Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бои на соловьевой переправе. Новые чудеса изборска



Больше всего во всей этой истории поразило меня, признаться, очередное чудесное природное явление у Священного холма. Речи, приношение земель, даже освящение нашей часовни - все отступает пред явным и видимым проявлением благоволения Божия к нам, грешным и окаянным человекам. В тот день, 8 сентября, накануне начала торжеств над Холмом начали собираться тучи. Их становилось все больше и больше, они сгущались и темнели, образуя черно-фиолетовую стену - грозную и устрашающую. Она была размером в полнеба и как бы разделяла небосвод на две стороны: с одной, что на стороне народа и креста сияла небесная лазурь и светило солнце, с другой, что сразу за холмом в сторону Изборска, - мрак и кромешная тьма. Что это было, словами не описать. Наверное, некий знак, образ, указание и назидание свыше. Знак того, что Господь «всегда близ есть», и это Его длань почти два земных часа удерживала ярость стихии, готовую обрушиться чудовищным ливнем и градом на головы собравшихся верных Ему людей.

Второе чудо это состоявшееся тогда же освящение часовни Державной Божией Матери - белоснежной красавицы, словно бы склоняющей свою златую главу к суровой Голгофе. От сего дня Священный холм стал цельным, подлинно церковным. Завершились труды благоустроителей часовни - А.А. Проханова, Л.Г. Тевосяна и «Переправы». Сбылась наша общая мечта: митрополит Псковский и Великолукский Евсевий провел чин освящения, как когда-то пять лет назад он благословил и освятил возведение самого Священного холма.

Третье чудо - дивное и необъяснимое совпадение наших с А. Прохановым пятилетней давности поисков места под Холм и того, теперь уже непреложного факта, что празднование 1150-летия российской государственности, на котором присутствовали власти церковные, федеральные и областные, прошло именно здесь, на поле «сшибки», в самом, что ни на есть, корне Русского Мира. Кто скажет, что это не чудо?! Ведь место это было выбрано нами «случайно». В тот день в апреле 2007 года мы, объездив всю Псковскую область, так ничего и не подыскали, но, возвращаясь из Печор, решили развернуться около Изборска. Машина наша ни с того ни с сего заглохла и стала прямо поперек федеральной трассы Псков - Печоры. Из сплошных облаков вынырнул яркий луч солнца и указал на груду валунов в ста метрах от трассы, по направлению к башням Изборска - будущий Священный холм, мемориал Русскому Духу, место приношения земель русских как мощей нашего многострадального этноса, генератор Русской памяти и Русской победы. И вот теперь, 8 сентября 2012 года к Холму приносятся новые земли. Это земли от стен славных русских крепостей, доставленные из разных уголков нашей необъятной Родины.

Наверное, созыв Изборского клуба можно было бы признать четвертым чудом в этом ряду. Хотя бы потому - об этом мало, кто знает, - что идея его создания возникла у А. Проханова буквально за месяц до первого «слета» этого клуба в Изборске. Здесь тоже присутствует нечто загадочное, метафизически необъяснимое, с трудом умещающееся в рамки рациональных воззрений. Что-то схожее с самих Священным холмом, с нашей часовней, воздвигнутой всего за четыре летних месяца, с любыми действительно важными делами человеков, совершаемыми, как правило, по наитию, по вдохновению, без всяких уговоров или скрупулезных расчетов. Без денег, наконец, или почти совсем без денег, ибо правы древние мудрецы, знавшие, что деньгами нельзя сделать ни одного действительно великого дела.

И в свете сказанного - не знаю, согласятся ли со мной наши читатели, - едва ли случайным становится тот факт, что символом новорожденного Изборского клуба стал аист, летящий на фоне Труворова креста - креста, с одной стороны, языческого, а с другой - положившего начало христианской Руси.

Ехать из Санкт-Петербурга - порядка 300 км, в Псковскую область . Довольно далеко, поэтому рекомендую позаботиться о ночлеге. Переночевать можно в гостевом домике Изборской крепости или в одной из гостиниц города Пскова . В любом случае надо забронировать номер заранее. Летом свободных мест может не оказаться.

Самый предпочтительный способ передвижения для этого маршрута – личное авто. Только так вы успеете осмотреть все достопримечательности Изборской крепости и Мальской долины без суеты. Да еще и в Печорский монастырь заглянуть успеете. Ехать надо по Киевскому шоссе до города Псков а. Далее – по Рижскому шоссе .

Машину можно бросить на подъезде к крепости, или на одной из улочек Старого Изборска .

Неплохой вариант – это ехать в составе группы на экскурсионном автобусе. Вы будете немного ограничены в свободе передвижений, но основные достопримечательности вам обязательно покажут.
Если вы глубоко православный, то можете поехать с паломниками. Есть специализированные паломничьи туры, в том числе и Псков-Изборск-Печоры. Программа будет несколько специфичной: молебен во Пскове , осмотр Изборской крепости , поездка в Печорский монастырь . Женщинам обязательна спецодежда - юбка и платок.

Общественным транспортом добираться тяжело. Но вполне реально. Только ехать надо пораньше с утра. До Пскова можно доехать на поезде или рейсовом автобусе. От Пскова до Изборска с Псковского автовокзала ходит автобус на Старый Изборск и Печоры (через Старый Изборск ). Придется очень четко спланировать маршрут, чтобы состыковаться со всеми автобусами/поездами. При удачном раскладе еще и пара часов на Псков останется.

Недавно на портале «Переправы» мы вскользь упомянули об этой инициативе писателя А. Проханова. Тогда это были лишь частные разговоры, наброски, заготовки. Теперь - вполне реальный и, более того, поддержанный Кремлем проект. Он получил название «Изборский». Реальность его подтверждает тот факт, что 7-8 сентября в дни празднований 1150-летия российской государственности в Изборске состоится первая учредительная встреча Экспертного центра «Изборского проекта».

А. Проханов так характеризует его суть:



«Сегодня российская государственность подвергается мощной идеологической атаке. Против России применяется «организационное оружие», действие которого направлено на подрыв базовых государственных, культурных и религиозных институтов, на разрушение традиционных ценностей российского общества. Скоординированной информационной атаке подвергнуты Президент, правоохранительные органы, Православная Церковь.

Эффективно противостоять «оранжевому», по своей сути, вызову с помощью традиционных PR-инструментов, финансовых вливаний или правового преследования сегодня не удается.

Необходим ассиметричный ответ в плоскости идеологии, информационной повестки через консолидацию разрозненной интеллектуальной патриотической элиты: государственно, научной, общественной, религиозной.

Представляется крайне востребованным именно сегодня создание идеологического и интеллектуального Центра, который на своей площадке объединил бы государственников, не только экспертов и политологов, но и представителей власти, оборонной промышленности, общественных деятелей, журналистов, духовенства.

…Этот Экспертный центр (далее ЭЦ) в своей деятельности должен совмещать функции идеологического генератора, «фабрики мысли», наподобие корпорации «Рэнд», и координатора информационно-смыслового сопровождения строительства Евразийского союза, других государственных проектов.

…Членами ЭЦ могут быть авторитетные представители различных профессиональных сообществ, политические, общественные и государственные деятели, разделяющие идею сильного государства, цивилизационного своеобразия и независимости России, готовые принимать участие в разработке общих тем, задач и проектов ЭЦ.

Оптимальным местом дислокации такого ЭЦ мог бы стать Псков, как древнейший центр Русской государственности, значение которого на каждом этапе русской политической истории было знаковым. В дальнейшем возможен перевод ЭЦ «Изборский проект» в статус Некоммерческого партнерства».

Пока трудно говорить что-то определенное о будущем «Изборского проекта» - кому из нас ведомо будущее? Ясно одно: национально-патриотической мысли нужна рабочая площадка для самовыражения, причем не просто в режиме «Гайд-парка», но как лаборатория для выработки и донесения до самого верха государственно значимых оценок и предложений. Это раз.

Два - либеральное крыло в России такую площадку уже имеет (т.н. Валдайский клуб), и регулярно, на высшем государственном уровне презентует свои «настоятельные рекомендации», воздействуя на умонастроения Кремля и курс государства. В этом контексте создание Валдайскому клубу некоего противовеса - задача более чем актуальная. Сдержки и противовесы в любом случае полезны.

«Переправа» не останется в стороне от «Изборского проекта». Наша делегация приглашена участвовать и в творческой (прения), и в торжественной, у Священного холма, части Изборской встречи. Компания соберется весьма представительная: в члены ЭЦ уже включены Н. Нарочницкая, С. Кургинян, М. Шевченко, А. Дугин, Н. Стариков, В. Третьяков, В. Шаманов, В. Мединский, Д. Рогозин и другие.

October 26th, 2017 , 04:51 pm

Изборск - деревня в Печорском районе Псковской области в 300 километрах от Санкт-Петербурга с населением менее тысячи человек. Один из древнейших русских городов.

И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ


Заселившись в гостиницу мы не теряя времени идём проникаться духом истории, культуры и единения с природой.


Направления. До этих ваших европ отсюда по прямой километров пятнадцать.


Главная улица - Печорская.

Десять лет назад тут была унылая заброшенность. Сейчас сюда активно вбухивают деньги (кого-то уже даже посадили), унылость пропала и Изборск начинает превращаться в большой музей. Но при этом неуловимо теряется его аутентичность. Спешите видеть красоту, пока её не выплеснули в борьбе за освоение бюджетов в реализации перспективных туристических проектов.


Традиционный крестьянский дом 1930-х годов. В то время (с 1920 по 1945 год) Изборск был частью Эстонии.


Двор усадьбы аптекаря Р. Я. Рейна (1925).


Дома усадьбы купца Анисимова (1902), музей: картины, археология, этнография и т.п.
Тут начинается туристическая часть Изборска с разнообразными музеями, лавками и новодельной булыжной мостовой. И модными фонарями.

вид назад:


Слева дом купца Шведова с экспозицией о купеческом быте и местном малочисленном народе сето. Справа усадьба купца Белянина (1895) с историко-краеведческой экспозицией. Каменные заборы с большими арочными воротами (а также каменные сараи) - фишка архитектуры Изборска. На дальнем плане трейлеры киношников.


Долго ли коротко ли, вышли мы к крепости.


Тематические сувениры.


Радуга. Руины башни Плоской, собор, главные ворота, Колокольная башня.

церковь Сергия Радонежского и Никандра (вторая пол. 18 века) напротив крепостных ворот:


Как мини-крепость.


На территории церкви старое кладбище. Справа средневековые каменные кресты (они в Изборске встречаются повсюду).


Можно попробовать прочесть монограммы: сверху ЧРЬ (царь) в середине IС (Иисус) и ХСЪ (Христос), в центре крест, снизу вероятно написано NIСА (Ника). Надпись эта стандартная, и говорит нам, что Иисус Христос - это Победитель.


А вот и он сам в иконостасе.


Атмосферно.


Заходим в крепость через Никольские ворота.


Никольский собор (первая половина 14 века с колокольней 1849 года).

внутри:


Инфографика о радостях загробного мира.

Кроме собора в крепости есть пара деревянных домиков и садово-парковый антураж: деревья, скамейки и тропинки. Главный интерес представляет башня Луковка на которой расположена обзорная площадка. Виды с неё на окрестности:


Внутренняя территория крепости. На заднем плане башня Темнушка.


На восток - дома по улице Веровской и мост через реку Смолку.


На севере выглядывает Городищенское озеро.


Северная стена крепости с захабом, квадратная башня и часовня, дома по улице Валгавской.


Луковка. Почему-то расположена не снаружи крепости, а внутри её. Кроме обзорной площадки на башне можно забраться на стену около неё, залезть в пороховой погреб под ней или посмотреть на стоящие рядом телеги и катапульты.

или сфотаться с котом:


Погода никак не могла определиться - то лил дождь, то начинало ярко светить солнце. А мы пошли смотреть на крепость снаружи.


Башня Рябиновка.

за ней башня Вышка:


Она, соответственно, самая высокая - 19 метров. На этом направлении наступал враг - Ливонский орден.


Квадратная Талавская - это последняя седьмая башня. За ней начинается обрыв.


Могучая Вышка.

а в паре метров от неё за забором кипит сельская жизнь:


Часовня Корсунской Божией Матери (1931). Считается, что она построена на месте средневековой братской могилы защитников крепости.


Вид от часовни на северную стену и Луковку.


Снова радуга.


Изборская крепость на Жеравьей горе была построена в начале 14 века для защиты западных рубежей Псковской земли. Более 600 метров стен высотой до 10 метров и шириной до 4-ёх. Активно принимала участие в обороне Руси от западного влияния, пока в начале 18 века в процессе прорубания окна в Европу Петром крепость не оказалась в глубоком тылу потеряв военное значение.

Недалеко от крепости у берега Городищенского озера расположено местное чудо чудное и диво дивное - Словенские ключи.


Вдоль тропинки, спускающейся через деревья к озеру, бьют один за один источники - около двенадцати штук.


Ключи являются памятником природы и православными святынями с "легендарной целительной силой". К ним не зарастает народная тропа - особо впечатлительные гражданки готовы в исступлении распихивать локтями окружающих, дабы вкусить святой воды (что не одобряется Роспотребнадзором).


Источники собираются в один большой ручей

Который впадает в озеро:


Тут организован причал для лебедей.


Лебеди практически ручные, едят с рук.


Поднимаемся на высокий берег озера. Это местность является памятником природы Псковской области "Изборско-Мальская долина". Ценный в экологическом, научном и культурно-эстетическом отношениях природный объект, с уникальным природно-ландшафтным комплексом, обнажениями девонских коренных пород, древнеледниковыми формами рельефа, гидрологическими объектами (реки Сходница, Смолка, Обдех, озера Городищенское и Мальское), богатой и своеобразной растительностью, редкими видами растений и животных.


Радуга в третий раз.


Словенское поле. Широкая тропа ведёт к месту, где был расположен Древний Изборск - "Труворовому городищу". Деревья слева на холме - это современное кладбище.


Церковь Николы на городище (17 век). К ней надо подняться по крутому склону, оборудованному перилами.

Но самое интересное будет немного не доходя до церкви:


На углу современного кладбища лежат средневековые разбитые каменные кресты и каменные плиты с высеченными геометрическими узорами "вавилонами". Один крест стоит целый и невредимый.


Труворов крест. Его глянцевый внешний вид - это следы реставрации 2011 года, на самом деле ему больше полутысячи лет. Надписи на нём аналогичны надписям на кресте во дворе церкви Сергия Радонежского и Никандра (Царь Иисус Христос - Суперзвезда Ника). Кстати там же у церкви лежит камень с аналогичными квадратными "вавилонами". Смысл их до сих пор не расшифрован.


В крепости собор святого Николая, на городище его же, Николая Чудотворца, церковь. А тут могила Живого Николая.


Огромный, больше двух метров в высоту крест стоит у входа в древний покинутый город, в котором согласно мифам и легендам правил князь Трувор (соответственно за полтысячи лет до установки креста).


Поселение в этом месте образовалось с конца 7 века как племенной центр славян-кривичей. Развивалось в 8-9 веках торговлей и ремёслами. В 10-11 веке Изборск стал полноценным средневековым городом с центральным княжеским укреплением и ремесленным посадом вокруг него. С конца 11 века становится крепостью на западной границе Новгородско-Псковской земли. В то время в этом месте располагались городские ворота (это реконструкция).

В начале 14 века для эффективной обороны от назойливых рыцарей Ливонского ордена было решено построить новую более мощную крепость полкилометра южнее, и Изборск переехал отсюда на современное место. До наших дней на Трувором городище дожил только крепостной вал, на котором стоит информационный щит об археологических раскопках:


Вид на городище с вала. Слева овраг с ручьём, справа склон к озеру. Образовавшийся треугольный мыс отсекает вал, за ним сзади ров. Всё, что откопали археологи, закопано обратно до лучших времён.


От церкви и кладбища символично начинается туристическая "Тропа здоровья".


Тропа спускается с городища и холмами-оврагами петляет в ближайший лес. Правее остаётся сухое болото.


На маршруте есть пара мест для организованного привала в виде срубов. Неорганизованно отдыхать или даже рвать цветы запрещено - охранная зона.

Первая часть маршрута называется "Змеиная балка". Проверять обоснованность такого названия нам особо не хотелось, поэтому шли мы быстро, с тропы не сходили, в близлежащие кусты не всматривались.

вид назад на Труворово городище:


Межевой камень - древнее обозначение границы земельных владений.


Под ногами очень влажно, и что-то постоянно похрустывает. Как оказалось - улитки.


Через километр от Змеиной доходим до Мельничной балки. Тут течёт достаточно бурный Мельничный ручей, на котором раньше стояло несколько мельниц. Указатель говорит нам, что дальше будет туф.


Крепкий мост.


Останки мельницы.

запчасть:


Развилка: направо бодрая тропинка уходит в деревню Брод, а налево обещают Кипун.


Тропа налево выглядит более интригующе, пойдём туда.

Примерно через полкилометра скачек по грязи в сгущающихся сумерках мы выходим на месторождение известнякового туфа - пористой горной породы, основного здешнего стройматериала. Преодолев по нему достаточно непростой (очень скользко) подъём, выходим из леса в поле:


Направо тропа уходит в деревню Малы и к Мальскому озеру (километра полтора).

прямо деревня Конечки и закат:


Эврика! Почти незаметная малопролазная боковая тропка привела в нужное место.

Уже совсем темно, поэтому только так:


Вода бьёт сквозь туфовые породы, вымывает песок и создаёт визуальное ощущение кипения.
До войны батюшка из Малов ходил освящать его, вода считалась целебной для глаз. Знающие люди советовали совершить следующий обряд - 3 дня до восхода солнца надо приходить к роднику и окунать в него в лицо с открытыми глазами.
Как эти православные язычники вообще выживают с их обрядами - не представляю.

Кипун оборудован скамейкой, поэтому мы смогли наконец сделать привал, попить чай и подумать как добираться назад в Изборск.


О слава вам, мудрейшие, кто изобрёл фонарик в мобильном телефоне.


Проходим под городищем и кладбищем. Силуэт церкви на фоне западного предночного неба. Сверху напрягают какие-то непонятные звуки, или это уже воображение начинает подыгрывать.


У поворота на Словенские ключи в помойке роется кот - домашний, с ошейником. Тут хоть всё также кромешно темно, но уже встречаются прохожие туристы.


Часовня у крепости. Мы почти пришли.


Киношники всё снимают, хотя уже девять вечера.


Хорошо, что ресторан в гостинице работает до одиннадцати - отдохнём по-человечески.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире