Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Липецкий женский монастырь. Липецкая область (монастыри). Рождество-Богородицкий мужской монастырь

С возрождением христианства в России все больше людей стремится узнать историю возникновения, становления родной православной веры, а также своими глазами увидеть и ощутить красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область - прекрасный пример развития православия на Руси, где после длительного духовного опустошения успешно возродились древние традиции этого вероисповедания.

История православия Липецкой области

На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в результате постоянных монголо-татарских набегов превратилось в пустоши. Только в середине XVI столетия сюда вернулось православное население, а с появлением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться. В это время появляются Задонский Богородицкий, Донковский Покровский, Еленский Троицкий православные монастыри России. В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, вплоть до событий 1917 года, его православная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными округами. На начало ХХ века в современных границах области действовали около десяти монастырей и пятисот храмов.

После революции, во времена большевицких гонений, большинство храмов были разрушены, а святыни, приобретенные на протяжении веков, разграблены или уничтожены. С тех пор православие на липецкой земле несколько раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, однако постоянные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Лишь в 1980-х годах, когда отношение государства к вере изменилось, начинается новый этап развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в окрестностях Липецка, а также активно строятся новые. Тогда же была отреставрирована настоящая жемчужина православия Липецкого края - Задонский мужской монастырь.

Липецкие монастыри

Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие - за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области. Удовлетворить духовные потребности страждущих сегодня могут следующие монашеские обители, расположенные в этом регионе:


Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри. Фото этих произведений архитектуры можно видеть в этой статье, расписание богослужений и новости духовного мира можно посмотреть на сайте Липецкой епархии.

Русский Иерусалим

Небольшой городок Задонск расположен в живописной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона, вблизи федеральной трассы «Ростов-на-Дону-Москва». Это поселение возникло при Тешевском (от названия реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позже, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель приобрела название Задонский монастырь. Слава «Русского Иерусалима», как еще называют Задонск, связана со появившимся здесь в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные и самого города, ставшего крупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, - это три действующих и один сохранившийся монастырь.

Святитель Тихон

Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.

Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.

Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.

В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха - Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители - Владимирского собора - началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть - это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Обитель расположена в 7 километрах севернее Задонска, на руинах бывшего мужского монастыря. В 1865 году, с получением архимандритом Дмитрием разрешения на строительство скита, здесь стали проживать монахи. В монастыре любил бывать и некоторое время жил Тихон Задонский. Именно здесь он написал свою главную книгу - «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также собственноручно вырыл колодец на берегу реки Проходни, где сегодня располагается целебный источник. До революции 1917 года в монастыре проживало около 100 послушников, но после октябрьских событий обитель постигла судьба большинства культовых сооружений - сначала она была закрыта, а позже разграблена и разрушена. Только в 1991 году территория была возвращена РПЦ. Теперь здесь обустроен Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, или как его еще называют Задонский женский монастырь.

Главным храмом обители является Троицкий, рядом с ним возвышаются колокольня и Преображенский храм. В память о пребывании здесь Тихона Задонского в одной из башен была обустроена отдельная келья, где находится икона святителя, мироточившая в 1998 году. На вечном хранении в монастыре находится и частица его мощей. В 2000 году, в День всех российских святых, во время молитвы на глазах паломников в Троицком храме кровоточило Крестное Распятие. Частицы крови, сочившейся из венца Спасителя, сохранились в храме до сегодняшнего дня. В настоящее время в обители проживают 82 монахини, занимающиеся натуральным хозяйством, шитьем и иконописью. Задонский женский монастырь, так же как и мужской, предоставляет бесплатный кров и трапезу паломникам. В летнее время ежедневно здесь питаются около 80-90 человек, а зимой - до 1000.

Задонский Богородице-Тихоновский монастырь

Еще один монастырь расположился в селе Тюнино в окрестностях Задонска. Основан он был в то время, когда Тихон Задонский перестал возглавлять Воронежскую епархию и ушел на покой. Здесь, в слободе Тюнинка, у источника, святитель любил уединяться для молитвы. В начале XIX века местный помещик А. Ф. Викулин, вдохновленный размышлениями посещавшего эти места Владыки Антония, заложил и построил храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1814 году в пристроенных к храму строениях начали свое отшельническое житие 30 монахинь. В 1820-х годах Викулин А. Ф. начал строить еще одну церковь - в честь Александра Невского. После смерти мецената его сын Владимир стал притеснять монастырь, а вскоре закрыл главный храм обители, а храм Невского превратил в богадельню. В 1860 году монастырь приобрел статус иноческой обители, а с ним и настоятельницу. Ею стала монахиня Поликсения, которая с первых дней начала активное благоустройство обители, а в 1889 году ее стараниями был заложен храм Вознесения Господня.

В начале ХХ столетия монастырь насчитывал 86 послушниц и 45 монахинь. С приходом большевиков в жизни монастыря сначала ничего не изменилось, но уже в 1919 году, после смерти настоятельницы, все земли и имущество были конфискованы. Настоятельницей опустевшего монашеского пристанища стала Мелитина, благодаря которой община смогла просуществовать более 10 лет. В 1930 году местными представителями власти было принято решение о передаче священной территории на благо советов и выселении монахинь. В ответ на это послушницы оказали сопротивление, за что были осуждены и отправлены в ссылку, а Мелитина расстреляна в тюрьме города Елец. Возрождение монашеской обители, инициированное насельниками соседнего Рождество-Богородицкого монастыря, началось лишь в 1994 году.

В данный момент восстановительные работы завершаются. Соборным храмом обители является Вознесенский. Рядом с ним расположен сестринский корпус с трапезной и примыкающим храмом Александра Невского. В 2005 году закончено благоустройство Тихона Задонского, искупаться в целебных водах которого стремятся паломники и туристы. Ныне здесь укрепился монашеский уклад. Общину возглавляет настоятельница Арсения. Как и положено в монастырях, послушницы заняты по хозяйству, а также постоянно молятся Богу, Богородице и святителю Тихону. Пять раз на неделю здесь проходит Божественная литургия, ежедневно совершаются молебны.

Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь, ранее именовавшийся Скорбященским, расположен в 90 км от Задонска, в городке Лебедянь - районном центре Липецкой области. Обитель возникла на рубеже XVIII-XIX столетий из монашеской общины, основанной Матроной Поповой, которая, только начав богоугодное дело, скончалась. Воплощение мечты Матроны продолжил ее душеприказчик протоиерей Петр, выстроивший церковь иконы Божией Матери на оставленные монахиней средства. В 1860 году храм был освящен епископом Воронежским Иосифом, а при нем начала свое существование названная в честь Тихона Задонского община сестер милосердия.

В 1870-х годах вокруг зданий общины была построена каменная ограда, а также колокольня. В 1889 году решением Святого Синода община возведена в Задонский Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь, который, успешно развиваясь, просуществовал до 1917 года. После революции строения обители были постепенно отобраны, а в 1929 году община перестала существовать. Сегодня на территории монастыря располагаются офисные помещения «Задонскгаза» и хлебокомбината. Из всего комплекса только Свято-Троицкий собор был передан в распоряжение Церкви.

Паломничество в Задонск

Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.

Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь - это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.

Как добраться до монастырей

Добраться до Задонска - дело нехитрое, ведь он расположен возле Ростовской Прямо в центре города находится Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. Как доехатьили дойти с Ростовской трассы, подскажет любой человек, в том числе и не местный. Из Задонска до Тюнино, где расположен Богородице-Тихоновский монастырь можно добраться автобусом, маршруткой или, как истинный православный, пешком. Расстояние между поселками составляет чуть более 2 км. Немного далее, около 7 км от Задонска, расположен Свято-Тихоновский монастырь, добраться до которого поможет общественный транспорт или такси. Сложнее доехать до Лебедяни. Там находится Свято-Троицкий Задонский монастырь. Карта автомобильных дорог или автонавигация помогут в этом. Удобней всего и ближе добираться из Липецка. Учитывая такое расположение, в один день посетить все Задонские монастыри довольно проблематично.

На территории Липецкой области сохранилось богатое историко-культурное наследие. Значительная часть его представлена в основном памятниками архитектуры, которые находятся в городах области. Они передают неповторимую атмосферу русской провинции. Интерес вызывают и бывшие «дворянские гнёзда» Стаховичей, Муромцевых, Нечаевых, Хвостовых, Кожиных и др. Подлинными архитектурными шедеврами Липецкого края являются многие духовные святыни – городские и сельские храмы, а также несколько монастырских ансамблей, среди которых широко известные Задонский Богородицкий, Троекуровский Иларионовский, Сезёновский Иоанно-Казанский, Елецкий Знаменский, Лебедянский Троицкий монастыри.

Одним из ключевых направлений развития нашего региона становится туризм.

«Русский Иерусалим»

А кстати, многие ли знают про Тихона Задонского?
Ф.М. Достоевский

Город при монастыре, место чудное в верховьях Дона.
Н.Я. Мандельштам


«Русский Иерусалим» – город Задонск , крупнейший центр православной культуры. Слава этих мест связана с именем Святителя Тихона Задонского. Четыре монастыря и десятки храмов привлекают сюда туристов со всего мирa, среди них Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

В чем уникальность Задонска?

Что в нем такого, чего не увидеть в других русских городах?

Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра - "Русского Иерусалима" - совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Город четырех действовавших к началу ХХ века на его территории монастырей, из которых три ныне восстановлены. Добро и милосердие, выражавшиеся в невиданных масштабах пожертвований, были стимулами процветания Задонска, одного из красивейших уездных городов Воронежской губернии во второй половине XIX века.

Рождество-Богородицкий монастырь стал началом города и остался его духовным центром, вокруг которого и прирастали новые кварталы.

Духовные традиции края претворены в замечательной архитектуре соборов.

В бывшем уездном городе мы видим два пятиглавых храма (Владимирский в Богородицком и Троицкий в Спасо-Преображенском монастырях), возведенных по проекту архитектора К. Тона, два других монументальных собора-исполина, созданных в "русском стиле", - Троицкий собор Скорбященского женского монастыря и Вознесения Христова в Тюнинском монастыре, Успенский собор на Торговой площади.

Задонские храмы, подобно богатырской симфонии "торжества духа", соединяются в единый городской ансамбль.

Слава и последующий расцвет Задонского монастыря связаны с появлением здесь святителя Тихона, который, оставив Воронежскую епископскую кафедру, в 1769 году переселился сюда в поисках уединения и молитвы. Жизнь Тихона Задонского была недолгой - всего 59 лет. В миру его звали Тимофей Соколов. Сын дьячка с Валдая окончил новгородскую семинарию и по окончании был оставлен учителем. В 34 года принял монашество под именем Тихона. Став воронежским епископом в 1763 году, он прославился своей справедливостью. Тихон категорически запретил телесные наказания. Заступаясь за крестьян, он говорил:«Зло есть и обида крестьян, когда господа их излишними оброками или работами отягощают...» Через несколько лет Тихон решил отказаться от епископства и уйти на покой в монастырь. Поселившись в Задонском монастыре, он отдает бедным все свои небольшие доходы и дары почитателей. Вскоре слава об отшельнике распространилась далеко за пределы Воронежской епархий. Черты личности Тихона, по определению Достоевского, таковы: «Необычайная проницательность, глубокое смирение, любовь к людям, проповедь всепрощения...» Все это оказывало большое воздействие на людей, приходивших в монастырь за утешением и надеждой.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь - мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона.

Основные даты :

  • 1610 – дата основания
  • 1624 – первое упоминание о монастыре
  • 1692 - уничтожен пожаром
  • 1697 - восстановлен
  • 1853 - сооружен Владимирский собор
  • 1919 - разграблен и закрыт
  • 1990 - передан в ведение Русской Православной Церкви

Здания :

Собор Владимирской иконы Божией Матери Колокольня с церковью Николая Чудотворца Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца Церковь Рождества Богородицы Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» Надвратная часовня Церковь Тихона Задонского Часовня-купальня на источнике

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чем говорит запись в заупокойном Синодике.

На территории Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря расположен Собор Владимирской иконы Божьей матери .

Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный монастырь - женский монастырь Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви, расположен в 7 километрах к северу от города Задонска.

Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.

Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года, поэтому среди других монастырей России считался достаточно молодым. Монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита.

Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1873 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней.

В годы советской власти монастырь подвергался разрушению дважды: в 20-е и в 60-е годы.

Его воссоздание как женского монастыря началось в 1992 г. Благодаря энергии и таланту ныне покойного архитектора Зарубина А. Д. удалось восстановить храм Живоначальной Троицы почти из руин. Сейчас в этом храме проходят богослужения.

Святыни : келья святителя Тихона Задонского, целебный источник, выкопанный святителем Тихоном, Иверская икона Божией Матери.

Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) . Год постройки - не ранее 1800. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое.

К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем.

В первой половине 17-го столетия небольшой Троицкий скит, основанный несколькими годами ранее близ Каменной горы, расширился и стал мужским монастырем. Спустя полстолетия мужской монастырь был преобразован в женский. Способствовал этому тогдашний епископ Воронежский Митрофан.В годы екатерининских реформ Знаменский монастырь был официально закрыт, но несмотря на упразднение обители монахини не спешили её покидать. В 1769 году случилась трагедия: сильный пожар в Ельце уничтожил большую часть монастыря, погубив почти всех сестер. Только двум монахиням удалось выжить, но даже после этого они отказались покинуть обитель и жили на её руинах, проводя дни в молитвах.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

В первом десятилетии 17-го века два старца из Сретенского монастыря основали небольшую обитель в устье реки Тешевка. Кирилл и Герасим воздвигли деревянный храм, получивший при освещении имя Сретенья иконы Богоматери Владимирской. Все оставшиеся годы жизни старцы посвятили монастырю. Они были похоронены недалеко от места, где высился самый первый храм.Судьба монастыря складывалась непросто. Уже в 1692 году большинство деревянных зданий уничтожил пожар. Огонь не пощадил монашеское имущество и документы, но уцелела главная святыня, принесенная основателями храма.

Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь

К западу от Лебедяни в селе Сезёново, основанный по молитвам затворника и прозорливца Иоанна (Быкова) - Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь, где обретаются мощи затворника. Отсюда начинался подвижнический путь в Опти-ну пустынь учителя Липецкого духовного училища Александра Гренкова - знаменитого Оптин-ского старца Амвросия! Александр Гренков, прося наставлений и благословения, посетил затворника Иоанна, совершавшего молитвенный подвиг в селе Сезёново, но тот отправил его к более мудрому старцу Илариону в с. Троекурово. Путь лежал через город Лебедянь, и А. Гренков посетил Лебедянский Троицкий монастырь.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Менее чем в 10-и км от Задонска расположено одно из святых мест Липецкой области – женский Свято-Тихоновский монастырь Преображения Господня. Обитель расположена в живописном лесном уголке, который называл «земным раем» сам Тихон Задонский. Святой отец часто бывал в этих местах и собственноручно построил колодец на одном из источников, расположенных сегодня на территории монастыря. Основание обители произошло в 1873 году, хотя скит существовал на его месте уже в 1865 году.

Троекуровский монастырь

Основание Троекуровскому монастырю положено знаменитым затворником Иларионом (Фокиным), мощи которого обретаются в монастыре. Монастырские храмы, построенные в разное время, в разных архитектурных стилях составляют неповторимый и необычайно красивый комплекс на берегу Красивой Мечи. Достопримечательность и святыня обители - местночтимая икона Владимирской Божией Матери.

Троицкий монастырь

Монастырь стоит у северной окраины Лебедяни и не одну сотню лет привлекает не только богомольцев, но и любителей древней истории, а также знатоков архитектуры. Монастырские крепостные стены, имеющие три яруса бойниц, окружают самые древние на территории Верхнего Дона храмы. Троицкий собор (1642-1666 гг.), построенный в византийском стиле, необычная по архитектуре Успенская церковь с обширной трапезной и легендарная, бывшая когда-то надвратной, Ильинская, своим древним видом вызывают не только интерес и уважение: духовный трепет и благодать ощущаешь в их веками намоленных стенах! Монастырь окружён многочисленными легендами и преданиями.

«Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют
иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают
живительную и спасительную влагу
душам жаждущим».

Cвященномученик протоирей Иоанн Восторгов

Н а Руси всегда любили монастыри - духовные очаги Православия. Верующие стремились совершать паломничество в обители, освященные молитвами многих поколений иноков.
Монастыри, основанные великими преподобными отцами, являются поистине светильниками мира.
История российского монашества насчитывает более тысячи лет. Возникновение монастырей в русском государстве большинство учёных относят ко времени Крещения Руси князем Владимиром. Впервые монахи появились на её южных границах ещё раньше - на рубеже VIII и IX веков. В Древней Руси монастыри являлись центрами духовности, образования и учености. В те давние времена монастыри были в основном городские и только с ХIV века начали образовываться новые монашеские обители через отшельничество. В это время возникли многие обители, без которых невозможно представить историю России, среди них и монастыри Липецкого края.
Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания. Многие православные монастыри нашего края своей историей связаны с земной жизнью святых. Они своим опытом, своей мудростью подсказывают христианам достойный путь жизни.
Во многих обителях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. В монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу.
Смысл жизни иноков - стяжание Духа Святого, достижение святости, приобретение таких качеств души, как любовь, милосердие, сострадание, бесстрастие.
Жить в монастыре одновременно просто и крайне сложно.
Братия здесь трудится с раннего утра до позднего вечера. Одни из них работают по хозяйству, другие служат при церкви. Труд и молитва составляют жизнь иноков.

В наши дни сложно узнать об основании и истории липецких обителей. Существует множество преданий. Исследователи, историки монастырей буквально по «крупицам» собирают материалы. Одним из документальных источников при изучении истории монастырей нашего края стали «Писцовые книги»(1627-1630 гг.) Воронежской губернии.
За всю историю Липецкой области на её территории были 23 иноческие обители. Дата основания многих обителей не известна. По различным причинам часть из них прекратили свое существование уже в ХVII и ХVIII веках. Например, Знаменский мужской монастырь (сегодня село Знаменское Лев-Толстовского р-на) был закрыт в конце ХVII века. Даншина мужская пустынь на реке Дон была упразднена в 1699 году указом царя Петра I. В 1724 году был упразднен Успенский женский монастырь в городе Данкове и закрыт Красногорский Спасский мужской монастырь в Романове (село рядом с городом Липецк).
В 1764 году правительство Екатерины II провело секуляризацию церковных и монастырских земель. Многие иноческие обители на Липецкой земле были упразднены - Преображенский Красногорский женский монастырь в городе Лебедяни, Городецкая пустынь (село Преображенское Добровского района) и другие.
Две обители, упраздненные в эти годы стали вновь действующими: Свято-Успенский мужской монастырь (Паройская пустынь) в г. Липецке и Знаменский Богородицкий Каменогороский женский монастырь в г. Ельце. На начало двадцатого века в современных границах области действовало более десяти монастырей.
События 1917 года изменили жизнь монастырей: они были закрыты и разграблены. Многие иноческие обители в советские годы пришли в запустение и их храмы разрушены. В девяностые годы двадцатого века улучшилось отношение государства к Русской православной церкви. Кончился период атеистического лихолетья, стали возвращать храмы и монастыри верующим.
В Липецкой области один из первых был передан в ведение Русской православной церкви Рождество-Богородицкий монастырь, затем Свято-Тихоновский Преображенский и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женские монастыри.
Это самые знаменитые и почитаемые иноческие обители в Липецком крае. Они являются, по выражению историка Воронежской епархии А. Правдина, памятниками святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому чудотворцу и исторически связаны с его именем.
Среди монастырей нашего края вместе с крупными и знаменитыми есть небольшие и совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым.
В 2013 году на липецкой земле образована Липецкая митрополия , в которую вошли две епархии Липецкая и Елецкая, в них: четыре мужские и шесть женских обителей.

Представляем монастыри ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ

Мы сегодня стремимся в обители за «живой водой» веры, за духовной поддержкой, за наставлением, за разрешением своих сомнений, за обретением душевного спокойствия.

Посещая обители на нашей земле, вы сможете получить пользу для души, приобщиться к православию и прикоснуться к истории Липецкого края.

Библиография

Русские монастыри: южная часть Центрального региона России: Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. - Новомосковск: Очарованный странник, 2005. - 479 с.

Цепков, А. И. Книги окладные монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском в 1676 году. [Кн. 1] - 2004. - (Источники истории).

Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России / А. Ю. Низовский. -
Москва: Вече, 2001. - 463 с. : ил. - (Самые знаменитые).

Добролюбов, Иоанн. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / сост. И. Добролюбов. - Рязань, 1996. - С. 248-345.

Важинский, В. М. Монастыри в Липецком крае до начала ХХ века / В. М.Важинский // История-философия-культура: историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липец. обл. (второй этап) : тезисы, сообщения, доклады. - Липецк, 1994. - С.118-136.

Липецкая и Елецкая епархия 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк: РПА Редпро, 2009. - 182 с.

Свято место: самые популярные паломнические места Липецкой области / подгот. О. Растегаева // Житье-бытье. - 2010. - 30 марта (№ 13). - С. 4.

Косякин, А. Иночество - глубина и тайна души / А. Косякин; фот. О. Власов // Липецкая газета. - 2009. - 22 июля. - С. 8.

Косякин, А. Драгоценное сердце России: [о монастырях и святых источниках г. Задонска] / А. Косякин; фот. Г. Колесникова // Липецкие епархиальные ведомости. - 2009. - С. 7.

Косякин, А. Поклон святым мощам: [о возрождении монастырей как дороге к возрождению духовности] // Липецкая газета. - 2009. - 17 февр.

Косякин, А. Иная жизнь [монастыри в Липецкой-Елецкой епархии] / А. Косякин; фот. И. Голобородько // Неоновый город L. - 2007. - №10. - С. 76.

Кружева родного дома: [краткий очерк об архитектурных памятниках Липец. обл., в том числе о монастырях] // Сельский строитель. - 2000. - №6. - С. 48.

Главный библиотекарь отдела абонемента

Харикова Л.И.,
фото Хариковой Л.И.

История Успенского мужского монастыря началась в XVII столетии. Это единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В отдельных случаях постройка Древне-Успенской церкви датируется 1730-м годом. В начале XVIII столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. В царствование Екатерины II Паройская пустынь была закрыта в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи.

В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму города Липецка.

До осени 1936 года в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.

Свято-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма является ориентация его длинной оси по линии северо-восток - юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов. Объемно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединенного с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружен в стиле барокко. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с «сухариками». Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций.

В 1996 году храм был передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году решением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.

Первым наместником обители стал настоятель Древне-Успенского храма иеромонах (ныне – игумен) Митрофан (Шкурин).

На сегодняшний день в единственной православной обители Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь, по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения.

После восстановительных работ митрополитом Липецким и Задонским Никоном освящены храмовые престолы: 15 февраля 2004 года – придельный во имя св. Николая Чудотворца, 21 августа 2005 года – главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Возведен Духовно-просветительный центр с братским корпусом, крестильным храмом в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого (освящен митрополитом Никоном чином 24 сентября 2014 года), православной библиотекой.

В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастырского комплекса: подходит к завершению строительство водосвятной часовни с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на прежнем месте.

С 2003 года в монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря для детей от 8 до 13 лет, занятия проводятся по воскресеньям, по субботам работает творческий кружок по хоровому пению. По четвергам и пятницам проводятся катехизические занятия с готовящимися к Таинству крещения.

В Свято-Успенском храме обители ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В вечер четверга богослужение сопровождается молебным пением с акафистом поочередно Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю.

Богослужения совершаются ежедневно.

Утром богослужение начинается в 8:00 утра, вечером в 17:00.

В двунадесятые и воскресные дни – в 6:30 и 8:30.

В воскресенье вечером читается акафист пред иконой Божией Матери «Живоносный Источник» с молебном об одержимых недугом пьянства, наркомании.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию Разделы этой страницы
Узкоколейные железные дороги кировской области
Общевойсковая тактика. Наступление. Общая тактика Способы передвижения при бое в городе