Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что нельзя евреям в субботу. Что запрещено делать в субботу? Что нужно знать туристам о работе отелей

Суббота - день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Предисловие

Наши мудрецы учат, что субботний покой означает не только отказ от выполнения работ. Цель субботы состоит в том, чтобы добиться состояния полного отдыха и покоя, освобождая тем самым силы для духовной работы. Но такого состояния можно добиться только при абсолютном освобождении от всего, что связывает человека с его ежедневными делами, в частности с бизнесом. В субботу нельзя зарабатывать деньги, нельзя обсуждать деловые вопросы, больше того - нельзя даже побуждать нееврея сделать работу вместо еврея.

Разъясним некоторые субботние законы, актуальные для еврейского предпринимателя. Ввиду ограниченного объема книги рассмотрим только самые общие положения.

Деловой разговор

В субботу запрещено обсуждать деловые вопросы и разговаривать о купле-продаже. Нельзя также касаться темы работ, которые будут сделаны после окончания субботы: “В воскресенье я напишу письмо”, или: “Позвоню тебе завтра”, или: “Мне надо будет продать (купить) такую-то вещь” и т.д.

Чтение деловых материалов

Нет специального положения, запрещающего думать о работе (в частности, о бизнесе). Но следует воздерживаться от любой деятельности, совершаемой ради бизнеса, даже если она не является частью запрещенной работы. Например, нельзя производить осмотр имущества фирмы или своего рабочего места, чтобы определить, нет ли необходимости в будущем сделать ремонт или ввести какие-либо усовершенствования. Не следует рассматривать предлагаемое на продажу имущество, чтобы решить, покупать его или нет. Не стоит даже разглядывать (с деловым интересом) товары, выставленные на витрине.

Заработок в субботу

Еврей, совершающий разрешенную работу в субботу, должен уклониться от того, чтобы принять за нее плату (даже в другой день недели). Это касается, в первую очередь, приходящей по субботам няни или официанта, работающего только по субботам. Впрочем, если оплата производится целиком за неделю, включая субботу, то она разрешена: например, человек, получающий зарплату раз в неделю или месяц, может взять более крупную сумму, включающую в себя оплату его работы в субботу.Но если расчет зарплаты производится каждый раз на основе фактически отработанных часов или дней, то в таком случае нельзя учитывать работу, выполненную в субботу.
Купля, продажа и прием оплаты

Купля, продажа и другие формы деловых операций не разрешены в субботу, даже если они производятся исключительно в устной форме. Например, запрещено платить за товары и услуги, принимать плату, сдавать в аренду жилье, наниматься самому или нанимать работника.

Практические примеры

Квартирант-нееврей, снимающий квартиру у еврея, приносит плату в субботу. Хозяину не стоит даже намеком показывать, что он готов получить от него деньги. Но если тот оставляет деньги в доме еврея или, например, опускает их в его почтовый ящик, то вины хозяина здесь нет, поскольку квартирант проявляет собственную инициативу.

Нееврей пришел к еврею, чтобы получить причитающиеся ему деньги (скажем, за работу). Еврею запрещено не только заплатить ему своими руками, но даже показать, где лежат деньги, предлагая тем самым, чтобы нееврей взял их сам. В случае, когда заранее известно, что нееврей придет за деньгами в субботу и невозможно избежать этого визита, следует проконсультироваться с раввином.

Еврей ведет торговлю у себя дома. Если в субботу к нему приходит нееврей, чтобы купить или получить купленные до субботы товары либо заплатить за уже полученные товары, то нельзя его обслуживать. Надо вежливо объяснить пришедшему, что религиозные евреи не занимаются делами в субботу.
Часовая или дневная такса при аренде

Выше уже говорилось, что еврей не может зарабатывать деньги, если оплате подлежит только то, что он сделал в субботу. Но там, где платят не по часовому или ежедневному тарифу, а за более продолжительный период времени, например понедельно, за каждые десять дней или месяц, разрешается принимать во внимание также услуги, оказанные в субботу. Правило распространяется на все виды работ и оплат.

Для примера покажем, как это правило действует при аренде.

Разрешенный способ

Человек, сдающий в аренду свою собственность на несколько дней, включая субботу, даже если этих дней всего два, может сказать арендатору (тому, кто берет вещь напрокат): “За два дня тебе надо заплатить такую-то сумму”.

Неразрешенный способ

Нельзя сказать при сдаче в наем: “Дневная аренда стоит такую-то сумму денег; поэтому за два дня, пятницу и субботу, ты должен заплатить вдвое больше”. При такой формулировке становится очевидно, что арендатор взимает плату за пользование арендованной вещью в субботу.
Аренда накануне субботы

Любой предмет, который используется для выполнения запрещенной в субботу работы: автомобиль, рабочие инструменты, станок и пр., – запрещено сдавать в аренду нееврею накануне субботы (т.е. в пятницу). В остальные дни недели этот запрет не действует. Например, все подобные предметы можно сдавать в аренду в любой день, начиная с воскресенья и до четверга включительно, даже если известно, что нееврей будет пользоваться арендованной собственностью в субботу. Что касается сдачи в аренду нерелигиозному еврею, то она разрешена, только когда у нас есть сомнение относительно того, будет ли он их использовать для работы в субботу или праздник.
Суббота и партнерство с неевреем

Если еврей вступает в партнерские отношения с неевреем, он еще до заключения делового соглашения должен поставить условие, согласно которому он свободен от работы по субботам и еврейским праздникам, даже если речь идет не больше, чем об исполнении административных или контрольных функций. Вопрос о том, надо ли еврею компенсировать такой пропуск в работе трудом в другие дни недели, партнеры решают между собой. Но каким бы образом они ни договорились, прибыль должна распределяться в соответствии с еврейским законом. Поэтому еще на начальном этапе ведения переговоров надо обратиться к компетентному раввину, который посоветует, как составить контракт, чтобы не терять напрасно прибыли, и как делить ее в процессе совместной работы.

РАБОТА НЕЕВРЕЯ

Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать - при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называетсяработой ради личного интереса.

Примечание

Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник – даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.
Работа ради личного интереса

Здесь возможны три варианта:

1) Нееврей работает исключительно по своей личной инициативе.

2) Нееврей получает указания в субботу или праздник.

3) Нееврей получает указания перед субботой или праздником.
1. Нееврей работает по личной инициативе

Нееврея, работающего для еврея по собственной инициативе, не надо останавливать, если еврей не получает прямой выгоды от его работы, но такого работника необходимо остановить, если налицо прямая выгода для еврея.

Примеры прямой выгоды

Включение света (которым пользуется еврей); приготовление или разогревание пищи (если она предназначена еврею) и т.д.

Примеры косвенной выгоды

Выключение газа или уменьшение пламени на газовой плите; выключение электрического света; вскрытие письменных конвертов и т.д.

Практический пример

Еврей забыл выключить свет или включить систему сигнализации, когда уходил с работы в пятницу. Сторож-нееврей, заметив эту оплошность в субботу, выключил свет (включил сигнализацию). Нет нужды запрещать сторожу поступать так и впредь.

Но если сторож спросил в субботу у еврея, обязан ли он выключить свет (включить сигнализацию), нельзя давать ему утвердительный ответ (“да, сделай”); следует ответить уклончиво, например: “поступай, как считаешь нужным”.

Косвенный намек

Мы уже знаем, что нееврею в субботу разрешено по собственной инициативе выполнять работу для еврея, если последний получает от этой работы косвенную выгоду. Это разрешение можно распространить и на случай, когда еврей дает нееврею косвенный намек, из которого тот делает вывод, что еврей будет рад, если имеющаяся в виду работа будет выполнена. В подобной ситуации мы продолжаем считать, будто нееврей выполнил работу по личной инициативе.

Практический пример

Если в субботу горит свет, который нам мешает, можно, используя намек, сказать нееврею: “Жаль, что мы забыли выключить свет”, или: “Мы теряем столько электроэнергии”, или: “Сегодня у нас суббота, и евреям не разрешается выключать свет”, или: “Нам этот свет вовсе не нужен”. Однако нельзя говорить впрямую: “Выключи свет, пожалуйста”.
2. Как давать указания в субботу

В субботу нельзя давать нееврею прямое распоряжение сделать какую-либо работу, независимо от того, когда ее требуется выполнить – в субботу или после субботы.

Конкретные примеры

а) Вопрос

Перед наступлением субботы у автомобиля отказал стартер, и машину не удалось поставить в гараж. Она стоит на улице. Можно ли в субботу попросить соседа-нееврея перегнать машину в надежное место?

Нельзя просить об этом прямо, но можно рассказать ему о случившемся. И, если он сам проявит инициативу, ему разрешено перевезти автомобиль в надежное место, но не в гараж или во двор самого еврея.

б) Нельзя просить нееврея отправить почтой письмо.

в) Если к еврею в субботу пришел строитель или торговец, чтобы обсудить детали работы, которая будет делаться после субботы, запрещено вступать с ним в разговоры на эту тему. Но разрешено, например, сказать: “Может быть, зайдешь после субботы?” Однако ни в коем случае не говорить прямо: “Приходи после субботы”.
3. Как поручить работу нееврею перед субботой или праздником

Нельзя до наступления субботы или праздника давать рабочее задание нееврею и требовать, чтобы тот выполнил его в субботу или праздник. Так запрещено поступать, даже если еврей не говорит прямо, чтобы тот работал в субботу или праздник, но из его разъяснений видно, какой день недели имеется в виду.

Каким образом можно перед субботой или праздником поручить нееврею выполнить в субботу или праздник определенную работу?

Работу можно давать нееврею в течение всей недели, в том числе непосредственно перед наступлением субботы или праздника, даже если существует вероятность, что тот выполнит ее в субботу или праздник, - но только при условии, что еврей при этом не указывает конкретно на субботний день или праздник и что нееврею известно, что он получит плату за выполненную работу.

Почему так поступать разрешено? Потому что работник будет работать в субботу по своей инициативе, т.е. он преследует собственную выгоду, или, другими словами, хочет как можно быстрее выполнить работу, не откладывая ее на другой день, и получить плату.

Конкретные примеры

Можно отнести обувь сапожнику, сдать костюм в химчистку или отправить машину в ремонт незадолго до субботы, но при этом нельзя просить (что называется прямым текстом), чтобы работа была выполнена к концу субботы.

Если в пятницу есть товар, готовый к отправке, нельзя обращаться в транспортную контору со словами: “Заберите товар завтра”.

Не разрешается заказывать ремонт станков на субботу или еврейский праздник, даже если предприятие расположено в нееврейском квартале.

Нельзя вызывать в учреждение или на предприятие уборщиков для работы в субботний или праздничный день.

Не разрешается просить покупателя перед субботой или праздником, чтобы он приобрел товары в этот день.

Нельзя просить работника-нееврея, чтобы он встретился в субботу или праздник с клиентом, который не может прийти в другой день недели.

Торговый агент-нееврей, работающий за комиссионные, может продавать товары еврейской фирмы даже в субботу или праздник, но при этом нельзя требовать от него, чтобы он торговал в субботу, и нельзя разрешать ему получать в субботу товары на еврейском складе.
Запрещается работа в еврейском здании

Во всех случаях, когда нееврею разрешено выполнять оплачиваемую работу для еврея в субботу или праздник, ему нельзя работать в здании, принадлежащем евреям, будь то частный дом, учреждение или производственное предприятие. Запрет вызван тем, что работа в еврейском здании может вызвать подозрение, будто неевреи специально наняты евреями для запрещенной субботней или праздничной работы.

Ряд практических примеров

Транспортной фирме было поручено забрать товары перед наступлением субботы, но ее экспедиторы, опоздав, приехали именно в субботу. Их нельзя допускать к товарам.

Еврей, договорившись с подрядчиком-неевреем о строительстве дома или предприятия, не может ему разрешить заниматься этой работой в субботу. Если такой запрет вызывает проблемы, надо посоветоваться с раввином.

Декораторы-неевреи, украшающие деловые здания перед ежегодными праздниками, не должны работать на евреев в субботу, хотя они трудятся ради личной выгоды и заинтересованы в скорейшем завершении работы.

Нельзя разрешать нееврейским рабочим выполнять ремонтные работы в субботу для квартиросъемщиков-неевреев (если здание, принадлежит еврею).
Субботний покой

По указанию мудрецов, для ощущения полного покоя в субботу надо представить себе, будто все дела завершены до наступления субботы. Пояснение комментаторов Нового времени: законодатели, сделав такое указание, вовсе не рассчитывали, что за минуту до наступления субботы человеку удастся убрать из своего сознания все деловые мысли. Они лишь хотели, чтобы мы научились планировать свою трудовую деятельность, включенную в недельный цикл: перед субботой наши дела должны подойти к определенному этапу завершенности, - и тогда наше сознание освободится от будничных деловых проблем, а “освободившееся место” займут размышления о еврейской субботе.

«Шабат шалом» - это приветствие, которым любой еврей встречает наступление субботы. В субботний день евреи прекращают любую деятельность и садятся за праздничный стол. Откуда пошла традиция и что она означает, рассмотрим далее.

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» - «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб - хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата - после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня - кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы - это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата - в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота - великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:

  1. запрет просить нееврея совершить работу;
  2. запрет пользоваться результатом такой работы

В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.

Ниже приводятся основные разрешения и запреты.

  1. Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.
  1. Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:
    1. Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.
    1. Если работу можно закончить до субботы.
    1. Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).

ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.

iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.

Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.

  1. Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.
  1. Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.
  1. Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.
  1. Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.
  1. Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.
  1. В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.
  1. Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.
  1. Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?

Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».

Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.

В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.

Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.

Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:

1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.

Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.

Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.

Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.

2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.

3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.

Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.

Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: "Таня, что такое шабат?" Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.

Шабат - это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу "шабат шалом" то есть "мирной субботы" или "здравствуй суббота". Главное правило субботы (шабата) - человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.

Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала - специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат - общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат - Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется "Авдала" от слова "отделить" - нужно отделить святой день от будней.

Шабат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.

У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:

В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат ) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал " (Быт. )

Так он завещал и евреям: "Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу" (Исх. )

И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.

1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).

2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу - рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.

3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь - не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте - лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов - не евреев.

4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерус алиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 - 6 пополудни, в пятницу.

Почему нельзя есть бутерброд с колбасой и сыром, работать в шабат и верить в Иисуса? Пост об основных принципах еврейского самосознания для тех, кто не хочет прослыть невеждой в приличном обществе.

1. Законы кашрута

Традиция питания, к которой привыкли русские люди, совершенно не приемлема для евреев, и это то отличие, которое выделит иудея в любой бытовой ситуации. Кошерное питание в самолетах действует не просто так: если на продуктах нет знака кошерности от раввината, правоверный еврей не может их употреблять. Это такой же закон из Торы ("Не вари козленка в молоке его матери" – прямая цитата оттуда), как и запрет есть свинину, которому надлежит повиноваться, не рассуждая о смысле. Считается, что он слишком глубок для нашего обыденного понимания, но медики сходятся во мнении, что в действительности для нашего организма такой принцип питания только к лучшему. Запрет на смешение мясного и молочного настолько строг, что даже хранить эти виды пищи в одном месте не желательно. Поэтому в большинстве израильских офисов, даже если в компании не так уж много религиозных сотрудников, на кухне всегда будут два холодильника – один для мясного, второй для молочного.

2. Почему нельзя работать в шаббат

Шабат – одна из центральных святынь и ценностей еврейского народа, которые значительно отличают его от других. Туристы, которые впервые посещают Израиль, обычно удивляются, что даже для них никто не делает исключение (кроме нескольких мест в Тель-Авиве) и к вечеру пятницы вся страна сворачивает "лавочку". Это не значит, что все евреи религиозные, но главный закон, данный народу на горе Синай тысячелетия назад, стоит во главе угла. Если у русских большие праздники раз в году, у евреев самый главный праздник – каждую неделю. По Торе запрещается не только работать, но также пользоваться любыми электронными устройствами и совершать действия, которые с обывательской точки зрения совершенно с трудом не связаны: отрывать туалетную бумагу, пользоваться зонтом в дождь, доставать косточки из рыбы или арбуза и т.д. В основе своей этот закон возник как память о том, что Бог создавал мир шесть дней, а на седьмой отдыхал. Именно отделением субботы от всех остальных дней евреи демонстрируют то, что следуют путем Творца.

3. Кто может считать себя евреем

Несмотря на заблуждение многих, что только наличие еврейской мамы можно считать основанием для человека называть себя евреем, израильское гражданство получают люди, которые зачастую даже не помнят своих еврейских дедушек и бабушек. Таким образом есть два аспекта, определяющих принадлежность человека к еврейскому народу: светский и религиозный. Любой желающий имеет право перейти во второй, т.е. считаться евреем по религиозными законам, даже если в нем нет ни капли еврейской крови. Процесс обращения в иудаизм называется "гиюр" и при его успешном прохождении человек имеет право получить гражданство Израиля.

С государственной же точки зрения евреями считаются все, у кого хотя бы один кровный родственник до четвертого поколения был евреем (еврейкой) по матери, и при условии, что человек не перешел в другую религию (атеистом быть можно). На практике это означает, что хотя бы одна из четырех прабабушек должна быть еврейкой, тогда человек может претендовать на получение израильского гражданства.

4. Почему евреи не признают Иисуса

Главное, что отличает иудаизм от других религий и в частности от христианства, в том, что это монотеизм, т.е. вера в единство Бога и в то, что молиться нужно ему напрямую, без участия посредников в виде святого духа, например, икон или Иисуса Христа. При этом евреи верят в приход Мессии. Это будет человек, который принесет полное физическое и духовное избавление еврейскому народу и вернет всех евреев на их землю. Евреи не признают христианского спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей: Иисуса избили плетьми, публично унизили и позорно казнили. И уж тем более он не может быть подобным Богу или сравнимым с ним, так как иудаизм – религия, основанная на служении народа только Богу.

5. Почему евреям делают обрезание

Еще одно отличие евреев от других народов, которое часто обсуждают в кино и сериалах, относится к чисто физическому аспекту и заключается в обязательном обрезании мальчиков на восьмой день после рождения. Это одна из 613 заповедей, которые должен соблюдать еврей (оцените, насколько "повезло" в этом плане христианам, у которых есть всего 10 законов). Таким образом евреи свидетельствуют факт своего союза с Богом испокон веков, а уже в наше время медики доказали, что это полезно и с гигиенической точки зрения.

Какой из фактов кажется вам наиболее необычным? С радостью поясню любой вопрос, касающийся еврейской культуры.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы