Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Собор на малой грузинской. Кафедральный собор девы марии на малой грузинской Кафедральный собор на белорусской

В двух шагах от московского зоопарка на углу Малой Грузинской и улицы Климашкина среди жилых домов и нешироких улиц находится самый большой в Москве и один из самых больших в России католических соборов. Сегодня мы заглянем в Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это здание было построено в 1911 году и большую часть своей истории использовалось не по назначению. Лишь с 1996 года здесь снова собираются католики.

1. Постройка с острыми шпилями видна с соседних улиц. Неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика по своей архитектуре. Говорят, что во внешнем оформлении использованы идеи фасада Вестминстерского аббатства и купол кафедрального собора в Милане.

2. Ни там ни там я не был. надеюсь найдутся те, кто поможет сравнить внешний вид.

3. На шпиле центральной башни установлен крест, а по бокам гербы. Один - папы римского Иоанна Павла II, второй - Тадеуша Кондрусевича, возглавлявшего ранее архиепархию Матери Божьей в Москве.

4. Территория со всех сторон окружена обычными жилыми домами. Лишь с юга расположился особняк.

5. Иисус - добрый пастырь. Скульптура среди цветов.

6. Неподалеку памятник матери Терезе Калькуттской, причисленной к лику блаженных в 2003 году.

7. Купол собора отдельно.

8. Тем, кто заходит в собор только внутрь, советую обойти его снаружи. Есть немало интересного.

9. А нам пора заглянуть внутрь.

10. Как я уже говорил, собор был вновь открыт для верующих в 1996 году. В это время папой Римским был Иоанн Павел II. Тадеуш Кондрусевич, чей герб на одном из шпилей, руководил восстановительными работами.

11. На входе находится информация для посетителей, ящик для пожертвований и требования выключить телефон. Место это открытое для посещения. Все желающие могут заказать экскурсии. Это не редкое явление в соборе.

12. Оформление собора внутри состоит из белых и жёлтых цветов. он очень светлый. При солнечном свете даже яркий.

13. Все места от купола до дальнего угла видны. После посещения многочисленных храмов, церквей, соборов и базилик в Испании и Португалии, а так же побывав в Ватикане, я видел многое. В большинстве своём это были темные помещения. даже те, что были оформлены внутри в белом цвете, казались мне более тёмными.

14. Хорошо это или плохо? Конечно же по сравнению с чем-то очень старым и много веков использующимся исключительно по назначению, здесь кажется пустовато. Но мы в Москве, в православии. Мест для католиков в нашей стране очень мало.

15. Интересна история органа. Дата его создания - 1955 год, когда в соборе находилась совсем другая организация и помещение было поделено на 4 этажа. Он один из самых больших в России: 73 регистра, 4 мануала и 5563 трубы. Этот орган - подарок кафедрального собора Базеля, разобранный на старом месте в 2002 году и поставленный на новое место в 2005. Перевезли в Москву все части кроме одного регистра.

16. Есть здесь и электрический орган.

17. История создания московского кафедрального собора началась в 1894 году с просьбы построить 3 католический храм из-за разрастающейся общины в Москве. Разрешение было получено с условием не создавать башни, внешнее оформление и вообще построить подальше от центра.

18. Малая Грузинская в то время была далека от центра. Место было выбрано по местонахождению большинства поляков-католиков, работающих в основном на Московско-Смоленской железной дороге. Поезда в Варшаву до сих пор отправляются именно по этой дороге. 30 тысяч поляков собрали деньги на строительство. В течение 10 лет, с 1901 по 1911 велось строительство по проекту Богдановича-Дворжецкого. Внутренние работы велись до 1917 года.

19. В 1938 году собор был закрыт.

20. Конструкция здания выполнена в форме креста, над пересечением которого расположен купол.

21. Помимо центрального нефа есть два боковых. они отделены двумя рядами по 5 колонн, символизирующими 10 заповедей.

22. Изначально по проекту здесь должно было помещаться 5 тысяч человек. Не знаю как сейчас, но число католиков явно больше.

23. Наверное не все знают, но чтобы видеть и слышать всё, что говорят, можно не выходить из дома. В соборе установлена веб-камера.

24. В различных частях собора есть несколько святых, к которым можно обратиться. немало людей приходят сюда именно с определённой целью.

25. Из колоколов, установленных в соборе, самый большой весим 900 килограмм и называется "Фатимская божья матерь".

26. Фатима - местечко в Португалии, где в прошлом веке богоматерь являлась трижды. Кстати, я был в Фатиме. Репортаж из религиозного центра вы можете .

27. Вдоль стен в простых рамочках находится информация для ознакомления о различных святых и не только.

28. Алтарная часть и большой крест.

29. Самое большое распятие в соборе имеет высоту 9 метров, а тело Иисуса - 3 метра. По бокам матерь Божья и евангелист Иоанн.

30. Оно заметно ещё со входа.

31. С одной стороны от алтаря освящённая вода и купальня.

32. Здесь же распятие уже умершего Иисуса.

33. С другой стороны небольшая, но очень богатая часть. Это, если я не ошибаюсь, часовня Божьего Милосердия с алтарём святых Даров.

34. Очень неожиданно, но в этот день погода разгулялась и выдала солнечную погоду. Можем посмотреть как лучи, пробивающие через готические окна, играют по зданию.

35.

36.

37.

38. Под окнами находятся 14 барельефов - 14 стояний крестного пути. Здесь же исповедальни.

39. В каждой из них есть памятка.

На этом наша экскурсия завершилась. Посещение было интересным. Собор оказался очень светлым. Меня это не удивило после Португалии. Моя девушка, например, считает его чересчур светлым. А как кажется вам?


Благодарности:
-организаторам экскурсии со стороны собора - за открытость;
-сообществу mosblog - за информацию о мероприятии;
-коллегам-блогерам за компанию (но кажется не все дошли): arctic-inga.ru , kis_dikiy , podpolkovnikvvs , bulyukina_e ,


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, и для льготных категорий граждан. Чтобы купить билеты со скидкой 50% на данной сайте необходимо зарегистрироваться и подписаться на новостную рассылку. Нашими дисконтными картами можно воспользоваться в течение часа до концерта в самом соборе. Дисконтная карта действует на все билеты в любом секторе, кроме VIP.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора в течение час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 3 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 20 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал разрешается во время аплодисментов, чтобы не мешать другим слушателям.

Через 20 минут после начала концерта вход в зал разрешается только на балкон. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе строго согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве. Собор расположен по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13.

Богослужения в Церкви проходят на многих зыках: русском, английском, французском, испанском польском, корейском, вьетнамском и даже на латыни. Кроме того, проводятся тридентские св. Мессы и богослужения по армянскому обряду.

В храме организовали молодежные встречи, катехизацию, музыкальные концерты в рамках благотворительных мероприятий и много другое. В ведении Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис российского филиала благотворительной христианской организации и благотворительный фонд «Искусство добра». В соборе проводят обучение григорианскому хоралу и импровизации на органе.

История католического собора на Малой Грузинской

История собора начинается с 1894 году, когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие). Строительство собора велось по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.

Основное строительство велось с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.

21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 году церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.

В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также не прошла мимо церкви: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей.

В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.

В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей.

Периодическое проведение богослужений началось с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма, здание передали Католической Церкви.

Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Весной 2002 года собор участвовал в молитве на Розарии с ныне блаженным папой Иоанном Павлом II и католиками из разных стран благодаря организованному телемосту

Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.

Расписание Богослужений католического собора на Малой Грузинской

ВОКРЕСНЫЕ МЕССЫ БУДНИЕ ДНИ
Суббота, Мессы навечерия:
18:00 на латинском (Novus Ordo), 19:00 на русском
Воскресенье:
8:30 на польском языке
10:00 - Св. Месса на русском языке. Сумма.
по первым воскресеньям месяца - поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая Процессия
10:00 - Божественная Литургия восточного обряда на украинском языке (часовня рядом с Собором)
10:00 - Св. Месса на корейском языке (часовня в крипте)
11:45 - Св. Месса на русском языке. для детей. (Во время летних каникул Месса не служится)
12:15 - Св. Месса на французском и английском языках (часовня в крипте)
13:00 - Св. Месса на польском языке
14:30 - Св. Месса на испанском языке
15:00 - Св. Месса на английском языке (часовня в крипте)
15:30 – Литургия армянского обряда
17:00 - Святая Месса по экстраординарной форме Римского обряда (часовня в крипте)
17:30 - Св. Месса на русском языке
Понедельник:

.
Вторник:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке, после Мессы - поклонение Пресвятым Дарам.
Среда:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на русском языке
Четверг:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Пятница:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Суббота:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
11:00 - Божественная Литургия синодального обряда на церковно-славянском языке (Часовня рядом с Собором)

ИНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТЫМ ДАРАМ
Понедельник–суббота
С 8:45 до 11:00.
Вторник
С 8.45 до 18.00 и с 20.00 до 21.00
Пятница
В 18.00 или после общей Вечерни

НОВЕННА К МАТЕРИ БОЖЬЕЙ ПОМОЩНИЦЕ ХРИСТИАН
Среда 17:30

Собор на Малой Грузинской улице в Москве принадлежит Римско-католической церкви и является главным храмом этого религиозного направления в столице.

Ещё с середины XVIII столетия в Европе возникло направление, возродившее средневековую готическую архитектуру и получившее название «неоготика».

Устремлённые вверх, стрельчатые линии, словно сложенные в молитве ладони, своды из пересекающихся дуг, ажурные конструкции, окна с разноцветными витражами, высокие, но длинные и узкие залы – все эти характерные готические черты присущи кафедральному собору, возведённому в конце XIX – начале XX века.

Описание католического собора

Скульптура, изображающая распятие Христа, встречает посетителей у входа. Храм имеет три нефа, разделённых колоннами. В боковых нефах расположены исповедальни. В центральном — места для прихожан, разделённые проходом. Под окнами можно увидеть настенные барельефы, изображающие Крестный путь Иисуса.

Алтарь храма, как и амвон, выполнен из тёмно-зелёного мрамора, в нём хранятся мощи святых.

Над задней частью центрального нефа расположены хоры. По воскресеньям богослужения сопровождает Литургический хор, а в дни церковных праздников — профессиональный Академический хор.

В этом соборе находится самый большой орган в России. Изготовлен он в Швейцарии, имеет 4 мануала и 74 регистра. В храме также имеются два цифровых органа.

Расписание месс

Богослужения в соборе проходят на русском, польском, латыни и ещё пяти языках. Мессы на русском и польском проводятся ежедневно, на других языках – в определённые дни . Регулярно происходит поклонение Пресвятым Дарам, по воскресеньям служат Святую Мессу с проповедью для детей. Проводятся и тематические мероприятия , например, мессы для избавления от разных недугов или беседы о семье и воспитании детей.

Расписание месс в костёле на Малой Грузинской:

  • В будние дни, кроме среды, Святая Месса проводится в 8.00, 9.00 (на русском языке), 18.00 и 19.00(на польском).
  • По субботам — утром и в 17.30.
  • В воскресенье Святые Мессы проходят весь день.

В соборе проходят службы также по форме римского обряда: каждую третью пятницу, субботу и воскресенье. Божественная литургия по армянскому обряду — по пятницам и воскресеньям в 13.00 и 15.30 .

Присутствовать на богослужении может каждый человек, независимо от своего вероисповедания . Однако исповедоваться и причащаться к Святым Дарам могут только крещёные католики.

Деятельность костёла не ограничивается только мессами и литургиями. С целью привлечения молодёжи здесь проводятся разнообразные мероприятия:

  • встречи, беседы, консультации;
  • занятия по катехизису;
  • подготовка к конфирмации;
  • работает детско-юношеский центр имени Иоанна Боско. Общественная культурная организация «Искусство добра», расположенная в помещении храма, тесно сотрудничает со священнослужителями и верующими. Этот фонд организует и курирует концерты духовной музыки, оказывает помощь молодым талантливым музыкантам и детским приютам.




Концерты в соборе

Это сооружение является не только памятником готической архитектуры, но и популярным концертным залом . Концерты в католическом соборе на Малой Грузинской привлекают немало любителей классической музыки. Обилие ниш, сводов, куполов создаёт особую акустику, сходную со стереофоническим звучанием (в свете современных технологий – 3D). Недаром ещё со средневековья органы размещались исключительно в храмах.

Органные и хоровые концерты проводятся в костёле регулярно. Здесь можно послушать классическую органную музыку – Баха, Генделя, Моцарта, Вивальди и др.; хоровые произведения великих композиторов в исполнении великолепных хоров, симфоническую музыку и даже джаз в органном исполнении . Фонд «Искусство добра» поддерживает связи с выдающимися органистами мира и некоторые из них выступают с концертами и даже проводят занятия с молодыми музыкантами. Кроме того, разработан проект, в рамках которого, есть возможность пройти курс, в который включено обучение многоголосному вокалу в стиле григорианского хорала.

Эти концерты пользуются огромной популярностью у любителей серьёзной музыки и их организаторы уже составили расписание на полгода. Программная афиша предлагает, кроме органной музыки в исполнении русских и зарубежных органистов, выступления ансамблей с самыми необычными сочетаниями инструментов:

  • лютня, лира, кифара;
  • орган, гобой, флейта;
  • орган и арфа;
  • орган и саксофон;
  • орган, саксофон, дудук, флейта, арфа;
  • орган и труба;
  • орган и оркестр;
  • струнный квинтет и гитара;
  • орган и вокал (соло и ансамбль).

Концертный зал представляет также сказки «Хоббит» и «Маленький принц» с песочной анимацией.

Расположение, транспорт

Как попасть в собор на Малой Грузинской, как добраться до этой улицы — такой вопрос часто возникает у приезжих, да порой и у москвичей. Адрес собора — Пресненский район, улица Малая Грузинская, дом 27/13.

Чтобы попасть в храм на богослужение или концерт, лучше всего воспользоваться метрополитеном, а затем немного пройти пешком. Ближе всего находится станция «Улица 1905 года».

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – истинный оплот духовности и культуры. Его посещают люди разных вероисповеданий, и это взаимопроникновение культур и религий стирает грани между ними и, бесспорно, служит делу мира.

Были на органном концерте (орган + скрипка + гобой) — великолепно! Потрясающая акустика, очень вежливое отношение. Всем советую полюбоваться величием собора и послушать концерт.

Прекрасный собор, прекрасные концерты. Часто выступают знаменитые музыканты. Удивительная атмосфера, музыка словно обволакивает и поднимается к сводам.

Торжество готики! Собор поражает воображение, особенно при подсветке. Он похож на волшебный замок, даже не верится, что он реален, настоящее средневековье.

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире