Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Население ханты-мансийского автономного округа. Город ханты-мансийск Население хмао на год составляет

Общие сведения и история

Ханты-Мансийск расположен на юге Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Является его столицей и столицей Ханты-Мансийского района, а также самым многонаселенным и большим среди центров автономных округов Российской Федерации. Городской статус получил в 1950 году. Площадь Ханты-Мансийска - 10,542 км².

Первое упоминание о Ханты-Мансийске, в качестве городка князя Самара датируется 1582 годом. В 1620-30-х годах на месте городского района Самарово появился Самаровский ям. В 1708-м село стало частью Сибирской губернии. Спустя сорок лет была проведена первая в империи перепись ямского населения. Оказалось, что в Самарово живет 487 ямщиков.

В 1935-м село Самарово слилось с возводимым административным центром Остяко-Вогульском.

Районы Ханты-Мансийска

В Ханты-Мансийске нет официального разделения на районы. Неофициально же выделяются такие районы и микрорайоны, как: Геофизика, Гидронамыв, ОМК, район улицы Дунина-Горкавича, Рыбников, Самарово, Студгородок, Центр, ЦРМ, Учхоз и Южный.

Численность населения Ханты-Мансийска на 2018 и 2019 год. Количество жителей Ханты-Мансийска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Ханты-Мансийска. В таблице указано распределение количества жителей Ханты-Мансийска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Ханты-Мансийска:

Численность населения города в 2015 году составила около 97,7 тысяч. Плотность населения - 289.5 чел./км².

В перестройку, и годы, предшествовавшие ей, в Ханты-Мансийске проживало примерно 30 тысяч жителей. Затем число населения резко возросло за счет внешних и внутренних мигрантов. Они приезжают и сейчас - из других областей и республик России, а также из государств - азиатских членов СНГ. Можно сказать, что в 2009 году в город приехали 4043 человека, а уехали 702. Показатель 2010 года составляет 3183 и 683 человека, соответственно.

Средний возраст хантымансийцев не очень большой, так как большинство горожан представляют жители работоспособного возраста, в основном бывшие жители других регионов России.

Естественный прирост в городе составляет около 13,4%. В 2010 году количество рождаемости составило 1636 человек, а умерших - 506. Показатель 2011 года составляет 1627 и 520 человек, соответственно.

В Ханты-Мансийске, по данным 2010 года проживают представители таких национальностей, как: русские - 69,94%; татары - 5,05%; ханты - 3,75%; украинцы - 2,97%; таджики - 1,92%; азербайджанцы - 1,87%; манси - 1,51%; киргизы - 1,27%; узбеки - 1,12%; немцы - 0,74%; башкиры - 0,53%; белорусы - 0,44%; армяне - 0,43%; казахи - 0,41%; молдаване и чуваши - по 0,4%; лезгины - 0,37%; кумыки - 0,34% и другие - 2,33%. Доля не указавших национальную принадлежность составила 4,21%.

Этнохороним: хантымансиец, хантымансийка, хантымансийцы.

Ханты-Мансийск фото города. Фотография Ханты-Мансийска


Информация о городе Ханты-Мансийск в Википедии.

Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет - многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.

Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.

Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)

В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.

Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов - все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.

Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тысячи рек и озер. Главные реки - Обь и Иртыш. Треть округа - это болота, а более 50% всей территории - таежные леса. Рельеф округа - это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.

На юге Ханты-Мансийский автономный округ - Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе - с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.

Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.

Основное население - это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе - Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры - 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси - всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.

Криминал. Уровень преступности - 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона - от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.

Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат - ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе - более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.

Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей - это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске - 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево - однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.

Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей - средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.

Города Ханты-Мансийского автономного округа

Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.

Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)

Сегодня Сургут - это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города - 325 511 человек.

Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть - обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.

А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть - пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.

Город с минимальной безработицей - менее одного процента.

Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.

В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.

Кстати, и в культурном плане все в порядке - есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.

Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить.

Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .


Задачи:

  1. познакомить с народностями, проживающими на территории Югры.

  2. развивать речь, мышление.

  3. воспитывать интерес к истории нашего края.

Ход урока:


  1. Организация урока.

  2. Актуализация опорных знаний.
- Как называется край, в котором мы живем?

(Югория или Ханты-Мансийский автономный округ.)

На территории какой области он расположен?

(На территории Тюменской области)

Покажите границы нашего округа на карте.

Чем знаменит наш край?

(Природными богатствами: лес, газ, нефть.)


  1. Изучение нового материала.
Коренные жители нашего края – ханты и манси
Манси- численность 8474 (на 1999г)

Расселение: Тюменская область.

ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ

На Оби и её левых притоках (с.Сосьва, Конда) живут Манси. Ближайшие родственники хантов и венгров. В 1989 г мансийский язык считали родным 37,1% всех манси. Письменность существует с 1931 г на основе латинского, а с 1937 г – русского алфавита. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных и восточных манси.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских в ХI-Х IVв. переселились в Зауралье. Спустя столетие численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно переселились на север и восток.

Традиционная культура носит типично таежный облик, хозяйство комплексное.

Основным занятием были охота и рыболовство, частично оленеводство.

На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой на пушных и копытных животных. Добыча белки, соболя, носила товарный характер. На Конде промышляли оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь.

Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными. Основной тип жилища – срубный дом с двускатной крышей. В низких местах срубы ставили на столбы – сваи. Вход в жилище находился во фронтонной стене, обязательно обращенной к реке обычно вход очень низкий.

Традиционная одежда (жен) – платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимой сахи – двойная меховая шуба. Одежду богато орнаментировали бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили свободно наброшенным на голову и плечи. Концом платка женщина (как у хантов) закрывала лицо в присутствии мужчин – старших родственников мужа.

Мужчины надевали рубахи, по крою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда из сукна или оленьих шкур- глухая с капюшоном (малица, гусь). В сильные морозы поверх неё надевали парку глухого покроя из шкурок телят оленя мехом наружу. Лузан – мужская охотничья одежда – представляет собой прямоугольный кусок кожи на войлочной подкладке с круглым вырезом для головы посередине. Зимняя обувь (ерн вай-ненецкая обувь) длиной выше колен шили из камусов меха. Летнюю, короткую (няра) делали из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов.

Ханты – численность – 22520 человек на 1999г

Расселение - Тюменская и Томская области

ХМАО, ЯНАО

В бассейне Оби, Иртыша и их притоков живут ханты. Раньше населяли более обширные территории – выделяют три группы: северную, южную и восточную.

Первые попытки создать письменность на хантейском языке относятся к ХIХ в.

В 1989 г хантыйский язык считали родным 60,5% хантов. В основе национального образа жизни лежит культура аборигенных неолитических племен Урала и Западной Сибири.

Осваивали русскую культуру, заимствовали дощатые лодки, рубленые избы, стали разводить скот, выращивать овощи. Жизнь хантов определялась сменой сезонных занятий.

На Оби, Иртыше, в низовьях их притоков ловили рыбу. Ловили осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку.

Охотились на лося и дикого оленя на лыжах. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца, ставили ловушки, петли, капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи. Жилища каркасные, срубные. Женщины носили платья, суконные или хлопчатобумажные халаты (мешкансах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле, полах. Зимние меховые шубы шили из оленьего меха, распашные, двухслойные, у других – из меха белки или сукна. Из рыбьей кожи шили одежду и обувь, теперь делают мешки для хранения соли, пороха.

Хантов называли «рыбоядцами» в их пище преобладала рыба. Мясо только убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося только отварным.

Большинство хантов живут в сельской местности – новых посёлках, традиционных селениях постоянного и сезонного типа.


  1. – Какие народы являются коренными жителями края?
- Что узнали об их жизни?

  • Расшифруйте названия основных занятий народов севера.
Б О А Е С И Т Л Х В Д Н Р Ы

  • Отгадайте загадку.
Неизвестный

В три погибели согнувшись лежит,

Позовешь на охоту –

Впереди побежит.

Зверя почует –

На весь лес запоет. (Собака)

Собака верный друг и помощник охотника.

Олени – жизненная необходимость для народов ханты и манси, представляют главное богатство и ценность семьи.


5. Д/з написать рефераты о народах ханты и манси.

Краеведение.

Тема: Быт народов севера.
Задачи:


  1. познакомить с бытом хантов и манси, условиями жизни

  2. развивать мышление и речь

  3. воспитывать интерес к истории родного края

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний
- Какие коренные народы живут на территории нашего края?

(Ханты, Манси)

Чем занимаются эти народы?

Какую одежду носят женщины, мужчины?

Какие бывают жилища у хантов и манси?

3. Изучение нового материала.

А) Вот сегодня поговорим о быте, бытовых условиях этих народов

Б) У народов манси – срубный дом, вход в жилище очень низкий, со стороны реки. Жилище отапливалось и освещалось очагом-костром или чувалом. В качестве временных жилищ использовали каркасные постройки из жердей и коры, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили наземные и свайные амбары, а также навесы – помосты на столбах. В стороне от жилища ставили глинобитные с остовом из жердей печи для выпечки хлеба. Собрания и праздники проходили в общественных зданиях размером больше обычных. Возводились специальные постройки (Мань кол «маленький дом») для беременных и рожениц. В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в них хранили изображения предков.

Традиционной пищей служили мясо и рыба, её ели вареной, мороженной, вяленной, копченной, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, его употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок. Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный, когда жена уходила в группу мужа. Сохранялись и явления пережиточной матрилокальности, когда муж мог жить в семье жены.

Система религиозных представлений в целом традиционна – эта вера в существование у человека несколько душ. 5- у мужчин, 4- у женщин.

Наиболее известное празднество у манси, как и у хантов, - медвежий праздник. Многие празднества, торжества приурочены к датам православного календаря.
В) Ханты.

До середины ХХ в. зимние капитальные постройки были каркасные либо срубными. На коньке сруба и сейчас иногда украшают рога оленя, в деревнях на Оби на конце охлупня вырезают коня или птицу. Полуземлянки, сохранявшиеся у восточных хантов вплоть до 1950-х годов отапливались глинобитными открытыми очагами наподобие камина или железной печкой. Вдоль стен ставили нары. Места для женщин в срубном доме находились у входа, а напротив – в красном углу – для мужчин и почётных гостей. Там же – места хранения священных сундуков с изображением духов – предков и покровителей.

Сезонные жилища – каркасные, из жердей, крытые корой, чаще всего берестой, - возводили различной формы: однокатные, двукатные, конические, полусферические, прямоугольные с двускатной и односкатной крышей. Обогревали их открытым очагом, разводили дымокур от комаров, пищу обычно готовили на воздухе. Оленеводы и рыбаки на летних сезонных поселениях жили в чумах.

У северных хантов оленеводов мужчины зимой носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом сверху, капюшоном, пришитыми рукавицами.

Хантов называли «рыбоядцами», в их пище преобладала рыба. Её вялили, сушили, коптили, варили, жарили и ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина), кости сушили, толкли на корм для собак, из кишок вываривали жир, его заготовляли, смешивая с ягодами. Лакомством считалась варка – икра, вываренная в рыбьем жире, и желудок белки, наполненный кедровыми орехами. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили. Традиционны деревянные долбленные корыта и блюда для рыбы и мяса, и теста, ложки. Берестяная утварь украшена геометрическим орнаментом, выскобленном на темном слое или вырезанным и наложенным на закопченный слой бересты либо на полосу темной ткани.

Музыкальные инструменты – варган, струнные, щипковые – цитра типа гуслей в форме лодки, арфа (в виде гуся), лютня.

Литература:

«Арктика- мой дом» полярная энциклопедия школьника.


Краеведение.

Тема: Югорские леса и лесные чудеса. (II)
Цель: ученик, знающий, как коренное население использовало лесные богатства.
Задачи:


  1. познакомить с тем, как использовали коренные жители лесные богатства

  2. развивать мышление

  3. воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания
А) Какие бывают леса?

Б) Рассказать о хвойном лесе.


  1. В речку, как в зеркало глядя, расчесала б кудрявые пряди, и вошло б у неё в привычку, по утрам заплетать косичку (береза)

  2. Красненькую ягодку, думал я, сладкое деревце дало. Что за деревце оно, обмануть меня смогло. (рябина)

  3. Эти деревья до неба хотят дорасти; небо ветвями хотят подмести, чтобы в течение года ясной была погода. (сосна).

  4. Они с виду кажутся злючками, лапы покрыты колючками, да колючки мягки, можешь погладить их. (Питхта)

  5. Зябнет, дрожит на ветру, стынет, на солнышке мерзнет в жару, дайте пальто и ботинки надо согреться. (осинке).

  6. Вроде сосен вроде елок, а зимою без иголок (листвинница)

  7. Эти девочки, тонкие иголочки у лесных ворот водят хоровод (елочки).

Объяснение нового материала.

Сегодня узнаете много интересного о деревьях нашего края.

Кедровые леса – ханты и манси берегли, разрешалось рубить только неплодоносные деревья. Урожайные годы кедра чередуются через 3-5 лет.

Из кедра делали лодки, вёсла, лыжи, кедровое масло, кедровую муку, столы, стулья. Из корня кедра плели ловушки для рыбы.

Мужчины из древесины кедра делали поделки.

Кедр у хантов и манси символ мужества и вечности.

Присев под кедром отдохнуть

Вдохнем смолистый запах шишек

И пусть ровнее дышит грудь,

Стряхнуть усталости излишек.

Манси верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев.

Какие звери любят кедровые орехи? (белка, бурундук)
Орехи любят и манси, у них есть забава «сибирский разговор», кто больше разгрызёт кедровых орехов.
ЕЛЬ – любит сырые места, зимой в ельнике тепло, поэтому туда летят греться птицы, из ели делают свои чумы манси, а также лодки, луки, музыкальные инструменты.

Ель хозяйкой ханты величали

Ей с почтеньем кланялись всегда

И рубить и трогать запрещали

Чтобы не постигла нас беда.

СОСНА – хвойное дерево. Жители Югры строят из неё дома, корни сосны идут на веревки, хвоей обкуривали жилье во время болезни.

От молний небеса бледны,

Сосна касается сосны

Они стоят плечо к плечу

Защиты я у них ищу.

ЛИСТВЕННИЦА – лучше других деревьев выносит морозы. Она не гниет в воде, поэтому из неё манси делали дома, кладовые. Сухой гриб на дереве – это ценное лекарство. (Хрестоматия).

БЕРЕЗА – ханты собирали бересту для поделок, из неё делали легкие, берестяные лодки, посуду, колыбели для детей, туески для ягод. Из березовых веток плели коврики на пол и сундуки для белья.

То береза, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной на век любимый,

Где найдешь ещё такой!

(Чтение текстов из хрестоматии)
Итог урока.


  1. Какие деревья используют ханты и манси в домашнем хозяйстве?

  2. Что ханты делают из кедра? Березы? Ели? Сосны? Лиственницы?

  3. Какие лиственные деревья ещё растут в наших лесах?

Краеведение.

Тема: Югорские леса и лесные чудеса. В гости к зиме.

Задачи: 1.формирование знаний о зимних признаках в природе, знакомить с жизнью Югорских лесов и их обитателей в зимнее время,

2. Развивать мышление, речь

3.Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация опорных знаний
- Что такое живая и неживая природа?

Как взаимосвязана живая и неживая природа?


  • Экспресс-опрос
Живая +, неживая-, сделано руками человека V
Дождь, кирпич, лед, глина, трактор, облако, медведь, книга, одуванчик, дерево, ветер, завод, лиса, ворона, карандаш.

Ответ: - V - - V - + V+ + - V + + V


  1. Объяснение нового материала

    • Отгадайте тему урока
Белая хозяйка все реки и озёра застеклила, все поля и леса пуховым одеялом покрыла.

    Сообщение темы и задач урока.
Послушайте, как поэт описывает Югорский лес и попробуйте определить, как ханты его называют. (Хрестоматия 1 класс, стр.12)

Как же называют? (Тайга)

Что такое тайга? (Густой, непроходимый, хвойный лес).

Песня.


Какие бываю леса.

Лиственный Хвойный Смешанный

  • На доске: сосна, кедр, ель, можжевельник, береза, лиственница, осина, ива, пихта.
- Какое растение лишнее? Почему? (можжевельник – кустарник)

На какие две группы можно разделить? Записать в 2 столбика.

Лиственные Хвойные
- Чем отличаются хвойные и лиственные деревья?

Какое дерево имеет вид хвойного, но сбрасывает хвою осенью, а весной вырастают новые хвоинки? (лиственница)

5. Работа по учебнику.

Какие хвойные деревья занимают наибольшую площадь? (Сосна)

Какие лиственные? (Береза)

Работа в тетради

6.Работа над пословицей.

На доске:

Много леса – не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса – посади.

Как понимаете пословицу?


  1. Как зимуют животные?

  2. Следы (с98)

  3. Работа по тетради. Как живут звери в лесу? Как живут птицы?
- Какие животные впадают в спячку?
11.Итог урока.

  • Какие бывают леса?

  • Назови хвойные деревья, чем отличаются от лиственных?

  • Какие деревья растут в Югорских леса?

  • Какие растения ещё растут в тайге?
(клюква, черника, малина, брусника, калина, смородина)

  • Как зимуют звери?

  • Как зимуют птицы?

  1. Д\з составить рассказ о жизни любого животного зимой

Традиционная посуда обских угров.

Обские Угры использовали самодельную и покупную посуду. Самодельную изготавливали из дерева, бересты, кости. Некоторые предметы были многофункциональными (например, чуман применяли в качестве тарелки, ковша для воды, в нем держали рыбу, хранили ягоды).

С приготовлением пищи связаны различные доски для разделки рыбы. Существовали специальные ножи для чистки рыбы, сделанные из заточенной с одной стороны лопатки оленя или куска дерева.

Для измельчения продуктов (черемухи, сушеной рыбы) использовали ступы разной формы, корыта, выдолбленные из дерева, и песты.

Для приготовления пищи на огне служили металлические котлы, чайники, сковороды. Вся металлическая посуда была покупной. Котлы и чайники подвешивали над огнем на специальных деревянных крюках. Для помешивания пищи в котлах служили деревянные лопатки или деревянные черпаки. Ими снимали жир, доставали из котла рыбу и мясо. В качестве тарелок использовали деревянные долбленые блюда, чаще всего прямоугольные, с закругленными углами. Встречались овальные и круглые блюда, круглые тарелки, плетенные из кедрового корня. Ложки вырезали из дерева.

Воду носили и держали в берестяных ведрах цилиндрической формы с пришивным дном и костяной ручкой.

Для хранения муки, сушеной рыбы и мяса служили берестяные коробки или мешки из кож тайменя, налима, стерляди. Продукты держали в больших берестяных емкостях – заплечных кузовах.

На протяжении 20 века традиционная посуда постепенно вытеснялась покупной. Традиционную посуду и кухонную утварь можно встретить в отдаленных районах, в обиходе оленеводов, охотников и рыбаков на промысле.
Игры, игрушки детей Югры.

Поскольку краеведение – это интегрированный курс, то первый урок можно провести в форме рассказа учителя. Тема детства, игр хорошо показана в книге Е. Айпина «В ожидании первого снега».

В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы – акань, выструганные игрушки и др. Часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым.

«С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду. Кроме кукол, игрушками девочек были всевозможные флакончики, разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже ненужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.

У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.

В младшем школьном возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна: в шапку-бабку.

В каждом хозяйстве держали, в зависимости от численности семьи, от одной до трех коров. Бычки и малопродуктивный скот шли под убой на мясо. Жили люди экономно и после забоя старались использовать все, что можно: кишки и сычуг (один из отделов желудка жвачного животного) шли на приготовление домашней колбасы, после тщательной обработки годился в пищу и желудок, из опаленных и оскобленных ног делали холодец, а бабки отдавали мальчикам для игры.

Для игры в шапку-бабку собиралось от 2-3 до 5-6 ребятишек. Они усаживались в кружок на крылечке или дома на полу, складывали в шапку бабки, каждый по одной. Затем один из них, на которого выпал жребий, брал шапку, встряхивал в ней бабки и переворачивал на пол. Подняв шапку, все смотрели, каков выигрыш. Та бабка, которая легла на брюшко, считалась выигранной. Если все бабки оказались на боку, шапка переходила к следующему по кругу игроку. Самым интересным в игре бывал момент, когда весь выигрыш доставался одному. Это случалось, если одна из бабок вставала на «попа», т.е. вертикально. Тогда начинался следующий кон.

В шапку-бабку играли осенью и зимой. А с наступлением весны, как только где-нибудь на бугорке сходил снег, и подсыхала земля, начинали играть в эти же бабки, но по-другому. На горке очерчивали круг до 8 метров в диаметре и в центре его рыли неглубокую круглую ямку в виде котла диаметром в 15-20 см. эта игра и называлась «в котел».

Каждый играющий должен был положить в котел по одной бабке. Кроме того, для игры нужна была еще одна квадратная железная гайка с длиной стороны примерно в 6 см и толщиной до 1,5см. эту гайку игрок бросал от границы круга в котел, стараясь выбить из него хотя бы одну бабку. Если это удавалось, он получал право войти в круг и уже у самого котла бить по оставшимся бабкам. Тот, кто «промазал» или, попав брошенной гайкой в котел, не выбил из него ни одной бабки, уступал место следующему игроку. Каждый старался выбить бабку с кона за черту круга – тогда она становилась его собственностью.

С дальнейшим наступлением весны, когда повсюду сходил снег и подсыхала земля, дети школьного возраста увлекались игрой в лапту или перебежки. В нее включались, особенно в воскресные и праздничные дни, и молодые мужчины. Почти на каждой улице собирались по 6-10 детей, выбирали место, где на той и другой стороне стояли у ворот, наискосок друг от друга, деревянные лавочки, и делились на две группы. Затем, двое, представляющие разные команды, становились посреди улицы на «матку»: один с мячом, второй с битой – круглой деревянной палкой метровой длины с утонченным одним концом, чтобы удобнее было держать. Мячи того времени были скатаны из овечьей шерсти – у ребятишек помладше, у старших – гуттаперчевые; резиновых тогда не было.

Одна команда выстраивалась вдоль улицы в 10-20м друг от друга, вторая собиралась на лавочке против матки. На «матке» игрок подбрасывал мяч, а его противник бил по мячу лаптой (битой), стараясь, чтобы он летел как можно дальше и выше. И пока стоящие на карауле ловят мяч, кто ударил удачно, и те, кто промазал, должны перебежать улицу до противоположной лавочки и вернуться. Тогда команда по-прежнему останется активно играющей стороной. Те, кто перебежать не успел, остаются на противоположной стороне и ждут удачного удара своего товарища.

Если во время перебежки кто-нибудь из стоящих в карауле сумел поймать мячик, он старался попасть им в бегущего, и если это удавалось, вся группа стоящих в карауле быстро бежит к «матке», после чего команды меняются местами.

Игра в перебежки заканчивалась с наступлением купального сезона. Как только температура в речке поднималась до 15-17 0 , первыми прыгали в нее с разбегу крепкие молодые парни, следом за ними вся детвора, и где-нибудь в сторонке, в безлюдном месте, купались девчонки. В то время пляжных костюмов сургутяне не знали и купались совершенно раздетыми.

В жаркие солнечные дни мальчишки, свободные от домашней работы, целыми днями пропадали на речке, заняв лучшие участки берега. Грелись в песочке, учились плавать, нырять. Приходилось опасаться иных взрослых, которые хватали малышей, забредали на глубину и отпускали их самостоятельно выплывать к берегу. Испуганный мальчишка плакал, но и радовался тоже от того, что сумел преодолеть это небольшое расстояние. В нем зарождалась уверенность в своих силах, и он уже забредал по горло в воду и повторял опыт, плыл к берегу.

Тем временем более опытные пловцы соревновались, кто дольше пробудет под водой, дальше нырнет, и так увлекались, что не замечали, как от холода синели губы и одолевала дрожь. Но зато, сколько было радости, особенно у тех, кто постигал искусство плавания и ныряния.

В середине лета, с началом спада воды в реке, многие ребята уезжали с родителями на варовой промысел рыбы, с которого возвращались в конце июля – начале августа. Старались вернуться к празднику – Ильину дню. Затем начиналась сенокосная страда, и мальчишкам постарше было не до игры: выезжали семьями на лодках за Обь, в Свиную курью, по речке Полуй, за Черный мыс в сторону р. Почекуйки. дома оставались только матери с малыми детишками и старики. Поскольку домашний скот летом и в начале осени держали в летних загородях на берегу Саймы, во дворах всегда было чисто и зелено. И у оставшихся дома малышей начиналась своя страда: они рвали ручонками траву, складывали ее в небольшие кучки-копны, из палочек строили стожарья и на них сметывали игрушечный стожок». вайне й: затесанные сваи препятствовали проникновению внутрь амбара грызунов. олрев, упругие деревца: бодая их, сдирают отслаившуюся кусками шкуру. рой.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы