Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые впечатляющие горнолыжные подъемники в мире. Словарь горнолыжника Подъемник название

Зона катания - Ледник Капрун. 3000м над уровнем моря. Снег здесь лежит круглый год

Хотелось бы поинтересоваться - в промежутке между парой спусков - что самое важное в горнолыжном отдыхе? Не считая, конечно, горячего желания бороздить заснеженные склоны. Нужны лыжи, нужен снег, с которым такая напряженка была нынешней зимой, нужны горные склоны, окружающая инфраструктура - все эти отели и пансионы, кафе, спортивные магазины, сервис и прокат инвентаря. Но то, без чего не состоится ни один лыжный курорт - это горнолыжные подъемники. В описании любой лыжной мекки именно их количество указывается следующим пунктом после общей протяженности трасс. Именно их сводку работы изучает каждый лыжник сразу после знакомства с прогнозом погоды. Именно их карта засматривается до дыр и заучивается наизусть за неделю до зимнего отдыха... Наверное, стоит приглядеться поближе к этой составляющей горной снежной жизни.

Солнечный денек. (Капрун, Австрия)

Строить автоматические подъемники начали уже в 20х-30х годах прошлого века, но широко и повсеместно они вошли в обиход лишь в последней его четверти. А потому не только мой дядюшка, лихо перемахнувший на лыжах рубеж своего 70-летия, но и гораздо более молодые знакомые живописно рассказывали, как «при Союзе» проходило катание на Домбае или в Карпатах. Лыжи тогда были деревянные с прикрученными по краю металлическими полосками-кантами; крепились они к ботинкам кожаными ремнями. Просто привязывались и затягивались как можно плотнее. Случись упасть на спуске «голова-ноги-голова-ноги» - мечтать о том, что лыжи автоматически отстегнутся и облегчат падение, не приходилось. Но главная фишка состояла в том, что прежде чем спуститься, на гору надо было подняться. Пешком. Увязая в снегу и таща на себе лыжи! Предположить среднюю трассу в 1 км; взять из школьного учебника физики скорость пешехода 4км/ч, скинуть половину на подъем и снег. Выходит «цена» одного спуска - пяти минут наслаждения скоростью и свободным скольжением - 30-45 минут горно-пешеходного трекинга. Максимум 3-4 спуска в день. Надо было очень любить горнолыжный спорт, чтобы, забыв пословицу «умный в гору не пойдет», изо дня в день час за часом таскать на себе кучу деревяшек. Чуть больше живописных подробностей от очевидца о том, «как это было раньше» изложено в воспоминаниях очевидца на одном из лыжных сайтов.

Бугельный подъемник на Капруне.

Самые простые - бугельные (еще их называют «лыжебуксиры») – трос, натянутый над землей между двумя вращающимися барабанами. В простейших версиях лыжники цепляются непосредственно за буксировочный трос; в современных вариациях на тросе висят на пружинах одноместные или двухместные (в народе называемые «швабрами») «тарелочки», на которые можно присесть. Подъем на бугеле - дело нелегкое: держаться за рукоятку бугеля надо крепко, носки лыж держать вместе и всё время необходимо сохранять поступательное движение вперед и вверх, тогда как лыжи упрямо хотят скатываться обратно вниз. На средних размеров склон бугель вытащит минут за 10, но наверху придется бороться с ощущением, что руки растянулись до колен и чиркают по земле - как у породистого орангутанга! К тому же для начинающих лыжников есть опасность на середине спуска потерять равновесие и соскользнуть с подъемника или наоборот на выходе зацепиться за «тарелку». Так что делаем вывод: бугель - это не наш метод!

С такого транспортера надо очень ухитриться чтобы упасть!

Есть еще ползущие прямо по склону ленты-транспортеры, но они обычно короткие и установлены на самых плоских склонах для учёбы детей и совершенных «чайников». Ездить на них легко и безопасно, но совсем неинтересно.
Рассмотрим другие способы единоразового перемещения больших групп лыжников (вертолёты и воздушные шары на данном этапе исключим как чересчур экзотические и не рассчитанные на среднего «лыжеманьяка»).

Фуникулер в Цель-ам-Зее (фото из Википедии)

Строить подъемники, способные за раз поднимать к вершине несколько десятков человек, в Европе начали в первой четверти ХХ века. Изначально это был аналог поезда - вагончики, поставленные на зубчатые (кремальерные) рельсы, и способные двигаться в гору под достаточно крутым уклоном. Усовершенствованный вариант такого горного поезда известен ныне как фуникулер. Он зачастую используется на популярных туристических объектах, а иногда и как городской транспорт в местности с горным рельефом. На части лыжных курортов от них отказались, но кое-где подобные раритеты действуют и по сей день. Например, в Цель-ам-Зее до вершины «трехтысячника» Кицштайнхорн ходит монорельсовый вагон. Несмотря на достаточно печальную известность (в 2000г там произошел сильный пожар), подъемник сейчас загружен «под завязку». А построенный в 1931г в швейцарских Альпах фуникулер «Парсеннбан» дал толчок к развитию не только зоны катания Парсенн, но и Давоса, как курорта с мировой известностью.

Городок Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер и обширнейшие поля лыжных трасс вокруг

Еще одним вариантом, спроектированным в Германии, были лифты. В горе прорубалась шахта до вершины, и там устанавливался обычный лифт. Однако, как можно понять, проект оказался слишком дорогостоящим и трудоемким делом и от него отказались. В настоящее время иногда применяют наружные лифты - их могут установить для трассы, ограниченной с одной из сторон отвесным склоном. Однако высота подъема таким лифтом не превышает 200-250м.
Наиболее же популярным, постоянно совершенствующимся типом подъемников в горах стали подвесные канатные дороги. Первая подобная дорога была открыта в США в 1935г. Они обеспечивают разумное соотношение между стоимостью строительства, безопасностью эксплуатации и главное - способностью достаточно быстро переместить вверх по склону всех желающих прокатиться. А их может быть немало: за один час на том же Кронплаце «откатывается» до 70 тыс спусков!

Промежуточная станция подъемника "Большой тройки" Зёльдена - 3 пиков трехтысячников

Все канатные дороги принято делить на маятниковые, гондольные и кресельные.
Маятниковые, как понятно из названия, состоят из двух вагончиков-маятников на противоположных концах линии. Вагончики загружаются и одновременно стартуют друг навстречу другу, одновременно достигают конечных станций, где останавливаются для посадки-высадки, а затем также синхронно стартуют обратно. Несмотря на самую большую среди канатных дорог скорость движения (до 20 м/с) и способность загрузить в вагон до 300 человек, производительность маятниковых дорог все-таки невелика. Иногда чтобы уменьшить пассажирам время ожидания вагона или в случае сложного рельефа, трассу разбивают на две половины промежуточной станцией - тогда на трос можно закрепить 4 кабинки. Кстати дорога такого типа функционирует у нас в Крыму на горе Ай-Петри.

Пока поднимаешься на креселке, успеваешь не только отдышаться, но еще и немного поснимать окрестности

Гондольные (кабинные) и кресельные подъемники считаются на лыжных курортах самыми популярными. В последних прямо над склоном на тросе движется открытое одно- или многоместное кресло. Максимальная вместительность кресел подобных дорог – 10 человек, но наиболее популярны 4-6 местные подъемники. Иногда в конструкции кресла предусмотрен прозрачный пластиковый колпак, прикрывающий пассажиров от ветра и снега. За внешнее сходство такие модели называют «хлебницами».

Оранжевый мир - вид из "хлебницы"

В хорошую погоду сидеть на креселке, дышать морозным воздухом и разглядывать заснеженные пейзажи и макушки елей, проплывающие внизу на высоте 8-10 метров - милое дело (конечно, при условии отсутствия у вас боязни высоты). А вот в снег, да и просто при морозце в -12 -15 -25С 10-минутная поездка в кресле превращает лыжника в заледеневшую сосульку. Зато здесь не надо при каждом подъеме отстегивать и снимать лыжи. Но надо ухитриться правильно вкатиться на посадочную станцию и, что самое главное - на выходе успеть встать с кресла и отъехать в сторону, пока снизу не подкатила новая волна лыжников.

Одна из новейших (2012г) линий подъемников Лейтнер на курорте Кронплац (Италия)

На самую же большую пропускную способность и максимум комфорта рассчитаны кабинные подъемники. Они способны с удобством перевозить до 10 человек. Посадка путешественников осуществляется в пешем порядке; предварительно отстегнутые лыжи надо «воткнуть» в специальные стойки на дверцах. Внутри кабины мягкие, зачастую подогреваемые, сиденья, прекрасный круговой обзор, позволяющий делать вполне сносную фото-видео-съемку окрестностей, а сейчас даже доступный беспроводной интернет (надо же по пути чем-то заняться – ехать придется километра 3-4!).

Вот это всё работает на высоте 2275 метров. В снег, ветер и ощутимый мороз!

Как это всё строится и работает. Первым делом на выбранном склоне вырубают просеку, определяют и расчищают место под опоры. Затем начинается непосредственно стройка: ставятся здания верхней и нижней станций, а между ними закрепляют башни опор. Высота опор конечно зависит от рельефа, но в среднем это от 5 до 45 метров нержавеющего металла. Особое внимание и точный расчет требуется при монтаже верхних опор, стоящих на гребне склона – отсюда кабинки «падают» вниз после непродолжительного движения по горизонтали, резко увеличивая скорость и соответственно – нагрузку на элементы конструкции.

Сами опоры снабжены рядом колес-роликов, которые работают ведомыми «под руководством» основных барабанов двух станций – вот там-то и происходит настоящая работа. Огромный барабан на зубчатой передаче тянет многожильный стальной трос.

Нижняя станция подъемника - гондола прибыла "на парковку"

Диаметр троса может достигать 60 и более мм и к нему предъявляются особые требования - ведь помимо собственной нагрузки ему предстоит нести на себе до сотни груженых кабин. Трос состоит из плетеных стальных волокон и жесткого сердечника, что обеспечивает минимальное его растяжение в процессе эксплуатации. Ведущим производителем канатов для подъемников является известная компания «Арселор Миттал», которая гордится тем, что произведенные ею тросы работают на некоторых объектах с 1985г.

Да и компании, эксплуатирующие подъемники, не упустят случая похвастаться надежностью используемых технологий: в Кронплаце на каждом подъемнике можно увидеть «контрольный срез» установленного на канатке троса с его основными характеристиками. Кстати вес 1 км такого троса может достигать 10-12т, представьте, какую тягу должен развивать электродвигатель, вращающий барабаны с тросом с подвешенными кабинами.
Кабины на металлических подвесках неподвижно закрепляются на тросе с помощью зажимов и перемещаются вдоль склона со скоростью до 6 м\с.

Чтобы пассажиры успели безопасно выйти и забрать свою амуницию из лыжных стоек, на станциях скорость движения кабин замедляется до приемлемых 1-1,2 м\с. Это реализовано с помощью конвейера из колес на входе и на выходе из станции. Кабина на тросе влетает на станцию, по направляющим рельсам переходит к колёсной системе, попутно зацепляя специальный рычаг, который медленно отжимает крепление кабины к тросу – и вот уже трос скользит с прежней скоростью отдельно, а кабина перекатывается по колесному конвейеру, где каждое следующее колесо с помощью шкивов и ременной передачи вращается медленнее предыдущего.

Расстояние до переднего вагончика сокращается просто на глазах!

Когда скорость становится безопасной, специальный датчик запускает гидравлический привод дверей – добро пожаловать на выход. Аналогичная система работает на выезде со станции, только она постепенно «разгоняет» кабинку до скорости троса. У находящегося в кабине пассажира в момент «парковки» возникает непреодолимое ощущение, что его кабинка сейчас смачно припечатается как раз в хвост почему-то затормозившегося переднего вагончика.

Просим пассажиров приготовиться к выходу. Не забывайте своих вещей!

Но в последний момент его собственная гондола тоже начинает тормозить и, когда между кабинами остаются какие-то дециметры, постепенно уравнивается скоростью со впередиидущим «составом». На самом деле специальные датчики отслеживают расстояние между кабинами, плотность захвата троса зажимом и даже открытие/закрытие дверей.

Контроль зацепления кабины на трос и камеры видеонаблюдения на выходе гондолы со станции

Вся информация передается на пульт управления (обычно он расположен на верхней станции), а последние конструкции подъемников от таких «китов» индустрии как «Leitner AG» или «Doppelmayr» через модем могут передавать данные о своей работе непосредственно производителю подъемников.

Сигнальными датчиками оборудованы также и опоры. В «ключевых точках» ставится ветровая система, предупреждающая обслуживающий персонал станций и одновременно снижающая скорость движения кабин. Для предотвращения соскакивания каната с роликов, на каждой опоре есть датчики, фиксирующие эту ситуацию, и ловушки рядом с роликами, которые не дадут тросу упасть.

Пока мы отдыхаем, персонал и оборудование станций трудятся до седьмого пота!

Кроме того, с целью проверки надежности работы и безопасности эксплуатации горнолыжных подъемников его персонал проводит постоянные проверки и тестирования как отдельных элементов и узлов, так и канатной дороги в целом. Но не стоит думать, что полная автоматизация сводит работу на станциях только к наблюдению за лампочками и датчиками на пульте и нажиманию кнопочек. Одетые в костюмы с фирменной символикой лыжного курорта парни загорелы под горным солнцем до черноты: посбивать сосульки и лёд, намерзший от тысяч ног и лыж, расставить сигнальные флажки на временно закрытых частях трасс, помочь на посадке или высадке нерасторопному криворукому «чайнику», а в снегопад старательно и безостановочно расчищать снег между рельсами и на посадочных площадках.

Всё для удобства, всё для того чтобы приехавшему «на отдых» лыжнику за день можно было откатать не 3 спуска в общей сложности, а наездить до полусотни «вертикальных километров» и на слегка подрагивающих ногах уползти в свой отель перевести дух или продолжить горнолыжные безобразия в зоне «апре-ски».

Полные ТТХ каждого из подъемников вывешены на всеобщее обозрение: длина 4343м, перепад высот 803м, скорость движения 6м\с, продуктивность перевозок - 3200 человек в час

Пропускной турникет для предъявления ски-пассов

Кстати. Раз уж речь зашла о подъемниках, нельзя не упомянуть пропускную систему – так называемые «ски-пассы». Это магнитные или чиповые карточки, которые являются пропуском на любой подъемник склона неограниченное количество раз в течение дня. Дополнительным бонусом за купленный ски-пасс обычно является пользование транспортом в зоне катания (обычно это внутригородские автобусы или междугородные, в случае когда зона охватывает несколько рядом расположенных курортов).

Ну вот, теперь Скилайн и меня посчитал!

Принцип действия прост донельзя: пасс даже не нужно держать в руках – просветка сканером идет прямо через нарукавный карман, которыми стандартно снабжены все горнолыжные куртки. Но что интересно, при каждом «чеке» проверяется не только срок действия пропуска, но и масса другой информации о перемещениях ее владельца вдоль горнолыжных трасс. Все эти данные попадают в общую международную базу данных лыжных курортов. Она называется Skiline (http://www.skiline.cc). Зарегистрировавшись там (регистрация предусматривает только имя и е-мэйл для связи) и введя номер своего ски-пасса можно получить исчерпывающую информацию о проведенном лыжном дне: на каких склонах был, сколько раз поднялся, сколько спустился, какими подъемниками, сколько времени затратил на каждый спуск и подъем. Накопительная статистика за день рассчитает даже ваш личный рейтинг среди всех лыжников зоны катания, а общий километраж ведет учет, сколько всего километров проехано лыжеманьяками. И я вам скажу, цифры на счетчике Скилайна мелькают с ошеломительной быстротой. Смотрю вот на страничку Скилайна и думаю: а почему я до сих пор еще сижу здесь, за компьютером?!

Подъемники играют в любительских горных лыжах не самую заметную, но очень важную роль, поскольку легкость подъема на высокие горы и обеспечивает подлинную массовость этого вида отдыха. Именно со строительства подъемника начинается биография лыжного курорта, независимо от того, сколько супер-отелей построено у подножья горы. Производство механизмов подъемников и их монтаж - развитая индустрия; наиболее известные компании - "Poma" (Франция) и "Doppelmeier" (Австрия), подъемники выпускают и некоторые автомобильные фирмы, например, "Tatra" (Чехия), "Fiat" (Италия) и др. В 80-е годы ХХ века подобные агрегаты серийно выпускались и рядом отечественных заводов, сегодня, после 10-летнего перерыва, производство понемногу возобновляется. Можно упомянуть, например, самарское предприятие "СКАДО", возникшее на базе бывшего куйбышевского завода "КЗСЗ", занятое производством и монтажом подъемников по лицензии "Doppelmeier".

Вообще говоря, существует множество способов доставки лыжников на вершины - подъем на вертолетах и даже воздушных шарах, перевозка на вездеходах и Pратраках, буксировка за снегоходами и лошадьми. В начале ХХ века на первых альпийских курортах строились железные дороги с зубчатыми и кремальерными рельсами, позволявшими локомотивам преодолевать значительные уклоны. В дальнейшем от использования подобных дорог отказались, но кое-где они сохранились и действуют по сей день. В 40-50-е годы во Франции применялись Pснежные автобусы - весьма своеобразные машины, напоминавшие одновременно автобус и снегоход.

В Германии предпринимались попытки использовать лифты , двигавшиеся по шахтам, прорубленным в толще горы, но строительство таких сооружений оказалось слишком сложным и дорогостоящим. Тем не менее, большие наружные лифты (вертикальные подъемники) изредка применяются и в наши дни для обслуживания лыжных трасс, располагающихся вблизи отвесных обрывов. Эти машины обеспечивают одновременный подъем до 100 человек со скоростью 2-3 м/сек, однако высота подъема не превышает 150-200 м.

На сегодняшний день для транспортировки лыжников используют два основных класса подъемных машин - фуникулеры и канатные дороги. Главная характеристика подъемника - его пропускная способность, которая, согласно современным нормам, должна составлять не менее 120% суммарной пропускной способности обслуживаемых им трасс.

Фуникулер - это поезд вместимостью до 1000 человеко-мест, движущийся по рельсам при помощи канатной тяги со скоростью до 40 км/ч. Вагоны фуникулеров обычно имеют конструкцию, обеспечивающую горизонтальность пассажирских отсеков или кресел при движении по крутым склонам. Двигатели и приводные механизмы устанавливаются на одной из конечных станций, изредка - внутри самого фуникулера; рельсы прокладывают непосредственно по склону горы или размещают в специальных туннелях.

Фуникулеры - это наиболее дорогие и сложные подъемники, отличающиеся высокой пропускной способностью и безопасностью. К сожалению, пожар фуникулера в Альпах в 2000 году, повлекший человеческие жертвы, до некоторой степени подорвал доверие к этому виду транспорта, и в нескольких странах были приостановлены работы по сооружению фуникулерных трасс.

Канатные дороги обеспечивают перемещение грузов и пассажиров в кабинах или вагонах, подвешенных к движущемуся тросу. Канатные дороги принято делить на тяжелые (маятниковые, гондольные) и легкие (кресельные, буксировочные).

При простоте сооружения и относительной дешевизне этот вид транспорта имеет весьма низкий коэффициент полезного действия, поскольку до 70% мощности тяговых двигателей расходуется на движение троса и только 30% - на перемещение груза. Это соотношение становится понятным, если учесть, что каждый километр троса даже небольшого буксировочного подъемника весит не менее тонны, для тяжелых же дорог вес 1 км троса (диаметр 6-10 см) может достигать 20 т.

Маятниковые канатные дороги используют две кабины большой вместимости (30-50 человеко-мест, иногда - до 300 человеко-мест), закрепленные на тросе и движущиеся в противоположных направлениях, уравновешивая друг друга. Обе кабины одновременно достигают конечных станций, где останавливаются; затем, после высадки и посадки пассажиров, двигаются в обратных направлениях. Самые крупные маятниковые дороги сооружаются по так называемой "двухканатной" схеме: кабины приводятся в движение тяговым тросом, но при этом опираются на более толстый неподвижный опорный трос. При строительстве маятниковых дорог действуют наиболее свободные нормы: так, длина пролета между опорами может достигать 3 км, высота кабины над землей - 300 м, а скорость - 20 км/ч. Маятниковые канатные дороги обслуживают склоны с перепадами высот до 3 км, но их пропускная способность относительно невелика.

Иногда с целью уменьшения среднего времени ожидания кабины сооружают маятниковые дороги с четырьмя кабинами, курсирующими между конечными станциями и промежуточной платформой, расположенной точно посередине линии. Такой подход позволяет уменьшить скопление пассажиров на конечных станциях, но не увеличивает суммарную пропускную способность дороги.

Гондольные канатные дороги используют большое количество небольших закрытых кабин (гондол) вместимостью 4-8 человеко-мест. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на конечных или промежуточных станциях, где Pгондолы снимаются с троса, останавливаются или движутся с малой скоростью. После загрузки гондолы автоматически переводятся на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч. Низкоскоростные участки могут оборудоваться не только на конечных, но и на промежуточных станциях, что позволяет сооружать канатные дороги со сквозным движением гондол по нескольким независимым тяговым участкам, количество которых не ограничено. Так, в Германии работала грузовая гондольная дорога, общей протяженностью более 200 км.

При строительстве гондольных дорог действуют более жесткие нормы, чем для маятниковых, и высота гондол над землей не должна превышать 50-60 м. Гондольные канатные дороги имеют высокую пропускную способность, но сложность конструкции делает их весьма дорогими.

Кресельные канатные дороги, как следует из названия, предусматривают подъем пассажиров в 1-6-местных Pкреслах, иногда - оборудованных электроподогревом и ветрозащитой. Посадка и высадка чаще всего осуществляется на ходу, без остановки или замедления движения. В более сложных кресельных дорогах используется тот же принцип, что и в гондольных: посадка и высадка пассажиров происходит на низкоскоростных участках, после чего специальные механизмы переводят кресла на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч.

Поскольку пассажиры кресельных канатных дорог не защищены закрытой кабиной, при строительстве этих сооружений действуют весьма строгие нормы: так, высота кресла над землей не должна превышать 10 м (на отдельных участках - 25 м), а при пересечении складок местности обязательна установка специальных отжимных опор, оттягивающих трос вниз. Большая пропускная способность и невысокая стоимость делают кресельные канатные дороги наиболее распространенными и массовыми.

Буксировочные канатные дороги (бугельные или "лыжебуксиры") - самые простые и дешевые. Принцип их действия состоит в буксировке пассажиров (лыжников и сноубордистов) за движущимся тросом. Закрепленные на тросе устройства для буксировки могут быть одноместными или двухместными, скорость движения обычно не превышает 10-15 км/ч. Более дешевые буксировочные дороги предполагают использование лыжниками индивидуальных съемных бугелей, фиксируемых на тросе в начале каждого подъема. Специально для детей на коротких пологих склонах оборудуют низкоскоростные подъемники, при пользовании которыми пассажиры держатся руками непосредственно за трос.

Буксировочные подъемники чаще всего сооружают на относительно небольших склонах (не более 2 км). Выпускаются и совсем простые переносные подъемники, допускающие возможность быстрой установки на любом пологом склоне длиной до 200-300 м.

На коротких пологих склонах (до 10°) используют эскалаторы , транспортирующие лыжников, стоящих на движущейся ленте. Чаще всего подобные сооружения, называемые "бэби-лифтами", обслуживают трассы, на которых проводится обучение детей, но иногда их можно увидеть и на "взрослых" склонах. Такие подъемники довольно дороги, но обладают повышенной безопасностью.

Вообще говоря, любые подъемники (в т.ч. - и эскалаторы) - это мощные машины, всегда представляющие некоторую угрозу при неосторожном обращении. К сожалению, из-за элементарной невнимательности лыжники часто получают те или иные травмы, например, ушибы головы вытяжными устройствами буксировочных подъемников; иногда, зацепившись одеждой, не могут своевременно сойти с кресел кресельных подъемников, что также может приводить к травмам. Самый простой способ избежать неприятностей - внимательно следить за происходящим и выполнять правила пользования канатными дорогами.

На большинстве курортов кресельные и буксировочные подъемники выключают при температурах ниже -20° (на некоторых сибирских лыжных базах - ниже -30°). Поскольку во время подъема лыжник в основном неподвижен, то даже без ветра этой температуры вполне достаточно для переохлаждения или отморожений, поэтому, пользуясь подъемником, необходимо одеваться соответственно погоде.

Кресельный подъемник может стать источником неприятных переживаний для лиц, подверженных страху высоты. Помимо того, что высота движения кресел иногда достигает 20-25 м, кресельные подъемники довольно часто останавливают, и пассажиры на некоторое время остаются в "подвешенном" состоянии. Для того чтобы избежать приступов головокружения и страха высоты, следует держать голову прямо, при необходимости посмотреть вниз - опускать глаза, не наклоняя голову (этот совет может пригодиться и для пассажиров маятниковых или гондольных дорог).

◊ ◊ ◊

Читатели, интересующиеся горнолыжной индустрией, могут найти в Internet множество материалов по подъемникам, ратракам, снежным пушкам и др.

С горнолыжных подъемников на горнолыжных курортах начинается настоящая горнолыжная жизнь. Без подъема на гору катание не возможно. Как театр начинается с вешалки, так горнолыжный тур начинается с подъемников. Для покорения горнолыжных вершин существуют три типа подъемников:

  • гондольные,
  • кресельные и
  • бугельные.

Гондольные горнолыжные подъемники - самые удобные для современного горнолыжника. С ними все просто. Горнолыжники заходят в кабинку и едут туда, куда их везет эта нелегкая кабинка, т.е. к месту горнолыжного катания. Некоторые кабинки гондольных подъемников оборудованы специальными отсеками для лыж и горнолыжного инвентаря, что делает их еще более комфортными для горнолыжников.

Кресельные горнолыжные подъемники менее удобны. Надо приноровиться к посадке на кресло подъемника. Некий дозатор, который можно назвать еще шлагбаумом, в определенный момент открывается, чтобы пустить горнолыжника к зоне подъемника. Лицом надо повернуться в сторону горнолыжного подъема, а лыжи поставить строго параллельно направлению движения. Подъемник двигается медленно, когда кресло приблизится к горнолыжнику, всегда остается достаточно времени, чтобы забраться на него и комфортно пристроить мягкое место горнолыжника на жестком покрытии кресла. Не забывайте фиксировать запирающую планку для собственной безопасности. Стоит ли лихачить и рисковать? Ведь можно не доехать до высоты и лишить себя отменного спуска с горы. Когда кресло подъемника достигнет места катания, отстегните планку и вперед! Не мешкайте, ведь можно получить жестким креслом по спине. Это тем более не желательно, потому что впереди еще падения и травмы на горнолыжных склонах. Следите, чтобы одежда не зацепилась за кресло подъемника. Это тоже чревато неприятностями. Все не так страшно, как описано, все приноравливаются с первого раза. Для таких кресел горнолыжникам обычно предлагаются специальные туристические коврики. Они не только смягчают зону посадки, но и защищают от ветра на высоте горнолыжного подъема.

Бугельные горнолыжные подъемники существуют двух типов, которые называют "тарелка " и "швабра ". Первый тип представляет собой палку, привязанную к тросу. На конце палки есть диск, что и стало причиной такого названия. Правила подъема на бугельных подъемниках предельно просты, главное приноровиться к началу движения. Встаем на старт, направив лыжи вверх по лыжне линии подъемника. Ловим палку, засовываем тарелку между ног и вперед! Дальше - рывок, который может быть достаточно сильным, так что стоит держаться за палку крепко и ставить лыжи строго параллельно. Достигнув вершины подъема, потяните палку на себя, достаньте тарелку, отпустите палку там, где покажется удобным уехать от бугельного горнолыжного подъемника. Принцип работы "швабры" идентичен, за исключением того, что ничего не следует засовывать между ног. Один из "рогов" швабры надо подсунуть под мягкое место. Дальше - рывок. Достигнув вершины, слезьте и отойдите в сторону. На швабре положено ездить вдвоем, это сокращает очередь, и придает надежности, ведь швабра постоянно стремиться выскакивать из-под одинокого пассажира. Не любит она одиноких горнолыжников.

Для того, чтобы тренироваться дольше и эффективней, тратя силы исключительно на катание по склонам, а не на подъём на них, и существуют горнолыжные подъёмники. Использование некоторых из них для новичка может показаться сложным, но не стоит отчаиваться - Вы быстро освоитесь.Сейчас в мире используется несколько видов подъёмников. На разных курортах можно встретить различные их типы. Стоит остановиться на каждом в отдельности и рассказать о их использовании:
Подъёмники-буксиры
Наиболее часто встречающийся вид подъемников для новичков. Буксировочный подъемник представляет собой непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки. Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.
Информация об использовании:Фиксация на буксире. Возьмите обе палки в одну руку. Как только можно будет взять буксир, возьмитесь за шест свободной рукой. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку! Движение вверх. Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас. Приехали... Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника (это может быть обычная табличка "Конец подъема"), вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника. Т-образные подъёмники
Лыжники становятся в линию по двое, а, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку перевернутой "Т" между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем.
Информация об использовании:Закрепление на Т-подъёмнике. Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину. Подъём. Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это ваш партнер, а не противник. Сход. Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее. Подъёмники кресельного типа
Такие подъемники, помимо подъема на гору, предоставляют возможность несколько минут отдохнуть и насладиться пейзажем. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они быстро двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.
Информация об использовании:Посадка. Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Опустите страхующую перегородку, как только сиденье сойдет с платформы. Вообще езда на таких подъёмниках не представляет особой сложности. Встаём с сидения. Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснутся снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.
Фуникулеры и так далее...
Здесь особо и описывать нечего... Все, даже начинающие, знают как они выглядят и как ими пользоваться. Проще некуда! Идеальное средство подъёма в горы.
Отечественный уникум
Речь идёт о так называемых бугельных подъёмниках. Бугель - это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого - для облегчения подъема - существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками. Или же можно просунуть её между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки.
Информация об использовании:Подсказка всего одна: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Однако далеко не у всех это получается с первой попытки, так что не расстраивайтесь - получится, и довольно быстро.
Напоследок несколько жизненных рекомендаций:При езде на подъёмниках-буксирах помните, что у некоторых из них очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу.
При использовании Т-подъёмников постарайтесь найти партнёра примерно вашего веса. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.
Метки: Отдых, Полезное, Сервис, Спорт, Статьи, Туризм

Tags: Как называется подъемник на горнолыжном курорте

Коробицино, 9 марта 2012.

Горнолы́жный подъёмник - техническое сооружение в горной местности, .... Канатная дорога · Горнолыжный спорт · Горнолыжный курорт... many North American ski lifts; Lift-World: Worldwide database of ski ...‎ Воздушные подъёмники - ‎ Наземные подъёмники - ‎ Галерея - ‎ Примечания

как называется подъёмник в горы | Автор топика: Антон

Виктор  Фуникулёр.

Алексей  Фаникулёр

Григорий  Фуникулер - рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе

Бугельный подъемник. Бугельным подъемником называют устройство, предназначенное для подъема в гору способом буксировки спортсменов или любителей зимних видов спорта на горнолыжных курортах.

Эдуард  Фуникулёр

Как устроена канатная дорога на горнолыжном курорте - FunSochi.ru

Nov 26, 2012 - FunSochi.ru побывал в гостях на горнолыжном курорте «Роза Хутор», где... о том, как устроен современный подъемник, на примере канатной дороги... называется магнитная дефектоскопия и походит на рентген.

Горнолыжные подъемники: оборудование... - Ski-Holidays.ru

Подъемники. Подъемник на горнолыжном курорте... Второй тип подъемника называется бугельный, реже – поверхностный или наземный. Его принцип...

Или сноуборде может превратиться в настоящее испытание, если восхождение на склон горы осуществляется собственными силами. Чтобы облегчить процесс поднятия на гору, достаточно разобраться, как пользоваться бугельным подъемником.

Что представляет собой подъемник

Специализированное оборудование для буксирования горнолыжников состоит из спускающей ветви, что проходит циклическое вращение через элементы опорных конструкций, размещенных вдоль склона. Бугельные подъемники содержат промежуточные опоры, за которые и удерживаются спортсмены во время поднятия на вершину.

В движение подобное оборудование приводится электроприводами. В конструкции предусмотрены резервные движки на дизельном топливе, которые задействуются в случае обесточивания линии.

Типы

Бугельные подъемники разделяют на конструкции с промежуточными опорами в форме «тарелки» и «якоря». Первые представлены подвижно соединенными с тросом металлическими креплениями, что содержат дисковый держатель на окончании. За последний, собственно, и хватаются горнолыжники при поднятии.

Бугельные подъемники с промежуточными опорами в виде «якоря» отличаются схожей конструкцией. Единственное различие заключается в наличии Т-образного окончания, что может использоваться в качестве держателя несколькими спортсменами одновременно.

Особенности эксплуатации

Как использовать бугельный подъемник? Фото правильной посадки представлены в данном материале. Что касается эксплуатации подобного оборудования на практике, размещаясь на платформе, начинающим сноубордистам рекомендуется отстегивать одну ногу от крепления доски, используя ее для выполнения маневров во время подъема. Лыжникам справляться с данной задачей несколько проще.

Впрочем, запрыгнуть на бугельный подъемник со сноубордом можно и без отстегивания креплений. Достаточно прыжками добраться до посадочного средства и ухватиться за буксировочную штангу. Оптимальный способ подъема каждый любитель горнолыжного спорта подбирает сам для себя, исходя из удобства и соображений личной безопасности.

  1. Выполнять погрузку лучше при наличии обслуживающего персонала, который поможет поймать буксировочную штангу и разместиться на промежуточной опоре.
  2. Для надежности при выполнении подъема лучше удерживаться за крепление двумя руками.
  3. Не стоит усаживаться весом всего тела на якорь или дисковое крепление подъемника, так как последние служат лишь в качестве вспомогательных опорных элементов.
  4. Разместившись на подъемнике, следует постараться расслабиться и поддерживать ровное дыхание, что позволит сэкономить силы на последующий спуск с вершины.
  5. Если произошло падение, необходимо немедленно отпустить буксировочную штангу и откатиться в сторону. Такая предусмотрительность позволит уберечь себя от получения травм и не создаст преграду для позади идущих горнолыжников.
  6. Когда необходимо подняться лишь до середины горной вершины, достаточно заблаговременно разгрузить сцепление крепления с тросом при достижении нужной точки и скорее отойти в сторону.
  7. Прежде чем использовать бугельные подъемники, стоит посмотреть, как с данной задачей справляются другие, более опытные спортсмены.

В заключение

Секрет удачной эксплуатации бугельного подъемника состоит в необходимости выполнения спокойных, рассудительных действий. При взгляде на массивную механическую конструкцию многим горнолыжникам приходится бороться со страхом. Поэтому при посадке на опору неопытные спортсмены инстинктивно хватаются за первый попавшийся под руку элемент, что является главной ошибкой.

При допущении оплошности, которая вызывает падение, главное - ни за что не цепляться. Ведь в противном случае можно долго волочиться за промежуточной опорой.

В конце концов, бугельный подъемник - это не более чем движущийся трос. В его покорении помогает лишь практика. После нескольких подъемов и полного освоения принципов эксплуатации механизма можно будет с гордостью назвать себя настоящим горнолыжником.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ночная жизнь в южной корее Особенности ночной жизни в Южной Корее
Гранты на обучение в китае Правительственный грант китая для иностранцев
Какой бизнес открыть в сингапуре