Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Высоко-Петровский мужской монастырь. Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь Петровка 28


Всего 63 фото

В первой части рассказа мы ознакомились с историей Высоко-Петровского монастыря и человеческими судьбами, неразрывно связанными с ним, Старой Москвой и, вообще, с интереснейшими моментами становления российской государственности. В этой, второй части поста о Высоко-Петровском монастыре, я расскажу подробнее об основных архитектурных жемчужинах обители - соборе святителя Петра, митрополита Московского, соборе Боголюбской Божьей матери, церкви преподобного Сергия Радонежского, церкви Петра и Павла, церкви Толгской Божьей Матери, немного об археологических раскопках на территории монастыря и его монастырском некрополе.

Высоко-Петровский монастырь, будучи одним из древнейших в Москве, гораздо лучше сохранился как памятник архитектуры, нежели его немногочисленные уцелевшие собратья. Отстроенный в камне, в основном, к концу XVII в., как и многие другие монастыри, он меньше других пострадал от времени . В частности, с обор святителя Петра требует особого разговора и отношения к нему, что и будет центральной темой этой второй части моего рассказа о Петровской обители.

Сейчас мы вышли на Петровку со стороны Страстного бульвара. Высоко-Петровский монастырь занимает довольно приличную часть улицы в этом месте. Кстати, слева, частично виден бывший угловой доходный дом монастыря, правее (здание белого цвета) - Настоятельский корпус 1688 года постройки, что непосредственно примыкает к надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы с двухярусной колокольней.
02.

Эта колокольня является местной архитектурной доминантой и вызывает непроизвольные восторженные чувства ее величавой красотой и, одновременно и легкой устремленностью в голубые летние небеса.
03.

04.

05.


06.

Главные врата Высоко-Петровского монастыря. В южном пролёте ворот (это справа от центрального), устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и освящена 28 августа 1905 года.
07.

Центральный сводчатый пролет - проход на территорию монастыря.
08.

Первое, что мы видим перед собой - трапезный корпус церкви Боголюбской Божьей Матери...
09.

И справа от него часовню-усыпальницу Нарышкиных.
10.

Надвратная церковь построена в 1690-96 годах по указу Петра I в память Ивана и Афанасия Нарышкиных над западными воротами монастыря с двухярусной колокольней над ними.

Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, увенчана небольшой главкой.
11.


Престол в церковь перенесли из разобранной деревянной церкви, на месте которой была построена Боголюбская церковь. Церковь келейная настоятельская, специальным проходом сообщается с резиденцией настоятеля монастыря.
12.


После Отечественной войны 1812 года церковь была разорена, её упразднили и восстановили только в 1865 году. После Октябрьской революции в 1924 году церковь снова была закрыта. Повторно освящена малым чином в день трёхсотлетия - 14 октября 1998 года.

13.

14.

Собор святителя Петра (слева - на фото ниже) послужил образцом, исходной точкой для целой линии развития храмов центрической композиции в московской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., которые в значительной степени определяют для нас облик своеобразнейшего "нарышкинского барокко".

15.

Этот тип ярусного храма разрабатывался уже и в 1680-х гг., но особенно ярко, полно проявил заложенные в нем художественные потенции в серии миниатюрных усадебных построек 1690 г. Достаточно указать, что М.А. Ильин полагал собор Петра митрополита исходной точкой, определившей архитектурное решение прославленной .
16.

Искусствоведы сходятся в едином менении о сильном воздействии форм этого собора Петровского монастыря на развитие ярусных храмов, в том числе башнеобразных композиций, ротонд и прочих относящихся к этому ряду центрических сооружений (в плане круглых, многогранных, четырехпритворных, восьмилепестковых и прочих).

17.

Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым. По сути собор 1510-х гг. стоит на остатках некрополя XIV (весьма вероятно) и XV вв.

Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря.
19.

Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем.
20.


В 1690 году собор был частично перестроен Нарышкиными в стиле московского барокко. Узкие окна растесали, плоскость стен украсили живописными наличниками и нарядными порталами, пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI веке собор с трех сторон был окружен крыльцами.

Не ранее второй четверти XVII в. к западному порталу пристраивают крыльцо со сводом на четырех столбах. Площадку замостили белокаменными плитами, ранее служившими надгробиями, чередуя изножия и изголовья. Важнейшей особенностью, позволяющей датировать крыльцо точнее, является широкое использование при строительстве подобных надгробных плит (вообще традиционное в практике XVI - XVIII вв.). Их применили не только в выстилке, но и в фундаменте церкви.
21.


Освящение храма было совершено в присутствии царей Петра и Ивана Алексеевичей.

24.

Как отмечалось выше, на этом месте ранее находилось кладбище, возможно гораздо ранее XV века - здесь и была построена первая деревянная церковь монастыря на невысоком пригорке. Собор окружали сохранившиеся на местах плиты раннего некрополя, а с трех сторон к порталам вели плоские невысокие открытые крыльца-площадки. В таком виде собор, судя по стратиграфии, просуществовал до XVII века. Его постепенно окружили надгробия быстро разраставшегося некрополя, часть из них и была обнаружена при археологических раскопках на этом месте.
25.


26.

В 1689-90 годах собор был отремонтирован, была построена белокаменная открытая галерея-паперть вокруг храма. Собор повторно освятили в присутствии Петра I. В 1691 году Климом Михайловым был закончен иконостас. В 1713-1714 гг. узкие окна собора были расширены в широкие квадратные проемы.
27.

28.

В 1920-е годы вместе с монастырём собор был закрыт. Иконостас сохранялся в нём до начала 1940-х годов. До 1980-х годов собор использовался как склад Дирекции художественных фондов Министерства культуры РСФСР. В 1984 году собор был восстановлен в формах архитектуры XVI века архитектором Б.П. Дедушенко во время реставрации комплекса монастыря.
29.

В 1990-е годы собор был передан Патриаршему подворью Высоко-Петровского монастыря. Для храма создали новый иконостас и выполнили фресковую живопись в соответствии с современными представлениями о росписях древнерусских храмов. 3 января 1998 года состоялось освящение храма.
30.

Собор митрополита Петра вызывает в душе какие-то грустные, печальные чувства и, одновременно, удивительно воодушевляющие... Для обострения контекста, просто, представим, что в этом соборе молились многие великие князья, цари, их царедворцы, сам Петр I, многочисленные Нарышкины, да и вообще, эта церковь по определению привлекала множество прихожан как царское молельное место. Собор Петра в концентрированном виде как раз и отражает все их мысли, чувства, тайные желания, затаенные тихие просьбы... Ты как бы погружаешься в многослойные ощущения причастности ко всему тому, что происходило как здесь, так и в нашей стране вообще. Судьбы русских властителей и России переплетались в этом месте с судьбами руского народа, включая чистые духовные посылы свыше... Необъяснимое ощущение желания долго стоять, любоваться этими простыми лаконичными формами древнерусской архитектуры, одновременно возвышенными, величавыми и гармоничными охватывает тебя всецело... Собор "говорил", рассказывая свою нелегкую и непростую историю, размышляя и делясь своей глубокой вековой мудростью...
31.

На момент съемок еще продолжалась работа по воссозданию фресок собора, снимать было не очень удобно, но представление о них уже можно составить.
32.

33.


34.


35.

Рядом с собором святителя Петра находится собор Боголюбской Божьей Матери. Он возведен по велению Петра I в 1684-1685 годах на месте деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI века над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных, дядей Петра. По завершению строительства в 1684 году, царица Наталья Кирилловна и юный Петр привезли сюда из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери.
36.

Собор служил усыпальницей Нарышкиных до 1774 г. В трапезной части храма в конце XVII - начале XVIII веков погребено 18 родственников царя Петра I из рода Нарышкиных, в том числе - его дед Кирилл Полуэктович и бабушка Анна Леонтьевна из рода Леонтьевых. Рядов погребений было шесть, памятников восемнадцать. Надписи были высечены на надгробиях и на надгробных досках. На каждом стояли образа святых, соименных погребенным. Памятники были покрыты дорогим красным сукном.
37.

В конце XVIII века возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу-часовню, куда перенесли прах трех представителей из рода Нарышкиных, в том числе деда Петра I - Кирилла Полуэктовича Нарышкина, умершего в Кирилло-Белозерском монастыре. Это небольшое каменное здание, перекрытое коробовым сводом и увенчанное главкой. Стены обработаны гладкими лопатками на углах, венчал их кирпичный карниз. Над главкой - белокаменный крест. В се каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из храма и усыпальницы в советские времена.
38.

Собор Боголюбской Божьей Матери - второй по значению храм монастыря. Он является традиционной для второй половины XVII века композицией. Первоначально храм с трех сторон обвивала низкая открытая галерея. В 1805 году часть галереи застроили при увеличении трапезной. Другие участки галереи скрылись вместе с наросшим культурным слоем.
39.

В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом. Однако вытянутые пропорции верхнего ряда больших прямоугольных окон, единообразие в их оформлении - это черты сравнительно новые. Внутри пространство трапезной раскрыто тремя широкими арками в четверик, что придает обширность интерьеру храма. В южной апсиде храма сделана антресоль, где размещалась ризница, в которую вела внутрення лестница. Арка, соединившая расположенный под ризницей дьяконник с центрально апсидой, заложена позднее.
40.


На протяжении своего существования собор почти не подвергся переделкам, однако сильно пострадал во время взятия Москвы Наполеоном и после Октябрьской революции 1917 года. Наполеоновские солдаты разбивали белокаменные надгробия Нарышкиных, пытаясь найти внутри них золото и другие ценности... В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

Уникальный иконостас, выполненный Климом Михайловым в 1687 году, с иконами мастеров Спиридона Григорьева, Федора Зубова, Тихона Филатьева и Михаила Милютина сохранялся до закрытия собора в 1929. После революции иконы выломали из иконостаса и, по свидетельству советского скульптора Сосланбека Тавасиева, сожгли.

41.

В 1929 году собор был закрыт, каменные надгробия Нарышкиных, а также купол и крест уничтожены в 1930 году и восстановлены только в 1982 году, вместе с позакомарным покрытием, утраченным в XVIII веке. Внутри храма остались фрагменты лепнины 1740-х годов и академическая живопись XVIII-XIX веков. В настоящий момент, интерьер собора нуждается в реставрации. 21 декабря 2013 года в соборе провели первое, с момента закрытия в 1929 году, богослужение.

42.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах на месте южного деревянного корпуса монастыря в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом. Внутренние работы и иконостас завершены в 1697 году. Над центральной главой церкви было помещено изображение царской короны.
43.

Храм построен Петром I в честь основателя и покровителя Троицко-Сергиевой лавры, где сам Петр спасся от стрельцов во время междоусобиц. Храм по сути является уменьшенной копией трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. Она стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое.

Церковь представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Этот тип композиции широко разработан в трапезных крупных монастырей. Изначально церковь была одноглавой, но в 1702-1705 годах свод и главы были переделаны. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод с пятиглавым завершением, четверик был украшен кокошниками с раковинами.
44.

Главный престол - преподобного Сергия Радонежского. Над рундуком высокого крыльца прежде размещался балкон, предназначавшийся для царских выходов во время торжественных богослужений или крестных ходов. Во внешнем декоре здания обильно использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, раковины в кокошниках, основания шеек глав и другие детали.
45.

В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть церкви с галерей Братского корпуса. В 1862-1863 годах церковь была отремонтирована, были обустроены и освящены приделы святителя Алексия Московского и святителя Митрофана Воронежского, позже не восстановленные.
46.

В 1919 году церковь закрыта, а помещение отдано Центральной медицинской библиотеке, а затем заводу. В 1930-е годы главы с крестами были разрушены и восстановлены Б.П. Дедушенко в 1960-х. В 1980-х годах в церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка». В 1992 году в церкви проведено малое освящение Патриархом.
47.


Мы сейчас в трапезной храма преподобного Сергия Радонежского...
48.

Это небольшая звонница рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского у её входа на галерее, ведущей в южную часть монастыря.
50.

Так церковь преподобного Сергия выглядит со стороны южного хоязяйственного двора. Ее фасад уже давно оштукатурен, но много лет так и не был покрашен, что огорчает, поскольку храм с этого ракурса выглядит очень выигрышно и церковь фактически "пари́т" над своим древним сводчатым подклетом...
51.


Еще одно примечательное строение Высоко-Петровского монастыря - Церковь Толгской иконы Божией Матери, что построена в честь спасения Петра I во время стрелецкого бунта 1689 года, инициированого Софьей (Милославской) с целью убить юного царя.
52.

Церковь была заложена в день празднования в честь этой иконы, так как 8 августа по старому стилю, Пётр I спасся в этот день в стенах Троице-Сергиевой Лавры от этого стрелецкого бунта. Церковь была построена в 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом Высоко-Петровского монастыря.
53.

Церковь одноглавая, на подклете, прямоугольная в плане, бесстолпная, с 5-гранной апсидой в стиле барокко. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку. Стены снаружи декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами и украшена волютами.
54.

Проект храма принадлежит, предположительно, И.Ф. Мичурину или его ученику. Церковь построена на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной, родственницы Петра I по материнской линии. Толгскую церковь закрыли после Октябрьской революции в 1926 году. Сначала в ней располагались коммунальные квартиры, затем склад Росизопропаганды. Отреставрирована Б.П. Дедушенко. Заново освящена 10 октября 1999 года малым чином. Мы еще заглянем в нее в третьей части, - внутреннее убранство церкви очень необычно и удивительно...
55.

Мы сейчас находимся на втором уровне так называемых Нарышкинских палат над сводчатым переходом к южному двору монастыря. Несколько слов о церкви Петра и Павла, что мы видим сейчас издали.
56.

В 1753-1755 годах настоятель монастыря архимандрит Пахомий выстроил в юго-западном углу монастырского двора церковь во имя преподобного Пахомия Великого, своего небесного покровителя. Основанием для неё послужили белокаменные ворота бывшей усадьбы Нарышкиных.
57.

Это как раз тот самый южный хозяйственный двор монастыря, что был когда-то усадьбой Нарышкиных, а точнее деда Петра I - Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Фото - вид на север со стороны церкви Петра и Павла. Справа за стенами - Крапивенский переулок.
58.


59.

Кирпичная барочная церковь Петра и Павла представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом с декоративной главкой и выступающей пятигранной апсидой. Церковь поставлена на открытом гульбище, объединяющем храм с кельями, и украшена пилястрами, треугольными фронтонами над входами, наличниками с лучковыми фронтонами, декоративными глухими нишами и окнами на гранях восьмерика с барочным обрамлением. Архитекторы школы Д.В. Ухтомского.
60.

Храм сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года и до 13 сентября 1914 стоял неосвященным. Храм апостолов Петра и Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.

Повторное освящение церкви, по желанию настоятеля епископа Павла Олонецкого было во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. После революции храм закрыли и отдали под жилье, в 1980-е годы он использовался как раздевалка для рабочих-реставраторов. До настоящего времени Петропавловская церковь не возобновлена, и в настоящее время для богослужений не используется.

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео:

АДРЕС: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, 28.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00

Метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

Телефоны:
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 236-94-24 (канцелярия, факс)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Роман Криницын)

E-mail:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк)

Звонки принимаются:
Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в Высоко-Петровском монастыре начались работы по реставрации на двух объектах культурного наследия федерального значения. Ими стали:

  1. Церковь Пахомия , 1753-1755 гг.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 7. Ныне храм Петра и Павла.
  2. «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью , 1690 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 3. Надвратный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Договор подряда заключен с ОАО «Реставрационные компании». Авторский надзор: ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Подрядчики выставили леса и реставрируют фасады.

Планы на 2016 год

По храму Петра и Павла: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока.

По колокольне с надвратной церковью: реставрация фасадов, лепного декора; реставрация покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров; реставрация межъярусных лестниц; воссоздание окон и дверей; ремонт главы (промывка позолоченных поверхностей), окрытие выступающих частей здания; устройство системы водостока.

ИСТОРИЯ

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву. Это явилось очередной важной вехой в становлении города как церковного и государственного центра Руси. Среди строителей и благодетелей обители: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах монастыря совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI-го до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Святыня воздвигнута на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этого образа и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась полной победой будущего императора. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–1693 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. В знак особой близости обители и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой около тысячи французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у стен обители со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в обители была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, церковь не могла вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Но даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать монашеская община. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам как святое монастырское послушание).

На протяжении всей истории настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Обитель, несмотря на свою скудность, предоставляла свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революции 1917 года в стенах монастыря располагались: Общество любителей духовного просвещения, епархиальная библиотека и филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и начали совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Церковь Пахомия

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Processed by: Helicon Filter;

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире