Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто построил собор Василия Блаженного. Как строили соборы в Средние века? История строительства собора

Ну то, что в средние века строили очень-очень долго - известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки: например, если это был королевский или императорский заказ (и выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство). Например, Собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за 6 лет (и стоил 3 годовых бюджета Византии!), в летописи сохранились и имена архитекторов - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете ещё со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы скорее всего назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя немного времени уже был рассчитан следующий купил, еще большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, изучающие сопротивление материалов, позволяющие рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.

Впрочем, не стоит противопоставлять "ученую Византию" и "варварский Запад". Распространено мнение, что после падения Римской Империи, в Европе "все всё забыли", утратили всяческие навыки и строили "на глазок". Когда в Европе возникли крупные государства, к 12 веку здесь начинается активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К 13 веку их осмысляют и дополняют накопленным опытом. Например, в 1268-1271 годах Фома Аквинский делает научный комментарий к "Физике" Аристотеля. В его знаменитую "Сумму" вошли "Органон" Аристотеля", "Тимей" Платона, "Начала" Евклида, также тексты Гипократа, Галена, Аверроэсы и Авицены. Примерно в это же время еще более глобальный труд под названием "Великое зерцало" составляет Винцент из Бове. Создаются учебники по математике - в 11 веке Герберт из Орийяка составил первый учебник "О правилах абака", а в 12 веке Леонард Пизанский усовершенствовал, внедрил арабские цифры, показав что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

К чему это всё? К тому, что к началу строительства Великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что "всё строилось на глазок". К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов "Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. В книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии". Там действительно много полезного. Например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартимента (длина, ширина). Есть и другие трактаты - упоминаниях их есть и в "Великом зерцале" и "В Сумме", есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) "Об освещении церкви Сен Дени", но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.

В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в средние века? Расчеты велись и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например при "королеве соборов" - Шартрском соборе, сложилась грандиозная научная школа и знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Их имена они сами и история старались сохранить. Это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых мастеров. Например, в Амьенском и Реймском соборе архитекторы оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в европейской практике ввели практику архитектурные конкурсы.

Сегодня нам говорят, что известный Кёльнский собор в германском городе Кёльн строился якобы на протяжении нескольких сотен лет, (строительство Кёльнского собора в средние века. Слева видна недостроенная башня с нависающим деревянным краном. Взято из ).

Считается, что строительство началось ещё в Средние века, якобы в IV веке н.э. . Затем собор якобы много раз перестраивался, и от этих «ранних соборов» сегодня ничего не сохранилось. Готический собор на этом месте начали возводить якобы в 1248 году. Называют даже точную дату: 15 августа 1248 года . Далее предполагается, будто строительство было «в основном» завершено в XVI веке, около 1560 года . Затем этот огромный средневековый собор якобы лишь частично реставрировался и слегка подновлялся, но в целом его облик менялся мало, (cовременный вид Кёльнского собора. Город Кёльн, Германия. Взято из ).

Насколько обоснована эта точка зрения? Когда был построен тот собор, который мы видим сегодня? В самом ли деле мы видим средневековое сооружение, основная часть которого создана в XIII–XVI веках?

На рис воспроизведена схема из технической брошюры, наглядно показывающая, какие части собора состоят из средневековой кладки, а какие построены в последние два века. Полное название брошюры таково: «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff», брошюра предназначена для специалистов, интересующихся подробностями консервации и реставрации каменных сооружений. Отпечатана в Кёльне, и её можно получить внутри Кёльнского собора.

Что же видно из этой карты-схемы собора? Самая древняя кладка, а именно кладка 1248-1560 годов, показана на схеме горизонтальной штриховкой. Все остальные кладки, изображённые семью другими способами – наклонная штриховка, точечная и т.д., – относятся уже к эпохе позднее 1826 года!

Хронология кладки Кёльнского собора. Взято из технической брошюры «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff». Мы получили эту брошюру в самом Кёльнском соборе. Поразительно, что самая древняя средневековая кладка 1248-1560 годов, то есть горизонтальная штриховка на рисунке, составляет лишь малую часть современного здания. В самом деле, это лишь половина фундамента собора. Да и то. этот сохранившийся средневековый фундамент состоит из двух частей, довольно далеко отстоящих друг от друга. Вся остальная кладка, то есть, подавляющая часть объёма современного здания, появилась здесь лишь в начале XIX века! В частности, на схеме совершенно отсутствует кладка эпохи 1560-1825 годов. Означает ли это, что в эпоху с 1560 до 1825 года, то есть около двухсот пятидесяти лет, работы вообще не проводились? Или же они не привели к заметному изменению структуры стен собора?

Таким образом, германские историки и археологи совершенно недвусмысленно говорят нам, что тот собор, который мы видим сегодня, фактически полностью построен в XIX веке! Но в таком случае, на каком же основании скалигеровская история уверяет нас, что перед нашими глазами – средневековый храм? Возможно, кто-то скажет: хорошо, пусть собор почти полностью создан в ХIX веке. Но почти наверняка он воспроизводит средневековый оригинал, стоявший на этом месте начиная с XIII века.

А какие есть основания для такой гипотезы? – скажем мы. Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор ранее XVII века? Похоже, что таких рисунков-оригиналов, датируемых ранее XVII века, попросту нет. Во всяком случае, в той же брошюре Арнольда Вольфа приведена лишь гравюра 1834-1836 годов, изображающая Кёльнский собор. Любопытно, что на ней показан собор, очень похожий на современный. В альбоме на с. 21 приведена, как, по-видимому, самая старая, лишь гравюра 1809 года с изображением собора. По нашему мнению это означает только то, что строительство собора в его современном виде началось только в XIX веке. Что, собственно говоря, и утверждает приведенная нами выше схема каменной кладки. Строительство было начато около 1820 года и завершено в основных чертах около 1835 года. То есть около 15 лет. Гравюра 1834-1836 годов зафиксировала последний этап создания храма. Затем, в XIX и XX веках, он несколько раз действительно реставрировался, перестраивался, но внешний его облик менялся незначительно.

Какие-то следы древнего строения на месте современного Кёльнского собора всё-таки, вероятно, были. Ведь отмечена же на чертеже какая-то загадочная кладка в некоторых частях фундамента, датируемая эпохой якобы 1248-1560 годов. Однако из той же схемы совершенно недвусмысленно следует, что эта древняя средневековая кладка была использована, в том числе, и как строительный материал при последующей постройке собора в XIX веке. Взгляните ещё раз на рис. 49. Левая башня собора в своей нижней части выложена камнями XIX века, между которыми кое-где проложены камни ХIII-XVI веков! А верхняя половина этой башни, как, кстати, и второй башни, целиком создана лишь в XIX веке. Таким образом, древнее средневековое строение, бывшее на месте современного Кёльнского собора, было демонтировано в XIX веке, и его материал пошёл на строительство фактически нового здания.

Итак, мы хотели бы задать историкам и археологам следующие вопросы.

1) Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор, или то здание, которое было на его месте ранее XVII века?

2) Верно ли, что современный Кёльнский собор «похож» на средневековый храм, стоявший здесь ранее XIX или XVIII века? Наша гипотеза: если какой-то храм и стоял здесь, то он не был похож на то, что мы видим сегодня. Например, был существенно меньше.

Почему в стенах современного Кёльнского собора нет никаких заметных следов кладки 1560-1825 годов? Не означает ли это, что реально строительство началось лишь в XIX веке? На месте какого-то небольшого строения эпохи XIII-XVI веков. Кстати, насколько достоверно датирована кладка, относящаяся якобы к XIII-XVI векам? А может быть, эти камни были положены здесь значительно позже, скажем, в XVII-XVIII веках? Кстати, зададим ещё один интересный вопрос: а как именно современные археологи датируют фрагмент каменной кладки? Как они узнают, что данный камень был положен в стену собора именно в таком-то году, а не в каком-то другом?

В заключение сделаем общее замечание о странной длительности строительства многих знаменитых сооружений Европейского Средневековья. Согласно скалигеровской истории, их строили очень-очень долго. На протяжении многих сотен лет. Вот, например, Страсбургский мюнстер. В своё время это было самое высокое здание Европы. Нам говорят, что его начали строить якобы в 1015 году, а окончили лишь в 1275 году . Получается, что строили 260 лет. Башня Эрвина фон Штейнбаха, при мюнстере, строилась якобы 162 года. Историк Кольрауш резонно отмечает «…следовательно, всё здание (мюнстера. – Авт.) строилось 424 года» . Почти полтысячелетия!

Не мог Кольрауш пройти и мимо якобы весьма длительного строительства Кёльнского собора. По-видимому. понимая, что такая странно большая длительность нуждается в объяснении, он пишет следующее: «Кёльнский собор, заложенный 1248 году… построение длилось 250 лет. такая медлительность, – теоретизирует Кольрауш, – объясняется тем, что на камнях его иссечены целые тысячи изображений» . Как мы начинаем понимать, дело не в изображениях, а в неправильной скалигеровской хронологии, искусственно растянувшей сроки строительства на многие столетия.

А.Т. Фоменко. «Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое». – М.: Астреь; АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 350 с.

Легкий и величественный одновременно, он напоминает своей архитектурой древнерусские храмы...

Собор Зачатьевского монастыря вовсе не походит на тот, что был в обители до ее разрушения в XX столетии. Почему?

Когда мы собирались строить Собор, многие искусствоведы решительно утверждали, что по существующим правилам на территории монастыря, являющегося памятником федерального значения, нельзя ничего строить, кроме точной копии последнего стоявшего здесь храма, и то по прохождении длительных согласований. Но последний храм был построен в готическом стиле, а Зачатьевскому монастырю 650 лет, он стоит в уголке старой Москвы - готика тут смотрелась бы неуместно.

Нас больше привлекало московское зодчество - то, как был возведен храм при царе Феодоре Иоанновиче в конце XVI века. Однако и его мы не могли в точности воссоздать, так как тот храм был слишком маленьким, да и детальных изображений его не сохранилось.

Я пошла к почившему ныне Святейшему Патриарху Алексию II , показала ему фото собора XIX века и маленькую гравюрку с изображением собора века шестнадцатого. Святейший все внимательно рассмотрел, затем посмотрел на меня и вдруг спросил: «Матушка, а мы с вами где живем?» Я опешила: «Ваше Святейшество, в Москве...» - «Так будем строить характерно для Москвы, проектируйте новый собор».

Неужели чиновники не препятствовали такому решению?

Препятствовали... Из министерства мне прислали торжественное письмо, которое начиналось похвальными словами: «Глубокоуважаемая матушка Игумения! Мы восхищаемся Вашими трудами...» - а далее следовало: «Доводим до Вашего сведения, что в связи с такой-то статьей федерального законодательства на территории памятника федерального значения запрещается что-либо строить... В противном случае, глубокоуважаемая матушка, Вы будете привлечены к уголовной ответственности по такой-то статье. С уважением...»

Но мы с сестрами были глубоко убеждены, что по благословению Святейшего Патриарха Господь нам поможет построить Собор - белоснежный, стремящийся ввысь, чтобы воспеть в камне чистоту Матери Божией. Потянулась череда согласований... Сначала мы встречали жесткое сопротивление, мне говорили: «Матушка, поберегите нервы, не добивайтесь невозможного». Но мы молились.

Перед одним из совещаний, которое оказалось решающим, я сказала сестрам: «Идите в храм и читайте акафисты - Матери Божией, нашим небесным покровителям, до тех пор пока я вам не позвоню». На седьмом акафисте мы получили принципиальное согласие... Известный искусствовед Алексей Ильич Комич, который проводил совещание рабочей группы при Министерстве культуры, вдруг сказал: «Давайте примем пожелания монастыря»... Поскольку это человек с мировым именем, возражений не возникло.

Потом состоялся градостроительный совет при мэрии Москвы, где тоже было множество противоречий, но Юрий Михайлович Лужков, спаси его Господи, сказал: «Раз Патриарх благословил - мы не будем спорить».

А как удалось изыскать средства на столь грандиозное строительство?

Когда мы начинали строить, то не имели никаких финансовых средств. Недоставало денег даже на покупку картошки, на оплату коммунальных услуг. Божией милостью нашелся человек, который оплатил разбор здания школы, затем другие - те, кто пожертвовал средства на археологические изыскания. Когда надо было приступать собственно к строительству, помощи не было ни от кого. Святейший Патриарх Алексий II спросил меня: «Матушка, у Вас есть благотворители?» - «Нет». - «А как же Вы собираетесь строить?» - «Надеемся на Господа и Матерь Божию». - «Ну, тогда построим».

И действительно, каким-то чудесным образом средства понемногу поступали. Наконец, как раз в то время, когда все денежные источники иссякли, пришел человек, который сказал: «Матушка, я привык помогать по-крупному. Строительство Собора беру на себя». Я даже не совсем поверила этому, потому что в начале строительства многие брались нам помогать, а потом по не зависящим от них причинам отходили в сторону...

Но тут помощь не прервалась. Когда мы еще только делали фундаменты, благотворитель предложил закупить материал для куполов. Мы покрыли главки золотой смальтой, которую приобрели в Италии: на большую главу - из желтого золота, на остальные - из белого. Этот материал долговечен, в отличие от сусального золота, которое в условиях Москвы быстро теряет свой вид. Спаси Господи раба Божия Димитрия, средств на материалы он не жалел. Храм снаружи и внутри отделан белым камнем, покрытым ручной резьбой. В разгар кризиса я предложила хотя бы наверху, на барабане , использовать искусственный камень - но ктитор ответил: «Что Вы, матушка, мы с Вами на века строим, не будем экономить».

А как родился проект Собора?

С нами работали несколько архитекторов, они предлагали свои проекты, но ни на одном из них мы не могли остановиться. И тут произошло чудо. Наш прихожанин - раб Божий Петр, архитектор по профессии, увидел удивительный сон: будто он ночью пришел на территорию монастыря и увидел столп, на который по лестнице поднимались преподобные матушки Иулиания и Евпраксия . Петр пошел следом за ними. С высоты увидел Москву: Кремль, Храм Христа Спасителя... Преподобная Иулиания спросила у преподобной Евпраксии: «А что, Храм Христа Спасителя большой?» - «Да». - «А наш Собор большой?» - «Большой, но поменьше». Петр проснулся с мыслью сделать набросок Собора. Сделал. Принес его нам. Оказалось, что это именно то, что мы хотели...

Похоже, строительство Собора - это какое-то чудо от начала до конца!

У нас особое место: шесть веков здесь был монастырь, сонмы подвижниц - это очень сказывается. И еще: в обители осязаемо ощутим покров Матери Божией. Богородица - действительно наша Небесная Матушка, все, что здесь делается, совершается Ее предстательством, а не нашими какими-то силами или заслугами. Удивительно, что все основные события в монастыре совершаются

25 ноября, в день «Милостивой» иконы Богоматери . Надвратный храм Патриарх планировал освятить в день Нерукотворного Образа - в его престольный праздник, но вышло так, что освящение перенесли на «Милостивую». Зачатьевский храм освящали на «Милостивую», Свято-Духовский - накануне, Собор планировали заложить летом, но по не зависящим от нас причинам закладка была перенесена на «Милостивую», в этот же праздник в разные годы освящали колокола, кресты... В этот день освятили и сам Собор.

Матерь Божия Своей милостью покрывает нас, грешных и немощных. Возведение Собора - это чудо Пречистой, сами мы никогда бы не смогли его построить. Строительство шло во время кризиса, это была едва ли не единственная стройка в Москве, которая не была заморожена, так что даже СМИ обращались к нам с вопросом, как такое возможно. Когда сняли леса - мне показалось, что этот храм был спущен с неба.

- «Милостивая» икона Божией Матери - главная святыня монастыря. А ведь она была возвращена в него не сразу по открытии обители?

В 1993 году, когда монастырь начали возрождать, мы хотели сразу же забрать чудотворную икону, а прихожанам храма Илии Обыденного , где она хранилась все годы гонений на веру , оставить список. Но священноначалие не благословило сделать это сразу, поскольку храм еще не был отреставрирован.

Мы взяли список, и буквально через две недели он замироточил.

А саму икону перенесли только в 1999-м, когда появился Зачатьевский храм в Трапезном корпусе. Планировали провести большой крестный ход, но дату все лето переносили.

Наконец наступила глубокая осень, когда крестные ходы уже обычно не устраивают. Мы с сестрами решили сорок дней читать акафист «Милостивой» Божией Матери , чтобы Пречистая Сама все управила так, как угодно Ей. После этого я пригласила Святейшего послужить у нас 25 ноября, уже не упоминая о переносе иконы. И Патриарх сам решил не только совершить богослужение, но и перенести чудотворный образ. На улице было двадцать пять градусов мороза, однако состоялся величественный крестный ход , в котором приняли участие больше ста священнослужителей, четыре архиерея...

Почему Собор сделали двухэтажным, да еще столь сложной планировки: с множеством приделов наверху, с двумя подземными храмами и музеем внизу?

При раскопках мы нашли целую улицу келий конца XIV - начала XV века, остатки полов XIII столетия, по которым ходили еще святитель Алексий и преподобные матушки Иулиания и Евпраксия. Были обнаружены фундаменты первого каменного храма, возведенного в начале XVI века, затем - каменного храма второй половины того же столетия, возведенного усердием царя Феодора Иоанновича и его супруги - царицы Ирины Годуновой, а также фундаменты последнего каменного Собора, построенного в XIX веке.

Когда мы соприкоснулись со всей этой древностью, то поняли, что не можем уничтожить или зарыть найденное. Хотя очень многие советовали вызвать экскаватор, все быстренько выгрести, вывезти и начать строить Собор. Но мы чувствовали, что это - наша святыня, что все эти камешки пропитаны подвигом наших предшественниц.

Поэтому решили сохранить находки и сделать под Собором музей. Конечно, это усложнило проект строительства, вызвало немало проблем: надо было как-то и сохранить исторические фундаменты и создать новые. Теперь в подклете Собора у нас оборудуется музей и уже действуют два храма.

Кому посвящены эти подземные церкви?

Один храм освящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» , другой - во имя Всех преподобных отцов и жен, в подвиге поста и молитвы просиявших. При раскопках мы наткнулись на огромное количество останков, большинство из которых принадлежало монахиням, подвизавшимся в нашей обители. Многие из косточек - золотистого, медового цвета, а это, согласно афонской традиции, свидетельствует об усопших как об угодивших Богу. Многие останки - с веригами, с четками, крестиками... Мы поняли, что их молитвами, потом, кровью, слезами стоял, стоит и будет стоять монастырь.

Возникло желание особо почтить их память, чтобы приходящие сюда могли молитвенно поминать усопших здесь монашествующих. Имена всех подвижниц обители нам неизвестны, и поэтому было решено посвятить придел всем преподобным отцам и женам, на что было получено благословение и почившего Первосвятителя, и ныне здравствующего Святейшего Патриарха.

В этом храме богослужения совершаются регулярно, в основном для сестер обители, а в определенные дни, например на ранних воскресных литургиях и на престольный праздник обители, здесь могут молиться и прихожане. Мы долго думали, каким сделать иконостас, тем более что подземное помещение церкви сыровато.

Наконец остановились на довольно необычном варианте - кованом иконостасе. Его основной мотив - виноградная лоза, которая напоминает нам о том, что Христос - это Лоза, а мы - рождие, отростки.

Никогда до сих пор не видела кованого иконостаса!

А где погребли обретенные при раскопках останки?

Сначала хоронили на монастырском кладбище и на подворье, а затем сделали придел для храма Преподобных

Костницу как на Афоне и Синае. Под полом устроили склеп, где лежат кости, а черепа расположили на полках. Сделали надпись, которую мы видели в одной из костниц: «Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы». Здесь мы служим литии, панихиды, сестры сюда приходят просто помолиться. Тут невольно задумываешься о Вечности, о бренности земного существования... Это помогает остановиться, отрезвиться. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь».

Очень символично, что в основании главного собора обители - мощи предшественников...

Когда в 2011 году в Россию приносили Пояс Пресвятой Богородицы, наш монастырь посетил старец Ефрем из Ватопеда . Он поделился, что, когда зашел на территорию обители, сразу почувствовал покров Царицы Небесной. И сказал: «У вас было столько подвижниц, которые за вас предстоят Престолу Божию - и мучениц, и преподобных, - их молитва очень ощутима».

А почему устроили подземный храм в честь «Неопалимой Купины»?

Во второй половине XVIII века над местом предполагаемого захоронения основательниц монастыря - прпп. игумений Иулиании и монахини Евпраксии на средства благотворительницы - дворянской девицы A.M. Аничковой был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Он был невелик, не отапливался. В конце XIX столетия на его месте был устроен просторный Казанский придел, который соединили с основным объемом Собора.

Мы решили восстановить этот храм в подклете нового собора, под Казанским приделом. Поскольку Неопалимая Купина, символизирующая Божию Матерь, - это куст, который горел и не сгорал, то и иконостас храма мы сделали керамическим - вышедшим из огня. Прошли через огонь и подсвечники, и паникадила - они кованые. И роспись «огненная» - в охристо-красных, насыщенных тонах. Наши иконописицы ездили в Каппадокию и расписали эту церковь изображениями и композициями в стиле фресок древних каппадокийских храмов.


С игуменией Иулианией (Каледа) беседовала Алина Сергейчук

Журнал «Церковный строитель» № 40 (осень 2013 г.), издательский дом «Русиздат».

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире