Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь: монастырь-мученик, монастырь-труженик. Далматовский успенский монастырь Далматовский мужской монастырь

Россия Город Далматово , ул. Советская, 194 Конфессия православная церковь Епархия Шадринская Тип общежитный Основатель преподобный Далмат Первое упоминание 1644 год Дата основания Известные обитатели Исаак (Мокринский) Настоятель Варнава (Аверьянов) Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 451520075170006 (ЕГРОКН). Объект № 4510395000 (БД Викигида) Состояние действующий, восстанавливается Сайт dalmate.ru Медиафайлы на Викискладе

Юго-восточная башня, в советское время наклонилась

Красный бастион

Красный бастион и западная башня)

Западные ворота

Восточные ворота

Успенский собор
(Сергей Прокудин-Горский, 1912 год)

Успенский собор

Далма́товский Успе́нский монасты́рь - православный мужской монастырь , расположенный на левом берегу реки Исети , при впадении в неё Течи , находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии) и принадлежит Шадринской епархии . Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения - Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи - являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения .

История

Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода , ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь , стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин , основатель города Кургана , который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования . По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы , принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».

В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.

В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке) , притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.

В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.

В 1696 году у монастыря было людей: службников - 31, детёнышей - 9, крестьян, их детей, братьев, племянников - 145, бобылей - 45, деловых людей и их детей - 34, плавильщик на Железенском поселье - 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707-1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту - ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским - Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком - Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни .

26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические , стали именоваться государственными крестьянами.

В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров - 5, мельников - 3, бондарей - 2, кожевников - 2, оловяннщик - 1, рыбаков - 3, кузнецов - 3, колясошник - 1, портной - 1, чеботарь, сапожник - 2, поваров - 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871-1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость ». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.

В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.

В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы - двухклассная и одноклассная. Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова .

Монастырь в XX-XXI веках

6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь был открыт, наместником утверждён игумен Василий (Ожерельев).

В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн рублей.

В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы .

Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником.

Площадь комплекса монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Святой источник

В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата . Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нем забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.

Промыслы Далматовского монастыря

ООО «ПРОМЫСЛЫ ДАЛМАТОВСКОГО МОНАСТЫРЯ» (ИНН 4506006950) зарегистрировано 26 января 2016 года. Осуществляет производство продуктов питания. Предприятие содержит дойное стадо, на оборудовании итальянской фирмы «Sfoggia» выпускает твердый вареный прессованный сыр «Монтазо», вытяжной сыр «Скаморца», бутербродный сыр «Качотта», творог, кефиры и йогурты. У предприятия есть пасека, кузнечный цех, столярная мастерская, свечной цех и производство угля для богослужебных нужд . Молочная продукция завоевала две золотые медали на XXV Ежегодной агропромышленной выставке «АГРО-2018» в г. Челябинске (награждены: варенец м.д.ж. 3,8 и молоко топлёное м.д.ж. 3,8).

Настоятели монастыря

Сосланные в монастырь

В художественной литературе

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь - СПб. :

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Внутри Скорбященской церкви. Слева - рака с мощами святых, справа - Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Место обретения мощей Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Успенский храм. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Памятник просветителю А. Н. Зырянову. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Памятник Черёмухиной П. И., организатору и учителю первой женской школы Зауралья. Автор фотографии: artista343
Николаевская церковь. Автор фотографии: artista343 Памятник бойцам 4-го Уральского полка, павшим в бою с белогвардейцами Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Артель в аллее Славы. Автор фотографии: artista343
Памятник пограничникам. Автор фотографии: artista343
Памятник погибшим в локальных войнах. Автор фотографии: artista343
Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Далматовский элеватор. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Александро-Невская часовня. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343

Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский

Дата создания: 1644 г. Описание:

Основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского мужского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)).

В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу р. Исети при впадении р. Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери.

В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651 г., 1662 г.), но его восстанавливали. Обладая значительными земельными владениями к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской империи.

Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири. В 1714 г. в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. создана славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В Далматовском училище воспитывались будущий начальник архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С. Попов, поэт А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов и др.

После революции монастырь преобразовали в музей, но уже в 1930 г. единственный на Урале музей-монастырь был закрыт.

Сразу после окончания войны на территории монастыря разместили завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 г. монастырь был памятником местного, а с 1974 г. республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам.

В сентябре 1989 г. в Далматово была зарегистрирована православная община.

Решением Священного Синода от 6 мая 1992 г. монастырь был возрожден. Передача имущественного комплекса в ведение Церкви состоялась в 1996 г.

В 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата Исетского, в 2004 г. по благословению он был включен Собор Сибирских святых. Архиерейским Собором 4 февраля 2013 г. утверждено общецерковное почитание прп. Далмата. Мощи святого покоятся в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни обители: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и список Порт-Артурской иконы Божией Матери.

Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря.

На попечении обители находятся дом престарелых, наркологический реабилитационный центр, есть воскресная школа (на ее базе работает региональное движение общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей»). В качестве трудников проживают молодые люди, прошедшие реабилитацию в центре наркозависимых Екатеринбургской епархии. Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах г. Далматова и Далматовского района Курганской обл.

Далматовский Успенский мужской монастырь — православный монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи.

Далматовская обитель - один из крупнейших монастырей восточной части Российской империи, центр духовного просвещения и образования в Сибири.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:38


Основал преподобный Далмат, в миру — Дмитрий Иванович Мокринский, он был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу.

Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Березове.

В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещеной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебралась в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством, у него были дети.

Его сын, архимандрит Исаак, писал о тогдашней жизни своего батюшки: «Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви» . Последняя фраза этого свидетельства важна — она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.

Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены — во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому о ту пору пятьдесят лет.

В этой обители преподобный не слишком задержался — в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушел на юг. Ушел налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий — около 250-ти километров, — прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в нее речки Течи, где и предался неусыпной молитве.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:44


Место уединения, которое выбрал преподобный Далмат, тогда считалось границей русского мира. Сама земля, на которой поселился святой, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой — предметами нелишними в этих местах. Случилось это в 1646 году.

Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Так был основан Далматовский монастырь.

Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель Далматовского монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, нескольких иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.


С еще большим усердием принялся преподобный восстанавливать Далматовский Успенский монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник — его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечаются именины и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, «царские» же празднования отмечаются после Светлой недели.

В 1666 году в обители учредили игуменство — первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребен в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе.


Саша Митрахович 31.03.2018 11:48


На фото: В возрожденном Скорбященском храме Далматовского монастыря ныне совершаются основные богослужения. Там же находится рака с обретенными в 1994 году мощами преподобного Далмата.

В начале XVIII века в Далматовском монастыре развернулось каменное строительство. В 1707 — 1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор — невиданный до того не только в Далматове, но и далеко за его пределами.

Начиная строительство, ориентировались на возведенный двадцатью годами раньше , однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм — с четырехстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами стремя башнями.

Славен был Далматовский монастырь в XVIII столетии — в нем работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария.



















Решения поехать в Далматовский монастырь принимать не пришлось, потому что не было и тени сомнения, что мы туда поедем.

Ожиданий от поездки тоже не было, были предвкушение, интерес и радость. Так все и вышло.

Ворота на территорию монастыря всегда открыты, и это сразу лишает мыслей о замкнутости и закрытости живущих на ней людей, а людям, пришедшим «в гости», внушает некое новое чувство. Будто тебя здесь всегда ждут, любят и ждут.

Меня всегда привлекали старые полуразрушенные строения, оголённая кирпичная кладка, потертости и сколы. Поэтому больше внимания я посвятила Собору Успения Пресвятой Богородицы, от которого захватывает дух. Сохранившиеся стены, как измученные кости, держатся изо всех сил. Кирпичи хранят как любовь и веру тех, кто эти стены строил, так и ненависть тех, кто их разрушал. И смесь этих эмоций и боли пропитала все вокруг. Когда стоишь там, между построенным до и после, попадешь на стык времен, два временных пласта соединяются вершинами, а под ними остается вся эта боль, ненависть, разрушения. Эти пласты будто мост соединяют веру и веру, и появляется твердая уверенность, что всё будет хорошо!

Персональную огромную благодарность испытываю к Cвятому источнику в честь преподобного Далмата Исетского. Мне удалось собраться с духом и окунуться, но после этого я не могла оторваться от трубы, из которой текла эта чудесная вода. Я бесконечно умывалась и пила эту воду. У меня всю поездку очень болели плечи и шея, я ополаскивала их водой много раз, будто кто-то велел мне это делать. Когда мы приехали домой плечи почти не болели, а на утро и вовсе всё прошло.

«Мне очень понравилось окунаться, вода холодная, но очень вкусная. Там красиво и люди добрые», — это отзыв моей дочери.

Выражаю огромную благодарность за поездку, организацию и любовь отцу Алексию! Спаси же его, Господи!

Прихожанка Благовещенского собора г. Тюмени Татьяна Осташкова.

«Что же, в паломничестве, молитва у тебя другая?»

- «Да нет, там я другой…». (из притчи)

Собираясь в поездку в Свято-Успенский мужской монастырь в г. Далматово, которую организовал священник Благовещенского собора г. Тюмени иерей Алексий Симаков, я мало что знала о нем, и о преподобном Далмате, да и вообще о паломнических поездках. Мне хотелось узнать, почему и зачем люди посещают это место, что ищут и что здесь находят. В интернете о Далматовском мужском монастыре оказалось много информации. Тут я узнала историю создания, разрушения и восстановления этого монастыря прочитала историю, жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Далмата. Прочитала блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того, что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это «здорово, прекрасно, и что — ЭТО что-то!». А мне хотелось знать, что это «что-то»? Ответов на свои вопросы я не нашла. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих — это называется «БЛАГОДАТЬ». А благодать — это особое состояние души, которое словами не выразишь. И все-таки, я попытаюсь кратко рассказать о нашей поездке.

12 июня 2017 г. большая группа паломников состоящая из прихожан Благовещенского собора г. Тюмени, воспитанников воскресной школы вместе со своими родителями, преподавателями и с отцом Алексием Симаковым отправилась в путь. Цель поездки — посетить Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, приложиться к мощам Святого Далмата Исетского. Группа наша была довольно большая – около 100 человек, да и путь был неблизкий, однако всем было комфортно, настроение у всех было приподнятое, предвкушение чего-то радостного было в глазах большинства паломников. Время в дороге пролетело незаметно.

И вот, наконец, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. История обители насчитывает около пятиста лет. Мы подъехали к тяжелым полукруглым воротам. Перед глазами крепкие массивные постройки. Часть из них полуразрушена (результат советской эпохи), а часть уже восстановлена и сверкает благолепием золотых куполов. Сколько же людских минут видели эти стены? А сколько еще людского, монашеского труда надо вложить, сколько жизней прожить, чтобы полностью оживить этот чудесный уголок земли, обустроенный и намоленный нашими предками.

В монастыре нас уже ждали. Не растерялись перед такой массой людей, а предложили разделиться на три группы и организовали экскурсии для каждой по своему маршруту. Я попала в группу, проводником которой был отец Герман. Он и рассказал нам историю обители.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь – один из духовных центров Урала и Сибири. Датой основания его считается 1644 год, когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исеть. Преподобный Далмат (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский), сын казачьего атамана, родился в остроге Березове в 1594 году, был женат, имел детей. В 34 года достиг уже должности городничего в Тобольске. Уже будучи зрелым человеком, решил оставить суетную мирскую жизнь. Он стал послушником Невьянского Богоявленского монастыря и через непродолжительное время принял монашеский постриг с именем Далмат. Праведнику пришлось претерпеть многие скорби, прежде чем устроился монастырь, но от напастей защитили его сам Господь и Царица Небесная. Братия Успенской обители почитала преподобного как истинного подвижника благочестия.

За пятисотлетнюю историю монастырь много раз подвергался нападениям, и Господь покрывал его. Нападения начались еще при жизни старца Далмата. Когда преподобный стал жить отшельником на месте будущего монастыря, угрозой для него был татарский мурза Илигей, владелец этих земель. В первый раз он пришел к старцу Далмату, и в ходе разговора выяснилось, что у матери Далмата татарские корни. Тогда он временно оставил преподобного в покое. Старец понимал, что он придет разорить монастырь. И святой Далмат возложил всю надежду на Господа. Он стал молиться, чтобы Сам Господь помог: если будет воля Божия на мученичество, то, чтобы Господь дал силы и крепость умереть за Христа. Но когда Илигей направился к обители во второй раз, ему во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить в покое Далмата и подарить эту землю, он так и сделал, и стал первым благодателем обители.

Праведная кончина Преподобного Далмата последовала в 1697 году, в возрасте 103 лет, но и с небес он не оставлял своим попечением основанную обитель.

После 1917 года обитель молитвами ее основателя и заступничеством Царицы Небесной подверглась не столь значительному разорению, как другие монастыри. В 1989 году обитель была полностью возвращена верующим. В 1994 году совершилось обретение мощей местночтимого святого Далмата Исетского. Ныне святые мощи пребывают в главном монастырском храме.

Сегодня в Успенском Далматовском мужском монастыре имеется налаженное хозяйство: теплицы, пасека, небольшой скотный двор, дающий сырье для сырного производства. Столярная мастерская, кузница, свечное производство. Для паломников, разумеется, проводятся экскурсии.

Мимо нашей группы стремительно проходит несколько монахов. Они спешат по своим делам. На территории монастыря ни на минуту не останавливается работа. Все как в большом муравейнике заняты своим делом. Да, много сил еще надо, чтобы восстановить все, что разрушило время и люди. Но они верят, что с ними Господь Бог наш и преподобный и богоносный отец Далмат. Эта вера дает им силы.

Посетив храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» и приложившись к святым мощам, мы прошли по стенам монастыря. Побывали в музее, умылись на святом источнике, а некоторые даже окунулись в купель.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы по возможности старались все фотографировать.

Посетили монастырский музей. Хочется отметить, что весь ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения, уже сам по себе представляет большой интерес для любителей истории нашего края. К сожалению, экспонатов в музее, свидетельствующих об истории самого монастыря сохранилось немного, но все они бережно хранятся.

Основную часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России.

Сегодня активно ведется работа по расширению музея. Проводится ремонт помещений под дополнительные залы. Помощи Божией устроителям в таком нужном для наших будущих поколений деле. Не случайно в одной из экспозиций музея есть такие слова:

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».

Иван Бунин (1919 г.)

Когда наступил час обеденный, нас пригласили на трапезу. Трапезная представляет из себя большой зал человек на 200-300. В ней чисто, опрятно и, как-то по-домашнему, просто и уютно. О самой трапезе стоит обмолвиться особо: такой аппетитной и сытной, хотя и постной пище мне еще не приходилось вкушать. Я где-то читала, что монахи получают удовольствие от умеренной пищи больше, чем от изобильной. В этом тоже проявляется способность монахов к самоограничению. Вместе с непрестанным трудом и молитвой, ограничение в еде лежит в основе рецепта здоровья и долголетия. Я на самом деле почувствовала удовольствие от «умеренности в еде». И судя по отзывам, не я одна.

Незаметно, наше пребывание в монастыре подходило к концу. Оставалось побывать на источнике, и мы дружно отправились туда. Желающие искупались в святом источнике.

Вернулись в Храм иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость» к мощам преподобного отца Далмата. Здесь Отец Алексий отслужил молебен, паломники приложились к мощам и провели некоторое время в храме. Наступило время прощаться. Время, отведенное Богом для пребывания в святом месте, подошло к концу, мы нехотя побрели к выходу.

Уставшие, но с каким-то необъяснимым умиротворением мы добирались до своих домов. Эта поездка, как и любое посещение святых мест, помогает человеку, погруженному в мирские проблемы, как бы вернуться в себя, вспомнить о Боге, ощутить душой Божественную благодать. Мы возвращались домой счастливые и более сплоченные, планируя следующую поездку.

Слава Богу за все!

р.Б. Татьяна, прихожанка храма.

Нам очень понравилось в Далматовском мужском монастыре. Место необыкновенное, намоленное, святое. Слава Богу за эту поездку!

Семья Борзул, пос. Тазовский ЯНАО .

Монашеский труд, он очень трудный. Сегодня мы с дочкой в этом убедились еще раз. Побывали в монастыре в Далматово. Это древнее строение поражает своей мощью. Отцы монахи словно дитя оберегают свой монастырь, преумножают его величие. На территории есть древняя церковь, которую восстанавливают по крупицам, есть музей, полный старинных экспонатов. Они были собраны со всех концов не только нашей страны, но и мира. Меня впечатлила прогулка по стене, которая служит укреплением монастыря и на своем веку повидала многое. Ах, если бы она могла говорить…. Я готова бы была слушать эти рассказы часами. Для доченьки главным впечатлением стал святой источник. Она расстроилась, когда мы с бабушкой сказали, что она не будет окунаться. Сколько было счастья, когда она вошла в воду. Спасибо всем организатором поездки!!! Махт Анна и Варя.

Я живу в Тюмени 1,5 года и поэтому все окрестные святые места посещаю впервые. Время в дороге пролетело незаметно и вот мы у ворот монастыря. Толстые стены ограды с сохранившимися кое-где зубцами, высокий полуразрушенный храм Успения Пресвятой Богородицы напоминают о былом величии. Радует глаз храм Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В храме много старинных икон, там же находится рака с мощами преподобного Далмата Исетского и два мощевика: один с частицами мощей печерских святых, другой большой с частицами многих святых. Мы все приложились к мощам преподобного Далмата. Обычно, я всегда прошу святых помолиться о моих детях и внуках, но в последнее время у меня появилась зависимость от телевизора. Я просила преподобного Далмата избавить меня от этой зависимости. Прошло уже 3 дня, телевизор смотреть не хочется. Я благодарна преподобному Далмату за помощь. А еще, нас в монастыре вкусно покормили, провели интересную экскурсию. Мы даже прошлись по монастырским стенам, посетили музей, в котором много экспонатов о жизни дореволюционной России. Очень нас взбодрило купание в святом источнике. На прощание наш батюшка отслужил молебен у раки с мощами преподобного Далмата, окропил нас святой водой, и мы счастливые поехали в Тюмень. Слава Богу за все!

Р.Б Людмила 66 лет .

12 июня я ездила в Далматовский Успенский монастырь с папой и другими прихожанами нашего храма. Монастырь находится в г. Далматово Курганской области. Монахи нам показали интересный музей. Затем мы побывали в храме Богородицы «Всех Скорбящих Радость» и поклонились мощам святого Далмата. Далее мы прогулялись по монастырской стене! Ходили к святому источнику. Мой папа даже искупался!!! Мне поездка очень понравилась!

Лангенбах Варвара 9 лет .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Правила перелета с грудным ребенком
Исаакиевский собор (35 фото) Что обязательно нужно посмотреть туристам
Изображение исаакиевского собора