Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рим - солнечная итальянская столица. Мосты римской империи История и легенды

Июль 12, 2018

От самого основания Рима Тибр являлся естественным барьером, охраняющим жителей города от нападения вражеских племен с западной стороны. Незаметно переплыть реку с бурным течением было довольно сложно, а мосты, связывающие правый берег с левым, не строились. Но в период правления четвертого древнеримского царя присоединившего к Риму располагающийся на другой стороне реки холм Яникул, пришлось-таки возвести первый в римской истории свайный мост через Тибр. Он был построен в конце 7 века до н.э. исключительно из древесины, без использования гвоздей и железа. Не раз старый мост Субличио разрушался по разным причинам, но его вновь восстанавливали и реконструировали.

Нынешний мост выглядит совсем по-иному, так как его опоры выполнены из камня, да и расположен он чуть ниже по течению Тибра, нежели прежний.

Мост Субличио

Свайный мост

Старый Ponte Sublicio соединял Бычий форум, располагавшийся в ложбине между холмами Палатин, Капитолий и Авентин, с современным, . На сегодняшний день от моста не осталось никаких следов, но есть предположение, что он находился в районе современной улицы виа дель Порто (via del Porto). Гипотеза основана на том, что в этом районе вплоть до 1890 года располагались разрушенные части моста, пока их не демонтировали в ходе мер по защите Рима от наводнений.

Свайный мост Субличио (реконструкция)


Мост Субличио считался Священным . Он использовался не только в целях обороны Рима, но и в обрядах. В случае опасности строение разбирали, а во время религиозных церемоний с него сбрасывали в Тибр дары богам, в частности, соломенные чучела. Бывали случаи, когда в качестве доказательства своей правоты с моста в реку прыгали известные римлянам горожане. Считается, что от слова «ponte» произошли понятия «pontefice» или «pontifex», что означает «папа римский» или «понтифик». Из этого можно сделать вывод, насколько важен для римлян был мост. Название «Sublicio» он получил, скорее всего, от слова «sublica», означавшего у одного из италийских племен – вольсков – не что иное, как деревянные распорки, с использованием которых был возведен первый Свайный мост Рима.

Легенда о Горации

С деревянным Ponte Sublicio связана одна из легенд о том, как древнеримский герой Гораций Коклес с двумя боевыми друзьями спас Рим от нападения этрусков. События происходили в 6 веке до н.э., после того, как последний царь Древнего Рима был изгнан из города гражданами, недовольными его политикой, насилием и злоупотреблениями властью. Недолго думая, он обратился к этрусскому правителю Порсену за помощью, который согласился пойти войной на Рим и вернуть трон горе-царю, о чем незамедлительно отправил послание молодой Республике. В нем, в частности, говорилось, что через месяц этрусские воины подойдут к Яникулу.

Плохая весть быстро распространилась по окрестностям Рима. Со всех сторон жители съезжались на защиту города, бросив урожай на полях и ремесла. Все было подготовлено к встрече врага, но увидев, как подошедшее многочисленное войско почти мгновенно справилось с укреплениями, возведенными на Яникуле, многие бросились в бегство. В тот момент, когда вражеские полчища двинулись к Свайному мосту, на нем находилась охрана под командованием Горация, но воины не стали дожидаться своей погибели и разбежались. В результате на мосту остался лишь Гораций и два его храбрых товарища. Но вряд ли они смогли бы защитить город от врагов.

Решение легендарному герою пришло быстро. Он вышел навстречу этрускам, приказав разрушить за собой мост. Гораций стоял на Субличио в полном одиночестве, отвлекая внимание недоуменных чужаков своей отвагой и дерзкими выкриками о том, что этрусские воины являются царскими рабами и не знают о свободе ровным счетом ничего! Зачем же тогда они пришли отбирать чужую?

Гораций Коклес разрушает свайный мост Субличио


Опомнившись, враги начали закидывать героя стрелами, но, к счастью, ни одна из них не ранила защитника. На этот раз его спас щит. Тогда этруски двинулись вперед, чтобы убрать с дороги смельчака. Но в этот момент за спиной Горация послышался треск, возвещавший о том, что Свайный мост разрушен. Сразу же после этого Гораций, попросив помощи у Тибра и не сняв доспехов, бросился в бурлящие потоки реки. Примечательно, что Коклес не только не утонул, но и доплыл до берега. Он даже не был ранен, несмотря на град преследовавших его стрел. Хотя в некоторых трудах встречаются описания о том, что одна из стрел попала-таки в ногу Горация, и он остался на всю жизнь хромым.

Римляне отблагодарили своего героя. Он смог увидеть собственную статую на городской площади, а в голодное время никогда не оставался без пищи, так как каждый делился с ним своими запасами. Кроме того, Горацию был выделен земельный надел таких размеров, какие он в состоянии был обрабатывать.

Новый мост Субличио

Работы по возведению каменного Ponte Sublicio начались в трудный для страны 1914 год, который пришелся на начало Первой мировой войны. Средств у правительства катастрофически не хватало, поэтому строительство затянулось. Но в 1917 году выделить необходимую сумму получилось, в результате чего в 1918 году мост был завершен.

Вся жизнь Древнего Рима, возросшего на семи холмах левого берега Тибра, неразрывно была связана с рекой, являвшейся важнейшим ресурсом города, его защитой и оборонительным рубежом. Именно по этой причине, на протяжении многих сотен лет, возводить мосты считалось нецелесообразным, так как они могли быть использованы потенциальными противниками для вторжения в город. Первые мосты Рима строили из дерева, чтобы в любой момент их можно было легко уничтожить в случае угрозы, и лишь когда римляне уверились в своей мощи и силе, они начали возводить их из камня.

Anna Capitolina

Здесь ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто

Anna Capitolina

Построенный по проекту архитектора Анджело Весковали в период 1884-1888гг., двухарочный мост через Тибр соединил Трастевере, в районе площади Джузеппе Джоаккино Белли, с историческим центром Вечного города в районе набережной Lungotevere Dei Cenci. Мост Гарибальди в Риме был открыт 6 июня 1888 года и назван в честь героя итальянского Рисорджименто Джузеппе Гарибальди – одного из главных архитекторов объединения Италии.

Anna Capitolina

Трехарочный мост через Тибр, спроектированный итальянским архитектором Анджело Весковали (Angelo Vescovali), соединяет район Прати ди Кастелло с центром Рима на левом берегу реки. Он был открыт 22 сентября 1895 года в присутствии короля Италии Умберто I и его супруги королевы Маргариты Савойской, спустя 10 лет после начала строительства.

Anna Capitolina

Август 4, 2018Многие мосты Рима имеют свою историю. Перекинувшись через Тибр, этот мост, спроектированный в 1886 году архитектором Эннио Де Росси, является как бы естественным продолжением широкой Corso Vittorio Emanuele II. Его открытие состоялось 6 июня 1911 года, и было…

Anna Capitolina

Мост Номентано когда-то был свидетелем важнейших событий из жизни Древнего Рима, его часто изображали на своих полотнах итальянские и иностранные художники разных столетий, а сегодня, несмотря на проведенную не так давно полную реставрацию, остается заброшенным.

Anna Capitolina ,

Июль 12, 2018От самого основания Рима Тибр являлся естественным барьером, охраняющим жителей города от нападения вражеских племен с западной стороны. Незаметно переплыть реку с бурным течением было довольно сложно, а мосты, связывающие правый берег с левым, не строились. Но в…

До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них можно назвать участки участки дорог, древние акведуки — водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья.

Ярким примером может служить мост через реку Тахо, который называется Алькантара. Этот мост был построен в 98 — 106 годах нашей эры. Длина его проезжей части составляет около двухсот метров, а высота над поверхностью реки равна 105 метров.

До наших дней прекрасно сохранилось это сооружение, которое характеризуется чрезвычайной прочностью и надежностью. У путешествующих по мосту может появиться чувство страха только от большой высоты.

Также служит в нынешнее время мост, построенный римлянами во французском городке Сен — Шама через реку Тулбур. Единственный пролет этого моста имеет длину около 9 метров. Пешеходы и в наше время используют крупный мост римского времени, переброшенный через реку Гард в южной Франции.

Однако это не самые большие мосты, построенные римскими инженерами преимущественно в военных целях. До наших дней, к сожалению, не сохранились многие мосты, о которых стало известно по их описаниям в трудах историков и сохранившимся изображениям.

Громадным сооружением был мост через реку Дунай, который располагался недалеко от современного города Турну — Северина. Он был построен в 104 — 105 годах нашей эры во время войны римского императора Траяна с даками.

Известно и имя спроектировавшего этот мост инженера — . Это был грек Аполлодор Дамасский. Длина этого грандиозного сооружения составляла 1070 метров, и стоял он на двадцати могучих основах — быках, которые и сохранились до наших дней. Высота каждой опоры достигает 44 метра, а толщина равняется 18 метрам.

Из множества архитектурных сооружений мне наиболее приятны и интересны мост (я об этом уже ). Само собой гуляя по Риму местные мосты через Тибр также попали в поле моего зрения. Конечно Тибр не очень широкая река, мосты там достаточно простые и однотипные (арочные без каких-то особых изысков). Причем их достаточно много (чувствуется, что строить там было не особо проблемно). Тем ни менее мне всё же захотелось уделить этой теме какое-то время. Ну а начать хочется серии современных по римским меркам мостов, расположенных в северной части исторического центра: Понте Реджина Маргерита, Понте Кавур и Понте Умберто (как понятно "понте" и значит "мост").


Понте Реджина Маргерита или Мост королевы Маргариты (итал. Ponte Regina Margherita) - мост в Риме, соединяющий площадь Свободы в районе Прати и набережную Арнольда Брешианского в районе Кампо-Марцио. В моих прогулках по Риму это был самый северный мост, который попался мне на глаза - дальше я не забирался. Да и сказать по совести до этого моста я не дошёл (видел издалека, хотя рядом с ним гулял на Пьяцца дель Пополо). Тем ни менее пару слов сказать всё же хочется.

Мост был построен в 1886-1891 гг. под руководством архитектора Анжело Весковали, который также проектировал мост Умберто I (о котором ниже). Назван в честь Маргариты Савойской, первой королевы объединённой Италии.. Мост связал район Прати с Пьяцца дель Пополо и стал первой переправой через Тибр, построенной после перерыва в строительстве, длившегося несколько веков. Мост королевы Маргариты состоит из трёх арок и достигает 103 метра в длину и около 21 метра в ширину:

Следующий мост на юг, если двигаться вдоль Тибра - это мост Кавур (итал. Ponte Cavour). Он был возведен на месте моста Рипета (итал. Ponte di Ripeta), который для освобождения места под строительство нового моста был демонтирован. Строительство велось построен в 1891-1896 годах архитектором Анжело Весковали и торжественно открыт в 1901 году. Мост достигает 110 метров в длину и 20 метров в ширину, состоит из пяти арок:

Несмотря на изгибы Тибры, с моста Кавур хорошо виден мост Реджины Маргериты:

С виду - обычный такой мост доступный как для автотранспорта (две полосы), так и для пешеходов (тротуары по краям):

Пишут, что у моста есть очень интересная и необычная традиция: новогодние прыжки в воду. Началась она 1 января 1946 года, после того как бельгиец Рик де Соней прыгнул с моста Кавур в холодную воду, отпраздновав таким образом наступление Нового года. Когда мужчина вылез из воды, всем собравшимся он сделал знак Ок, за что его и стали называть "Мистер ОК". Именно этот прыжок стал началом веселой и многолетней традицией римлян. 1 января каждый год один или несколько ныряльщиков совершают новогоднее погружение в Тибр под веселые крики наблюдающих:

Мост Кавур соединяет набережную Прати с площадью Порта Рипетта с её церковными фасадами и куполами:

Свое название кстати мост получил в честь первого премьер-министра Италии - Камилло Бенсо ди Кавура, сыгравшего громадную роль в объединениии Италии (объединение Италии в 19-м веке тема вообще очень интересная и здесь очень много этому посвящено). Граф Кавур в 1852-м году возглавил совет министров Королевства Сардиния и активно взялся за внешнюю политику. Ему удалось укрепить международный престиж королевства и сблизиться с Францией. Но дальнейший ход событий вынудил Кавура подать в отставку. В январе 1860-го года король Сардинии Виктор-Эммануил 2-й призвал Кавура вновь возглавить правительство. Тем временем Ломбардия, Эмилия и ряд других итальянских провинций выразили готовность стать частью королевства. Венеция осталась у Австрии, а Франция получила Савойю и Ниццу. 4-го марта 1861-го года Виктор-Эммануил был провозглашён королём Италии. После этого Кавур высказался за то, чтобы сделать Рим столицей нового государства. Он начал обсуждать этот вопрос с французами, но вскоре заболел и умер. Но в общем поскольку его деятельное участие хоть и не было доведено до конца никем не оспаривалось, так что в том числе идея назвать его именем мост была с радостью поддержана:

И последний мост, о котором хочется рассказать в этом посте - Понте Умберто или мост Умберто I (итал. Ponte Umberto I) - мост через Тибр, соединяющий Площадь судов (итал. Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия в районе Прати с Площадью моста Умберто I (итал. piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона в районе Понте:

Понте Умберто или Мост Умберто I (итал. Ponte Umberto I) - мост через Тибр в Риме, соединяющий Площадь судов (итал. Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия в районе Прати с Площадью моста Умберто I (итал. piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона в районе Понте.

Мост состоит из трёх арок и достигает 105 м в длину и 20 м в ширину. Он был построен подрядчиком Импреза Аллегри по проекту архитектора Анжело Весковали. Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год. На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого и был назван мост, с женой Маргаритой Савойской. После церемонии королевская чета посетила строившийся тогда рядом с мостом Дворец правосудия - здания Высшего кассационного суда Италии. Мост Умберто I задумывался для облегчения подъезда ко дворцу и как его эстетическое дополнение:

В отличие от моста Кавур, тут используется более современное покрытие и движение поинтенсивнее (хотя в целом надо сказать все три моста очень похожи):

Ну и рассказывая о Понте Умберто нельзя не упомянуть величественный Дворец Правосудия, расположенные по соседству:

Собственно с мота как раз хорошо видно фасадную часть здания:

Дворец правосудия в Риме (итал.: Palazzo di Giustizia) - резиденция Кассационного суда Италии и Судебной Публичной библиотеки, расположенная в районе Прати. Здание выходит на Пьяцца деи Трибунали, Виа Трибониано, Пьяцца Кавур и Виа Ульпиано. Огромное здание получило среди местного населения прозвище Palazzaccio:

Спроектированный архитектором из Перуджи Гульельмо Кальдерини и построенный между 1888 и 1910 годами, Дворец правосудия считается одним из самых грандиозных новых зданий Рима, возведённых после провозглашения Рима столицей королевства Италии. Первый камень в основание дворца был заложен 14 марта 1888 года в присутствии Джузеппе Дзанарделли, министра юстиции и хранителя большой государственной печати, который настаивал на расположении Дворца правосудия в престижном районе Прати, где уже были построены многие судебные здания.

Выполненное в стиле позднего ренессанса и барокко здание Дворца правосудия имеет размеры 170 на 155 метров и полностью покрыто травертинским известняком. Главный фасад здания, выходящий на реку Тибр, увенчан огромной бронзовой квадригой, установленной туда в 1926 году, работы скульптора Этторе Ксименеса из Палермо. 10 больших статуй выдающихся юристов украшают пандусы перед главным фасадом и внутренним двором. Верхняя часть фасада, выходящего на Пьяцца Кавур, украшена бронзовым гербом Савойской династии:

Кликабельная панорама Дворца Правосудия и Пьяцца деи Трибунали:

Ну а на этом пока всё - но рассказывая про Рим я ещё к теме мостов через Тибр планирую вернуться!

Многие достопримечательности Рима известны во всем мире. К ним также относятся и мосты Вечного города. На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Обойти их все довольно утомительно, да и в этом нет необходимости, а вот совершить прогулку по набережной Тибра и посмотреть на самые знаменитые и старинные мосты, являющиеся произведением архитектурного искусства, очень даже интересно. Я предлагаю маршрут, который не займет много времени, и который включает самые древние Римские мосты, сохранившиеся до наших дней.

Из всех древних мостов через Тибр в Риме к настоящему времени сохранилось всего четыре:

Мост Святого Ангела , украшенный крылатыми скульптурами, держащими в руках реликвии собора Святого Петра, был создан архитектором Бернини. Долгое время этот мост был единственным, по которому паломники переходили с левого берега на правый к Ватикану. В 1450 юбилейном году мост не выдержал потока людей и обвалился. В результате погибло более 200 человек, причем очень многие были раздавлены в результате паники, возникшей на разрушенном мосту. С тех пор улица, ведущая от моста к площади Навона называется via del Panico.

Чтобы трагедии больше не повторялись, папа Сикст IV принял решение построить новую переправу, вскоре мост построили и назвали его в честь папы Сикстинским . Таким образом, папа Сикст IV вошел в историю Рима, как первый строитель мостов.

Мостам Фабричио и Честио , ведущим на остров Теберина, повезло больше – они полностью сохранились до наших дней.

В Риме есть еще так называемый Разрушенный мост или Ponte Rotto . В 179 году был построен Эмилиев мост , но его быстро не стало - он разрушился во время наводнения. Несколько раз предпринимались попытки его восстановить, особенно усердствовал Папа Павел III. Сначала заказ на строительство был дан Микеланджело, но потом решили, что мост построит Баччо Биджо. К сожалению, сооруженная переправа была столь изящной, что простояла всего пять лет. На дорогостоящие реконструкции не хватало денег и рядом был построен железный Палатинский мост. Сейчас мы видим только остатки Эмилиева моста, получившего название Ponte Rotto – Разрушенный мост .

Наша прогулка по набережной Тибра является продолжением предыдущей прогулки, связанной с Устами истины, поэтому мы начнем ее с Bocca della Verita, и закончим у моста Святого Ангела.

  1. Мост Палатино (перед ним развалины Ponte Rotto, не показаны на схеме, но присутствуют на фотографиях), 2. Мост Фабриция, 3. Мост Цестия (Честио), 4. Мост Гарибальди, 5. Мост Систо, 6. Мост Мадзини, 7. Мост Принца Амадео Савойского, 8. Мост Витторио Эммануэле Второго, 9. Мост Святого Ангела (Элиев мост).

Я обозначил цифрами на карте все мосты, которые нам встретились по пути, приведу их фотографии, а о самых интересных мостах добавлю информацию, собранную из различных источников интернета.

Первый мост на нашем пути - мост Палатино. Он построен на места старинного моста Эмилио. На нижней фотографии сохранившаяся часть этого моста скрыта зеленой веткой слева.

Мост Эмилио или Разрушенный Мост (по-итальянски Ponte Rotto) дошел до нас только в виде развалин одного пролета моста. И все же, принято считать, что именно мост Эмилио – самый старейший каменный мост в Риме через Тибр. За остатками этого моста на втором плане виден железный мост Палатино.

Пройдя по набережной буквально сотню метров, перед нами открывается остров Тибирина

У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. Согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С высоты птичьего полета он, действительно, похож на рыбацкую лодку. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех - fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья».

Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео

Самый древний из всех сохранившихся мост в Риме- мост Фабричо. Он был возведен в 62 году до нашей эры и соединил остров Тибирина, находящимся на реке Тибр, с берегом. Надписи на аркадах моста гласят: мост был возведен Лючио Фабрицием – куратором улиц и отреставрирован Марко Лоллио и Квинто Лепидо в 23 году.

Мост Фабричо состоит из двух больших арок и примечателен тем, что посередине имеет круглое окно. Именно оно сохраняло опоры моста от разрушения бурными водами Тибра. Вода проходила сквозь это отверстие, и не причиняло мосту никакого вреда. Длина моста 57,30 метра, ширина – 5,6 метра.

Сейчас на мосту Фабричо уютно расположились художники

Другой мост, соединяющий остров с правым берегом Тибра – это Мост Честио (Ponte Cestio). Назван мост в честь знатной римской фамилии – Честио, которая и построила этот мост. Построен мост Честио сразу же после моста Фабрицио, который сохранился практически в первозданном виде. Но в отличии от него, мост Честио за все время существования много раз перестраивался, поэтому в той постройке, которую мы можем видеть сейчас, от древнего моста 62-27гг до н.э. сохранилась лишь общая структура.

Мы обошли остров по периметру

Утомленные туристы отдыхают на берегу

На острове встретили единственного рыболова

Так выглядит мост Честио с южной стороны

А это еще один вид с южной точки острова Тиберины на упоминавшийся выше Ponte Rotto и железный мост Палатино за ним.

Выходим с острова по мосту Фабрицио на левый берег Тибра, и продолжаем путь по набережной.

Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной.

Набережная Тибра утопает в зелени платанов

На противоположном берегу стены набережной расписаны сюжетами древнего Рима.

Проходим Мост принца Амадео Савойского, который был построен в 1942 году, и подходим к мосту Витторио Эмануэле II

Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Мост Витторио-Эммануэле II был спроектирован архитектором Эннио Де Росси в 1886 году, но в эксплуатацию пущен лишь в 1911 году. По мосту Витторио Эммануэле можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Святого Петра займет по времени не более пяти минут.

Вход на мост Витторио Эмануэле II

Справа от этого моста расположен мост Святого Ангела.

Мост Святого Ангела, или мост Элио был построен в 136 году для того, чтобы соединить мавзолей Август, находящийся справой стороны Тибра с левым берегом. Конструкция моста настолько прочная, что ни разу за время своего существования мост не был разрушен.

Мост рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – Замок Святого ангела. В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики дополнили декор 10 статуями ангелов.

"Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом". [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]

Мост Святого ангела относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения.

На этой мажорной ноте можно завершить сегодняшнюю экскурсию по набережной Тибра

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей



Включайся в дискуссию
Читайте также
Путеводитель по Фигересу: как добраться, на что посмотреть, где отдохнуть, шоппинг и отзывы
Куда сходить в Ханье и что посмотреть?
Где находится Бангладеш на карте мира?