Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Город на реке Иордан. Где находится река Иордан? Место крещения Иисуса Христа. Место крещения Христа. Река Иордан Когда иисус принял крещение

В то время, когда Иоанн Креститель проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иордан место крещения Иисуса Христа

фото Алла Варшавская

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.


Елена Уайт на Иисуса " Крещение


После совершенного крещения Христос удалился в пустыню и провел там сорок суток в строгом посте и молитве, не вкушая пищи. Так Он готовился к Своему служению человечеству. Там в пустыне Христа, как человека, искушал дьявол, пытаясь соблазнить Его на грех, но Христос победил искушения от дьявола и показал людям, что Он пришел освободить человечество от власти дьявола, и первый дал этому пример противостоя греху и искушению..


Отойди от Меня Уильям Отверстие


- Не поклонюсь тебе сатана! Не сказано ли Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

(ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3 , 13-17; от Марка, гл. 1 , 9-11; от Луки, гл. 3 , 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34).

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления , потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог .

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником . В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!

В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча. Он крестил людей, за что и был прозван Крестителем.

В один из дней на Иордан к Иоанну пришел сам господь Иисус Христос, чтобы также получить от него крещение. Увидев Иисуса Христа, Предтеча стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3,14).

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "ибо так нужно нам исполнить всякую правду" (Мф.3,15) - исполнить весь Закон Господень и показать пример людям. Услышав это, Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Когда же Христос выходил из воды, над Ним раскрылись небеса и Иоанн увидел Духа Святого, Который в виде голубя спускался на Иисуса. И был слышен голос с неба, говоривший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17). Это был голос Бога-Отца. Тогда Иоанн Предтеча окончательно уверовал, что Иисус и есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира, о котором проповедовали Пророки и он сам.

Крещение Господне - рубеж, разделяющий два Завета, как вода, разделяющая два берега Иордана: по одну сторону крещение Иоанново, еще ветхозаветное, хотя и отличное от обычных ритуальных омовений, а по другую - крещение Огнем и Духом, уже новозаветное, крещение во имя Господа Иисуса Христа.

Иоанн крестил в покаяние, чего не было до него в Ветхом Завете: все ритуальные омовения приводили лишь к чистоте плотской, смывая осквернение плоти, от проходивших никто не требовал покаяния.

Иоанн же заботился о душе. По преданию, он требовал от приходивших к нему исповедания грехов. Пока крестящийся не исповедовал все свои грехи до последнего, он не выходил из воды. Недаром святой евангелист замечает, что крестившись, Иисус вышел из воды «абие» - сейчас же: как не имевшему грехов Ему нечего было исповедывать.

Крещение - это еще и соединение двух Заветов. Христос, Мессия, Основоположник и Законодатель Нового Завета, приходит к Иоанну на Иордан - исполнить всякую правду - все, что написано в Писании. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, - говорит Господь, - не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17).

Исполнив в Своей жизни все предписания Закона, Христос исполнил теперь и самое главное из того, о чем говорили пророки: покорный воле Отца, он вышел на Свое служение ради спасения человеческого рода.

Крещение мы называем еще и Богоявлением, так как в нем была явлена людям сразу вся Святая Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Дух Святой. То, о чем прикровенно говорилось в Ветхом Завете, ознаменовало собой начало Нового: на смену вере в Единого Бога пришла вера в Пресвятую Троицу: Отца Безначального, Сына Единородного, от Отцарожденного, и Духа Святого, от Отца исходящего.

Крещение Господне празднуется Православной Церковью 6-го января (19 января по новому стилю) как один из великих праздников. Накануне праздника, в день, называемый рождественским сочельником установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель освятил Своим крещением освятил воду, в сочельник Крещения Господня и на сам праздник бывает великое освящение воды. В сочельник освящают воду в храме. А в сам день праздника бывает шествие к реке, или к другому водоему, где берут воду, которое называется Крестным ходом на Иордан. Так Православная Церковь хранит воспоминание удивительного и чудесного события Новозаветной Истории – Крещения Господня.

Мф. III, 13-17: 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Мк. I, 9-11: 9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Лк. III, 21-22: 21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Ин. I, 32-34: 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Крещение Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника.

Извествоваше словесе утверждение – подтверждал истинность этого слова; явлейся – явившийся; мир просвещей – мир просветивший.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

2. Крещение Господа Иисуса Христа

(Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-22; Ин. I, 32-34)

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей.

«Тогда приходит Иисус от Галилеи» – св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда по Св. Луке Иисусу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан. 1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

«Тако подобает нам исполнити всяку правду» – это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений. Но крестившись, «Иисус взыде абие от воды», потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Св. Лука передает, что «Иисус, крестившись, молился» несомненно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

«И се отверзошася Ему небеса», т.е. отверзлись над Ним, ради Него, «и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя и грядуща на Него». Так как по-гречески, «на Него» выражено местоимением 3-го лица, а не возвратным, то тут нужно понимать, что «виде» Духа Божия Иоанн, хотя, конечно, видел его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, ибо цель этого чуда – явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением: «явился еси днесь вселенней» (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и «пребысть на Нем» (Иоан. 1:32-33).

Голос Бога Отца: «Сей есть», по Матфею, или «Ты еси», по Марку и Луке «Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» был указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества.

Крещение Господне наша св. Церковь празднует издревле 6 января, именуя этот праздник также Богоявлением, ибо в событии этом явила Себя людям вся Св. Троица: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святый снизшествием в виде голубя.

Цикл передач «Лето Господне», посвящённых двунадесятым праздникам и Пасхе

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

(Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22=Ин. 1:29-34)

Своё свидетельство о Мессии Иоанн запечатлел крещением Его. О Нём он проповедовал и через Него получил освящение своему служению. Когда к Иоанну приходили принять крещение из Иерусалима, всей Иудеи и со всей окрестности Иорданской, тогда явился к нему на Иордан и Иисус из Назарета Галилейскаго и требовал от него крещения. Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Его, хотя и не знал ещё, что Он есть Мессия, а только судил о Нём по Его безупречной жизни - может быть, по рассказам о Нём своей матери, по слухам - наконец - о Его возрастании и о преуспеянии во всякой мудрости и любви у Бога и человек (Лк. 2:52), что, конечно, делало излишним для Него крещение Иоанна, назначенное для покаяния.

Как бы догадываясь о Его высшем достоинстве, Иоанн желал бы сам от Него креститься; но Иисус Христос настаивает на Своём решении исполнить всякую правду, то есть всё, что требовалось Законом и что могло служить к обнаружению Его, как Мессии, но что имело силу только ныне (άρτι) и с Крещением Его будет заменено другим лучшим порядком, когда Иоанн крестит Его. И вот в то время, когда Он крестился и молился, разверзлись над Ним Небеса (как рассекает молния перед нашими глазами свод Небесный), и явился Дух Святый, нисходящий в виде голубя на Иисуса Христа; а с Неба послышался глас Бога Отца, утверждающий, что это есть Сын Его возлюбленный, на Котором почивает Его благоволение (любовь). Иоанн, которому было открыто, что Тот, на Кого он увидит сходящаго Святаго Духа, есть Сын Божий, увидев сошествие Святаго Духа на Иисуса Христа (Ин. 1:33,34) уверился в мессианском призвании Его и с этих пор стал проповедовать о Нём, как о пришедшем Мессии.

Какое значение имело крещение для Иисуса Христа и для чего Он принял оное? Как безгрешный, Он не нуждался в крещении покаяния; как основатель Царства Небесного, Он не нуждался в средстве посвящения, которым было крещение для прозелитов, для кающихся. Это излишество крещения для Иисуса чувствовал и предчувствовал сам Креститель, когда не допускал Его ко крещению.

Но, с другой стороны, Он должен был принять крещение, как символ очищения от грехов, которые Он принял на Себя. Он должен был креститься, чтобы исполнить правду законную, то есть всё, что требовалось Законом от грешника - а Иисус Христос явился в подобии плоти греха. Он должен был принять крещение, чтобы подать нам пример смирения и освятить воды не только Иордана, но и всего мира, низведением на них Духа Святаго. Не собственно крещение Иисуса Христа имело значение свидетельства о Его мессианском звании, посвящение Его на общественное служение.

Крещение в собственном смысле было Богоявление миру. Явившись миру в смиренном образе человека, Иисус Христос крещением Своим явил Себя миру, как Бог, как Сын Божий, как Мессия. Так именно смотрит на это дело и сам Иоанн Креститель, когда говорит: сего ради приидох аз водою крестити, да явится Израилеви (Ин. 1:31).

Ради сего - и сошествие Святого Духа на Иисуса Христа, и глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Он есть Сын Его возлюбленный. Дух Святый, от века пребывавший с Его Божеством, сотворивший тело Иисуса Христа во чреве Пресвятыя Девы, пребывавший на Нём со дня зачатия и рождения во всё время Его 30-летней частной жизни, укреплявший Его во всякой премудрости, сходит на Него в виде голубя, для исполнения Его всеми дарами благодати (Ис. 11:1-3), для помазания Его в Мессии (Ис. 61:1-3).

Это, впрочем, не значит, что Иисус Христос был доселе обыкновенным человеком, как это утверждали некоторые еретики, и что только со времени крещения на Иисуса сошёл Христос-Мессия; но только торжественное обнаружение Его месианскаго достоинства, сделавшееся известным не только Иоанну, но и всем людям. Сошествие Святого Духа в виде голубине, есть действительный образ (σωματικόν ει̉δος Лк. 3:22), принятый Духом Святым для явления Себя людям, в знамение чистоты, кротости и любви.

Подобно сошествию Святого Духа, и глас Бога Отца есть торжественное признание Иисуса Христа Сыном Божьим перед целым миром, есть введение Отцом Своего Сына во вселенную, да поклонится Ему всяк язык и да послушают Его все народы (Евр. 1:6).
Название Сыном возлюбленным, на Котором почиет благоволение Отца, указывает на превосходство Его перед всеми сынами Божьими; а само благословение - любовь относится не к Мессии только, но и к людям через Мессию (о Нём=через Него).

Само видение Духа и глас Бога Отца относились не к Иисусу Христу только, как пред-ставляют Марк и Лука (Мк. 1:11; Лк. 3:22), и не к Иоанну, как дают разуметь Матфей и Иоанн (Мф. 3:16,17; Ин. 1:32), а ко всем людям, хотя быть может, бывшие здесь свидетелями крещения видели свет и не видели Святаго Духа, слышали глас и не разумели слов, как и в других случаях (Ин. 12:28,29; Деян. 9:7-22:9).

Примечание 1. Различие в форме выражений, в которой передаётся Евангелистами слышанный на Иордане глас Бога Отца (Сей есть Сын Мой - у Матфея и Ты еси Сын Мой - у Марка и у Луки) объясняется различием положения повествователей в отношении к слушателям и читателям. Святой Матфей, рассказывая о том, что было на Иордане и показывая мессианское значение Иисуса, говорит, что там слышался и голос Бога Отца, утверждающий, что Иисус был Сын Его возлюбленный.

Марк же и Лука передают событие, как оно происходило на Иордане, повторяя буквально сами слова Бога Отца. Разница могла произойти и от различия в рассказе первоначальных повествователей. Матфей слышал рассказ о крещении Иисуса Христа из первых уст (Иоанна или Самого Христа); Марк и Лука из вторых уст.

Примечание 2. Евангелист Иоанн (I, 28) указывает, что всё это было в Вифаваре, об он пол Иордана. Но все рукописи имеют: в Вифании. Ориген, не нашедши такого места по ту сторону Иордана, предложил читать Вифавара. Думают, что это два места на обоих берегах Иордана, одно против другого, из коих Вифавара=дом переправы, а Вифания (beth-aniah)=дом корабля; от которой впрочем нужно отличать Вифанию на Елеонской горе. Имя этой последней может означать, по другому словопроизводству (beth-hine), дом смоквей.

Примечание 3. Упоминание Евангелиста Матфея, что Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа, считая себя недостойным совершить над Ним это действие, - и рассказ Евангелиста Иоанна о том, что Предтеча до крещения не знал Мессии, - не представляют противоречия между собою, так как легко примиряются предположением, что Креститель знал Иисуса Христа, как человека благочестиваго, не нуждающегося в крещении покаяния; может быть, даже догадывался о Его мессианском назначении; но как пророк и посланник Божий, судил не по личному впечатлению и убеждению, не на основании слухов и мнений других людей, хотя бы то и самых достоверных, - а ожидал особого откровения Божия для удостоверения в том, что Иисус есть Христос.

И таковое действительно обещано было ему и дано в сошествии Святого Духа на крестившегося Иисуса. Этим указывается как важность свидетельства Иоаннова о Христе, как свидетельства откровеннаго свыше, так и высокое значение самого свидетеля истины, который удостоен был высочайшей чести своим указанием явить миру Того, Кого ожидали все народы.

Апостолы Пётр и Павел, сопоставляя крещение с потопом (1 Петр. 3:20,21) и с переходом Иудеев через море (1 Кор. 10:1,2), указывают на преобразовательное значение Ноя и Моисея по отношению к Иисусу Христу. Как Ной во время потопа приводит из древнего мира в новый и спасает только тех, которые вместе с ним в ковчеге прошли и - так сказать - крестились в водах потопа; и как потом Моисей спасает свой народ от рабства Египетского и приводить его к Земле обетованной, проведши Иудеев сквозь море и крестив их в разделённых водах моря; так Иисус Христос, проводя верующих в Него через воды крещения и Сам крестившись предварительно в Иордане, приводит Свой народ от древней греховной к новой благодатной жизни, от рабства диаволу к обетованным благам Небесного отечества.

Ещё ближе прообразует Иисуса Христа Иисус Навин, который и своим именем и переводом Иудеев через Иордан в самые пределы Земли обетованной указывает нам вождя спасаемых - Иисуса, Своим крещением в Иордане приведшего в Царство Небесное. - Святой Златоустый (беседа на Мф. 12:3) в явлении Духа Святого в виде голубине при крещении Христовом видит напоминание той голубицы, которая во время потопа принесла Ною масличную ветвь в знак избавления Рода Человеческого от бедствий и наступления на Земле мира.

«Здесь голубица, - говорит святитель, - хотя и не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подаёт благие надежды, ибо не одного человека выводит из ковчега, но всю вселенную возводит на Небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему Роду Человеческому».

Честно говоря, я совершенно не знал об этом споре, пока не приехал в Иорданию.
Израиль стоит на своем, убеждая паломников и туристов, что Христа крестили на современной территории их страны, Иордания же доказывает, что место крещения находится на восточном берегу реки Иордан...
Понятно, что этот вопрос имеет крайне важное значение для обеих стран по нескольким причинам. Во-первых, с религиозной точки зрения, во-вторых, с точки зрения привлечения туристов.
Как же все обстоит на самом деле? На каком берегу на самом деле Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа - на западном или восточном? И почему всегда местом крещения считался израильский Ярденит, а теперь возник спор и настоящим местом называют иорданский Вади-Харар?


2. На сегодняшний день река Иордан является границей между двумя странами - Израилем и Иорданией.
Причем отношения у них между собой, мягко говоря, не очень. Так что, помимо религиозной и туристической сторон спора добавляется еще и политическая. Ширина реки в этом почитаемом христианами месте составляет не больше 10 метров и паломничество идет и с той, и с той стороны. На фото выше вы видите, что между израильскими досками и иорданскими буйками всего пара метров - поднырнув с одной стороны, вынырнуть можно уже в соседней стране.
В этих условиях власти обоих государств, обеспечивая возможность паломничества, предпринимают особые меры безопасности и контроля во избежание незаконного пересечения границ двух недружественных государств. И с той, и с той стороны в месте омовения паломников постоянно присутствуют вооруженные пограничники и работники спецслужб.

3. У православных считается правильным три раза окунуться в воды Иордана, как это делается во время обряда крещения

4. Для омовения на месте продают специальные длинные белые рубашки. Стоят они около 20 долларов, но никто не принуждает совершать омовении только в них.
Гиды предупреждают, что можно и в своей одежде, но желательно, чтобы она закрывала торс и верхнюю часть ног

5. Многие окунаются в своей одежде

6. А кто-то и не прикрывая торс

7. Некоторые не окунаются в воду, а лишь трижды споласкивают лицо и руки.

8. Или друг друга

9. Взгляд с другого берега реки Иордан

10. Настоятель египетской коптской церкви приехал на омовение с группой египетских христиан.

11. Но вернемся к спору, о котором шла речь в начале поста...

12. С израильской стороны место паломничества называется Ярданит (или Эйзария) и открыто для посещения оно было еще в 1981 году. С тех пор поток желающих окунуться в воды святой реки в месте, где крестили Иисуса Христа, не иссякает ни на один день. Но.... В конце 90-х появилось одно НО. И оно на территории Иордании

13. В конце 90-х годов археологи обнаружили непосредственно место, где был совершен обряд крещения Иисуса Христа. Оно называется Вади-Харар и находится... с Иорданской стороны!
В сочинениях, написанных паломниками по Святым местам времен расцвета Византийской империи, часто упоминалась греческая колонна с крестом на вершине, обозначающая место крещения и установленная во времена раннего христианства. Международная группа археологов-библеистов заявила, что ей удалось обнаружить именно то место на реке Иордан, где Иоанн Креститель совершил обряд над Иисусом Христом. Было обнаружено, как полагают ученые, основание той самой колонны.

14. Археологи именно здесь нашли остатки 3-х церквей, названных в честь Иоанна Крестителя, а рядом, на берегу старого русла Иордана, именно на месте крещения Иисуса остатки церкви 5-6 в., построенной императором Анастасием. Почему старого русла? Все дело в том, что в V веке Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море. И находка была обнаружена на 40 метров восточнее берега Иордана.
Именно поэтому Иордания и утверждает, что правильным приезжать на паломничество именно на восточный берег, а не на западный. Получается, что несмотря на известный факт крещения на западном берегу, сейчас это место находится на восточном...

15. Вади-Харар находится в приграничной зоне, поэтому доступ туристических групп к нему под особым контролем. Подъезжая к святому месту, повсюду вы увидите пограничные ограждения, контрольные вышки и контрольно-пропускной пункт на въезде в туристический сектор.

16. После открытия археологами Вади-Харар в окрестностях построили свои храмы все христианские конфессии

17. Пункт проверки на въезде в Вади-Харар. Здесь гид передает пограничникам список группы, по которому на выезде он проконтролирует, что группа покинула пограничную зону в полном составе, никто не убыл и не прибыл

18. Сменный наряд пограничников готовит обед

19. От парковки к месту паломничества ведет аллея с навесом от солнца. Вокруг Вади-Харар иорданская пустыня и часто температура воздуха здесь поднимается до 40 градусов Цельсия и даже выше. Так что навес здесь совсем не лишний

20. Несмотря на окружающую пустыню и жару, вдоль аллеи можно увидеть цветы

21. Спуск к месту омовения

22. На месте старого храма, которое обнаружили по остаткам мозаики, построили греческую православную церковь

23. Внутри достаточно скромные росписи на стенах и небольшой иконостас...
Кстати, во всех пяти церквях, которые вырастали друг за другом на этом месте после того, как землетрясения разрушали предыдущую, не было алтарей, как положено по традиции, только выход к лестнице, ведущей к реке Иордан. Вместо алтаря здесь другое святое место - место крещения Иисуса Христа.....

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии