Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм святой софии в. Собор Святой Софии, Стамбул: краткое описание, фото, история, адрес, время работы. Собор Святой Софии - царственный храм православия

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

· 28.05.2014

Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». В этой статье вы узнаете все об этой достопримечательности и увидите красивые фото Святой Софии.

Собор Святой Софии – одна из самых знаменитых достопримечательностей Стамбула

Святая София в Стамбуле – названия

Изначальное название: Собор Святой Софии – Премудрости Божией. Кроме того, в различных источниках вы можете встретить следующие названия:

  • Святая София Константинопольская;
  • Айя-Софья;
  • Ayasofya müzesi (турецкий вариант);
  • Софийский собор в Стамбуле и другие.

Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi).

История строительства собора Святой Софии в Стамбуле

Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил . Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде (Aya İrini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkapı Sarayı).

Одна из хорошо сохранившихся фресок византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле

Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».

Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии

Собор Святой Софии в Стамбуле – византийский период

Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.

Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.

Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

Храм Святой Софии в византийский период в разрезе

Собор Святой Софии в Стамбуле – османский период

После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.

До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.

Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.

В 1453 году после завоевания Константинополя османами, собор Святой Софии был превращен в мечеть

Собор Святой Софии в Стамбуле – период Турецкой республики

После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.

В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.

В наши дни в Святой Софии – музей, хотя споры о возвращении ему статуса церкви или мечети не утихают

Святая София в Стамбуле – архитектура и мозаики

Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола. Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.
Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.

Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.

Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.

Мозаика со стен собора Святой Софии в Стамбуле, Иисус на троне

Достопримечательности собора Святой Софии в Константинополе

Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;

Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.

Современный интерьер музея Святой Софии в Стамбуле

Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III. Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.

Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.

Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.

Собор Святой Софии в Стамбуле с высоты птичьего полета

Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.

Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.

Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.

Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.

Мечеть Айя-Софья в османский период (рисунок)

Полезная информация о музее Святой Софии в Стамбуле

Режим работы музея Святая София в Стамбуле: ежедневно, кроме понедельников с 9:00 до 19:00 в летний период (15 апреля – 01 октября) и с 9:00 до 17:00 в зимний период (с 01 октября по 15 апреля). Окончание продажи билетов и последний заход в музей: в 18:00 летом и в 16:00 зимой. Читайте также подробную статью о на нашем сайте. Также, точное стамбульское время вы всегда можете увидеть внизу нашего сайта на любой из страниц.

Стоимость посещения музея Святая София в Стамбуле: 30 турецких лир, для детей до 12 лет вход бесплатный (актуальный курс лиры к основным валютам смотрите в нижней части любой из страниц сайта).

Внимание! Музей Святая София в Стамбуле не работает во время священного месяца Рамадан. Информацию о датах праздника Рамадан вы можете получить в

Сайт музея Святая София в Стамбуле: http://ayasofyamuzesi.gov.tr

Адрес музея Святая София в Стамбуле: Hagia Sophia Square, Sultanahmet Fatih/İstanbul

Узнать, как добраться и как найти собор Святой Софии вы можете на нашей .

Собор Святой Софии в Стамбуле на закате дня

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет , окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

(тур. Ayasofya ) , является выдающимся памятником византийского зодчества и символом “золотого века” Византии. Величественное сооружение находится в центре Стамбула и в настоящее время служит музеем.

Строительство Софийского собора началось ещё в 324 году при византийском императоре Константине. Строительство длилось довольно долго и закончилось только в 337 году. Однако, в последующие годы, храм преследовали настоящие беды и несчастья. Из-за народного восстания в 404 году сооружение было сожжено. После восстановления храм простоял невредимым всего около десяти лет, после чего пламя опять уничтожило большую часть строений. Позже, император Феодосий II приказал построить на месте пепелища небольшую базилику, но и она сгорела в 532 году. Руины её обнаружат только в 1936 году во время проведения раскопок на территории Софийского собора.

Собор будет решено отстроить заново после подавления бунта, который чуть не привёл к свержению императора Юстиниана. Стоит отметить, что к этому моменту территория с пепелищами предыдущих храмов была застроена различными городскими постройками, поэтому императору пришлось потратить немалую сумму, чтоб выкупить землю назад.

К строительству были привлечены самые лучшие архитекторы того времени – Анфимий Тралльский и Исидо Милетский. На стройке ежедневно было задействовано около 10 тысяч рабочих. Возведение собора закончилось к 537 году, и 27 декабря храм был торжественно освящён патриархом Миной.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.

Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!

В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.

С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.

Софийский собор в Стамбуле долгое время оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота строения достигала 55 метров, а диаметр купола – 31 метр. Если смотреть сверху, то храм представляет из себя крест размерами 70 на 50 метров. Купольная система колоссальных размеров до сих пор остаётся шедевром архитектурной мысли.

Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами. Из мозаик стоит особо отметить портрет императора Александра, Богоматери и Иисуса Христа.

Так же стоит упомянуть и про достопримечательности собора, к которым относится “плачущая колонна” (по поверьям исполняет желания всех прикоснувшихся), а также “холодное окно”, от которого даже в зной веет прохладой.

Купол Айя-София

Для современного уровня строительных технологий, возможно, Айя-София и не покажется вам чем-то особенным, но для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. К слову, в то время больше купола Софии был только купол Пантеона в Риме, построенный в первой половине II века. Он считался вершиной инженерного искусства - диаметр купола в 44 метра не мог повторить ни один архитектор более позднего времени. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию.

Инженеры Айя-София, в этом смысле, поставили перед собой более сложную задачу – их купол в 39 метров не покоился на толстых стенах. Его вес распределялся через систему многочисленных более мелких куполов, арок и контрфорсов. Интересно, что купол Айя-София доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. И аналогия с Пантеоном здесь не случайна. Если Пантеон считался символом Древнего Рима, то Святая София, построенная императором Юстинианом, ни много ни мало, должна была стать центром мира христианского.

Купол собора Айя-София в Стамбуле часто сравнивают с куполом Пантеона в Риме

Интерьер музея Айя-София

В плане собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею.

Обратите внимание на мраморный декор стен и колонн. Для храма архитекторы, безусловно, с одобрения императора использовали цельные колонны из зеленого и порфирового мрамора. Ведь храм Софии должен был стать самым грандиозным сооружением империи – буквально «центром мира». Сегодня, в век высоких технологий и небоскребов, колонны из цельного мрамора нам не кажутся чем-то особенным, но если представить VI век н.э. и уровень технологий добычи камня, его логистики и обработки, то становится понятно, что каждая цельная колонна по своим трудозатратам была сравнима со строительством небольшой часовни.

Внутреннее убранство храма

Мраморные стены собора требуют отдельной поэмы. Считается, что для отделки использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии… Со всех концов империи свозилось всё самое дорогое и ценное для строительства главного храма Вселенной, как тогда называли Византию. Ценные блоки мрамора мастера разрезали и раскладывали как книжку, совмещая стыки. От этого рисунок мрамора приобретал замысловатую симметричность. «Замысловатую» потому, что симметричность в природе как феномен отсутствует, но здесь же работа каменщиков была настолько ювелирна, что стыки шва были практически не заметны и всё же создавали невозможное.

Слева от входа находится «потеющая», «плачущая» или как её ещё называют «влажная» колонна. Верят, что если в бронзовое отверстие на колонне вставить палец и совершить кистью полный круг, то желание исполнится. А если серьёзно, то ученые считают, что она стоит на месте, где подземные воды подходят близко к поверхности, отчего колонна покрывается водянистой испариной. Ещё в древние времена она начала разрушаться, и была укреплена бронзовой стяжкой.

В основании купола ряд окон, которые за счет яркого проникающего света создают эффект «парения» купола в воздухе. В парусах купола – большие диски обтянутые кожей и несущие золотые имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх халифов. В центре храма, под куполом, чуть правее на полу разноцветные каменные плиты , сложенные в квадрат – это место императорского престола или омфал.

Гигансткий купол Айя-София

Однозначно имеет смысл подняться на галереи и увидеть шедевр византийской мозаичной живописи – «Деисус». Как известно, этот сюжет абстрактно изображает Страшный Суд, где Христос судит человечество за грехи. Справа от него всегда изображается Богоматерь, а слева – Иоанн Предтеча. Они словно молятся и просят у Христа быть милостивым к беспутным людям. Мозаика датируется XIII веком.

Мозаика "Деисус" собора Айя-София в Стамбуле

К «Деисусу» вы пройдете через мраморные «Врата Ада и Рая». Когда и кем они были привезены в Константинополь – неизвестно.

Врата Рая часто называют и Вратам Ада

Мозаики Айя-Софии

Император Иоанн Комнин II с женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей

А ещё в соборе можно найти руны, выскобленные, видимо, викингами, состоявшими на службе у византийского императора.

Руны на перилах собора Айя-София



Включайся в дискуссию
Читайте также
Карта Ахтырки подробная — улицы, номера домов, районы Ахтырка население численность
Рыболовные туры и платная рыбалка в чувашской республике Где ловить карпа в чувашии
Карта Искателей подробная — улицы, номера домов, районы Ненецкий ао п искателей