Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пограничный сторожевой корабль пурга 1989 год камчатка. Пограничный корабль «Пурга. Наименование объекта усовершенствования

Пограничный сторожевой корабль проекта 52 "Пурга"
Проект
Страна
Изготовители
Годы постройки 1938-1957
Запланировано 1
Построено 1
В строю 0
Отправлено на слом 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3165 тонн (полное - 3819 тонн)
Длина 95,3 м
Ширина 15,1 м
Осадка 5,37 м
Двигатели 6 дизелей "37-Д" работающих на три вала
Мощность наибольшая: 12000 л. с.
Скорость хода полная - 17 узлов ;
экономическая - 10 узлов
Дальность плавания 12588 миль при экономическом ходе
Автономность плавания 35 суток
Экипаж 250 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1»
Артиллерия 4×1 100-мм
Зенитная артиллерия 6×2 37-мм
Противолодочное вооружение ГАС «Тамир-5», 4 бомбомёта (БМБ-2), 70 ГБ
Минно-торпедное вооружение 30 мин

«Пурга» - пограничный сторожевой корабль (СКР) ледового класса, единственный представитель проекта 52.

Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

История строительства

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» 1936 г. Проект в 1937 – 1938 гг. разработало ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД. 17 декабря 1938 г. корабль заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.

История службы

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.

Егоров Михаил Гаврилович - служил на ПСКР "Пурга" с 1957 по 1961 год сначала в должности командира БЧ-1, затем помощника командира корабля.

М. Г.Егоров

Воспоминания о службе на ледокольном пограничном сторожевом корабле 1-го ранга «Пурга»

Жизнь корабля, как и жизнь человека, описать не просто. В ней среди повседневных и будничных событий бывают победы и поражения. Пограничный сторожевой корабль ледокольного класса «Пурга» был заложен 17 декабря 1938 г. на Ленинградском судостроительном заводе № 196 (до 1937 года именовался завод «Судомех», в настоящее время Открытое акционерное общество "Адмиралтейские верфи") и спущен на воду в апреле 1941 г. Начальный проект «Пурги» был разработан в ЦКБ-32, затем в 1946-1947 годах его переработали в ЦКБ-15. Достройка корабля началась лишь в 1951 г. на Адмиралтейском заводе (главный строитель А.С. Мадера).
В период 900 блокадных дней корпус ПСКР «Пурга» был ошвартован у борта крейсера «Киров» для его защиты от попадания вражеских снарядов. Крейсер защищал своими мощными орудиями город, стоя у причала Горного института.
Командир электромеханической боевой части ПСКР «Пурга» капитан 2 ранга В.П.Маричев, участвующий в достройке корабля, сообщил, что в ледовом поясе корпуса (25 мм) было заделано 14 артиллерийских пробоин с частичной заменой клепаных стальных листов.
После войны появились радиолокационные станции: навигационные, артиллерийские и воздушного обнаружения. Стало другое, более совершенное вооружение и средства его автоматизации. Все это учитывалось при достройке корабля и привело к значительному изменению старого проекта. Так палуба полубака была продлена почти до юта, что позволило разместить экипаж корабля, который тоже увеличился и составлял 207 человек, из них было 19 офицеров.
Достройка ПСКР «Пурга» была предусмотрена программой строительства пограничных кораблей. Она намечалась на 1953 г., но была сорвана и произведена в 1957 году.
В феврале 1957 г. шли ходовые испытания. Корабль прибыл в порт Таллин, где я после окончания в 1956 году штурманского факультета 6–х Высших специальных офицерских классов ВМФ проходил службу на ПСКР проекта БО-122бис командиром БЧ-1,4,сл.«Р». На ПСКР «Пурга» штурманом был выпускник нашего Ленинградского высшего пограничного военно-морского училища капитан-лейтенант Г.Л.Мимченко. Я хорошо знал этого офицера, так как в 1951 году курсантом-мичманом проходил стажировку в г. Лиепае на ПСКР «Коршун» на должности штурмана, где он был командиром штурманской боевой части. Григорий Лазаревич пригласил меня на «Пургу», провел в штурманскую рубку. Впечатляли ее размеры и высота, на которой она находилась от воды. Г.Л.Мимченко сообщил о том, что он назначен помощником командира корабля и предложил мне быть штурманом «Пурги». Я согласился. Штурманское вооружение корабля было мне знакомо. Все назначения на офицерские должности корабля 1-го ранга утверждались в Главном управлении пограничных войск, туда и было направлено представление на меня. В начале марта из Москвы пришел приказ о моем назначении командиром БЧ-1 на «Пургу».
В это время корабль стоял у сдаточной стенки Адмиралтейского завода. Рядом огромной махиной нависал форштевень атомного ледокола «Ленин», который стоял на стапеле. Шли государственные испытания «Пурги», устранялись вскрытые недостатки, поэтому на корабле, кроме его экипажа, находилось много рабочих завода, гарантийных специалистов и представителей военной приемки, которая была введена в 1952 году. Специалисты жили на боевых постах, в артиллерийских погребах и других помещениях. Камбуз работал в две смены.
Корабль имел уникальное оборудование, новые виды вооружения, по которым в морских частях пограничных войск еще не было подготовленных специалистов. Необходимо было создать боевую организацию корабля, разработать боевые и повседневные расписания и в соответствии с ними присвоить старшинам и матросам боевые номера, выдать им книжки «Боевой номер», в которых указываются места и обязанности по всем корабельным расписаниям, закрепленное за ними оружие и материальная часть. Мы взяли две типовых организации кораблей ВМФ (бланки) – крейсера и эсминца. Но не подошло ничего. Нам пришлось постоянно корректировать эти расписания. При этом учитывалось, что на корабле было 329 помещений и отсеков, в которых необходимо поддерживать порядок и чистоту.
Каждый командир корабля только тогда будет уверен в надежности экипажа, когда на корабле отработана четкая организация действий личного состава по всем боевым расписаниям. Вот почему каждый вечер и периодически ночью раздавался сигнал учебно-боевой тревоги - шли постоянные тренировки и боевые учения. Приобретались навыки обслуживания боевой техники и заведований. Сплачивался экипаж корабля.
Вспоминаются и интересные поручения, которые приходилось выполнять в этот период. Завод-строитель должен был оборудовать кают-компанию офицеров, в том числе разместить в ней какое-нибудь живописное произведение. Ответственный сдатчик А.С.Мадера попросил экипаж корабля самим приобрести картину. Поручили мне и командиру группы управления артиллерийской боевой части старшему лейтенанту Сергею Сажину. Мы опросили пожелания офицеров и приобрели картину в мастерской художников на Невском проспекте, остановив свой выбор на полотне «Дубки в Сестрорецке», изображающем аллею парка в летний день. Приятно было потом, находясь в заснеженном Заполярье, смотреть на картину и вспоминать лето в Ленинграде, с которым у каждого так много было связано в жизни.
Государственные испытания прошли успешно. Остались только испытания в штормовую погоду, которые было принято решение провести на Севере. После ледового плавания корабль поставили в док им. М.А.Сургина Морского завода в Кронштадте.
16 апреля 1957 г. на корабле были подняты военно-морской пограничный флаг и гюйс: ПСКР «Пурга» вступил в строй действующих кораблей морских частей пограничных войск.

Прием на борт шкиперского и вещевого имущества по нормам снабжения кораблей пограничных войск проходил в порту Ломоносов. Под четким руководством начальника интендантской службы корабля капитана Анатолия Носкова (в последующем полковник, многие годы служил в Хозяйственном управлении КГБ) около 60 автомашин было разгружено всего за 40 часов, всё имущество без каких-либо утерь или повреждений было размещено на штатных местах в помещениях корабля. Вспоминается, что на фоне заходящего солнца вереницы матросов, поднимающихся по трапам с мешками, тюками, ящиками и бочками, вызывали образы когда-то увиденных в кинофильмах далеких южных портов с морскими судами, загружающимися перед выходом в долгое плавание. Началась подготовка к переходу в пункт базирования Кувшинская Салма (бухта и поселок в Кольском заливе Баренцева моря.). Старший помощник командира Антонов Николай Михайлович уделял большое значение изучению устройства корабля. Трое суток все офицеры, надев комбинезоны, обходили корабельные помещения, закрепляли знания об их предназначении и оборудовании техническими средствами.
Старший помощник командира корабля Н.М.Антонов на ходовом мостике Продолжались занятия по изучению новой материальной части. «Шеф-мастера», отладив и настроив оборудование, технику и аппаратуру, покинули корабль. Личный состав полностью вступил в обслуживание закрепленной материальной части по произведенному допуску. В дневное время стало возможным проводить общекорабельные учения. Была составлена предварительная прокладка предстоящего пути перехода. Особенно беспокоил проход проливной зоны ввиду наличия минной обстановки и большого количества буев и знаков по маршруту перехода. В связи с этим я обратился к штурману крейсера «Свердлов», которого знал по совместной учебе на 6-х офицерских классах ВМФ. Этот корабль в 1953 году ходил в Англию для участия в морском параде по случаю коронации Елизаветы II. Мне понравились имевшиеся на крейсере схема проливной зоны и карточки вахтенных офицеров при проходе ее. Я решил скопировать их и за помощью обратился в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище. Начальник училища контр-адмирал Е.С.Колчин дал соответствующее указание в чертежное бюро училища и попросил изучить возможность стажировки курсантов на переходе. Эта идея была успешно реализована и впервые 40 курсантов командного факультета ЛВВМПУ участвовали в дальнем заграничном походе. В порту Таллин корабль принял боезапас и в первых числах июня 1957 г. прибыл в порт Балтийск для окончательной подготовки к походу. ПСКР «Пурга» в Балтийске во время подготовки к переходу вокруг Скандинавского полуострова в Кувшинскую Салму Переход был назначен в составе отряда кораблей, в который входили: ПСКР «Пурга», ледокольный корабль «Пересвет» Управления вспомогательных судов и гаваней ВМФ, и плавбаза подводных лодок «Вытегра». Последняя задерживала выход, ввиду своей не полной готовности к походу (была построена в Польше как рудовоз и требовала значительной модернизации). Активно шла боевая подготовка. Необходимо было отработать боевую организацию корабля в целом. Офицерским составом изучался маршрут перехода и особенности международного морского права. Все навигационные карты и пособия по маршруту перехода были откорректированы в гидрографическом отделе Балтийского флота и на корабле на день выхода. Особое внимание уделили и внешнему виду корабля. У нас был опытный и толковый главный боцман мичман Н.М.Похваленко По его инициативе в шаровую краску была добавлена эмаль. Корабль выглядел хорошо!
Главный боцман ПСКР «Пурга» Николай Моисеевич Похваленко Готовность к походу проверялась комиссиями морского управления Главного управления пограничных войск и Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Знания командования, вахтенных офицеров и штурмана комиссией оценены на «отлично». Корабль был к походу готов. Переход осуществлялся под флагом гидрографической службы ВМФ с зачехленными орудиями. Выход назначался с расчетом подхода к приемному бую проливной зоны рано
Практически от приемного буя Датских проливов мы были под пристальным вниманием катеров и самолетов стран – участниц НАТО. Один катер лег на параллельный курс и длительное время производил киносъемку нашего корабля. Самолеты делали очень низкие облеты.
Корабль проходил проливы по повышенной боевой готовности, хотя орудия были под чехлами. В ходовой рубке размещалась схема проливов, где отмечалось наше местонахождение. Вахтенные офицеры следили за обстановкой, руководили вахтой и использовали карточки с указанием навигационного ограждения, минной обстановки и использования технических средств. У грот-мачты на запасном командном пункте, оборудованном всеми указателями и репитерами курса и скорости, вели навигационную прокладку посменно 20 курсантов ЛВВМПУ.
В проливной зоне на плавбазе «Вытегра» вышел из строя паровой котел и она лишилась хода. Мы встали на якорь у порта Гетеборг. Было принято решение: ледоколу «Пересвет» взять на буксир плавбазу, ПСКР «Пурга» следовать самостоятельно. На борту «Пересвета» проходило практику 20 из 40 курсантов ЛВВМПУ.
Мы вышли в Северное море, была незначительная зыбь. Теперь корабль шел с более высокой, по сравнению с проливной зоной, скоростью хода. Постепенно чувствовалось приближение Севера – низкие, тяжелые тучи, понижение температуры, особенно у мыса Нордкап.
9 июля мы подошли к Кувшинской Салме. Как и положено после похода, была сделана большая приборка до захода в базу.
Утром 10 июля 1957 г. ПСКР «Пурга» ошвартовался у пирса базы с отдачей левого якоря.
По распоряжению Главного управления пограничных войск мы подчинялись непосредственно командованию Северного пограничного округа (г. Петрозаводск). Нас на пирсе встречали: начальник войск округа полковник Семененко И.И. (в последующем генерал-майор), его заместитель по морской части капитан I ранга П.Д.Маслий и командование 1-го Краснознаменного отряда пограничных кораблей (КОПК) – командир отряда капитан 1-го ранга С.С.Козлов и начальник политотдела капитан 2-го ранга П.И.Мясников.
Встал вопрос – где жить семьям офицеров и сверхсрочнослужащих, которых на корабле было соответственно 19 и 10 человек. Накануне в поселок были доставлены конструкции сборного 8-квартирного деревянного дома на 16 комнат. Дом поставили своими силами за 40 суток. Это позволило разместить 16 семей. Дом и поныне стоит, но использовался в последнее время как школа.
В то же время решались и бытовые вопросы. На корабле была своя хлебопекарня. И если с выпечкой белого хлеба особых проблем не было, и аромат выпечки расходился по ночному кораблю, согревая душу чем-то домашним и теплым, то выпечка черного хлеба у нас не ладилась. Он выпекался полусырой и невкусный.
Однажды в каюту командира корабля М.А.Гончарова пришел начальник интендантской службы капитан А.Н.Просвирин и пожаловался, что ему в каюту на стол матросы поставили фигурку козла, вылепленного из похожей на замазку мякоти хлеба. Матвей Алексеевич сказал, что следующую выпечку он будет делать сам. И сделал. Строго руководствовался инструкцией и температурой в помещении. Хлеб черный получился отменный. Проблема была решена.
Приятно, что в штабе 3-го КОПК были товарищи, с которыми я учился на штурманском факультете Высших специальных офицерских классов: начальник штаба Н.Н.Далматов и флагманский штурман Г.Г.Гирин, а флагманским связистом был мой однокурсник Г.Я.Вайнер. Это помогало осваивать обстановку и задачи службы на новом месте.
Корабль сдал первую курсовую задачу, получив допуск на охрану государственной границы. Необходимо было испытать корабль в штормовых условиях. Из Москвы прибыла комиссия во главе с заместителем начальника морского управления ГУПВ капитаном 1-го ранга П.А.Козленковым
Необходимо сказать, что ПСКР «Пурга» прекрасно вел себя во льдах (об этом позже), но при нахождении корабля в море на большой волне создавались тяжелые условия для личного состава. Дело в том, что важным показателем остойчивости корабля, влияющего на амплитуду и период бортовой качки, является поперечная метацентрическая высота. Её величина для различных классов кораблей различна. Так, например, для крейсеров это 0,9 - 1,5 м, для эскадренных миноносцев 0,7 - 1 м, для подводных лодок 0,30 - 0,45 м. На «Пурге» поперечная метацентрическая высота составляла 1,69 м. Это приводило к короткому периоду колебаний корабля и связанной с этим центростремительностью качки. Всего за 12 секунд корабль успевал, при крене на 30º на один борт встать на ровный киль, накрениться на 30º другого борта, снова встать на ровный киль и накрениться на 30º. На ходовом мостике (16 м от воды) – сплошные «качели». В кают-компании тарелки слетали со столов, имевших специальные бортики. В каютах матрасы с коек сбрасывало на палубу (в первом же ремонте на койки установили ограждения). Прием пищи в кают-компании в период шторма шел с применением дюралевых мисок и еды с рук.
Настоящие мореходные испытания у нас произошли позже – осенью 1957 г. Мы находились на дозорной линии мыс Цып-Наволок – мыс Сеть-Наволок. Получили штормовое предупреждение об усилении северного ветра до 12 баллов. Укрылись от шторма в надежном месте – на рейде Кильдин Восточный. Прогноз оправдывался, погода начала портиться. Вечером получили приказание: «Сообразуясь с погодой выйти в море на оказание помощи панамскому транспорту, который терпит бедствие в 20 милях от острова Кильдин. Море 10 баллов».
Мы были готовы к плаванию в штормовых условиях: все, что положено было задраено, закреплено на палубе, выставлены штормовые леера и пр. На рейде в месте укрытия было довольно спокойно. Остров Кильдин высокий и укрывал «Пургу» от ветра, но стоило выйти за пределы рейда, как корабль попал в настоящий шторм. Волны били в борт корабля. В отдельные моменты крен достигал 43є. А после поворота, когда мы пошли к транспорту, началась продольная качка. Водяная пыль и брызги летели по ветру на ходовой мостик. Мы прошли около часа и получили команду: «Отбой». К терпящему бедствие судну подошел спасатель.
На спокойной воде мы осмотрелись. На полубаке часть дельных вещей и спасательные круги были смыты за борт. Часть матрасов в каютах офицеров и мичманов сбросило на палубу. На ходу не представлялась возможность попасть в носовой отсек, так как не было штормового леера. На продольной волне и бортовой качке якоря бились в клюзах, требовались какие-то приспособления для их стопорения. При очередном ремонте все недостатки были устранены. Этот выход подтвердил хорошие мореходные качества корабля и стал испытанием для молодых матросов, прибывших из учебных отрядов. Это был единственный в Заполярье жестокий шторм, в который попал корабль.
Поселок Кувшинская Салма с 1938 года был базой пограничных кораблей, где имелось всё необходимое для нормального автономного базирования. Кстати, в этой части служили на разных должностях и стали впоследствии адмиралами её командиры А.В.Садников, А.И.Дианов, П.А.Козленков, Б.П.Рябов, Н.Н.Кудинов, а также офицеры управления и кораблей: В.И.Карпенко, Н.Н.Далматов, Г.М.Маркарьянц, О.И.Свистунов, А.А.Алексеенко, В.П.Куликов, И.В.Алферьев (Украина), В.Ф.Сычев (Украина). Тринадцать адмиралов! Другой такой морской пограничной части в России нет.
Основной пирс, у которого швартовались корабли, был деревянным с металлическим основанием (в последующем его заменил расширенный и удлиненный железобетонный причал). База была расположена у выхода из Кольского залива, что позволяло пограничным кораблям оперативно влиять на сложившуюся обстановку.
Единственным недостатком базирования было отсутствие автомобильной дороги до мест постоянной дислокации взаимодействующих соединений и частей Северного флота и до города Мурманска. Вся связь с внешним миром осуществлялась только кораблями и катерами 3-го КОПК.
Территория части была ограничена и еще около трети ее заполнялось водой в период полных вод. Для тех из нас, кто служил на Балтике и Черном море, приливно-отливные течения были в диковинку, но были характерной особенностью базирования.
Флагманский механик отряда капитан 3 ранга Г.Н.Мурачев раздобыл земснаряд колхозного типа и организовал работу по ликвидации лагуны. Для этого земснаряд забирал песок от места базирования кораблей и перекачивал его в лагуну. С нашего корабля ежедневно выделялись матросы для переноса шлангов. За три года лагуна была заполнена песком. На новой территории была построена электростанция, которая полностью обеспечивала нужды поселка.
3-й КОПК не имел в своем составе кораблей ледового класса и состоял в основном из тральщиков проекта 254К. Они не могли плавать в условиях ледовой обстановки и в зимний период контролировать замерзающее горло Белого моря им было весьма сложно. Основная надежда была на наш корабль.
В зимний период норвежские шхуны были полными хозяевами положения и от острова Новая Земля до горла Белого моря в больших количествах били белух и тюленей в наших территориальных водах. Использование корабля на дозорной линии от полуострова Рыбачий до мыса Териберка осенью 1957 г. не принесло оперативного эффекта. Главное назначение корабля проявилось при появлении льда на охраняемом участке.
Наступила полярная ночь. Это явление нужно пережить. Солнца нет, понижается температура. В поселках зажигаются яркие лампы большой мощности (так называемые «Солнца»). Доминирующий из-за снега белый цвет действует на психику. Жилые дома перекрашиваются в цвета радуги. На небе происходит захватывающее зрелище. Это и волноподобные колебания сине-зеленого цвета и ассиметричные раскручивающиеся спирали красного цвета.
Это тяжело переживается людьми, особенно, если не все благополучно в семье.
В январе 1958 г. в 10 милях от м. Святой Нос была обнаружена цель, находящаяся во льдах. Она находилась в наших территориальных водах. Это было первое задержание норвежской зверобойной шхуны. Командиром осмотровой группы был помощник командира корабля Г.Л.Мимченко (в последующем преподаватель ЛВВМПУ, капитан 1-го ранга). Шхуна была отконвоирована в пос. Порт-Владимир в заливе Ура-Губа и передана на фильтропункт 82-го пограничного отряда.
В феврале 1958 г. в связи с болезнью Г.Л. Мимченко его обязанности помощника командира с совместительством должности командира БЧ-1 были поручены мне.
При очередном выходе в море корабль в районе Семиостровского рейда обнаружил в ледовой полынье одиннадцать норвежских зверобойных шхун в наших территориальных водах
У нас был опытный радист, который до призыва на военную службу работал радистом на гражданских судах. Еще до подхода к району он доложил на главный командный пункт, что рядом находятся норвежские шхуны, которые ведут переговоры на выделенной нам запасной частоте. Было принято решение при подходе к шхунам создать радиопомехи и лишить их радиосвязи.
На корабле были две штатные осмотровых группы. Пришлось срочно создавать одиннадцать осмотровых групп во главе с офицерами, начать их высадку и задержание шхун. Шхуна «Брэна» была уже задержана, а ее сквозь помехи пытались вызвать другие шхуны. Наиболее быстро оформление задержания и составление акта о нарушении государственной границы произвел командир электротехнического дивизиона БЧ-5 капитан-лейтенант Б.А.Григорьев, который свободно владел немецким языком и при его помощи общался с норвежским капитаном. Зверобойные суда с белухами и шкурами тюленей на борту были задержаны и отконвоированы на фильтропункт в Порт-Владимир. Личный состав за умелые действия по охране границы был награжден медалями и знаками отличия.
В этот период правительственная делегация Норвегии прибыла в Москву. По решению руководства страны через неделю задержанные суда были выдворены из наших вод. Это был хороший урок норвежцам.

Гончаров Матвей Алексеевич -
первый командир ПСКР «Пурга»

Оскар ФАСОЛЬКО,
ветеран погранвойск

Флагман пограничного флота

Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. Интерес к этому самому крупному и уникальному во многих отношениях кораблю вызван не только славным боевым прошлым, но и историей многих поколений моряков-пограничников, прослуживших на нем.

Известно, что до Великой Отечественной войны границы Заполярья длительное время охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия».

Целевое назначение корабля - охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. «Пурга» строилась в Ленинграде на заводе «Судомех», ныне «Адмиралтейские верфи», где, между прочим, в свое время были построены крейсер «Аврора» и атомный ледокол «Ленин».

«Пурга» была спущена на воду для последующего монтажа энергетического оборудования - сердца корабля - незадолго до начала войны. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений.

Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги».

Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креповых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, были изготовлены из качественной стали и имели съемные лопасти.

Следует также отметить значительную сложность и уникальность энергетической установки «Пурги». Впервые в мире на корабле для передачи мощности от главных двигателей на гребные винты использовались гидротрансформаторы, которые обеспечивали движение судна во льдах, а также реверсирование гребных валов (передний и задний ход). Ледовые качества превзошли проектные, поскольку «Пурга» успешно передвигалась во льдах толщиной около одного метра.

Согласно расписанию экипаж корабля в мирное время составлял 226 человек, из них 75 человек в составе электромеханической боевой части.

Формирование команды началось примерно за 1,5-2 года до вступления корабля в строй, поскольку личный состав всех боевых частей должен был освоить сложную технику, подготовиться к дальнему походу и к службе по охране морских границ.

Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров - бывалый и опытнейший моряк. Еще до войны он охранял дальневосточные морские границы. В штормовую погоду и в минуты опасности командир всегда был на мостике. И казалось, что здесь он мог находиться сутками, если того требовала ситуация. «Пурга» была его родным домом - даже на берег он сходил редко.

Первый старпом - капитан 3 ранга Н.М. Антонов, который затем в течение многих лет командовал «Пургой».

Командиры и офицеры боевых частей корабля В.П. Маричев, Г.Л. Минченко, М.Г. Егоров и другие также имели опыт флотской службы и были хорошими специалистами. Несколько позже командиром дивизиона движения был назначен я, автор этих строк, а командиром электротехнического дивизиона - Б.А. Григорьев.

На ходовые испытания «Пурга» вышла только в феврале 1957 г. Для нас, моряков, особенно для механиков, это был исторический момент, поскольку корабль теперь стал нам родным домом и словно живым существом. Испытания длились более месяца, после чего производились различного рода доработки и устранения дефектов по замечаниям личного состава. Но в целом, на что мы сразу обратили внимание, корабелы построили добротный корабль, снабдив его большим количеством запасных частей и материалов для длительных переходов.

Первый переход корабля из Ленинграда к месту дислокации - Кувшинская Салма - был очень интересным. Тогда, в разгар «холодной войны», наши боевые корабли не столь часто ходили в дальние походы, поэтому «Пурга» проследовала через Датский пролив под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. Самолеты летали над кораблем столь низко, что, казалось, вот-вот заденут мачты, а встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами буквально в 10-12 метрах, приветствуя нас, играя «захождение». Когда проходили через проливы, хорошо были видны низкие зеленые берега Дании, стада коров и машущие нам дети.

В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Появление пограничного корабля для них было полной неожиданностью. Шхуны были отконвоированы в одну из бухт, недалеко от нашей базы.

Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток. Этот переход еще раз подтвердил высокие мореходные качества корабля и хорошую выучку личного состава. Конечно, основная нагрузка легла на электромеханическую боевую часть, обеспечивающую движение корабля. Нормальный шум работы главных двигателей и других механизмов корабля для механиков был подобен музыке.

Во время этого перехода жестко ограничивалось потребление пресной воды для бытовых нужд. Какова же была радость личного состава, когда на одном из этапов нашего пути неожиданно обнаружилось, что за бортом вода слабосоленая, видимо в результате поступления огромных масс пресной воды из могучих сибирских рек. На корабле сразу же был объявлен банный день.

«Пурга» пришла к месту постоянного базирования - в бухту Соленое озеро (Петропавловск-Камчатский) - 9 сентября 1959 г. и затем более 30 лет охраняла морские границы от Чукотки до Южных Курил, находясь в оперативном подчинении командования войск Тихоокеанского пограничного округа.

Корабль в основном выполнял задачи охраны природных богатств и ресурсов, а также оказывал помощь сухопутным подразделениям, особенно в тяжелых зимних условиях.

Служба на «Пурге» была для моряков-пограничников суровой школой, требовавшей большой отдачи, а порой и героических усилий.

В сложных, а зачастую в экстремальных условиях проходили многочисленные задержания нарушителей границы с высадкой осмотровой группы во главе с помощником командира корабля капитаном 3 ранга М.Г. Егоровым.

Однажды во время сильного шторма вышло из строя рулевое управление «Пурги». Чтобы устранить неполадку, нужно было попасть в румпельное отделение. А это можно было сделать только через верхнюю палубу, на которую обрушивались огромные волны. С большим риском для жизни командир электротехнического дивизиона капитан-лейтенант Б.А. Григорьев все-таки пробрался в отделение и устранил неисправность.

В трудных ледовых и метеорологических условиях «Пурга» неоднократно оказывала помощь затертым во льдах и терпящим бедствие судам, прокладывала пути через льды от Магадана до Чукотки.

Во время длительного пребывания корабля на охране границы, которое затягивалось порой до пяти месяцев, личный состав был сильно ограничен в расходе пресной воды. По инициативе командира электромеханической боевой части капитана 3 ранга А.И. Скрысанова были произведены конструктивные изменения в системе обеспечения пресной водой. В результате запасы увеличились в четыре раза за счет возможности использования дифферентных и креновых отсеков.

Старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Г.С. Кулышев вспоминает операции, которыми он руководил.

Однажды ранней весной прервалась связь с постом радиотехнического наблюдения Камчатской военной флотилии на мысе Африка (восточный берег Камчатки). После высадки поисковой группы в сложных условиях, при сильном волнении и в дрейфующих битых льдах, личный состав поста был обнаружен в бессознательном состоянии и доставлен на корабль. На «Пурге» им была оказана первая медицинская помощь, а затем спасенные люди были доставлены в больницу поселка Усть-Камчатск.

В районе острова Уташуд (юго-восточное побережье Камчатки), - рассказывает Г. Кулышев, - пограничная поисковая группа с собакой из-за продолжительного шторма оказалась в тяжелом положении: закончилось продовольствие, прервалась связь. Со скалистого берега на сильной прибойной волне группа была снята и доставлена в Петропавловск-Камчатский.

Или же такой пример. Глубокой осенью личному составу «Пурги» была поставлена задача - срочно доставить из Петропавловска-Камчатского на Чукотку, в бухту Провидения, несколько тонн аммонита для геологических работ. Аммонит был погружен в один из освобожденных от боезапаса артиллерийских погребов. В штормовую погоду в условиях сильного обледенения груз был доставлен по назначению.

Были случаи гибели японских рыболовецких шхун, выброшенных в штормовую погоду на скалы Курильских островов. Выживших и погибших японских рыбаков с большим риском доставляли на борт «Пурги». Корабельный врач Филиппенко оказывал пострадавшим первую помощь, после чего они передавались на японские полицейские корабли или торговые суда в согласованных с японскими властями точках Тихого океана.

Капитан 1 ранга В.И. Изергин, командовавший «Пургой» в течение 10 лет, вспоминает:

В феврале 1973 года корабль был направлен в район южных Курил, где образовались скопления льда у Малой Курильской гряды, островов Кунашир и Итуруп. Пограничные корабли не могли выйти в море и нести службу, чем и воспользовались японские браконьеры.

Придя в район, «Пурга» сразу же обнаружила несколько иностранных шхун, занимавшихся промыслом в наших водах. Одна из шхун ловила краба буквально в 500 метрах от острова Итуруп. Пограничники предприняли все меры к задержанию нарушителей. Шхуна попыталась покинуть наши воды, на ходу выбрасывая краба за борт. Но очень скоро японские браконьеры поняли, что уйти им не удастся, поэтому повернули к берегу и успели подойти к нему вплотную. Как только катер с осмотровой группой направился к шхуне, японцы развернулись и на полном ходу устремились к берегу.

По указанию командования, подошедшему японскому полицейскому кораблю было разрешено снять команду шхуны. А потом была нота МИД Японии о том, что советский пограничный корабль вынудил шхуну выброситься на берег. Только любительская киносъемка одного из офицеров «Пурги» помогла оправдать действия экипажа.

А однажды, когда «Пурга» привела одну из задержанных японских шхун в бухту Крабовая на острове Шикотан и сдала ее пограничной комендатуре, по телевизору, который принимал программы японского телевидения, мы увидели оповещение для японских рыбаков о том, что в таком-то районе находится советский пограничный ледокольный корабль… И показали нашу «Пургу».

В июле ПСКР «Пурга» обычно направляли для несения службы в район Чукотки, и, как правило, до конца навигации. Кроме несения пограничной службы приходилось оказывать самую различную помощь отдаленным погранзаставам.

Так, в 1965 г. в Чукотском море сложилась очень тяжелая ледовая обстановка, и суда Севморпути не смогли завезти на заставы Арктического побережья продукты. Поэтому с выходом ПСКР из текущего ремонта во Владивостоке в сентябре этого же года начальник Тихоокеанского пограничного округа поставил задачу обеспечить северные заставы продовольствием. Для этого в носовой части корабля построили временную деревянную платформу для вертолета - другого способа доставить груз из-за льдов вдоль побережья не было. «Пурга» успешно пробилась сквозь льды ко всем заставам и обеспечила их буквально в течение четырех дней.

Учитывая опыт использования вертолета, мы предложили (и даже включили в ремонтную ведомость на средний ремонт в 1968-1969 гг.) оборудовать «Пургу» штатной вертолетной площадкой. Однако морское управление ГУПВ запретило переоборудование, обосновав это большой ответственностью и риском. Но в дальнейшем на Дальнем Востоке, в частности на Камчатке, используя наш опыт, успешно действовали пограничные корабли ледового класса с вертолетами на борту.

…Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс. К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию, о чем мне поведал много лет спустя последний командир «Пурги» В.В. Минкевич.

Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:

  • полное водоизмещение - 3860 тонн;
  • длина - 95 метров, ширина - 15 метров;
  • суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, - 12 000 л. с.;
  • максимальная скорость при работе трех винтов - 17,5 узла;
  • дальность плавания при экономическом ходе - 12 600 миль.

«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:

  • 4 универсальных орудия калибра 100 мм;
  • 4 спаренных зенитных орудия;
  • 4 бомбомета.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 1–102/60-мм;
  • 4–45/46-мм 21К.

Минно-торпедное вооружение

  • 1 трехтрубный 450-мм торпедный аппарат обр. 1912 г.;
  • 24 - мин обр. 1908–1912 гг;
  • 20 - Б-1;
  • 30 - М-1;
  • 2 - Бомбометы БМБ-1;
  • 4 - бомбосбрасыватели.

История службы

Корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, дозорной и разведочной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, постановки минных заграждений. Построен согласно второй очереди первой советской программы военного кораблестроения на 1926-1932 гг., которая затем была включена в план первой пятилетки 1929-1933 гг. (трехлетний план 1930-1933 гг.). Строительная перегрузка 13,3 т. Корабль принимался без средств связи, которые монтировались и налаживались, без 45-мм орудий, смонтированных только в 1937 г. и без крупнокалиберных пулеметов. Вошел в состав 1-го ДСКР ОВР КБФ.

В мае 1938 г. планировался к переводу на Север в составе ЭОН-5, но экспедиция была отменена. С 1939 г. нес на борту отличительные литеры "ПГ". 12-13.10.1939 г. совместно с СКР "Вихрь" конвоировал из Кронштадта плавбазы ПЛ "Полярная Звезда" (в Таллин) и "Кронштадт" (в Палдиски).

Участвовал в войне с Финляндией 1939-1940 гг.: высадка десанта на о. Гогланд, конвоирование эскадры КБФ.

В ноябре 1939 г. включена в отряд Особого назначения, кап. 2 ранга Александрова созданный для занятия островов. Находился в распоряжении командира отряда капитана 1 ранга С. С. Рамашвили (флаг на лидере "Ленинград").

1.12 в 10:00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12:10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец "Артем", шедший под флагом командира отряда. Пройдя прол. Хайлода (Хангелода), около 16 часов подошел к о. Суурсари (Гогланд), куда в 17:00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18:00 вернулась на корабли.

Отряд направился в Лужскую губу.

3.12.1939 г. в 5:30 "Пурга" вместе с СКР "Буря" вышла из Лужской губы к Суурисари с командованием операцией на борту. В 10:30 началась высадка десанта, в 18:00 остров был занят. СКР "Пурга" в это время находилась в дозоре у северного прохода.

18 и 19.12.1939 г. СКР "Пурга" в составе Эскадры КБФ (линкоры, лидеры, эсминцы, СКР и тральщики) в тяжелых ледовых и погодных условиях сопровождал линкоры "Октябрьская Революция" и "Марат", выходившие из главной базы для обстрела 254-мм батареи у Сааренпя. Батарею подавить не удалось. 19.06.1941 г. по флоту объявлена оперативная готовность N`2, а в ночь на 22.06 - оперативная готовность N`1 (боевая).

Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: постановка минных заграждений в Финском заливе, боевые действия на Ладожском озере, высадка десантов о-вах Лункулансари и Мантинасари (24-28.07.1941 г.), эвакуация войск из, арт. поддержка сухопутных частей, перевозки по "Дороге Жизни" - в составе конвоев и самостоятельно.

С августа 1941 г. входил в состав Ладожской военной флотилии КБФ, будучи единственным современным боевым кораблем специальной постройки в составе этой флотилии.

22.06.1941 г. "Пурга" встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг комбрига), базировавшейся на Ленинград.

С 27.06 по 19.07.1941 г. находился в составе отряда "Восточная позиция" вице-адмирала Ю. Ф. Ралля (МЗ "Марти", "Урал", 5 ЭМ, 2 СКР, 1 УК, 2 СЗ, 1 ГИСУ, катера МО, КАТЩ и др. суда) для минных постановок на Гогландском плесе (Восточная минно-артиллерийская позиция). 4.07 совместно с МЗ "Урал" и ЭМ "Калинин" ставил мины между о-вами Родшер и Вайндло. 19.07.1941 г. выделен для участия в десантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Кронштадта в Ленинград.

Вечером 20.07 в составе отряда под флагом командующего Морской обороной Ленинграда (МОЛ) и Озерного района (ОР) контр-адмирала Ф. И. Челпанова, с шестью транспортами, на которых находились 1-й и 2-й батальоны 4-й БрМП, перешел от Васильевского острова в Шлиссельбург, а в 22:10 с командующим МОЛ и ОР вышел из Шлиссельбурга в Андрусову бухту для установления связи с 7-й армией, а также в Видлицу, где адмирал Челпанов встретился с командующим Ладожской военной флотилии (ЛВФ) и информировал его о намеченной операции. 21.07 "Пурга" выходила в район операции для разведки, но противник ничем себя не обнаружил. 22.07 сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23.07 в 5:44 прибыл с тремя транспортами в Андрусову бухту.

В 20:21 отряд направился к о. Лункулансари, к нему присоединились 3 КЛ, 2 БКА и 2 СКА-МО. 24.07.1941 г. с 8:15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлиссельбург пополнить запас топлива. Утром 26.07.1941 г. "Пурга" под флагом Ф. И. Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бригады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о. Мантинсари.

Ввиду ожесточенного сопротивления противника десант был принят обратно на суда. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в состав ЛВФ, в группу СКР (вместе с "Конструктором").

9.08.1941 г. с двумя КЛ и катерами у о. Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15.08.1941 г. участвовал в операции по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16.08.1941 г. совместно с КЛ "Бира" отражал высадку десанта противника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18.08.1941 г. предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высаживавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.

19-20.08.1941 г., прикрывая эвакуацию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о. Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б. В. Хорошхин. 25.08 вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург.

11.09.1941 г. участвовал в обстреле о.Рахмасаари.

12.09.1941 г. в составе первого отряда перевез по "Дороге Жизни" из Новой Ладоги в Осиновец 60 т боеприпасов для осажденного Ленинграда. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок (силами личного состава). Поддерживал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссельбурга. 17.09.1941 г. обеспечивал эвакуацию войск с о. Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаама, получил подводную пробоину, были погнуты винты.

Ремонт корпуса осуществлялся силами личного состава. С 30.09.1941 г. СКР "Пурга" привлекался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. 2.10 привел в Осиновец караван судов. 3.10 в составе конвоя с КЛ "Шексна", двумя транспортами и тремя ТЩ совершил переход Осиновец - Новая Ладога, корабли выдержали шторм в 9 баллов.

4.11 вывез из Осиновца в Новую Ладогу 300 женщин и детей. 17.11 в составе отряда (СКР "Пурга", КЛ "Селемджа" и "Бира" в охр. МО и БКА) вышел из Новой Ладоги в Морье на зимнюю стоянку. Суда везли муку для Ленинграда, 4 дня шли во льду толщиной 45-50 мм, несколько раз корабли затирало. СКР "Пурга" получил незначительные повреждения бортов. 19.11 с двумя КЛ и двумя БКА был затерт льдами в 7 милях от маяка Морьинский. Зимовал во льдах на подходах к Осиновцу.

Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 ходовых дней прошел 6541 милю. В июне 1942 г. в доке были исправлены винты. 26-27.07.1942 г. в составе отряда прикрытия вместе с 6 МО (всего в операции участвовали 1 СКР, 3 КЛ, 5 ТЩ, 8 МО, 2 ТКА и воздушное прикрытие) участвовал в набеговой операции на базу финско-немецко-итальянской флотилии в гавани Саунасари (близ Питкярантского зал.). В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником.

30.07.1942 г. оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6.08 был включен в состав отряда по захвату о. Ганге-Па в трех милях к юго-западу от Валаама. 8.08 в 19:00 отряд вышел из Новой Ладоги. На "Пурге" отказал рулевой привод, из-за потери времени на его исправление отряд был вынужден повернуть обратно: СКР направился в Новую Ладогу пополнить топливо, а катера - к о. Сухо. 9.08.1942 г. в 18:30 "Пурга" прибыла к Сухо, где присоединилась к катерам. В 19:30 отряд вышел на операцию и 23:25 прибыл в точку севернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к берегу. Высаженный 10.08.1942 г. в 1:10 десант противника не обнаружил, и в 10:10 отряд вернулся в Новую Ладогу.

19.08.1942 г. в 23:00 с двумя МО СКР направился от Осиновецкого маяка в район о. Коневец - банка Суханевская с задачей обнаружить и уничтожить плавсредства противника. Не встретив противника, отряд 20.08 в 7:42 вернулся в бухту Морье. 31.08.1942 г. в 6:30 вместе с КЛ "Нора" прибыл в Шлиссельбургскую губу, артиллерийским огнем оказывал (в составе отряда 1 СКР, 4 КЛ) содействие наступление частей 128-й СД, участвовавшей в Третьей Синявинской наступательной операции на фланге 8-й армии. В 15:41 корабли были атакованы тремя Ju 88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений.

С 19:00 до 20:25 выполнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка N`2. В 21:40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт. от буя банки Железница. 1.09.1942 г. в 9:20 снялся с якоря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9:48 был атакован самолетами противника, увеличил скорость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три "юнкерса". Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в воде. Затопило первое КО, вода стала поступать в кубрик N`1 и первое МО. Несколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начался пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик, шлюпки. Корабль получил крен на левый борт и шел под левой турбиной. Носовой погребпришлось затопить во избежание взрыва.

В тушении пожара приняла участие КЛ "Нора". Пламя удалось сбить, но положение СКР оставалось критическим, так как он принял много воды. "Нора", пытаясь взять "Пургу" на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала погружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынужден покинуть корабль. В 10:13 "Пурга" перевернулась через левый борт и долго держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт. к востоку от мыса Осиновецкий на глубине 9 м. Ее носовую оконечность оторвало по 47-й шп.

Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них - тяжело.

В сентябре 1942 г. корабль обследовали водолазы АСО ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пулеметные установки М-1. С

13.06.1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в которых участвовали буксирный п/х "Штаг", подъемный кран и два водолазных бота. При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашкоуты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22.07 подняли и прибуксировали в бухту Морье.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире