Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Байсы, палки и самоспасалки: обзор специального снаряжения для походов по льду. Сани-волокуши Выбор волокуши для зимних походов на лыжах

Опытный рыболов понимает, что санки зимой - это не только развлечение, но и незаменимый помощник при ходовой ловле. Когда за день приходится отмахать не один километр по льду водоема – это понимаешь особенно хорошо. Если при этом повезет, и улов будет очень богатым, тащить его в рюкзаке за спиной довольно тяжело. А при этом нужно волочить и ящик, и ледобур, без которого никак не обойдешься. В такой ситуации хочется отказаться навсегда от зимней ловли, неожиданно превратившуюся из любимого вида отдыха в тяжкое наказание.

Да и во время обычной рыбалки, если до места лова от стоянки автомобиля порядочный кусок пути, санки также могут пригодиться. Не очень приятно потеть на морозе, таща на себе весь скарб, который может понадобиться на дальней лунке, от которой не очень-то набегаешься к машине и обратно. А вспотев можно легко простудиться, что еще один аргумент в пользу приобретения рыболовных саней-волокуш.

Исходя из всего сказанного выше, санки вполне можно поставить в один ряд по значимости с рыболовным ящиком. Правда и ящики оборудуются полозьями, но их вместимость не сравнить с обычными волокушами. Даже утепленная куртка не поместится в ящике. А если предстоит рыбалка с ночевкой на льду? Тогда уже без зимней палатки не обойтись. А кроме нее не лишним будет и матрац надувной для отдыха, запас продуктов, теплые вещи, такие как одеяло, свитера и тому подобное, словом все, что может помочь справиться с холодом в зимнюю ночь. Совсем неплохо, кстати, иметь на этот случай компактный обогреватель для палатки. А если еще вы являетесь счастливым обладателем эхолота, который тоже требует места, то вопрос транспортировки встает на первый план.

Чтобы доставить весь этот немалый груз на место ловли, без саней просто не обойтись. И лучше всего подойдут для условий зимней рыбалки сани-волокуши. В этих обычных санках со средними по высоте бортами весь рыболовный скарб размещается достаточно легко. Также в них помещается и весь улов. Весят такие волокуши немного, занимают мало места в автомобиле, и сами по себе довольно прочные. Кстати, сани-волокуши хороши и для обычного лыжного похода, в качестве альтернативы рюкзаку, таскать который весь день за спиной, например, по лесной тропе – то еще удовольствие!

Материал, из которого изготавливают волокуши, называется «полиэтилен профилированный». Как видно из названия (полиэтилен), этот материал не трескается при ударах во время сильного мороза, что позволяет использовать сани даже в наиболее экстремальных условиях севера. Сам по себе он очень легкий, что является дополнительным плюсом, обеспечивающим конструкциям минимальный вес. И, естественно, обладает прекрасным скольжением по льду. Такие свойства позволяют перемещать «полиэтиленовые» санки с небольшим усилием, что очень важно при необходимости дальней транспортировки груза, когда силы нужно сберечь для собственно самого процесса рыбной ловли.

Кажущиеся на первый взгляд весьма хрупкими, сани-волокуши за счет их изготовления из морозостойкого материала, описанного выше, прослужат вам несколько зимних сезонов. При этом стоимость их небольшая. А удобства при их использовании невозможно переоценить. Ведь когда санки не используются для рыбалки, на них вполне можно покатать по снегу ребенка, заняться активным зимним отдыхом. Так что приобретете вы при их покупке гораздо больше, чем потратитесь. Места в квартире они занимают немного, так как представляют собой обычное «корыто», притом довольно плоской формы.

Кстати, именно благодаря своей форме, эти санки так незаменимы на льду водоема. Они обладают отменной устойчивостью из-за низко расположенного центра тяжести. Если зимний ящик рыболова на полозьях можно тащить лишь по гладкому льду, иначе он перевернется, то сани без проблем пройдут по самым сложным торосам, которых обычно бывает достаточно в наших погодных условиях.

Как правило, на зимнюю рыбалку в одиночку отправляются редко. А для дружной компании любителей подледного лова можно посоветовать приобрести несколько санок одного размера, которые будут легко складываться одни в другие, и благодаря этой особенности – занимать мало места в вашей машине. Или же, как вариант, можно купить одни большие общие сани, если все рыболовы на рыбалке располагаются компактно – по соседству, и особого смысла в большом количестве саней нет.

Иногда сани бывают настолько большими, что их приходится буксировать специальной техникой. Тогда на смену тягловой силе человека приходят лошадиные силы снегохода. Это идеальный вариант для коллективной ночной рыбалки на льду водоема, когда место ловли далеко, а вещей набирать нужно много.

Но в данной ситуации позаботьтесь о надежных креплениях для вашего груза. Путь по водоему редко бывает ровным, сани могут достаточно часто накреняться и подпрыгивать на больших скоростях. Поэтому не лишним будет закрепить поклажу шнурами для плечевого эспандера. Тогда не придется сожалеть по прибытии на место о потерянных в дороге вещах.

Надеемся, что представленная информация убедила вас в незаменимости такого важного атрибута зимней рыбалки, как санки. А выбор саней в торговле довольно велик и удовлетворит любой вкус.

Санки для зимней рыбалки в магазине Маршрут

1. Мы работаем с самыми надежными поставщиками качественных товаров российских и зарубежных брендов.

2. Работаем без посредников, что позволяет нам держать демократичные цены и применять гибкую систему скидок на товары.

3. В нашем магазине вы можете оплатить покупки любым удобным для вас способом: наличные курьеру, он-лайн оплата, безналичный расчет.

4. Доставка рыболовных саней осуществляется по всей России с привлечением самых надёжных транспортных компаний.

5. Мы соблюдаем Закон РФ «О защите прав потребителей», гарантируем возврат ваших денежных средств или обмен товара в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

gumo 28-12-2012 22:53

Приветствую.
Есть ли смысл использовать сани-волокуши при зимних походах в лесистой местности? Они только для движения по насту, или по рыхлому снегу тоже пойдут?

Была раньше тема смежная тема

Green7.62 29-12-2012 12:09



Приветствую. Есть ли смысл использовать сани-волокуши при зимних походах в лесистой местности? Они только для движения по насту, или по рыхлому снегу тоже пойдут?


1. Смотря насколько густой лес, если по просекам - никаких проблем, если по лесу с завалами - лучше с одним рюкзаком (не всякий маневр выполнишь с волокушей).
2. Смотря сколько нагрузить на волокушу (это насчёт пухляка/наста), но вообще, из-за площади волокуша практически всегда идет комфортно.

Werewolf_Zarin 29-12-2012 01:36

Stag-beetle 29-12-2012 07:35

quote: Есть ли смысл использовать сани-волокуши при зимних походах в лесистой местности

Есть.

gumo 29-12-2012 07:43

to Werewolf_Zarin,

Спасибо!

Stag-beetle 29-12-2012 07:45

quote: к ним нужен пояс пошире, с ним удобно.

ИМХО, но вместо пояса удобнее постромки из неширокой, плоской и мягкой стропы, просто закидывающиеся на плечи через шею и выходящие подмышками. В этом случае работа лыжными палками, при передвижении, получается более эффективной и не надо никаких поясов с замысловатой системой крепления. При желании можно стянуть постромки верёвочкой на груди, но в этом, обычно, не бывает необходимости.

Werewolf_Zarin 29-12-2012 10:34

quote: Originally posted by gumo:
to Werewolf_Zarin,
если не сложно, выложи фото пояса который сейчас юзаешь.
Спасибо!

После НГ не вопрос)) Да обычный широкий. Плечевые не ношу, позвоночник

cadmium 29-12-2012 18:50

Лет 20 назад в переводном у нас, американском нефтяном журнале,видел санки-волокушу-минибалок для снегохода.Из стеклопластика,жесткие,для ночлега на 2 чел. Очень понравились.Для экспедиций. Тогда они, наверное,только появились.Передняя часть их была ниже, задняя с дверью с окном-выше. Залезали в них и укладывались,видимо,ногами вперед,головами к двери.Для БП идеальное передвижное убежище, которое может быть хорошо теплоизолировано, и экономно обогреваться. Думаю и плавать при необходимости сможет, т.к. днище у него как лодка-плоскодонка.Больше, к сожалению, ничего подобного нигде не встречал.А ведь его и автомобилем буксировать можно. Да и как багажник на крышу авто использовать.

gumo 29-12-2012 21:52

На российском рынке сейчас вижу два типа промышленно производимых волокуш - мягкие (ПВХ) и жесткие (полипропилен?) Под рыхлый снег, на мой взгляд лучше жесткие. Если их не перегружать, "проваливаемость" будет минимальна, следовательно их легче будет тянуть.

Werewolf_Zarin 30-12-2012 11:55

Жесткие по любому лучше, есть еще одна забавная фишечка,
я дырок наделал по сторонам и туда продеваю кусок паракорда привязав саночки к рюкзаку намертво, когда какой проблемный участок просто накидываешь на себя рюкзак, а саночки на нем, прошел снял на снег и потащил далее.
Есть только один минус как мне видится, на спинку рюкзака насыпается снег. Хотя думаю если далеко ходить то можно заморочится укрывая куском полиэтилена, или как то так.

taupin 30-12-2012 12:51



Хотя думаю если далеко ходить то можно заморочится укрывая куском полиэтилена, или как то так.


Накидки для рюкзаков есть, все возможных размеров и цветов, одел и не паришься.

v0id 30-12-2012 19:04

Использую такие, первый раз когда взял их, был на охотничьих лыжах без палок, зае@$%ся я их тащить! чуть небольшая горочка, и стоишь на месте, как на беговой дорожке... так что хотя бы одна палка обязательна. Еще одна тонкость - сани едут по твоей лыжне и переваливаются из идной в другую... бывает что один край сваливается в лыжню, и сани благополучно переворачиваются, поэтому надо правильно распределять вес и обязательно перевязывать всю поклажу. И веревку делайте подлиннее, а то сани будут на пятки, т.е. лыжи наступать.

p.s. Что касается лесистой местности. Именно в лесу-чепыжнике с ними маневрировать просто нереально. На лыжах-то с трудом лазаешь, а тут еще сани... А в негустом лесу в принципе можно.

Константин12 30-12-2012 20:01

quote: Originally posted by v0id:

обязательно перевязывать всю поклажу


Верно.Я просверлил дырки в верхних кромках бортов и сделал крест-накрест обмотку из шнура для увязки груза.Центр тяжести груза должен быть как можно ниже.
quote: А в негустом лесу в принципе можно.

Я с ними только по просекам и заброшенным дорогам хожу,в лесу невозможно,"едут не туда,куда надо",веревка цепляется,вобщем-гемор.Считаю,что,если надо доставить груз,весом не более 40кг-лучше все-таки взять хороший ходовый рюкзак с ортопедической подвеской.

Stag-beetle 31-12-2012 16:00

quote: чуть небольшая горочка, и стоишь на месте,

вообще-то груз должен быть распределён: половина в рюкзаке, другая половина в саночках. Тогда и проскальзывать не будешь. Впрочем, тактика и особенности передвижения по пересеченной местности с грузовыми нартами (саночками) отработана туристами давным давно. К слову, сложные спортивные походы без саночек иногда невозможны. Они значительно снижают физические нагрузки.

Константин12 31-12-2012 16:08

quote: Originally posted by Stag-beetle:

сложные спортивные походы без саночек иногда невозможны. Они значительно снижают физические нагрузки.


quote: Originally posted by Константин12:

Считаю,что,если надо доставить груз,весом не более 40кг-лучше все-таки взять хороший ходовый рюкзак с ортопедической подвеской.


Не знаю,что бОльшая нагрузка-тащить по свежей снежной "целине" рюкзак на себе,или маяться с вязнущими в этой "целине",саночками?Вот,по льду замерзшей реки\озера-тут санки вне конкуренции,или в тундре какой.А в гористо-лесисой местности,где нет проложенного заранее,маршрута-думаю,лучше без них,все же.

gumo 31-12-2012 17:22

Мужики-практики, я не много не до понял. Грузишь волокуши "от души" - идут стабильнее, но на "пухляке" вязнут, идут тяжело? Грузишь без фанатизма - меньше проваливаются в "пухляке", идут легче, но их начинает кидать на лыжне, переворачивать?

Я верно сделал выводы?

Константин12 31-12-2012 19:29

quote: Originally posted by gumo:

Грузишь волокуши "от души"


quote: Originally posted by gumo:

Грузишь без фанатизма


На моем фото рюкзак,который я вез на санках весил 48кг.Те 7км,что я прошел до места с санками,я бы с рюкзаком на спине прошел быстрее,но спина,вероятнее,устала бы и могла отозваться на такую "незаботу".Если "без фанатизма",как Вы пишите,грузить санки-то,может,лучше и без санок?Тем более,если Вам немного лет и нет проблем со здоровьем.Как я уже заметил ранее,мое мнение-санки не для леса.В конце-концов,лучше чаще делать привалы и снимать рюкзак,давая отдых спине,чем материться,мучаясь с тормозящими санками.

Troglodytes 01-01-2013 11:55

"Мужики-практики, я не много не до понял. Грузишь волокуши "от души" - идут стабильнее, но на "пухляке" вязнут, идут тяжело? Грузишь без фанатизма - меньше проваливаются в "пухляке", идут легче, но их начинает кидать на лыжне, переворачивать?
Я верно сделал выводы?"
Выводы правильные = это физика. Но на мой взгляд волокуши нужны если ноша тяжела, а если сани не нагружать, то и нах они не нужны. А вообще без саней зимой тяжко, ведь если носильщиков пара или один, то тащить на себе палатку, спальники, печки - лавочки, тяжко! А в пухляке сани носом не должны клевать, поэтому грузить надо правильно и крепить к себе как можно выше, типа не к поясу, а к плечам...

Константин12 01-01-2013 13:08



если носильщиков пара или один, то тащить на себе палатку, спальники, печки - лавочки, тяжко!


Верно.Сам постоянно хожу один,постепенно пришел к мысли,что "просто походы" для одиночки-слишком тяжелое развлечение.Поэтому,несколько изменил цели своего пребывания в тайге.Иду налегке,нахожу интересное,"сильное" Место,потом затаскиваю туда
quote: палатку, спальники, печки - лавочки,

И там начинаю "выживать"-с чувством "глубокого морального удовлетворения".)

Harding 18-01-2013 11:04

HUMMELschmel 21-01-2013 19:04

quote: Originally posted by Werewolf_Zarin:
Такие использую, по кустам не лазию но браконьерничать весьма, весьма. Пластик неплохой по морозу не бьется, к ним нужен пояс пошире, с ним удобно.
http://saint-petersburg.irr.ru...t237857789.html

Волочь легче чем нести. Но угробил волокуши за один выход. Проволок по льду они протёрлись поозья-направляющие - Волокуши Ладога 2. Материал полиэтилен - можно ли их как то реанимировать. а лучче новые както дорабатывать - лезвия к ним мастрячить?

HUMMELschmel 21-01-2013 19:18

quote: Originally posted by Troglodytes:

Выводы правильные = это физика. Но на мой взгляд волокуши нужны если ноша тяжела, а если сани не нагружать, то и нах они не нужны. А вообще без саней зимой тяжко, ведь если носильщиков пара или один, то тащить на себе палатку, спальники, печки - лавочки, тяжко! А в пухляке сани носом не должны клевать, поэтому грузить надо правильно и крепить к себе как можно выше, типа не к поясу, а к плечам...

центр тяжести надо блюсти. Нагрузку на пояс прочувствоал, т е былоб выше между поясом и лопатками - былоб легче. Как системы из кина "послезавтра"

Lev007 22-01-2013 10:26

quote: Волочь легче чем нести. Но угробил волокуши за один выход. Проволок по льду они протёрлись поозья-направляющие - Волокуши Ладога 2. Материал полиэтилен - можно ли их как то реанимировать. а лучче новые както дорабатывать - лезвия к ним мастрячить?

Все снегоходные сани волокуши модернизируют.
На дно крепят несколько полосок-реек из алюминия или толстого полиэтилена или пропилена.
Для этого режут трубы большого диаметра.
На морозе пластик очень хрупкий...

Неизменным читательским спросом пользуются статьи про лыжное снаряжение для туризма (метка ). На эту тему мало доходчивых статей, еще меньше картинок. И совсем туго с передачей опытом между тесными, но редкими рядами поклонников лыжного туризма.
Наш поход на Приполярный Урал в марте 12-го года с этой точки зрения был весьма продуктивным на впечатления. См. отвязное видео " ". Мы остались довольны снарягой (лыжами, ботинками, креплениями), что бывает редко. Но обо всём по порядку.

лыжный турист из Белоруссии в полной выкладке, включая дрова для печки)

Для затравки моя небольшая статья про лыжный туризм в "Югре" . Это для тех, кто совсем ничего не знает про лыжный туризм, но хотел бы узнать. Не про тот, что в Альпах с глинтвейном, а про тот, что с рюкзаком на Приполярном Урале. Украшают статью великолепные фотографии Сергея Челышева.
Далее всё детальнее и серьезнее: читать только тем, кто в теме.

На развороте можно видеть белоруса в долине реки БалбаньЮ на фоне горы Старик-Из. У него горные лыжи типа "ski-tour" и ски-туровские крепления Silvretta 400 с пристегиваемой по необходимости пяткой. Эти крепления позволяют использовать альпинистские пластиковые ботинки (в народе "пласты"). Ски-туровские комплекты функционально предназначены в первую очередь для спусков, и чуть-чуть для ходьбы, потому что стопа в них работает не самым естественных образом. Область применения такого комплекта - крутые горы альпийского типа; непродолжительные прогулки в районах без подъемников. Для многодневных автономных путешествий они плохо не подходят.

Совместное начало похода

Вся белорусская группа была экипирована по ски-туровски. Это мы обнаружили в поезде "Москва-Воркута", который нес нас на Север. Я напрягся - может мы чего-то упустили в подготовке!

По итогам похода смело скажу, что их снаряга - перебор для Урала. Склонов для жестких ски-туроских крепов тут не так много, особенно если цель - не катание с гор, а прохождение линейного маршрута. Белорусы еще в поезде приделали камусы на лыжи, чтобы никогда (!) их не снимать. То есть катательная функция лыж была заранее исключена! Оставлена ходительная. Кто ходил на камусах по ровной поверхности, не километр, не два, а десятки, тот скажет, что это издевательство. Да еще в ски-тур - крепах. В общем, не понял я белорусов в плане стратегии передвижения. Зато в плане бивака у них было лучше всех.

На гору Народную (высшая точка Урала) мы поднимались "параллельными" курсами от озера Круглого (Бублик) - классический путь подъема. "Параллельными", потому что они пошли пешком с самого низа по отрогу, а мы на лыжах по кулуару (по нему даже снегоходы поднимаются). Встретились на предвершинном плато. Но дело даже не в подъеме - лыжи тут дают бесспорный выигрыш во времени, а в спуске! - В том безумном наслаждении, адреналиновом раже - награде за восхождение. В общем, мы на адском райском позитиве отожгли вниз по пути подъема. Кулуар хорош!

Камусы в тот день мы даже не одевали. Хватало насечек на наших бэккантрийных лыжаж (backcountry). На ски-туровских лыжах насечки не делают, потому что в больших горах они не нужны.
И еще! Важные цифры: вес креплений Silvretta 400 порядка 2,1 кг. Это не считая веса ски-туровских лыж (2,5-3,5 кг), пластов (2,5-3 кг)- получается, что на ногах охрененная тяжесть, по 3,5 кг на ногу! А ведь еще рюкзак и санки.

Для сравнения мой комплект:
- лыжи Madshus Eon (83-62-70 mm - самые узкие из трехвидовой линейки "cross-country-downhill" этого производителя) - это 2 кг пара при 185 см длины (крупный план);
- крепы Voile 3-pin порядка 0,4 кг;
- ботинки кожаные Crispi Antartic 0,9 кг.
Итого по 1,7 кг на ногу.

Как приспособить горные ботинки к "бойцовским" креплениям рассказывает Сережа. И о многом другом: о лыжах, креплениях в подробностях. Я тоже рассказываю про свои.

Лыжные ботинки Криспи Антарктик и и Фишер. Функционально весьма хороши. Идеально подходят к упомянутым 3-pin креплениям. Подошва вибрам. Первые проще одеваются, но материал подвержен увяданию: кожа бьется о камни и царапается кошками, напитывается влагой в пути, тускнеет.

Фишера более износостойкие, на шнурках, молнии и клипсах, но хуже дышат и плохо сохнут. В замерзнувшем виде хуже одеваются.

И те и другие пользовались без бахил. Весь поход с утра было весьма холодно -25-27, а днем теплело на солнце - снег подкисал. Первые 20-30 минут с утра ноги мерзнут. Пожалуй, это больше связано с физиологией, чем с наличием /отсутствием тинсулейта или каких-нибудь мембран. Надо по возможности максимально нагреть ноги и ботинки перед выходом.

Пользовались для ночной подсушки бот в палатке бензиновыми каталитическими грелками. С переменным успехом. Ботинки подсыхают, но иногда грелки задыхаются - нужен приток воздуха, которого не хватает в ботинке. Грелка Kovea VKH-PW05M дает более равномерное и долгое горение, наша армейская ГК-1 сильнее греет и быстрее расходуется. Использовали очищенный бензин для зажигалок. Пованивало...

Встретили поляков - они порадовались за наши лыжи. Сами они были чуть ли не на прогулочных. Лыжи гоночной колеи класса "offtrack-cruising" с вялой насечкой. Надо сказать, им (и всем нам) повезло со снегом - его было мало. Если бы его было много - уплюхались бы все, а поляки больше всех.

Про сани-волокуши! У нас были одни санки на троих с общаком. Порядка 10-12 кг весом. Больше не нагружать! Таскали по очереди. Материал офигенный - теза, скользучесть отличная, хорошие габариты для тропления - влезает в лыжню. Но каждый всегда желал побыстрее избавиться от этого хвоста. И не важно что это: мешок-теза как у нас, или пластиковые саночки, как у белорусов.

Общие отрицательные моменты одни и те же:
1) Начинает быстрее и сильнее уставать поясница. При ходьбе волокуша движется рывками, что тут ни придумывай. Неприятной нагрузки не избежать. Поясницу тянет! Так что если соберетесь брать прицеп в горнолыжный поход, советую его обкатать! И не на городской лыжне, а на горной трассе, да с рюкзаком 25 кг... - вы будете выглядеть полным идиотом, но получите довольно верное впечатление от езды;
2) Особая жесть начинается на спусках, когда ехать приходится зигзагом, а чертов мешок катится по линии максимального падения. Рывки выводят из душевного и физического равновесия! Траверсы тоже выводят.

Удачи и здоровья на лыжне!

Народная мудрость гласит: лучше тащить, чем нести. Эта мудрость, как нельзя чётко характеризует зимний варинат транспортировки груза в длительных путешествиях. Сегодня я расскажу о волокушах, системах транспортировки и укладке груза.


Как ни странно, но в стране, где значительная часть территории находится в условиях длительного зимнего периода, а традиции зимних экспедиций имеют давнюю славную историю и множество адептов, фактических отсутствует индустрия зимнего экспедиционного снаряжения.

Главным поставщиком волокуш в нашей стране являются фирмы специализирующиеся на рыболовном снаряжении. Ассортимент рыбацких саней велик, но для длительных экспедиций, он ограничивается 2-3 типами волокуш и то, потому что выбирать больше не из чего.

Параметры волокуш. Из опыта многодневных зимних экспедиций (до 3 недель) пришёл к выводу, что оптимальная длина волокуш 150-180 см, ширина 60-70 см., высота 25-35 см. Найти "идеальные волокуши" в нашей стране практически невозможно. Если подходит длина, то по высоте и ширине недобор. Ширина и высота отличные, длина коротковата. Проблема длины решается за счёт увеличения "этажности", что конечно отражается на остойчивости волокуш.

2. Чёрные рыболовные волокуши - короткие, красные волокуши "Арктика" - низкие (постоянно забиваются снегом)

3. Маленькие рыболовные волокуши, отлично подходят для походов выходного дня

4. Волокуши-рюкзак фирмы "Терра". Хороши, но шибко маленькие, всего 70 литров. Конструктивное преимущество - они двухстороние, при перевороте, также легко едут на обратной стороне. Отлично подходят как волокуши для собак.

5. Большие экспедиционные волокуши. Страна производитель Канада. Производитель неизвестен. Это волокуши для самых экстремальных арктических экспедиций. Длина 220 см.! При неблагоприятной погоде, мешающей установить палатку, в них можно ночевать. Кроме того в них можно переплывать полыньи и трещины. Но для путешествия по "континенту" эти волокуши всё таки длиноваты. Чуть покороче и не было бы им цены.

Укладка груза. Зимнее снаряжение минимум в два раза больше и тяжелее летнего. "Рюкзачный" принцип укладки (все вещи в один мешок) зимой малоэффетивен. Наиболее оптимальный способ, к которому я пришёл на сегодняшний день, это сортировка вещей и снаряжения по полипропеленовым мешкам (те что из-под сахара). Весь походный скарб упаковывается, как минимум в 3 мешка: продуктовый, одёжный (вместе со спальником) и мешок со снарягой (котелки, газ, аптека и т.п.). Палатка, коврики увязываются отдельно. Крепление груза осуществляется при помощи резины - разрезанной на полоски автомобильной камеры с крючками скрученных из электродов на концах. Круглые резинки не используются, они "катаются" по грузу и создают разбалансировку. Также не использую верёвки, которые на морозе проблематично везать и развязывать.
Груз упакованный на волокуши необходимо накрывать: плёнкой, брезентом, тканью или другими материалами во избежания набивания снега в волокуши. В щели между мешками отлично входит термос, который должен находиться "под рукой" без распаковки всего груза. Поверх груза, в отдельном мешке или пакете под резину засовывается "пуховка": куртка и штаны-самосбросы, которые надеваются во время привалов. Также как и термос, они должны быть "под рукой".

"Системы" транспортировки. Если с ассортиментом и поиском волокуш возникают проблемы, то с "разгрузками" для волокуш вообще полный швах. В рунете есть всего одна разгрузка для транспортировки волокуш, которую можно купить на сайте Альпиндустрии, немецкая "Татонка".

Две идеологии таскания груза:
1) Лямка надевается через шею и плечи (самодельные системы из стропленты), т.н. верхняя система упряжи. Нагрузка на шейные позвонки
2) Поясная система. Нагрзка соответственно на пояс и живот.

Обе системы имеют право на существование, но кажется, поясная система всё-таки лучше.

10. Поясная упряжь

11. Верхняя упряжь

Нюансы. Нет ничего более неприятного и утомительного для зимнего путешественника во время транспортировки груза, чем опрокидывание (заваливание) волокуш. Один или два раза терпимо, но когда опрокидывание происходит постоянно это ничего кроме раздражения не вызывает. В основном волокуши опрокидываются по двум причинам: неправильная балансировка груза (высокий центр тяжести) и особенности рельефа (торосы, высокие заструги, колея). Преимущество от опрокидывания имеют наиболее длинные волокуши.

Не знаю кто-как, но я считаю, что в многодневных зимних экспедициях рюкзак, на спине это моветон. Даже небольшой штурмовой рюкзак. Мой зимний "рюкзачный период" длился года три пока от него не отказался. При движении на лыжах выделяется огромной количество тепла и пота. И больше всего именно на спине. Зимой нет ничего страшнее, чем мокрая одежда. Поэтому от рюкзака необходимо отказываться.

12. Крайне дискомфортно пробираться с волокушами через кустарниковую зону

13. Чем меньше волокуши, тем чаще опрокидывание

14. Длина верёвки 2,5-3 метра

Зимний поход увеличивает как количество вещей для комфортного путешествия, так и их объём и вес, кэп. Если летний пуховый спальник занимает собой примерно литр, то для зимнего нужны все 6. Если летом троих человек цанговый газовый баллон обеспечит кипятком на 3 дня, то зимой, при растопке снега и льда, такой баллон улетает за день. В рюкзак кладутся запасные тёплые перчатки, носки, одежда и обувь для бивуака. Толщина коврика зимой возрастает в двое-трое. Всё снаряжение для продолжительного зимнего похода, конечно, уместится в рюкзак под 100 литров. Но можно разделить часть вещей между рюкзаком и волокушей, а то и все вещи уместить в экспедиционных санях, как было в нашем лыжном путешествии по Чукотке .

У волокуши достаточно плюсов, чтобы начать использовать их. Во-первых: сани позволят увезти гораздо больше груза, чем получится утащить на себе (это и объёма касается). Если вы, к тому же счастливый обладатель походного пса, то можно и его приучить помогать тянуть лямку. Наши волокуши весили примерно по 40 килограмм на поход продолжительностью 2 недели. Мы не испытывали трудностей с их транспортировкой, чувствовалось, что получится тянуть сани и гораздо тяжелее весом. За день удавалось проходить минимум 25 километров, при этом у нас был 2-х часовой обед, а вечером мы не ощущали себя вконец вымотанными.

Во-вторых: при движении с волокушей, если использовать специальную обвязку, не потеет под рюкзаком спина, и это не только комфортно с гигиенической точки зрения. Мокрая одежда высасывает из вас тепло, которого зимой итак не хватает.

В-третьих: волокушу можно использовать на бивуаке для перевозки грузов: дров, льда для воды, снежных блоков для стенки. А так же для эвакуации пострадавшего.

В-четвёртых: на волокуше удобно сидеть, а на длинной и лежать, во время отдыха. Глядя на иностранные экспедиционные сани, приходишь к выводу, что их можно использовать и для ночёвки в критичной ситуации, настолько они вместительные.

Ну и вообще, слово volokusha вызывает улыбку.

Но перед тем, как отправиться в поход с волокушей, необходимо понять характер местности. Волокуши идеальны для зимнего путешествия в открытой тундре, по застывшим водным пространствам - морю или озеру. То есть при движении по насту, плотному снегу, или даже по льду.
Если рыхлого снега не много, в нашем путешествии случалось, что нога с лыжей уходила в снег примерно на 30 см, волокуша тоже хорошо ехала и не зарывалась. Последнему путешественнику по накатанной в мягком снегу колее, шлось так же комфортно, как и по плотному насту.

Предвижу, что в совсем уж рыхлом снегу по колено, где нужна тропёжка, тяжёлая волокуша будет зарываться в снег и мешать продвижению. При походе в таких условиях нужно будет распределить часть вещей между рюкзаком и волокушей, чтобы облегчить последнюю, или вообще отказаться от волокуши.

Когда мы пересекали пойм рек, передвигаться с волокушей становилось сложнее: она начинала цепляться за деревья, которые растут в таких места. Приходилось лавировать между кустами или продираться через них ломая тонкие ветви и впечатления о туристах, как воспитанных людях. Не знаю, ходят ли по лесам с буреломами туристы-лыжники, но при планировании маршрута с волокушей по лесу, нужно учитывать, что волокуша может затруднять продвижение.

С волокушей будет неудобно при наличии на маршруте длинных траверсов гор, движении вдоль рек с крутыми берегами, в общем везде, где придётся ходить вдоль склона.

Важный момент, о котором следует упомянуть: лыжи должны быть с насечкой, или камусами, ведь теперь приходится не только скользить вперёд, но и тянуть груз сзади. Если идти с рюкзаком, неудобство на лыжах без насечки возникнет только при движении в крутую горку, в остальном же приходится просто переставляете ноги.

Передвижение с санями выглядит немного по-другому: волокуша удерживает, поэтому для движения вперёд, лыжа не должна проскальзывать назад. Иначе говоря, необходимо упираться лыжей в снег, чтобы отталкиваться и тянуть волокушу. Действие этого фактора я испытал в первый день похода. Пришлось разгружать волокушу: отдать часть снаряжения друзьям, а на спину нацепить рюкзак. Чтобы не оказаться в моей ситуации нужно правильно подобрать размер лыж.

При передвижении с волокушей необходимо располагать центр тяжести вашего груза как можно ниже. Чем выше будет ваша поклажа, тем больше вероятность того, что волокуша на застругах, глубоком снегу, кривой колее, будет переворачиваться. Идеально, если высота груза будет не больше ширины волокуши.

Из этого правила, одного из главных правил, кстати, вытекает следствие: чем больше у вас груза, тем длиннее должна быть волокуша, чтобы снизить высоту поклажи. Вот тут-то, на мой взгляд, и кроется очевидный признак того, почему у нас в стране мало ходят с волокушами, а всё больше с рюкзаками. А не выпускают у нас в России нормальные экспедиционные санки, как оказалось! Модификаций коротких, так называемых рыбацких волокуш, длинной до метра огромное количество, я даже не представляю с какой целью инженеры родили с десяток их разновидностей. На 1-3 дня туда вполне уместятся ваши походные вещи, и такая короткая волокуша у меня имеется.

Более-менее приближённых к экспедициям саней на Российском рынке всего два наименования: волокуши Арктика, фирмы Крис групп, размером 120x40x20 см (на фото слева), и волокуши СО-5, фирмы Нор-Пласт, размером 157x55x14 см (в центре). И если первые узкие и всё же коротковатые, то вторые, блин, низкие!!!

Ну что такое-то? В стране, которая славится своими морозами, неевропейскую часть которой весь мир именует не иначе чем Сайбирия, где развит лыжный многонедельный туризм, нет нормальных экспедиционных саней! Забейте в гугл: expedition snow pulk, и вы увидите всё разнообразие волокуш, которые предлагают иностранцы за, к сожалению, уже просто нереальный ценник.

Волокуша Арктика


Волокуша СО-5

Есть ещё один вариант волокуш для туризма: волокуши из тезы, но я их вообще не рассматриваю. Читал, что качество изготовления партий совершенно разное, нарекания вызывают места крепления тягового ремня, объём у них совсем не большой, а больше всего мне не нравится процесс набивки таких волокуш снаряжением. Единственным вариантом использования таких волокуш я вижу перевозку мягкого бивуачного снаряжения: спального мешка, палатки или ковриков и, таким образом, уменьшение объёма рюкзака за спиной. Но для этого у меня есть короткая пластиковая волокуша, которая, к тому же, прослужит гораздо дольше.

Волокушу Арктика можно использовать для зимних походов продолжительностью около недели, если идти без рюкзака. Эта волокуша, исходя из её полезных размеров, заменит примерно 100-литровый рюкзак. Напомню, что зимой добавляется не только вес, но и объём за счёт более тёплого снаряжения. Была бы волокуша шире на 10-15 сантиметров она вмещала бы гораздо больше вещей.

Помогать в походе с волокушей может ваш пёс!

Для своего похода я выбрал волокушу СО-5, поскольку наш поход состоял из 2-х частей продолжительностью по 2 недели, и мне нужно было уместить снаряжение примерно на 14 дней. Единственный минус этой волокуши - это низкий нос (ну и борта, соответственно), впрочем эта особенность мешала мне только в нескольких случаях.

Первый из них: местность с сильными застругами. Низкий нос не заезжал на особо большие заструги, или любое другое препятствие: волокуша просто в него утыкалась. В лучшем случае, приходилось возвратиться обратно и за постромки поднять нос волокуши на заструг. В худшем случае, волокуша уходила под заструг, они часто имели вид застывших волн, и приходилось либо пытаться отталкивать волокушу назад, чтобы нос выехал из под снежной плиты, или убирать плиту, освободив нос. Проделывать это в лыжах было совсем неудобно, и от разу к разу я начинал беситься.

Но, за 4 недели похода мы попали в долину с такими большими застругами лишь один раз и провозились в ней около 3-х часов. В остальное время волокуша заезжала на заструги как миленькая, либо просто можно было корректировать движение незначительно отклоняясь от прямолинейного.

В ещё худшем случае, если я преодолевал препятствие и уже съезжал с него, а волокуша вдруг утыкалась, я падал из-за рывка тяговых ремней. Такое, хоть и совсем нечасто, но случалось, поэтому считаю важным рассказать.

Из-за низкого носа, который у СО-5, вдобавок, имеет форму закруглённой секиры, волокуша при съезде с препятствия иногда упиралась носом. Чтобы этого не произошло, достаточно было дёрнуть постромки, и придать волокуше ускорение до того, как она беспомощно замрёт, уткнувшись в снег. Такие места встречались нечасто, и в течении путешествия я научился определять, когда мне надо будет ускорить мои санки, как и те моменты, когда надо будет им помочь заехать на препятствие.

К своей радости, и не без сочувствия, отмечу, что напарники с короткими рыбацкими волокушами, гружёнными высоко, намучились гораздо больше с их переворачиванием, чем я с проблемами, связанными с низким носом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Роупджампинг в крыму. Осознанный ужас. Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму. Как проходил роуп-джампинг
Стоит ли прыгать с тарзанкой в Крыму
Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы