Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Народы живущие на алтае. Алтайцы — как народность. Коренные жители Алтая. Южные и Северные алтайцы

Численность алтайцев — свыше 68 тысяч человек (1989 год), в т. ч. почти 60 тысяч проживают в Республике Алтай . Предки — тюркоязычиые племена теле и тюкю. В XIII, XV—XVIII вв. в этногенезе алтайцы приняли участие монголоязычные племена, потомки некоторых вошли в состав Алтая, в качестве родов (найман, дербет, могол, чорос).

Современные алтайцы

Современные алтайцы. Фото.

Современные алтайцы говорят на различных диалектах алтайского языка, относящегося к восточной ветви тюркских языков. В середине XIX века глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

Северные и южные алтайцы

В эгнографии отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. — телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары — в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша), челканцы — реки Лебедь и Байгол, кумандинцы — по Бии (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края). Расселение южных: теленгиты — в бассйне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по рекам Большому и Малому Бача (Беловский район Кемеровской обл.).

Алтайцы заметно различаются по антропологическим признакам, а до нач. XX в. — по роду хозяйсвенной деятельности. Северные алтайцы (устарев, «черновые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни алтайцев их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устар. «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросит, каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

Вера алтайцев

Традиционной религией алтайцев был , поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.

Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость. Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.

Казахстан
221 чел. (перепись 2009 г.) или 500 (оценка)

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

Алта́йцы - обобщенное название тюркоязычных название народов Алтая,таких как телеуты,теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай .

Этнические и этнографические группы

Выделяются две этнографические группы алтайцев:

  • Южные алтайцы (алтай-кижи) или собственно алтайцы , говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойратским). Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков .

До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «алтайские татары», оно употреблялось наряду с названием «алтайцы».

  • Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке . Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков . По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков .

В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары .

Между южными и северными алтайцаим существуют очень резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии.

Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка (в двух вариантах - собственно алтайском и телеутском), разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.

Численность

В прошлом у алтайцев существовал Обряд воздушного погребения .

Примечания

  1. Перепись 2002 г. (в отличие от предыдущих переписей в СССР) в состав алтайцев не включала кумандинцы (3114 чел., 2002 г.), телеуты (2650 чел.), теленгиты (2399 чел.), тубалары (1565 чел.), челканцы (855 чел.). С ними численность алтайцев составляет 77 822 чел. (2002 г.). С челканцами, тубаларами и теленгитами (которые по переписи 2010 г. включены в состав алтайцев как их субэтносы) - 72 058 чел. (2002 г.).
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. Перепись 2010 г. в состав алтайцев включила следующие народности: теленгиты (3712 чел.), тубалары (1965 чел.), челканцы (1181 чел., 2010 г.; то есть собственно алтайцев 67 380 чел.); но не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (2892 чел., 2010 г.), телеуты (2643 чел., 2010 г.). С ними численность алтайцев составляет 79 773 чел. (2010 г.)
  4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  5. С кумандинами , телеутами , теленгитами , тубаларами , челканцами
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  7. Алтайцы (2)
  8. По переписи 1989 г. в Казахстане было 689 алтайцев ()
  9. Алтайцы (1)
  10. Алтайцы // Тува: словарь культуры / сост. С. В. Маркус. - М.: Академический проект, 2006. С. 37. - ISBN 5-8291-0757-0
  11. В Горном Алтае вышел сборник статей о черневых татарах | Новости Горного Алтая
  12. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А.П. Окладников. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.

Ссылки

  • Алтайцы - общая информация о этнической группе, исторические моменты и важнейшие события.

Литература

  • Алтайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
  • Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А.П. Окладников. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.
  • Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого / Под ред. А.А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с. Библиогр.: с. 270 (21 назв.).

Россия - многонациональное государство, регионы которого представлены территориями, уникальными с точки зрения культуры, природы, и во многом - в аспекте уважительного и мирного сосуществования разных народов. В числе таковых - Республика Алтай. Каковы наиболее примечательные этапы истории региона? На чем основана его экономика? Каковы особенности культурного развития Алтая сегодня?

Административно-политическое устройство Республики

Административно-политическую структуру региона формируют 10 районов, каждый из которых делится на муниципалитеты, а также столица Республики Алтай. Эта система организации власти достаточно схожа с моделями управления, реализованными в других национальных республиках РФ. Столица субъекта - город Горно-Алтайск.

Каждое из муниципальных образований, формирующих административно-политическое устройство Республики, обладает собственным Уставом, который в обязательном порядке регистрируется Правительством. Главы МО избираются посредством прямого голосования. Уставы большинства МО включают положения, по которым глава МО возглавляет также и исполнительный орган соответствующего территориального образования. Вместе с тем, возможен вариант, при котором ключевая политическая фигура муниципалитета может быть главой законодательно-представительной структуры. Так, например, в Шебалинском районе человек, занимающий должность главы данного МО, является также и председателем Совета Депутатов. Руководитель Усть-Коксинского района, в свою очередь, возглавляет не только соответствующий представительный орган, но также и Администрацию МО. Аналогичная модель действует в Чемальском районе Республики.

Таким образом, структура политической власти данного субъекта федерации в целом схожа с моделями, принятыми в других российских регионах. Поэтому, изучив основные ее моменты, перейдем к исследованию национальных и культурных особенностей Республики, которые, в свою очередь, во многих аспектах уникальны.

Национальный состав

В числе самых многонациональных регионов России - Республика Алтай. Язык коренного населения лингвисты относят к группе тюркских. Он, наряду с русским, - один из двух официальных в субъекте федерации. Алтайцев в Республике - порядка 31 % населения. Большинство, около 60 %, составляют русские. Заметна доля казахского этноса - порядка 6 %. Кроме того, на этой земле проживает большое количество этнических украинцев и немцев.

Алтайцы - коренной народ Республики

История Республики Алтай интересна прежде всего с точки зрения развития коренного этноса. Рассмотрим основные этапы этногенеза алтайцев, а также их социальных и культурных коммуникаций с другими народами. Фактически, алтайцы - это собирательное название нескольких племен, говорящих на тюркских языках. Самые крупные народности - это телеуты, тубалары, урянхайцы, шорцы, теленгиты, а также этнос, называемый так же, как и титульный в Республике - алтайцы, однако отличающийся от других, родственных ему. Есть более сотни субэтнических групп, называемых сеоками. Принадлежность к ним определяется, как правило, родословной человека. Общаются алтайцы на разных диалектах. Язык коренного этноса Республики относится к киргизо-кыпчайской подгруппе тюркских наречий.

Происхождение алтайцев

Этногенез алтайцев разнится в зависимости от конкретной территории региона. Северные народности, населяющие республику, появились в процессе контактов племен самодийского, угорского, тюркского, а также кетского происхождения. Потомками этих этносов считаются тубалары. В свою очередь, на юге происходило взаимодействие между тюркскими и монгольскими племенами. Так появились, к примеру, теленгиты и телеуты. В связи с тем, что алтайские народы севера и юга имеют разное происхождение и в силу отсутствия крупных транспортных путей взаимным образом активно не контактировали, долгое время между ними сохранялись значительные отличия в языковом, культурном, социальном аспектах. А в советское время произошла заметная консолидация этноса.

Вместе с тем, как отмечают некоторые исследователи, многие алтайцы в первую очередь идентифицируют себя не столько как жителей региона и титульной нации, сколько как принадлежащих к конкретному этносу, сеоку или роду. Второй, считают этнографы, по значимости критерий - язык, а также семейные и религиозные традиции, мировоззрение предков. Также, отмечают исследователи, для алтайцев важен географический фактор, т. е. место конкретного проживания, характерная для него социальная среда.

Современная культура коренного народа

Особенно активно процессы, отражающие рост единого национального самосознания алтайцев разного генетического происхождения, стали происходить в 80-х годах прошлого века. Собственно, этот тренд, как считают некоторые исследователи, во многом предопределил факт объявления в 1991 году властями данного субъекта государственного суверенитета в тех границах, которым соответствует современная Республика Горный Алтай. Получил официальный статус язык коренного этноса. Были законодательно закреплены национальные праздники, такие как, например, День независимости, отмечаемый 3 июля, или фольклорный фестиваль Эл-Ойын. В ходе процессов, отображающих рост национального самосознания алтайцев, был восстановлен один из ключевых исторических социальных институтов народа - совет родовых старейшин, или зайсанов. Сейчас их роль в общественном развитии Республики оценивается как исключительно важная, дополняющая официальные структуры власти.

Не последнее место в развитии алтайского этноса занимают миграционные процессы. В разные исторические периоды коренные народы региона передвигались между горами и равниной. Если в годы советского освоения, как считают некоторые исследователи, коренные народы могли тяготеть к переселению в горы, то сейчас этнос начинает воспринимать себя как часть гражданского сообщества, проживающего в расположенных на равнине городах. Ключевую роль в этом направлении играет столица Республики - во многом потому, что после кризисного периода 90-х здесь остались более или менее значимые, с экономической точки зрения, инфраструктурные ресурсы.

Алтайцы и русские

История Республики Алтай также интересна в аспекте взаимодействия коренного и русского народов. Оба этноса сосуществуют на общей территории, традиционно поддерживая мир во взаимоотношениях. Культурная жизнь Республики насыщается как мероприятиями, так и русскими гуляниями. Некоторые из праздников разных народов характеризуются тесной культурной близостью. Так, например, национальный праздник Дыылгаяк очень похож на русскую Масленицу.

Как отмечают исследователи, активное взаимодействие алтайских народов с русскими началось в 17 веке. При этом примерно до середины 18 века значительная часть территории современной Республики входила в состав Джунгарского ханства, с которым у Российской Империи взаимоотношения были не самые дружеские. Данное обстоятельство являлось, как полагают историки, значительным барьером для дальнейших контактов русских с коренными этносами региона. Вместе с тем, алтайцы жили в не самых благоприятных социально-политических условиях. Их окружали преимущественно враждебно настроенные монгольские и китайские племена. В результате, алтайские зайсаны - в то время их статус в национальных сообществах был близок к тому, которым обладали русские князья - попросили царя о подданстве. Так, 2 мая 1756 года, алтайские территории вошли в состав Российской Империи. С конца 18 века коренные этносы региона стали особенно взаимодействовать с русскими соотечественниками. Жителей европейской части Империи, переезжающих на новые территории, привлекала, как считают исследователи, перспектива освоения пахотных земель. Вместе с переселенцами на Алтай приезжали служители русской православной церкви, занимавшиеся миссионерской работой.

Одним из примеров единения русских и коренного народа региона можно считать гимн Республики Алтай. Он уникален тем, что представлен в двух версиях - на национальном языке и на русском. Однако второй его куплет написан только на алтайском. Официально гимн Республики Алтай был принят сравнительно недавно, в 2001 году. Эта патриотическая песня, как полагают исследователи, во многом свидетельствует о значении и влиянии многовековой дружбы двух народов на их совместное мирное и дружное сосуществование, а также на дальнейшие перспективы развития Республики Алтай в социально-политическом и культурном плане.

Столица

Чем интересна столица Республики Алтай? Рассмотрим основные факты. Расположен Горно-Алтайск на северо-западе Республики, на территории муниципального образования Майминский район. Население города - более 61 тыс. человек. Официальная история Горно-Алтайска, как считают некоторые исследователи, ведется с начала 19 века. В то время на месте будущей столице располагалось небольшое поселение, основанное одним из коренных этносов региона, телеутами. Вместе с тем, есть подтвержденные археологами сведения, что в районе Горно-Алтайска люди проживали с древнейших времен.

Активно осваиваться будущая столица Республики Алтай стала с 20-х годов 19 века. В частности, в 1824 году сюда стали переезжать поселенцы из Бийска. Ими было основано село, название которого на одном из коренных языков звучит как Улала. Оно вошло в состав Бийского уезда Томской губернии. Развитие села, как считают историки, было связано главным образом с деятельностью Алтайской духовной миссии. В последущие десятилетия в Улала стали переезжать купцы, после чего населенный пункт становится значимым торговым центром Бийского уезда.

В 1917 году произошла революция, и к власти пришли Советы. Было принято решение образовать на территории, где располагалось село Улала, Бийск и ряд других, расположенных в регионе, населенных пунктов, а также Ойротскую автономную область. В 1922 году Улала стала его административным центром, а в 1928 населенный пункт получил статус города. В 1932-м он был переименован в Ойрот-Тура. В 1948 году Ойротскую автономную область было решено переименовать в Горно-Алтайскую. Сменила название и столица. С того момента она называется Горно-Алтайском.

Горно-Алтайск: экономика

Рассмотрим, как Алтай организована в экономическом плане. В советский период Горно-Алтайск стал мощным индустриальным центром. Здесь располагались предприятия самых разных промышленных отраслей - строительной, машиностроительной, металлургической, пищевой, полиграфической. Функционировали мебельные и текстильные фабрики. Однако после распада СССР основная часть производств закрылась. Один из немногих оставшихся, которые сейчас играют ключевую роль в экономике города и в значительной мере влияют на развитие Республики Алтай, - завод железобетонных изделий.

Сейчас акцент в инвестировании в хозяйственную систему города ставится на туристической отрасли. Культура Республики Алтай имеет многовековую историю, фактически, она связывает несколько цивилизаций. Это делает регион привлекательным направлением в области этнотуризма. Идет активное развитие соответствующей инфраструктуры, необходимой для организации рекреационных сервисов. Строятся гостиницы, рестораны, открываются оздоровительные центры.

Туризм

Один из ключевых объектов города - урочище Еланда, расположенное неподалеку от Горно-Алтайска. Там создана крупная рекреационная зона. Здесь планируется строительство горнолыжного курорта, инфраструктуры для конного спорта, различного рода зимних видов отдыха. Инициативы, связанные с превращением региона в туристический центр, уже дают результат. Есть сведения, что, например, с 2010 года наблюдается устойчивый прирост туристического потока. Некоторые эксперты полагают, что в условиях сложной экономической обстановки, в которой пока что пребывает Россия, Республика Алтай вполне сможет начать привлекать туристов, привыкших к дорогим зимним курортам других российских регионов и зарубежных стран.

Алтай - уникальное место, и в плане географии, и с точки зрения многовекового развития и взаимного проникновения религий, культур, национальных традиций. Многие люди, побывавшие здесь, отмечают особую связь с природой - причем это ощущение гармонии с окружающим миром алтайцам каким-то образом удается передать другим, соседствующим с ними этносам, в том числе и приезжим. Республика Горный Алтай, несмотря на значительную степень индустриализации в советское время, обладает огромными территориями, которые не осваивались человеком. Там, в условиях чистейшей экологии, житель современного российского мегаполиса может на время забыть о насущных проблемах, отдохнуть от шумного города и суеты. Приезжайте в Горный Алтай!

Под термином «алтайцы» объединяются представители этногрупп малочисленных народов, проживающих на Алтае. В них входят: телеуты, тубалары, кумандинцы, теленгиты. Весь этнос делится на две подгруппы - южную и северную. Они имеют отличия в антропологии, разговаривают на разных языках. Все они составляют коренной народ Алтая, относящийся к тюркам.

Язык

Люди, живущие в южной части Алтая, говорят на южноалтайском языке, который ранее назывался ойротским. Их именуют алтай-кижи, что означает «алтайский человек». Также их раньше называли алтайские татары. К ним относятся теленгиты, телеуты. Их язык определяют в группу восточнокыпчакских. Вторая часть населения говорит на северноалтайском. В 19 веке они назывались черневыми татарами.

Где живут

Алтайский край географически расположен на склонах Алтае-Саянской горной гряды и на юго-восточной окраине Западно-Сибирской равнины. На его территории множество рек, озер, лесов и гор. Южные алтайцы заселяют побережье реки Катунь, берега Телецкого озера. Северные народы, к которым относятся кумандинцы, тубалары и челканцы, живут вблизи рек Лебедь, Бия, на северо-западе Телецкого озера.

Численность

Всего алтайцев насчитывается 80 800 человек. Подавляющая масса постоянно проживает в Республике Алтай, незначительное количество находится в Казахстане (около 500 человек), единицы живут в странах Средней Азии.

Внешность

Эту нацию причисляют к монголоидной группе. Алтайцы невысокие, со стройным телосложением. Представители разных этногрупп могут отличаться между собой, но у всех присутствуют следующие признаки:

  • смуглая кожа;
  • узкий разрез глаз;
  • жесткие черные волосы;
  • плоское лицо;
  • выдающиеся вперед скулы;
  • пухлые губы.

У женщин длинные волосы, о которых они очень заботятся. Девушки заплетают до семи кос. Вместо приветствия женщина дотрагивается до своей косы.

Одежда

Южные и северные алтайцы одеваются немного по-разному. У южан мужчины и женщины носят длинные рубашки, у которых нет воротника, свободные рукава. Их дополняют расширенные штаны, тканые или кожаные. Материал южные племена не ткали, а покупали готовый. На этот костюм надевают длинную шубу из овчинного меха. Верхняя одежа также свободного покроя, с широкими бортами. Причем мех располагается вовнутрь. Пуговицы отсутствуют, есть только широкий пояс. Алтайцы могут носить шубу не только в зимнее время, но и летом, так как климат в горах суровый. Чем выше в горы, тем холоднее. Также погода характеризуется сильными суточными перепадами. В теплую погоду на костюм надевается халат с расклешенным низом и широким воротником. Материал для него подбирают цветной, с яркими узорами.

У женщин есть дополнение к этому наряду. Поверх халата они надевают длинную накидку типа кардигана без рукавов. Она называется чегедек. Он имеет декоративное значение. Чегедек украшают вышивкой, национальными орнаментами. Головные уборы делают из ткани (летний вариант) и меха животных. Шапки цилиндрической или округлой формы, удобно сидящие на голове. Материалом служит мех сурка, выдры, барана. Для украшения головных уборов используют хвостики, вставки из меха контрастных цветов, ленты. Обувь - сапоги с высокими голенищами из мягкой тонкой кожи без каблуков.

Жители северного Алтая умели ткать, поэтому материал изготавливали самостоятельно. Сырьем служили растения (конопля, крапива). Из них делали нити, затем ткали холсты. Женщины шили костюмы, наподобие тех, что у южан: широкие свободные штаны и рубахи. Воротник, нижние края рукавов рубашки украшали цветной вышивкой. Поверх нижней одежды надевали длинный халат. Женщины носили на голове платок или мягкую тканевую шапочку с полями, мужчины - круглые меховые шапки. Охотничья одежда имела другой покрой. Мужчины надевали укороченную куртку из войлока, штаны из кожи или меха. Она украшалась орнаментом, кистями, шнурами. С приходом на Алтай цивилизации люди стали частично перенимать детали одежды у русских. Теперь алтайский костюм видоизменился. В нем присутствуют элементы городской одежды.

Шаманы носят немного другие костюмы. Поверху штанов и рубашки надевается длинная туника, ниже колен или до пят. Она богато отделана шнурками, бахромой, орнаментом, лентами. На голове - шапка или повязка с перьями, торчащими вверх. Ее украшают бусинками, пуговицами, стразами. Иногда из-за декоративных элементов не видно лица шамана. Также он имеет бубен и колотушку. Бубны делают из кожи, натянутой на деревянный круг. Поверхность разрисовывают узорами.

Жилище

Алтайские племена строили поселения на берегах рек и озер. Они состояли из нескольких домов, разбросанных по всему побережью. Существует несколько типов построек. Они представляют собой:

  1. Шатры (чумы).
  2. Юрты.
  3. Деревянные дома.

Самым старым типом жилья алтайцев является сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Его применяли еще в древности. Это распространенное жилище среди сибирских племен. Чадыр - коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера - диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года. Сейчас их часто строят в дополнение к деревянным, в качестве подсобных помещений, летней кухни. В настоящее время подобные постройки используют для экскурсий и проживания в них туристов. Некоторые владельцы гостиниц оформляют в таком стиле туркомплексы.

Другой вид жилища алтайцев - войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине 19 века). Основание постройки делали круглым, квадратным или многоугольным. Эти дома более теплые, чем чадыры, и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. Юрта имеет относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.

Вход расположен низко: чтобы войти, нужно нагибаться. Делают его, выходящим на восток. Такое расположение объясняется тем, что алтайцы верили в духов. Они одушевляли природные явления и наделяли их магической силой. При входе в дом человек, нагибаясь, совершает поклон. Этим самым он приветствует огонь, дающий людям тепло. Выходя из жилища, люди кланяются солнцу, принося восхваление светилу. В центре юрты находится очаг, обложенный камнями. Дым выходит в отверстие в крыше. Все помещение делится на две половины: мужскую и женскую.

Более поздние постройки представляют собой бревенчатые аилы. Их конструкция повторяет юрты. Деревянные дома имеют многоугольное или квадратное основание, к которому пристраивают конусообразную крышу. Изнутри она укрепляется балками. В современных домах отверстия в крыше нет. В центре комнаты устанавливают печь, дымоход от нее выходит через потолок наружу. Внутри находятся предметы быта алтайцев. У стены размещается лежанка или кровать. Есть несколько топчанов (табуреток), стол, сундуки для хранения вещей. На стенах можно увидеть ковры с национальными орнаментами. В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.


Жизнь

Внутри племени все люди делятся на роды. Каждый из них ведется по линии отца. Раньше в родах было наследственное право на владение охотничьими угодьями. Все жители поселения тесно связаны между собой общими занятиями, поэтому их отношения построены на поддержке, взаимопомощи. Семьи алтайцев моногамны. У них сохранилась традиция кражи невесты с получением выкупа родителями девушки. Свадьба празднуется два дня: первый в доме жениха, второй - у невесты.

Женщина

Отношение к женщине у алтайцев почтительное. Мужчина, женясь на девушке, принимает за нее ответственность. Священные обязанности жены - воспитание потомства, хранение семейного очага.

Мужчина

Мужчина - воин, добытчик, защитник. После рождения наследника устраивается праздник. Мужчины рода забивают баранов, приглашают на обед соседей. Представители сильной половины всегда главенствуют в доме. Отец с малых лет учит сыновей обращаться с конем, обучает верховой езде. Также мальчики выполняют обязанности по уходу за скотом, содержанию двора. Их с ранних лет берут на охоту, обучают разделке мяса.

Большое внимание алтайцы уделяют отношениям внутри рода, гостеприимству. Детям объясняют, как правильно вести себя с гостями, подавать им чай, угощения. Самый младший из сыновей продолжает жить с родителями, в то время, как старшие женятся и создают свои семьи. Он заботиться о них и поддерживает, пока родители не умрут.

Занятия

С целью получения пищи народ занимается ручным земледелием. На небольших участках земли выращивают ячмень и некоторые другие растения. Почва обрабатывается мотыгами. Также распространено собирательство. Женщины и дети отправляются в лес с целью поиска съедобных корешков, ягод, орехов. Основными занятиями алтайцев являются:

  • охота
  • рыболовство
  • полукочевое скотоводство

Также они занимались выплавкой металла, ковкой, изготовлением железных изделий. Традиционным видом декоративного творчества алтайских народов является художественная обработка бересты, дерева, кожи, войлока. Среди алтайцев были мастера-камнерезы, прославившиеся далеко за пределами своего края.


Религия

Основная религия алтайцев - тенгрианство. Они исповедовали культ Тенгри - обожествленного неба. Народ верил в то, что на небесном своде обитает Дух-хозяин, и поклонялись ему. Помимо него существует множество других духов, управляющих миром:

  1. Ульгень - верховное божество, создавшее весь мир, грозоносец.
  2. Эрлик - правитель царства мертвых.
  3. Суг ээзи - хозяин воды.
  4. Алтай ээзи - покровитель охотников.
  5. Таг ээзи - дух горы.

Имели место жертвоприношения, в которых богам подносили лошадей. Их мясо съедали жрецы, а шкуры клали на алтарь. Племена поклонялись огню, солнцу, воде, горам, лесу и другим проявлениям природы. В случае неповиновения духам, они могли разозлиться, и тогда охотник оставался без добычи, что влекло за собой опасность умереть голодной смертью. Существует обряд кормления огня. Это своего рода жертвоприношение с целью задобрить его дух. В огонь кидают небольшие куски мяса, орошают его молоком. Алтайцам запрещено сжигать на костре мусор, перешагивать через него, плевать в огонь.

Очень сильным считался дух воды. Источники, находящиеся в горах Алтая, обладают многими целебными свойствами. Народ приписывает им магическую силу. Вода из таких источников может даровать бессмертие. Горные озера - любимое место таг ээзи. Многие из них находятся в недоступных для человека местах. Поэтому они отличаются целомудренной чистотой.
У каждого рода имеется собственная гора, которая представляет собой священное место. Это вместилище жизненной энергии, которая отвечает за сохранность семей, обеспечивает их силой. У горы есть имя, но его нельзя произносить вслух, чтобы не разгневать духа. Женщины рода, прежде чем приблизиться к этому месту, должны покрыть голову платком, а восходить на нее им запрещено.

Кроме добрых, существуют злые духи, которые могут вредить людям. Это алмысы, которые являются в образе маленьких белых человечков, и шулмусы - существа из подземного мира. Демоны занимаются мелкими пакостями, путают дорогу, воруют у путника вещи и т.п. Они принимают обличье красивых женщин и заманивают мужчин, чтобы те жили с ними. Пока охотник находится рядом с демоном, он приносит много дичи. Когда, воротясь домой, мужчина говорил кому-нибудь, что видел духа, пропадала вся его добыча и удача покидала его. Также алмысы, притворяясь красивыми юношами, заставляли женщин идти с ними, вызывая у тех помутнение рассудка.


В каждом алтайском селении находился шаман - человек, знающий магию и способный связываться с духами. Эти люди, используя свои сверхъестественные умения, могут телепортироваться в разные места, оборачиваться в животных и части природы. К ним обращаются, чтобы узнать свое будущее, спрашивают совета, как лучше поступить. Шаман может вернуть тяжело больному человеку здоровье. Для этого ему нужно перейти в царство мертвых и обратиться к его хозяину Эрлику. После переговоров с ним совершается обряд изгнания из больного злых демонов, и тот становится здоровым.

Существует обряд поклонения хозяину Алтая, который заключается в привязывании на деревьях длинных светлых лент. Они прикрепляются к деревьям, растущих вблизи источников, на распутье дорог. Лента должна быть новой, чистой, длиной около 100 см. Их привязывают на стороне, обращенной к востоку. Для этой цели подходит лиственница, береза, можжевельник. Сосна или ель не могут участвовать в обряде. Повязывая ленту, человек должен в мыслях представить духов природы, попросить у них здоровья, силы, пожелать благополучного существования своим родным, всему племени. Если это путник или охотник, он просит о защите, хорошей дороге.

Культура

У алтайцев множество легенд, народных сказаний. Эти истории передаются из поколения в поколение. Они рассказывают о героических встречах людей с чудовищами, общении с духами. Это целая культура, пришедшая из древних времен. Эпос излагается особым способом: историю не рассказывают, а поют. При этом певец издает низкие протяжные горловые звуки. Этот способ называется «кай», а рассказчик - «кайчи». Люди, способные исполнять кай, очень почитаются. Исполнение песен считается обрядом, имеющим магическую силу. Кайчи часто присутствуют на народных торжествах, гуляньях. Кай могут исполнять только мужчины. Песня дополняется игрой на музыкальных инструментах. Часто это занимает целые сутки, а то и больше, так как эпос народа очень богат.


Еда

Кухня народов Алтая в основном состоит из мяса животных, дичи, молочных продуктов. Также в их рационе присутствует рыба. Особенностью приготовления блюд является то, что специи не используются. Мясо является главной пищей, придающей энергию. Алтайцы едят как мясо диких животных, убитых на охоте, так и домашнего скота: коз, лошадей, баранов. Молоко является важным продуктом, на основе которого готовят множество других блюд. Также население питается лепешками, которые пекут на огне, и пьет чай.
Из молока делают плотный, густой напиток - чегень. Сначала его заквашивают с помощью заболони (наружная часть древесины молодых деревьев). Перед этим молоко кипятят, добавляют сушеные кусочки дерева. Бочки, в которых готовится чегень, предварительно окуривают ветками лиственницы. Молоко, перемешанное с заболонью, оставляют на 10 часов для созревания. На основе молока и чегеня готовят:

  1. Аарчи - творог с нежной консистенцией. Чегень кипятят 2 часа, затем процеживают, кладут под пресс.
  2. Курут - кислый сыр. Для его приготовления делают плотный аарчи, режут его на кусочки, сушат на огне.
  3. Каймак. Этот продукт напоминает сметану. С молока, настоявшегося в прохладном месте, снимают жирную густую пену. Это и есть каймак.
  4. Арак. Это самогон, приготавливаемый из молока. Сначала его сквашивают, затем отделяют масло, дают забродить. Конечный напиток получается путем перегонки. Крепость составляет 25-30 градусов. Этот напиток популярен среди народов Сибири и Средней Азии.

Из мяса готовят распространенное блюдо - кан. Это кровяная колбаса. Кишки животных выворачивают, складывают в них жир, чеснок, лук, добавляют кровь, разбавленную с молоком. Кишки завязывают с обеих сторон, уваривают до готовности. Деликатесным угощением считается вареная прямая лошадиная кишка. Знаменитым блюдом является алтайский суп-кочо. Баранье мясо режут крупными кусками, варят на медленном огне 2,5 -3 часа. Затем насыпают ячменную крупу, варят до готовности. В готовый суп добавляют дикорастущий лук. Его настаивают 3 часа, затем подают в пиалах. Мясо выкладывают на тарелку. Блюдо подается с каймаком.


Кроме хлеба и лепешек, запеченных в золе, алтайцы делают боорсок. Это десерт, подаваемый с медом. Он делается на основе чегеня, с добавлением яиц, масла. Из теста лепят шарики, обжаривают их на жире. Другим вкусным угощением является ток-чок. Чтобы приготовить его, берут кедровые орехи и ячменное семя. Неочищенные орехи жарят, после чего освобождают от скорлупы. Зернышки измельчают в ступке, добавив ячмень. Затем в этот порошок кладут мед, замешивают густую массу.

Талкан - особый продукт, считающийся на Алтае священным. Это мука крупного помола, сделанная из обжаренного ячменя. После жарки зерна толкут в ступе, просеивают, перемалывают с помощью камней до состояния муки. Им кормят детей, чтобы они росли здоровыми и крепкими. С талканом пьют чай. Также из него готовят каши, супы, едят самостоятельно.
Алтайский чай сильно отличается от того напитка, который привыкли пить европейцы. Это хорошо насыщающее блюдо, которое подают отдельно. Чайные или травяные листья заваривают в кипятке, добавляют сливки, соль. Другой способ: заваренный листовой чай смешивают с молоком, кладут в него талкан. Добавляют соль, масло.

Известные люди

В алтайском крае много известных художников, певцов, писателей, рассказывающих о красоте своей родной земли. Вот некоторые знаменитые алтайцы, прославившиеся своими достижениями:

  1. Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Знаменитый художник, написавший множество полотен, считающихся национальным достоянием. Вдохновением для своих картин он избрал природу. Он родился в конце 19 века, учился живописи у известного русского пейзажиста Шишкина.
  2. Болот Байрышев. Народный сказитель, певец. Мастерски владеет традиционным исполнением кай. Обладатель премии ЮНЕСКО за сохранение культурного наследия.
  3. Карагыз Ялбакова. Певица, обладающая редким голосом. Солистка филармонии, заслужила множество наград от Алтайского края и России.
  4. Иван Самтаев. Знаменитый спортсмен, обладатель многих титулов. Чемпион СССР по греко-римской борьбе, Европы, обладатель кубка мира, кавалер ордена Дружбы.

Посетив Алтай, можно многое узнать о культуре и традициях этого народа. Природа этого края необыкновенно красива. Путешествия по этим местам запоминаются на всю жизнь.

Алтайцы. Общие сведения

Тюркоязычное население русского Горного Алтая делилось на следующие племена и территориальные группы: 1) алтайцы, или о самоназванию алтай кижи, 2) теленгиты, 3) телесы, 4) телеуты, 5) кумандинцы, 6) тубалары, 7) челканцы. В русской научной литературе они уже тогда были известны под общим именем «алтайцы», потому что большинство их так называло себя. Однако с этим правильным наиме анием долгое время происходила путаница. Так, например, в русских официальных документах ХУП вв., в описаниях путешественников XIX в. алтайцы выступают под названием «порубежные калмыки», «белые кал­мыки» (чаще так называли телеутов), наконец, «алтайские» или «бийские калмыки», «горные калмыки». Неправильное наименование алтайцев калмыками произошло потому, что местные царские чиновники, ие раз­бираясь в языке алтайских племен, называли их калмыками по внеш­нему сходству алтайцев с калмыками или джунгарами, с которыми чинов­ники постоянно сталкивались. В действительности алтайцы и калмыки резко различаются по этнической принадлежности и языку. Калмыки, или западные монголы (ойраты, джунгары), говорят на монгольском языке и относятся к монгольской группе народов, алтайцы же говорят на тюркском языке и относятся к тюркской группе.

Алтайские племена по этническому происхождению, языку и прошлой культуре делятся на две группы: северных алтайцев-тубаларов, челкан- цев, кумандинцев и южных алтайцев - собственно алтайцев, или алтай кижи, теленгитов, телесов и телеутов.

Если южных алтайцев раньше неправильно называли калмыками, то северных алтайцев, весьма отличающихся от южных по физическому типу, так же произвольно называли татарами. Чаще всего их объединяли общим термином «черневые татары» по признаку местожительства в «черни» или в «черневых» районах Алтая.

Большинство собственно алтайцев живет по долинам и бассейнам рек: Катуни, Урсула, Чарыша, Кана, Песчаной, Семы, Маймы в Онгудай-
ском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Эликмонарском, Шебалинском и Майминском аймаках Горно-Алтайской автономной области. Теленгиты живут по долинам Чуй и Аргута в Кош-Агачском и частично в Усть-Кок­синском аймаках. Телесы расселены по системе рекЧолушмана, Башкауса, Улагана в Улаганском аймаке. Тубалары обитают по рр. Большой и Ма­лой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже, Уйменю в Чойском и Туро- чакском аймаках, а челканцы по долине р. Лебеди и особенно ее притока Байгола в Турочакском аймаке. Кумандинцы населяют правобережье Бии в Турочакском аймаке, но большинство их находится в Старо-Бар- динском и частично Солтонском районах Алтайского края. Телеуты в пре­делах Горно-Алтайской области в незначительном количестве живут в Майминском аймаке и в бассейне р. Черги в Шабалинском аймаке. Большая часть их сосредоточена по рр. Большому и Малому Бачатам в Беловском районе Кемеровской области.

В настоящее время, благодаря совместной экономической и культур­ной жизни, общности территории и административного управления, расширению путей сообщения, развитию единого литературного языка, деление алтайцев на племена и территориальные группы в пределах Горно-Алтайской автономной области потеряло реальное значение и является достоянием истории.

Создание автономной области, развернувшееся в ней социалистическое строительство обеспечили довольно быструю консолидацию обособленных в прошлом алтайских тюркоязычных племен в единую социалистическую народность.

Ранний период развития культуры в горах Алтая известен по памят­никам бронзового периода афанасьевского, андроновского и карасук­ского типов.

Весь этот длительный период господства первобытнообщинного строя в Горном Алтае жили люди, антропологический тип которых носил древние европеоидные черты. Основой хозяйства была охота на зверя, появляются зачатки скотоводства. Орудия труда делались из бронзы.

В I тысячелетии до н. э. в горах Алтая основой хозяйства становится кочевое скотоводство. На этой основе возникла и развилась оригиналь­ная культура ранних кочевников Алтая, известная по погребальному инвентарю больших каменных курганов, относящихся к периоду V в. до н. э. - I в. н. э.

Археологические памятники устанавливают наличие культурных свя­зей и обмена ранних кочевников Алтая с востоком и западом. На это ука­зывают находки в курганах различных вещей: шелковых тканей, изделий из лака, меха, бронзы и т. д., которые проникли сюда через хуннов, тесно связанных с Китаем и владычествовавших над алтайскими племе­нами. Связи ранних кочевников Алтая с хуннами широко отражаются в памятниках искусства и в особенностях погребального обряда этого времени.

К юго-западным связям алтайских племен относится их контакт с на­родами Средней Азии. В процессе общения алтайских кочевых племен со Средней Азией, как и в результате грабительских набегов алтайских кочевников на культурные области Средней Азии, а частично и продви­жения на Восток некоторых среднеазиатских племен, на Алтае появились предметы высокой для того времени культуры, созданной народами Сред­ней Азии. Это особенно хорошо отражает погребальный инвентарь группы больших так называемых Пазырыкских курганов Алтая. Этим объяс­няется наличие в них вещей (одежда, предметы искусства), характерных, например, для Ирана при ахеменидской династии и т. д.

С V-VI вв. до н. э. на южном и северном Алтае появляется населе­ние с монголоидным физическим обликом. Оно проникает сюда, судя по -археологическим памятникам, из Забайкалья и начинает смешиваться с алтайскими аборигенами древнего европеоидного типа. Это новое для Алтая монголоидное население пришло сюда, видимо, через Туву и се­веро-западную Монголию в связи с усилением хуннов, образованием их варварского государства, точнее хуннского временного военно-админи­стративного объединения, и распространением его политической власти. Этническими носителями нового для Алтая антропологического типа были монголоязычные, но главным образом тюркоязычные кочевнические пле­мена, которые несколько позднее образовали на Адтае новое временное военно-политическое объединение кочевников (так называемый тюркский каганат), которое на короткое время стало гегемоном политической власти в Центральной Азии.

В период тюркского каганата (VI-VIII вв.) и позднее монголоидный антропологический тип стал господствующим в южном Алтае. У север­ных алтайских племен он продолжал существовать, как и в хуннское время, в смешении с древним европеоидным. Орхоно-енисейские памят­ники и китайские летописи позволяют уточнить этнический состав тюрко­язычного населения Алтая в период VII-X вв., когда становятся извест­ными такие тюркоязычные народности и племена, как кыпчаки, телесы, тюргеши, туба и др. Племенные и родовые названия современных алтай­цев, как и ряд элементов их дореволюционной культуры, указывают на их историческую связь с этими племенами. В этот период последователь­ной смены господства тюркского каганата, уйгуров и енисейских кирги­зов (VI-X вв.) происходила тюркизация языка различных самодийско- и кетоязычных племен и родовых групп, обитавших в северной части Саяно-Алтайского нагорья. Об этом свидетельствуют морфологи­ческие, фонетические и лексические особенности диалектов совре­менных северных алтайцев, в которых отражены особенности языка древних алтайских тюрков, уйгуров, енисейских киргизов. В диалектах северных алтайцев, например, такие слова, как адай (собака), канга (телега) явно уйгурские, в отличие от южноалтайских (соответственно пт и абра), характерных для языка других тюркоязычных племен. У северных алтайцев сохранилось вплоть до революции поклонение по­кровительнице детей Умай или Май-эне, известной по орхоно-енисейским памятникам и т. д. Процесс тюркизации мелких остатков племенных и родовых самодийско- и кетоязычных (енисейско-остяцких) групп в север­ной части Саян закончился лишь в XVIII в.

Дальнейшая история алтайских племен связана с временным господ­ством каракитаев или киданей, а к концу XII в. монголоязычных найма- нов, живших между Хангайскими и Алтайскими горами, а частично и на отрогах Алтая. Найманы, оттеснившие каракитаев, образовали могуще­ственный союз орд и племен, границей которого на западе являлся Иртыш, а на юге - Восточный Туркестан. С этого времени и до начала XIII в. население Алтая находилось в контакте с монголами, под властью найман- ских ванханов, которым и платило дань. Отдаленные потомки найманов, растворившихся в тюркоязычной среде алтайских племен, сохранились на Алтае до нашего времени. Название найман сохранилось в наименова ­нии некоторых родов современных алтайцев, как и название меркитов, составлявших в XII в. многочисленный народ, населявший северную часть современной Монголии.

Политическое и экономическое господство монголов над алтайскими племенами особенно укрепилось при Чингис-хане. Алтайские племена телесы и теленгиты оказались под властью старого сподвижника Чин- гиса, его нойона-темника Хорчи (из илемени Баринов), к которому они; были прикреплены.

Пребывание алтайцев под властью Чингис-хана и его потомков длилось примерно до конца XIV в. и оказало пагубное влияние на культуру алтай­цев. Причиной этого являлся грабительский характер политики монголь­ских ханов по отношению к покоренным ими народам. Монгольские ханы установили жестокий режим систематического террора, сопровождав­шийся грабежами и убийствами. Прямым результатом такого режима монгольских эксплуататоров явился культурный упадок на Алтае, о чем свидетельствуют археологические памятники.

К периоду господства монголов с конца XII до XV в. относится важ­ный этап этногенеза алтайцев. Он связан, во-первых, с активным уча­стием в нем монголоязычных племен, во-вторых, с общим процессом обра­зования тюркских народностей, протекавшим в это время в отдельных районах на огромном пространстве степей от Алтая до Крыма и Дуная. Тюркский каганат весьма способствовал продвижению тюркоязычных племен на запад. Из Алтая вышли карлуки, ставшие известными с VII в.; в их руках оказалось Семиречье после упадка могущества тюрк­ского каганата (во второй половине VIII в.). Кыпчаки, которые также? обитали раньше на Алтае, позднее распространились далеко на Запад. Некоторые тюркские племена, входившие в каганат, сыграли впослед­ствии важную роль в образовапии киргизского и туркменского народов. Степи Западной Сибири, Казахстана, северного Приаралья и Прикас- пия, южнорусские степи до северного Причерноморья, Крыма и Дуная включительно оказались в сфере влияния многочисленных кочевых тюркоязычных племен. Из них наиболее сильными оказались на некоторое> время союзы тюркских племен в степях Приаралья и Прикаспия под гла­венством печенегов (X-XII вв.) и особенно кыпчаков в южнорусских степях. Известные во времена тюркского каганата на Алтае, а в половина XI в., по данным мусульманских авторов (Гардизи), на Иртыше, кыпчаки выступают в XII и начале XIII в. в качестве кратковременной, но круп­ной политической силы. В мусульманских источниках большие стопные пространства, на которые распространялось господство кыпчаков, носят название Дешт-и-Кыпчак. Сами кыпчаки в это время становятся извест­ными в русских источниках под именем половцев, а в византийских - команов. Временное объединение тюркоязычных кочевников под гегемо­нией кыпчаков содействовало созданию культурно-бытовой общности между этими племенами, находившимися на более или менее одинаковом, уровне общественно-экономического развития. Политическому господ­ству кыпчаков был положен конец монгольским государством Чингис­хана. В 30-х годах XIII в. политическими хозяевами Дешт-и-Кыпчака становятся монголы. При распаде империи Чингис-хана его внук Бату основывает здесь новое государство, получившее название в восточных источниках улуса Джучия, по имени"старшего сына Чингис-хана, а в рус­ских - Золотой орды. С образованием Джучиева улуса процесс формиро­вания тюркских народов осложнился сильным монгольским влиянием. Однако в основе его попрежнему лежали различные группировки тюр­коязычных племен, хотя и в соединении с другими и прежде всего мон­гольскими. Это подтверждается и тем общеизвестным фактом, что даже литературным языком $ улусе Джучия был тюркский язык с наличием в нем кыпчакских языковых элементов, а в наречиях кочевых племен, населявших степи, эти кыпчакские элементы преобладали. Алтайские- племена входили в восточную часть Джучиева улуса, именовавшуюся еще Белой ордой и занимавшую пространство от Западной Сибири до- Волги. После смерти Бату (1255 г.) восточная часть Джучиева улуса была разделена между его сыновьями: Ордой и Шейбаном. В первой половине XV в., в результате политического раздробления Джучиева улуса, рас­палась на ряд обособленных, враждующих между собой улусов и Белая орда. Так возникли улусы: Ногайский (во главе с Едигеем и его потом­ками) в степях между рр. Волгой и Яиком; Шейбанидский, летовки кото­рого находились в верховьях Яика, Иртыша и Тобола, а зимовки в ни­зовьях Сыр-Дарьи; Сибирский, или Тюменский, с династией из рода Шейбанидов. В процессе распада Золотой орды образовались новые груп­пировки кыпчакских тюркоязычных племен, которые в смешении с мон­голами заложили этнические основы таких современных народов, как казахи, каракалпаки, ногайцы и значительная часть южных алтайцев, особенно телеутов, и которые влились в состав ближайших исторических лредков современных киргизов и узбеков. Этим объясняется, что в родо- длеменных составах указанных народов, живущих уже в течение многих веков на далеком расстоянии друг от друга, встречаются одни и те же на­звания (кыпчак, найман, меркит и др.), а эпическое творчество времени улуса Джучия (например, сказания об Едиге, Чара-Батые, Тахтамыше), сохранившееся у ногайцев Северного Кавказа, казахов, различных групп сибирских татар и других народов, известно и в районе Алтая. Следова­тельно, ближайшими историческими предками современных южных алтай­цев были кыпчакские тюркоязычные племена, также сложные по своему этническому составу, которые оказались на Алтае как со времени тюрк­ского каганата, так и в результате распадения улуса Джучия. На Алтае они продолжали смешиваться с потомками древних алтайских тюркоязычных племен (телесы, тургеши и др.) и с западномонгольскими племенами.

Историческое развитие алтайцев в XV в. происходит под сильным воз­действием западных монголов, или ойратов, продолжавшееся до поло­вины XVIII в., когда Джунгария была разгромлена Китаем.

В течение указанного периода алтайцы находились под игом ойрат- ских ханов, которым платили алман натурой: пушниной, скотом и различ­ными железными изделиями, и несли другие натуральные повинности. Культура алтайских племен в это время пришла в состояние наибольшего упадка и застоя. Тяжелое положение алтайцев в составе Джунгарии еще более ухудшилось в половине XVIII в., когда Джунгария превратилась ав арену феодальных междоусобий и сделалась предметом завоеватель­ной политики маньчжурской династии Китая.

Когда императорские войска вторглись в Джунгарию, двенадцать алтайских зайсанов обратились в 1756 г. к русским пограничным властям с просьбой о скорейшем принятии их со всеми подданными под покрови­тельство России. Просьба алтайских зайсанов была удовлетворена. При­соединенное население было объявлено российскими подданными. Это событие сыграло в истории алтайских племен весьма положительную роль, ибо оно открыло для них перспективу дальнейшего исторического развития. Другого пути для развития культуры алтайских племен тогда не существовало. Это было невозможно в составе Джунгарии в силу указанных выше условий. Невозможен был бы и самостоятельный путь развития, ввиду крайне низкого уровня культуры алтайских племен, разрозненных, постоянно подвергавшихся нападкам извне. Вхождение в состав Русского государства было наилучшим выходом для алтай­цев из того исключительно тяжелого положения, в котором они ока­зались в результате многовекового господства монгольских эксплуатато­ров. Разумеется, как подданные русского царя трудящиеся алтайцы испытывали на себе гнет царской колониальной политики, но общение их и совместная жизнь с русским народом обогащали и подымали культурный уровень алтайских племен.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Страны центральной азии монголия
История Денег: Эстонская Крона Галерея фотографий EEK банкнот
Андорра — государство-курорт