Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где находятся курильские острова и кому принадлежат. Ключи от рыбы Южные курильские острова кто там живет

Всем привет! Если я прямо сейчас не продолжу рассказы о Большом Курильском Приключении этого сезона, то я их так и не успею дорассказать до начала сезона следующего:) Посему мы сейчас делаем небольшой заплыв на 50 километров на юго-запад от Бухты Броутона вдоль восточного побережья Симушира (30 километров по прямой) — и прибываем на осмотр и созерцание вулкана Заварицкого, названного […]

Октябрь 11, 2019

А я возвращаюсь к освещению Большого Курильского Приключения-2019. Напомню, что мы попрощались с островом Симушир и двинулись дальше на юго-запад по вектору нашего движения. Следующими островами в этом направлении будут 1) ничем не примечательный остров Броутона (как и одноимённая бухта названный в честь британского мореплавателя и исследователя Уильяма Броутона); и 2) пара небольших островов с весьма примечательными именами. Оба острова вместе […]

Октябрь 9, 2019

Будете в Ливане — никоим образом не пропустите совершенно волшебные пещеры Джейта (Jeita grotto), которые находятся всего в получасе езды от центра Бейрута. Две пещеры. Верхняя с огромных размеров залами и сухая, нижняя — поменьше размерами, но длиннее (примерно 2 и 7км) и по ней течёт поздемная река. Всё это выглядит вот так. Верхняя пещера:

Октябрь 7, 2019

Наверняка у большинства из вас бренд «Бейрут» вызовет не самые позитивные когнитивности. К сожалению, для этого есть вполне себе объективные причины. Всё очень просто. Здесь очень долго и совсем недавно была война. Которая, как сказано у рок-классика — «война без особых причин…». И есть разные мнения по этому поводу, не хочу лезть в эти истории… […]

Октябрь 7, 2019

Продолжаю исторически-археологическую ветку рассказов из Ливана. Тем более, что здесь есть что увидеть на эту тему. Именно здесь ведь стоят несколько древнейших городов мира, и один из них — Библ (или Библос). Сколько лет ему на самом деле — доподлинно неизвестно. Но интернеты врут рассказывают, что люди здесь жили аж 9 тысяч лет назад! Местные […]

«Это горячие термальные воды. Они к самой поверхности подходят, отсюда и пар», - поясняет водитель Вадим. Благодаря непрекращающейся вулканической активности на островах в любом месте земли можно «сверлить дырку» и получать геотермальную энергию. Её ресурсы неисчерпаемы, обогревать можно не только дома, но при желании улицы и тротуары, чтобы не замерзали зимой.

Парадокс, но при такой «энергетической халяве» на Курилах до сих пор встречаются дома с печным отоплением.

Ни кафе, ни кино

Парадоксов на островах хватает. На Итурупе, например, нет ни одной работающей автозаправки, что не мешает населению ездить на японских внедорожниках - они здесь главное транспортное средство. На вопрос: «Где топливо берёте?» - люди загадочно улыбаются. «Мы ж на солярке в основном ездим, а её у военных много», - приот-крывает завесу тайны Вадим.

Вообще-то заправку на Итурупе построили. Но… ей не могут найти хозяина. «Всему виной федеральный закон о госзакупках, - поясняет Т-атьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ» . - Мало построить - мы обязаны объявить конкурс и найти кого-то, кто согласится привозить сюда топливо с материка и продавать его по цене не ниже, чем в среднем по России. Но это же себе в убыток! Желающих нет. Вообще этот закон о госзакупках - полная катастрофа. Может, в масштабах страны он худо-бедно работает, но в наших микромасштабах - нет».

Многие люди, уехавшие на материк в 90-е, сейчас возвращаются на острова. Говорят, не могут там адаптироваться: не тот уклад жизни, не та природа, не хватает океана и бескрайних просторов... Но есть что-то ещё, что манит сюда. Что именно, я долго не мог понять. Может, деньги? Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера. Зарплаты в среднем - -50-70 тыс. руб., однако есть вакансии, за которые готовы платить в -1,5-2 раза больше. Плюс подъёмные (около 1 млн руб.), плюс служебное жильё.

«Когда после «прямой линии» президента у нас построили дом для врачей на 8 квартир, это была революция. Жильё до этого 30 лет не строили, - вспоминает Т. Белоусова. - Сейчас к нам приезжают люди из других регионов (с Алтая, например), но всё равно кадров не хватает - учителей, специалистов в области ЖКХ. Вообще, чтобы тут жить, нужно быть сильно мотивированным. Вечером сходить особо некуда - ни кафе, ни кинотеатра... Но всё равно здесь стало лучше, чем было 5 лет назад».

Местные целебные источники творят чудеса. Фото: АиФ / Дмитрий Писаренко

Битва за ресурсы

Скоро на Итурупе откроют новый аэропорт, и на острова, надеются курильчане, хлынет поток иностранных туристов. Они и сейчас есть (в основном корейцы и американцы), но хочется-то больше! Природа Курил уникальная. Где ещё можно и на медведя поохотиться, и палтуса поймать, и в серных ваннах искупаться? На местные целебные источники едут целенаправленно, чтобы излечиться от кожных недугов - экземы, псориаза, лишая... По статистике, 8 человек из 10 воз-в-ращаются домой здоровыми. А на острове Кунашир, говорят, есть термальный источник, избавляющий от бесплодия. Наконец, чего стоит набирающий ход экологический туризм: наблюдать, стоя на берегу, как гигантские, в сотни тысяч тонн, косяки тихоокеанского лосося идут на нерест в реку…

На Курилах есть золото, рений (он используется в авиа-ракетной технике, точных приборах), редкоземельные металлы. Но всё же главное их богатство - рыба. В условиях, когда Россия запретила импорт морепродуктов из стран ЕС, США и Канады, эту потерю вполне способны компенсировать Курилы. К слову, рыбо-добывающая компания, на заводах которой трудится 70% населения островов Шикотан и Итуруп, уже давно поставляет свою продукцию в Москву, Питер и другие регионы. Ежегодно у Южно-Курильских островов она вылавливает и перерабатывает 90 тыс. т рыбы и море-продуктов.

«Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало». Фото: Shutterstock.com / Sergey Rogalsky

«Если же взять все российские компании, то их вылов в районе островов Итуруп, Шикотан и Кунашир составляет 170-180 тыс. т в год, - говорит Дмитрий Григорьев, директор рыбопромышленного предприятия . - Что это за рыба? Более 100 тыс. т минтая, 30-40 тыс. т лососей, 9 тыс. т кальмара, 5 тыс. т трески, а также существенные объёмы сайры, терпуга, камбалы, морского ежа, ламинарии. Кроме того, в данном районе (а он является исключительной экономической зоной Россий-ской Федерации) ведут промысел рыбаки других стран, в том числе японские. Они действуют в рамках межправительственных соглашений. Их общий вылов превышает 8 тыс. т».

Конечно, японцам хочется иметь не 8, а все 180 тыс. т рыбы. И их разговоры об ущемлённом вместе с отторжением Курил национальном достоинстве - лишь красивое прикрытие в битве за богатейшие биоресурсы региона. По этой же причине Япония с крайней неприязнью следит за промышленным бумом, который сейчас творится на «северных территориях» без её участия. «Страшно то, что благодаря усилению экономического развития население ост-ровов будет иметь уверенность в своих силах», - написала как-то японская газета «Хоккайдо симбун».

Дело не только в уверенно-сти. Несмотря на разный климат и даже разный менталитет островитян (а что вы хотели - гряда растянута на 1200 км!), этих людей объединяет осознание того, что они принадлежат к единому сообществу. «Называйте это курильским брат-ством, если хотите, но иначе тут трудно выжить, - сказал мне один из рыбаков. - Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало».

И это то, что заставляет людей возвращаться сюда. То, что манит их и даёт силы жить.

Курильский вопрос не решён уже многие десятилетия и то и дело всплывает на повестке дня. Что же такого в этих Курилах, что за них так бьются Россия и Япония? Лайф решил посмотреть на жизнь на островах с обычной человеческой точки зрения.

Курилы и туристы

1) Для посещения Курильских островов нужно специальное разрешение, поскольку это пограничная зона. Выдаётся оно в пограничном управлении ФСБ Южно-Сахалинска. Нужно прийти в будний день с 9:30 до 10:30 с паспортом и его копией, и только на следующий день вы получите пропуск. Так что любому путешественнику придётся на один день задержаться в городе.

2) Планировать маршрут по Курилам - совсем не то же самое, что расписать свой путь по Европе. Давайте разберёмся. Всего 56 островов, из них наиболее популярные - Кунашир и Итуруп. Добраться до них можно только двумя способами, и оба не из простых. На самолёте: из Южно-Сахалинска до Курильска (остров Итуруп) или из Южно-Сахалинска до Южно-Курильска (остров Кунашир). По понедельникам и четвергам рейсов нет в принципе, а билеты нужно покупать за несколько месяцев, иначе просто всё уже будет раскуплено. На теплоходе: отправляется из города Корсаков Сахалинской области всего два раза в неделю. В пути - от 18 до 24 часов. Но купить билеты можно только непосредственно в кассах на Сахалине и на Курилах, никакой онлайн-продажи нет. Так что чаще всего их разбирают местные жители.

3) На Курилах можно застрять надолго просто потому, что вы не сможете вернуться на материк. В плохую погоду не ходят теплоходы и не летают самолёты. Местные даже шутят, что аэропорт Кунашира построен в месте, где как раз чаще всего бывают туманы и облачность. И речь идёт не о задержке рейса на пару часов. Есть вероятность провести на Курилах лишнюю неделю-другую. Паромное сообщение тоже ненадёжно. Этим летом один из двух теплоходов просто сломался.

4) Собственно, непогода на Курилах появляется очень часто. Зимой холодно, летом прохладно, но всегда влажно - либо снег по пояс, либо туманы, морось, дожди и тайфуны. Пусть средняя температура самого холодного месяца, февраля, - минус 7 градусов - не кажется цветочками, поскольку всегда дуют сильнейшие ветра. На островах творится климатический кавардак : в Южно-Курильске может идти дождь, а уже в 13 километрах от города светит солнце, потом снова дождь, и вот на 17-м километре снова солнце!

5) На всех Курилах мы насчитали только пять отелей. Гостиница "Айсберг" (3 номера), "Восток" (11 номеров), "Флагман" (7 номеров) - на Кунашире, гостиницы "Остров" (11 номеров) и "Итуруп" (38 номеров) - соответственно, на Итурупе. Итого - всего 70 номеров! Стоит это удовольствие около 3 тыс. рублей за двухместный номер. Местные же советуют всегда узнавать, есть ли свободные номера в российско-японском доме дружбы в Южно-Курильске. Во время приезда на Кунашир японских туристов номера русским не сдаются. Приоритет отдаётся иностранцам.

Курилы и Япония

6) Японию видно практически из окна. Есть несколько наиболее выгодных локаций - на Кунашире на 13-м и на 17-м километрах с побережья лучше всего можно разглядеть японскую землю. Но погода должна быть ясной.

7) Везде на Курильских островах проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а практически всё тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива - хорошее место для археолога или просто коллекционера!

8) На Кунашире можно посетить японский склад левых сапог (точнее, то, что от него осталось). Почему именно левых сапог, а не пары? Это связано с тем, что в японской армии правые и левые сапоги хранились отдельно во избежание воровства, а ещё чтобы ими не смог воспользоваться противник, если обнаружит склад.

Курилы и природа

9) Курилы - это в первую очередь вулканы! На островах около 160 вулканов, 40 из которых - действующие. Только вслушайтесь в их названия: Стокап, Богдан Хмельницкий, Чирип, Буревестник, Демон, Иван Грозный, Медвежий, Мачеха, Дракон, Ермак, Кудрявый, Меньшой брат.

10) Ещё Курилы - это уникальная флора и фауна. Здесь вместо травы растёт бамбук вдоль дорог, а рядом с елью можно увидеть шелковицу и магнолию. Курильский бамбук, кстати, достигает 3,5 метров. И повсюду россыпь ягод - морошка, брусника, голубика, черника, костяника, княженика, китайский лимонник, красника и другие.

11) На Курилах можно запросто столкнуться с медведем. Одним из самых медвежьих краёв считаются окрестности вулкана Тяти Кунашира.

12) Курильские острова - это родина кошачьей породы курильский бобтейл. Оттуда в конце XX века курильский бобтейл был завезён на материк. Отличительная черта породы - это короткий хвост, как его ещё называют - хвост-помпон.

Курилы и курильчане

13) Почти у каждого курильчанина есть автомобиль. Чаще всего это японские джипы. Но на островах нет ни одной заправки! Жители заказывают бочки с топливом из Южно-Сахалинска или Владивостока. Только в этом году к 1 октября местные власти Итурупа пообещали организовать первую АЗС.

14) Дома на Курильских островах почти все двух- и трёхэтажные. Пятиэтажки уже считаются высотками, и они скорее редкость. Всё из-за высокой сейсмичности региона.

15) Отпуск у курильчан "северный" - 62 дня в год, а ещё для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом - в среднем за год туда с Курил ездит около 400 человек (всего на Курилах живет чуть более 19 тыс. человек).

16) Курильчане - люди открытые и добрые, так отзываются о них побывавшие на островах путешественники. Если вы турист, то без внимания и интереса со стороны местных людей вы не останетесь, вас обязательно спросят о вашей жизни и расскажут про свою, порекомендуют посетить уникальные достопримечательности, а иной раз и вызовутся сами доставить вас до них.

В подготовке материала принимали участие местные жители, туристы и туркомпания RussiaDiscovery.

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Что же такого в этих Курилах, что за них так бьётся Япония? Давайте посмотрим на жизнь на островах с обычной человеческой точки зрения.

1) Для посещения Курильских островов нужно специальное разрешение, поскольку это пограничная зона. Выдаётся оно в пограничном управлении ФСБ Южно-Сахалинска. Нужно прийти в будний день с 9:30 до 10:30 с паспортом и его копией, и только на следующий день вы получите пропуск. Так что любому путешественнику придётся на один день задержаться в городе.

2) Планировать маршрут по Курилам - совсем не то же самое, что расписать свой путь по Европе. Давайте разберёмся. Всего 56 островов, из них наиболее популярные - Кунашир и Итуруп. Добраться до них можно только двумя способами, и оба не из простых. На самолёте: из Южно-Сахалинска до Курильска (остров Итуруп) или из Южно-Сахалинска до Южно-Курильска (остров Кунашир). По понедельникам и четвергам рейсов нет в принципе, а билеты нужно покупать за несколько месяцев, иначе просто всё уже будет раскуплено. На теплоходе: отправляется из города Корсаков Сахалинской области всего два раза в неделю. В пути - от 18 до 24 часов. Но купить билеты можно только непосредственно в кассах на Сахалине и на Курилах, никакой онлайн-продажи нет. Так что чаще всего их разбирают местные жители.

3) На Курилах можно застрять надолго, просто потому, что вы не сможете вернуться на материк. В плохую погоду не ходят теплоходы и не летают самолёты. Местные даже шутят, что аэропорт Кунашира построен в месте, где как раз чаще всего бывают туманы и облачность. И речь идёт не о задержке рейса на пару часов. Есть вероятность провести на Курилах лишнюю неделю-другую. Паромное сообщение тоже ненадежно. Этим летом один из двух теплоходов просто сломался.

4) Собственно, непогода на Курилах очень часто. Зимой холодно, летом прохладно, но всегда влажно - либо снег по пояс, либо туманы, морось, дожди и тайфуны. Пусть средняя температура самого холодного месяца, февраля, - минус 7 градусов - не кажется цветочками, поскольку всегда дуют сильнейшие ветра. На островах творится климатический кавардак: в Южно-Курильске может идти дождь, а уже в 13 километрах от города светит солнце, потом снова дождь, и вот на 17-м километре снова солнце!

5) На Курилах есть пять отелей. Гостиница «Айсберг» (3 номера), «Восток» (11 номеров), «Флагман» (7 номеров) - на Кунашире, гостиницы «Остров» (11 номеров) и «Итуруп» (38 номеров) - соответственно, на Итурупе. Итого - всего 70 номеров! Стоит это удовольствие около 3 тыс. рублей за двухместный номер. Местные же советуют всегда узнавать, есть ли свободные номера в российско-японском доме дружбы в Южно-Курильске. Во время приезда на Кунашир японских туристов номера русским не сдаются. Приоритет отдаётся иностранцам.

Курилы и Япония

6) Японию видно практически из окна. Есть несколько наиболее выгодных локаций - на Кунашире на 13-м и на 17-м километрах с побережья лучше всего можно разглядеть японскую землю. Но погода должна быть ясной.

7) Везде на Курильских островах проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а практически всё тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива - хорошее место для археолога или просто коллекционера!

8) На Кунашире можно посетить японский склад левых сапог (точнее, то, что от него осталось). Почему именно левых сапог, а не пары? Это связано с тем, что в японской армии правые и левые сапоги хранились отдельно во избежание воровства, а ещё чтобы ими не смог воспользоваться противник, если обнаружит склад.

Курилы и природа

9) Курилы - это в первую очередь вулканы! На островах около 160 вулканов, 40 из которых - действующие. Только вслушайтесь в их названия: Стокап, Богдан Хмельницкий, Чирип, Буревестник, Демон, Иван Грозный, Медвежий, Мачеха, Дракон, Ермак, Кудрявый, Меньшой Брат.

10) Ещё Курилы - это уникальная флора и фауна. Здесь вместо травы растёт бамбук вдоль дорог, а рядом с елью можно увидеть шелковицу и магнолию. Курильский бамбук, кстати, достигает 3,5 метров. И повсюду россыпь ягод - морошка, брусника, голубика, черника, костяника, княженика, китайский лимонник, красника и другие.

11) На Курилах можно запросто столкнуться с медведем. Одним из самых медвежьих краев считаются окрестности вулкана Тяти Кунашира.

12) Курильские острова - это родина кошачьей породы курильский бобтейл. Оттуда в конце XX века курильский бобтейл был завезён на материк. Отличительная черта породы - это короткий хвост, как его ещё называют - хвост-помпон.

Курилы и курильчане

13) Почти у каждого курильчанина есть автомобиль. Чаще всего это японские джипы. Но на островах нет ни одной заправки! Жители заказывают бочки с топливом из Южно-Сахалинска или Владивостока. Только в этом году к 1 октября местные власти Итурупа пообещали организовать первую АЗС.

14) Дома на Курильских островах почти все двух- и трёхэтажные. Пятиэтажки уже считаются высотками, и они скорее редкость. Всё из-за высокой сейсмичности региона.

15) Отпуск у курильчан «северный» - 62 дня в год, а ещё для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом - в среднем за год туда с Курил ездит около 400 человек (всего на Курилах живет чуть более 19 тыс. человек).

16) Курильчане - люди открытые и добрые, так отзываются о них побывавшие на островах путешественники. Если вы турист, то без внимания и интереса со стороны местных людей вы не останетесь, вас обязательно спросят о вашей жизни и расскажут про свою, порекомендуют посетить уникальные достопримечательности, а иной раз и вызовутся сами доставить вас до них.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Правила перелета с грудным ребенком
Исаакиевский собор (35 фото) Что обязательно нужно посмотреть туристам
Изображение исаакиевского собора