Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Корейцы и религия. Религия в корее Южная корея вера исповедания какая

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Церковь в Корее и Японии. Сравнительная характеристика

    ✪ Религия ЧингисХана

    ✪ Религии Японии. Китайское влияние (рус.) История средних веков.

    Субтитры

    На Дальнем Востоке находятся два народа, которые живут по соседству, но самым радикальным образом по разному относятся к христианству. Корея и Япония. Япония традиционно называется могилой миссионеров, в то время, как Корея является маяком мирового христианства. В Японии едва ли найдется один христианин на 500 японцев. В Корее же более четверти населения - христиане, причем большая их часть не номинальные, этно-культурные христиане, как например, православные России. Контраст между двумя соседями давно привлекает к себе внимание церковных историков и миссиологов. Наиболее обстоятельно этот феномен был описан доктором Фуллеровской семинарии японского происхождения Мамору Огата в его фундаментальном труде "Сравнение между церковью Японии и Кореи". Выдержки из этого труда, подготовленные миссиологом Эйко Такамизава из Torch Trinity University (Seoul, Korea), легли в основу данного урока Библейки. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ На протяжении многих лет корейцы подвергались вторжениям со стороны монголов, китайцев, русских и японцев. Еще с 16 столетия японцы пытались колонизировать корейский полуостров, и в 1910 году окончательно аннексировали его, сделав Корею частью японской империи. Корейцы страдали от японификации культуры, вплоть до перемены их корейских имен, отсутствия политических, религиозных, экономических свобод, находились в категории граждан второго сорта. Особенно страдали христиане. К этому времени Евангелие было уже проповедано среди корейцев и особенно в северной части христианство активно развивалась. Королевская столица Кореи - Пхеньян, имела славу "Иерусалима на Востоке", до трети его населения посещали церкви. Японская же власть требовала от корейцев совершать поклонение перед синтоистскими святынями, тем самым выражая политическую лояльность императорской власти. Это было похоже на то, с чем сталкивались первые христиане Рима: символическим жертвоприношением перед статуей императора. Корейские христиане, как и их римские предшественники, воспринимали поклонение как отречение от Христа и отказывались поклоняться императору. В ответ, пасторы и простые верующие арестовывались, а некоторые умирали под пытками. Христиане стали главными сторонниками и решающей силой движения за независимость. Они инициировали создание Ненасильственного движения за независимость, а 1 марта 1919 года провозгласили Декларацию независимости Кореи. Декларацию поддержали тысячи митингов по всей Корее, в которых участвовало около 2 млн. человек. Японцы бросили военную силу на подавление протеста. По подсчетам историка Пак Ын Сика, 7509 человек было убито, 15961 ранен и 46948 было арестовано. Японские власти усилили давление на христиан, устроив места для поклонения императору в каждой местности, заставляя всех проходить церемонию в знак лояльности властям. Эта практика сохранилась до поражения Японии во Второй мировой войне. Когда после войны Китай стал коммунистическим, он попытался в свою очередь колонизировать Корею под видом братской помощи трудящимся Кореи. Это привело к жестокой гражданской войне, разделению страны на южную и северную, контролируемую коммунистами. На севере начались жесточайшие репрессии против христиан, включая такие пытки, как закапывание людей живьем в землю. Примерно четверти населения севера удалось бежать в Южную Корею. Эти горячие христиане, сохранившие верность Богу в жесточайших гонениях, принесли волну молитвенного пробуждения на юг. Важно отметить, что ни одна из стран, оккупировавших Корею, не была христианской. Синтоисты Японии, конфуциане и коммунисты Китая, атеисты Советского Союза. С другой стороны, освобождение Корее принесла христианская нация - Соединенные Штаты и их союзники, освободившие вначале от японской оккупации, а затем от угрозы коммунистического Китая и СССР. Это естественно вызвало симпатии корейцев к христианам, жертвовавшим жизнью ради их свободы. Совсем другая ситуация сложилась в Японии. Страна не была захвачена врагами, а чаще сама выступала в роли захватчика и колонизатора. Когда японцы в 16-17 веках познакомились с христианством через католических, а затем и протестантских миссионеров, они восприняли его как западную угрозу. Особенно угрожающей для японских властей была христианская проповедь равенства всех людей перед Богом. Поэтому правительство после короткого периода неопределенности приступило к жестоким гонениям христиан, длившимся на протяжении 270 лет. Наиболее эффективным способом уничтожения церкви оказалась т.н. "Система пяти домов" (Gonin gumi Seido). Если где-либо обнаруживался христианин, не желающий отрекаться, то члены пяти семей вокруг него подвергались пыткам и преследованиям. Эта система заставила японцев бояться появления христиан в своих селениях страшнее, чем чумы. МИССИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Хотя первые миссионеры в Корее, такие как Гораций Аллен в 1884 году концентрировали усилия на работе с королем и его приближенными, большинство миссионеров служило среди простых корейцев. Они практиковали т.н. принципы Джона Невиуса в служении, которые особо упирали на независимость молодых церквей, а именно: 1. Библия - основа и центр всякой активности. 2. Само-проповедование. 3. Само-управление. 4. Организация Библейских занятий для всех христиан. 5. Обучение лидеров, строго по Писанию. 6. Взаимовыручка и поддержка других христианских церквей и организаций. 7. Отказ от обращения в суд за возмещением ущерба. Христиане Кореи предпочитали, как их давние предшественники в Римской империи не добиваться возмещения ущерба в суде. 8. Активное содействие экономическому развитию общин и страны. В отличие от Кореи, миссионеры в Японии сконцентрировались на организации школ и больниц. Причем, школы эти предназначались для детей из высших классов. Таким путем христианство распространялось среди образованной городской прослойки, оставляя в стороне бедняков и сельских жителей, которые составляли большинство населения Японии. Др. Тецунао Ямамори, член Лозаннского комитета по евангелизации, признавал, что этот фокус на наиболее состоятельных и влиятельных кругах Японии, сделал невозможной массовую евангелизацию страны. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сам корейский язык способствовал распространению Евангелия. Простой алфавит хангыль, в отличие от сложных систем японских иероглифов, способствовал всеобщей грамотности корейцев, которые с жадностью читали, переведенную в 1882 году на хангыль Библию. Надо добавить, что согласно принципам Невиуса, корейцы даже Библии не получали бесплатно. За Книгу книг они готовы были платить и ценили ее. Протестантские переводчики Библии нашли очень удачный корейский эквивалент для слова Бог - "Хананим" - "Единственный Сущий". В японском переводе Библии использовалось много китайских иероглифов, которые могли читать только наиболее образованные японцы. Еще одна неудача сопровождала перевод в выборе слова "Бог" - "Ками". Для японцев "Ками" - это весь пантеон синтоистских божеств, поэтому миссионеры бились над тем, как передать идею Создателя всего мира, не привязывая его к сонму японских богов и божков, не превращая Его в некий пантеистский дух природы. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Корейские церкви в период их насаждения и роста исповедовали консервативную теологию с сильным акцентом на непогрешимость Св. Писания. Первыми миссионерами в Корее были американские пресвитериане и методисты, чьи церкви тогда сами тогда переживали пробуждение, так что миссионеры заражали новообращеных корейцев евангелизационным энтузиазмом. Японские же христиане оказались под влиянием либерального немецкого богословия, ставившего под сомнение и боговдохновенность Библии, и божественность Христа, и уникальность спасения через крест Христа. Как результат, японские христиане теряли смысл в проповеди веры во Христа, как единственного Спасителя всего мира. СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРУЮЩИХ Миссионеры и новообращенные в Корее явили впечатляющий пример самопожертвенности в испытаниях. В гонениях 1866 года из 20 тысяч корейских католиков, 10 тысяч стали мучениками ради Христа. Спустя некоторое время ту же смелость проявили протестанты. Уильям Скрэнтон, миссионер-врач, служил во время эпидемии холеры, не боясь заражения, что производило неизгладимое впечатление на корейцев. Когда начались политические преследования христиан, и японские власти принуждали их поклоняться перед императорскими святынями, те предпочитали идти в тюрьму или на смерть. Только в 1939 году 2000 пасторов и мирян было арестовано. 50 пасторов умерло в заключении. После начала Второй мировой войны, японские оккупанты бросили в тюрьмы еще тысячи верующих и закрыли 200 церквей. Среди преследуемых были и американские миссионеры. Их пример вдохновлял корейских христиан оставаться верными Богу в условиях жестоких гонений. В Японии, напротив, церкви приняли безбожную практику поклонения императору как богу. Они объяснили это тем, что ритуал имеет не религиозное значение, а политическое и является выражением лояльности державе. Правительство взяло под контроль церковь и создало ручную организацию Нихон Кирисуто Кюодан (Христианскую деноминацию Японии). Немногие церкви, отказавшиеся присоединиться к деноминации, были объявлены предателями нации. Когда в 1931 году Япония напала на Манчжурию, а потом и другие страны Юго-Восточной Азии, японские христиане хранили молчание. Как и церковь в Германии, они приняли фашистский режим как власть от Бога. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В Корее главным центром христианской жизни оставались поместные общины, где верующие черпали силу и энергию роста. Именно в местных общинах осуществлялось обучение Библии, молитвенные собрания, встречи верующих по домам и евангелизация. Корейцы обучали в воскресных школах не только детей, но и взрослых. В Японии акцент был сделан на евангелизационные акции и программы, осуществляемые силами разных деноминаций и при поддержке из-за рубежа. Когда акция заканчивалась, местные церкви не подхватывали огонь, оставаясь такими же пассивными, как и до евангелизации. Главным, а часто и единственным, мероприятием поместных церквей было воскресное служение. Христианская жизнь была низведена до ритуала посещения богослужения раз в неделю. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эйко Такамизава приходит к следующему выводу. Сравнительная характеристика церквей двух соседних народов еще раз доказывает правоту Евангелия. Бог благоволит к угнетаемым и смиренным, а не к угнетателям и гордецам. Он очищает церковь в горниле страданий, благословляя ее впоследствии Своим деятельным присутствием, ростом и благодатью. Петр Новочехов для онлайн-школы Bibleika.org

Религия в Южной Корее

Лишь чуть более половины жителей Южной Кореи причисляют себя к сторонникам какого-либо вероисповедания. Основными религиями в Южной Корее являются буддизм (25 %), христианство (25 %), конфуцианство (2 %) и шаманизм . Эти данные нужно трактовать осторожно, так как множество исповедующих буддизм и множество исповедующих конфуцианство перекрываются. В Южной Корее очень сильны так называемые «новые религии», такие как Чхондогё . Существует также небольшое мусульманское меньшинство.

Религия в Северной Корее

Традиционно корейцы исповедовали буддизм и конфуцианство. Сейчас в КНДР религиозное воспитание отсутствует. В стране есть небольшое количество буддистов (около 10 000, контролируются государственной Корейской буддистской федерацией), некоторое число христиан(около 10 000 протестантов и 4 000 католиков , которые контролируются государственной Корейской христианской федерацией), а также небольшое число последователей Чхондогё (Небесный путь), располагающих даже собственной Партией молодых друзей небесного пути .

Шаманизм

Вера в мир, населённый духами, является древнейшей религиозной традицией в Корее. По верованиям корейцев, существует огромный пантеон богов, духов и привидений, которые ранжируются от «царей богов», которые управляют небом, до горных духов (с кор.  -  «сансин»). Этот пантеон также включает духов, живущих на деревьях, в пещерах, в земле, в жилищах людей и других местах. Считается, что эти духи имеют силу, позволяющую им влиять на жизнь людей.

Даосизм, буддизм и конфуцианство

основные статьи: Буддизм в Корее и Конфуцианство в Корее

Даосизм , который рассматривает личность в природе, а не личность в обществе, как и буддизм, проник в Корею из Китая во времена Трёх королевств ( -VII века). Даосистские мотивы видны на картинах в могилах государства

В Южной Корее мирно соседствуют различные религии, но ведущими являются буддизм и христианство. На направления существенно повлияло конфуцианство и шаманизм (верование простого народа). По статистике, 46 % корейцев не придерживаются никакой религии.

Туристы всегда отмечают большое количество протестантских церквей в стране. Христианство – господствующая религия в Корее (29% населения). Среди верующих особенно выделяются протестанты (18%) и католики (11%). Это важный момент, ведь преобладающая религия в обществе всегда влияет на его развитие.

Часть южнокорейцев считает себя буддистами – 23%. Около 2,5% исповедуют другие религии: вон-буддизм, шаманизм, конфуцианство, ислам, чхондогё-буддизм. Значительно выросла роль новых верований, которые можно распределить по происхождению. Насчитывается более 200 молодых направлений, большинство из которых включают элементы прочих религий.

Христианство

Основная религия Кореи – христианство, и это становится сюрпризом для многих гостей страны. Корейскую столицу называют городом «сорока сороков церквей», но их здесь более 1600. В темноте кресты подсвечивают, поэтому пейзаж спящего Сеула впечатляет. Еще в XVIII веке это направление почти отсутствовало, но позже корейские аристократы обратились к католической литературе, которую привозили из Китая.

В конце XIX столетия община уже объединяла 10 тыс. человек. Тогда же в страну проник протестантизм – из США. Именно протестанты сделали перевод Библии на корейский язык. Силу христианство набрало в 70-80-х гг. прошлого века, и уже в 90-х обогнало буддизм. Быстрое развитие этой религии в Корее связывают с удачным наложением на традиционный шаманизм. В наши дни христианство включает три основных направления.

Православие

Наименее развито православие – на 2011 г. количество последователей направления составило около 0,005% жителей. Из православных церквей представлены:

  • Корейская духовная миссия (относится к Русской православной церкви).
  • Константинопольский Патриархат – представлен Корейской митрополией.

Прихожане в основном представлены православными, которые приехали в страну на заработки. Также сюда относятся россиянки, вышедшие замуж за местных мужчин. Службы посещают и корейцы, которые вернулись на историческую родину из России и стран СНГ.

Католицизм

Католики составляют относительно небольшую часть населения – 11%. Однако на деле лишь 23% из них посещают св. Мессу каждое воскресенье. Сегодня в стране есть 16 церковных округов, примерно 1,6 тысяч церковных приходов и более 800 пасторских центров. Самыми знаменитыми считаются соборы:

  • Консэри (г.Асан).
  • Чондон (г.Чончжу).
  • Кэсандон (г. Тэгу).
  • Мендонский католический собор в столице.

Протестантизм

Протестантизм получил распространение в конце правления династии Чосон, опираясь на учебные заведения и больницы. До сих пор существует много больниц, школ и институтов, проповедующих христианство. Сегодня в Южной Корее религия развита. Создается впечатление, что протестантские церкви соревнуются между собой по месту расположения и красоте убранства. Некоторые из них расположены даже на небоскребах. Количество протестантов составляет около 18%.

Буддизм

Эта религия в Корее имеет особенности. Большая часть верующих объединилась в орден Чогё, который появился почти тысячу лет назад на базе чань-буддийских направлений. Это сообщество выпускает издания, а также имеет университет в столице. В 1994 г. течение объединяло почти 2 тысячи храмов, 10 тысяч священнослужителей. Орден Чогё считается традиционной и официальной буддийской общиной.

Это также основная религия Кореи, которая особенно развита в восточных регионах – Йонамме и Канвондо. Здесь приверженцы буддизма составляют половину местных верующих. Действуют школы буддизма, в том числе школа Сон. Для распространения веры общины создают в городах свои центры. Программы включают принципы проведения церемоний, изучение медитации и сутр, понимание Дхармы. В центрах осуществляются ночные и дневные медитации, ведется благотворительная деятельность.

Часть корейцев не называют себя буддистами, но придерживаются соответствующих взглядов. Многие из тех, кто выбирает это верование, не всегда серьезно относятся к предписаниям буддизма и редко заглядывают в храмы. Однако почти все жители страны участвуют в празднике Дня рождения Будды, который отмечается в мае.

Накануне проводятся своеобразные субботники, которые организовывают храмы. Участники праздника создают многочисленные бумажные фонарики в виде лотоса. Уже за месяц до Дня рождения Будды их развешивают повсюду – не только в храмах, но и на улицах. Проводится торжественное шествие и народное гуляние у храма Чогеса.

Ответвления буддизма

Эта основная религия Кореи получила развитие в молодых синкретических течениях – чхондогё и вон-буддизм. Согласно чхондогё, с помощью дисциплины и самосовершенствования можно достигнуть божественных добродетелей. Такой человек способен воздействовать на окружающий мир, не прилагая особых усилий. Чхондогё утверждает, что рай находится на земле, а вовсе не в ином мире. Учение говорит о том, что человек есть бог, и поэтому все равны. Верование повлияло на модернизацию страны.

В Южной Корее религия вон-буддизм возникла в XX столетии. Её основателем считается Содесан, который почитается как современный Будда. Буддистский орден имеет штаб-квартиру в Иксане, много храмов (примерно 400). Есть также помещения, которые используют для благотворительности, медицинских программ, обучения, промышленности.

Основная цель вон-буддизма – развитие духовности и достижение общего блага. Вон-буддизм направлен на помощь людям, чтобы они нашли внутренние силы (равные Будде) и освободились от внешнего воздействия. На этом пути их призваны сопровождать обучающие программы, службы, ритуалы и рекомендации.

Шаманизм

Задаетесь вопросом, какая религия в Корее наиболее древняя? С уверенностью можно говорить о шаманизме, у которого нет четко определенного начала по времени. Постепенно на него стал оказывать влияние буддизм. Многие обряды все ещё проводятся в стране. Самая крупная местная ассоциация шаманов объединяет 100 тысяч человек. Почти все, кто исполняет шаманские обряды – женщины. Сохранились ритуалы (куты), которые отличаются деталями с учётом региона.

Однако корейский шаманизм, в отличие от буддизма или христианства, не имеет статуса религии. Но если вспомнить, что религия – это сочетание трёх составляющих (священника, ритуала, общины), то шаманизм является верованием. Приверженцы шаманизма верят, что шаманки способны предсказывать будущее и успокаивать мёртвые души. Нередко к ним обращаются перед заключением брачного союза или открытием бизнеса.

Конфуцианство

Долгое время главную роль играло конфуцианство, которое находило отклик у народа. Религиозное направление дало новый толчок культу предков. Это идеологическая система сильно отражена в сознании местных жителей. Ее отголоски видны в многочисленных мероприятиях, в традициях и стиле жизни. В стране есть более 200 хянге – так называются конфуцианские академии со святилищами. В их стенах обучают традиционным ценностям и манерам. Также здесь пытаются объединить конфуцианские идеалы с задачами, которые выдвигает современный мир. Конфуцианское учение потеряло свою роль, но образ мышления остался.

  • Корейцы почтительно относятся к преклонному возрасту.
  • Уважают образование и самосовершенствование.
  • Придерживаются социальной иерархии.
  • Идеализируют прошлое.

Конфуцианской церкви не существует, но действуют организации. Проводятся памятные церемонии и ритуалы, направленные на поминовение предков. Если говорить о том, какая религия в Корее наиболее повлияла на образ жизни, это будет прежде всего конфуцианство.

Соседство разных верований

Сложная история Кореи и попытки примирить разные религии привели к тому, что большая часть населения относит себя к атеистам. Но даже столь давние противники, как буддизм и христианство, никогда не опускаются до открытых враждебных действий. Борьба происходит на принципах равного соперничества, конкуренции, в атмосфере спокойствия, которым дорожит каждый житель страны «Утренней свежести».

25,3 % .

Приверженцы других религий составляют около 2,5 % религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм), и школы Чхондогё , сочетающей элементы даосизма , конфуцианства и христианства. Конфуцианство исповедуется небольшим количеством верующих, однако до сих пор в укладе жизни корейцев прослеживаются черты его влияния. Небольшое количество корейцев исповедует ислам .

Буддизм

Позиции буддизма более сильны в более консервативных восточных районах страны, таких как Йоннам и Канвондо , где его приверженцы составляют более половины всех верующих. Существует большое число различных школ корейского буддизма, включая школу Сон. Однако, большая часть буддистских храмов Кореи являются частью монашеского ордена Чоге. Многие последователи буддизма сочетают буддистские верования с шаманизмом .

Превалирующее течение буддизма в Южной Корее - орден Чоге, тесно связанный со школой Сон. Большая часть наиболее древних и известных храмов, таких как Пульгукса и Помоса, принадлежат этому ордену. Его штаб-квартира находится в Селе, в храме Чогеса.

Христианство

Основная статья : Христианство в Корее

Христианство, которое ещё в конце XVIII века практически отсутствовало в Корее, набрало силу очень быстро в 1970-х и 1980-х годах, и, несмотря на медленный рост в 1990-х, превысило буддизм по числу последователей. Протестантские церкви, включая пресвитерианство , пятидесятников и методистов составляют 19,8 % всего населения, а католицизм - 7,4 %. Позиции христианства особенно сильны на западе страны, в Сеуле , Кёнгидо и регионе Хонам . В Сеуле находится самая посещаемая в мире церковь - церковь Полного Евангелия на Ёыйдо, членами и посетителями которой является свыше 20 тысяч верующих в неделю .

Церковь объединения

Церковь объединения, основанная в Сеуле в 1954 Мун Сон Мёном , является одним из самых харизматичных современных течений христианства. Хотя большинство её последователей находится в других странах, она до сих пор оказывает влияние на жизнь Южной Кореи, так как ей принадлежат многие компании, такие как национальная вещательная сеть PBC. Эта церковь тратит большие средства и усилия, направленные на ускорение процесса объединения Кореи.

Православие в Корее

В Корее есть также православные. Исторически миссия Православной церкви начала своё существование с конца XIX века. Первым руководителем миссии, приложившим значительные усилия по основанию здесь православия был архимандрит Хрисанф (Щетковский). В настоящее время Православная церковь в Корее находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата . Глава - митрополит Сотирий. Прихожане - в основном православные люди, приехавшие в Корею на временную работу, а также женщины из России, вышедшие замуж за корейцев. Также корейцы, переехавшие из России на историческую родину и некоторое количество коренных корейцев.

Шаманизм

В отличие от других религий Южной Кореи, шаманизм не имеет чётко определённого по времени начала. Со временем он стал тесно связан с корейским буддизмом. Большинство тех, кто исповедует шаманизм, также считают себя буддистами, однако не все буддисты являются последователями шаманизма.

Хотя шаманизм теряет популярность в Корее, многие из шаманских обрядов проводятся до сих пор. Крупнейшая ассоциация шаманов в Южной Корее насчитывает более 100 тысяч членов. Кроме Чеджудо практически все, кто исполняет шаманские обряды, являются женщинами. Шаманские ритуалы, (кор. куты ), отличаются от региона к региону.

Конфуцианство

Основная статья : Конфуцианство в Корее

Только 0,7 % жителей Южной Кореи считает себя «конфуцианцами». Однако влияние конфуцианства на другие религии в стране, а также на культуру Кореи весьма велико.

Конфуцианские ритуалы справляются корейцами до сих пор. Наиболее известные из них - ежегодные обряды, которые совершаются на усыпальнице Конфуция в Сеуле. Другие ритуалы, такие как почитание основателей кланов, проводятся на их усыпальницах, разбросанных по всей стране.

Новые религии

Другие религии

Ислам

Основная статья : Ислам в Корее

Число мусульман в Южной Корее составляет около 40 тысяч. Многие из них являются эмигрантами из Южной и Юго-Восточной Азии, другие - корейцы, принявшие ислам. Крупнейшая мечеть располагается в районе Итхэвон Сеула; более мелкие мечети есть в каждом крупном городе страны.

Индуизм

Ортодоксальный индуизм исповедуется небольшим индийским сообществом. Однако многие индуистские традиции, такие как йога и философия Веданта широко распространены. when joe ate flowers he died

Иудаизм

Еврейское присутствие в Южной Корее усилилось после начала Корейской войны в году, когда в страну прибыло много солдат-евреев, а также священник Чейм Поток. Сегодня еврейское сообщество в Корее весьма невелико и ограничено районом Сеула и пригородов. Корейцев-иудеев также очень мало.

Примечания

См. также

  • Саджу

Ссылки

{{{заглавие}}}

{{{заглавие}}}

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия ² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе


Wikimedia Foundation . 2010 .

За Дальним Востоком не без основания закрепилась репутация региона, народы которого весьма равнодушны к религиозным вопросам. Китайцы и японцы в своем большинстве действительно не склонны принимать религию всерьез, и этим они отличаются от жителей и христианской Европы, и мусульманского Ближнего Востока. Однако Корея во многом является исключением из этого общего правила. Религиозная активность корейцев (точнее, корейских христиан) бросается в глаза всем посетителям этой страны, в последние десятилетия ставшей единственной зристианской страной Дальнего Востока.

По данным официальной статистики, среди корейского населения неверующие составляют 46%; буддисты 27%; протестанты 18,6%; католики 5,7%; конфуцианцы и представители прочих религий -- по 1%. Таким образом, статистика утверждает, что христиане и поныне образуют меньшинство корейского населения. Однако эти цифры во многом искажают реальное положение вещей, и современная Корея является христианской (протестантско-католической) страной. В статистике не отражено самое важное - религиозное усердие представителей разных конфессий, то, насколько всерьез принимают они свои убеждения.

Христианство проникло в Корею в XVIII веке и, несмотря на запреты и гонения, закрепилось в стране. Последние десятилетия стали временем стремительной христианизации. В 1940 году христиане составляли только 2,2% всего населения страны. К 1972 г. их было уже 12,8%, а в 1990 году -- 23,2%. Одним из самых неожиданных впечатлений для большинства русских, впервые приехавших в Южную Корею, становится обилие христианских -храмов. Подавляющее большинство россиян не может представить себе страну "Востока" (термин крайне неудачный, но глубоко укоренившийся в массовом сознании), в которой христианство является если и не доминирующей, то уж, во всяком случае, наиболее активной религией. Русские уверены, что Корея, так сказать, "должна быть" буддистской, а, между тем, преобладание христианства в стране очевидно.

Надо сказать, что и статистика при более внимательном рассмотрении подтверждает, что христианство является в Корее наиболее активной и влиятельной религией. Во-первых, чем моложе человек, чем больше вероятность того, что он окажется христианином. Если в целом по стране в 1991 г. буддисты составляли 51,2% верующих, а христиане - 45%, то а том же году среди верующих в возрасте от 20 до 29 лет буддистов было 40,2%, а христиан - 56,8%. Во-вторых, чем выше уровень образования и социальный статус корейца, тем, опять-таки, больше вероятность того, что он исповедует христианство. Например, в декабре 1994 г. (более поздних данных у меня нет) из 22 министров кабинета 11 были протестантами, 4 - католиками, 6 - атеистами, и только один -- буддистами.

Интересны и результаты опроса, в ходе которого верующим задавали вопрос о том, насколько часто они посещают религиозную службу. Результаты этого обследования говорят сами за себя. Больше половины (54,2%) буддистов посещали религиозные церемонии "раз в год и реже", и только 17,2% всех тех, кто считал себя буддистами, бывали в храмах чаще, чем раз в месяц. С другой стороны, более двух третей христиан (76,1% протестантов и 67,2% католиков) посещали храмы "раз в неделю и чаще".

Количество церквей в корейских городах и поселках поражает. Едва ли можно найти сейчас поселок в сотню домов, в котором бы не было как минимум одной церкви. Кресты, установленные на крышах церквей или зданий, в которых тот или иной приход снимает помещение, бросаются в глаза при самом беглом взгляде на любой корейский город. Особо впечатляющим выглядит это зрелище ночью, когда кресты светятся красным неоновым пламенем. Удивительна активность христианских проповедников. Человек средних лет, в костюме и галстуке, с Библией в руке, который голосом, перекрывающим грохот колес, призывает всех пассажиров вагона электрички покаяться в грехах и уверовать в Христа - явление столь обычное, что даже несколько удивляешься, когда за целый день, полный поездок на городской электричке, ни разу не столкнешься ни с одним из таких проповедников. Столь же обычны группы молодых людей, которые распевают у входа в метро религиозные песни, аккомпанируя себя на гитаре.

В результате нет ничего удивительного в том, что количество христиан в Корее быстро растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий -- уменьшается. В последние годы корейские миссионеры стали активно действовать и в России. Надо сказать, что многие из россиян часто сомневаются "а настоящие ли, дескать, они христиане?" В этом сомнении, с которым я не раз сталкивался, чувствуется подспудная уверенность в том, что, дескать, только европеец может быть христианином. Всякое, конечно, бывает, и среди действующих в России корейских проповедников есть и шарлатаны, но большинство их - - это вполне обычные протестанты американского образца.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Ночная жизнь в южной корее Особенности ночной жизни в Южной Корее
Гранты на обучение в китае Правительственный грант китая для иностранцев
Какой бизнес открыть в сингапуре