Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Туркменистан - туркменабат (чарджоу) привокзальный. Город Чарджоу – Вселенная моего детства Туркмения старый чарджоу

Туркменабад расположен на левом берегу реки Амударьи; является центром восточной части Туркменистана и центром Лебабского велаята. Долгое время Туркменабад был известен под именем Чарджоу.

Туркменабад - город с красивым названием и красивым прошлым. Его более чем двухтысячелетняя история способна заинтересовать и поразить даже человека черствого и равнодушного. Да, он никогда не отличался внушительными размерами, изысканными памятниками архитектуры и большим количеством населения, проживающим в нем. Но все это не так важно. А важно то, что этот город, несмотря на то, что с ним происходило в течение долгого времени существования, преодолел все, даже приход Чингисхана и его кровожадной армии. Не многие смогли пережить эти нашествия, некоторые погибли навсегда. Но только не Чарджоу. В этом и есть его замечательная черта - приспосабливаться к условиям, какими бы суровыми и подчас непреодолимыми они ни были. И даже после такого монгольского бедствия 13 века он смог возродиться, восстать из пепла, в который его превратили эти палачи городов и средневековых жемчужин архитектуры. В чем же секрет его способности к выживанию, спросите Вы. А все очень просто, никакого секрета нет. Все дело в расположении Чарджоу. А какое же место могло быть благоприятным для расположения города? Естественно пересечение караванных дорог - линии, которая долгое время была своеобразным каналом связи между Востоком и Западом, Европы и Азии. Именно благодаря этому Чарджоу всегда являлся местом, необходимым для существования. Более того, для измученных трудной дорогой путников этот оазис в пустыне был тем местом, где можно было скрыться от изнуряющего зноя, погрузиться в живительную прохладу и забыть на время о том пути, который уже пройден, и который еще предстоит пройти.

Однако позднее дороги Великого Шелкового Пути были забыты. Но и это не погубило город. Он до сих пор стоит, о нем знают и его помнят. И много тайн и загадок еще хранит в себе древняя Чарджоускоя земля, многое не открыто и не исследовано.

Кстати, важно отметить, что в настоящее время Чарджоу признан одним из объектов посещения и работы международной экспедиции «Великий шелковый путь - путь диалога». Эта акция является крупнейшей в провозглашенном ЮНЕСКО десятилетии культуры. Ее цель - донести до народов необходимость возобновления исторических контактов во имя взаимного духовного обогащения, взаимодействия культур и мира на планете. Ведь древний торговый путь - первый в истории человечества пример длительных устойчивых связей между народами двух континентов - Азии и Европы. Рассматривается возможность создания международного туристического маршрута «Великий шелковый путь», где одним из пунктов будет Чарджоу.

Сегодня Чарджоу знаменит возделыванием бахчевых культур, в нем развито производство по обработке каракуля. Но у этого города еще многое впереди. Вместе с независимым Туркменистаном его ждут новые достижения и новые победы, возможно даже еще большие, чем когда-то. И может быть, еще через две тысячи лет о нем будут вспоминать, как о великолепнейшем памятнике уже с четырехтысячелетней историей и восхищаться им также искренне, как мы это делаем сейчас.

Название
Город много раз переименовывался. Древнее его название - Амуль, затем, начиная с конца 15 века вплоть до 1924 года, современный Туркменабад был известен как Чарджуй. Чарджуй в переводе с персидского означает «четыре канала». В 1924-1927 он был Ленинском (Ленинском Туркменским), с 1927 по 1940 - снова Чарджуем, затем был назван Чарджоу. С 1992 по 1999 годы его официально признали как Чарджев. А уже с 1999 года город стал называться Туркменабад.

Население
Туркменабад является вторым по численности населения городом Туркменистана после Ашхабада. В нем проживает 234 800 человек.

Климат
Климат в этом городе Туркменистана резко континентальный, сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима - теплая, лето - знойное. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Самый холодный месяц - январь. Осадков выпадает от 70 до 120 мм в год, в горах - до 350 мм. Репетекский заповедник держит первенство в стране по высшим летним температурам. Здесь зафиксирован абсолютный максимум -50° С в тени.

История Чарджоу
История современного Туркменабада начинается с истории древнего города Амуль, начавшейся в 3 веке до н.э. Своим рождением он обязан знаменитым дорогам Великого Шелкового Пути, на пересечении которых он и стоял. Кстати именно Амуль в прошлом дал название реке Амударье, название которой переводится как река Аму. До этого река называлась Окс. В 1-4 веках Амуль входил в состав Кушанского Царства, о чем свидетельствуют медные монеты, найденные археологами на этой территории. После распада государства Кушанов Амуль становится самостоятельным. Но это продлилось недолго, и вскоре он стал частью Арабского Халифата. В то время по утверждению арабских историков Амуль представлял собой значительный культурный центр, из которого «вышло много ученых».

В 9-10 веках город получает дальнейшее развитие благодаря расположению на пересечении все более оживляющихся торговых путей. Позднее он попадает в зависимость от крупнейшего тогда на Востоке Хорезмского государства. Этот период может считаться самым значительным в истории Амуля; он достигает наибольшего расцвета и разрастается до огромных масштабов.

Затем наступает 13 век, период, преисполненный трудностей и страданий. На территорию Хорезма приходят завоевательные отряды воинов под предводительством Чингисхана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен. Однако это не прекратило развитие в городе торговли и ремесел.

Затем, в начале 16 века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбаниханом, а затем в состав Бухарского Эмирата. Как раз в это время Амуль прекращает свое существование, и все слава достается новому названию города Чахар-джуй (или Чарджуй), которое переводится как «четыре русла». Отсюда берет начало и другое его имя - Чарджоу.

Бухарский Эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Самым низшим классом были рабы. А Чарджуй в этот период являлся одним из центров, где их продавали и покупали. Город в основном населяли купцы и ремесленники. Главой города был бек - наместник бухарского эмира. Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник, и археологами там найдено много интереснейших предметов.

В городе и его окрестностях в основном проживали узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине 17 века. Туркмены занимались на этой територии возделыванием земли и разведением скота. 18 век считается «золотым» веком туркменской поэзии. Это связано, в основном, с именем поэта Махтумкули, чей жизненный путь был связан с Лебабом - давнее название земли среднего течения Амударьи. Младшим современником и достойным учеником Махтумкули был поэт и воин Сейди.

Во второй половине 19 века Чарджоу был присоединен к России. Это оказало значительное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь города и всей Средней Азии. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Преданные своей вере казаки поселились вблизи русских воинских укреплений.

На берегах Амударьи были созданы новые поселения, что в дальнейшем позволило использовать реку для судоходства. Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Таким образом, было положено начало движению парового флота на Амударье.

Затем начали прокладывать железнодорожные пути, которые обеспечили движение по рельсам от Каспия до Чарджоу.

В 1896 году город получил название «Новый Чарджуй». От «Старого» он отличался тем, что теперь в нем проживало по большей части русскоязычное население, тогда как прежде его население составляли только представители коренных национальностей. В это же время через Амударью был построен железнодорожный мост, который 17 октября 1898 года стал самым длинным во всей Российской Империи и третьим по протяженности в мире.

После свержения власти эмира с приходом советской власти 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй. В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав Туркменской ССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики. Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. Сегодня Туркменабад - это теплый приветливый город с парками отдыха и городским пляжем, которые так любят посетители.

Достопримечательности
Репетекский заповедник - песчано-пустынный заповедник, организованный в 1928 году. Он расположен в 70 км юго-западнее Чарджоу в Юго-Восточных песках Каракумов вокруг станции Репетек. Является самым жарким местом в Средней Азии. Заповедник был создан для того, чтобы сохранить пустынный ландшафт с ее неповторимым животным и растительным миром, многие представители которого занесены в Красную книгу.

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения. Каждая из сторон крепости имела свои ворота. Таким образом, на все стороны света выходили определенные ворота. Они круглосуточно охранялась воинами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родных и приближенных бека, его собственный дворец. Была здесь и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне томились заключенные. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты крепости, которые и представляют сегодня ценный исторический и археологический памятник. В окрестностях Туркменабада находится город-музей Атамурат, где можно увидеть мавзолеи Аламбердара и Астана-бабаэти мета являются священными для многих верующий, куда они довольно часто совершают паломничества.

Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) - является частью города-музея Атамурат. Это величественное здание, построенное в 11 веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей построен в стиле архитекторов периода правления Сельджукидов, характеризуется значительными размерами и неординарным дизайном фасада. Фасад мавзолея обильно украшен декоративной орнаментальной кладкой, с применением резных фигурных кирпичиков. Портал как бы выступает из основного объема здания. А чистая кирпичная фактура всего интерьера придает мавзолею несколько строгий и торжественный характер. Внутри мавзолея всего одно помещение с ложным надгробием - никакого захоронения ни под ним, ни вокруг памятника археологи не обнаружили. Возможно останки того, что некогда было там погребено, перенесли в другое место, но, к сожалению, доподлинно об этом никому не известно.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, рождение которых относится к 11 веку. Здесь периодически проходит «зыярат» - ритуал поклонения тому или иному святому, совершаемый приезжающими паломниками. Доподлинно никому не известно кем был Астана-баба при жизни, но место, где мавзолей расположен, является священным и приносит исцеление. Он считается своеобразной чашей исламского святого Грааля, прикосновение к которому избавляет от бед и приносит долгожданное облегчение. Число паломников здесь растет день ото дня.
В комплексе «Астана-баба» также находятся мавзолеи Зейд-Али и Зувейд-Али. О них в народе была сложена очень красивая легенда. Она повествует о том, что когда-то у правителя Балха (средневекового Хорасана) была красавица дочь Зувейда. Ее выдали замуж за наместника этих мест, но вскоре после свадьбы девушка умерла. Опечаленный отец привез лучших мастеров из Мерва и Самарканда, чтобы построить в память о дочери прекрасный мавзолей. Однако по окончании строительства мавзолей рухнул. Вновь воздвигнутое здание постигла та же участь, и так продолжалось трижды. Отец пришел в отчаяние, но как-то во сне к нему пришел старец и посоветовал возвести мавзолей из глины и воды, привезенных из Мекки. Убитый горем отец так и поступил. В землю подмешивали привезенную из Мекки глину, а воду из Мекки вылили в колодец, откуда брали ее для строительства. Таким образом, мавзолей был завершен, и после смерти правителя его тело погребли в помещении, смежном с усыпальницей дочери. А вода в колодце, из которого по преданию брали воду для строительства мавзолея Зейд-Али и Зувейд-Али, считается святой.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплен круглыми башнями. Арки, своды и купола караван-сарая выложены из обоженного кирпича. Стены фасада облицованы кирпичом в оригинальном орнаментальном стиле. В некоторых местах рабата сохранились рельефные фрагменты текстов с именами арабских халифов Абубакра, Омара и Али. В народе распространена легенда, связанная с постройкой этого караван-сарая. В ней рассказывается о том, как однажды некий богатый человек заподозрил жену в неверности. Несмотря на то, что никакой измены не было, человек, оскорбленный подобными мыслями, ушел из дома в одежде нищего дервиша. Его жена долгие годы ждала возвращения супруга. Чтобы облегчить его странствия в пустыне, она выстроила большой и красивый караван-сарай. Кирпич для него изготовили в Мерве и по живой цепи из рук в руки передавали к месту постройки. Среди рабочих был и ее муж, который после скитаний по свету все-таки вернулся в родной дом.

Шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительные заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов. Имелись педагогический институт, текстильный, речной и с.-х. техникумы, медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей; Туркменская опытная станция шелководства, опытно-мелиоративная станция.

В составе независимой Туркмении

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, которые были возведены в 11 веке.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующей редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

Имеется здание мечети, в которой раньше была областная библиотека

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих .

Чарджоускую дыню купил герой фильма «Дыня» (1982, Казахфильм).

Экономика

Автобусная остановка в Туркменабаде

Здание аэровокзала Туркменабада

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод. В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.

Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии .

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам

Исторические достопримечательности Лебапского велаята.

«В знанье - величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен»

Ас-Самарканди Мухаммед ибн Али.

Фототуры по Туркменабаду в Туркменистане.

Издавна людей влекло к воде, а в песках ее близость означает возможность жить. Поэтому и селились люди вблизи рек. Тысячелетия стоит на левом берегу великой среднеазиатской реки Амударьи между двумя крупными пустынями Кызылкумы и Каракумы город Чарджоу.
Город Туркменабад (ранее Чарджоу), второй по численности населения город в Туркменистане, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром
Вначале своего становления в I - IV веках он назывался , затем с конца XVI века до 1924 его называли Чарджуй, в период с 1927 по 1940 годы он также носил это имя Чарджуй, (Четыре канала), затем он был переименован в город Ленинск с 1924 по 1927 годы.
До 1992 года город называли Чарджоу, затем он получил название - Чарджев. В 1999 году город получил нынешнее имя - . С возникновением и развитием на окраинах царской России промышленности, транспорта здесь стал набирать силу приезжий русский пролетариат.
После свержения власти эмира 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй.
В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав созданной ТССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики.
Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. С развитием промышленности растет численность и квалификация рабочего класса.
Лучших производственников направляют учиться на предприятия Москвы, Иванова, других городов, в вузы и техникумы. Институт открывают в Чарджоу в 1921 году. Просуществовав несколько лет, он выполнил свою задачу: подготовил учительские кадры для ликвидации безграмотности среди местного населения.
С древних времен в летописях город упоминается, как Амуль, поселение у переправы через реку. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.
Известно, что с I по VIII века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.
Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.
В XI веке Амуль был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен - Чагры-бека. В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.
В XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки.
Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» - четыре русла.
В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика - воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.
В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности.
Позже оно было перенесено и на реку Окс, она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. в то время входил в это государство, а после его гибели стал самостоятельным.
Позже город вошел в состав арабского Халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. В частности, автор по имени Якут указывает: "Из Амуля вышло много ученых…".
XIII век поистине несчастливый для народов Средней Азии. Они подверглись опустошительному нашествию войск Чингиз-хана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен.
Но выгодное географическое положение помогло городу возродиться, снова играть заметную роль в торговле между странами, развивать свои ремесла. В начале XVI века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбани-ханом, а затем во владение эмира Бухарского.
Тогда же город начинает упоминаться в источниках под названием Чахар-джуй, что означает "четыре русла". Отсюда берет начало и нынешнее его имя - Чарджоу (прим. в 1995 переименован на Чарджев т.е. на звучание на туркменском языке, а в конце 90-х - переименован на Туркменабат).
Бухарский эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Дайхане, или крестьяне, находились в тяжелой кабале.
В особенно бесправном положении были рабы. В эмирате Чахар-джуй считался одним из центров работорговли. В городе в основном жили купцы и ремесленники. Всеми правил бек - наместник эмира бухарского.
Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами.
Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных.
С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов.
В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине XVII века.
Туркмены занимались земледелием также привычно и умело, как и скотоводством. Присоединение Средней Азии к России во второй половине XIX века имело важное значение для политического, экономического и культурного развития Средней Азии.
Это событие стало поворотным и для Чарджоу. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям.
Уральцы поселились вблизи русских воинских укреплений. И сегодня старый район города носит название "Уралка"… Создание новых поселений на берегах Амударьи позволили использовать реку для судоходства.
Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Так было положено начало движению парового флота на Амударье. Началось строительство и железной дороги.
Строительством от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал М.Н.Анненков. Работы шли в необычайно сложных условиях пустыни, требовали новых подходов: надо было найти способ борьбы с движущимися песками.
Остановились на простом и наиболее реальном - пески закрепляли, устанавливая вдоль полотна деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул. Этими находками пользуются и в наше время.
29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре 1887 года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста.
Той же осенью был издан указ об учреждении Амударьинской военной флотилии. Создание флотилии должно было воспрепятствовать стремлению Англии во второй половине XIX века утвердиться в Средней Азии, в частности, подчинить своему контролю Чарджоу
Тогда же в городе на Амударье с согласия эмира бухарского был . В 1896 году он получил название Новый Чарджуй в отличие от существующего Старого Чарджуя, где жило коренное население.
Возрастающий объем перевозок, и развитие города поставили царское правительство перед необходимостью строительства постоянного железнодорожного моста. Работы по его возведению начались 17 октября 1898 года.
Объекту придавалось огромное значение. Механизмы доставляли из-за границы. Строительство поручили талантливому инженеру С.И. Ольшевскому. Общие расходы, на строительство , включая укрепление берегов Амударьи, приблизились к пяти миллионам рублей.
27 мая 1901 года работы были закончены. По своей длине мост через Амударью занимал первое место во всей российской империи и треть место в мире! С Чарджоу связаны имена многих известных личностей.
Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в 1891 году, тогда еще начинающий артист, гастролировал по городам и весям в труппе украинской оперетты. По дороге из Ашхабада в Чарджоу Шаляпин повздорил с хозяином труппы.
И тот на очередной небольшой станции вытолкнул молодого артиста из вагона. "Сгоряча я решил идти вслед за поездом, - описывает этот случай Шаляпин в книге "Страницы моей жизни".
- Денег у меня не было ни гроша… Кое-как добравшись до впереди лежавшей станции, я "зайцем" сел в поезд, доехал до Чарджуя и, найдя там труппу, присоединился к ней…".
Позже труппа дала представление, в котором участвовал и Шаляпин, о чем напоминает мемориальная доска на здании клуба железнодорожников, бывшем здании общественного собрания.
В 1930 году в Чарджоу буквально высадился писательский десант. Из Керки по Амударье приплыли на каике, т.е. на большой лодке, Николай Тихонов, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Владимир Луговской и Петр Павленко.
В тридцатые годы в Чарджоу жил будущий легендарный комдив генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Он получил назначение командовать здесь полком. В годы ВОВ Чарджоу живет болью и заботами всей страны.
Чарджоу принял и разместил эвакуированные из России, Украины предприятия, помог им быстрее вступить в строй. Город на Амударье в развернутых тут госпиталях обогрел сотни раненых, многие их которых остались после выздоровления жить и работать здесь.
Послевоенные годы - это годы наращивания экономического потенциала города, расширения связей с другими регионами. Создаются новые предприятия, новые железнодорожные магистрали, Среднеазиатское пароходство начинает перевозки грузов в Афганистан.
После создания ДСК (проектно-промышленное строительное объединение) (прим. в настоящее время полностью заброшено и остановлено, строительство осуществляется частными и иностранными застройщиками) получает размах жилищное строительство, возводятся объекты соцкультбыта.
В 1950 году в Чарджоу открывают Туркменский государственный педагогический институт.

Чарджоу - город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята.

Город выстроен на левом берегу Амударьи. Железнодорожная станция Чарджоу расположена на железнодорожной линии Красноводск - Ташкент. От Чарджоу начинается железнодорожная линия на Кунград протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.

Относительно истории города существуют разные версии. Большая советская энциклопедия указывает на то, что город возник в 1880-е годы как русское укрепление на территории Бухарского ханства. Однако существует неподтверждённая версия о том, что город существует то ли с первого то ли с четвёртого века нашей эры.

Однако точно известно, что городом населённый пункт стал только в 1886 году. Тогда он назывался Новый Чарджуй, был торговым центром.

Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана. В этом месте археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I - IV векам нашей эры. Остатки крепости представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие.

Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Старообрядцы поселились вблизи русских воинских укреплений. Один из районов города и ныне носит название «Уралка».

Началось строительство и железной дороги. Строительством дороги от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось тогда в сложных условиях пустыни. Приходилось боротся с движущимися песками - их закрепляли устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.

29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы простроен завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства перерабатывали местное сырьё. В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал туркменский областной драматический театр.

Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу локомотивное депо, вагонное депо. У локомотивного депо установлен паровоз-памятник Эм 723-31. Однако позднее его заменили памятником первому президенту Турменистана. В приписном парке локомотивного депо тепловозы 2ТЭ10Л и ЧМЭ3.

Родом из Чарджоу космонавт Олег Дмитриевич Кононенко . Он совершил полёт с апреля по октябрь 2008 года.

Климат в Чарджоу - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40. В 70 км юго-западнее Чарджоу был зафиксирован абсолютный максимум - 50 градусов в тени.

Примечание: информация о Чарджоу взята из открытых источников в интернете.

Город Чарджоу – Вселенная моего детства

Чарджоу - город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята.

Город выстроен на левом берегу Амударьи. Железнодорожная станция Чарджоу расположена на железнодорожной линии Красноводск - Ташкент. От Чарджоу начинается железнодорожная линия на Кунград протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.

Относительно истории города существуют разные версии. Большая советская энциклопедия указывает на то, что город возник в 1880-е годы как русское укрепление на территории Бухарского ханства. Однако существует неподтверждённая версия о том, что город существует то ли с первого то ли с четвёртого века нашей эры.

Однако точно известно, что городом населённый пункт стал только в 1886 году. Тогда он назывался Новый Чарджуй, был торговым центром.

Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана. В этом месте археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I - IV векам нашей эры. Остатки крепости представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие.

Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Старообрядцы поселились вблизи русских воинских укреплений. Один из районов города и ныне носит название «Уралка».

Началось строительство и железной дороги. Строительством дороги от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось тогда в сложных условиях пустыни. Приходилось боротся с движущимися песками - их закрепляли устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.

29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы простроен завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства перерабатывали местное сырьё. В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал туркменский областной драматический театр.

Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу локомотивное депо, вагонное депо. У локомотивного депо установлен паровоз-памятник Эм 723-31. Однако позднее его заменили памятником первому президенту Турменистана. В приписном парке локомотивного депо тепловозы 2ТЭ10Л и ЧМЭ3.

Родом из Чарджоу космонавт Олег Дмитриевич Кононенко . Он совершил полёт с апреля по октябрь 2008 года.

Климат в Чарджоу - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40. В 70 км юго-западнее Чарджоу был зафиксирован абсолютный максимум - 50 градусов в тени.

Примечание: информация о Чарджоу взята из открытых источников в интернете.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Влада Южная Тебя уволят, детка!
Столица древней согдианы
Акулы из стали (СИ) Акулы из стали эдуард