Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Спас смоленский на спасской башне. Спасская башня московского кремля. Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими

В субботу (28 августа) в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля. Несмотря на дождливую погоду, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения и благословения иконы провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам российского лидера Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

В 15 часов по московскому времени, одновременно с боем кремлевских курантов, глава государства и Святейший Патриарх вышли из первого корпуса Кремля и прошли через ворота Спасской башни. После молебна Патриарх Кирилл взошел на украшенный белыми цветами постамент, который приблизил его непосредственно к иконе. Глава Русской православной церкви окропил надвратную икону и благословил верующих.

Выступая после освящения иконы, президент Медведев поблагодарил всех, кто помог в сохранении и восстановлении святыни:

“Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть – и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну”.

Теперь каждый, кто придет на Красную площадь, под рубиновой звездой, венчающей башню, и знаменитыми курантами, увидит лик Христа. Почти 80 лет эта историческая и религиозная реликвия была скрыта от человеческих глаз. Икона считалась утраченной. Ее второе рождение – знаковое событие для современной России.

Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота – специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов:

“Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне – в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году”.

Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев:

“Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел”.

После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых – Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать – чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

Напомним, с инициативой восстановления надвратных икон Кремля выступил в 2007 году Международный фонд Андрея Первозванного, на счету которого немалое количество подобных акций. Инициатива получила поддержку президента и благословение патриарха, а затем и была претворена в жизнь.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие отцы, братья и сестры, народ наш российский!

Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь.

Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены.

В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру. И когда по милости Божией с народом и Отечеством нашим произошло то, что происходит ныне с этими иконами, явился миру лик нашего народа.

Как замечательно отреставрированы эти иконы - тщанием добрых людей, при поддержке государства, по молитвам Церкви! Так пусть во всю силу просияет лик нашего народа, являя подлинные цели, величайшую совместную ответственность и готовность служить Отечеству своему не щадя живота!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за Ваше личное участие в этом важном символическом действии. Хотел бы также поблагодарить Владимира Ивановича Якунина и многих других, кто содействовал возвращению этих святых икон. То, что сегодня происходит, свидетельствует о том, что сложение сил государства, Церкви и институтов гражданского общества ради достижения общих и важных целей дает нам замечательный пример солидарности.

Пусть Господь поможет стране нашей преодолевать стоящие на ее пути трудности, чтобы совместно возрождать тысячелетний прекрасный лик Руси. Храни вас всех Господь.

Как проходила реставрация икон на кремлевских стенах

Специалистам предстоит снять толстый слой штукатурки и армированной сетки, появившиеся в 30-х годах прошлого века.

Под бой курантов – ровно в 11:00, при большом стечении зрителей – туристов и гостей столицы, и под присмотром большого начальства художники-реставраторы наносят первый удар.

Почти восемь десятилетий святыня была сокрыта от взоров под слоем штукатурки. Причём, не просто штукатурки. Это сверхпрочный раствор, армированный стальными прутьями толщиной почти в палец и специальной монтажной сеткой. Теперь этот панцирь надлежит снять, причём так, чтобы не повредить сам образ.

Перед Парадом Победы в конце апреля специалисты проделали два шурфа в киоте, что над воротами Спасской башни. И обнаружили образ, считавшийся утраченным. Теперь его восстанавливают.

А то, что икона хорошо сохранилась, заметно и неспециалисту. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату её написания. Известно лишь, что он посвящён избавлению Москвы от нашествия хана Мехмед-Гирея, которое случилось в 1521-м году. Преподобные Сергий и Варлаам молили тогда Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмед-Гирей отступил. Весь этот сюжет на иконе. Спас Всемилостивый горел, но лишь опалился и страдал от наполеоновского нашествия. Но потом его несколько раз реставрировали.

– Мне кажется, здесь пузырей особых не будет, здесь штукатурка может быть неровной.

– Дай Бог.

– Очевидно, здесь слегка гвоздями выпирает.

– По ощущениям, не чувствуется, что пузырится.

Удивительно, но историки пока не могут точно установить, когда же был сокрыт образ. И кто отдал тот приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие – что в 37-м году. Очевидно лишь, что исполнитель сделал всё, чтобы фреска сохранилась для потомков.

«Русские люди – они весьма находчивые, могу представить ситуацию, когда какой-нибудь большой чин произнес фразу – убрать с глаз долой! – что и было выполнено в полном соответствии с этим поручением. С глаз долой убрали, но причём так, что она сохранилась до наших дней», – отметил Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД».

Художники-реставраторы снимают слой штукатурки буквально по сантиметру. И, скорее всего, во вторник всю икону открыть не удастся. На это уйдёт не меньше недели.

«После этого начнётся реставрация живописи. Пока это только подготовка. Сам реставрационный процесс займёт два-три месяца, это в лучшем случае. Ну а, может быть, и больше», – поясняет Сергей Филатов, художник-реставратор, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Еще одна святыня, которую вернут россиянам, находится на Никольской башне. В 17-м году по ней били прямой наводкой большевики. Но надвратный образ Николая Угодника каким-то чудом уцелел. Но и его потом заштукатурили. Совсем скоро и этот незримый образ станет зримым и его будет видно издалека для всех, кто входит на Красную площадь со стороны Никольской улицы.

Стреляя по Образу из винтовок и орудий…

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя , нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере - Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» - флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца - Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей - Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы - один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы » с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой - с храмом и сохранившейся правой - с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии - в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. - митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. - временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Творимая легенда

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Древние надвратные иконы, обнаруженные на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, будут отреставрированы. Об этом сообщили сегодня на брифинге в Москве. Долгое время иконы считались утраченными. Оказалось, они были замурованы в стенах в годы Советской власти. В конце апреля этого года специалисты-реставраторы сделали зондаж в киотах, где предположительно находились образы, и высказали предположение, что на Спасской Башне действительно находится фреска Спаса Нерукотворного, а на Никольской – икона Николы Можайского. Верны ли предположения – покажет уже первый этап работ, который начался сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Никольская и Спасская башни сейчас в лесах. Расконсервировать замурованные иконы – это лишь первая часть работ. И, видимо, самая несложная. Далее предстоит консервация, реставрация и исторически исследования. Ведь до сих пор официально не обнаружены ни документы, ни свидетели того, как и кем был дан приказ убрать лики с глаз долой, и кем они были сохранены.

«Может быть, если есть свидетели, если не свидетели, то потомки свидетелей, которые могли бы пролить свет на всю эту историю. Кто осуществлял закрытие иконы, при каких условиях? Было бы очень хорошо, если бы какие-то источники были обнаружены», – говорит председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.

Построенная в XV веке Фроловская башня стала называться Спасской двумя веками позже. В середине XVII столетия по указу царя Алексея Михайловича на ней появилась икона Спаса Нерукотворного – в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Святыне поклонялись все, кто проходил через Спасские ворота. Чрез них шли все коронационные шествия и крестные ходы. Сама икона неоднократно реставрировалась – и в XVIII веке, и в XIX, после нашествия Наполеона. В каком виде ее замуровали большевики, пока непонятно.

«Может быть, до наступления холодов сделаем. Но если придется раскрывать изображение Спаса, если там окажется более ранняя живопись, то работы в этом году нельзя будет закончить», – поясняет художник-реставратор Сергей Филатов.

Реставраторы поражаются, насколько тщательно и профессионально были замурованы иконы. Между масляной живописью и арматурой, переплетенной с сеткой, есть воздушная прослойка. Сложилось мнение, что такую естественную консервацию фреске придумали реставраторы мастерской Игоря Грабаря.

«Термос получился. Это была профессиональная консервация, и по тем временам это было очень быстро сделано, чтобы не светиться особенно. Конечно, это с разрешения коменданта Кремля. Мы про нее еще немного знаем. Говорят, якобы Рыков давал деньги на это, но мы не знаем точно», – говорят реставраторы.

Еще в 1918 году во время крестного хода иконы были на своих местах, как и во время парада 1923. Но в 1937, когда на кремлевские башни водружали звезды, образы исчезли. Это теперь уже очень скоро они будут сосуществовать. Уже можно разглядеть лик и нимб Спасителя, фрагмент Евангелия, а в нижней части – фигуры преподобных Сергия и Варлаама. Специалисты говорят, фреска сохранилась на восемьдесят процентов. Правда, несколько пообтерлась.

Одна треть штукатурки была сбита с иконы уже к середине дня. Реставраторы предполагают, что за сеткой находится образ Спасителя с поновлениями 1895 года. В каком состоянии находится икона, можно будет определить лишь на следующей неделе, когда там соберется реставрационная комиссия.

Архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки - элемент декора - при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской , Троицкой и Боровицкой башнях.

Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня. Считалось, что с приходом к власти большевиков икона была утрачена. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа сохранился в Новоспасском монастыре , который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Первоначальное наименование башни - Фроловская - происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время список над воротами считался утраченным (не сохранилось ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Сейчас рабочие счищают штукатурку, а затем демонтируют сетку, защищавшую икону Спаса от внешней среды. Затем эксперты, проведя анализ, определят состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни.

Кремлёвские куранты

При башне - знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было.

Высота Спасской башни до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.

Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


Беклемишевская (Москворецкая) , Константино-Еленинская (Тимофеевская) , Набатная и Спасская (Фроловская) башни Московского Кремля.

Васильевский спуск. , Набатная башня , Спасская (Фроловская) башня , Верхние торговые ряды (здание ГУМа) , собор Василия Блаженного.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня и ГУМ (Верхние торговые ряды).

Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Царская башня и Спасская (Фроловская) башня.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Красная площадь. Справа налево: Спасская (Фроловская) башня ,

Любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире