Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александровский свято успенский монастырь. Александровский монастырь. Преподобный Лукиан Александровский

Упоминается в 14 в. в грамоте Ивана Калиты как Александровская слобода, в 16 в. Александрова слобода. В 18 в. снова Александровская слобода. Название от православного личного имени, но лицо, носившее это имя остаётся неизвестным. В 1513 был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор). В 1564-1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного. В 1578 основана первая на Руси типография. С 1778 уездный город Александров. В 19 в. действовали крупнейшие в России ткацкие мануфактуры - Троицко-Александровская и Соколовская. В 4 км к северо-востоку от Александрова - природно-ландшафтный комплекс Невской горы, где в 1689 юный Пётр I с генералом П. Гордоном проводил манёвры потешных полков.

Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры.

После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник "Александровская Слобода", находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности.

Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в.) и торжественные "злаченые" Новгородские двери (1336 г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса "аки птица свободная".

Успенская церковь (XVI-XVII вв.) - домовый храм великой княгини. Это небольшая по объему изысканных пропорций церковь, расположенная на высоком белокаменном подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища сокровищ московских государей Василия III и Ивана IV. Легенда рассказывает, что именно из этих погребов в XVI веке по таинственному подземному переходу - "Государевой трубе" - можно было проехать па тройке лошадей и беспрепятственно покинуть царскую резиденцию. Покровская церковь (XVI-XVII вв.) - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.

С Александровской Слободой связано много легенд. Реальные события, происходившие здесь, обрастали новыми подробностями и фактами, былями и небылицами. Так, по одной версии царевич Иван погиб от удара железным посохом, а по другой - он умер после продолжительной болезни. Однако наиболее распространенная версия утверждает, что, придя как-то утром на половину сына, Иван Васильевич застал невестку в исподнем. Осерчав, ударил ее по лицу. Молодая женщина, ждавшая в ту пору ребенка, заплакала. Подоспевший царевич заступился за жену, но царь в гневе замахнулся на него жезлом и случайным ударом в висок убил сына. Царь Иван Васильевич жил в постоянном страхе заговоров и покушений на свою жизнь и потому большую часть времени проводил он в допросах, пытках и казнях. Заговоры раскрывались ежедневно; ежедневно приговаривались к смертной казни знатные военачальники и чиновники. Князь Иван Куракин, будучи воеводой в Вендене, был найден пьяным во время осады города королем Стефаном. За это князь был раздет донага, брошен в телегу и до смерти засечен на торговой площади проволочными кнутами. Старший конюх царя Иван Обросимов был подвешен за пятки на виселице. Четыре палача резали его тело ножами. Один из них ткнул нож чуть глубже, чтобы прекратить мучения несчастного, но был уличен. И тотчас сам отправился на другой эшафот. Ему отрезали руку, и от заражения и потери крови он умер на следующий день.

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе.

Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние "фряжской" архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.



Успенский монастырь, 1 класса, в городе Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564 году, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в половине XVII века женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители отец Корнилий (игумен Лукиановой пустыни), скончавшийся в 1681 году. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, со своеобразного вида высокой колокольней; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 году в Новгороде для Софийского храма по повелению архиепископа Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570 году, после разгрома города. Здесь же находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен отец Корнилий, память о котором доныне жива в монастыре, где ежегодно в день его кончины (11 августа) совершается по нем заупокойное богослужение. Ризница заключает в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII веков, в библиотеке не мало рукописей и синодиков XVI и XVII веков. При монастыре школа и рукодельная мастерская (с 1889 года), больница и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Вскоре после своего основания Успенский монастырь был ограждён деревянным забором. Указ царя Алексея Михайловича, повелевавший расширить обитель ("старого монастыря прибавить"), предписывал устроение новой ограды, но тоже пока деревянной. Сооружение капитальных монастырских стен с башнями началось при преподобном Корнилии. Только в 70-80-е годы ХVII века стали возводить каменные монастырские стены в том виде, в котором сегодня мы их знаем. В документах 1678-1681 годов указаны западная и северная части ограды - остальных тогда ещё не было. Позже появились башни и недостающие участки стен. Монастырская ограда не слишком высока: в отдельных местах её высота достигает 8,5 метра, в большей же части - 6,5 метра. Стены при этом довольно узкие - 1,5 метра. Ограда, военного значения, в общем-то, не имевшая, возводилась тем не менее по всем правилам фортификационного искусства. На стенах имелись зубцы, бойницы, арки "подошвенного боя" и пр. При игумении Елисавете (1835-1883) стены монастыря покрыли железом и укрепили контрфорсами. На башнях в ХVIII веке купольные кровли со шпилями и флюгерами сменили прежние деревянные шатры. К этому же времени относятся небольшое здание сторожки у южных ворот и кирпичный колодец в виде восьмигранной часовни с куполообразной кровлей. При преподобном Корнилии дворцовые крестьяне построили семь деревянных келий для сестёр. Затем их разобрали и на их месте возвели одноэтажный каменный корпус. Позже было сооружено двухэтажное келейное строение. В 1858 году в обители случился пожар, и келии сильно пострадали. В ходе ремонта два здания келий объединили в одно, с двумя перпендикулярными крыльями. В начале ХIХ века был возведён отдельно стоящий игуменский корпус.

К началу 1990-х годов существовавший в бывшей Успенской обители музей перешёл в федеральное подчинение (до того он числился филиалом крупного музея), получив статус государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но историческая справедливость требовала того, чтобы на территории Успенского монастыря возобновилась монашеская жизнь. И инокини здесь вскоре появились. Перед праздником Пасхи, в марте 1991 года, часть монастырских сооружений передали Владимирской епархии. Распятская церковь-колокольня вновь "зазвучала" после десятилетий молчания. К тому времени были завезены колокола, самый мощный из которых весил более тонны. Столь тяжёлые колокола подняли на большую высоту с помощью вертолёта - очень помогли тогда в этом лётчики Киржачского авиаотряда (помогли они, к слову, и позже - в 1992 году именно вертолётчики установили новый крест на Троицкий собор). 10 ноября 1991 года Успенская обитель была возрождена.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №129, 2015 г.



Некогда старинное село Великая Слобода, позже Царская резиденция Иоанна Грозного, в последующие годы появившаяся на этом месте Александрова Слобода с Успенским женским монастырём, ставшим неотъемлемым украшением, образованного в ХVIII веке уездного города Александрова - города с интересным историческим прошлым. Первое достоверное известие о Великой Слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского князя Юрия Дмитриевича Стефано-Махрищскому монастырю от 1434 года. В начале ХV века Великая Слобода была волостным центром, где жили люди княжеской администрации. В начале ХVI века название "Великая Слобода" исчезает и появляется село Александровское. Возможно, что пожар уничтожил Великую Слободу, а с нею и название.

В первой половине ХVII века село Александровское служит "путевым станом" при царских разъездах по монастырям. Около 1635 года строится для царя Михаила Фёдоровича деревянный дворец "Верх о трех житиях" вблизи от северо-западной башни кремля. Судя по количеству печей (20), это было обширное помещение. Под названием "старого дворца" оно дожило до царевны Елизаветы Петровны (1730 г.). Позже из-за этих печей, по недосмотру, оно сгорело и не восстанавливалось. В тревожные годы царствования Алексея Михайловича, когда под ногами помещиков "земля качалась", надумали слободские купцы на развалинах "кровопийственного града" основать женский монастырь. Они обратились за ходатайством к строителю ближнего монастыря иеромонаху Лукиану.

В музее хранится "Летопись о зачатии Успенского монастыря", составленная в начале ХVIII века неизвестной монахиней по воспоминаниям своей юности и переписанная полвека спустя подканцеляристом И. Зубовым. В ней подробно излагаются события начальных лет монастырской жизни. "В лето 7159-е (1650 г.) строитель Лукиан из обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, постриг прежде всех троицкого священника Федора, вдовую попадью Анну с дочерью семи лет и назвал ее Анисьей. Через малое время постриг вдову Феклу и назвал ее Феодорой. Жили они тогда у приходской церкви Рождества Христова", в собственных домах. "Мирские люди стали роптать на них: на что постригаются в монахини, не имея монастыря для жительства". Эпитафия на могильной плите Лукиана излагает дальнейшую историю: "Некогда прийдоше к сему отцу, Александровой Слободы купецкие люди и молили его, да сотворит обитель у них в Александровой Слободе на собрание монахинь, идеже стоит церковь каменная Успения Богородицы от многих лет запустевшая. Он же много отрицался, но по их прошению убежден был и приступил к сему делу с купцами в Москву и просили через боярина Ртищева великого государя... Алексея Михайловича и святейшего патриарха Никона". И царь "повелел строить монастырь своим коштом". Собралось вначале семь монахинь. Успенская церковь представляла тогда собой домовую церковь князя Василия III.

Согласно монастырской летописи, каменное строительство началось 15 апреля 1650 года с ремонта Успенской церкви и постройки семи келий. В 60-е годы ХVII в. стали возводить стены и пристраивать к ним угловые башни. В 1654 году в монастыре было 18 монахинь. Однако эпидемия чумы, пронёсшаяся по округе, сократило число насельниц. В сентябре 1655 года умер основатель и духовник Успенского монастыря иеромонах Лукиан. Монахини ютились в подклете Успенской церкви, терпя всяческие невзгоды от местных жителей, "ибо тогда они много приняли страха и от диавола: иногда их за власы влачавше, иногда камением метавше и сосуды опровергая. Много раз и в образе человеческом являлся..." С 1662 года духовником Успенского монастыря поставили преемника Лукиана иеромонаха Корнилия. Судя по монастырской летописи, это был крутой человек, выходец из купеческой семьи Троицкой слободы. С его именем связан почти двадцатилетний период монастырского строительства. Существовавшие семь келий были разобраны и выстроен одноэтажный каменный корпус вдоль северной стены ограды с восточным крылом. На постройку корпуса, хозяйственных зданий и ограды, с разрешения царя Алексея Михайловича, пошёл материал разобраннных монахинями дворцов времён Иоанна Грозного.

За время строительства в монастыре появились палаты: казначейская, крестовая, келарская, житейная, швейная, чернильная (для окраски материй), сушильня. До 1681 года к северному приделу Успенской церкви пристроили "впритык" и нынешнюю сводчатую палату на месте разобранного монахинями древнего здания. Рукописная "сказка", хранящаяся в местном музее, приводит под 1670 годом известие о разборке каменной стены, "а стена та была близ придела Николая Чудотворца, потом был придел Марии Египетской". Это известие снимает сомнения о существовании на этом месте "двора великого князя Василия III". Возможно, после разборки развалин, в монастырское время, построили на старом фундаменте нынешнюю палату по образу и подобию предшественницы". Строительные работы выполняли "царские работники", артель каменщиков из крестьян подмосковных сёл. Десятником был присланный из Москвы Иван Герасимов.

С расширением строительства потребовались монастырю рабочие руки. Корнилий вынужден был пополнить монашескую общину из купчих другим народом. И действительно, сто сорок монахинь (так выросло население монастыря к 1670 году) не уступали в работе сотне каменщиков, с той лишь разницей: каменщики строили монастырь, а монахини разбирали дворцы ХVI века. Однажды монахи Лукьяновой пустыни возмутились на отца Корнилия. "Не добро, - говорили они, что ты свою обитель оставил, о другой печешься! К нашей церкви поставлен в священники и в строители учинен, а живешь в женском монастыре, без святительского благословения, единственно по просьбе игуменьи. И начаша отца Корнилия злословить при благодетелях, боярах Ртищеве, Лихачеве, и везде нелепая на него глаголити". Игуменья Анисья поехала в Москву и, доказав боярину Ртищеву несостоятельность слухов о земной жизни строителя, получила от патриарха согласие проживать Корнилию в Слободе постоянно. Но от злых языков пятидесятилетнего старца переселили из женского монастыря. Перед восточными воротами, в осыпи, построили дом для Корнилия и Феофана. Опекали их двое служек-монахов: Варлаам и Исихий, последний переведённый сюда из Лукьянова монастыря. С тех пор редко Корнилий посещал Лукьянову пустынь, а если и бывал, то "не один, а с провожатыми". А в женский монастырь Корнилий стл заходить только днём, в келью у западных врат, где прежде жил. "И приходили к нему под оконце монахи и били челом о своих нуждах".

Монастырская ограда заняла две трети площади царского кремля. Земляные валы с восточной стороны ограды показывают, сколько от "вора государева" не вошло в монастырь. В трёх стенах ограда имеет по 225 м, южная стена - 275 м за счёт квадратного выступа против Успенской церкви. В стенах - щели для литья расплавленной смолы на осаждающих. Бойницы верхнего, среднего и подошвенного боя. Пристроенные к ограде позже четыре круглые башни на углах, как и западные Святые ворота, выдвинуты за линию стен. Ограду строили в два приёма. После указания царя Алексея Михайловича "прибавить монастыря" восточную стену в 1671 году сломали и, удлинив северную и южную стены (швы на стыках и теперь видны), поставили обычную монастырскую ограду, законченную строительством около 1680 года. Через 50 лет эту ограду потребовалось укреплять подпорами. Часть южной стены всё же обрушилась, башни покосились и отошли от стен. Даже печи, сложенные крестьянами, развалились. Монахиням пришлось их заново перекладывать. В 1661 году рядом с Михайловским дворцом выстроили деревянную церковь Богоявления. Шесть лет спустя крестьяне Красной Рощи по соглашению с батюшкой её за ночь разобрали и перевезли к себе в деревню, "... чтобы не ходить к богу далеко". В 1698 году на этом месте была поставлена каменная церковь - единственный образец раннего барокко в Александровской Слободе. При Корнилии монастырь значительно вырос и разбогател. Он по-прежнему не лишён был царского внимания, особенно первой жены Алексея Михайловича - Марии Ильиничны.

В 1677 году царь Федор Алексеевич, в честь которого строилась надвратная церковь Феодора Стратилата, передал в вечное владение монастырю две мельницы. Через два года царским указом была отобрана у крестьян Старой Слободы мельница и отдана монастырю, поскольку она многие годы стояла без действия при размытой плотине. В 1675 году передана без оброка, "по бедности монастыря", земля "что около государева двора, во рву и около рва и ям (постоялый двор), да садовое место две десятины". С постройкой ограды к монастырю отошёл и Троицкий собор. В царствование Феодора Алексеевича Успенскому монастырю ежегодно отпускалось жалование на 200 монахинь "без московской волокиты". В царской грамоте от 10 октября 1678 года на имя управляющего дворцовыми сёлами Переславского уезда, стольника и воеводы Осипа Яковлевича Тухачевского. приказано: "... Озеро Каринское, мерою четыре десятины, да озеро Дичково, мерою десять десятин, да мельница... и винокуренный деревянный завод и всякое строение, что под пустошью Горьевой (у села Каринского)... и пустой воловной двор отдать безоброчно в Успенский девичь монастырь... и написать в писцовые книги... За помол зерна на монастырских мельницах для "кружечного" кабацкого двора в Слободе царь приказал давать ежегодно монастырю по 192 рубля, да кроме того "за пропускную воду" от реки. Из этого указа видно, что монастырь обслуживал царскую винокурню. В 1689 году, после прихода в Слободу царя Петра со своим "потешным полком", через монастырь прошло огромное количество продовольствия (для прокормления гостей), свезённого от купцов и помещиков. Неделю продолжались военные учения под Александровой Слободой на Немецких горках, с пушечной пальбой и конными манёврами. Когда же из Москвы прискакал гонец с радостной вестью о подавлении мятежа Милославских, Пётр отстоял благодарственный молебен в Троицком соборе и через два дня двинулся "с потешным полком" к Москве наводить там порядок. В память посещения Петром Слободы клирошанкам было дано 12 рублей за хорошее пение.

В 1694 году Наталья Кирилловна, мать царя Петра, подарила в Успенский монастырь крест-мощевик с надписью на нём: "Сей животворящий крест господен великая государыня, благоверная и великая княгиня Наталья Кирилловна изволила, по своему обещанию, построить в Успенский девичь монастырь, зовомый Александрова пустынь, для своего... многолетнего здравия и для многолетнего здравия сына своего, великой государыни и царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца, и для многолетнего здравия внука своего, великия государыни, великого государя благоверного царевича и великого князя Алексея Петровича всея Великая и Малыя и Белыя России нынешнего лета 7202". Царское жалованье, дарение сестрой Петра, царевной Натальей в 1716 году, крепостных крестьян 113 душ для работы на скотном дворе и "дачи на помин души купцов и помещиков, доходы от трёх мельниц, четырёх постоялых дворов (один в Москве), храмов, часовен, от аренды за лес, озёра, землю способствовали процветанию обители.

После подавления мятежа 1689 года из московского дворца привезли в Александрову слободу сестру Петра царевну Марфу Алексеевну. Её постригли в монашество с именем Маргариты. Она прожила в монастыре безвыездно девять лет в каменной палате из четырёх комнат, пристроенной к Распятской колокольне. В последней была её домовая церковь, обставленная "иконами итальянского письма". К царевне-монахине приезжали из Москвы её сёстры, царевны Мария и Феодосия, и подолгу гостили у неё в обители. Умерла царевна в 1707 году и похоронили её в склепе на кладбище в юго-восточном углу монастыря. В царствование Анны Иоановны "по изволению сестёр ее... царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны перенесли останки царевны-монахини Маргариты Алексеевны под церковь Сретения Господня". В подклете под этой церковью стоят два белокаменных саркофага, в которых упокоились и эти мятежные сёстры Марфа и Феодосия. Местное духовенство исправно служило панихиды над царственными гробницами, возжигало лампады и свечи, но воздержалось причислить их к лику мучениц. Ещё до появления царевны в монастырь привезли из Переславля-Залесского игуменью Клеопатру на положение простой монахини за какую-то провинность. В 1708 году из Покровского монастыря в Суздале привезли родственницу генерал-фельдмаршала Трубецкого монахиню Варсонофью. Поместили её в отдельной келье, приставив к ней прислужницу. Затем привезли под конвоем из Суздальского монастыря игуменью Марфу и старицу Капитолину с наказом: "... быть им там в тюрьме под крепким караулом за их непотребные дела". В 1727 году была привезена в Успенскую обитель своячница князя Меньшикова Варвара Арсеньевна. После царицы Екатерины Первой (1727) Слобода перешла в наследственное владение её дочери Елизаветы Петровны. С 1728 года царевна со своим окружением из дворян, псовых охотников, шутов и певчих жила в старом Михайловском дворце. Затем ей построили деревянный на каменном низе дворец на "Царёвой горе", где она прожила все годы ссылки. В период слободской жизни ходила царевна в мужском костюме, смущая слободских мещан. Летом каталась на лодке, зимой - на голландских коньках по льду реки Серой. Была большая охотница травить по осени собаками зайцев. Долгое время после Елизаветы Слобода славилась "стромиловскими" гончими собаками. С воцарением Анны Иоановны, по совету Бирона, вместо заточения царевны в монастырь, ей запретили выезд из Александровой Слободы. По праздникам и воскресеньям Елизавета аккуратно отстаивает утомительные церковные службы. Став царицей, она с лихвой возместила упущенное: никогда не надевала ни одного платья дважды. А после смерти оставила такое количество платьев, что в них можно было одеть всех женщин Александровой Слободы. После переезда Елизаветы в Петербург слободской дворец опустел.

С основанием города Александрова (1778), при Екатерине Второй, его отдали первому городничему Ильину. Затем дворец сгорел и больше не восстанавливался. Теперь на том месте стоит одноэтажный деревянный дом. Последующие годы Александрова Слобода оставалась дворцовой вотчиной, что тормозило её дальнейшее развитие. Река разделяла город на две части. На правом берегу располагался административный центр уездного города с площадью, с трактирами и лавками, а на левом берегу возвышался Свято-Успенский, 1-го класса женский монастырь. Почти на километр (950 м) протянулась белая стена "Александровского кремля" с четырьмя боевыми круглыми башнями по углам. Высота его стен от шести до восьми метров, толщина - до двух. В зелени деревьев, отражаясь в водах реки Серой, возвышаются на холме древние строения обители. А над куполами горделиво вознесся на фоне голубого неба удлинённый шатёр монументальной Распятской церкви-колокольни, видной из многих точек города Александрова.

Из книги Куницын М. "Александрова Слобода". Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1976

Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове Александровской епархии

Успенский монастырь расположен на восточной окраине города на спокойном рельефе высокой коренной террасы правого берега реки Серой. Ныне с западной, южной и северной сторон близко к обители придвинулась городская жилая застройка. С восточной стороны большая площадка, окруженная валами, остается открытой. Монастырь хорошо обозревается из-за реки Серой с западной своей стороны. Восточная его сторона открывается с валов.

Древнейшая постройка монастыря - собор во имя Живоначальной Троицы , возведенный в Александровской слободе (ныне город Александров) с по год как дворцовый храм великим князем Василием Иоанновичем .

Статистика

Настоятельницы

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был воздвигнут в юго-восточной части монастырского комплекса в XVI веке. Успенская церковь необычайно живописна по силуэту и компоновке объемов, ассиметрична и своеобразна в объемно-пространственном и планировочном решении. Составлена она из пяти

В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего ангела-хранителя.

Известно, что в 14 столетии монастырь пользовался особой популярностью среди московских князей, например, сам Иван Калита, а также его сын Иван завещали монастырю большие земельные наделы. Именно с этого момента Александровская женская обитель, вскоре ставшая мужской, стала называться как «Великая лавра». Существует мнение, что в этот промежуток времени обитель была усыпальницей, предназначенной для суздальских княгинь, ведь об этом доказательно свидетельствует несколько сохранившихся надгробий, на которых имелись надписи – Агриппина (1362) и Мария (1363).

Первые постройки были сделаны из дерева и до настоящего времени не сохранились. Начиная с 1608 и заканчивая 1610 годами, польско-литовское войско буквально полностью сожгло Суздаль, а вмести с ним и Александровскую обитель. Прошло много десятилетий, когда началось долгожданное возрождение монастыря. В 1695 году митрополит города Суздаль получил от Натальи Кирилловны – матери Петра Великого и царицы – денежные средства для цели возведения нового храма с колокольней, которую после постройки освятили во имя праздника Вознесения Господня.

В первые десятилетия 18 столетия один из наиболее востребованных и талантливых мастеров города Суздаль И. Грязнов самостоятельно обнес Александровский монастырь высокой каменной оградой, оснащенной башенками, которые были изящно стилизованы под оборонительные сооружения; этот человек выстроил и Святые ворота.

В середине 1764 года, когда императрица Екатерина II проводила реформу, касающуюся секуляризации земель, было предусмотрено закрытие некоторого количества монастырей. Согласно сохранившимся источникам Александровская обитель подлежала упразднению, при этом главная церковь монастыря – Вознесенская – стала действовать как приходская.

В конце 2006 года Александровский монастырь был передан под власть Владимиро-Суздальской епархии, поэтому он снова возобновил свою работу только как мужской монастырь.

При обители находится колокольня, которая расположена рядом с Вознесенской церковью. Колокольню можно заметить издалека, она поражает своей высотой и статностью по причине стройного шатра. Уникальность колокольни состоит в том, что она является единственной во всем Суздале, выстроенной согласно шатровому типажу и совершенно не содержащей фасадных украшений. Для звонницы характерен восьмигранный массивный столп, который выставлен на небольшой низкий четверик, фактически полностью лишенный декорного оформления. Шатер декорирован при помощи скромных арочных проемов, а также оснащен слуховыми оконными проемами; он отлично подчеркивает чистые и ровные грани четверика. С самой вершины звонницы можно увидеть удивительной красоты панораму, которая открывает все окрестности города Суздаль.

Александровская обитель по всему периметру окружена кирпичной оградой, построенной в 18 веке; от нее сохранились только некоторые фрагменты, а также главные ворота, оснащенные надвратной башней. Архитектурное оформление ворот очень просто – имеются два восьмерика, которые поставлены друг на друга и перекрыты при помощи тёса. В самом первом ярусе ворот размещается проездная широкая арка, при этом верхняя часть башни венчается небольшой главкой. Важно отметить, что совершенно неслучайно весь ансамбль ворот очень похож на Святые ворота известного Ризоположенского монастыря. Оба объекта проектировал и выстраивал один и тот же мастер по имени Иван Грязнов, который играл ключевую роль в строительстве Ризоположенского монастыря.

Одной из самых главных церквей Александровской обители является Вознесенский собор, который на сегодняшний день называется Александрийским собором. Храм имеет два придела, один из которых теплый и предназначен для богослужений в зимнее время года.

Александровский Успенский женский монастырь

1. .
2.
3. .

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
«В лето 7158 (1650) году во обители Рождества Пресвятыя Богородицы, иже на болоте от Александровой Слободы имея разстояние в десяти поприщах, строитель Лукиан, жилище имея в созданней от него обители, из тоя Слободы Александровой той строитель Лукиан постриг прежде всех в начале у себя в Лукиановой пустыни из Александровой Слободы Троицкого священника Феодора вдовую попадью Анну, и нарече имя ей Анисия. И в мале времени из тоя же Слободы постриг вдовицу Феклу и нарече имя ей Феодора, и начата жити те инокини у приходской , в Слободе. И начаша мирстии людие блазнитися, и на них роптати: почто си постригаются, не имущи монастыря? И они о сем зело оскорбишася, и пришедши ко отцу Лукиану, и начата его молити: умилосердися, отче святый, изыщи нам место тихое и безмолвное, идеже от мира удалитися, и отец Лукиан нача ими пещися, идеже бы тем монахиням жилище имети, и обрете место Успения Пресвятыя Богородицы в буграх.
И той отец Лукиан поехал к Москве бить челом Великому Государю Благоверному Царю Алексию Михайловичу. И пожалова Великий Государь Царь свою царскую грамоту на две церкви к Успению Пресвятыя Богородицы или к Живоначальной Троице. И умысли отец, яко прилично быти им у Успения Пресвятыя Богородицы в буграх. И тая церковь от разорения была пуста и запорошена и не освящена. И те старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили. Месяца апреллия в 15 день поселилися старицы у Успения Пресвятыя Богородицы, и жилище имели в палатке под приделом Чудотворца Николая, идеже ныне Марии Египетской. И отец Лукиан испроси благословения у святителя и постави часовню близ монастыря, при пути, старицам на потребу. И та старица Анисия приводе на жертву Богу дщерь свою Марфу седми лет сущу. В то же лето постриже ю во ангельский образ иеромонах Лукиан и нарече имя ей Мавра; в той неосвященной церкви, тоя же слободы, постриже вдовицу Екатерину и нарече имя ей Евпраксия, и бысть первая начальница во обители сей. А к церковному пению ходили к , а пищу имели от своего рукоделия и от мирского подаяния… И избранья едину от инокинь и послаша к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице Марии Ильиничне, и пожаловала им Благоверная Царевна Ирина Михайловна 30 рублей денег на строение монастырское ходатайством Александра Феодоровича, а снесла сверху те деньги княжна Марфа Андреевна Шаховская и приказала тем старицам Бога молити за Благоверную Царицу Марию Ильиничну, понеже в то время во чреве имела Благоверного Царевича Алексия Алексиевича (родился 5 февраля 1654 г.), и сказала им, что «обещается де, Благоверная Царица, ваш монастырь строить, аще Бог даст Царевича, и вы того не ведаете чем вас станет Царица Государыня жаловать». И привезши те деньги, и построили ограду круг Успения Божией Матери и две келлии поставили. Егда же услышаша радость велию, яко дарова им Бог Благоверного Царевича Алексия Алексиевича, и паки послаша двух стариц, Феодору и Марфу, к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, чтобы им пожаловали ради всемирныя радости на церковное строение. И пожаловала Государыня Царица 40 рублей денег на церковное строение, и теми деньгами иконы починили и церковь украсили.
По малеже времени прилучися святейшему патриарху Никону путешествовати; егда ста против обители Успения Пресвятыя Богородицы, тогда к нему изыдоша старицы на благословение, он же подаде им благословение и зря на святую обитель, осенением благословляше и пророчески трижды возгласи: «да будет сие место свято, и благословенно и прославленно», и даде им милостыню: хлеб и три осетра рыбы, и икры и масла. Отец же Лукиан испроси благословение у святителя, и освяти церковь Успения Пресвятыя Богородицы на самый праздник, в моровой год (1654-й)».
В 159 (1651) году была послана его же царская грамота в Александрову слободу прикащику Афанасию Тихонову, по челобитью сей слободы безместных стариц Марьи с сестрами, об «основании при старой церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря и построения ограды вокруг нее своим коштом». Все это делалось по ходатайству препод. Лукиана, сперва лично отправлявшегося для сего в Москву к царю и патриарху, а в 1654 г. лично же просившего о сем патриарха.
К 1654 году относится и грамота святейшего патриарха Никона (бывшего в 1654 г. в Александровой слободе, проездом через нее в Переславль-Залесский с царским семейством) Успенского монастыря старице Клеопатре с сестрами (июня 30 дня 1654 г.) о позволении освятить старую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую они возобновили и при ней «монастырь строили собою» (т. е. своим коштом), по вышепомянутой Государевой грамоте (1651 г.), и выдать бы им антиминс. По этой челобитной дано позволение: церковь освятить и антиминс дать, а о житье и о строении, прибавил патриарх, быть так, как указано в Государевой грамоте.
Вследствие чего и была освящена препод. Лукианом на самый праздник Успения (15 августа), как сказано в Летописи: «в тот же моровой год» (1654 г.). При сем в освящение для новоучреждаемой обители была принесена в нее из Лукьяновой пустыни чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы и, по преданию, препод. Лукианом был завещан ежегодный с сею иконою крестный ход исполняемый в Успенской обители.
Первой настоятельницей Александровской Успенской обители при препод. Лукиане была Евпраксия с званием наместницы (по отношению к основателю монастыря старцу Лукиану). Она скончалась вскоре после морового (1654) года, в 1655 г.
Евфимия назначена в 1655 г. из стариц Московского Алексеевского монастыря. При ней царем Алексеем Михайловичем, по ее челобитью, отданы монастырю за 13 алтын 2 деньги оброку и пошлины «без перекупки» дворцовой Александровой слободы сенные покосы «около великого Государева двора во рву и около рву и ям, да садовое место, что было за садовником Безсонною Степановым».
В 1658 г. отставлена.
На попечении у старца и игумена Лукиана оказался второй монастырь, где он часто бывал, наставляя не только сестёр обители, но и людей, приходивших сюда.
Многочисленные гонения выпали на долю монаха Лукиана, но незлобивое терпение усердие к посту и молитве, неусыпные труды по внешнему и внутреннему устроению обители привлекли к подвижнику благодать Божию, особенно проявившуюся в пастырском окормлении иноков и мирян силе проповеднического слова и даре прозрения.
«… отец Лукиан муж был свят и праведен, имел житие благочестивое и крепкое, пустынное и трудолюбезное, прежним святим отцам последуя, и много глагола о сем своим монахиням, завещал, и плакал и заклинал: аще кто разорит общину обоих обителей моих, разорит и его Господь Бог. И о сем глагола и пророчествуя: от сего разумеете, аще обрящу дерзновение у Господа Бога, - егда по смерти моей прославятся сии обители мои и распространятся, и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и Благоверные Царие, и будет у вас учитель благочестивый и праведный, и при том учителе обитель сия распространится и монахинь умножится, прославятся и вознесутся, но на малое время, понеже возстанут мятежи многие, и на многая прорече».
Почил Преподобный Лукиан в 1655 г. в самый день праздника рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября. Мощи преподобного Лукиана почивают в ныне действующей Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни.

Старец препод. Корнилий был утвержден в звании строителя Лукиановой пустыни святейшим патриархом Никоном в 1658 г., бывший до сего времени духовником обеих обителей. Помощником ему в управлении Успенской обителью, в звании строителя оной, был Лукиановский пустыни монах Феофан.
Иулитта , третья настоятельница, управляла обителию во время преподобного о. Корнилия, с 1658 по 1662 год. При ней скончался живщий и священнодействовавший в Успенской обители иеромонах Ефрем из Лукиановской пустыни.
Преподобный Корнилий все время, свободное от церковных дел и келейной молитвы, использовал для усердных занятий трудом телесным. Келарская, хлебная, квасная, житенная, швейная, красильная, сапожная и другие работы, были тесно связаны с умением и трудами святого строителя. Не замедлил преподобный устроить для сестёр и больницу. Каждую неделю посещал он находившихся в ней. Отшедших, умерших в обители, блаженный Корнилий сам отпевал и погребал, а по субботам усердно поминал всех почивших инокинь. Преподобный с большим участием творил попечение о сиротах и убогих отроковицах, начиная с двухлетнего возраста, он собирал их в школу, что основал при монастыре, и приставлял к ним одну из сестёр для воспитания и первого обучения грамоте. Для странников и нищих святой повелевал устраивать в обители трапезу и учил почитать в них Самого Христа. По молитвам преподобного Корнилия, благодаря его неустанным заботам, обе обители значительно расширились и укрепились. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Их благоустроение он проводил на средства щедрых благотворителей из членов царской семьи, князей, бояр, на вклады самого Государя.
Устав монастыря был общежитийным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.
Анисия поставлена в игуменьи, по выбору о. Корнилия, из числа стариц Успенской обители, Питиримом, митрополитом Сарским и Подонским, в междупатриаршество, в июне 1662 г. Управляла до 1671 г.
«… при том же отце Ефреме ходили старицы на посад, и у благочестивых людей на просфоры муки прошали и на свою потребу; и всего жития общаго было дванадесять лет».
В 1664 г. монастырь был переведен на ругу – то есть, стал получать регулярное пособие из казны. «Велено на 172 (1664) год денежную и хлебную ругу дать и впредь давать в Переславских селех, деньги из денежных доходов, а хлеб - десятинного хлеба на все годы без Московския волокиты».
11 марта 1664 года последовала от царя грамота к Переславским прикащикам: «били нам челом игуменья Анисья с сестрами, в Успенском девичьем монастыре белаго попа нет (До этого службы отправлял иеромонах Ефрем и потом сам отец Корнилий), а позвать нам того попа не к чему, потому что де нашего жалованья годовыя руги денег и хлеба в тот монастырь попу и дьякону с причетники нет, а церковною де землею владеет Александровой слободы протопоп и платит де оброк в патриаршу казну. И нам бы в. г. пожаловать их, велетя в тот монастырь попу с причетники учинить наше в. г. жалованье годовую денежную и хлебную ругу, и дать под дворы их места и на дворовое строенье. И мы, в. г., Успенского девичьяго монастыря игуменье Анисье с сестрами пожаловали, велели учинить ругу двем попом денег по 5 рублев, хлеба по 12 четей ржи, овса потому же человеку, дьякону 2 рубли, хлеба 10 четвертей ржи, овса тоже, дьячку 1 ½ рубли, хлеба 8 четвертей ржи, овса тож, пономарю и сторожу по 1 рублю, хлеба по 4 четверти ржи, овса тож, потомуж человеку, и то их жалованье давать в Александровой слободе с тамошних доходов, без Московския волокиты, ежегодно с роспискою». Всей дачи 15 рублей с полтиною денег, 50 четвертей ржи, овса тож.
В марте 1664 г. последовала от царя Алексея Михайловича грамота к Александровским прикащикам Александру Суровцову да Давыду Маркову, чтобы они Успенский девичь монастырь «оберегали от всяких обид и воровских людей», а на которых игуменья с сестрами «учнут бить челом», чтобы они тех людей сыскивали и чинили (о них) по Государеву указу.
Царь Алексей Михайлович, по ходатайству благоволившего к обители добродетельного боярина Феодора Михайловича Ртищева (ум. 21 июня 1673 г.) и сестры его Анны Михайловны Ртищевой, указал препод. Корнилию, «старого монастыря прибавить», и пожаловал инокиням на келлии «свои Государевы хоромы», стоявшие близ Троицкой церкви, из коих, с прибавкой нового материала и с помощью Государевых дворцовых работников, отец Корнилий устроил не только келлии для монахинь, но и успел обнести монастырь каменной оградой , на пространстве 452 сажен.
В 1667 году, по благословению патриарха Иосифа, после переделок в оном и устроения придела во имя Марии Египетской (вместо Николаевского), был освящен вторично. «Игуменье Анисии с сестрами, по их челобитью, дозволено старую каменную церковь Успенскую, по переделках в ней (жертвенник и мост переделаны заново) и по устроении на старом основании (на основании придела Николая Чудотворца) новой придельной церкви во имя преподобной Марии Египетской (в честь царицы Марии Ильиничны), - церковь эту (настоящую и придельную) освятить и дать антиминсы».
В 1672 году, по челобитью наместницы старицы Иринархи с сестрами, святейший патриарх Иоасаф велел быть в Успенском девичьем монастыре игуменьею старице Макрине и монастырь на ее имя описать. Патриарший указ о сем дан 22 января 1672 года, на имя строителя Лукиановой пустыни отца Корнилия и строителя Успенской девичей пустыни отца Феофана.
Царь Феодор Алексеевич (1676 - 1682 гг.) в 1677 году, посетив Александрову слободу и в ней Успенский девичь монастырь и «видя тоя святыя обители в нужных потребных оскудство» пожаловал ему две мельницы: одну в той же новой Александровой слободе на реке Сере, на каменной плотине, а другую под деревнею Сноповым, со всяким мельничным строением, безоброчно, на вечные времена.
В это время архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время: были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью Федора Стратилата над ними, больничный корпус с церковью Сретенья Господня.
Часто бывало, что днём работали государевы мастера, а с вечера до утрени преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя, во славу Божию и на благо святой обители. Игумения Успенского монастыря Анисия, испросила у Патриарха Иоасафа II благословение на пребывание преподобного Корнилия в обители. С того времени старец не оставлял Успенского монастыря, продолжая с неослабным вниманием заботиться и о Лукиановой пустыни. Более двадцати лет, милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы, подвизался блаженный Корнилий в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом. Преподобный Корнилий преставился 11/24 августа 1681 года и был погребён в склепе под алтарём Троицкого собора Успенского монастыря.
Каждогодно в день его кончины, и 1 августа, очередной священник, служащий в Троицком соборе, после литургии со всеми монахинями и белицами идет на могилу препод. Корнилия и совершает там панихиду по чиноположению церковному.
Празднование в 23 июня/6 июля, а также поместно 1/14 ноября и 11/24 августа. См. .

Сретенская церковь


Сретенская церковь

Сретенская церковь построена при царе Алексее Михайловиче (1645 по 1676 годы), позади Успенской церкви на кладбище, при построении монахиням келий (на месте царских хором), препод. отцем Корнилием (ум. в 1681 г.).
Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Внутри храм делится тремя арочными проемами на основной объем и трапезную. Под алтарной частью находится обширный подвал, где, в частности, были погребены сестры Петра I и Феодосия.

Больничный корпус Свято-Успенского женского монастыря Александровской слободы

С северной стороны одновременно с храмом были построены каменные больничные кельи, соединяющиеся с восточной частью келейного корпуса. В примыкающей к кельям стене церкви сделали оконный проем для того, чтобы немощным можно было слышать ход службы.
Cм. .

Келейный корпус

В 1650-х годах Царские «хоромы», стоявшия «близ Троицкой церкви», были отданны на монашенские келлии.


Келейный корпус


Длинный келейный корпус.

Длинный келейный корпус был построен в 1682 г. Он разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Даже для крупного монастыря удивительна протяженность корпуса – около 300 метров. Корпус – Г-образный в плане, первоначально он состоял из двух одноэтажных корпусов и соединялся с больничным корпусом.
Убранство первого этажа заметно отличается от более позднего второго – оно выполнено в характерном русском стиле, с богатыми фигурными наличниками на окнах и резными украшениями дверей. Корпус был разделен на «чистую» и «черную» половины – жилую и хозяйственную.
В «чистой» половине сохранились великолепные изразцовые печи с лежанками, а также на некоторых сводах первого этажа уцелели богатые розетки, вероятно, сохранившиеся от построек времен Ивана Грозного, которые частично вошли в новое здание.
В 1858 г. монастырь сильно пострадал от пожара; в частности, был сильно поврежден и келейный корпус. По проекту Н.А. Артлебена он был перестроен, и к 1870 г. в нем появился кирпичный второй этаж.



Помимо большого келейного корпуса, на территории монастыря были выстроены еще несколько келий – это намного более простые домики, срубленные во второй пол. XIX в.

Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.


Город Александров, Надвратная церковь Феодора Стратилата. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.


Надвратная церковь Феодора Стратилата




Надвратная церковь Феодора Стратилата

была освящена в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построена в последний год его жизни в 1682 г.
Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.
Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.
С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках - две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки - стеклянными.
У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.
В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.
Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.


Город Александров, башня Успенского женского монастыря. Фото Прокудина-Горского, 1911 год

Башни монастыря


Стена монастыря

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в кон. XVII в. Форма ограды предельно проста – это неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа; по углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной. Строительство началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII в. и с меньшим размахом – там стены и ниже, и тоньше, чем в остальных местах.
Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная, в частности, машикули – отверстия для навесного боя – не настоящие, это лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.
Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления, словно крепость, сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII вв., видевшие немало важнейших событий тех времен.
На территории Успенского монастыря сохранилось еще несколько зданий XVIII-XIX вв., также служивших бытовым нуждам обители. Во-первых, это сторожка у въездных ворот с палаткой для извести. Частично это здание сохранило черты древнерусской архитектуры – его окна украшены характерными рамочными наличниками.
В дальней части кремля находится каретный сарай – простая большая постройка.

К 1682 г. приходской перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

С 1700 до 1708 года положение Успенского монастыря было весьма скудное: в 1700 г., по указу царя Петра Алексеевича, была прекращена выдача Государева ружного хлебного и денежного жалованья старицам, и хотя в замен этого и были даны им крестьяне, т.е. вотчины: 157 крестьянских дворов, но доход с них был не верен, и собирание его для монахинь, с поселения и без того обремененного поборами в казну, было сопряжено с большими затруднениями. А хотя и велено монастырю владеть по прежнему пожалованными ему в разное время, при прежних Государях, мельницами, пустошами, сенными покосами и рыбными ловлями, но на все это положены высокие оброки. Так например мельницы и рыбные ловли в том же 1700 году отписаны в казну, и назначено монастырю платить за те мельницы в Ингерманландскую Канцелярию мельничного сбору по 117 рублей 9 алтын 1 деньге на год, да в Ингерманландскую Дворцовую Канцелярию по 179 рублей 28 алтына, всего по 296 рублей 82 алтына с полуденьгою на год, так что в 1707 г., за отсылкой оброка в эту Канцелярию (282 р.), из дохода с вотчинных оброчных статей (639 р.) оставалось на содержание монастыря всего 357 рублей.
С 1708 года монастырские дела начали меняться к лучшему.
В 1708 г. постриглась или пострижена здесь из партии царевича Алексея Петровича Василиса Ефимовна Козинская, с именем Варсанофии.
18 ноября 1710 г. игуменья Макрина с сестрами подали царю Петру Алексеевичу челобитную, о построении часовни. И по указу царя и великого князя Петра Алексеевича, преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, игуменью Макрину с сестрами благословил, велел в Александрове слободе близ монастыря против святых врат, возле большой дороги, построить часовню деревянную для сбора в церковь Божию на всякую церковную утварь.
В 1715 году игуменья Макрина скончалась; на ее место назначена игуменьей постриженица этого монастыря монахиня Евсевия Огарева .
В 1715 г. царевна Наталия Алексеевна пожаловала Успенской обители 113 человек слуг мужского пола. 24 марта 1718 г., по указу из Монастырского Приказа, препровождены на житье в монастырь из Суздальского Покровского игуменья Марфа со старицею Капетолиной, замешанные в деле бывшей царицы-инокини Евдокии Феодоровны.
Опись монастыря, составленная 30 мая 1727 г.: «монастырь, обнесенный высокою каменной оградой, мерою 100 сажен в длину и поперек, с 4-мя по углам каменными башнями, из коих три с деревянными ветхими кровлями, а одна не покрыта вовсе, вмещал в себе 6-ть каменных церквей, поддержание которых требовало значительных издержек, на каковые у монастыря средств не было. Под церквами, в обширных каменных подвалах, помещались хозяйственные потребности обители; так, под Успенской была квасная, под Покровской трапеза, хлебенная и поваренная, а под Сретенской больница для сестер, которые размещались по обители в 50-ти каменных и 10 деревянных, крытых тесом, кельях, стоявших глаголем, под прямым углом, в двух линиях; некоторые келлии имели свое особое назначение, например: были кельи житные, строителева, духовникова, игуменская, чернильная (красильня для монастырских одежд), келарская; сзади их несколько деревянных житниц и скотный двор» на котором, в описываемое время, было: «3 жеребца стоялых, 52 рабочих лошадей и меринов, 60 кобыл, подростков 22, и того 137 голов, да рогатого крупного и мелкого скота 86 голов, овец 34, и того 120 голов». Удобрение его давало возможность вести кое-как сельское хозяйство на пожалованный оному монастырю пашне, коей было и с пустошью 75 десятин «в поле и в дву потомуж»; пашня с возделыванием своим и уборкой произраставших на ней хлебов, скудостью своих урожаев, далеко не удовлетворяла нужды обители.
Правила обителью с 1727 г. дряхлая игуменья Евфросиния с собором стариц, из коих известны: казначея старица Евсевия, уставщица Александра, головщица Августа. Также был ряд стариц, старейших рядовых сестер, каковых с крылошанками (монашеского чина) было по описи 64 человека, белиц свещеносиц 4 человека, монахинь простых 296 человек, не постриженных девиц, не постриженных вдов - всего 33 человека, и того монахинь и белиц 399 человек. При обители для нужд духовных был духовник иеромонах Паисий Крапивин, а для монастырской экономии и ведения разных хозяйственных дел строитель монах Иона Маслов, оба из соседней Лукьяновой пустыни. Для управления церковных служб состояло при монастыре белых попов 7 и дьяконов 2.
С 15-го октября 1727 г. по 18 мая 1728 г., при Петре II-м, сюда была заточена именитая свояченица опального Князя Меншикова - (1676 - ок. 1730), несчастная жертва падения Меншикова, которую навещала там цесаревна Елизавета Петровна, равно как и жена Ивана Ивановича Бутурлина, жившего со времени императрицы Екатерины в удалении от Двора в своем Переславском имении - с. Крутецы. Варвара Михайловна Арсеньева была последнею из известных в истории заточениц Александровского Успенского монастыря.
В 1728 г. не стало старицы казначеи Евсевии: за старостью лет, она отказалась, и сестры обители выбрали на место почившей игуменьи монахиню Митрополию , которая и стала игуменьею с 1729 года.
Любимец царя Феодора Алексеевича, его постельничий, окольничий Алексей Тимофеевич ревностно навещал столь любимую им обитель, из своей Переславской вотчины, в которой он проживал, со времени кончины своего благодетеля, в удалении от двора, и при жизни своей, с 1724 г., по ходатайству строителя монаха Ионы Маслова, пожертвовал в нее часть своей библиотеки, а остальные рукописи были сюда же пожертвованы его наследниками, уже после его кончины в 1729 г.

По кончине императрицы Екатерины Алексеевны I-й, Александрова слобода досталась во владение ее дочери, цесаревне Елизавете Петровне; с этого же времени и началось ее благодетельное покровительство Успенской обители, продолжавшееся и во все время ее царствования (1742-1762).


В 1747 г. в Александровой Слободе у священника Александровского Успенского женского монастыря родился сын - будущий второй Митрополит Киевский и Галицкий.
Благоволение императрицы к Успенской обители естественно расположило в ее пользу и близких императрице лиц. Из них барон Александр Сергеевич Строганов почтил обитель в 1753 г. богатыми вкладами, а именно дал большое Евангелие в дсках, обложенное сребропозлащеным окладом изящной работы.
В 1754 году последовал указ ее величества из ее кабинета, за подписью доверенного министра, кабинет-секретаря, барона Ивана Черкасова следующего содержания: «Из кабинета Ея Императорского Величества, Успенского девичьяго монастыря, что в Александровой слободе, игуменье с сестрами, или кто игуменьино место содержит. Сего мая 13 дня Ея Императорское Величество, при отсутствии своем из Москвы в С.-Петербург, пожаловала в оный монастырь на милостыню вам с сестрами две тысячи рублей, которыя при сем и посланы. Того ради, имеете вы оныя деньги у посланного принять с роспискою. Что же оного монастыря монахини просили о игуменье, о том Ея Императорское Величество указали быть по их прошению (1737 г. поданному) и выбрать по своему произволению, и кто выбран будет о том прислать известие для доложения Ея Императорскому Величеству». Обрадованные сим позволением сестры избрали игуменьею излюбленную ими старицу Есфирь, которая и была поставлена в игуменьи епископом Переславским Арсением Могилянским 28 января 1755 года в Москве, в церкви Воскресения Господня, бывшей на Воскресенском подворье, в чем и выдана ей ставленая грамота; этой грамотой предоставлялось игуменье: «иметь в хождении в церковь, в трапезу и по монастырю, где приличествует, посох игуменский и стоять во время молитвословия соборного, в отлику и предпочтение пред другими епархии нашел игуменьями, на ковре, и тем довольствоваться».

При императрице Екатерине II (1762 -1796), во время учреждения духовных штатов, Александровский Успенский монастырь сделан первокласным. О содержании сего монастыря в штатах сказано: «А как в том монастыре, по прежнему обыкновению, все монахини в пище и в прочем содержании имеют общество (т. е. общежитие), то и ныне оставляется на таком же порядке, и для того на содержание всех, как игуменьи, так и монахинь вообще, на покупку хлеба, рыбы, соли, вина, пива и прочаго, также и на одежду, на дрова, на фураж лошадям и на другие всякие принадлежащие к содержанию им расходы определяется 1498 руб. 50 коп. Буде же в том монастыре ныне есть сверх показанного положенного монахиням числа излишния, то и оным быть на помянутой же сумме, разделяя оную по числу людей». В монастыре положены по штату: игуменья, 100 монахинь; духовник из иеромонахов, ему жалованья 30 рублей; священников 3, им жалованья каждому по 20 рублей; диаконов 2, жалованья каждому по 15 рублей; пономарей 2, каждому по 10 рублей; подьячий, ему жалованья 15 рублей; бельцев разных служб 10, на каждого по 8 рублей, на церковные потребы 100 просфор 100 рублей, на починку монастыря и церквей и на содержание ризницы 150 рублей. Кроме сего из щедрот императрицы Екатерины II прибавлено Успенской обители из суммы коллегии экономии 400 рублей.
Образ жизни в Успенской обители ставили в пример другим на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно монахини обители избирались игуменьями других монастырей епархии.
Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживанием за ранеными солдатами.
Славился монастырь садами с яблонями и кедрами, липовыми аллеями, цветниками, пчельниками и прудами.

(1794-1883) - настоятельница с 1794 по 1883 год.



Часовня водосвятная. 1825 г.

Это невысокий широкий восьмерик без окон, накрытый широкой восьмигранной кровлей. Венчает кровлю маленькая главка. Над входом – место для иконы. Внутри палатки был установлен большой чан с подведенной к нему трубой, и печь. Колодец служил самой прозаической цели – здесь брали обыкновенную (не святую) воду для повседневных нужд монастыря.

(1793-1883) - священник Александровского Успенского женского монастыря с 1814 г. Умер в 1883 году.

С 18 мая 1883 г. Настоятельница Успенского женского монастыря. 12 июня 1883 г. состоялось посвящение ее в сан игумении.
В 1891 г. стараниями игумении при монастыре открыта одноклассная женская церковно-приходская школа в построенном доме. Попечительницей школы в 1899 г. была купеч. вдова , законоучителем – свящ. Иван Федорович Введенский, учительница – Юлия Коршункова. В 1901 г. при церковно-приходской школе открыт специальный рукодельный класс. С самого открытия до своей смерти игумения состояла заведующей школы и с горячей любовью заботилась о ней.
В 1894 г. против выездных монастырских ворот, на Большой Московской улице, был построен странноприимный дом с гостиницей для приезжающих. В 1904 г. в странноприимном доме дан был приют раненым воинам, пострадавшим во время Японской войны.


Город Александров, вид на Успенский женский монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1911 год

Игумения Тамара (Лихарева) настоятельница с 1913 по 1922 год.
Родная племянница игумении Евфрасии, Александра Васильевна Лихарева родилась около 1866 г. в дворянской семье чиновника Московской Мариинской больницы. Получив образование, в 1883 г. 18-ти летняя Саша стала насельницей Успенского Александровского монастыря. Будучи келейницей настоятельницы, она также преподавала рукоделие в монастырской школе, а в годы русско-японской войны ухаживала за ранеными воинами.
В 1907 г. послушница Александра Лихарева, которой исполнился 41 год, была пострижена в монашество с наречением ей имени Тамара.
В 1909 г. назначена ризничей, а в 1911 г. утверждена благочинной монастыря.
В ноябре 1913 г., после кончины тёти-Игумении, монахиня Тамара стала её достойной преемницей. 2 января 1917 г. игуменья Тамара была награждена Святейшим Синодом наперсным крестом. Ожидал её и тяжкий жизненный крест – скорбей, нужды и гонений за веру. Началось разорение обители, обыски и «реквизиции», голод и эпидемия тифа, тяжелые труды в созданной для сохранения общины трудовой артели – всё это в первую очередь легло на плечи Матушки. В 1918 г. игуменья Тамара была лишена избирательных прав как руководительница монастыря, а в марте 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей арестована за сокрытие имущества и осуждена на 2 года тюрьмы. В это время монастырь был закрыт.
После освобождения в 1924 г. Матушка поехала к сестре в подмосковную Рузу. Чтобы прожить, она стегала одеяла на продажу, но основное время отдавала молитве. 19.05.1931 года 65-ти летняя игуменья Тамара по доносу была снова арестована. Она обвинялась по статье 58 ч.10 УК в том, что «ведёт систематическую антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Советской власти (против закрытия собора г. Рузы); используя религию, обрабатывает женщин, приходящих к ней, в антисоветском духе; имеет тесную связь с арестованными священниками и высшим духовенством г. Москвы». 10 июня 1931 г. Лихарева была приговорена к высылке в Казахстан на 5 лет. Направлена этапом.
Около 1942 г., очень больная и немощная, Матушка поселилась в Павшино под Москвой у родного брата, заштатного священника Леонида Лихарева. Всегда одетая по-монашески, не выпускавшая из рук чётки, Игумения Тамара привлекала людей своей добротой, тихостью и духовной мудростью. Принимая многих у себя, она и сама ездила в Петушки и Струнино для наставления монахинь. Поддерживала духовную связь с епископом Афанасием (Сахаровым), получая его письма из заключения. Земной путь Матушки завершился 14.02.1953 года в с. Павшине.
После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было 300 сестёр. Мало кому из них удалось избежать гонений за веру: большинство было лишено избирательных прав, других ожидал арест, тюрьмы и лагеря за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников».

Территория монастыря официально была названа посёлком «Заря»: в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Сараи, погреба, огороды и даже свинарники находились в монастырских стенах. Кроме экспозиций музея храмы занимали под склады, овощехранилище, молокозавод, кондитерскую, кинопрокат, планетарий. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь. С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырём произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681 г.). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.

Святыни монастыря

Святыни монастыря:
- чтимая Страстная икона Божией Матери (XVII в.),
- древний монастырский мощевик (120 частиц мощей),

Мощи прп. Корнилия Александровского (почивают открыто).


Мощи прп. Корнилия Александровского

Корнилий Александровский

Воскресная школа

Каждый монастырь, создаваемый прежде всего для спасения душ подвизающихся в нем, в наши дни особенно призван быть также источником просвещения и возрождения того края, куда его поместил Господь. При обители открыта воскресная школа, в которой сестры преподают Закон Божий и церковное писание. Сейчас в ней более 50 учащихся.
Возродились традиционные монастырские послушания: писание икон и художественная роспись, резьба по дереву, швейное и золотошвейное. Труден крест монашеский, но и спасителен этот «тесный путь», ведущий в Царство Небесное. Трудиться с молитвой, с радостью о Господе, с искренней благодарностью Ему во всех обстоятельствах не так просто. Этому искусству учатся у старших сестер, вдохновляемых опытом вселенских и отечественных подвижников, приходящие в обитель из мира.

;
6. ;
7. Келейный корпус;
8. Водоналивная палатка;
9. Надвратная церковь Федора Стратилата;
10. Касса музея. Магазин сувениров. Экскурсионный отдел.


Copyright © 2017 Любовь безусловная



Включайся в дискуссию
Читайте также
Открытие музейно-производственного комплекса на ст
Церковь успения пресвятой богородицы, что в казачьей слободе Храм успения на полянке
Деревянный раритет или летняя резиденция нарышкиных