Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кикимора. кикимора болотная — кто она. Кикимора - тайны мира.загадки планеты Излюбленные места обитания кикимор

Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены .

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору , тогда она обязательно ответит, но только стуком.

Способности

Кикиморы обладают способностью становиться невидимыми, умеют быстро перемещаться и хорошо видеть на большом расстоянии. Так же кикиморы видят страхи людей, они всегда безошибочно определяют то, чего больше всего боится человек, и посылают именно этот кошмар в сон.

Враги

Врагами кикимор являются домашние животные: кошки и собаки. Если они сумеют дать кикиморе отпор однажды, то она будет всячески избегать этих животных, но если кикиморе удалось одержать верх, то она так и будет мучить живность.

Как бороться?

Кикиморы могут появится в доме двумя путями: естественно и наслано. Если кикимору на дом «наслали», то необходимо найти в доме куколку кикиморы (с помощью которой и призвали кикимору в дом) и сжечь ее. Если же кикимора появилась естественным путем, то бороться с ней нет смысла, больших неприятностей она не причинит, достаточно приструнить кикимору , когда она чересчур расшалится. Боится кикимора каленого железа и огня, а задобрить данного злого духа можно, если помыть полы и посуду в доме настойкой корня папоротника. Чтобы кикимора не таскала соль или посуду, ее оплетают ветками можжевельника. Совсем изгнать самовольно поселившуюся в доме кикимору можно лишь с помощью специального заговора. В доме необходимо подмести полы веником из полыни, приговаривая:

«Ах, ты гой еси, кикимора ,

выходи из горюнина дома скорее,

а не то задерут тебя калеными прутьями,

сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют.

Будьте, мои слова, крепки и лепки,

крепче камня и булата.

Ключ моим словам в небесной высоте,

а замок в морской глубине, на рыбе на ките;

и никому эту кит-рыбу не добыть,

и замок не отпереть, кроме меня (имярек)».

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Мифологический образ

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar .

Внешний вид и описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже - в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».
Пословицы
Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов.
Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.
У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.

Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».

Народный календарь
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.

В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.
Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов.
Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.КИКИМОРА

(Шишимора) - дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения - курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое - выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова - с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее время сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по ночам маленьких ребят, невидимо перемывают кринки и оказывают разные услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «- Га! - прыснул тонкий голосок,- ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи!.. - Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказки»). «В заколдованных болотах там кикиморы живут,/Защекочут до икоты и на дно уволокут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)

17 марта по народному календарю отмечается день Герасима-грачевника – это единственный день в году, когда по русскому народному поверью из дома можно выгнать злой дух – кикимору, еще известную в народе как кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, шмышка, игонь.

По церковному календарю это день памяти преподобного Герасима из Ликии и преподобного Герасима – первого Вологодского чудотворца. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, поэтому и получил такое народное название – день Герасима-грачевника. Про этот день существовало поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит» .

Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями. К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах – домовых, русалках, леших, кикиморах. Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.

Кикимора – одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда – неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу . Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.

Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего – звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.

Слово «кикимора» – сложное и состоит из двух частей. «Кики» – имеет значение «крик», а «мора» – имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».

Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.

Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.

В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.

Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.

Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» – камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.

Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.

При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:

Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой.
Слово мое твердое. Аминь.


Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.

По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья – отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.


Легенда o Кикиморе:

По мифологическим представлениям восточных славян - злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора - это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора - жена домового.

Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее - недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте - в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора - беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого - всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» - камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника - кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое. Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4 марта по старому стилю) знахаря и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью, чтоб она и дорогу к дому забыла!

Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.


Пpо кикимоp По старо-русским преданиям кикиморами (жен) и кикимрами (муж) называ...

Пpо кикимоp

По старо-русским преданиям кикиморами (жен) и кикимрами (муж) называются духи низшего порядка, принадлежащие к категории домашних духов. Кроме того, у древних славян "кикимВра" была ночным божеством сонных мечтаний. Однако в большинстве своем кикимрами и кикиморами называют некрещеных или проклятых во младенчестве (или до и в момент рождения) матерями нежеланных сыновей и дочерей, которых как следствие этого уносят черти к колдунам, которые сажают их к кому-нибудь в дом.

Кикиморы хотя бывают в обчном состоянии невидимыми, но с хозяевами могут при необходимости говорить и обыкновенно по ночам прядут, если у них нет какихлибо злых намерений, хотя последнее случается в большинстве случаев. Они если и не делают живущим в доме вреда, то производят такой шум, которым пугают и беспокоят всех живующих в доме.

Существует поверье, что некоторые плотники или печники, в отместку тому заказчику, который долго не отдает заработанных денег, сажают к нему кикимор в дом, отчего происходит "такой силы шум и разного рода дурачество невидимой силы, что хоть беги из дома". (с) "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Hо как только заказчик расчитается, все это прекращается само собой.

Кроме того, к данной категории духов относят также шишимор и шишиг, которые относятся к категории беспокойных духов, старающихся созорничать над человеком, в то время, когда тот торопится и что-то делает без молитвы. Сюда также относится "шош" - безрукий и безногий невидимый дух, который "тоже признается большим озорником, которому некоторые суеверы клали за столом лишнюю ложку и кусок хлеба". (с) Там же.

Как правило, появление кикимор в доме связано прежде всего с так называемым покиданием дома домовым духом - т.е. домовым. Происходит это либо по усмотрению самого духа, что бывает крайне редко,- т.к. домовые привязываются к своим местам обиталища и покидают их кратковременно в основном только в период "женитьбы",- либо это может происходить как результат направленных действий человека - хозяина дома, которому домовой чем-то не угодил,- например когда он начинает слишком сильно проявлять свое присутствие - сидеть на ногах и на груди у спящих, шуметь посудой и т.д. в том же духе. Для этих целей существует специальный обряд, подробности которого я здесь описывать не буду, в результате чего домовой покидает свое место жительства и уходит из дома. "Упросить" его вернуться или же "пригласить" нового "хозяина" бывает крайне сложно, хотя есть свидетельства, что некоторым это удавалось. Однако далеко не факт, что новый хозяин будет вести себя хорошо (образно), т.к. бездомные домовые, которые могут вселиться подобным образом, обыкновенно дики и относятся к низшей категории данной группы духов, причем они далеко не всегда в состоянии полноценно выполнять те обязанности, которые обычно свойственны домовым, по причине своей (условно) ужербности в том или ином плане, и как результат - далеко не всегда могут дать отпор враждебным духам, а зачастую и просто соседствуют с ними в доме. Как результат,- настоятельно рекомендую беречь своих "хозяев" и угождать им,- они воздадут за любое пусть и небольшое добро к себе сторицей.

Как правило уход домового знаменуется сильным хлопком входной двери в полночь, который раздается даже тогда, когда дверь заперта на ключ. Как результат, дом оказывается никем не занятым и становится следствием этого привлекательным местом для "вселения" кикимор или иных зловредных духов, от которых обычно дом надежно охраняется домовым духом. В результате "вселения", в доме начинают твориться самые разнообразные вещи,- двигаются сами по себе предметы, кухонная утварь, веники и метлы, а домашние животные ведут себя очень подавленно и предпочитают не покидать раз облюбованного и кажущегося им безопасным места,- так называемую "точку силы", если использовать терминологию КК. Кикиморы крайне агрессивно ведут себя по отношению к маленьким детям, часто по ночам крадут их во сне из колыбели и уносят, а детей более старшего возраста просто сживают со свету всевозможными щипками, затрещинами и т.д. в том же духе. Соответственно существует также целая процедура "выселения" кикиморы, однако дом так и остается после этого никем из духов не защищенным, т.к. ни один домовой по преданию уже не поселится в то место, которое было отмечено кикиморами.

Чисто визуально эти существа выглядят как небольшого роста скрюченные старухи, с крайне сморщенной кожей на лице, отличающегося уродливыми чертами, и горящими голубоватым, зеленым, но в большинстве случаев красным, светом глазами. Волосы у них длинные, спутанные до состояния колтуна, и доходят до земли. Соответственно характер,- хуже некуда, что и описывалось выше. Руки и пальцы как правило напоминают высохшие искривленные тонкие веточки с узловатыми шишечками в районе суставов.

Одни возвращаются, другие уходят. Помимо того, что "Герасим-грачевник грача на Русь ведет", он еще одновременно и прогоняет с оной Руси кикимору. Сегодня чуть ли не единственный день в году, когда страдающие от нашествия кикимор могут изгнать их со своих квадратных метров. Спешите!

Пожалуй, что такое кикимора, нынешний россиянин знает еще хуже, чем гнездовья грачей. Тем временем, полезно узнать, что это за пакостная тварь и как от нее нужно избавиться. Ведь это можно сделать лишь раз в году. Следовательно, не стоит упускать шанс.

Этимология слова "кикимора" неясна. Предполагается, что первая часть — звукоподражательная, от слова "кикать". Этимологический словарь Фасмера находит аналог в литовском — kaukas ("домовой", "гном"). Вторая восходит к "мора/ мара" — нечистый дух, призрак, наваждение (смотрите английское nightmare, французское cauchemar, от которого, собственно, пошло русское "кошмар"). Словарь Фасмера приводит и другие родственные слова: болгарские — мора, морава ("ночной кошмар"); сербохорватское — мора ("домовой, кошмар"); словенское — mora; чешское — murа ("ночная бабочка", "ночной кошмар"); польские — mоrа, zmora, mara ("кошмар"); верхнелужицкое — murava; нижнелужицкое — mоrаvа.

Родственны, вероятно, латинское marnities ("навязываться"), ирландское Морриган (одно из кельтских божеств). Также кикимор называют "шишимора" ("шиш", "жиж" — корни, обозначающие нечистую силу, отсюда заклинательное "а вот шиш тебе") или, иносказательно, например, "соседка" (подобными эвфемизмами у шотландцев и англичан обозначаются фейри — "добрые соседи"). С той разницей, что, в отличие от фейри, кикимора — соседка далеко не добрая, да и выглядит далеко не так симпатично.

Первые приметы кикиморы — странная одежда, лохмотья, нелепый наряд (отсюда сравнение — "что ты вырядился, как кикимора") и нелюдимое, хмурое, злое выражение морды (поэтому хмурых людей называли "кикиморами"). Зачастую кикимору считают женой домового, но лично у меня это вызывает большие сомнения. "Одомашненность" кикиморы явно исторически не такая давняя — куда более прочно она ассоциируется с болотами. В этом случае она описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, обросшей шерстью. Она обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Кикимора такого рода описана у Алексея Толстого в "Русалочьих сказках".

Когда кикиморы стали переселяться в человеческие дома — сложный вопрос. Судя по тому, что кикимора появляется в основном в севернорусских сказках, причем не таких уж давних (рецепты изгнания кикимор восходят к XVIII веку), это произошло, можно сказать, "вчера" — каких-нибудь лет триста-четыреста тому назад, в связи с активным освоением русскими переселенцами территорий, ранее занятых финно-угорским и балтским населением. (Отметим, что С. Максимов отмечает представления о кикиморе, например, у обруселых коми-пермяков.)

Взаимодействовать с местными духами переселенцы не умели (несмотря на славянское название, кикиморы явно не славянского происхождения), а широкая сельскохозяйственная деятельность, сведение лесов и т.д. выгоняли кикимор из привычных мест обитания, заставляя переселяться в жилье. И вот чем, собственно, они в этом жилье занимались.

Как сообщает И.П. Сахаров, кикиморы в народном представлении появляются из незаконнорожденных детей, проклятых матерями еще в утробе, мертворожденных или убитых после рождения. Скитаясь по свету, эти духи выискивают себе подходящее жилье и поселяются там за печкой. У кикиморы голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Переселившись в жилье, кикиморы обзаводятся одеждой — в отличие от болотных, запечная кикимора обычно описывается, как одетая в сарафан и платок. Заметим, однако, что кикимора далеко не всегда женского пола. У Даля, например, "кикимора" — мужского рода ("кикимора вошел").

Но, независимо от пола, кикиморы любят заниматься прядением и ткачеством, а также баловаться по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвать пряжу). Если кикимора дотронулась ночью до оставленной работы, ее потом трудно закончить — скажем, рубашку придется распарывать и шить заново, потому что шов будет ложиться неровно. (Те, кто работает на компьютере, будьте бдительны! Не оставляйте ваши рабочие файлы открытыми на ночь!)

Тесная связь кикиморы с пряжей и другими рукоделиями (ее почти всегда видят с веретеном) заставляет многих исследователей заподозрить в ней остатки культа Мокоши. В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний кикимору так и называли — "мокушей" или "мокошей" ("Русская мифология. Энциклопедия". — М., Эксмо, 2007). Заметим также, что нитки она прядет "наоборот", не в ту же сторону, что люди. По идее, узел платка тоже должен быть странным, но вряд ли кто-то так внимательно присматривался к кикиморам.

Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам, щипает и тормошит маленьких детей, чтобы они плакали, может душить хозяев. Это беспокойная нечисть, которая может и вовсе выгнать хозяев из дома. "Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи, — живописует бедствия от кикиморы Сахаров. — Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.

Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой…"

По современным городским быличкам (где кикимору чаще называют "полтергейстом"), она изводит хозяев стуком по ночам, звуками шагов, скрипом мебели, сыростью, повышенной влажностью в квартире, звуком падающих капель и т.д. Из того, что кикимор чаще всего видели на Святках, можно предположить, что в человеческом жилье они обитают главным образом в холодное время года, с наступлением весны перебираясь обратно на болота или в лес. Интересно также, что, по некоторым поверьям, кикиморы так легки, что если выходят на улицу, их может унести малейший порыв ветра. Возможно, именно так они и расселяются с места на место — с ветром, как паучки на паутине.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире