Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пирамиды мероэ. Пирамиды верхней нубии мероэ. Пирамиды Нубии в Мероэ

Древний город Мероэ расположен за восточном берегу реки Нил, к северо-востоку от города Хартум в Судане. На протяжение нескольких веков Мероэ был процветающей столицей царства Куш. Город был резиденцией правителей с 592 года до нашей эры по 350 год н.э. До наших дней здесь сохранилось более 200 Нубийских пирамид, известных своими размерами и пропорциями.

Мероэ был главным городом королевства, богатство которого было обеспечено мощной металлообрабатывающей индустрией и торговлей с Китаем и Индией. Железо было самым важным металлом тех времен, а мастера Мероэ считались одними из лучших в мире. В добавок, город экспортировал своим партнерам ювелирные изделия, гончарные изделия и текстиль. Обладая большим политическим влиянием, Мероэ также являлся религиозным центром со множеством храмов и пирамид.


Первым обнаружившим руины Мероэ европейцем был Фредерик Кайо, опубликовавший иллюстрации руин в 1821 году. Карл Лепсиус исследовал руины более детально в 1844, доставив детальный план и некоторые античные находки в Берлин. Раскопки и восстановление руин Мероэ продолжаются и по сей день.


Мероэ является выдающейся достопримечательностью Судана и может предложить туристам очень многое. Около 200 пирамид расположены в древнем месте захоронения царей королевства Куш. Эти сооружения намного меньше, чем Египетские Пирамиды , но их количество производит потрясающее впечатление. Они были созданы из блоков песчаника с более крутым уклоном, чем египетские сооружения. К сожалению, охотники за сокровищами уничтожили многие пирамиды Мероэ в 19-м веке.

Некоторые погребальные часовни и опорные стены сохранили свою сложную гравировку и древние скульптуры. Несмотря на очевидное египетское влияние, в этих скульптурах прослеживается также специфическая культура Мероэ. Это особенно заметно в одежде королей и королев. Лучшие скульптуры были демонтированы в 1905 и отправлены в британский Музей и музей в Хартуме. В 1910 археолог Джон Гарстанг начал раскопки городских насыпей. Благодаря его усилиям были раскопаны руины дворца и нескольких храмов царства Куш .


Сохранение и защита пирамид Мероэ является важной частью плана повышения туристической привлекательности Мероэ. Уже сейчас потоку туристов значительно подрос и вы определенно не будете разочарованы таким путешествием. Во время прогулки среди пирамид и других памятников вы сможете совершить уникальное путешествие во времени на несколько тысячелетий.

Древний город Мероэ, бывший столицей царства Куш, располагался на восточном берегу Нила, по соседству со священными для кушитов местами Нага и Мусавварат-эс-Суфра. Телиодор, древнегреческий писатель III-IV вв., называл эту местность островом Мероэ. На том основании, что здесь в Нил впадают судоходные реки Астабора и Асасоба. Это был поэтический образ, острова здесь нет, но античные авторы метафору повторяли. Археологический парк Мероэ находится примерно в 200 км к северо-востоку от Хартума — столицы .


БЫТЬ СТОЛИЦЕЙ

Это право древний город Мероэ получил благодаря своему большому значению в жизни государства Куш, существовавшего на севере современной территории Судана (Нубии) с IX или VIII в. до н. э. по IV в. н. э.

Вторым (а возможно, и первым, относительно у этого у ученых нет единого мнения) названием Куша было Мероитское царство, или даже просто Мероэ. История, как мы хорошо знаем, наука чрезвычайно консервативная, то, что в ней сказано однажды, крайне редко опровергается полностью, и сегодня традиция стоит на гораздо более часто употребляемом названии Куш. Относительно того, когда город Мероэ был столицей Куша, среди историков также нет полного единодушия: существуют три точки зрения. Это связано с тем, что так называемое мероитское письмо — письменность, созданная в Мероэ, распространенная примерно с II в. до н. э. до V в. в Нубии и Северном Судане — расшифровано все еще слабо, следовательно, источником точных знаний оно быть не может История Мероэ трактуется в основном по египетским папирусам и сведениям античных авторов, начиная с Геродота (V в. до н. э.) и Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), которых разделяет почти 400 лет. А поскольку и Нубия периодически враждовали между собой, и в такие периоды почти не имели гуманитарных контактов, египетские источники тоже нельзя считать непогрешимыми. Итак, первая точка зрения — столицей Куша была Напата, а уж потом Мероэ. Вторая — города Напата и Мероэ были центрами двух самостоятельно существовавших государств кушитов. Наконец, третья — Мероэ фактически был столицей Куша всегда, несмотря на притязания на эту роль Напаты. И все же пока — если не канонической, то все же распространенной — остается первая точка зрения.

Дата переноса столицы Куша из Напа-ты в Мероэ и начала мероитского периода истории государства остается расплывчатой. Общепринятым рубежом является 308 г. до н. э. Геродот в одном из своих трудов, написанных незадолго до 430 г. до н. э., описывает Мероэ, а о Напате даже не упоминает. Из этого следует, что город Мероэ существовал уже по крайней мере в VI в. до н. э. при царе Аспалте, когда была, по Геродоту, сильно разрушена Напата, и вполне естественно, что это могло быть основанием для перенесения столицы. На Южном кладбище города существуют и более ранние погребения, а первым царем, погребенным в Мероэ, был Аракакамани, правивший в конце IV в. до н. э. При этом существенно и то, что Напата во всех перипетиях, переживаемых Кушем, оставалась религиозным центром государства по крайней мере до правления Настасена (ок. 385-310 гг. до н. э.), поскольку ему и нескольким его предшественникам приходилось ездить туда из Мероэ, чтобы получить посвящение в сан жрецов Амона.

Помимо всех разногласий историков по поводу соперничества двух столиц большое значение имела роль, которую играл Мероэ в экономической жизни государства. Этот город, в отличие от Напа-ты, окружали плодородные долины Бута-ны, Вади-Аватейба и Вади-Хавада, здесь гораздо чаще выпадали дожди, имелись месторождения железной руды, рос лес, что имело первостепенное значение для развития металлургии. И Мероэ закономерно стал центром самой передовой для его времени технологии. Плюс ко всему Мероэ был расположен рядом с судоходным руслом Нила, в конце караванных путей от Красного моря. И где же, как не здесь, делать торговый центр государства? Ответ был очевиден.

В середине IV в. н. э. Эзана, царь христианского Аксума (территория современной ), талантливый военачальник, разгромил Куш. Завоеватели разграбили столицу. Несмотря на то что Куш уже навсегда утратил свое политическую роль на севере Африки, город Мероэ еще долго оставался влиятельным экономическим и культурным центром обширного региона, в том числе земель, лежащих к югу от Сахары.

ПАМЯТНИКИ «РЕВНИТЕЛЕЙ ВЕРЫ»

Завоевав Египет, кушиты стали еще более прилежными учениками и верными последователями египетской цивилизации, чем ранее. Во многом, в том числе и в возведении пирамид и обелисков.

Кушитская по своему этническому составу XXV династия Древнего Египта (ок. 760-656 гг. до н. э.) обрела в Египте устойчивую и почтенную репутацию «ревнителей веры». По двум причинам. Во-первых, шесть фараонов этой династии объединили Верхний Египет, Нижний Египет и Нубию, создав мощную империю, территория которой была сравнима с территорией Египта времен расцвета, а именно Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Во-вторых, они не посягали на египетские традиции, религию и обряды, а напротив, развивали их, обогащая традициями нубийской культуры. Во времена XXV династии в Египте и Нубии пирамид было построено не меньше, чем в период Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.), который по справедливости считается самым «пирамидным». Но при всем подражании египетским пирамидам их мероитские аналоги не были ни точными, ни даже уменьшенными копиями классических пирамид.

Первое, бросающееся в глаза отличие при взгляде на пирамиды Мероэ, — они в буквальном смысле слова круче: сильнее тяготеют к вертикали, угол наклона граней достигает 68°. Их основной строительный материал — не блоки известняка, а необожженный кирпич, покрытый известняковым раствором, хотя и камень тоже применялся, но в меньшей доле. Из кирпича выкладывали стены и свод погребальной камеры, оставляя внутри большие пустоты. Второе кардинальное отличие кушитских пирамид от египетских — это то, что погребальные камеры имели форму круга, в чем археологи усматривают воспроизведенную нубийскую традицию погребальных курганов. И третье — они в целом гораздо меньше по масштабу. Высотой — от 12 до 20 м, стороны основания имеют от 8 до 14 м. Небольшие молельни располагались с юго-восточной стороны, вход в них обозначали двойные пилоны, украшенные рельефами с египетскими сакральными и декоративными символами — цветами лотоса, листьями папируса, ибисами и т. п. Мероиты поклонялись египетским богам — Амону, Исиде, Осирису, но и своих кушитских богов тоже чтили. На первом месте у них тут были львиноголовый бог Апедемак и бог творения Себинмекер: немало их изображений, особенно скульптурных, было найдено при раскопках в Мероэ.

К сожалению, и эти пирамиды оказались добычей варваров-грабителей еще в древности. Но всех их «превзошел» в XIX в. итальянец Джузеппе Ферлини. Чтобы добыть желаемое, он просто-напросто сносил вершины пирамид посредством направленных взрывов. Судьба наказала его по-своему: Ферлини не смог получить больших барышей на продаже награбленных ценностей — никто не верил ему, что это не подделки. Чтобы в какой-то африканской глуши были вещи, не уступающие по изяществу древнеегипетским и древнегреческим?.. В Европе тогда никто ничего не знал о Мероэ, даже среди ученых таковых были единицы. В конце концов добычу Ферлини купили музеи Берлина и Мюнхена, где эти ценности находятся и поныне. К счастью, сохранились настенные рельефы погребальных камер Мероэ. Великолепная резьба рассказывает, как правило, о погребальном обряде: от изготовления мумии до украшения ее драгоценностями.

Научные раскопки в Мероэ начались лишь в 1902 г. В 1909-1914 гг. их вел английский археолог Дж. Гарстанг, а в 1920-1923 гг. — американский ученый Дж. Рейснер. Исследования на трех некрополях Мероэ продолжаются, но Судан — страна бедная, и нельзя сказать, что раскопки идут интенсивно. И все же здесь уже представлены интереснейшие объекты. Это так называемые Южное поле (720-300 гг. до н. э.) — 5 пирамид царей, 4 — цариц и еще 195 погребений; Северное поле (300-е гг. до н. э. — 350-е гг. н. э.) — 30 пирамид царей, р — цариц и 5 — царевичей, а также 3 захоронения; Западное поле — 113 захоронений неустановленных личностей и неустановленного времени.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Пирамиды:

■ Южное поле (кладбище).

■ Северное поле (кладбище).

■ Западное поле (кладбище).

■ Руинированные остатки каменных стен дворца, царской купальни, государственных зданий, небольших храмов.

■ В районе между линией железной дороги и руслом Нила — руины храма Амона, в 2 км на восток от Мероэ сохранились фрагменты храма Солнца.

■ Название Нубия, которое древние греки использовали наравне со словом Эфиопия, по одной из лингвистических версий, происходит от древнеегипетского слова пиЬ — золото. Нубия-Эфиопия — Куш-Мероэ была колонией Египта и управлялась наместником с титулом «царский сын Куша». Самостоятельным государством Куш стал примерно в 1070 г. до н. э. после распада Нового царства.

■ Изначальное название Мероэ — Меде-ви или Бедеви. Мероэ — это имя сестры персидского царя из династии Ахеменидов Камбиса I! (правил в 530-522 гг. до н. э.), в честь которой (по Геродоту) он и переименовал город, когда в 525-524 гг. до н. э. вторгся в Египет, а затем в Куш.

■ Кушиты — большой африканский этнос, сложившийся приблизительно за 9 тыс. лет до н. э., но название этой этнической общности было дано гораздо позже по государству Куш, а не наоборот, как можно было бы предположить. Сегодня кушитов — более 30 млн человек, они живут в Эфиопии, суданской провинции Кассала и на востоке Северо-Восточной провинции . Существуют небольшие этнические анклавы кушитов и в других регионах Африки. Разные племена темнокожих кушитов объединяют похожие языки афро-азиатской языковой семьи.

■ В Седеинге, что на севере Судана, более чем в 700 км от Мероэ, в 2009-2013 гг. экспедицией французского египтолога Венсана Франсиньи обнаружен некрополь из более чем 200 пирамид, относящихся к VII в. до н. э. — V в. н. э., это одни из самых «молодых» пирамид Африки. По сравнению со знаменитыми пирамидами Египта и Судана их можно назвать миниатюрными. Самая крупная имеет почти семиметровую сторону основания, самая маленькая, очевидно детская, — всего 75 см. Под пирамидами, стоящими очень близко друг к другу, и вокруг них обнаружены тысячи погребальных камер. Материала для археологических исследований здесь чрезвычайно много.
В Седеинге найдены сотни табличек с надписями, в основном эпитафиями и молитвами, на мероитском языке. Относительно ценностей и художественных произведений такого сказать нельзя: Седеинга стоит на древних караванных путях, и грабили ее немилосердно еще в древние времена.

■ Первым, кто взялся за изучение мероит-ского письма, был британец Ф. Л. Гриффит. В результате его исследований 1909-1917 гг. было установлено, что мероитский алфавит состоял из 23 знаков, ученый описал и некоторые другие особенности этого языка. Однако за сто лет изучения филологи не слишком продвинулись в его изучении, лишь около 100 слов имеют перевод. В связи с Мероэ самое интересное слово этого словаря — «кандака» («кандакия»), означающее благородное происхождение или высокий сан. Есть пример на этот счет в Новом Завете: в Деяниях святых апостолов рассказывается, что Филиппом Евангелистом, тезкой апостола Филиппа, был крещен «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской». Эфиопия — в данном случае та территория, которую ныне занимает Судан. Мероитским царством в первые века управляли, как правило, не мужчины, а женщины-кандаки. И даже когда правил царь, он делился властью с царицей-матерью.

■ Довольно часто путают древний Мероэ с современным городом в Судане, название которого по-русски принято транскрибировать как Мерове. Этот город находится в 330 км к северу от Хартума и известен главным образом тем, что там возводится крупнейший многоцелевой комплекс гидросооружений на Ниле.

Поскольку мы не знаем мероитский язык и не име­ ем столь же обширной информации о повседневной жизни, которую дают нам рисунки на стенах гробниц Древнего Египта, жизнь и общественные отношения в Мероэ в древности могут быть реконструированы толь­ ко на основе изучения археологических материалов. Увы, раскопано очень мало мероитских поселений, и данных для обобщений накоплено совершенно недоста­ точно. Открытие дворцов, храмов и кладбищ дает до­ вольно много художественной и исторической информа­ ции, но мало что сообщает нам о повседневной жизни людей, об их быте, способах возделывания земли, об их социальной организации; мы можем лишь догадывать­ ся обо всем этом по тем скудным обрывкам, что дошли до нас из глубин веков.

Хотя мы не знаем, как было организовано мероитское государство, как его цари и царицы осуществляли свое правление, мы все же можем сказать, что это было монар­ хическое государство, где, как и в Египте, царь почитал­ ся как божество. О руководителях более низкого ранга, о придворных, о старшинах мы не знаем ничего. Царицы играли важную роль в жизни страны и порой осуществля­ ли власть во всей ее полноте. Если (что представляется вероятным) наследство передавалось по материнской ли­ нии, они должны были выступать в роли передатчиков царской собственности и наследования трона. Не имея письменных документов, мы все же располагаем опреде­ ленными свидетельствами о том, что царская фамилия была матрилинеальной 1 . В пользу такого вывода говорит и тот факт, что в христианском государстве Нубии, кото­ рое стало преемником Мероэ, господствовала та же самая система, а царицы-матери были окружены особым почте­ нием. Преимущественное положение, которое предостав­лялось царицам в мероитском храме (рельефы в часовнях наглядно свидетельствуют об этом), убеждает нас в том, что царицы в Мероэ обладали большой властью.

О той роли, которую играли в обществе жрецы и вое­ начальники, мы можем только догадываться. По ску­ пым сведениям писателей античности мы знаем, что жрецы пользовались значительным влиянием. Замет­ ную часть поселений вроде Мусавварат-эс-Софры и Наги, вероятно, составляли те, кто участвовал в храмо­ вых службах. Также можно предположить, что, как и в Египте, жречество владело значительной собственнос­тью. По рельефам храма Солнца, на которых изображе­ны сцены военных побед, можно судить о существова­ нии военной организации и военачальниках. Но даже если мы и сможем в полной мере правильно интерпре­ тировать эти сцены, они вряд ли много расскажут нам о том, как создавалась армия Мероэ, как она была организована и как управлялась. Еще меньше мы мо­ жем узнать о других социальных слоях населения и их положении.

Внешний облик

Наружный облик народа Мероэ был предметом мно­ жества споров, но, пока не было проведено подробное изучение большого количества костного материала, не было возможности говорить о нем с какой-либо опре­ деленностью. Многочислен­ ные изображения царских персон тоже не помогали прояснить картину, хотя в некоторых случаях четко прослеживались африкан­ ские черты. Прежние пред­ ставления о том, что предки кушитской царской фами­ лии были ливийцами, еще не были в значительной мере отвергнуты в пользу точки зрения об их местном напатанском происхожде­ нии, но мы слишком мало знаем о местном населении Куша того времени, чтобы с полным основанием судить об этническом составе цар- Рис. 54. Керамический гроб ской фамилии. На стеле ас- из Аргипа сирийского царя Ассаргадона 1 в Синджирли Тахарка изображен в облике негра. Само по себе это не может быть определяющим доводом. Изображение вполне мо­жет представлять собой не портрет, а, скорее всего, лишь представление ассирийского художника о человеке с да­лекого юга. В материалах о раскопках в Караноге сооб­щалось, что большинство найденных скелетов принад­лежало людям негроидной расы. Однако эти заключения не основываются на точной антропологической экспе] тизе, и к ним следует относиться с определенной доле сомнения. Мое личное изучение найденных при раског. ках в Нубии тел, черты которых в ряде случаев неплохо сохранились, позволяет предположить, что их физичес­ кий тип был почти тем же самым, что и у современных нубийцев. Весьма мало скелетных останков из Мероэ подверглось исследованиям, но три черепа, найденных в гробнице царя Аманитенмемиде (гробница № 17), были подробно изучены. Один из них принадлежал к средиземноморскому типу, тогда как два других имели неявно выраженные признаки негроидной расы. Нубия, наряду с самыми северными провинциями Судана, на­ селена в наше время преимущественно коричневокожи-ми людьми с «орлиными» чертами лица, имеющими в различной степени примесь негритянской крови, и нет никаких оснований полагать, что в античные времена население так уж отличалось от нынешнего.

  • "Матрилинеальностъ - система, при которой права наследования или происхождение определяются по материнской, а не по отцовской линии.

Стойкость культурных обычаев, идущих еще от вре­ мен античности, можно наблюдать на примере нанесе­ ния лицевых шрамов, до сих пор существующих в каче­ стве украшения и племенного отличия в Судане, хотя и встречающихся ныне гораздо реже (фото 46). Подобное нанесение шрамов было в ходу в мероитскую эпоху. Мы видим их на щеке жертвы льва, изображенного на гор­ шке из Фараса, и на человеческой голове из Аргина, за­ печатленной на весьма необычном гробе (рис. 54). Си­ ние лицевые татуировки можно различить и на некото­ рых телах из мероитских кладбищ Нубии, что могло быть обычной практикой в том регионе. Женщины в ка­ честве красок для век использовали сурьму, что до сих пор в обычае во многих частях Африки и Ближнего Во­стока. При раскопках были также найдены специальные сосуды, содержавшие измельченную сурьму, и палочки, которыми ее наносили на лицо. Вне всякого сомнения, в ходу были и другие средства косметики. Многочислен­ ные находки стеклянных сосудов, служивших вместили­ щем для ароматических масел и мазей, свидетельствуют о том, что мероитские женщины, по крайней мере из за­ житочных слоев общества, уделяли большое внимание своей внешности.

Жилые дома

Мы имеем весьма скудное представление о жилищах мероитов, поскольку было найдено очень мало остатков обычных домов. Строения царского квартала в Мероэ не могут считаться типичными для страны, большая часть народа которой жила так же, как живет и сейчас - в простых хижинах из высушенного на солнце саманного кирпича, крытых соломой. Рисунок на бронзовой чаше из Каранога являет нам крытую соломой хижину, кото­рую можно считать типичной. Круглая в плане, очень похожая на те строения, которые во множестве можно видеть в Африке и в наши дни, она увенчана, вероятно, страусовым яйцом - символом счастья или плодовитости. Такой символ можно и поныне видеть на многих домах и хижинах в Восточной и Западной Африке.

Рис. 55. План дома в Гаминарти

Найдено весьма мало домов, построенных из кирпи­ ча. На рис. 55 представлен план одного из таких домов, стоявшего на острове Гаминарти у Второго порога. Дом этот был построен из высушенного на солнце саманно­ го кирпича; его стены поднимались в высоту на шесть с лишним футов. Одной из особенностей этого дома, по­вторенной в других подобных строениях, является устройство из двух комнат, меньшая из которых как бы встраивается в бблъшую. Кухонная посуда и очаг всегда располагались в главной комнате, которая также исполь­зовалась в качестве жилого и спального помещения, тог­ да как меньшая, как представляется, являлась кладов­ кой. Такие дома предположительно служили жилыми помещениями для небольшого рода или многочислен­ ной разветвленной семьи, причем каждый комплекс из двух комнат образовывал жилой отсек в составе всего здания.

Мебель

Мало что сохранилось и от обстановки этих жилищ, хотя по присутствию в гробницах кроватей мы можем заключить, что они использовались также и в повсе­дневном обиходе. Кровати того типа (они используется и поныне) известны под арабским названием angareeb и состоят из деревянной рамы с натянутой на нее верев­ кой или кожаным ремнем, образующими подобие мат­ раса. Такой тип ложа издавна существует в долине Нила, самые древние экземпляры подобных кроватей были най­ дены в Керме и датируются первой половиной 2-го ты­сячелетия до н. э. От другой мебели почти ничего не со­ хранилось, но по настенным рельефам мы знаем, что, по крайней мере, цари восседали на креслах. В одной из гробниц Мероэ был найден складной стул, отделанный серебром и бронзой. Известны также отдельные фраг­менты подобных стульев.

Рис. 56. Складной стул из гробницы № W .415 в Мероэ с бронзовы­ми деталями отделки и шпилькой, удержива­ющей ножки

Стоит упомянуть о найденных в могилах нескольких небольших шкатулках, сделанных из дерева и слоновс кости. Нет полной уверенности в том, что эти шкатулк были сделаны мероитскими ремесленниками. Одна дере­ вянная шкатулка, предназначенная для хранения несколь­ ких стеклянных сосудов, могла быть привезена из Египта вместе с этими сосудами. Другая, хорошо сохранившаяся шкатулка, отделанная серебром, несомненно, была при­возной. Подобная им шкатулка из захоронения № 30 с тщательно обработанными соединениями типа «ласточ­ кин хвост» и овальная шкатулка из захоронения № 2 впол­ не могли быть сделаны местными мастерами.

Сельское хозяйство

Основной сферой деятельности народа Мероэ были различные формы сельского хозяйства. Мы знаем, что скотоводство и возделывание хлебных:»пя«-гт играли важную роль в их жизни. Уже упоминавшаяся бронзовая чаша из Каранога доказывает существование скотоводства, сце­ ны ухода за стадами изображены также на значительном количестве рельефов на стенах часовен. На чаше мы ви­ дим сцену кормления коров и их доения: изображенная на ней женщина, очень похожая на царицу с храмового ре­ льефа, в сопровождении двух помощниц доит корову, за­ тем молоко разливается из большого деревянного (?) чана в несколько сосудов, расставленных на земле перед ней. За спиной мужчины, разливающего молоко, видно стадо, и одна из коров, которую доят, изображена с колокольчи­ ком на шее. Именно такие колокольчики были найдены при раскопках, и исходя из содержания этой сцены мы можем прийти к выводу, что они, как и ныне, надевались на шею одного животного из всего стада. О содержании и использовании других животных - коз и овец - мы име­ ем куда меньше свидетельств, хотя они тоже появляются на рельефах. Лошади использовались для верховой езды и запрягались в колесницы. Иногда коней хоронили в гроб­ ницах вместе с их владельцами. Правда, мы не нашли никаких свидетельств о степени привязанности к этим животным во времена от правления Пианхи до правите­лей группы X , которые очень часто погребали коней вме­сте с их хозяевами. Слоны, возможно, использовались для ритуальных целей, о чем уже говорилось выше, в то вре­мя как верблюды, играющие весьма важную роль в этом регионе и сегодня, не были значительно распространены в долине Нила вплоть до начала христианской эры. Из­вестно лишь одно мероитское изображение этого живот­ного.

Рис. 57. Кувшины для воды, привязанные к ободу колеса saqia

О продовольственных культурах в Мероэ мы знаем только то, что сообщили нам авторы античности. Стра-бон, например, особо упоминает просо, предположи­тельно sorghum vulgare , которое под названием dhurra является основной зерновой культурой современного Судана. Представляется, что именно оно изображено на сцене в Джебель-Квели. Находка фрагментов материи, сделанной из хлопка, позволяет предположить, что это растение возделывалось в стране, а оставленные в не­которых гробницах веретена и ткацкие станки показы­вают, что ее жители занимались прядением и ткаче­ством. Внедрение обработки хлопка может быть еще одним примером индийского влияния на мероитскую цивилизацию. Небольшие фрагменты тканей, сделан­ных из льна, свидетельствуют о том, что в ходу были льняные одежды, хотя гораздо вероятнее, что они были привезены из Египта, а не произведены из выращенно­го здесь льна. Косвенным доказательством служит то, что подобные одежды чаще встречаются на северных кладбищах, чем на столичных.

Для выращивания сельскохозяйственных культур на «острове Мероэ» могло использоваться дождевое ороше­ние. В более северных районах воду для полива прихо­дилось забирать из реки либо с помощью shadufa , при­митивного устройства типа журавля, состоящего из ем­кости для воды на одном конце и длинного шеста с противовесом в виде куска глины на другом (используется в долине Нила с глубокой древности), либо посред­ ством saqia , приводимого в действие волами вод о взвод­ ного колеса, внедрение которого привнесло большие из­ менения в жизнь мероитского населения Нижней Ну­ бии. Для подъема воды использовались особые кувшины, которые весьма просто опознаются по высту­ пу на днище, за который они привязывались к колесу. Такие кувшины в большом количестве были обнаруже­ ны в прибрежных поселениях.

Обработка металлов

Возможно, город Мероэ в наше время лучше всего известен множеством холмов, сложенных из шлака - отходов металлургического производства древности. Холмы эти стали предметом различных суждений о зна­ чимости металлургии в мероитской экономике. Их при­ сутствие рядом с городом дало основание высказать точ­ ку зрения, что знакомство с обработкой металлов рас­ пространялось по всей Африке именно из Мероэ. Шесть больших холмов шлака в пределах городской черты оп­ ределенно обозначают районы, в которых выплавлялось железо, но ни один из них до сих пор подробно не ис­следован, как не было проведено и никаких исследова­ний по изучению применяемой технологии. Представ­ляется, что использовавшиеся способы плавки подобны тем, которые широко применяются в Африке и в наши дни. Руда плавилась в простых горнах на древесном угле, исходное сырье для которого всегда имелось в ро­ щах акациевых деревьев, в изобилии растущих вдоль Нила. Сырье для выплавки железа также легко было найти в железорудных залежах, покрывавших песчани­ ковые холмы, тянущихся по северу Судана и во множе­ стве возвышающихся на «острове Мероэ». То обстоя­ тельство, что два основных исходных материала для выплавки железа - руда и топливо - находились по­ близости друг от друга, стало большой удачей для Ме­ роэ. Производство этого металла обусловило длительные сроки могущества Мероэ и накопление в нем значитель­ ного богатства. Поскольку железо производилось в дос­таточных количествах, мероитские воины настолько же превосходили вооружением своих региональных против­ ников, вооруженных только оружием из камня и лишь изредка из меди, насколько превосходили своих против­ ников ассирийцы, когда они впервые вторглись в Еги­ пет в VII в. до н. э. Хотя железо в некоторых количе­ ствах и появилось в долине Нила при ассирийцах, оно не было быстро и с готовностью воспринято египтяна­ ми, и технология производства этого металла распрост­ ранялась далее на юг довольно медленно. Еще в сере­ дине V в. до н. э. Геродот, говоря об эфиопских сол­ датах армии Ксеркса, сообщает, что они не имели на вооружении наконечников стрел из железа.

Представляется вероятным, что первыми, кто распро­ странил железное оружие вплоть до Напаты, были гре­ ческие и карийские 1 солдаты-наемники Псамметиха II . Но этот новый материал использовался весьма ограни­ ченно, и лишь незначительное количество изделий из железа было найдено ранее времени правления Харсио- тефа в начале IV в. до н. э. Железные модели орудий труда были найдены в основании царской пирамиды, и с этого времени металл начинает использоваться во все возрастающих количествах.

Первые изделия из железа были наверняка привозны­ ми, и нам не известно, когда была освоена технология его выплавки, но, весьма вероятно, что к середине I в. до н. э. эта техника уже использовалась в Мероэ, равно как и в других местах. С началом эпохи христианства металл становится гораздо более употребительным, хотя, как представляется, камень и бронза (или медь) продол­ жают использоваться для производства инструментов и оружия. Железо начинает появляться как преобладаю­ щий материал только в захоронениях позднего мероит-ского или даже постмероитского периода. Народ X стал использовать железо во все возрастающих количествах, и весь регион полностью вступил в железный век толь­ ко посте упадка Мероэ.

Инструменты и оружие

Освоение искусства выплавки и обработки металла внесло определенные перемены в природу и количество инструментов и оружия, доступного мероитам. Однако, поскольку его проникновение в быт происходило мед­ленно, бронза продолжала оставаться в обиходе еще в течение долгого периода - все орудия труда, найденные в ранних погребениях, сделаны именно из этого тради­ ционного материала. Источники получения мероитской бронзы нам неизвестны, доступных зале­ жей медной руды поблизости нет. Впол­ не возможно, что многие бронзовые пред­меты были сделаны в Египте. Возможно также, что слитки металла были привезе­ ны в Мероэ торговцами, потом уже обра­ батывались местными мастерами.

В ходе раскопок были найдены много­ численные бронзовые артефакты, так что теперь нам известны не только такие ин­ струменты, как тесла, лезвия мотыг, топо­ ры, стамески, но и множество более мел­ ких - щипчики, небольшие металличес­ кие стержни для нанесения сурьмы на веки и т. п. Найдены были и более круп­ ные металлические предметы, хотя они ^ встречаются гораздо реже, что может Рис - $#¦ Метал- объясняться частично быстрым ржавлением металла, особенно если он подвергает- ления век ся воздействию влаги. Среди находок нередки лезвия мотыг и тяпок - ос­ новных орудий труда в сельском хозяй­ стве, - а также тесла, широко приме­ нявшиеся при деревообработке, топо­ ры, ножницы и щипцы (рис. 59).

Рис. 59. Железные ножницы

Рис. 60. Меч, который держит в руке царь Нетекамани

Оружие в захоронениях встречается гораздо чаше, чем обыденные орудия ремесла или полеводства, поскольку являлось предметом особого престижа, В ходу были мечи и копья, но основ­ ным оружием мероитских воинов, как представляется, были луки и стрелы; наконечники стрел найдены в изо­ билии, мечи же известны только по изображениям на скульптурных рельефах, да и то относительно редких. Самое интересное изображение меча обнаружено в хра­ ме Солнца в Мероэ. Здесь же найдено изображение но­ жен, висящих на перевязи через плечо, как это и поны­не носят члены племени бейджа, живущие на нагорье вдоль Красного моря. Было высказано предположение, что это оружие является предшественником мечей, ныне используемых кочевыми племенами туарегов" Центральной Сахары. На стене Львиного храма в Наге царь Шеркарер изображен в полном облачении мероитского воина; на перевя­ зи через плечо он несет меч в ножнах, как и на рельефе храма Солнца, в левой руке он сжимает копье, лук и три стрелы.

  • 1 Туареги (самоназвание - имошаг) - народ, живущий в Нигере, Мали, Верхней Вольте и пустынных районах Алжира, куда был вытеснен в эпоху арабских завоеваний из более северных облас­ тей Африки. Общая численность около I миллиона человек (1973 г., оценка). Язык относится к берберским языкам. По религии туаре­ ги - мусульмане-сунниты.

Рис. 61. Железные наконечники копий из Мероэ

Топоры использовались в качестве ору­ жия, равно как и в мирных целях, что сле­ дует из изображения царских персон в Мероэ и Наге, где они представлены держащими в ру­ ках топоры. Тип этих топоров довольно своеобразен; ни один из найденных фрагментов не соответствует ему, будучи ближе к типу инструмента, чем оружия. Копья были более распространенным оружием, чем топоры, о чем свидетельствует множество найденных железных на­ конечников копий. На сохранившихся рельефах можно видеть многочисленные их варианты.

Находки стрел чрезвычайно редки, поскольку они были сделаны из непрочных материалов. Но на то, что стрелы были в ходу, указывает наличие их в руках цар­ ственных особ на рельефах, а также частые находки на­ конечников стрел. В нескольких случаях были найдены пучки стрел в колчанах, от которых остались только от­ дельные фрагменты. Колчаны обычно делались из кожи, поэтому, как правило, их находят в истлевшем состоя­ нии. Лишь однажды был найден весьма примечательный экземпляр, сделанный из бронзы и содер­ жавший семьдесят три стрелы. Древки этих стрел были сделаны из дерева и тростника, наконечники - из железа. Обесцвечивание наконечников стрел и тщательность, с кото­ рой они были уложены в металлический колчан, позволяют предположить, что его хозяин использовал отравленные стрелы. Большинство найденных наконечников стрел сделаны из железа, но открытие не­скольких наконечников, сделанных из сер­ долика, подтверждает сообщение Геродота о каменных наконечниках. Некоторые из них были найдены на месте города Мероэ, дру­ гие - в могилах.

Рис. 62. Бронзовый колчан и стрела из гроб­ницы № W . J 22 в Мероэ: стрела имеет же­лезный наконечник и крепежное кольцо, а древко из твердой древесины заключено в тростниковую оболочку

Железные наконечники стрел демонстри­ руют большое разнообразие форм; все они заострены, но бывают как ровными, так и с шипами. Примечательной особенностью является находка нескольких наконечников в форме гар­пуна с одним-единственным шипом. Теперь уже невоз­можно сказать, менялась ли форма наконечников с те­чением времени, но подобная форма с единственным шипом преобладает в позднейших захоронениях.

Мероэ и Африка

Долгое время остававшаяся самой мало изученной из всех античных цивилизаций Африки и долины Нила, Мероэ ныне занимает по праву принадлежащее ей ме­сто в истории человеческого развития. Возобновление активного интереса к этому периоду определяется в значительной степени развитием исторического изуче­ния Африки, а также точкой зрения многих авторов, что именно Мероэ внесло значительный вклад в ста­новление на африканском континенте цивилизации и государственности.

Было высказано предположение, что с падением ме-роитского могущества в IV в. н. э. царская фамилия пе­реселилась на запад континента, унеся с собой специ­альные знания и технологии, а также основополагающие концепции государственности, которые затем распрос­транились по континенту. Это интересная и привлека­тельная гипотеза в настоящее время обнаруживает недо­статок доводов археологического характера, поскольку никаких мероитских находок к западу от Нила до сих пор не обнаружено.

Устные предания племени дафур, живущего на запа­де Судана, в которых упоминается об этом переселении, следует воспринимать весьма осторожно из-за громад­ного промежутка времени. Также с осторожностью сле­дует относиться и к утверждениям, что слово «куш» со­хранилось в имени племени каджидди, народа, живуще­го в окрестностях Джебель-Мейдоба, и других племен, имеющих в своем названии элемент «кадж». Находки черепков нубийской керамики на западе региона, а так­ же распространение строений из красного кирпича от Нила до Борну в западной Нигерии указывают на боль­ шую вероятность предположения, что любые нильские влияния в Западной Африке происходили в более по­ здние времена и были результатом миграции к западу населения христианизированной Нубии под давлением вторгнувшихся арабов начиная с XII в. н. э. Устойчивые легенды об их нильском происхождении, бытующие сре­ ди многих племен региона Чада и северной Нигерии, если они и имеют какую-либо подлинную основу, ско­ рее всего, базируются на воспоминаниях о влияниях, пришедших из христианской Нубии, чем из Мероэ.

В Африке, к западу и югу от долины Нила, также су­ществует много местных верований, схожих с верой и обрядами Древнего Египта. Их, наряду с предметами, имеющими мнимое сходство с египетскими аналогами, часто считают пришедшими из Мероэ.

Такие характерные «египетские» черты могли быть вос­ приняты и усвоены гораздо раньше, поскольку контакты Древнего Египта с Африкой за пределами его южных гра­ ниц имели место еще в незапамятные времена Древнего царства. Нет, однако, никаких доказательств того, что они шли из Египта в Африку, и никак не наоборот. Исследо­ ватели усматривали множество свидетельств таких кон­ тактов между древними египтянами и африканцами в схо­жести их искусства и придворных ритуалов, но надо быть убежденным приверженцем теории диффузии из Египта, чтобы усмотреть в этих предположительных аналогиях следы культуры страны фараонов и мероитской культуры. Тем не менее, остаются предметы, которые несомненно принадлежат египетской культуре, - из наиболее извест­ ных можно назвать подголовные опоры, музыкальные ин­ струменты и опахала из страусовых перьев, и вполне воз­ можно, что мода на такие предметы распространилась именно из Мероэ. Следует заметить, что эти принадле­жавшие египетской культуре предметы далеко не идентичны тем, какие были распространены в Мероэ. К тому же ни один предмет достоверно мероитского происхожде­ ния не был найден к западу от Нила. До тех пор, пока не будет найдено конкретных свидетельств, подобные идеи будут оставаться только гипотезами.

С несколько большей уверенностью мы можем рас­ сматривать Мероэ как центр распространения техники металлообработки, но даже и это остается всего лишь предположением. Существование долгой и искусной традиции метода « cire perdue » 1 в процессе бронзового литья среди народов йоруба и бини в Нигерии обще­ признано, но вопрос о том, откуда они получили зна­ ние этого метода, еще даже не поставлен. Возможно, что этот метод был изобретен ими самостоятельно, но слож­ ность процесса говорит скорее все же в пользу того, что он был заимствован извне. Если это так, то долина Нила является самым вероятным претендентом на звание ис­ точника, из которого он был получен. К сожалению, хронология лесных культур Западной Африки по боль­ шей своей части остается неизвестной, поэтому и не представляется возможным полагать, что процесс литья бронзы был привнесен извне ранее XIV или XV вв. н. э. Таким образом, мы видим весьма долгий промежуток времени между датой заката Мероэ и началом обработ­ ки металла в Ифе 2 и Бенине.

Техника обработки железа распространилась более ши­ роко. Появление железа в африканском регионе, примыкаюшем к пустыне Сахаре, стало событием очень большо­ го значения для развития континента и вызвало разитель­ ные изменения в образе жизни, в социальной и полити­ ческой организации общества. Большая часть Африки перешла прямо от экономики, преимущественно исполь­ зующей инструменты каменного века, к экономике, осно­ ванной на использовании железа, пусть даже внедрение этого металла было постепенным, а каменные орудия тру­ да еще долго использовались наряду со своими железны­ми аналогами. Кто научил эти народы технике выплавки металла и его обработки - до сих пор еще не установле­но. Таким образом, убедительные подтверждения источ­ ника этих знаний, маршрутов их появления и даты тако­ го появления стали бы чрезвычайно важными для пони­мания этого переломного периода в истории континента.

  • 1 Cire perdue (фр) - метод литья по выплавляемым моделям. Ли­ тье по выплавляемым моделям, способ получения фасонных отливок из металлических сплавов в неразъемной, горячей и негазотворной оболочковой форме, рабочая полость которой образована удалением литейной модели выжиганием, выплавлением или растворением.

При этом способе литья в пресс-формы (обычно металлические) запрессовывают модельный состав, который после затвердевания об­ разует модели деталей и литниковой системы. Модельный состав уда­ ляют, чаще всего выплавляя его в горячей воде (отсюда и название способа - литье по выплавляемым моделям). Полученные оболочки прокаливают при температуре 800-1000 "С и заливают металлом.

  • 1 И ф е - город на юго-западе Нигерии.

Последние работы археологов открыли для нас суще­ствование древних сообществ людей, использовавших в своей жизни железо. Их поселения, в частности в Цен­ тральной Африке, относятся, по датировке радиоугле­ родным методом, ко времени от VI до XIV в. н. э. Бо­лее тщательное изучение этих сообществ позволяет прийти к выводу, что обработка железа появилась в этом регионе во второй половике 1-го тысячелетия н. э. По другим регионам континента у нас нет столь четких дан­ных, хотя существуют предположения, что знание ме­ таллообработки распространилось здесь примерно в то же самое время и несколько позже в покрытых лесом территориях побережья Гвинеи.

Мероэ представляется несомненным центром, из кото­ рого распространилась эта новая технология, однако оно вполне могло быть не единственным таким центром. От­ дельные регионы Западной Африки, например, могли получить знание этих новых материалов посредством ка­ раванных путей Сахары. Что же касается Центральной и Восточной Африки, то нет никакого другого очевидного места, откуда эти регионы могли бы получить знания об обработке железа. Даты его появления здесь вполне соответствуют теории о медленном распространении таких знаний на юг от Нила в течение первых веков нашей эры.

Истинная значимость Мероэ для истории Африки от­нюдь не сводится к ее предполагаемой роли как источни­ка новых технологий и идей. Мероэ вполне могло быть вдохновителем тех значительных перемен, которые по­влекла за собой обработка железа. Использование железа позволило дать сильный импульс развитию сельского хо­зяйства благодаря применению железных мотыг, повлек­шему за собой увеличение производительности и тем са­мым самого населения. Появление железного оружия сделало возможным укрепление централизованного руко­водства. Государства, которые сложились и развились в период Средневековья, в особенности в западном Судане (самое раннее из них, Гана, уже существовало к VIII в. н. э., а возможно, и раньше), вполне могли заимствовать прин­ципы организации государственности в Мероэ. Своим возвышением они, совершенно определенно, обязаны тому превосходству, которое металл дал их армиям.

Дальнейшие исследования могут дать ответ на вопрос о том, в какой мере мероитская цивилизация повлияла на прогресс других регионов африканского континента. Уро­вень наших знаний об истории Мероэ имеет большое по­тенциальное значение для изучения соседних территорий.

Какой бы ни была роль Мероэ в распространении культуры и прогресса среди соседних государств, ее соб­ственная история является значительным фактором су­ществования древней Африки. Хотя многое и было за­имствовано ею извне - и данная книга была попыткой показать некоторые составляющие такого процесса, - Мероэ была самобытной африканской цивилизацией, прочно покоящейся на африканской почве и созданной африканским населением. Это урбанистическое, разви­тое и образованное государство, располагавшееся глубо­ко в сердце африканского континента, просуществова­ло около тысячи лет, что само по себе представляет до­стижение выдающейся значимости.

Подписи к фотографиям

  1. • Пирамида № 22 в Мероэ. Пирамида царя Нетекамани с развалинами часовни и пилонами при входе. Обратите вни­мание на небольшие блоки песчаника, из которых сложена пирамида.
  2. • Пирамиды Мероэ. Северная группа пирамид, вид с юга.
  3. • Храм Амона в Мероэ, вид с запада, во время раскопок 1910 г. На заднем плане видна центральная часть города. Человек на снимке стоит в Зале колонн, прямо перед по­мостом.
  4. • Легкое строение перед храмом Амона, вид от этого хра­ма, во время раскопок 1910 г. Аллея гранитных овнов, веду­щая к храму.
  5. • Ступени, ведущие к святилищу храма Солнца в Мероэ. На стене слева видны остатки рельефа.
  6. • Святилище храма Солнца в Мероэ. Круглая площадка представляет собой часть плиточного покрытия, которым был вымошен пол храма.
  7. • Гипостильная галерея дворца в Вад-бен-Наге. Она на­ходилась на южном фасаде дворца, на нее выходил главный вход. Шесть колонн, пять из которых видны, были сделаны из песчаника, стены дворца сложены из кирпича.
  8. • Нага. Львиный храм. На ближайшем пилоне - рельеф с изображением царицы Аманитаре, удерживающей правой ру­кой группу врагов, а в левой ее руке - меч, которым она по­ражает их. На боковой стене рельефы с изображением цар­ской фамилии, стоящей перед процессией богов.
  9. Кладовая во дворце в Вад-бен-Наге. В складированных здесь сосудах не хранилось ничего, поскольку многие из них стояли вверх дном.
  10. П. Рельефы на задней стене Львиного храма в Наге. Многоликий образ вооруженного бога-льва может объяснять­ ся индийскими влияниями. Царь Нетекамани и его супруга, царица Аманитаре, стоят перед богом, за спиной каждого из них стоит принц.
  11. • Бог-лев Апедемак с телом змеи, появляющийся из цвет­ка лотоса, на северном пилоне Львиного храма, Нага. В этом изображении также просматривается индийское влияние. Ле­вее видна царица Аманитаре с принцем.
  12. • Легкая постройка в Наге. В этом небольшом храме про­сматривается римское влияние, о чем свидетельствуют капи­тели и закругленные арки, тогда как перемычка в центре чис­то египетская. Смесь стилей характерна для строений римско­го периода в Египте.
  13. • Укрупненное изображение части легкой постройки в Наге, демонстрирующее как римские капители, так и фриз египетского стиля в виде кобр с солнечным диском и крыла­тым солнечным диском.
  14. • Вход в храм F в Наге. На храме имеется начертан­ное имя царицы Шанакдабеле, храм является древнейшим в Наге.
  15. • Гранитный овен, Нага. Подобные скульптуры овнов, священных животных бога Амона, характерны для мероитско-го периода и часто ставились в линию вдоль аллеи, ведущей ко входу в храм. Сравните с подобной скульптурой в Мероэ на фото 4.
  16. • Мусавварат-эс-Софра. Вид на храм в центре главного комплекса. Этот храм заметно возвышается над другими стро­ениями и намного моложе тех, что найдены под ним. Фото­графия сделана до последней расчистки и раскопки.
  17. • Мусавварат-эс-Софра. Колонны северной колоннады центрального храма после расчистки.
  18. • Мусавварат-эс-Софра, вход в Северо-восточный храм с колоссами по обе стороны дверного проема. Внутренние ко­сяки дверного проема покрыты изображениями змея, анало­гичного представленному на фото 12 из Наги. Между косяка­ми и колоссами видны передние половины двух львов, высту­пающие из стены.
  19. • Мусавварат-эс-Софра. Завершение стены главного ком­плекса в виде слона. Этот уникальный образец скульптуры сви­детельствует об особом значении слома в этом городе.
  20. • Частично разрушенная статуя из Мероэ, высеченная из песчаника с примесью магнетита. Эта статуя датируется при­мерно периодом правления Нетекамани и предположительно находилась у входа в один из храмов. Обломок статуи все еще находится там, где был найден.
  21. • Барабан колонны из Мусавварат-эс-Софры с изображе­ниями ряда богов. Барельеф необычен, хотя в городе найдено несколько подобных изображений, которые имеют сходство с индийскими скульптурами.
  22. • Гранитный колосс, изображающий царя Нетекамани (?) в Хаг-Зуммар, остров Арго. Эта статуя и ей подобная разрушен­ная, лежащая рядом с пей, первоначально находились у входа в храм. Атрибутация с Нетекамани произведена исходя из стили­стических соображений. Имеется много моментов, сходных со скульптурой эллинистического Египта, в частности венок из листьев вокруг короны. Ожерелье из крупных бус аналогично подобным на рельефах в Наге.
  23. • Колосс из песчаника, найденный в нижнем слое хол­ма, известного как храм Исиды в Мероэ. Статуя эта, как и все предыдущие, стояла у входа в храм.
  24. • Алебастровая статуя из Мероэ. Эта статуя была найде­на в купальне и представляет собой изображение мужчины, спокойно отдыхающего, как это принято в купальне. Видно эллинистическое влияние.
  25. Две алебастровые статуи из Мероэ. Они были найде­ны в углу строения № 295. Мужская фигура темно-красного цвета, тогда как женская - желтого. Подобная расцветка, дол­жная отмечать половое различие, знакома по искусству Египта. Скульптуры в натуральную величину. Хартумский музей.
  26. Голова римлянина, бронза. Почти наверняка представ­ ляет собой изображение императора Августа. Была найдена в Мероэ перед входом в храм № 292 в «кармане» чистого песка. Британский музей.
  27. Золотые статуэтки царицы, найденные в верхнем слое отвала неподалеку от храма в Баркале. Ориентировочно датируется концом I в. до п. э. Хартумский музей.
  28. Декоративная тарелка из темно-красного сланца из Львиного храма в Мероэ. Два обломка представляют собой части некогда единого целого, еще в античные времена тарелка была расколота на две части. Левая часть изображает царя Та-ньидамани, а правая - бога-льва Апсдемака. Датируется кон­цом II в. до н. э.
  29. • Стеатитовая стела из храма Амона, Мероэ. Слева изоб­ражен царь, стоящий перед богом с головой овна Амоном, справа - царица перед богиней Исидой. Хартумский музей.
  30. • Декоративная тарелка из песчанка, изображающая прин­ ца Ариханхарера, поражающего своих врагов. Возможно, сдела­ на во II в. и. э. Уорчестерский музей изящных искусств, Уорче- стер, Массачусетс.
  31. Бронзовая статуэтка царя (или бога?), увенчанного двойной короной Египта, с необычным венцом вокруг голо­вы. Возможно, I в. н. э. Из храма Кавы. Хартумский музей.
  32. • Бронзовая голова богини (?) с картушем Арнехамаии. Из Кавы, храм Т. Общая высота 17,5 см. Британский музей.
  33. • Голова Ба из песчаника, из Фараса, погребение № 5202, Ашмолеанский музей.
  34. • Одна из двух парных голов бога Диониса, греческая ра­ бота по бронзе, датируется эллинистическим периодом. Из Мероэ, пирамида № 5. Другая голова из пары находится в Бостоне. Наголовная лента инкрустирована серебром. Высо­та 12 см. Хартумский музей.
  35. Расписная керамика с зооморфными изображени­ями. Фарас. Высота 8 и 7 см. Ашмолеанский музей.
  36. • Чаша, украшенная гравировкой и росписью. Фарас, по­гребение № 2710. Диаметр 14,2 см. Ашмолеанский музей.
  37. • Чаши. Две по бокам украшены росписью, средняя вы­полнена в технике, имитирующей римскую terra sigillata . Фа­рас. Высота центральной чаши 9 см. Ашмолеанский музей.
  38. Две расписные чаши с изображениями карикатур­ ных человеческих фигур. Фарас, погребение № 701А и № 2055 соответственно. Высота чаши в центре 9 см. Ашмолеанский музей.
  39. • Расписная чаша с изображением льва, загрызающего человека. У жертвы на щеке три вертикальных шрама, подоб­ные тем, что и сейчас можно увидеть в Судане. Фарас. Ашмо­леанский музей.
  40. • Расписная чаша с головами бога-льва Апедемака и uraei . Фарас, погребение № 1090. Высота 12,5 см. Ашмолеанский музей.
  41. Чаша из терракоты с ленточной росписью, изображаю­ щей лягушек, сидящих меж пучками травы. Фарас. Высота 25 см. Ашмолеанский музей.
  42. Две расписные терракотовые чаши, левая украшена изображениями человеческих лиц, правая - ленточным орна­ ментом. Фарас, захоронение № 974, 932. Высота 20 и 21 см со­ ответственно. Ашмолеанский музей.
  43. Кувшин с росписью под рыбную чешую на светло-ко­ричневом фоне. Фарас, захоронение № 2912. Высота 18,5 см. Ашмолеанский музей.
  44. • Три чаши. Две внешние с росписью, центральная чаша - черная с полировкой, инкрустирована белым.
  45. • Две чаши с барботиновыми украшениями римского типа. Фарас, захоронения № 2718, 2099. Высота 9,5 см. Ашмолеанский музей.
  46. Чаша с барботиновой отделкой. Мероэ. Хартумский музей.
  47. • Три чаши. Левая украшена барботиновой отделкой, цен­ тральная - с шахматной росписью вокруг ободка, правая - чер­ ная с красной инкрустацией.
  48. • Великолепно полированные черные чаши, две с белой инкрустацией. Фарас, Западный дворец. Высота центральной чаши 8,6 см. Ашмолеанский музей.
  49. • Черная полированная чаша с белой инкрустацией. Фа­рас. Ашмолеанский музей.
  50. • Большая «пивная» чаша, украшенная инкрустацией. Три инкрустированных декоративных блюда с излюбленным мест­ным рисунком. Фарас. Ашмолеанский музей.
  51. • Большая черная чаша, украшенная инкрустацией. Фа­рас, захоронение № 2742А. Высота 26 см. Ашмолеанский музей.
  52. • Золотые украшения. Верхние шесть - серьги, четыре из которых представляют собой головы богини Хатор с розет­ками и подвесками. Двое нижних - браслеты из золота и сердоликовых бус, заключенных в золотую оправу. Мероэ, пирамида № W.5. Музей изящных искусств, Бостон» Масса­чусетс.
  53. • Золотые кольца. Большей частью на них выгравирова­ны изображения египетских божеств, но центральное кольцо в верхнем ряду имеет греческую надпись Н XAPIC , а левое в нижнем ряду украшено агатом с инталией (углубленной гравировкой) богини Афины. Все находки на Западном кладби­ще Мероэ. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
  54. • Два золотых амулета, один в виде мухи, другой - ра­ковины каури. Фарас, захоронение № 2782. Ашмолеанский музей.
  55. • Бусы из могилы № 1155 в Фарасе. Верхняя нить имеет подвеску из кварцевых бусин и двух мелких бусинок из стек­ла. Нижняя нить сделана из сердоликовых бусин с фаянсовы­ми амулетами между ними. Ашмолеанский музей.
  56. • Бронзовая чаша, украшенная изображениями корзин с фруктами. Мероэ, могила № W .308. Высота 8 см. Хартумский музей.
  57. • Бронзовая чаша, украшенная uraei вокруг ободка и знака­ми ankh на корпусе. Фарас. Высота 9,5 см. Британский музей.
  58. • Бронзовая чаша с ножкой и ручками. Гемаи, кладбище 100, могила № Е.99. Хартумский музей.
  59. • Бронзовый кубок, украшенный гравировкой из парал­лельных линий. Мероэ, могила № W .308. Хартумский музей.
  60. • Бронзовая бутыль с отдельной крышкой. Фарас. Высо­та с крышкой 11,5 см. Ашмолеанский музей.
  61. Бронзовая лампа с железной ножкой и бронзовым крючком, с защитной стойкой для пламени в виде листа аканта. Железная ножка является современной реставрацией. Мероэ, гробница N.29 царя Такидеамани. Общая высота 23 см. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
  62. • Бронзовая лампа с ручкой в виде фигуры кентавра. Ме­роэ, гробница N.18. Общая высота 19 см. Хартумский музей.
  63. • Бронзовая лампа с изображениями слоновьих голов. Мероэ, гробница № W .102. Хартумский музей.
  64. Бронзовая лампа с ручкой в форме передней части лошади. Мероэ, гробница N.18, Аманихаташан. Общая высо­ та 22 см. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
  65. • Бронзовая лампа. Фарас, могила № 151. Ашмолеанский музей.
  66. • Серебряная миска с двумя большими ручками, укра­шенная рельефом из волнистых линий. На ручках имеются знаки, возможно, инициалы владельца. Мероэ, гробница N.18. Диаметр 22 см.
  67. • Бронзовая крышка для зеркала. На внешней поверх­ности накладное украшение в виде женской головы, также из бронзы. На внутренней стороне гравировка, изображающая Гарпократа на лотосе, окруженного мифологическими и дру­гими животными, в восточном стиле. Фарас, могила № 2589 Ашмолеанский музей.
  68. Подвесная бронзовая ваза в виде головы мальчика. Гла­за инкрустированы серебром. Ручки оканчиваются петлями в виде утиных голов. II - III вв. н. э. Фарас, могила № 71. Об­щая высота 11,5 см. Хартумский музей.
  69. Серебряный кубок, первоначально золоченый, укра­шенный рельефной сценой. Возможно, римская работа, при­мерно середины I в. н. э. Найден среди упавших блоков гробни­цы N .2 в Мероэ. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
  70. • Сосуд для масла из зеленого выдувного стекла. Датиру­ется примерно от середины 111 до середины IV в. н. э. Возмож­но, сделан в Египте. Фарас, могила № 1203. Высота 7,5 см. Хартумский музей.
  71. • Кубок литого стекла. Вероятно, сделан в Египте в I или II в. н. э. Фарас, могила № 2097. Высота 12 см. Ашмолеан­ский музей.
Выдувной сосуд для притираний коричневого и фиолето­вого цветов с золотыми нитями. Вероятно, сделан в Египте меж­ду 200-м и 400 гг. н. э. Мероэ, могила № 300. Высота 9,8 см. Хартумский музей.

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А между тем культура Мероэ не менее интересна, чем Древний Египет, а в чем-то даже и более загадочна. И сегодня, благодаря раскопкам археологов, мир все больше узнает об истории этого удивительного города.

Мероэ - это столица древнего государства Куш (Кусх), которая расположена на территории современного Судана. А в древности этот регион носил название Нубия. Мероэ, как и города Древнего Египта, находится в плодородной долине Нила, между Асуаном и Хартумом.

Для древних египтян Нубия была своего рода «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию, а когда Египет ослабевал, нубийцы обретали независимость. Мероэ стал столицей государства Куш в VI веке до нашей эры и просуществовал до IV века нашей эры. Меройцы выращивали сорго и плодовые деревья, разводили быков и слонов. Они также разрабатывали золотые прииски, делали замечательные ювелирные изделия и статуэтки из слоновой кости, которые отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.

Мероэ считается первой цивилизацией Африки, в которой возникла письменность. Удивительно, но, несмотря на все старания египтологов, письменность этого загадочного народа до сих пор не расшифрована. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стеллах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, специалист из Франции, считал, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Но на практике все оказалось гораздо сложнее - расшифрованные с помощью этого алфавита слова не имеют никакого смысла.

Соседняя цивилизация Древнего Египта оказала большое влияние на культуру Мероэ, хотя и не всегда находилась с ней в дружеских отношениях. Архитектурные сооружения Мероэ чем-то напоминают древнеегипетские строения. Величественные пирамиды, в которых меройцы хоронили своих правителей, богато украшенные фресками стены, статуи, похожие на сфинксов, - все это не так давно было отвоевано у бескрайних песков стараниями археологов. При раскопках были найдены великолепные ювелирные украшения, глиняные сосуды с орнаментами. Особенно впечатлили исследователей украшения царицы Аманисхакето (Аманишакете), большая часть из которых, к сожалению, была украдена.

Несмотря на очевидное сходство, культура Мероэ имеет свои особенности. Пирамиды-усыпальницы имеют более скромные размеры, а их формы отличаются от египетских. Женские фигуры, нарисованные на деревянных дощечках на фасадах храмов, не похожи на стройных египетских красавиц, потому что меройские женщины отличались пышными формами.

Интересно, что власть в Мероэ переходила от брата к брату или сестре. Только когда не оставалось родных братьев и сестер - от отца к сыну.

Правители Мероэ были современниками египетских Птолемеев и Римской империи, с которыми они поддерживали торговые и дружественные отношения. Известно, что Египетские посредники приезжали в Мероэ для договора о покупке боевых слонов для Египта.

Между тем до сих пор никто точно знает, как и почему королевство Мероэ исчезло в первой половине IV века нашей эры. По одной из версий, существование цивилизации закончилось после нескольких завоевательных походов аксумитов. По другим сведениям, аксумиты были непричастны к закату цивилизации Мероэ, а в 330 году первый христианский царь королевства Аксум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мероэ.

В 2011 году Мероэ с расположенными неподалеку археологическими зонами Мусавварат-эс-Суфра и Нага было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. На территории Мероэ продолжаются археологические раскопки. Возможно, скоро человечество узнает больше об этой античной цивилизации Африки.

По этой же теме:

Чем на самом деле является «самая загадочная воронка в мире» 14 потрясающих аэрофотографий о том, как сталкиваются природа и цивилизация Какая цивилизация оставила гигантские статуи в долине Бада

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А между тем культура Мероэ не менее интересна, чем Древний Египет, а в чем-то даже и более загадочна. И сегодня, благодаря раскопкам археологов, мир все больше узнает об истории этого удивительного города.

Мероэ - это столица древнего государства Куш (Кусх), которая расположена на территории современного Судана. А в древности этот регион носил название Нубия. Мероэ, как и города Древнего Египта, находится в плодородной долине Нила, между Асуаном и Хартумом.


Для древних египтян Нубия была своего рода «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию, а когда Египет ослабевал, нубийцы обретали независимость. Мероэ стал столицей государства Куш в VI веке до нашей эры и просуществовал до IV века нашей эры. Меройцы выращивали сорго и плодовые деревья, разводили быков и слонов. Они также разрабатывали золотые прииски, делали замечательные ювелирные изделия и статуэтки из слоновой кости, которые отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.

Мероэ считается первой цивилизацией Африки, в которой возникла письменность. Удивительно, но, несмотря на все старания египтологов, письменность этого загадочного народа до сих пор не расшифрована. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стеллах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, специалист из Франции, считал, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Но на практике все оказалось гораздо сложнее - расшифрованные с помощью этого алфавита слова не имеют никакого смысла.


Соседняя цивилизация Древнего Египта оказала большое влияние на культуру Мероэ, хотя и не всегда находилась с ней в дружеских отношениях. Архитектурные сооружения Мероэ чем-то напоминают древнеегипетские строения. Величественные пирамиды, в которых меройцы хоронили своих правителей, богато украшенные фресками стены, статуи, похожие на сфинксов, - все это не так давно было отвоевано у бескрайних песков стараниями археологов. При раскопках были найдены великолепные ювелирные украшения, глиняные сосуды с орнаментами. Особенно впечатлили исследователей украшения царицы Аманисхакето (Аманишакете), большая часть из которых, к сожалению, была украдена.


Несмотря на очевидное сходство, культура Мероэ имеет свои особенности. Пирамиды-усыпальницы имеют более скромные размеры, а их формы отличаются от египетских. Женские фигуры, нарисованные на деревянных дощечках на фасадах храмов, не похожи на стройных египетских красавиц, потому что меройские женщины отличались пышными формами.

Интересно, что власть в Мероэ переходила от брата к брату или сестре. Только когда не оставалось родных братьев и сестер - от отца к сыну.

Правители Мероэ были современниками египетских Птолемеев и Римской империи, с которыми они поддерживали торговые и дружественные отношения. Известно, что Египетские посредники приезжали в Мероэ для договора о покупке боевых слонов для Египта.


Между тем до сих пор никто точно знает, как и почему королевство Мероэ исчезло в первой половине IV века нашей эры. По одной из версий, существование цивилизации закончилось после нескольких завоевательных походов аксумитов. По другим сведениям, аксумиты были непричастны к закату цивилизации Мероэ, а в 330 году первый христианский царь королевства Аксум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мероэ.

В 2011 году Мероэ с расположенными неподалеку археологическими зонами Мусавварат-эс-Суфра и Нага было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. На территории Мероэ продолжаются археологические раскопки. Возможно, скоро человечество узнает больше об этой античной цивилизации Африки.




Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире