Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Альянс Арена – футбольный стадион Allianz Arena, Мюнхен. Стадион «Альянц Арена» — уникальный спортивный комплекс в Мюнхене Как называется стадион бавария мюнхен

"Альянс-Арена" (Мюнхен) - огромное в северной части города. Оно способно вместить более 71 тыс. человек. Здесь 2152 мест бизнес-класса, 1374 вип-ложи, 227 мест предназначены для людей на Далее в статье будет подробно освещена история возникновения этого комплекса, описаны некоторые технические характеристики, а также ряд знаковых матчей, прошедших здесь.

Общие сведения

С июня 2005 года на этом стадионе проводят свои домашние матчи два знаменитых клуба - "Мюнхен-1860" и «Бавария". На территории в 2006 году проводился чемпионат мира, а также финал ЛЧ 2011 года. С самого начала объектом владели оба клуба. Но чуть позже "Бавария" выкупила долю "Мюнхена-1860" и теперь является его единственным собственником.

Основные технические характеристики

Стадион "Альянс-Арена" находится в северном районе Швабинг-Фрайманн, на территории Фрёттманингской пустоши. В 2006 году, 16 января, немецкие власти дали разрешение на расширение территории до 69 900 мест. Необходимо это было для того, чтобы при отсутствии огромного количества прессы на кубке Германии и на играх Бундеслиги он смог вместить 60 тысяч человек. Остальные места, соответственно, отводились представителям прессы из разных концов мира. На кубке УЕФА, Лиге чемпионов и других международных встречах количество мест так и осталось прежним - 66 тысяч. Все они находятся под крышей, так что зрителям и журналистам можно не бояться непогоды. Стадион в Мюнхене имеет сто шесть лож, которые оснащены 1374 местами. Также на территории имеется 2 детских сада, Lego и большой магазин "Бавария" площадью около 800 кв. м. Находится это всё внутри стадиона. В мае 2012 года там открылся музей "Мир истории Баварии". С внешней стороны "Альянс-Арена" имеет множество киосков для болельщиков. На 6,5 тыс. кв. метров находится огромное количество различных точек питания, где гости могут перекусить в перерывах между таймами. Также здесь располагается одна из самых крупных парковок в Европе - на 9800 автомобилей. В северной и южной частях стадиона имеется еще 350 мест, которые предназначаются для пассажирских автобусов. Билеты на матчи можно купить в 54 кассах. Сектора 112 и 113 с сезона 2006/2007 оснащены стоячими местами, но на международных играх - по требованиям ФИФА и УЕФА - там устанавливаются сидячие кресла.

Конструктивные особенности

Из-за своей формы стадион "Альянс-Арена", фото которого представлено в статье, имеет еще и такие названия - "надувная лодка", Некоторые именуют поле "автомобильная шина". Крыша и фасад состоят из 2760 подушек, надутых сухим воздухом под давлением 3,5 гПа. По специальным шлангам в них закачивают газ. Материал этилфлуорэтилен, из которого и состоят эти подушки, имеет толщину всего 0,2 мм. Каждый элемент может освещаться синим, белым или красным цветом. Подсветку меняют в зависимости от команды, выступающей на поле. Когда на стадионе играет "Бавария", они освещаются красным, "Мюнхен 1860" - синим. Если же на арене играет национальная немецкая сборная, то освещение имеет белый цвет. Стадион оснащен настолько сильным и ярким освещением, что ночью его можно увидеть с вершин австрийских гор на расстоянии 75 км.

Крыша оснащена специальными шторками, которые иногда закрывают для защиты от солнечных лучей. С южной стороны к стадиону прилегает парк-эспланада, длина которого 543 м, ширина - 136 м. По его искривленным дорожкам можно с легкостью добраться от станции метро «Фрёттманинг» до арены. Изначально цвета на стадионе менялись очень часто. По данным полиции, количество аварий из-за этого увеличилось на 10 в день. Теперь цвет можно менять только вечером и не чаще чем каждые полчаса. Кроме того, запрещены красно-синие и сине-белые комбинации подсветки. Ультрас и некоторые другие фанаты на нескольких домашних матчах выражали свое недовольство против увеличения сидячих мест, а также других ограничений. Негодовали болельщики и по поводу запрета больших натяжных баннеров и мегафонов, ограничения длины рукоятки флагов (не более одного метра).

Транспорт

После того как была построена "Альянс-Арена", Мюнхен несколько изменился. Шестая ветка метро (U6), а именно «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning) и "Мариенплац", была расширена. Первую станцию перенесли немного северней, количество путей увеличилось в два раза. Кроме того, были построены дополнительные мосты для пешеходов. Также значительно увеличилось место для стоянки электропоездов. Благодаря этому был обеспечен быстрый отток болельщиков после матчей. Станцию "Мариенплац" оснастили дополнительными пешеходными туннелями. Автобан А9 расширился до 8 полос, немного севернее поля также появился въезд на автобан А99. "Альянс-Арена" находится очень близко от крупной дорожной развязки, а также относительно недалеко от "Фельдмохинг". Это обеспечивает быстрый и весьма удобный доступ.

История и начало строительства

В 2001 году, 21 октября, состоялся референдум, на котором и принималось решение о том, начнется ли строительство именно на этом месте, и обязан ли город создавать необходимую инфраструктуру. Две трети участников проголосовали за постройку комплекса. Незадолго до этого референдума было отклонено предложение по полной реконструкции Олимпийского стадиона. В итоге был проведен конкурс архитекторов, из восьми предложенных моделей будущей арены к финальному голосованию были допущены только две. Победителем конкурса стало швейцарское архитектурное бюро "Херцог и де Мёрон". Разработанный им план стадиона был похож на "Санкт-Якоб Парк", расположенный в Базеле - арена с прозрачной оболочкой из этилфлуорэтилена. Его можно подсвечивать изнутри, а также он способен самоочищаться. Строительство стадиона началось в 2002 году, в сентябре, фундамент заложили 21 октября. К концу апреля 2005 года "Альянс-Арена" была полностью сооружена.

«Аллианц Арена» (нем. «Allianz Arena») - домашний стадион футбольного клуба «Бавария Мюнхен», также служит домашней ареной клубу «Мюнхен 1860». Расположен в Мюнхене и вмещает 69 901 зрителей. Над созданием арены работали компании «OSRAM» (подразделение SIEMENS AG) и «Siteco Beleuchtungstechnik GmbH».

Архитекторы де Мёрон и Херцог создали поистине уникальный фасад для «Аллианц Арены». Он сконструирован из 2 874 воздушных панелей, сделанных из ETFE - полимерного материала нового поколения и наполненных сухим воздухом. Каждая панель может быть подсвечена белым, красным или голубым цветом. Так, арена становится красной, когда на ней играет «Бавария», голубой - когда играет «Мюнхен 1860» и белой при игре сборной Германии. Каждая панель может быть подсвечена независимо от остальных - то есть арена может быть, например, сине-красной или, допустим, белой с вкраплениями синего. Стадион вмещает 69 901 зрителей (включая стоячие места). Нижний ярус вмещает 20 000, средний - до 24 000 и верхний - до 22 000 человек. Кроме того, 10 400 мест нижнего ряда могут быть преобразованы в стоячие места, добавляя, таким образом, еще 3 120 мест.

Стадион имеет 3 центра для детей и 2 Фан-магазина - один для болельщиков «Баварии», другой - для болельщиков «Мюнхена 1860». Помимо этого, рядом со стадионом расположены многочисленные рестораны. Арена располагает 190 мониторами, 2 комнатами для судей, 4 комнатами для тренеров и 4 командными раздевалками - по одной для двух команд-хозяев и по одной - для их оппонентов.

Стадион был открыт 30 мая 2005 года, когда клуб «Мюнхен 1860» вышел на поле против команды «Нюремберг». А на следующий день на «Аллианц Арены» «Бавария» играла против команды сборной Германии.

Первый гол в официальных встречах на новом стадионе принадлежит Оуэну Харгривсу, игроку «Баварии». Гол этот был забит 5 августа 2005 года в матче против команды «Боруссия». А уже через месяц, 9 сентября 2005 года, «Динамо» из Дрездена в игре с «Мюнхеном 1860» забивает первый гостевой гол на стадионе. А первый гол, который пропустила «Бавария» на «Аллианц Арене» был забит Мирославом Клозе 5 ноября 2005 года, когда «Бавария» встречалась с бременским «Вердером». Забит был гол уже на первой минуте игры - впрочем, это был единственный гол гостей: в этом матче «Бавария» победила со счетом 3:1. Второго июня 2005 года прошло первое дерби хозяев стадиона - тогда команда «Мюнхен 1860» одержала победу благодаря голу Пола Агостино.

Шесть матчей чемпионата мира по футболу 2006 года, в том числе и матч открытия, проходили именно на этом стадионе. Интересно, что во время этого чемпионата арена называлась «Стадион чемпионата мира ФИФА Мюнхен» (англ. «FIFA World Cup Stadium Munich») - в соответствии со спонсорской политикой ФИФА, а вместимость стадиона увеличилась до 79 541 зрителя.

Многие фанаты протестовали против правил, установленных на стадионе, называя эти правила «недружелюбными для фанатов». Например, зритель не мог прийти на матч с мегафоном или знаменем длиной более одного метра. Неудобство сидений и правила, наподобие этих, по словам болельщиков, угнетает их. Довольно большое ограждение и сетки безопасности также являются частыми объектами критики фанатов. В связи с тем, что особых изменений в ответ на жалобы не последовало, стадион иногда называют «Arroganz Arena» («Надменная Арена»).

Строительство «Аллианц Арены» обошлось в 340 млн евро - «Бавария» взяла кредит на 15 лет и планирует погасить его раньше срока. Еще около 210 млн евро власти города потратили на развитие области вокруг стадиона и улучшение инфраструктуры.

» и стала единственным владельцем стадиона.

«Альянц Арена»
Стадион УЕФА 4-й категории
Местоположение Мюнхен
Заложен 21 октября
Построен апрель
Открыт 30 мая
Стоимость постройки €340 млн
Архитектор Херцог и де Мойрон
Владелец Allianz Arena München Stadion GmbH
Вместимость 75 000
67 812 (на международных матчах)
Домашняя команда «Бавария »
Размеры поля 105 х 68
Сайт allianz-arena.de/en/
«Альянц Арена» на Викискладе

Технические характеристики стадиона

Стадион находится на севере района Мюнхена Швабинг-Фрайманн (нем. Schwabing-Freimann ), на территории Фрёттманингской пустоши (нем. Fröttmaninger Heide ). 16 января 2006 года власти одобрили расширение стадиона до 69 901 места для того, чтобы при отсутствии большого количества прессы на играх Бундеслиги и кубка Германии он вмещал 69 000 зрителей. На играх Лиги чемпионов , Кубка УЕФА , а также международных встречах вместимость осталась на уровне 66 тыс. зрителей. Все места на стадионе находятся под крышей.

«Альянц Арена» имеет 106 лож с 1374 местами. Кроме того, на стадионе есть 2 детских сада /группы продлённого дня, «Мир LEGO » и клубный магазин «Баварии » площадью 800 м². Всё это находится внутри стадиона, где также изначально располагались магазин атрибутики «Мюнхена 1860 » и выставочные места фирм Medion , Deutsche Telekom и Audi . На этом месте в мае открылся музей «Мир истории „Баварии “» . С внешней стороны к стадиону прилегают множество киосков для болельщиков. На территории в 6500 м² находится большое количество точек питания. Четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей , относящаяся к стадиону, является одной из самых больших парковок в Европе . Севернее и южнее арены есть ещё 350 парковочных мест, предназначенных для автобусов с болельщиками. Билеты продаются в общей сложности в 55 кассах стадиона.

С сезона 2006/2007 сектора 112 и 113 на играх лиги и кубка являются стоячими, лишь на международных играх согласно требованиям ФИФА и УЕФА на специальных балках устанавливаются кресла.

«Альянц Арену» из-за её формы часто называют «надувная лодка» (нем. Schlauchboot ), «автомобильная шина» (нем. Autoreifen ), «воздушная подушка» (нем. Luftkissen ).

Транспорт

Ввиду создания стадиона станции шестой линии мюнхенского метро (U6) «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning ) и «Мариенплац» (нем. Marienplatz ) были расширены. Станция «Фрёттманинг» была перемещена севернее, количество путей было увеличено с двух до четырёх, а также на северном конце остановки были построены дополнительные пешеходные мосты. Также было увеличено место стоянки поездов, чтобы обеспечить быстрый отток болельщиков после матча. Станция «Мариенплац» была оснащена дополнительными пешеходными туннелями, параллельными перрону. Автобан А9 был расширен до 6 или 8 полос, а также севернее арены появился въезд на автобан А99.

Стадион расположен в непосредственной близости от развязки «Мюнхен-Норд» (нем. München-Nord ) на автобанах А9 и А99, и относительно недалеко от развязки «Фельдмохинг» (нем. Feldmoching ) автобанов А99 и А92, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нему.

Финансовая сторона

Застройщиком и владельцем «Альянц Арены» является основанное в 2001 году предприятие «Allianz Arena München Stadion GmbH», которое на данный момент является 100 % дочерним предприятием финансового подразделения «Баварии ». Постройка стадиона осуществлялась австрийской строительной компанией «Alpine Holding». Коммерческим директором арены с 2004 года является Петер Керспе (до 13 июля вместе с Берндом Раухом). Изначально вышеупомянутое предприятие (а значит и стадион) находились в равном совладении финансовых отделений «Баварии» и «Мюнхена 1860». Арендная плата, которую сначала уплачивали оба клуба, шла на погашение долгов при строительстве. 27 апреля из-за финансовых проблем клуб «Мюнхен 1860» продал свою долю «Баварии» за 11 миллионов евро . С тех пор «Бавария» является единоличным владельцем «Альянц Арены». При составлении договора была предусмотрена опция обратного выкупа своей доли «Мюнхеном 1860» до 2010 года , но клуб отказался от неё в ноябре 2007 года .

Права на название стадиона имеет немецкая страховая компания «Allianz », которая приобрела их сроком на 30 лет взамен на спонсирование. Согласно уставу УЕФА , при проведении международных игр (игры сборных, Лиги чемпионов , Лиги Европы) в названии стадиона имя спонсора не должно упоминаться. Для таких случаев используются альтернативные имена «Арена чемпионата мира ФИФА в Мюнхене» или просто «Арена Мюнхен». Затраты лишь на постройку стадиона составили около 286 миллионов евро (общая стоимость составила 340 миллионов). Кроме того, потребовалось ещё 210 миллионов евро из муниципального бюджета для создания необходимой инфраструктуры вокруг арены.

История

Открытие

«Альянц Арена» была открыта 30 мая 2005 года товарищеским матчем между «Мюнхеном 1860» и «Нюрнбергом ». Первый официальный гол на арене забил игрок мюнхенского клуба Патрик Мильхраум. Игра закончилась со счётом 3:2 в пользу хозяев . На следующий день на стадионе прошла встреча между «Баварией» и немецкой сборной . Баварцы победили 4:2. На обеих играх был аншлаг, были проданы все 66 000 билетов. Первая игра Бундеслиги на «Альянц Арене» состоялась 5 августа , когда «Бавария» принимала «Боруссию » из Мёнхенгладбаха и выиграла со счётом 3:0.

Чемпионат мира по футболу 2006 года

«Альянц Арена» была одним из стадионов, на которых проводился чемпионат мира 2006 года . В течение мирового футбольного первенства стадион назывался «Стадион чемпионата мира ФИФА в Мюнхене». Специально к чемпионату мира со стадиона была демонтирована вывеска «Альянц Арена» и на его протяжении она украшала мюнхенский дом искусства . Затраты на демонтаж и перевозку составили около 150 тысяч евро .

Во время чемпионата мира по футболу 2006 года на стадионе состоялись следующие матчи:

Время местное

Дата Время Команда 1 Счёт Команда 2 Стадия Зрители
9 июня 2006 18:00 4:2 Коста-Рика Группа А (матч открытия) 69451
14 июня 2006 18:00 Тунис 2:2 Саудовская Аравия Группа Н 69451
18 июня 2006 18:00

Стадион появился в Мюнхене к Чемпионату мира по футболу-2006.

В начале 2000-х руководство немецких футбольных клубов «Бавария» и «Мюнхен-1860» приняло окончательное решение: дальше так жить нельзя! Болельщики обеих команд уже давно жаловались на невыносимые условия просмотра матчей любимых клубов. Стадион, который делили команды, построенный еще к Олимпийским играм 1972 года, несмотря на свои очевидные архитектурные достоинства, был лишь частично крытым. Зимой там было холодно, а весной—осенью зрителей периодически заливало дождем. К тому же футбольное поле от трибуны отделяли дорожки и прочие легкоатлетические сооружения, что существенно отдаляло от глаз разворачивавшееся перед ними спортивное действо и пропорционально этому снижало получаемое от него удовольствие. Последней каплей стал выбор Германии в качестве страны-хозяина Чемпионата мира по футболу-2006. Принимать турнир такого уровня на старом стадионе было признано позорным, а так как Германия является настоящим государством для народа, что бы там кто ни утверждал, мюнхенские футбольные боссы решили: новой арене быть. Так Европу и весь остальной мир осчастливили появлением одного из лучших и красивейших стадионов современности.

Первым постоянным стадионом и «Баварии», и «Мюнхена-1860» стал «Грюнвальдер Штадион», построенный в 1911 году и дважды с тех пор реконструированный (1959, 1979). Его трибуны ранее вмещали в среднем около 40 000 зрителей, большинству из которых приходилось стоять под открытым небом. На особо интересные матчи сюда набивалось более 50 тысяч болельщиков (рекорд 58 000). Стадион существует и в настоящий момент, используется для игр молодежных команд двух клубов. Его вместимость сократилась вдвое.

Новый крупный стадион для проведения легкоатлетических и футбольных соревнований в Мюнхене построили к Олимпийским играм 1972 года. Арена, спроектированная немецким архитектором Гюнтером Бенишем, запоминалась прежде всего благодаря придуманным инженером Фраем Отто гигантским перекрытиям-оболочкам из органического стекла и куполам, накрывающим часть трибун стадиона и некоторые участки Олимпийского парка, в котором он находился. Воздушность и прозрачность этих мюнхенских конструкций, похожих на паутину, специально противопоставлялись суровой тоталитарной монументальности Олимпиаштадиона в Берлине, возведенного при Гитлере в 1936 году. Проект Бениша-Отто должен был символизировать новую, демократическую, открытую миру Германию.

Как известно, знакомство планеты с новой Германией было несколько испорчено арабскими террористами из «Черного сентября». Это, впрочем, никак не помешало «Баварии» после окончания Олимпиады переехать на Олимпийский стадион («Мюнхен-1860» присоединился к ней только в 1995 году). Несмотря на свою для начала 1970-х инновационность, к концу 1990-х Олимпиаштадион объективно устарел. Прозрачные тонкие купола не могли обеспечить достаточной защиты от дождя и снега, часть трибун вовсе оставалась открытой; футбольное поле от зрителей отделяло широкое легкоатлетическое пространство; инфраструктура арены также перестала соответствовать запросам публики, все чаще приходящей на футбол семьями.

Идею строительства нового стадиона руководство обоих клубов вынашивало четыре с лишним года. Будучи впервые озвучена в марте 1997 года, она натолкнулась на непонимание городских властей Мюнхена, отказавшихся участвовать в финансировании проекта и предложивших вместо возведения новой реконструировать старую олимпийскую арену. Дебаты заинтересованных сторон закончились только в начале 2001 года после того, как Гюнтер Бениш, архитектор Олимпиаштадиона, запретил трогать свое творение. Руководству Мюнхена ничего не оставалось кроме как, скрепя сердце, согласиться на строительство стадиона «с нуля».

Первым делом для него выбрали участок в северной части города, и по европейскому обыкновению объявили архитектурный конкурс. Согласно его условиям, арена должна была вмещать 66 тысяч зрителей и на случай осадков иметь выдвижную крышу. В общей сложности в финальном раунде творческого соревнования участвовало 8 проектов. Вот некоторые из них:

Предложение американского архитектора Питера Эйзенмана и компании Populous, мирового лидера в проектировании спортивных сооружений.

Вариант дортмундского бюро Gerber Architekten.

Фирма Murphy/Jahn из Чикаго.

Но победил в конкурсе проект известнейших швейцарских архитекторов, лауреатов Притцкеровской премии Жака Херцога и Пьера де Мёрона, как обычно предложивших для реализации эффектный художественный образ. Последний создавался с использованием ультрасовременных, практически экспериментальных материалов.

Проект Херцога-де Мёрона предполагал строительство футбольной арены на специальном длинном стилобате. Внутри стилобата размещался автомобильный паркинг для зрителей, а его крыша использовалась в качестве пешеходной эспланады, ведущей от ближайшей станции «городской электрички» к главному входу в стадион. На скриншоте из «Гуглоземли» железнодорожная станция белеет в левом нижнем углу, «Алльянц-Арена» расположилась вверху, и их объединяет как раз паркинг-эспланада с волнообразными пешеходными дорожками.

Предложенное швейцарцами решение позволило практически полностью отказаться от плоскостных автостоянок.

Эспланада-паркинг в процессе строительства. Задание на проектирование требовало создания по крайней мере 12 000 парковочных мест и было практически выполнено. 9800 автомобилей могут разместиться в четырехэтажном паркинге, еще 1200 штук на двух подземных уровнях непосредственно под стадионом. 350 мест для автобусов зарезервированы на двух стоянках на поверхности. Там же могут оставить свое средство передвижения и 130 уважающих спорт инвалидов.

Паркинг встроен в перепад рельефа и имеет криволинейную форму.

Собственно футбольная арена, благодаря своему своеобразному внешнему виду, получила у благодарных зрителей прозвища «надувная лодка» и «летающая тарелка».

Структурно стадион состоит из 8 секций: четырех угловых и четырех средних.

Каждая средняя секция состоит из 10 расположенных параллельно друг другу железобетонных рам и центрального ядра с лестницами. Колонны, образующие рамы, гасят вертикальные и горизонтальные колебания. Последние вызываются периодически случающимся неравномерным распределением зрителей на трибунах и, соответственно, неравномерной нагрузкой на каркас стадиона.

Крыша арены образована десятками длиннопролетных стальных консольных балок.

В общей сложности на строительство стадиона, продолжавшееся с 2002 по 2005 годы, ушло 120 000 куб. м бетона и 22 000 тонн стали. Еще 85 000 кубометров и 14 000 тонн ушли на возведение паркинга-эспланады. Бюджет проекта, изначально составлявший 286 млн евро, в конечном итоге вырос до 340 млн. Дополнительные 210 млн евро власти Мюнхена и Баварии потратили на улучшение окрестной инфраструктуры. Какую-то часть этих денег совершенно привычным для нас способом разворовали, но в конечном итоге зло было жесточайше наказано: за строительные аферы президента футбольного клуба «Мюнхен-1860» Карла-Хайнца Вильдмозера под улюлюканье общественности посадили в тюрьму.

Права на название для арены на 30 ближайших лет были куплены за миллионы евроденег немецким страховым гигантом Allianz. Сейчас стадион называется Allianz Arena, однако во время проведения там международных футбольных матчей (чемпионат мира-2006, игры еврокубков) из-за чудовищной жадности ФИФА и УЕФА переименовывается во что-нибудь нейтральное: типа Fußball-Arena München.

Изначально Allianz Arena на паритетных правах принадлежала обоим мюнхенским футбольным клубам, но из-за финансовых проблем «Мюнхена-1860», вызванных в том числе жуликоватостью и вороватостью его президента, эта команда была вынуждена продать свою долю в спорткомплексе. В настоящий момент единственным его владельцем является «Бавария».

Как и требовалось по условиям архитектурного конкурса, арена может с удобством вместить 66 000 зрителей (включая 2000 на местах повышенной комфортности), 400 журналистов, 165 инвалидов и 174 человека со знаком качества в люксовых ложах. Более того, на стадионе предусмотрена возможность трансформации нижних угловых секций (более 10 000 мест для сидения) в популярные в Германии стоячие места. Это позволяет увеличить вместимость стадиона более чем на 3000 человек и довести общее возможное количество зрителей до 69 901.

Сиденья Allianz Arena. Продолжительное рассматривание этой фотографии может вогнать вас в транс.

В подтрибунных помещениях расположились 4 командные раздевалки (2 для «домашних» клубов и 2 гостевые), 4 раздевалки для тренеров, 2 — для судей и делегатов матча, 2 тренажерных зала, 2 магазина по продаже сувенирной атрибутики, несколько ресторанов и бесчисленные точки по продаже фаст-фуда, в общей сложности 550 туалетных кабинок (это самое важное), пресс-клуб, микст-зона, административные помещения и конференц-залы, 54 кассы и даже целый детский сад, где можно избавиться от собственных детей, чтобы получить настоящее удовольствие от футбольного матча.

Болельщиков обслуживает 28 киосков по продаже еды и напитков. В среднем за 4,5 часа работы в день матча они продают до 20 000 настоящих баварских сосисок, 15 000 порций безалкогольных прохладительных напитков и, что самое главное, 40 000 бокалов вкусного пива.

В местном парке развлечений имеется даже объемный лего-макет стадиона, где все желающие могут подробно рассмотреть его устройство.

Самой же эффектной чертой в художественном образе арены являются ее фасады, облицованные специальными ромбовидными воздушными подушками.Подушки изготовлены из специального ультратонкого полимерного материала ETFE (этилен тетрафлуоро-этилена). Он не только эстетически приятно выглядит, но и вполне надежно защищает внутренности арены от дождя и снега, будучи к тому же пожароустойчивым.

Всего для Allianz Arena понадобилось 2784 таких панели общей площадью более 60 000 кв. м. Материал, из которого изготовлена облицовка, — полупрозрачный, что сделало возможной уникальную систему подсветки стадиона. Каждая воздушная подушка оборудована четырьмя светильниками. 3,5-метровый корпус светильника содержит шесть люминесцентных ламп (58 Вт) и позволяет освещать внешнюю поверхность арены тремя цветами: белым, красным и синим. На схеме светильники обозначены цифрой 3.

Белый цвет используется для матчей сборных и других международных соревнований, красным арена освещается в дни игр «Баварии», синим — «Мюнхена-1860».

Возможна и двухцветная подсветка.

Интенсивность освещения также регулируется. К сожалению, серьезной недоработкой архитекторов является то, что они не предусмотрели возможность использования фасадов стадиона для размещения объявлений о важности автономных пожарных извещателей, демонстрации государственного флага ФРГ или психоделических узоров, успокаивающих баварский электорат и внушающих ему мысли о сильной и процветающей Германии.

Ярко освещенная Allianz Arena — вероятно, один из самых узнаваемых сейчас стадионов мира.

Вся история баварской архитектуры в одном кадре: старейшая церковь Мюнхена Хайлиг-Кройц-Кирхе (начало XIII века) и Allianz Arena (начало XXI века). Здания разделяет 300 метров и 800 лет.

    Стадион | Общеспортивная тематика

    Футбольный стадион на севере Мюнхена, Германия.

    Вместимость: изменилась с 66 000 до 69 901 место из них 13 769 стоячих мест, 2152 бизнес-мест, 106 vip лож, 1374 места в ВИП-ложах и 165 мест для инвалидов с колясками. Нижний ярус вмещает 20 000 мест, средний 24 000 мест, верхний 22 тысячи мест, 400 мест для прессы. На нижнем ярусе 10 400 мест сидячих могут становиться стоячими местами, что увеличивает общую вместимость стадиона. Каждое сидение имеет логотип стадиона Allianz Arena.

    Стоимость стадиона: 340 миллионов евро.

    Кто играет: С сезона 2005/06 свои домашние игры на Allianz Arena проводят два мюнхенских клуба: «Бавария» и «Мюнхен 1860». Кроме того, на стадионе проводились матчи чемпионата мира 2006 года и финал Лиги Чемпионов 2011/12. Изначально арена находилась в совладении обоих клубов, но затем «Бавария» приобрела долю «Мюнхена 1860» и стала единственным владельцем стадиона.

    Кто владеет: Изначально арена находилась в совладении обоих клубов, но затем «Бавария» приобрела долю «Мюнхена 1860» и стала единственным владельцем стадиона.

    Технические характеристики стадиона: Стадион находится на севере района Мюнхена Швабинг-Фрайманн (Schwabing-Freimann), на территории Фрёттманингской пустоши. Все места на стадионе находятся под крышей. Конкурс на проектирование выиграло швейцарское архитекторское бюро «Херцог и де Мёрон». Они разработали план стадиона, похожего на «Санкт-Якоб Парк» в Базеле - стадиона с прозрачной оболочкой из этилфлуорэтиленовой плёнки, которую можно будет подсвечивать изнутри и которая будет самоочищаться. Постройка арены началась осенью 2002, фундамент был заложен 21 октября. В конце апреля 2005 строительные работы завершились. С сезона 2006/2007 сектора 112 и 113 на играх лиги и кубка являются стоячими, лишь на международных играх согласно требованиям ФИФА и УЕФА на специальных балках устанавливаются кресла.


    Фасад и крыша состоят из 2760 подушек, которые надуваются сухим воздухом, давление в них равно 3,5 гПА. Толщина этилфлуорэтилена, из которого состоят подушки - 0,2 мм. Каждая подушка в отдельности может освещаться красным, синим и белым цветами и их оттенками. Когда на стадионе свой матч проводит одна из домашних команд, он освещается её цветом (для «Баварии» это красный, для «Мюнхена 1860» - синий), а если на арене играет сборная Германии, то подушки освещаются белым. Стоимость освещения составляет приблизительно 50 € в час. Это освещение настолько сильное, что ясными ночами Allianz Arena хорошо видно с вершин австрийских гор, т.е. с расстояния примерно в 75 км. Под крышей установлены шторки, которые во время игры могут быть закрыты для защиты от солнечного света.

    Есть четыре раздевалки для команд (по одному на двух хозяев и их противников), четыре комнаты для тренеров и две раздевалки для судей. Две зоны, где спортсмены могут разогреться и размяться (около 110 м ² каждый). Есть также 550 туалетов и 190 мониторов на арене.

    С юга к арене прилегает парк-эспланада длиной в 543 м и шириной в 136 м. По его слегка искривлённым дорожкам зрители могут добраться от станции метро «Фрёттманинг» и парковки до стадиона.


    По данным полиции из-за изначально постоянной смены цветов освещения арены среднее количество аварий увеличилось на 10 в день . Поэтому менять цвет освещения можно только по вечерам и только каждые полчаса (а также запрещены комбинации подсветки вроде красно-синей или сине-белой).

    Для инвалидов, как и написано выше, есть 165 мест на стадионе, 130 парковочных мест на 3-ем уровне паркинга P1, наиболее близкие парковочные места к арене. Чтобы попасть на арену, маломобильные группы населения могут использовать специальные подъемники на лестницах, а также лифты, также курируют специальные автобусы, или могут непосредственно добраться на шаттле. На арене расположено 330 премиум-мест для колясочников и сопровождающих по периметру всей арены на первом ярусе.

    Транспорт: Ввиду создания стадиона станции шестой линии мюнхенского метро (U6) «Фрёттманинг» и «Мариенплац » были расширены. Станция «Фрёттманинг» была перемещена севернее, количество путей было увеличено с двух до четырёх, а также на северном конце остановки были построены дополнительные пешеходные мосты. Также было увеличено место стоянки поездов, чтобы обеспечить быстрый отток болельщиков после матча. Станция «Мариенплац» была оснащена дополнительными пешеходными туннелями, параллельными перрону. Автобан А9 был расширен до 6 или 8 полос, а также севернее арены появился въезд на автобан А99.

    Стадион расположен в непосредственной близости от развязки «Мюнхен-Норд на автобанах А9 и А99, и относительно недалеко от развязки «Фельдмохинг» автобанов А99 и А92, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нему.

    Финансы: Застройщиком и владельцем Allianz Arena является основанное в 2001 году предприятие «Allianz Arena München Stadion GmbH», которое на данный момент является 100%-ым дочерним предприятием финансового подразделения «Баварии». Постройка стадиона осуществлялась австрийской строительной компанией «Alpine Holding». Изначально вышеупомянутое предприятие (а значит и стадион) находились в равном совладении финансовых отделений «Баварии» и «Мюнхена 1860». Арендная плата, которую сначала уплачивали оба клуба, шла на погашение долгов при строительстве. 27 апреля 2006 из-за финансовых проблем клуб «Мюнхен 1860» продал свою долю «Баварии» за 11 миллионов евро. С тех пор «Бавария» является единоличным владельцем Allianz Arena . При составлении договора была предусмотрена опция обратного выкупа своей доли «Мюнхеном 1860» до 2010 года, но клуб отказался от неё в ноябре 2007.

    Права на название стадиона имеет немецкая страховая компания « Allianz », которая приобрела их сроком на 30 лет взамен на спонсирование (8 млн долларов в год). Согласно уставу УЕФА, при проведении международных игр (игры сборных, Лиги Чемпионов, Лиги Европы) в названии стадиона имя спонсора не должно упоминаться. Для таких случаев используются альтернативные имена «Арена чемпионата мира ФИФА в Мюнхене» или просто «Арена Мюнхен».

    Брендинг Allianz и снаружи арены:

      Логотип «Allianz Arena» на северной и южной сторонах фасада:

      12 белых и синих иллюминированных букв, каждая весом от 250 до 500 кг

      Состав: сталь, жесть, алюминий, прозрачный пластик

      Крупнейший в Европе ЖК-экран (100.000 независимых светодиодов)

    Внутри стадиона:

      Логотипы на ЖК и ТВ панелях вокруг поля

      Логотипы на верхнем ряду

      Логотипы «Allianz Arena» на входах на секторы

      Логотипы «Allianz Arena» на секторах, пресс-ложе и VIP-ложе


    Затраты лишь на постройку стадиона составили около 286 миллионов евро (общая стоимость составила 340 миллионов ). Кроме того, потребовалось ещё 210 миллионов евро из муниципального бюджета для создания необходимой инфраструктуры вокруг арены. Тем не менее, оплата кредитов протекает быстрее, чем ожидалось. Предполагается, что долги будут погашены к 2018 году, т.е. на 10 лет раньше, чем планировалось.

    Мероприятия: Принимал у себя Чемпионат Мира 2006 году, Финал Лиги Чемпионов в 2012 году. В сезон арену посещают около 2 млн зрителей, примерно 67, 555 на каждый матч. Всего проводится 27 матчей за сезон. Из неспортивных мероприятий на стадионе проводятся конференции, мастер-классы, корпоративные мероприятий и многое другое. Специально с чемпионату миру стадион приобрел три новых цвета.


    Коммерческие составляющие стадиона: На стадионе есть 3 детских сада/группы продлённого дня, «Мир LEGO», два магазина для фанатов: клубный магазин «Баварии» площадью 800 м2 и фаншоп «Мюнхена 1860». выставочные места фирм «Medion», «Telekom» и «Audi». 29 мая 2012 открылся музей и тематический парк «Мир истории «Баварии»», площадь которого составляет 3000 м2.

    В музее расположились 2606 экспонатов и 500 фотографий 112 летней истории немецкого клуба: 21 копия трофеев, которые были вручены клубу, 15 копий Кубка Германии и 4 европейских титула. Перед тем, как открыть музей, клуб разместил информацию на сайте для болельщиков, которые могли сделать свой вклад и прислать предметы (футболки, обувь, мячи, трофеи и т.д.) в музей. Видео с открытия музей можно посмотреть на fcb.tv (У клуба есть свой канал fcb.tv, который стоит от 12 евро за 3 месяца для просмотра видео роликов).

    С внешней и внутренней стороны к стадиону находятся множество киосков для болельщиков. На территории стадиона площадью в 6500 м² находится большое количество точек питания:

      28 киосков

      2 ресторана-бара для болельщиков (на северной и южной трибунах), каждый для 1000 гостей

      Арена Бистро

      Ресторан Arena a la Carte для 400 гостей

      Бизнес Клуб для 2200 гостей


    Управление питанием находится на аутсорсинге у компании Arena One.

    Четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей , относящаяся к стадиону, является одной из самых больших парковок в Европе. Севернее и южнее арены есть ещё 350 парковочных мест, предназначенных для автобусов с болельщиками. Билеты продаются в общей сложности в 54 кассах стадиона. Вокруг стадиона находится множество ресторанов и фаст-фудов.

    У стадиона есть свой сайт, на котором представлены все услуги арены :

      Интернет магазин (которые имеет товары официального магазина арены, расположенного на 3 этаже). Наиболее популярными товарами являются подушка для сиденья (9 евро), уточки для ванны трех видов "Arena", "Munchen" и "October festival" (4,5 евро), футбольная ручка (за 1,5 евро), рюкзак (22 евро). В магазине можно приобрести все: от футбольных мячей до миниатюрной версии стадиона.


      Интернет магазин с атрибутикой (он также находится на стадионе) содержит аксессуары и одежду для мужчин, женщин и детей;


      Карта «Арена» - единая карта всего стадиона. The ArenaCard может использоваться для всех покупок на стадионе, а наличные принимаются только в магазинах на 2 уровне и в ресторане the Arena a la Carte на 3 уровне. При покупке карты на ней есть 10 евро. Пополнить карты можно на стадионе в автоматах (6 автоматов) или в точке продаж карты. Карта также может быть входным билетом на сезон (абонемент). Остаток на карте можно получить деньгами или перевести на другую карту;


      Экскурсии по стадиону могут быть разного уровня: детские, для болельщиков, для инвалидов и vip (проходит на немецком и английском языках, 70-75 минут): фан-тур включает в себя просмотр видео ролика, выход на трибуны, и осмотр эти ВИП-помещений, баров и ресторанов, пресс-центров и рабочих помещений, раздевалок клуба, медицинского центра. В завершение экскурсии (она длится около 70 минут) желающие фотографируются на фоне большого постера Allianz Arena. За дополнительную плату. Группа состоит из 11-25 человек. Цена билета за взрослого составляет 10 евро, льготные билеты 9 евро, детский билет (от 4-12 лет) 6,50 евро, семейный билет 29 евро (родители с ребенком), школьная/детсадовская группа – 182 евро. За отдельную плату можно побить по игрушечным воротам за 3,5 евро;


      Парковка (стоимость парковки во время матча составляет 10 евро);

      Кейтеринг (Arena Bistro) и мероприятия в ресторанах, ложах (конференции, праздники, особые мероприятия Davidoff Lounges (сигарный клуб) – отдан на аутсорсинг компании Arena One (все функции гостеприимства);

      Бары (2 штуки для 1300 посетителей): Hacker Pschorr bar (у северной трибуны) and the Paulaner supporters’ bar;

      Киоски быстрого питания (28 киосков на 2 и 6 уровнях);

      Билеты и особенно VIP ложи (забронированы до 2015 года) и бизнес ложи.


    Источники Википедия, официальный сайт Allianz Arena, официальный сайт Allianz



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы