Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Венгры. Удивительная история народа. История Венгрии История венгрии кратко

История Венгрии.

Карпатский бассейн.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры. Здесь обнаружены стоянки людей почти всех доисторических эпох, начиная с кроманьонцев (период позднего палеолита). В период эпохи неолита (4000 до н.э.) средиземноморский кочевой народ, поклонники богини-матери, вторглись в этот бассейн с юга. Они создали самое северное звено в цепи связанных родством народов, которая протянулась от Малой Азии до верховьев Тисы. В начале бронзового века новые вторжения с запада и севера привели к смешению народов. Только в конце бронзового века возник новый центр культуры, объединивший различные влияния. Этот центр стал отправной точкой одной из самых богатых культур бронзового века в древней Европе.

В течение II тысячелетия до н.э. в степях, простирающихся от Центральной Азии до Карпат, появились кочевники, среди которых позже появились венгры. Вскоре численность народов степей увеличилась, появилось оседлое население. Характерной чертой этой культуры являлся «город-сад», имевший богатые фруктовые сады по внешнему поясу. Первый из этих народов, прибытие которого ознаменовалось началом железного века в Европе, появился в Карпатском бассейне приблизительно в 1250 году до н.э. С этого времени и до десятого столетия Карпатский бассейн являлся местом обитания различных кочевых народов, в т.ч. скифов, сарматов, языгов, гуннов, аваров, булгар и венгров.

Тем не менее Карпатский бассейн был не только родиной степных кочевников. Кельты, племя западного происхождения, занимали запад нынешней Венгрии; здесь жили также Иллирийцы (остатки племен бронзового века) и некоторые германские племена. В 1 в. н.э. римляне захватили часть бассейна и включили его в римские провинции Паннония и Дакия. Около 430 н.э. они уступили эти территории различным германским племенам, которые были вытеснены на запад гуннами, мигрировавшими из Азии. К середине 5 в. вся территория бассейна была занята гуннами и подчиненными им германцами. Три столетия римского правления оставили следы сильного культурного влияния. Именно в течение этого периода были возведены первые христианские церкви.

В правление короля гуннов Аттилы (406–453) бассейн стал центром империи, которая включала в себя дружественный кочевой народ – венгров (тогда живших на востоке). После его смерти империя гуннов распалась, и бассейн был разделен между различными германскими племенами. Когда остготы мигрировали в Италию, между двумя племенами – гепидами и ломбардцами – происходили кровавые битвы. Ломбардцы объединились с аварами, тюркским кочевым народом, и разбили гепидов. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры.

В III тысячелетии до н.э. финно-угорские народы жили между Уральскими горами и рекой Волга, в районе реки Кама. Приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, медленно перемещались на юг. Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Одна группа, мадьяры, осмелилась даже двинуться дальше на юг (около 600 до н.э.). Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской; высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров – «оногур», означавшего «десять племен» (т.е. семь венгерских племен плюс три хазарских, которые позднее поселились в Карпатском бассейне); отсюда и слово «Венгрия».

Около 680 н.э. венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе еврейского Хазарского каганата. Даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей; верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию; были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. Хотя венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сохранили свой язык.

В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы. Около 890 печенеги, тюркский народ, вытеснили семь венгерских племен на запад – на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами. Под давлением трех могущественных соседей – печенегов, русских и дунайских болгар – десять племен решили создать более централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени – мадьяр.

В 892 венгры (мадьяры) сражались в Карпатском бассейне в союзе с императором Священной Римской империи Арнульфом против мораван. В 895 весь народ, возглавляемый Арпадом, сыном Альмоша, мигрировал в Карпатский бассейн. К 896 завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Во второй половине десятого столетия была колонизирована Трансильвания. В десятом столетии секлеры (вероятно, племя аварского происхождения), которые переняли венгерский язык, были направлены в восточную часть Трансильвании для охраны границ от печенегов и других восточных врагов.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. В то же время они начали строить новое государство. Венгерское общество того времени основывалось на сотрудничестве племен, состоявших из свободных воинов, которые были все равны и участвовали в народных собраниях как полноправные члены. Имелось 108 родов, низшей единицей которых была «большая семья» во главе со старейшиной. Не принадлежавшие к ним обычно исключались из этого политического сообщества, хотя и могли допускаться в него за определенные заслуги.

Два события изолировали Венгрию и сдерживали ее в пределах своих границ – поражение в 955 при Лехе (близ Аугсбурга), нанесенное Оттоном Великим, которое придвинуло Священную Римскую империю к венгерским границам, и крах Хазарского каганата и включение его в состав Руси в 969. Геза, внук Арпада, вместе со своей женой Шарлоттой установили централизованную власть над всеми племенами и положили начало прозападной внешней политике. В 973 по просьбе Гезы император Священной Римской империи Оттон II прислал в Венгрию миссионеров для обращения населения в христианство.

Решение Гезы присоединиться к западному христианству имело серьезные исторические последствия. Его планы были осуществлены его сыном Иштваном (годы правления 997–1038), позже канонизированным. Венгрия, вслед за коронацией Иштвана в 1000 (или 1001), стала признанным христианским государством. Он получил корону и одновременно как духовную, так и светскую власть от папы Сильвестра II, но с согласия императора Оттона III. Ему были дарованы титул апостола (использовавшегося королями Венгрии до 1920), с властью, находившейся в руках епископов (епархий), а также право на распространение веры и автономное управление церковью внутри Венгрии. Это дало возможность Венгрии, в отличие от Польши и Богемии, сохранять свою независимость в течение всех Средних веков.

Централизованное государство Иштвана было построено по образцу государства Карла Великого. Племенная организация исчезла (хотя роды остались), а король стал верховным монархом. Королевский совет имел только совещательные функции. Хотя духовенство имело наиболее привилегированное положение, все «князья, графы и военачальники» (т.е. все потомки завоевателей) были также свободны и представляли собой единый общественный слой. Они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях. Несвободный класс состоял из венгров, потомки которых потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершение уголовных преступлений; рабов, захваченных во время войн (рабство, однако, постепенно было ликвидировано); остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры; невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы); иммигрантов. К этой последней группе принадлежали, во-первых, жившие в степях хазары, а также другие степные народы, а также итальянские, немецкие и французские миссионеры и рыцари и значительные группы горожан. Члены несвободных классов по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской «нации».

Иштван произвел революцию в жизни и культуре своего народа, привнеся в них одновременно восточное и западное влияние и сделав Венгрию частью европейского сообщества. Он почитается как святой покровитель Венгрии.

Многие венгры выступали против изменений, проводимых Иштваном, видя в них разрушение старой венгерской культуры. Бунты привели к гражданской войне, в ходе которой Иштван был свергнут с помощью германских рыцарей. Однако преданные Иштвану войска оказали сопротивление вторгшемуся в 1030 императору Конраду II и победили.

Половина столетия после смерти Иштвана проходила под знаком отражения немецкого нападения и борьбы династий за власть. Порядок был восстановлен двумя сильными королями, св. Ласло I (годы правления 1077–1095) и Кальманом-книжником (годы правления 1095–1116). Новая волна династической борьбы в 12 в. и ослабление державы привели к нападению Византийской империи. Бела III (годы правления 1172–1196), один из наиболее могущественных правителей Европы, предотвратил эту внешнюю угрозу, и королевская власть была снова упрочена. Он обеспечил гегемонию Венгрии на Балканах, при нем была завершена интеграция страны в западноевропейскую цивилизацию.

Благодаря тесным связям Белы III Венгрия упрочила культурные связи с Францией. В течение столетия монахи в большинстве венгерских монастырей были французами, а многие венгры обучались в Парижском университете. Дворец Белы III и собор в Эстергоме были построены в французско-романском архитектурном стиле; позже в Венгрии появилась готическая архитектура.

Преемники Белы III ослабили королевскую власть, основанную преимущественно на королевских владениях, передавая королевские земли своим сторонникам. В результате этих разделов земель возникла новая социальная группа – бароны, которые стремились подчинить свободных граждан, живших в их поместьях. В 1222 восстание свободных граждан против баронов заставило Андраша II (годы правления 1205–1235), который возглавил в 1217 пятый поход крестоносцев, распустить Королевский совет и издать закон о правах, известный под названием «Золотая булла», на которой давал клятву после этого каждый новый венгерский король. Подобно английской Великой Хартии вольностей, она гарантировала дворянам и королевским слугам личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, а также право не признавать противозаконные королевские указы. При дворе устанавливались ежегодные ассамблеи-приемы, проводившиеся королем или пфальцграфом, где имели право присутствовать все дворяне и королевские слуги.

Постепенно дворяне и свободные граждане взяли в свои руки управление над комитатами. Собрания комитатов обнародовали законы страны, а чиновники комитатов проводили их в жизнь. Первый парламент был созван в 1277. В 1290 было объявлено о проведении ежегодных съездов национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, для привлечения к ответственности высших королевских чиновников.

Бела IV (годы правления 1235–1270) был последним сильным правителем Арпадов – династии, которая превратила Венгрию в одну из главных держав средневековой Европы. В период его царствования Венгрия была разорена татаро-монгольским нашествием (1241–1242). После ухода монголов Бела создал систему фортов и пригласил немецких поселенцев для охраны границ страны. Его деятельность принесла ему имя «второго основателя страны». В правление Ласло IV (1272–1290) страна вновь погрузилась в хаос. В 1301 последний король из династии Арпадов, Андраш III, умер, не оставив наследников.

Национальное венгерское меню отличается обилием приправ. Они могут быть острыми или не очень, но всеобщим почитанием пользуется сушеная паприка, которая подчеркивает насыщенный и наваристый вкус местных яств. Блюда очень сытные, есть вегетарианские, но в большинстве случаев непременной составляющей будет мясо или рыба.

Самым известным венгерским кушаньем, которое популярно за пределами страны, является гуляш. В местном ресторанчике обязательно стоит заказать суп халасле, паприкаш, перкельт, а также кусочек форели, которую разводят в холодных горных озерах страны. Еще одно венгерское кулинарное изобретение, любимое во всем мире – сухая колбаса сорта салями PICK. Эта вкуснейшая закуска способна храниться довольно долго даже без холодильника. Многие туристы везут салями и разные виды паприки на родину в качестве традиционного презента вместо надоевших магнитиков.

Именно в Венгрии можно попробовать десятки разновидностей настоящего токайского вина, напиток «Бычья кровь», национальную водку «Палинка». Качественный алкоголь, как и салями, можно купить на рынке или в хорошем супермаркете. Учитывайте, что токайское вино отличается выдержкой, временем сбора урожая, сладостью.

Нельзя не упомянуть возможность отведать деликатес фуа-гра, который в Европе разрешен к производству и реализации только здесь и во Франции. Это гусиная печень, взятая у птиц, выращенных по особой технологии.

Отдельно можно говорить о кондитерских изделиях, которые такие же вкусные и сытные, как и основные блюда. Среди наиболее популярных, входящих в «обязательную» программу туриста: блинчики гундель, сладкие каштаны со сметаной или сливками, рулет ретеш, галушки из шоколадного бисквита, разнообразные штрудели и, конечно же, марципаны.

Шоппинг

Из Венгрии в качестве оригинальных сувениров увозят не только салями и токайское вино, но и горькие местные настойки, например, «Уникум». Стоит присмотреться к необычным национальным халашским кружевам и вышивкам, которые народные мастера изготавливают вручную по старинным традиционным технологиям. Замечательно выглядят куклы в венгерской одежде, керамика. Все это создается и расписывается вручную.

Также популярны фарфоровые изделия Жолнаи и Херендского завода, поскольку они имеют высочайшее качество и считаются предметом национального достояния. Можно приобрести подарочные комплекты специй, фигурки из марципана, фруктовую палинку.

В сравнении с другими европейскими странами, в Венгрии недорогая, но очень качественная одежда. Купить все что душа пожелает можно в супермаркетах, обычных магазинах или на рынке. Самый старый и красивый расположен в Будапеште . В понедельник-пятницу большинство продуктовых магазинов работают с 7.00 до 18.00, а в субботу примерно до 12.00-13.00. Крупные супермаркеты могут быть открыты гораздо дольше, иногда круглосуточно. В летнее время магазины крупных городов проводят масштабные распродажи одежды, обуви, аксессуаров.

Национальная валюта – венгерский форинт. Как и в других странах ЕС, в Венгрии можно получить обратно налог на добавленную стоимость с товаров, которые были приобретены в одном магазине на сумму не менее 50 тысяч форинтов. Деньги возвращают наличными при пересечении государственной границы в автодорожных пропускных пунктах, международном дунайском порту, в 1 и 2 аэропорту Ферихедь, в отделении ИБУС, которое располагается на Восточном автовокзале.


Транспорт

Центральным транспортным узлом Венгрии является Будапешт , от которого словно лучи расходятся автомобильные и железнодорожные пути к более мелким населенным пунктам. Это очень удобно, но создает некоторые трудности, когда необходимо попасть в город на другой «линии». Тем не менее, имея арендованный автомобиль нетрудно добраться до любого места назначения благодаря разветвленной сети дорог.

Чтобы взять машину напрокат, нужно иметь подтверждение вашего проживания в Венгрии (например, выписку из гостиницы), права международного образца, кредитку. Вместо последнего пункта можно внести залог наличными. Возраст должен составлять больше 21 года при водительском стаже не менее 12 месяцев. На дорогах имеется ограничение скорости, действуют международные правила движения. Полиция в Венгрии очень строгая – нарушение правил грозит крупным штрафом, а малейшее присутствие в крови алкоголя приведет еще и к немедленному аресту.

Хорошо развито автобусное сообщение: вы можете быть уверены не только в точном соблюдении расписания, но и в исключительной комфортабельности транспорта. Это же касается поездов и паромов. Последние курсируют по Дунаю и даже могут доставить путешественника в Вену. Что касается авиаперелетов, они рассчитаны в основном на международное сообщение, хотя несколько рейсов курсируют и внутри страны.

Поездки в такси совершенно безопасны. Автомобили этой службы можно распознать по характерной надписи, располагаемой в окне двери. По желанию пассажира водитель предоставит счет.

Финансы и проживание

Курс форинта может незначительно колебаться, но обычно один доллар приравнивается приблизительно к 285 единицам местной валюты. Осуществлять обмен лучше всего в официальных пунктах, банках, гостиницах, специальных автоматах. Обратите внимание, что на вокзалах и в аэропортах курс несколько менее выгоден, нежели в городе. Банки Венгрии работают только в будние дни, максимум до 16.00. Зато отдельные обменники в центре, а также автоматы и соответствующие гостиничные сервисы обслуживают путешественников в режиме 24/7.

Многие туристы бывают удивлены отличным соотношением уровня услуг и стоимости проживания в гостиницах. Трехзвездочный отель средней руки предложит гостю уютный номер с качественной мебелью, завтрак, вежливое и предупредительное отношение персонала. Даже в небольших заведениях служащие часто говорят по-русски, обязательно на английском, немецком, венгерском. О высочайшем уровне сервиса в более престижных гостиницах говорить излишне.


Ежегодные праздники

Кроме 1 мая, Пасхи, Рождества и Нового года, в Венгрии отмечается и ряд национальных торжеств. Фаршанг – это праздник, аналогичный русской Масленице, который пришел на эти земли из Германии. Проходит торжество весной и отмечается карнавальными действами.

Также начало теплого времени года знаменуется Днем Национальной революции. 15 марта 1848 года началось мощное национальное движение против королевской династии Габсбургов, которое через время превратилось в настоящую Австро-Венгерскую войну.

Современную эпоху не принято называть, как, скажем, период в начале нашей эры, временем Великого переселения народов. Нынешние этносы по большей части давно занимают свои географические территории. Это не значит, однако, что и сейчас не происходит массовых переселений. Десятки миллионов, людей только в нашем столетии переселились из Европы и в меньшей степени из Азии в страны Америки, из Китая,— в Южную и Юго-Восточную Азию и т. д. В нашей стране лишь за последние три с лишним десятилетия миллионы русских и украинцев перебрались в Казахстан. Никто из нас не удивится, встретив за полярным кругом грузина, познакомившись в Кушке — с якутом, мордвином или азербайджанцем.


А история знает случаи, когда разом сдвигается с места целый народ или большая его часть. За примерами этого совсем не обязательно обращаться в очень уж далекое прошлое. В 1916 году, во время первой мировой войны, власти Турецкой империи начали истребление народа ассирийцев (айсоров), жившего в восточной части Малой Азии и в Иране. Шовинистически настроенные руководители империи, фанатики-мусульмане воспользовались военным угаром в стране, чтобы попытаться уничтожить христиан-ассирийцев, как и христиан-армян. Ассирийцы отчаянно сопротивлялись, заняли круговую оборону, в течение двух лет «ни отражали, отступая, удары регулярной турецкой армии и «вольных» отрядов головорезов. А затем ушли со своей родины, точнее, с той ее части, которая принадлежала Турции. Так появились ассирийцы в России, в США, Ираке, Сирии и многих других странах.

Прошлое у нашей планеты бурное, в нем не раз и не два народы оказывались в том же положении, что айсоры в 1916 году, — под угрозой уничтожения или порабощения. И уходили от этой угрозы.
Даже гунны, ставшие впоследствии грозными завоевателями полумира, ринулись на запад из своей Монголии после того, как их разгромили здесь китайские армии. По дороге они в свою очередь стали угрозой множеству племен, тоже вынужденных стронуться с места — иногда в составе гуннских полчищ, иногда впереди них, иногда же эти племена «раздавались в стороны», уходили на север и на юг с пути свирепых завоевателей.
После того как монголы завоевали Среднее Поволжье, жившие здесь волжские булгары в значительной части отошли на север, став одной из частей складывающегося чувашского народа. Сходных примеров тут можно привести много.
Но нередко переселения племен и народов имеют другие причины. Тысячи людей, которым вовсе не угрожает внешний враг, поднимаются и ищут себе лучшей доли на новых местах. Так были освоены русским народом Север европейской части России и Сибирь. Так когда-то пришли в Северное Причерноморье скифы, изгнавшие или растворившие жившие здесь до них племена киммерийцев. Так двинулись из Северной Прибалтики на юг, к Черному морю, германские племена готов в начале нашей эры.
При этом само расселение народа может происходить медленно, растягиваясь на века?"
В нашей стране почти по всей огромной Сибири живут небольшими группами лесные охотники и оленеводы — эвенки. Непроходимая тайга стала их родиной за несколько сот лет, после того как эвенки, живущие до того лишь на юге Сибири, сумели найти способы охоты и передвижения, сделавшие их хозяевами лесов.
В предисловии к книге советского эвенкийского ученого-историка А. С. Шубина профессор Е. М. Залкинд пишет: «Кажется почти невероятным, как могли племена, стоявшие на таком уровне развития, покорять колоссальные пространства, преодолевать трудности многомесячного, а подчас и многолетнего пути. Но на самом деле чем дальше в глубь истории, тем меньшее значение имеет фактор расстояния. Везде, куда бы ни приходил в таежных скитаниях эвенк, он находил ягель для своих оленей, зверя для промысла, кору и жерди для чумов. И тем легче было ему пускаться в дальний путь, так как в ту пору никакой роли не играл фактор времени. годы, проведенные в одном месте, годы, прошедшие в походах по новым местам, все это ничего не меняло в привычном образе жизни».
Разумеется, слова о роли времени и расстояний можно отнести не только к эвенкам, но и ко многим другим кочевникам.
Не правда ли, это многое объясняет в том, с какой относительной легкостью сдвигались с меЬта древние племена в поисках лучших — или хотя бы не худших мест на лице земли.
Кипчаки (половцы) идут из Сибири в IX-XI веках единым ударным клином на запад, становятся хозяевами большей части Средней Азии и Северного Причерноморья, оттесненные ими тюрки-огузы движутся в Иран, на Кавказ, в Малую Азию.
Создание, единого государства в Норвегии заставило часть тамошней вольнолюбивой знати отправиться в Исландию со своими домочадцами. Объединение прежних Кастилии, Арагона, Леона в Испанском королевстве и завоевание им юга Пиренейского полуострова привели к массовому выселению оттуда в Африку мусульманского арабоязычного населения.
В XVI веке произошла странная, но только на первый взгляд история. С запада Средней Азии в восточную ее часть ворвались кочевые племена. Они победили и выгнали из Ферганы ее правителя эмира Бабура (а сами, смешавшись с местным оседлым населением, вошли в число предков современных узбеков). Неудачливый же эмир-изгнанник, кстати сказать, потомок сразу и Чингисхана и Тимура, вынужденный бросить и родные места и наследственные владения, с остатками своей армии бежал на юг, в Афганистан и Индию. и стал основателем грандиозной империи, получившей имя державы Великих Моголов.
Более подробно мы расскажем здесь о многовековом движении мадьярского народа, а потом о расселении цыган.
С Енисея на Дунай В 1848 году, году бурного революционного подъема почти во всех странах Европы, венгры восстали против хозяйничавшей на их земле Австрийской монархии. Венгерская революция была разгромлена, несмотря на героическое сопротивление своих защитников. Из занятого австрийскими солдатами города убегает, прихрамывая, подросток, ругая этих вояк палачами на всех известных ему языках. А языков он знал немало, потому что с детства изучал их. Этого бездомного хромого мальчика звали Арминий Вамбери. Имя, которое станет громким, во всяком случае для географов, историков, востоковедов и лингвистов всего мира. Арминий Вамбери, замечательный языковед и страстный исследователь, совершит поразительные путешествия, переодетый то арабским дервишем, то турком, то персом; он будет поражать своими познаниями западных министров и. восточных эмиров. А тогда. «В поле у Дуная он встретил нескольких солдат, спасшихся от плена. Они были запылены, и поражение читалось на их лицах.
— Все кончено, — говорили они, — будем ложиться и умирать. Пропадает наша свобода!
Тогда поднялся старый пастух и прохрипел им шатающимся от старости голосом:
— Стойте, дети! Всегда, когда с нами беда, приходят нам на помощь старые мадьяры из Азии: ведь мы их братья, будьте спокойны, они и теперь нас не забудут».
Так эту сцену описал в рассказе «Вамбери» советский поэт и прозаик Николай Тихонов.
В своих странствиях по Средней и Центральной Азии, по таинственным и часто запретным тогда для европейцев местам, Арминий Вамбери пытался найти и этих «старых мадьяр из Азии», память о которых жила в сердце венгерского пастуха.
Старинные венгерские хроники говорят о мадьярах как о родственниках гуннов и утверждают, что другие родичи мадьяр живут в Персии.
Понятно, что для древнего хрониста слово Персия могло обозначать не одну лишь страну, которую мы знаем под этим именем, но значительную часть Азии.
Во время странствий легендарные братья Хунор и Мадьяр захватили двух дочерей аланского царя (аланы, как вы помните, одно из сарматских, племен). От этих-то женщин, говорит хроника Симона Казаи, и произошли все гунны, «они же венгры».
В Венгрии вот уже многие сотни лет не одни лишь ученые, но и народ помнили о приходе сюда своих предков издалека, с востока, из Азии, и не просто помнили, но связывали с далекой родиной и неведомой родней особые надежды. Может быть, как раз потому, что в Центральной Европе мадьяры-венгры — единственный народ, принадлежащий к угро-финской языковой семье. Со всех сторон мадьярский остров окружен индоевропейским морем. С одной стороны живут славяне, с другой — немцы и австрийцы, с третьей — румыны.
А ближайший в географическом отношении народ той же семьи обитает на много километров севернее; в Прибалтике. Это эстонцы. И то эстонцы — в языковом отношении — отнюдь не самые близкие родичи мадьяр. Более близкие (ханты и манси) живут на северо-востоке европейской части СССР и на крайнем северо-западе Азии — еще дальше, чем эстонцы.
Сегодня венгерские антропологи, лингвисты и археологи снова и снова едут на Волгу, Урал, в Приполярье, в Западную Сибирь и Среднюю Азию, желая отыскать следы своих предков и лучше изучить бесспорных и предполагаемых родственников. Но многие сотни лет назад венгерские короли и епископы тоже слали далеко на восток своих представителей и с той же целью. Впрочем, тогдашние представители венгерской короны и церкви преследовали и политические цели, а сверх того заботились о спасении душ предполагаемых азиатских мадьяр. Самой, может быть, поразительной из таких экспедиций «за предками» была поездка на восток доминиканского монаха Юлиана. Это был сразу и подвиг и приключение.
Юлиан шел через земли, охваченные очередными истребительными войнами, пересекал степи, кишевшие разбойниками, точнее, кочевниками, не упускавшими при случае возможности разбогатеть. Он потерял по дороге своих спутников, лишился денег, но, беззащитный, одинокий и нищий, шел на восток с упрямством жюльверновского капитана Гаттераса, стремившегося к Северному полюсу. Чтобы найти хоть какую-нибудь пищу и защиту от степняков, Юлиан присоединялся к караванам и прислуживал их хозяевам, трудом и унижением добывая себе право идти дальше и дальше.
На Волге, у булгар, встречает Юлиан «азиатскую мадьярку», что замужем за булгарином. С помощью ее и ее родственников он обнаруживает на Урале «Великую Венгрию» — прародину своего народа, слышит мадьярскую речь, рассказывает этим вновь открытым сородичам, хоть и не землякам, о могучем Венгерском государстве на Среднем Дунае, проповедует христианство.
Но это замечательное открытие, сделанное семьсот с лишним лет назад, было уже почти запоздалым. Западные мадьяры нашли восточную «Великую Венгрию» словно, только для того, чтобы вскоре узнать: ее не стало. Страшное Батыево нашествие обрушилось и на землю уральских мадьяр.
Надо еще отметить, что сразу после завоевания татаро-монголы включили мадьярских воинов, согласно давней своей традиции, в собственную армию. Некоторое время в татарской Золотой Орде среди прочих «национальных», как мы сказали бы сегодня, воинских частей была и мадьярская.
Разгромленные и разрозненные мадьяры, по-видимому, в конце концов смешались с окрестными народами, в основном с башкирами. Впрочем, еще в XII веке, за столетие до похода Батыя, некоторые арабские путешественники считали азиатскими мадьярами именно самих башкир.
Лишний раз подтверждают связь мадьяр с Уралом географические названия. Есть, например, в Башкирии река Сакмара — приток Урала. А это же самое слово, которое служит именем башкирской реке, не раз повторяется на карте современной Венгрии.
Мало того. Три из двенадцати известных истории основных башкирских родов носили те же имена, что три из семи пришедших на Дунай мадьярских племен.
На Урал мадьяры тоже откуда-то пришли. Следы этих прамадьяр и в Западной Сибири, и в Казахстане, и в Узбекистане. В левобережье Камы, в низовьях ее был недавно открыт древнемадьярский могильник.
По мнению исследовательницы Е. А. Халиковой, территория Великой Венгрии охватывала левобережье Нижней Камы, Южное Предуралье— и отчасти восточные склоны Урала. Е. А. Халикова считает, что протовенгры появились в Южном Предуралье в конце VI века — возможно, после того, как некоторые угорские цлемена Тюркского каганата восстали против его власти и потерпели жестокое поражение.
Восстание. это охватило ряд районов Средней Азии и Казахстана.
До него же, полагает Е. А. Халикова, предки древних венгров «во второй половине VI века. скорее всего находились в составе Западного Тюркского каганата и совместно с тюриотами играли большую роль в политической жизни Средней Азии и Сасанидского Ирана (как тут не вспомнить Персию, о которой упоминают венгерские хроники. — Авт.). Эта эпоха наложила отпечаток на дальнейшую культуру древних венгров: в различных ее элементах — мифологии, изобразительном искусстве — сильны иранские мотивы и сюжеты».
В Среднюю Азию и Казахстан предки древних венгров попали еще в IV веке н. э., когда прокатившийся по Южной Сибири поток кочевников оторвал их от сородичей — обских угров.
Е. А. Халикова особо подчеркивает, что уральская «Великая Венгрия» конца VI — начала IX века поддерживала связи с лесостепными районами Западной Сибири и Северного Казахстана, где оставались близкородственные древним венграм угорские племена. Об этом отчетливо свидетельствуют материалы раскопок на Урале, подтверждающие обмен между этими далекими районами.
О судьбе мадьяр, ушедших с Урала на запад, мы знаем гораздо больше, хотя тоже относительно немного.
Видимо, в середине 1-го тысячелетия н. э. часть уральских мадьярских племен покинула родные места. Может быть, потому, что мадьяр подтолкнула очередная волна Великого переселения народов. Может быть, потому, что после гуннского нашествия и разграбления многие плодородные земли к западу от Урала оказались сравнительно слабо заселенными. Может быть, потому, что на Урале изменился климат. Так или иначе, но для кочевников-мадьяр переселение на новые места не могло быть делом слишком трудным.
В середине 1-го тысячелетия мадьяры живут уже и в бассейне Волги. Красивое имя носит эта мадьярская новая страна на правобережье Волги — Леведия Этелькуза. Вскоре здешние племена признают власть хазарского кагана, тогда владыки великой державы, которая охватывала Северный Кавказ, часть Поволжья и соседних земель и вскоре вступила с арабами в борьбу за Закавказье. В ту пору в состав мадьярского объединения входят и принимают мадьярский язык несколько кочевавших поблизости хазарских племен.
В ту же эпоху, по-видимому, к древнему самоназванию одного из племен — «мадьяры» прибавляется новый этоним — «венгры» от имени тюркского народа оногуров, на землях которого мадьяры жили около столетия.
Постепенно центр расселения мадьяр сдвигается западнее. Новая Леведия размещается уже по обе стороны Дона, располагаясь примерно на территории от Киева до Воронежа. Мадьяры живут среди славянских племен, возможно, даже чересполосно с ними. Мадьярский союз племен поддерживает дружественные отношения с Византией, и эта держава втягивает кочевников в свои войны.
Выполняя соглашение с Византией, мадьяры в IX веке нанесли тяжелый удар по Болгарскому царству на Нижнем Дунае. Потерпевшие жестокое поражение болгары через несколько лет ответили беспощадным набегом на Леведию, предпринятым в союзе с печенегами, появившимися незадолго до того в тех же причерноморских степях, где жили мадьяры. Болгары и печенеги выбрали для нападения очень удобный момент. Мадьярское войско, почти все способные носить оружие мужчины, было в это время в дальнем походе. Леведия оказалась беззащитной.
Когда же войско вернулось на родину, то увидело, что осталось без народа. Печенеги не просто разорили страну, как только могли, они еще и увели в плен или перебили всех молодых женщин.
И мадьяры решили покинуть земли, где они не могли теперь чувствовать себя в безопасности. Куда им было пойти? Легенды утверждают, что переселение ни в коем случае не было стихийным. Даже адрес, по—видимому, был намечен заранее: страна в среднем течении Дуная, местность, Где когда—то была расположена римская провинция Паннония. Позже там, на Среднем Дунае, был центр великой Гуннской державы (а еще позже — Аварского каганата).
Как это ни странно звучит, но, возможно, что в Паннонию привела мадьяр как раз легенда о том, что они ведут свой род. от Аттилы. До сих пор ведь в венгерском народе живет предание, согласно которому мадьяры происходят от гуннов. Историки в ответ обычно пожимают плечами и говорят, что, конечно, ряд угорских племен был вовлечен в великое переселение народов, что в составе армий Аттилы были, вероятно, и мадьяры, но что собственно гунны, как и их вожди, мадьярами, конечно, не были.
Впрочем, надо сказать, что, во-первых, после смерти Аттилы и разгрома его армий остатки гуннов во главе с одним из уцелевших сыновей грозного царя ушли в Северное Причерноморье. Здесь они просуществовали в виде отдельной народности еще около двух столетий, пока окончательно не растворились среди тогдашнего населения этих мест. Гунны могли, что отнюдь нельзя считать доказанным, встретиться в Причерноморье с мадьярами и смешаться здесь именно с ними. Не исключено, что это и могло стать основой легенды о родстве гуннов и мадьяр.
Стоит добавить, во-торых, что отдельные венгерские ученые сейчас полагают, будто первые мадьяры появились на Карпатах и к западу от них еще в VII веке. Если это так, основная масса мадьяр в конце IX века действительно пошла на запад по пути, который был уже проторен их родичами.
Высказывалась гипотеза и о том, что эта группа тюрков-оногуров, от которых, как вы знаете, перешло на венгров имя, появилась на Дунае около 670 года вместе с тюрками-булгарами.
Ученые наших дней спорят, а в венгерских средневековых летописях прямо сообщается, что мадьяры пошли на Дунай, чтобы овладеть наследием первого предводителя рода Алмуса (Алмоша) — Аттилы. При этом Алмус объявляется потомком «короля Магога». Взятыми из Библии именами великанов Гога и Магога часто называли в средневековье грозные для оседлых европейцев племена ¦кочевников. Магогй предание связывало с гуннами; летописец, гордившийся своим происхождением от гун— нов, отразил уже сложившуюся в его ¦время венгерскую традицию, по. которой имя Магог не пугало, а, напротив, таким предком можно было и похвалиться.
Исход мадьяр с Дона произошел около 895 года, когда на Руси правил князь Олег. Летописям венгерским здесь не противоречат древнерусские сведения. Древнерусский летописец под 898 годом поместил. сообщение о мирном уходе мадьяр через киевские земли на запад.
По дороге, между прочим, они взяли с собой и сохранили до наших дней. древнерусские названия рыболовных снастей, а заодно стали звать — и зовут до сих пор — на древнерусский манер поляков.
Через горные проходы в Карпатах вышли наконец кочевники на просторы Паннонии. Главную их силу составляли семь племен, среди них племена с «башкирскими» названиями: юрматы, кесе, еней. Семь вождей этих племен связали себя и свои племена вечным договором о союзе, скрепив его кровью.
По венгерской легенде, мадьяры якобы выкупили Паннонию у славянского князя Моравии за белого коня, седло и уздечку, но князь потом нарушил договор, и страну венграм «пришлось» отвоевывать.
Историки до сих пор спорят, насколько большую роль сыграли для решения судьбы Паннонии чисто военные действия. В трехтомной «Истории Венгрии» утверждается, что часто, вероятно, дело обходилось, без кровопролитий. В момент, когда мадьяры пришли на Средний Дунай, здесь не было реальной политической силы, способной помешать им овладеть этой территорией.
Сообщения же некоторых летописцев о древних даже для них и весьма героических боях пришельцев с аборигенами страны, по мнению многих историков, преувеличены. В средние века любили героизировать прошлое и, как правило, преувеличивали роль военных действий в истории.
Не надо забывать, что количество пришельцев было относительно невелико. Ведь мадьяры были кочевниками, а кочевые народы обычно куда малочисленнее оседлых, занимающих равную территорию. На плодородной земле у Дуная нащлось место для новых племен, быстро осевших на землю. Мадьяры легко смешивались с местным населением, в основном славянским, — у выходцев с Дона, собственно говоря, не было тут выбора, поскольку после болгаро-печенежского удара мадьяры остались почти без женщин. И, надо сказать, в венгерском языке почти все слова, относящиеся к жилищу и пище, к земледельческому труду и государственному устройству, по происхождению славянские.
Смешение со славянами, естественно, отразилось на мадьярском языке. Венгерский историк Э. Мольнар писал: «Если венгерский крестьянин смотрит в окно, выходит в сени, идет в погреб, в кухню или в комнату, в каморку, выходит во двор или на улицу, если он говорит, зовет своего кума, ищет своего соседа, обращается к другу, пирует в кабаке, пляшет чардаш, смотрит кругом на равнине или в степи, идет в пастухи, в разбойники, несет с собой съестные припасы, живет на хуторе, бросает веревку на шею жеребенку, запрягает вола в иго, гонит домой Стадо, берет в руки косу, укладывает стог, дает скоту корм, тянет тачку, если он работает или кончает работу. он делает такие дела, которые выражаются словами, перенятыми из славянского языка».
Стоит отметить, что раскопки венгерских могильников X века на Среднем Дунае показали, что древние мадьяры в это время по антропологическому облику были схожи с сарматами, жившими в начале нашей эры в Нижнем Поволжье, на Украине и у южных берегов Аральского моря. То есть на Дунай венгры пришли уже как достаточно типичные европеоиды. Между тем угры, ушедшие из Южной Сибири, обладали многими монголоидными чертами. Мадьярскийэтнос постепенно потерял большую часть их, смешиваясь по пути на запад с европеоидными по облику племенами.
Итак, новой родиной мадьяр — уже навсегда — стала Паннония.
У этой области в центре Европы удивительная история. (Впрочем, какая страна не имеет за собой удивительной истории?) В самом начале 1-го тысячелетия н. э. земли на Среднем Дунае были покорены римлянами. Но жители новой римской провинции недолго послушно повиновались «владыкам мира». Вскоре они восстали и заставили Римскую империю напрячь в борьбе против «мятежников» все свои силы. Войну с паннон—цами римляне той поры считали самой для себя тяжелой после Пунических войн, в которых против Рама выступал Карфаген, поставивший когда-то государство своих врагов на край гибели. Мировая держава все-таки победила и здесь, но до конца существования Римской империи Паннония с ее непокорными обитателями оставалась одним из слабых мест во владениях Августов.
Во времена Великого переселения народов Паннония освободилась от владычества римского, но не чужеземного. В качестве ее хозяев сменяли друг друга (или делили друг с другом страну) сарматы и готы, вандалы и роксоланы, языги и карпы, бастарны и маркоманы и многие иные племена. Эти племена, в большинстве известные теперь только специалистам, когда-то заставляли трепетать сердца правителей Рима и Константинополя. Потом здесь царили гунны, но их выбили к концу V века н. э. гепиды, остготы, ругии и сквиры.
Именно из Паннонии вождь союза ругиев и сквиров Одоакр пошел в Италию и после многих побед над бессильной империей низложил последнего римского императора Ромула Августула. Так Паннония все—таки «взяла реванш» у Рима — не прошло и пяти веков. Позже в Паннонии находился центр аварской державы, основанной пришельцами из Центральной Азии в VI веке. Сюда приходила в начале IX столетия армия императора Карла Великого, посадившего на пошатнувшийся аварский трон крещеного кагана. Здесь же последние авары были растворены славянами. И здесь же мадьяры включили в свой состав местных славян.
Арпад, сын Алмуса, вождь сильнейшего из семи племен, называвшегося «медьер», основал династию Арпадовичей, а имя его племени принял весь народ. Но образование Венгерского королевства еще не положило конец переселениям новых и новых племен на землю Паннонии.
Венгерские короли, забыв прошлые обиды, приняли на своей земле в XI веке тюрок—печенегов, выгнанных из Северного Причерноморья собственными их родичами—половцами, тоже тюрками по языку. А еще через двести лет, в XIII веке, гостеприимная долина Дуная приняла еще и волну половцев, ушедших на запад от монгольского нашествия (часть их покинула позже Паннонию, перебравшись в другие земли, прежде всего в Болгарию). До сих пор среди венгерского народа выделяется этническая группа прямых их потомков — палоцей.
Кочевников, вероятно, влекла к себе знаменитая венгерская степь — пушта, а венгерским королям нужны были воины и для борьбы с собственными крупными вассалами.
Из века в век сохраняла плодородная земля на Среднем Дунае свою притягательность для все новых и новых народов. Сколько дорог, начавшихся в центре Азии, заканчивалось здесь, в центре Европы!
Временами Венгерское королевство становилось по размерам и влиянию одной из великих держав средневековой Европы. Венгерские короли занимали порой еще и престолы Польши, Неаполя в Италии, распространяли свое влияние на чешские, румынские, хорватские, украинские и сербские земли.
В начале XVI века часть мадьярских земель попала под власть Турецкой империи, в дальнейшем Венгрия входила в состав Габсбургской державы вместе с Австрией и Чехией, Словакией и Хорватией, частью Украины и частью Сербии и т. д.
Сосуществование с другими народами в составе одной державы отражалось, конечно, и на культуре и на языке, а в какой-то мере и на внешности мадьяр. Но родину за последнее тысячелетие мадьяры уже не меняли. А между Енисеем и Дунаем археологи, лингвисты, антропологи и историки вместе уточняют местоположение по меньшей мере трех прародин мадьяр: донской, волжской и уральской, плюс ищут следы четвертой, еще более древней прародины, среднеазиатской или западносибирской.
Миграция мадьяр началась в пору, которую так и называют временем Великого переселения народов, и закончилась на исходе этой эпохи.

План
Введение
1 Древнейшая история Венгрии
2 Прибытие венгров (IX-X века)
3 Расцвет Венгерского королевства
4 Монгольское вторжение (XIII век) и его последствия
5 Второй расцвет
6 Упадок Венгрии (1490-1526)
7 Турецкое иго
8 Под властью Габсбургов (1687-1867)
9 Венгерская национальная революция
10 Австро-Венгрия (1867-1918)
11 Венгерская Советская Республика (1919)
12 Регентство Хорти (1920-1944) и диктатура Салаши (1944-1945)
13 Венгерская народная республика (1949-1989)
14 Республика Венгрия
Список литературы
История Венгрии

Введение

1. Древнейшая история Венгрии

Прибытие венгров (IX-X века)

Предки венгров - мадьяры - угорский народ (ряд учёных (Немет, Закиев) считает их союзом тюркских и угорских племён), кочевавший в заволжских степях южного Урала и на территории исторической Башкирии. Политика Хазарии способствовала переселению венгров на территорию Украины, откуда они вторгаются на Средний Дунай, способствуя падению Великой Моравии. В 934 году натиск венгров достигает Баварии, однако поражение в битве на реке Лех (955) способствует тому, что мадьяры довольствуются Средним Дунаем. Геополитически они становятся наследниками аварского каганата - диктатурой кочевников над славянским населением. Венгры некоторое время колеблются между католической Германией и православной Византией, но вскоре делают стратегический выбор в пользу первой.

3. Расцвет Венгерского королевства

В 1000 году при Иштване Святом Венгрия становится легитимным европейским королевством. В результате войн с соседями первым её приобретением становятся Словакия, Срем, Хорватия и Трансильвания. Попытка распространить свое влияние на Русь при Коломане была безуспешной. Номадические корни венгерской аристократии при славянском большинстве покоренного населения приводили к тому, что венгерские короли охотно приглашали других азиатских кочевников на поселение в венгерских степях: половцев, печенегов и алан. В горах Трансильвании предлагали земли немцам. В XII веке произошло временное усиление Византии и от Венгрии были отторгнуты некоторые балканские земли. Одновременно Венгрия оказалось вовлеченной в Крестовые походы. В XIII веке внутренняя «феодальная» война привела к изданию королем Андрашем в 1222 Золотой буллы , которая ограничила произвол как короля, так и магнатов, установила права других сословий, обеспечила права и положение мелких землевладельцев и вольных людей. Мелкая шляхта наравне с магнатами стала участвовать в государственном собрании. Наконец, высшему сословию и венгерскому духовенству дано право сопротивления королю, поступающему против закона.

Монгольское вторжение (XIII век) и его последствия

В 1241 до Венгрии докатилась волна монгольского вторжения. 11 апреля венгерско-хорватское войско было разбито в сражении при Шайо, а король Бела IV (1235-1270) бежал в Хорватию. Монгольское нашествие привело на территорию Венгрии новые половецкие (куманские) орды беженцев, а также способствовало укреплению связей с католической Европой. В 1301 умирает последний король из династии Арпадов. Вакантный венгерский престол занял Карл-Роберт Неаполитанский. При нем утверждается венгерское рыцарство.

5. Второй расцвет

При Людовике власть венгерского короля распространялась на обширных территориях Восточной Европы от Балканского п-ова до Балтийского моря, от Чёрного - до Адриатики. На востоке её власть признали Валахия и Молдавия. Утвердив венгерскую власть в Хорватии, Людовик отнял у Венеции Далмацию, которой она завладела в нач. XIII в. На Дунае Людовик, отбросив турок, начавших движение к северу по взятии Адрианополя, временно присоединил к Венгрии Бдынскую Болгарию и распространил свое влияние на Сербию и Боснию (Стеф. Твердко), хотя, впрочем, баны и короли Боснийские и прежде были подручниками венгерских королей. Как сын Елизаветы, сестры бездетного короля Польского Казимира III, Людовик в 1370 получает польскую корону, а вместе и Галич, из-за которого шла тогда война Литвы с Польшей.

Людовик, не имея сына, завещал Венгрию своей старшей дочери Марии, ставшей, по договору с Карлом IV, невестой его сына Сигизмунда, предназначенного, таким образом, в короли Венгрии. Как брат чешского короля (Вацлава, или Венцеслава), Сигизмунд имел много приверженцев, именно в Словакии. За Марию правила мать Елизавета Боснийская. Отказавшись от Венгрии, Польша призвала в 1384 году другую дочь Людовика, Ядвигу. В самой Венгрии начались волнения. В Хорватии, а затем и в Венгрии, выбрали Карла Неаполитанского (из Анжуйской династии), который, по прибытии в Венгрию, был умерщвлен, по наущению Елизаветы, в 1386 г., за что она и Мария попали в плен к хорватам, причём Елизавета была убита. Мария же была освобождена явившимся и вступившим, наконец, в права свои Сигизмундом.

25 сентября 1396 турки в Никопольском сражении уничтожают 70-ти тысячное рыцарское войско венгерского короля Сигизмунда. Немало досаждали венгерскому королю чешские гуситы. Далмация снова подпала под власть Венеции. При Сигизмунде возникли первые сербские поселения в Венгрии. Сигизмундов зять и наследник Альбрехт, первый государь Венгрии из дома Габсбургов, † уже в 1439 г., оставив сына Ладислава Постума. Но венгры, боясь регентства, выбрали польского короля Владислава, вскоре погибшего в войне с турками в битве при Варне в 1444 г. Против него защищала права Ладислава Постума северная, словацкая Венгрия, с чешским полководцем Яном Искрой, подчинившим себе все северные области и опиравшимся на гуситскую Чехию (1440-62).

В 1458 королем избран Матвей Корвин, при котором Венгрия достигла определенного расцвета. Он успешно отражал турок, гуситов и Габсбургов.

Упадок Венгрии (1490-1526)

После смерти Матвея Корвина в Венгрии начался упадок. Королевство сжималось под напором преуспевающих соседей: австрийских Габсбургов и Османской империи. В этот период Венгрией правила польская династия Ягеллонов. Обострились внутренние противоречия: поднимали голову магнаты, бунтовали крестьяне.

7. Турецкое иго

В 1526 турки при Мохаче нанесли венграм жестокое поражение, ставшее роковым для Венгрии, её целости и независимости. Новый венгерский король Янош Запольяи становится вассалом турецкого султана. В 1541 турки захватили Буду и Пешт. Большая часть венгерских земель попала под власть османов и была административно организована в Будинский пашалык, подразделяющийся на несколько санджаков (районов). Торжествующая Османская империя заняла Среднедунайскую равнину, включив в свои владения самое сердце Европы, которое турки планировали превратить в плацдарм для покорения новых территорий и дальнейшего распространения ислама.

Но отпор со стороны австрийских Габсбургов привёл к фактическому разделу венгерских земель на турецкую и австрийскую части. При этом к австрийцам по договору 1547 года отошли земли со смешанным венгерско-славянским населением, а к туркам - собственно венгерские и венгеро-румынские области. Административно власть османов в центральной Венгрии продержалась до 1699 года, хотя ряд самых южных венгерских земель были освобождены лишь к 1718 году. Сопротивление турецкому владычеству оказывали как венгерские партизаны-гайдуки, так и австрийцы, заинтересованные в аннексии Венгрии в качестве сырьевого придатка Австрийской империи.

Под властью Габсбургов (1687-1867)

В 1687 Австрия вытеснила турок с территории Венгрии и Трансильвании. Одновременно Габсбурги совершили кровавую расправу над массой венгерских протестантов (резня в Пряшеве). В том же 1687 г. на сейме в Пожони (теперь Братислава) Венгрия, по предложению Леопольда, признала наследственные права на корону Венгерскую за мужским коленом Габсбургов.

В Венгрии притеснения протестантов и посягательства на конституцию и гражданскую свободу (проект кардинала Колонича) вызвали восстание Ракоци (1703-1711), в результате которого протестантам дана всеобщая амнистия, дарована религиозная свобода и обещано замещение должностей в Венгрии венграми. Королева Мария-Терезия (1740-1780) покровительствовала венграм за оказанную ими поддержку в войне её за Австрийское наследство. Хорватия все более ставилась в зависимость от Венгрии и постепенно обращалась в венгерскую провинцию. В 1794 г. был раскрыт заговор «венгерских якобинцев», руководители заговора были казнены.

Мадьярская оппозиция, отстаивая либеральную программу, преследовала и национально-венгерские цели, достигла введения венгерского языка в делопроизводство и основания Венгерской академии наук (1825). При Фердинанде I (1835-1848) все резче обозначались новые политические течения и образовались партии (три), ведшие между собой борьбу, в которой крепли и развивались национальное самосознание и мадьяризм. На консервативную партию, состоявшую из значительной части высшего дворянства и меньшинства низшего, с Дешшевфи (Dessewffy) во главе, опиралось правительство. Сильнейшей была партия либеральная, представлявшая оппозицию, с графом Баттяни и Кошутом во главе. Кроме части высшего дворянства, готового поступиться своими привилегиями для блага нации, к оппозиции принадлежало большинство низшего дворянства и народ. Они требовали прав для недворянских сословий, равенства перед законом, свободы печати и т. д., и кое-чего успела достигнуть (в 1840-х годах). Либерально-консервативная умеренная партия, со Ст. Сечени во главе, не имела большой силы. Правительственная система Меттерниха вызывала в Венгрии все большее и большее недовольство, умеряемое лишь популярностью эрцгерцога-палатина в 1796-1847 гг. Иосифа Австрийского. Венгерский язык решительно становился официальным вместо прежней нейтральной латыни.

9. Венгерская национальная революция

Февральская революция 1848 года во Франции наэлектризовала политическую ситуацию во всей Европе. Венгрия не стала исключением. 15 марта 1848 в Пеште толпы горожан требовали освобождения венгров от власти Габсбургов, свободы печати и вероисповедания, создания национальной армии и отмены крепостного права. Император согласился предоставить венграм относительную автономию, однако рост межнациональных противоречий, откровенный сепаратизм и антимонархизм оппозиции вынудил Австрию призвать для подавления мятежа русские войска во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем, который и подавил выступление венгров к августу 1849 года.

Редакционная коллегия: В. Н. Виноградов, Т. М. Исламов, В. М. Мусатов, А. И. Пушкаш.

В книге рассказывается о важнейших событиях древней и современной истории Венгрии: социально-экономических, политических, культурных. Монография рассчитана на широкий круг читателей.

К читателю

Глава I . От полуоседлого союза мадьярских племен к раннефеодальному королевству (с древнейших времен до сере­дины XIII в.) – Шушарин В. П.

Среднее Подунавье до конца IX в.

Мадьяры (венгры) до конца IX в. Обретение ими роди­ны (X в.)

Начало новой эпохи: раннефеодальное государство

От культуры полукочевников к европейской цивилиза­ции

Глава II. Королевство Венгрия в эпоху зрелого феодализма (се­редина XIII в.- 1526 г.) – Шушарин В. П.

Прогресс и застой в развитии экономики и социальных отношений

Крестьянские войны 1437-1438 и 1514 гг.

Внутриполитическое развитие: король, магнаты, дво­ряне

Противостояние с Османской империей: от успехов к падению королевства

Вклад Венгрии в сокровищницу европейской культуры

Глава III. В вихрях антиосманских войн (1526-1606 гг.) – Шушарин В . П.

Раздел территории королевства Венгрия (1529- 1541 гг.)

«Вечное (наследственное) крепостничество» - венгер­ский вариант «второго издания» крепостничества

Народные движения

Борьба за Венгрию (1541-1593 гг.)

Пятнадцатилетняя (Долгая) война (1593-1606 гг.)

Своеобразие Реформации в Венгрии

У истоков современной культуры

Глава IV. Между Портой и венским двором (1608-1699 гг.) – Шушарин В. П.

В составе Османской империи

Господство барщинно-домениальной системы

Освобождение Среднего Подунавья Габсбургами

Глава V. Венгрия в XVIII в. Исламов Т. М.

Интеграция Венгрии в системе владений Габсбургов

Австро-венгерская война 1703-1711 гг. Сатмарский мир

Глава VI. Венгрия в составе империи Габсбургов Исламов Т. М.

Австрийская политика заселения

Война за Австрийское наследство. Мария Терезия и Венгрия

«Просвещенный абсолютизм» в Венгрии

Реформы Марии Терезии в Венгрии

Внешняя политика. Конец «просвещенного абсолютиз­ма»

Йозефинизм: Венгрия и реформы 1780-1790 гг.

Глава VII. Венгрия в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн (1789-1815 гг.) – Исламов Т. М.

Крах йозефинизма. Дворянское сопротивление

Движение венгерских якобинцев

Культура эпохи Просвещения

Венгерское общество и антифранцузские войны

Глава VIII. Эпоха реформ (1830-1840 гг.) – Исламов Т. М.

Иштван Сечени и его «Кредит»

«Холерный бунт». Государственное собрание 1832- 1836 гг.

Кошут во главе движения реформ. 1840-е годы

Промышленность и сельское хозяйство

Национализм. Начало межнациональных распрей

Канун революции: восстание в Галиции, эконрмический кризис и политический тупик

Национальная культурная жизнь

Глава IX. Революция и освободительная борьба 1848-1849 гг. Исламов Т. М.

Начало революции. Вена - Пешт. Март 1848 г.

Начало освободительной войны

Межнациональный конфликт

Весеннее наступление

Глава X. Неоабсолютизм и квазиконституционные эксперименты Исламов Т. М.

Палач Ю. Хайнау и «баховские гусары»

Международное положение империи

Государственный кризис 1859-1867 гг. и заключение австро-венгерского соглашения

Глава XI. Венгрия в эпоху дуализма (1867-1900 гг.) – Исламов Т. М.

Граф Дюла Андраши и Франц Иосиф

Консолидация дуалистической системы в Венгрии и мо­нархии

Внутренняя политика правительства Андраши

Внешняя политика Андраши. 1871-1879 гг.

Экономическое развитие. 1867-1900 гг.

Рабочий класс и рабочее движение. 1867–1900 гг.

Тысячелетие Венгрии. 1896 год

Культура, наука, просвещение

Глава XII. Кризис дуализма Исламов Т. М.

Ухудшение австро-венгерских отношений

Король Франц Иосиф и граф Иштван Тиса

Политический кризис 1905-1906 гг. «Ех lех»

Аннексионистский боснийский кризис. 1908-1909 гг.

Падение коалиции. Возвращение Тисы. 1910-1914 гг.

На путях к мировому пожару

Глава XIII. Первая мировая война и Венгрия Исламов Т. М.

Сараевский кризис

Война и рабочий класс

От империалистической войны к империалистическому миру

Экономическое развитие. Социально-национальные структуры

Новый этап развития национальной венгерской куль­туры

Глава XIV. Подъем революционного движения в Венгрии под влия­нием Великой Октябрьской социалистической револю­ции Пушкаш А. И.

Политический кризис

Политические партии, Венгерский национальный совет и распад австро-венгерской монархии

Глава XV. Буржуазно-демократическая революция в Венгрии Пушкаш А. И.

Образование самостоятельной Венгрии

Политика правительства М. Каройи и провозглашение Венгрии народной республикой

Глава XVI. Венгерская советская республика Пушкаш А. И.

Нота Викса. Соглашение руководителей КПВ и СДПВ

Деятельность Революционного правительственного совета

Мероприятия в области культурыо

Отечественная война

Возобновление военных действий. Отставка советского правительства

Глава XVII. Восстановление буржуазного строя. Хортистский режим Пушкаш А. И.

Консолидация сил помещиков и капиталистов

Трианонский мирный договор

Консолидация хортистского режима и борьба прогрессивных сил против него

Мировой экономический кризис в Венгрии

Курс на установление тотальной фашистсткой диктатуры. Подготовка к войне

Культурная жизнь в хортистской Венгрии

Глава XVIII. Венгрия в годы второй мировой войны Пушкаш А. И.

На первом этапе войны

В годы войны против Советского Союза

Месяцы гитлеровской оккупации

Глава XIX. Освобождение Венгрии. Победа народно-демократической революции Пушкаш А. И.

Аграрная реформа

Глава XX. Освобождение Венгрии. Победа народно-демократиче­ской революции Пушкаш А. И.

Создание новой государственной власти

Аграрная реформа

Глава XXI. Восстановление народного хозяйства страны и установление власти трудящихся Пушкаш А. И.

Состояние экономики. Сдвиг политических сил вправо

Победа сторонников республиканского строя. Образование Левого блока

Политическая борьба и вытеснение представителей буржуазии из органов власти.

Глава XXII. Преобразование политического строя народной демократии. Успехи и просчеты Пушкаш А. И.

Попытки выхода из политического кризиса

Октябрьско-ноябрьские события 1956 г.

Консолидация и упрочение экономической и политической жизни

Глава XXII. Венгрия в 60-80-е годы Пушкаш А. И.

Экономическое развитие

Реформа хозяйственного механизма

Социально-политические процессы

Внешняя политика и международные связи

Просвещение и культура

Глава XXIII. Путем реформ и обновления Пушкаш А. И.

Хронологическая таблица

Основная литература по истории Венгрии

Указатель имен



Включайся в дискуссию
Читайте также
Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию Разделы этой страницы
Узкоколейные железные дороги кировской области
Общевойсковая тактика. Наступление. Общая тактика Способы передвижения при бое в городе