

Терскол - Чегет

отель: Вольфрам

для того, чтобы подняться на Эльбрус безболезненно, нужно акклиматизироваться к высоте, поэтому сегодня решено покорить Чегет (3770 м). Надо сказать, что сам городок находится на высоте примерно 2000м., так что "покорение" Чегета, это достаточно легкая прогулка примерно на половину дня. А еще, к сожалению, многие "покорители" Чегета не знают, что вершина на которую они поднимаются, куда ведет тропа, где все облегченно вздыхают и разворачиваются вниз - не Чегет, она ниже настоящей вершины на 300 м, что в горах достаточно много, и без специальной экипировки ее, боюсь, не взять, и мы не стали исключением и отправились в своих кроссовках вниз. На фотографии вершину видно слева, и если общедоступное место в августе имеет только пятнышки снега, Чегет настоящий засыпан им сильно, вот тебе и 300 м. разницы. На Чегет ходит канатная дорога, на последней станции есть ресторанчик, но для целей акклиматизации канатка не подходит. На вершине прохладно и ветренно, так что лучше взять флисовый ветерок и ветровочку, а еще еды и напитков на половину дня.

Чегет Водопад девичьи косы

43.2611844,42.492734

Чегет - Водопад девичьи косы



отель: Вольфрам

Сегодня продолжаем акклиматизацию и берем более длинный маршрут, чтобы дольше быть на высоте. Цель - Водопад девичьих кос, Обсерватория (3100м) и Ледовый лагерь (3800 м.) . Прогулка не сложная, везде грунтовая дорога, которая только выше обсерватории становится менее наезженной. Из ледового лагеря, где стоит военное подразделение из солдат контрактников, которые вроде как занимаются сбором со склонов Эльбруса останков погибших во время Великой Отечественной Войны, но при этом укомплектованы боекомплектами, пулеметами и более крупным оружием, так вот из Ледового лагеря открывается отличный вид на Приют 11 и Бочки.

Водопад девичьи косы Приют-11

43.335343,42.4558422

Водопад девичьи косы - Приют-11

отель: Бочки

расстояние: 8.7 км

время в пути: 0 ч. 51 мин.

стоимость бензина: ⃏35.56

Утром выписываемся из Вольфрама и идем в Альпиндустрию (правда теперь магазин называется как-то иначе, что абсолютно не меняет его наполнения), берем на прокат ботинки и непродуваемые штаны, палки и маски, пуховик и ветровки, перчатки и варежки, покупаем флис - штаны и толстовку, а также балаклаву, потому что этого на прокат не дают. всего удовольствия на 10 000 р. Обслуживание на высоте, жаль даже, что не помню как теперь называется магазинчик, который раньше был Альпухой. Закидываем всё лишнее в машину - машину на платную парковку - такси (150 р, однако!) и вперед! заезжаем в МЧС, делаем отметку, получаем информативнейшую листовку о том, как не нужно себя вести на склоне, и к канатной дороге. Канатка первой очереди - это сказка, новенькие комфортабельные вагончики с автоматическими дверцами, мягко и бесшумно поднимают нас до пересадочной станции, там пересаживаемся на вторую канатку. Эта явно построена в советское время, открытые сидения покрашены сотнями слоев краски и выглядят измученно, но едут. Мы на Бочках, тут элементарно находим свободный вагончик для поселения, высота нашего вагончика 3800м, проживание как в Вольфраме, 500 р с носа. Удобства: свет на 1 час с 22 до 23 часов, вода из талого потока, туалет над пропастью, газ в баллоне, даже есть постельное белье, но мы предпочли свои спальники. После размещения небольшая вылазка до Приюта 11 (4000м) для проверки снаряжения.

Приют-11 Скалы Пастухова

43.2611844,42.492734

Приют-11 - Скалы Пастухова

отель: Бочки

расстояние: 8.7 км

время в пути: 0 ч. 51 мин.

стоимость бензина: ⃏35.56

Продолжаем акклиматизацию, сегодня идем до скал Пастухова (4600м), подъем дался легко и мы принимаем решение завтра штурмовать вершину не дожидаясь конца акклиматизации.

Скалы Пастухова Эльбрус

43.2611844,42.492734

Скалы Пастухова - Эльбрус






отель: Вольфрам

Выходим на штурм в 3 часа утра, практически не спали, почти не завтракали, снегоход доставляет нас до скал Пастухова, снегоход поднимается, как оказалось достаточно медленно и от скал Пастухова мы стартуем уже после 4 утра. Снегоходов много и договориться не является проблемой, каждый человек платит по 2500 р.. Погода отличная, ветра практически нет, начинаем подъем. Подняться на вершину при благоприятной погоде может любой человек с относительно приличной физподготовкой (мы читали, что если человек может пробежать 12 км - он зайдет на Эльбрус, мы бегали с мая, и 12 км была не проблема). Идти нужно медленно и спокойно, сохраняя дыхание ибо уже на высоте в 4500м недостаток кислорода ощутим, на косой балке становится сильно проще, несмотря на то что высота прибавляется, но более пологий подъем облегчает движение, примерно на этой высоте уверенно всходит солнце и становится теплее и как-то комфортнее. За косой балкой - седловина (5300м) тут можно спокойно передохнуть, мы оставили рюкзаки и лишнее снаряжение, чтобы не тащить вес на вершину. Подъем с седловины на вершину - самое тяжелое испытание из всего маршрута, эти последние 350 м высоты характерны достаточно резким ее набором, тем что люди уже порядком устали, а кислорода стало еще меньше, но зато греет мысль, что теперь уже ты точно залез, хотя нам попалось два человека, принявших решение возвращаться не достигнув вершины. На самом крутом месте подъема на верхнюю площадку кто-то провесил веревку и все пытаются ее использовать, нам показалось что в хорошую погоду, когда тебя не сдувает ветер, она совершенно бесполезна, а возня с ней и очередь забирают последние силы, мы просто прошли рядом и нам показалось, что это было правильное решение. На площадке после подъема практически все делают привал, до вершины еще нужно пересечь небольшое плато и подняться на небольшой пригорок. Всё. Вершина покорена, протокольное фото, панорама - можно идти вниз. Надо сказать, что спуск - это, по ощущениям, никак не меньшая проблема, чем подъем. Силы на исходе, делать привалы и отдыхать нет времени, ведь на вершине ты в полдень, а канатка закрывается в 16.00, а ночевать в вагончике еще одну ночь совсем не хотелось, а еще надо собраться, расплатиться и т.п. короче, мы спешили вниз, в результате в вагончик мы вошли с желанием надолго прилечь, правда реализовав его уже через 30 минут мы были снова на ногах и, сдав вагончик, понеслись обратно в Вольфрам, дальше в ресторан отметить успех и спать - утром выезжаем в Москву. Кстати многие поднимаются на вершину используя таблетки, этого вполне реально можно избежать если есть пара лишних дней на акклиматизацию, в нашей группе из 3 человек, двое употребляли курс и один нет, в результате на вершине у него достаточно сильно болела голова.

Каков ваш Эльбрус?

Для кого-то это канатка, для кого-то Приют 11, для кого-то скалы Пастухова, для меня седло, для кого-то вершина, обе или траверс. Для кого-то это как дом, для кого-то пространство для вылазок, а для кого-то последнее пристанище. Кем он будет для вас - решать не только вам, но вы уж пострайтесь повлиять своими действиями на это решение в лучшую сторону.

Рис. 1. Проход по снежным мостам через трещины без связок - это правильно?

Бета-версия памятки для "покорителей" и любителей горных пейзажей об опасностях Горы, а также о ее южном склоне как относительно разумном варианте для самостоятельного посещения. Работа на маршрутах уже содержит серьезный риск, даже если вам так совсем не кажется, поэтому необходимо иметь опыт многодневного пребывания в горах до появления на льдах Эльбруса. Консультируйтесь для выяснения интересующих вас подробностей лично с профессионалами, однако объема ваших навыков может не хватить для воплощения услышанного в жизнь.

Правильный ответ на вопрос под рисунком - использовать транспорт.

Предварительный горный опыт: походы. Опасности рельефа - наличие участков, где проблематично передвигаться (подвижные камни, мокрая земля и т.д.) или находиться (крутой склон, брод через горную речку и т.д.). Внезапные природные опасности – камнепады, селевые потоки, грозы, разлив горных речек после дождей, туман в незнакомом месте, неприятен град. В горах надо где-то жить.
Вариант с ночевками в палатке. Можно попробовать пожить в верховьях реки Баксан (поднявшись в ущелья Сылтран, Мукал, а с пропусками в погранзону - Адыл-Су, Адыр-су). Выбирать место под палатку - целая наука, ищите в походах ранее использованные места стоянок. В палатках возможен пожар, можно задохнуться: от угарного газа при работающем осветителе/горелке в палатке, а также если засыплет снегом вход и вы сами израсходуете воздух... Потратьте на походы от 5 дней и больше, десяти дней уже хватит. Желательно, чтобы на 3 день похода у вас были ночевки на высоте 3000 м. Вопрос путешествий изучайте тщательно, как насчет тактики походов, так и информацию по маршрутам. Есть книги, разные форумы, полезны и интересны подробные отчеты о походах, кое-что есть на Риске. Ходить лучше хотя бы с одним напарником.
Вариант с гостиницами или съемным жильем . Самое простое и одновременно скучное - жить в районе Терскола, делать прогулки на Чегет, или по трассе вдоль канатной дороги с Азау до «Кругозора» или «Мира», также на «ледовую базу», в ущелье Ирик-чат. Интересно провести несколько ночей с северной стороны Эльбруса в домиках турфирм, занимающихся восхождениями. Оттуда можно гулять к источникам Джилы-су, подниматься пешком по тропам до высоты 3400 м (лунная поляна) с возвратом вниз мимо «грибов». Выше к лагерям на 3800 м идти не стоит, так как тропы там не очень, можно заблудиться, в непогоду оттуда тяжелее удрать, легче заночевать там и спускаться утром, но мест может не быть. Район Эльбруса с севера грозоопасный, как-то на Лунной поляне рисковчанина ударило молнией, а коровы, пасущиеся гораздо ниже, в окрестностях поляны Эммануэля, уходят с хребтов в преддверии грозы, и аналогично следует поступать людям. Да и для палаточников Эльбрус с севера неплохой вариант - заночуйте на «Аэродроме», около 2800 м. Аккуратнее при подъеме туда, обе тропы вдоль речки - со странностями.
Позаботьтесь об одежде и снаряжении для передвижения в горах и ночевок на высотах вплоть до «приюта» на Эльбрусе самостоятельно. В горах на высоте от 3000+ метров вы будете летом попадать в позднюю осень и даже под снег/град с учетом температур и силы ветра, выше 4000+ (Эльбрус) зима может временами показаться суровой, время возврата в тепло может быть сколь угодно длительным. Для ночевки на высоте, где почти нигде нет обогрева, нужен спальник. Изучите вопрос приготовления пищи в местах проживания.

Посещение склонов Эльбруса. ЛЕТОМ, то есть июнь-август .

Этап первый: прибытие на место, начало акклиматизации. Стартовая высота «бочки» 3800 м. Туда вы тоже можете подняться пешком, а после ночевки на «бочки» или «Мире» можете подниматься на высоту «приюта» 4100 м. Правильно ехать на «приют» от «бочек» на ратраке или снегоходе, в связи с закрытыми трещинами (см. абзац А) и опасностью непогоды (абзац Б). После подъема на «приют» выбирается место для стоянки – ночлег в зданиях или в палатке. От «приюта» можно прогуляться до высоты 4300-4400 м (верхний край двойной каменной гряды). Рядом находятся гостиницы и стоянка МЧС. Не уходите за края каменной гряды, не идите посередине гряды в метель, иначе можно не заметить, когда она закончится, держитесь камней, передвигаться по гряде в каком-то смысле безопаснее, так как там нет провалов и промоин от ручьев, хотя есть подвижные камни. При плохом самочувствии, или если появился быстрый пульс, желательно принять решение о спуске на «бочки», а лучше на станцию канатной дороги «Мир», при этом до «бочек» ехать на ратраке/снегоходе (см. абзацы А,Б,Д, чтобы понять, почему).


Рис. 2. Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.

Ниже представлены опасности, подстерегающие восходителя на маршруте, и важные замечания. Они разбиты по абзацам, пронумерованным по буквам алфавита от "А" до "И".

А. Трещины в леднике. По этой мясорубке с холодильником целая глава набралась. Начинаются трещины через 150м от «бочек» и расположены далее по маршруту, присутствуют в большом количестве при сходе вбок с натоптанной тропы. Трещины бывают открытые и закрытые «снежными мостиками», они могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с небоскреб. Последствия попаданий в трещины – почти всегда травмы, реже инвалидность, смерть. Коварство закрытых трещин состоит и в их незаметности, ведь мало того, что снежные мосты могут непредсказуемо обрушиться при нагружении, еще и неясно, когда ты находишься на мосту. Негативные факторы: рельеф трещины, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Панацеи против трещин нет никакой , их могут пересекать ратраки и чуть с меньшей гарантией - снегоходы на скорости. Впрочем, есть слухи о провалившемся в трещину ратраке на Эльбрусе. Альпинисты умеют передвигаться в связках, но известно множество историй о серьезном травмировании альпиниста, ходившего в связке (обычно веревка была не в натяжку). Что будет без веревки... воспользуйтесь услугами YouTube, трещина по-английски crevasse, падение - fall. Одиночкам и новичкам нужно пользоваться ратраками/снегоходами между «бочками» и «приютом». Пустить неподготовленного человека к трещине - то же самое, что подпустить ребенка с гвоздиком к розетке. Нормальные люди на этом месте прервут свое чтение , ну а для остальных - длинные размышления на тему перехода снежных мостов в абзаце с красноречивой пометкой "Ж")).

Б. Внезапная смена погоды и потеря ориентации из-за нее или смены времени суток, после чего вы приходите к трещинам (см. выше) или обрывам над трещинами. Прогноз погоды со snowforecast обычно сбывается, но нужен свежий прогноз. Правильный прогноз - одна из самых важных вещей для таких районов, как Эльбрус. Выход наверх можно осуществлять только при свежем, надежном хорошем прогнозе погоды на ближайшее время (4-6 часов как минимум). Выход наверх при плохом прогнозе - шаг в сторону форс-мажорных обстоятельств. Есть опасность замерзания при смене погоды, полезно знать, как случаются обморожения, какие у них признаки, какие последствия; температура может упасть ниже нуля на часы, а на солнце по ощущениям временами можно гулять в майке. Пальцы на ногах мерзнут первыми «на ура». Метель приводит к тому, что безопасно передвигаться по маршруту станет невозможно, поскольку видимость слишком мала. Погода меняется очень быстро, типичное время - полчаса, бывает и быстрее. В сильную метель за счет отсутствия ориентиров человек может с непривычки петлять, против этого поможет навигатор с загруженной картой. Есть опасность отказа навигационного оборудования, особенно, если это программа для GPS на смартфоне (он может разрядиться, да и в заряженном состоянии не очень полезен – из-за слабого приемника смартфон может соврать на 100 метров, это путь в трещину). Также некоторые навигаторы не видят спутники в снегопад, это старые приборы. Навигатор должен быть включен сразу при выходе на маршрут! В некоторых режимах батареи навигатора могут разрядиться, пройденный вами трек может забыться, но комплект запасных батарей поможет хотя бы узнать свое местоположение. Заранее изучите руководство по навигатору. Навигатор нужно настроить так, чтобы система координат оказалась потом понятной спасателям и они пришли по вашему звонку куда нужно.

В. Солнечный свет сделает кожу гуляющего облезлой, а глаза - ослепшими. Требуются специальные солнцезащитные очки и маска, не мешающая дышать, подойдет хороший солнечный крем (SPF 30-50).

Этап второй. Подъем до скал Пастухова. Выполняется выход наверх после ночевок на 3800-4100 хотя бы раз, а лучше два-три раза и до этого уже со свежим опытом горного похода. Маршрут проходится с высоты 4350 м до 4700-4800 м, но в правила безопасности включен и вариант подъема на этапе для «маньяков» - до 5000м, ибо большего количества абзацев осилить невозможно. Соответственно, нужно четко отработать второй этап и безаварийно спуститься вниз. Если человек не был до этого в походе или не имеет горного стажа в несколько лет, ему будет достаточно подъема до высоты 4350 м, второй этап уже чреват попаданием на опасные ледовые поля. Типичная ошибка при спуске - 2 (см. карту рис. 2), а от ошибки 1 может предостеречь характерный рельеф, если давать легкий дрейф вправо без энтузиазма.

Опасности - абзацы А-Д ("АД"!), также читаем рекомендации Е-И.

Г. Плохая погода и ее последствия. Дополнения к проблемам с ориентированием, описанным в «Б». На верхней части маршрута к началу Косой полки возможен сход лавин после снегопадов. Порывы ветра могут сбивать с ног. Возможны грозы, хотя на этих высотах они более вероятны с севера, есть опасность удара молнии в металлические предметы и через них в хозяина этих предметов. Есть опасность замерзания при смене погоды, температура может упасть до -10 уж точно (на 5000 можете поймать и серьезнее морозец), не забываем и об охлаждающей силе ветра на открытом участке. Без проверенной теплой одежды наверх не выходим. С навигатором все должно быть в порядке, заряд батарей должен быть полным. На тропе, пока погода хорошая, оцените точность показаний навигатора, нужно, чтобы вы могли выйти не менее, чем за 50(лучше 100-200) метров по записанному треку к пометке на снегу с точностью не хуже 10 метров. Если это не получается, аккуратнее относитесь к идее вернуться в лагерь по навигатору. В непогоду даже у современных навигаторов может ухудшаться точность показаний. Нехорошо, если вы отделитесь от других людей, но такое может случиться. Надежный вариант ориентирования - по вешкам. Вешки проставлены не везде и не одинаково равномерно. Можно потерять ближайшую вешку в сильную пургу, даже если вешки проставлены аккуратно. Заранее проверяйте по пути наверх, везде ли проставлены вешки. Кстати, можно захватить маленьких вешек сантиметров минимум по 40, с красными флажками, и проставить их самостоятельно там, где вешек не окажется. Вешки может забить в снег ратрак, так что не стоит на них особо полагаться и пренебрегать остальными средствами обеспечения безопасности. Далее, ратрак - немаленькая машина и водитель ее может спокойно срезать часть пути по трещине, так что след ратрака менее надежен, чем вешки. Не пытайтесь срезать путь при любой погоде, он кривой не просто так. На спуске работает принцип стрельбы: чем с более близкого расстояния стреляешь, тем меньше «промажешь» при той же угловой ошибке. Чем дальше забрел наверх, тем сильнее уведет вбок на спуске в непогоду. Сильная метель на высоте порядка 5000 м должна случаться в среднем хотя бы раз за время вашего посещения Горы. Далее речь пойдет о холодной дневке на высоте при потере тропы, см. абзац с красноречивой пометкой "Ж".

Д. Проблемы со здоровьем. С 4000 м (возможно и значительно ниже), кроме замерзания в непогоду, из-за нехватки кислорода могут проявляться симптомы горной болезни, сопровождающиеся болями в голове, вялостью, помутнением сознания, неадекватностью, быстрым пульсом и т.д. Изучите тему поподробнее, здесь она не представлена. Можно ослабить симптомы горной болезни и даже избежать их появления до определенной высоты (для каждого индивидуально) за счет акклиматизации – высотной адаптации, т.е. постепенного набора высоты посещаемых мест. Ходить нужно по протоптанным тропинкам, в присутствии людей. Эйфория частое явление, не поддавайтесь порыву задержаться, погулять вне тропы, махнуть наверх. Самодовольство, увеличившееся на фоне горных красот в хорошую погоду во время успешной прогулки, здорово опьяняет само по себе, а сопротивляться этому вынуждена ослабевшая на фоне гипоксии голова. После эйфории следуют усталость и вялость тела. Если не прекращать перегружать организм высотой, могут развиться отек мозга или отек легких – почитайте, что это такое, хотя с этими зверями вряд ли грозит встреча на предлагаемом маршруте, время их развития в среднем около суток. У некоторых изредка случается что-то вроде «белой горячки» с галлюцинациями, некоторые при этом впадают в насилие. Горная болезнь всегда сильнее задевает, чем кажется наблюдателю. К опасностям горной болезни относится также выражение «себя загнать». Только в горах можно не просто устать, а даже нанести вред сердечно-сосудистой системе, поэтому в случае любой опасности не стоит ускоряться более, чем сможете, на значительное время. Более серьезное развитие горной болезни может случиться у любого, это не особо зависит от занятий спортом на равнине, хотя обычно спортсменам легче, если нет травм и себя не перетруждать на высоте. Единственное лекарство от гипоксии – кислород. Т.е. срочный спуск вниз минимум на километр. Если в городе после попадания в ЧП вы можете оказаться в больнице через час, то на Эльбрусе в лучшем случае в тот же день, а обычно на следующий. Не выходите в отсыревшей обуви на маршрут, получите не обморожение, так простуду, а простуда на высоте не лечится, нужно будет спускаться вниз . Сотрудники МЧС не имеют права оказывать пострадавшему медицинскую помощь, для этого нужен врач.

Е. Расписание дня. С утра при хорошей погоде и свежем, хорошем прогнозе делается выход наверх. Старайтесь выйти вслед за теми, кто идет на вершину и лучше, чтобы на маршруте уже светало. К примеру, на скалы Пастухова выходить можно в 5-6 утра, на Косую в 4-5. Несмотря на короткий период темноты (в это время используйте яркий фонарик), вы имеете преимущество - более крепкие снежные мосты над трещинами, подмерзшие за ночь, что несколько повышает ваши шансы на успешное возвращение. Следы ратрака, вдоль которых можно подниматься, пока также четкие. Выезд в 2-3 ночи на ратраке с покорителями Эльбруса и последующий спуск в темноте нежелательны, поскольку на незнакомом маршруте важно иметь хороший обзор местности. После 12 дня подниматься по маршруту не следует, прервите подъем, передохните, перекусите и спускайтесь к месту стоянки. Это должно стать жестким правилом. Обычно до 15-16(изредка 17) часов еще есть шанс встретить возвращающихся сверху людей, так что не впадайте в отчаяние, если что-то на спуске пойдет не так. Поскольку реже бывает вариант, что с утра погода плохая, а вечером светит солнышко - из графика выпадают некоторые дни, не укладывающиеся в предложенную схему. В пасмурный день можно поупражняться в физической работе - например, сложить стенку из камней вокруг площадки для палатки, или копать снег. Спортсмены-высотники рекомендуют нагрузки на высоте для улучшения акклиматизации, но не увлекайтесь слишком и не переутомитесь накануне выхода, также избегайте простуд.


Рис. 3. Кажущаяся близость объектов в горах - опасная иллюзия гор , как и закрытые ледники. За полчасика такое расстояние пробежит разве чемпион, обычным людям требуется несколько часов. Ниже скал Пастухова заметно выполаживание, на котором можно заплутать, не ощущая, что идешь на спуск в том же направлении. Вероятно, на этой площадке будут и сбои со связью. В непогоду на таких участках неуверенно себя почувствовать может даже опытный альпинист.

Ж. - Экстремальная ситуация:))))
Трещины от «Бочек» до «Приюта», и несколько общих фраз об остальных местах.
Речь пойдет об участке ниже «приюта», там часто ходят без связок (см. заглавное фото на рис.1), вопреки знанию о порочности и последствиях подобной практики. Кстати, снег на этой тропе находится в наиболее теплых условиях и мостики меньше живут, чем на больших высотах. Пользуйтесь нижеследующей информацией 0 раз, максимум 1, если припрет. Переходят мосты, ступая мягко, чтобы не пробить ударом ступни, но не мешкая, чтобы не задерживаться. Прыжок через закрытую трещину чреват недооценкой размеров снежного моста и его обрушением при перегрузке. Мост явно небезопасен, если легко протыкается палкой без кольца(тем более с кольцом!), но необходимая толщина моста не может быть вами надежно оценена. Принято переходить трещины там, где проложена тропа и непосредственно по тропе. С одной стороны, каждый человек вырабатывает ресурс мостика, с другой стороны мостик, по крайней мере, не обрушился под предыдущим человеком. Автору неясно, стоит ли в сезон минимума снега ступать на мостик точно след-в-след, или же на пол-стопы сбоку. При проверке на протыкание палкой действующего моста на тропе вы можете ухудшить его прочность. Известны случаи, когда человек оставался на поверхности при проваливании у края трещины, упав на лед (обычно же мост ломается посередине), или разведя руки в стороны при неполном обрушении моста. Эти чудеса вышибают слезу (после изучения кучи информации о более типичных исходах инцидентов с обрушением мостов), а надеющиеся спастись таким образом - смешанную реакцию. При несчастном случае рядом с группой альпинистов (вместе с любителями ходить по трещинам нечего!) существует возможность вызова спасателей, хотя номера телефонов МЧС имеются далеко не у всех. Альпинисты стараются прокладывать тропы по наименее опасному пути. При уходе от тропы обычно чаще попадаются трещины, состояние мостов через них труднее поддается оценке. Это актуально, прежде всего, на маршруте выше 4350 м. Зону гигантских трещин под Косой полкой называют «трупосборником» за то, что туда нередко попадают при срыве, но наш маршрут почти все время отделен от нее понижением рельефа наподобие обрыва, хотя после возвращения с подъема на 5000 м туда теоретически можно забрести, если слишком отклониться вправо (ошибка 1 ). Участок при спуске (по левую руку) опаснее, поскольку скачок рельефа не выражен и можно выйти на ровное ледовое поле, трещины в котором не сильно бросаются в глаза издалека, но их достаточно (ошибка 2 ). С тропы от «бочек» на «приют» тоже можно свернуть вправо, и там будет располагаться поле трещин. Люди, осознанно уходящие с маршрута в сторону после прочтения этого полотенца, приравниваются к желающим совершить самоубийство, по мучительности значительно более ужасное, чем известное харакири (агония может длиться часами). Более-менее регулярное спасение при обрушении моста происходит при правильно организованной страховке, которая не является секретом, но требует детального изучения и множества повторений. Эта статья не относится к категории учебных материалов, да и изучать такую технику очень желательно под руководством инструктора по альпинизму, не можете найти такого - обратитесь к опытному гиду за денежки, вам также придется раскошелиться на многочисленные аксессуары. Минимум времени на серьезное обучение - неделя, если вы не гении. Все равно, когда мост обрушится, вы ушибетесь и, возможно, получите перелом. А недавно в связке на другой горе упал первым и погиб высотный гид. Стоит ли оно того?
Холодная дневка при ненадежном ориентировании. Имеет смысл сберечь пол-термоса горяченького чайку для таких случаев на спуске. Самая выгодная точка остановки для защиты от ветра - за камнями скал Пастухова, наиболее верная для ускоренного спуска - у последней обнаруженной вешки, при прояснениях погоды можно спускаться вниз, также мимо вас может проехать ратрак и подобрать вас. Блуждать по склону в одиночку никакого смысла нет, теплые вещи иметь приоритетнее. С холодом вы сможете дольше успешно бороться, чем с последствиями падения в трещину. Если вы забрели в зону трещин, не нужно их преодолевать, пытаясь сократить дистанцию до точки финиша. С этого момента и отход назад от трещин становится опасным для заблудившегося – он мог уже пересечь несколько снежных мостов. Время посоветоваться с МЧС по телефону, при этом показания навигатора на много часов сократят поиски. Шашлычный шампур или палка без кольца, вводимые под снег рядом с вами, помогут убедиться, что вы садитесь пережидать непогоду не на снежном мостике (стержень будет упираться в лед). Если льда нет - аккуратно отползайте туда, откуда пришли. Для остановки на склоне нужны теплые вещи в рюкзаке, такие, как спальный мешок, небольшой коврик. Рюкзак при ожидании может прикрывать зону поясницы от ветра, чтобы не поморозить почки. При отсутствии спальника охлаждение под действием ветра ослабляет даже заворачивание в полиэтилен, который на горе не растет (захватите хотя бы плотных больших мешков из супермаркета). Несколько слоев полиэтилена уменьшат опасный на ветру конвективный теплообмен. Не создавайте сопротивления ветру, сидя спиной во весь рост, но и не засыпайте, вам нужно шевелить конечностями. Есть шанс соскользнуть после обматывания в ветрозащитный кокон - воткните что-то ниже своего пути сползания, например, палки без колец. Выспитесь перед выходом хотя бы часов 6-7. Периодически проверяйте доступность связи, ставьте себе будильники на мобильном, чтобы не отрубиться от однообразных впечатлений (лучше, чтобы в комплекте была неубиваемая Nokia с новеньким аккумулятором, помимо любимых смартфонов).

З. Основные правила передвижения. Чувствуете одышку – делаете паузу. Лучший темп движения – равномерный, замедленный, чтобы не останавливаться раньше, чем через час. Выше Пастухова подъем осуществляется медленно, зигзагом, требуются как минимум трекинговые палки, нельзя использовать обувь со скользкой подошвой. Здесь неплохо придутся кошки, для комфортного передвижения они даже необходимы, но при падении и торможении ими на склоне можно легко свернуть голеностопный сустав, а тормозить надо трекинговыми палками в руках или ледорубами. Кошки есть в прокате в пос. Терскол. Советы по использованию кошек можно найти в библиотеке или в Интернете, а позже получить на горе. Практиковаться нужно несколько дней. чтобы научиться в них ходить. На спуске ниже Пастухова кошки можно будет снять. Никогда не торопитесь идти наверх, всегда торопитесь, если есть условия, вернуться вниз. Вероятность неудачи при повторении совершенных ошибок накапливается. Если вы не последовали один раз какому-либо правилу техники безопасности, во второй раз ему следуйте, не думайте, что вы умнее авторов этих правил. Хождение между «Бочками» и «приютом», например – это игра в лотерею в том или ином смысле, даже если проигрыши редки.

И. Люди. Взаимодействие с ними. Никто не гарантирует, что вы встретите адекватных людей, полагайтесь на себя и свои силы. Не стоит рассчитывать на чью-либо помощь. Человека легко могут оставить одного на маршруте даже при наличии договоренности о совместном передвижении (поэтому с самого начала не давайте себя «загнать» и держите свой темп, так легче будет управиться самому в случае необходимости). Несмотря на вышесказанное, наиболее надежно находиться недалеко от других людей, ведь тогда для вас могут вызвать спасателей. Поэтому не стоит выходить на гору вечером, зная, что там заведомо никого не будет, даже в хорошую погоду. Сотрудники МЧС живут около «приюта» на каменной гряде. Отметьтесь у сотрудников МЧС и пообщайтесь с ними перед прогулкой до Пастухова и к началу Косой (только не ломитесь к ребятам ночью, вам нужны потом невыспавшиеся спасатели?). Имейте при себе средства связи с полностью заряженными аккумуляторами и забитыми номерами МЧС, заранее должны быть выяснены зоны устойчивой работы мобильной связи . Не помешает телефон с 2 сим-картами разных операторов, или пара-тройка трубок, заранее выясните, что ловится на тропе. Поскольку вы можете оказаться без связи на каком-то участке, проверяйте, откуда еще можно позвонить, пока идете - посматривайте на индикатор связи с базовой станцией на вашем мобильном. Деликатный момент - тучи, снегопад способны ослаблять радиосигнал. Звонить в МЧС пора, если прошло более получаса или когда вы стали подмерзать, а решения вы самостоятельно принять не можете. Не стесняйтесь спрашивать проходящих мимо людей, особенно спускающихся вниз. Не рассчитывайте, что кто-либо обязательно сообщит о вашем бедствии в МЧС вместо вас. Будьте внимательны по отношению к происходящим вокруг вас событиям и к состоянию своего организма (это требует некоторых постоянных усилий, обычно человек застревает в одной из крайностей). Сбитый настрой часто приводит к ошибкам, и это почти не зависит от предыдущего горного опыта, просто более опытный человек поимеет свои проблемы на более сложном маршруте.

Этап 3 – для «маньяков». Восхождение к началу косой полки на 5000 м. Изначально выполняете вариант 2, до него нужно выполнить вариант 1, оба раза переночевать. Список важных сведений: абзацы от А до И. Ни в коем случае нельзя, крайне не рекомендуется, не имея ночевки на «бочках» хотя бы, делать сразу начало Косой, незадачливого альпиниста «поведет» от высотного воздействия на здоровье. Также на маршруте прибавляются трудности с ориентированием - можно постепенно уйти к трещинам как при дрейфе влево (ошибка 2 рис. 2), так и при дрейфе сразу вправо (ошибка 1 ), в отличие от скал Пастухова. Тропа, по которой придется идти, труднее читается в непогоду: ратраки заезжают сюда реже. Этот вариант уже вполне рискован. Принимать решение о выходе следует после изучения информации о наличии вешек. Прогноз должен быть очень хорошим, свежим, за 3 часа до выхода, с Приюта доступен Интернет. Крайне желательно накануне изучить маршрут до скал Пастухова, подняться на них, оценить свой темп, осмотреться по сторонам. На третий день этот маршрут для реально нетерпеливых. Можно сходить сперва пару раз до Пастухова, а затем уже сходить выше. Если до этого была ночевка в палатке на конце скал спасателей (4350 м), вот еще более разумный вариант акклиматизации.

Этап 4 – «я озверел, на вершину быстра!». Выше начала Косой полки все гораздо менее предсказуемо и более рискованно. Возможны срыв, потеря ориентиров, обморожение/замерзание, обострение развития горной болезни (нужно понимать свою незащищенность от возможности ночевать на седловине в буран или при травме), потери сил, воли и мотивации, при срывах - травмы с возможностью утери способности к самостоятельному спуску и даже с ограничениями по времени ожидания помощи, отравление вулканическими газами, удар молнии, редко лавины. Характерное технически сложное место – предвершинный «ключ» на рельефе, особенно трудный для новичков при спуске. При сильных порывах ветра там могут потребоваться альпинистский опыт у руководителя и плоды предварительных тренировок участников. Неопытный восходитель может вскарабкаться с трудом наверх, а потом уже придется спускаться с высоким риском без навыков и советчика. Исход почти любого несчастного случая наверху – обморожение/травма/горная болезнь(постепенно прогрессирующая) и потеря способностей к самостоятельному передвижению. От сильной непогоды, ступив на Косую, не скроешься по причине необходимости уверенно преодолеть ту же Косую и более высоко расположенные уже пройденные наверх трудные участки в обратном порядке, но в некомфортных или даже очень неудобных условиях. Люди в метель пройдут мимо лежащего восходителя в 10 (да и 5) метрах и просто его не заметят, а он их не услышит из-за ветра, притом глотку сорвет задолго до их визита, и это если он еще будет в сознании. Кроме сотрудников МЧС мало кто ему поможет, а группа МЧС-ников живет временами на седловине, но не всегда, рассчитывать на это самодеятельным восходителям нельзя. Вследствие этого не рекомендуются самостоятельные попытки подъема на Эльбрус без компетентного руководства, строго не рекомендуются они же без предупреждения сотрудников МЧС, пик глупости - делать это все сразу без экипировки или предварительных многодневных тренировок. Можно попробовать нанять гида/инструктора после похода к началу Косой и спуска, если все еще тянет на вершину. Это будет дешевле многодневной платной программы у тех же гидов, и еще дешевле затрат на разгребание свалившихся на голову неприятностей при несчастном случае. Изучите вопрос дополнительного страхования экстремальных видов спорта (альпинизм) и историю выплат компании при наступлении страхового случая - платный полис будет не лишним.

Этап 5. Более тесное взаимодействие с горой. Восходитель вроде бы прошел все испытания, он здоров, бодр, вроде это не горняха и его тянет на вершину. Как вариант – ночевка на высоте 4700-4800 м? Вариант более жесткий, чем в районе Приюта. Нужен предварительный горный опыт как минимум в пару лет, с походами в палатках недели по две. Опасности стоянки - задохнуться от засыпания снегом палатки или угарного газа при работе светильника/горелки, также замерзание и горная болезнь. Возможно, сильно обострится простуда, даже при легких ее симптомах ночевка запрещена. Ну и остается опасность убрести в сторону трещин из дури. Нужен напарник и палатка, вмещающая двоих. Не забываем накрывать теплые спальники легким, чтобы он брал на себя осаждение конденсата. Два человека - уже относительно надежная команда. Соответственно, напарник должен быть не балластом, а иметь равные возможности. Требуется заблаговременное изучение вопроса акклиматизации, крайне желательно это сделать до поездки. Предыдущие ночевки – не менее одной на верхнем краю каменной гряды (4350 м) с отличным самочувствием поутру. Обязательное требование – хороший прогноз погоды , заряженные мобильники, регистрация в МЧС, консультации о целесообразности геройства - там же. Не нужно ставить палатку на предполагаемое место прибытия ратрака ночью. Для откапывания площадки у камней потребуется прочная лопатка. Также потребуется надежно закрепить оттяжки палатки. Палатка нужна крепкая, иначе ветер может ее легко порвать. Если ночевка пройдет удачно, спуск вниз начинать не позднее 12 часов дня. Если горняха припрет, а прогноз хороший - уедете на ратраке часа в 2-3 ночи, когда на скалы очередных покорителей привезут, если не отрубитесь или не замерзнете, поэтому ночевать там в одиночестве рискованно. Палатку лучше будет скомкать и забрать прямо перед посадкой в ратрак, ведь каждые 5 минут на морозе при недомогании неблагоприятны для здоровья. Заранее договоритесь, что один следит за другим и не бунтуйте, не ходите в одиночку гулять от палатки дальше нескольких метров. При желании восхождения на Гору после хорошо проведенной ночевки можно договориться с гидом, вы уже будете иметь приличную акклиматизацию. Надо только спуститься в Терскол и разгрузить организм на сутки, а потом уже вновь подняться на «бочки». Есть сомнения в том, что на вершину вообще стоит ходить «для галочки». «Косая» уже напряжна, там в течение двух часов каждый шаг надо проверять, чтобы не укатиться вниз, и это все на фоне недосыпа. Вот такие ощущения у человека, две зимы с удовольствием тренировавшего хождение в «кошках» на ледяных горках, замерзших речках и водопадиках с верхней страховкой. Налетевшая непогода вскроет казавшиеся легкими недостатки без того трудоемкого маршрута.

Немного мути и горняшечного тумана. Как раз на Пастухова года три с половиной назад собиралась симпатичная молодая парочка на ночевку с целью акклиматизации перед Горой, по собственному плану, мы обменялись с ними улыбками и парой добрых слов. Согласно моим воспоминаниям, в тот же приезд кого-то со слухов могли там откапывать, не исключено, что двоих, а также может я их потом живыми встретил, последнее сомнительно из-за моего графика. Скорее всего, откопали кого-нибудь еще, а я шелохнулся, не тех ли, но вместо проверочки насочинял себе про то, что мы еще раз виделись. Нормально так?)) Поэтому прогулка в поле зрения людей вас не обязательно спасет. Вдруг, пока кто-то играет в ящик, окружающие отложат свои наблюдения за ним в долгий ящик? Внизу мы поступаем полуавтоматически, но наш автоматизм лучше вписывается в созданную людьми реальность, а наверх мы приходим с теми же навыками пешехода , тогда как от нас требуется больше сознательности на каждом шаге и к себе и к окружающему миру.

Статья содержит минимум необходимой информации . Статья описывает хождение по опасному снежно-ледовому рельефу. Предупреждений недостаточно, авторы(я и те, кто комментировал создание этого опуса) снимают с себя всякую ответственность за ваши действия. Склад ума читателя, возможно, требует тщательного изучения предмета с примерами на практике, тогда формат статьи на несколько страниц ему противопоказан. У кого-то сыграет здоровье, или окажется маловато способностей к ориентированию на местности, будет отсутствовать опыт длительного хождения по пересеченке, может, наконец, сбивать с толку зимняя обстановка, привычная для рыбаков и лыжников. Прогнозы временами не сбываются. Сильный буран может положить человека на склон или уронить вниз. Далее список ошибок, совершаемых в отсутствии опытного руководства. Желание заполучить гору минимумом усилий приводит к принятию решений с массой недочетов. Упрямство на почве завышенной самооценки может завести в тупик и помочь выбиться из сил. Всплеск любопытства в сочетании с энтузиазмом настолько же опасны, как и предыдущие пороки. Никакая статья или диссертация не заменит опытного спутника. Старайтесь помнить про серьезность всех горных напастей и контролировать себя. Даже выполняющему все правила временами крупно не везет.

Область на южном склоне Эльбруса не является принципиально недоступной для толковых начинающих, но текст этот составлен не как инструкция (потребуются талмуды), а как напоминание, что же нужно начать изучать, входя в высокие горы. В художественных фильмах замерзшие на фоне снега могут выглядеть довольно смешно, спасибо Джеку Николсону за этот кадр:


Рис. 4. Кадр из фильма "Сияние". Конец, настигший обезумевшего гражданина. Снимок сделан утром.

В реальности погибшими, как правило, оказываются замечательные, приятные, сильные и способные к спорту люди. В год гора дает порядка 10 мертвых тел и не факт, что нет еще нескольких пропавших без вести в трещинах. Есть много покалечившихся на Горе, с ампутациями и тому подобным. Уважайте эту Гору с ее красотами, пьянящим воздухом и опасностями. Уносите с собой все принесенное на Гору.



Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире