Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изготовление модели плота Кон-Тики. "Кон-тики": безумие дальнего плавания Не очень длинное вступление


Как выдающаяся жизнь становится не только историей, но и искусством. Кино о путешествии Тура Хейердала – том самом, когда он в 1947 году пересек на плоту Тихий океан. Зачем? Чтобы доказать, что инки могли колонизировать Полинезию. Мальчишество, сумасшествие, да? Но именно такие психи побеждают.

Схема судна, которое проплыло 8 тысяч километров.


(Кадры с сайта "Кинопоиск", да)
Норвежец Тур Хейердал с пятью товарищами отправились в плавание от западного побережья Южной Америки к Таити. Они отправились в путь на плоту, чертеж которого нашли при раскопках поселения древних инков…


«Кон-Тики» - назвали плот в честь Бога солнца инков. Он был сделан из 9 бальзовых деревьев, срубленных в джунглях Эквадора. Без единого гвоздя, разумеется!


Никто не верил, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали между собой пари. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.


Плот 28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо, а 7 августа через 101 день путешествия его прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Было пройдено около 8000 километров. Кино – том, как далось это. Шторм, акулы, киты-убийцы и необъятное звездное небо – такое путешествие не забыть и не повторить…

Трейлер фильма (а за трейлером еще кадры будут)

Плот в музее

А где-то даже монету выпустили...

Кто в детстве не вырезал из сосновой коры кораблик, чтобы отправиться на нем в путешествие по звонкому весеннему ручью? А ведь мальчишеское подспудное стремление построить модель корабля из коры повторяет мысль древнейших корабелов: это один из самых плавучих материалов. Блестяще подтвердил это норвежский антрополог Тур Хейердал в 1947 году.

В те времена еще безвестный ученый выдвинул гипотезу, что тысячи лет назад, на заре человечества, люди отважно пересекали океаны и моря, чтобы осваивать необжитые земли. Особенно заинтересовало Тура Хейердала то обстоятельство, что жители Американского континента - перуанцы и островитяне-полинезийцы - имеют много общего в укладе жизни, в языке. Но как могли древние пересекать Тихий океан, когда и в наши-то дни не все корабли приходят в порт назначения?

Туру Хейердалу было известно, что перуанцы пользуются плотами, построенными из бальзового дерева, которое имеет очень прочную и легкую - легче пробки! - древесину, напоминающую сосновую кору. Кстати, подобные суда встречаются и в древних наскальных рисунках.

После тщательных приготовлений Тур Хейердая построил плот из девяти крупных стволов бальзового дерева, которому и доверил свою и своих пяти спутников судьбу.

Отважные путешественники, влекомые течением Гумбольдта, отправились через Тихий океан. 101 день понадобился им, пока, наконец, они смогли воскликнуть: «Цель достигнута!» Цепочкой островов на горизонте была Полинезия. (Совсем недавно Тур Хейердал, ставший знаменитым путешественником, совершил еще один замечательный рейс: выйдя из Марокко на папирусной лодке «Ра-2», экспедиция, в которой участвовал и советский врач Юрий Сенкевич, достигла берегов Америки.)

Сегодня мы предлагаем нашим читателям модель плота Тура Хейердала «Кон-Тики», изготовленную моделистами из Германской Демократической Республики.

Она очень декоративна и экзотична. Материалом служит, как и при постройке прототипа, бальзовое дерево. Нужны также кусок кленового дерева для мачты, реев, руля, несколько сосновых планок для устройства волнореза и киля, солома, имитирующая плетеные стены каюты и настил палубы. Парус можно вырезать из тонкого холста.

Постройка не представляет особых трудностей, так что с нею справится, пожалуй, самый неопытный судомоделист.

Добрый день, коллеги!

При изготовлении данной модели не было использовано ни единого чертежа. Но этот факт совершенно нельзя расценивать как повод для утверждения, будто итог моих трудов получился далёк от оригинала - в основе моей работы лежали книга, фото- и видео материалы путешествия Тура Хеердала по Тихому океану. Эти источники предоставили исчерпывающие данные для постройки модели. Масштаб 1/65.

Как Вы уже поняли, модель построена не из какого-либо готового набора, а с нуля. Я постарался максимально детализировать плот, на сколько позволяли пока еще кривые руки (эта модель - моя первая, строительство которой удалось довести до конца). Сказку не открывал сознательно, т.к. до последнего не был уверен, что мне удастся привести весь процесс к его логическому завершению.

Отталкиваясь от исходных размеров оригинального плота и имеющихся в инете фотографий, удалось найти пропорции всех элементов модели: начиная от размеров хижины и заканчивая размерами реев и парусов. Не хочу углубляться в нюансы, но и замолчать один момент считаю недопустимым - фотоматериалы не в полной мере подтвердили описанный в книге Хеердаом процесс строительства плота.

При изготовлении модели постарался в полном объеме воспроизвести процесс создания оригинального плота Кон-Тики - корпус модели собран без единой капли клея, все держится за счет канатов (их узлы для надежности фиксировал каплей ЦА). Для основы плота покупались идеально круглые бревна, которые потом я постарался приблизить по виду к стволам бальзового дерева из которых этот плот и строился. Для этого в самом начале кругляк вымачивался в спирте, потом немного изгибался в различных плоскостях при помощи струбцин и в самом конце ему придавалась шероховатость. Помимо этого обработал торцы бревен для придания им более интересной фактуры (тут я немного переврал действительность - на оригинальном плоту линии распиловки бревен более ровные). После связки основа получилась очень прочной - канаты так крепко держали бревна, что их с большим трудом удавалось выгибать руками. Благодаря первоначальной деформации бревен, перья дополнительных килей вошли как родные. В довершении "бутерброда" плота в нужных местах палубы идут расщепленные бамбуковые жерди, укрытые сверху циновками. На приложенных фотках процесса сборки это наглядно показано. В промежутки между поперечными бревнами, как и подобает, уложил коробки с провизией. Каюсь: экипаж этого плота я оставил без воды, т.к. мне было лень делать с нуля канистры, которые потом никто не сможет увидеть...

Кстати, в общей сложности на плот ушло около 1,2 км нитей (чуть менее 6 катушек основного цвета + немного других. Из этих нитей делал канаты 4 типов - 0,29 (использовались для найтовки всяких разностей и кнопов на более толстых канатах), 0,44 (такелаж), 0,55 (для связки бревен основы плота и такелаж грота) и 1 мм (три ванты грота мачты).

Также постарался воспроизвести достоверный интерьер внутри хижины - сделал имитацию гитары, керосиновой лампы, книжных полок и самих книг (все видно на фотках процесса сборки). Единственное, не получилось разместить скатанные в трубки листы с картами в исходное место. Но ничего, пристроил их немного левее, после установки крыши содержимое хижины без фонарика вообще не видно, да и чтоб разглядеть даже с фонариком приходится втискивать нос практически внутрь дома).

Самое главное - в ходе экспедиции Кон-Тики на борту плота присутствовал наш брат-моделист Кнут Хаугланд - за время путешествия он собрал модель этого плота. На своей модели я изготовил и его модель - она располагается на ящике слева от входа в хижину (ее размер 5х5мм).

Единственный непонятый мной момент из сборки оригинального плота - это то, как крепился носовой борт. Канаты притягивают его к конструкции плота (в горизонтальной плоскости), но что его держит и не дает упасть ниже (вертикальная плоскость) я так и не сумел разобраться. Поэтому нос - это первая деталь, которая держится исключительно благодаря клею, а не привязана канатами. Но и про канаты я не забыл, они расположены на своих законных местах и вроде как выполняют возложенную на них функцию.

При сборке не обошлось и без косяков:

1. При изготовлении бизань мачты не перепутал рангоутные деревья и в месте их пересечения правое получилось ближе к носу, а должно быть левое;

2. Возможно, использовал неверную древесину для грот мачты. В книге говорится про мангр, а на всех фотках стволы светлые;

3. Мангр должен быть (если вообще должен) только от палубы до марсовой площадки (назовём так для понимания седушку на крестовине мачты), а выше - бамбук. Первую мачту сделал по этому рецепту, но она оказалась неверного размера и ушла в утиль, а на второй я уже забыл про бамбук и сделал все из одной древесины;

4. На главной палубе я сделал всего 3 циновки, а в оригинале должно быть 4;

5. Блоки на которых крепится бизань выглядят переразмерными, но меньше я их просто физически не смог сделать без спец инструмента - у меня они 4 мм;

6. Недостаточный натяг шкотов блинда и грота по левому борту - следствие надутия парусов;

7. Паруса я "надул" очень красиво. Но в итоге пришлось выбирать либо оставить это надутие, либо все шкоты будут с провисом. Выбор сделал в пользу натяга нитей, что в значительной мере нивелировало пузатость парусов.

PS: извиняюсь на "многабукф". Изначально рассказ был написан лишь до середины на 4 листах. Ужал его как смог.

Спасибо за внимание, готов ответить на все Ваши вопросы!

С уважением, Дмитрий.

Описание проекта


1. Не очень длинное вступление

Ни один настоящий исследователь не настаивает на окончательных и бесповоротных выводах из своих исследований. Скорее всего, к таковым можно было отнести и знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала.

Его научно-исследовательская деятельность после службы в норвежском спецназе была направлена на доказательство гипотезы о возможности переселения южноамериканских индейцев на примитивных плавательных средствах на острова Полинезии. При этом, как утверждается, древние мореплаватели преодолевали расстояние более пяти тысяч километров по океану… Судя по словам Хейердала, гипотеза возникала на заднем плане в сознании ученых довольно давно, но решающим фактором, препятствующим ее введению в научный оборот, было отсутствие у тогдашних южноамериканских индейцев надлежащих плавательных средств.

Тур Хейердал обратил внимание на произрастание в южноамериканских лесах легкого дерева бальса. Этот факт и послужил ему основанием для формулирования им гипотезы о переселении индейцев в Полинезию на бальсовых плотах после преодоления ими расстояния более пяти тысяч километров через Тихий океан. При этом решающей социологической причиной переселения должен был быть внезапно наступивший природный катаклизм либо же внезапное нападение сильных и могущественных врагов.

В 1947 году состоялось его знаменитое плавание на гигантском плоту «Кон-Тики», сделанном из бальсовой древесины. Участники международной экспедиции достигли желаемых островов Полинезии в Тихом Океане, что, с точки зрения Тура Хейердала организатора, оказалось экспериментальным доказательством гипотезы успешного переселения южноамериканских народов на острова Полинезии. Весь процесс как изготовления плота, так и плавания на нем описан в книге его авторства «Путешествие на «Кон-Тики»». Эта книга и многие другие его авторства переведены на многие языки мира, в том числе и на русский.


Как описано в упомянутой книге, сам плот был сделан из бальсовой древесины, произрастающей в лесах Эквадора. Стволы деревьев были спилены с помощью современных железных инструментов (правда, как следует из его книги, с большим трудом). Далее отдельные материалы были доставлены на побережье, и там из них был собран плот.

Давайте на этот плот посмотрим чуть подробней и подумаем, какими технологиями для его построения должны бы были обладать его строители (сам рисунок взят с сайта http://hobbyarea.ru/article_info.php?tPath=5&articles_id=33%29)

Из рисунка видно, что при строительстве плота были использованы:
- бальсовое дерево
- мангровое дерево
- сосна
- бамбук
- парусина
Тем самым, строители плота должны были обладать следующими технологиями:

Умение обрабатывать бальсовое дерево

Умение обрабатывать мангровое дерево

Умение обрабатывать сосну

Умение обрабатывать бамбук


Умение выращивания льна или конопли и умение изготовления из них полотна, а также умение изготовления из полотна паруса.

При этом еще автоматически возникало требование для местности, где этот плот должен был быть изготовлен: индейцы должны были знать о местах произрастания каждого из перечисленных представителей растительного мира. Эти места произрастания должны быть расположены недалеко друг от друга, в противном случае индейцы могли бы просто уйти по суше в другую местность, и плавание через океан им бы просто не потребовалось.

Далее. Для изготовления судов необходимо древесные материалы обработать, а для этого нужны инструменты: топоры, пилы, свёрла. Такие инструменты могли быть каменными или металлическими. Как те, так и другие, нужно было уметь изготавливать и использовать.

Что касается каменных инструментов, то они могли быть изготовлены из строго ограниченного набора камней. В общем случае, для археологов и реконструкторов истории человечества процесс изготовления инструментов из подручных материалов, каменных или костяных, всегда представлял собой нелегкую задачу. Сам исходный природный материал для таких инструментов должен был быть легко находим и легко обрабатываем.

Нечто аналогичное можно сказать и о металлических инструментах: для их изготовления нужно, чтобы была руда, причем в неглубоких местах залегания, и к тому же легкоплавкая. Иначе металлических инструментов не изготовить.

Одним словом, организаторы данного проекта считают, что представленное в книгах Тура Хейердала его научное наследие должно быть осмыслено заново. Их мнение: представленная научная логика Тура Хейердала имеет недостатки со следующих точек зрения:


С точки зрения наличия природных средств для изготовления инструментов, в частности, с точки зрения минералогии и металлургии

С точки зрения социологии – попытка проверки возможности для высокоразвитого племени просто в случае опасности уйти от врагов в горы, не предпринимая при этом плавания сквозь воды Тихого Океана

2. Описание предлагаемого проекта


При исключении любой металлургии из процесса изготовления бальсового плота было бы логично предположить его изготовление с помощью инструментов, сделанных из более примитивных металлов (свинец, бронза) или просто с помощью каменных или костяных инструментов.


Исходя из этого, наибольшую научную ценность принесла бы экспедиция, которая в себе сочетала бы два процесса:

Процесс изготовления инструментов для изготовления бальсовых плотов

Сам процесс изготовления бальсовых плотов с помощью этих инструментов

Последний процесс изготовления самих бальсовых плотов, в свою очередь, разбивался бы на следующие этапы:

Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу*

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому он мог бы быть к океану доставлен

Процесс обработки древесины до состояния готовности к ее вязке в уже готовый плот

Процесс изготовления вяжущих материалов (веревок), опять же, из доступного сырья (традиционная версия молчит, из чего делались паруса при отсутствии льна или конопли, традиционных материалов)

Завершающий процесс изготовления плота из уже готовых материалов


* - (как примечание): сам Хейердал отметал возможность изготовления плавательных средств из бальсового дерева, поваленного во время бурелома, так как его древесина быстро бы набухала, набирала вес, теряла легкость и становилась бы непригодной для использования в качестве материала для плота

Процесс изготовления инструментов должен проистекать из местного подручного сырья строго по рекомендациям знатоков местных полезных ископаемых. Именно наличие удобных материалов для изготовления инструментов должно быть определяющим фактором для первого этапа экспедиции.

Сами инструменты должны быть изготовлены на глазах у подавляющего большинства (если не у всех) членов экспедиции.


Процесс повала бальсовой древесины в тропическом лесу (спиливания или рубки) должен проистекать строго с использованием лишь тех инструментов, что были изготовлены самими участниками на первом этапе. Иными словами: если удалось сделать бронзовый топор – с помощью бронзового топора, если удалось сделать лишь свинцовый – с помощью свинцового топора, если удалось сделать костяную или каменную пилу либо топор – с помощью этой пилы или этого топора. Таким же образом должен проистекать процесс ее обработки.

Процесс ее транспортировки до побережья или берега водоема, по которому материал мог бы быть к океану доставлен, также должен проистекать строго с использованием технологий, доступных человеку на самом примитивном этапе развития человечества. Он может проистекать с использованием вьючных животных, обитающих в этом регионе.

Процесс изготовления вяжущих материалов должен выглядеть абсолютно аналогично – строго из материалов, доступных в данной местности. Т ак же, как и процесс изготовления паруса.

На последнем этапе участники экспедиции уже завершат изготовление плота путем его монтажа из ранее заготовленных материалов.

3. Осмысление полученных результатов

Если на каком-либо из этапов какая-либо из технологических операций оказалась бы невозможной, это послужило бы сигналом для отказа от дальнейших этапов экспедиции и провозглашения необходимости научной коррекции результатов Тура Хейердала и оповещения об этом всех интересующихся

Бальсовый плот «Кон-Тики»

Когда конкистадоры Франсиско Писсаро в 1526 г. готовились отправиться в свое второе плавание от Панамского перешейка на юг, в направлении Перу, одно из судов экспедиции несколько отделилось от главных сил и отправилось на разведку в сторону экватора. Когда оно достигло северных районов современного Эквадора, испанцы заметили в море судно, шедшее им навстречу под парусом. Это оказался большой бальсовый плот, направлявшийся на север. На плоту находилось 20 человек, а его груз составлял 36 тонн. По словам одного из испанских моряков, плоский плот имел бревенчатую основу, покрытую тростниковой палубой. Она была приподнята настолько, что груз не смачивался водой. Бревна и тростник были крепко связаны веревкой из растительного волокна. Особенно удивили испанцев паруса и такелаж плота: «Он был оснащен мачтами и реями из очень хорошего дерева и нес хлопчатобумажные паруса такого же рода, как наш корабль. Отличные снасти сделаны из упомянутого генекена, который напоминает пеньку; два камня, подобных мельничным жерновам, служили якорями».

Так европейцы познакомились с необычными судами, широко использовавшимися у западного побережья Южной Америки. Впрочем, слышать о них испанцам доводилось и ранее – от индейцев Панамы. Они рассказали Васко Нуньесу де Бальбоа – первому европейцу, увидевшему Тихий океан – о могущественном государстве на юге, жители которого отправляются в плавание на судах под парусами и с веслами, по величине лишь немного уступающих испанским кораблям. До нас дошли описания плотов, которые инки использовали даже для очень дальних плаваний. Все они делались из нечетного количества бревен, и самые большие могли перевозить до 50 человек (включая тяжеловооруженных испанских воинов) и несколько лошадей.

Хронист отмечал: «Самые большие плоты перуанских индейцев, живущих вблизи лесов, скажем, в портах Паита, Манта и Гуаякиль, состоят из семи, девяти и даже большего количества бревен. Вот как их делают: лежащие рядом бревна связывают лианами или веревками, которые захватывают также другие бревна, положенные поперек. Среднее бревно в носовой части длиннее остальных, дальше в обе стороны от него укладывают более короткие бревна, так что видом и соотношением они придают носу плота сходство с пальцами кисти руки, а корма ровная. Поверх бревен кладут настил, чтобы вода, которая проникает снизу в щели между бревнами, не намочила людей и одежду». На плотах устанавливалась «надстройка» (хижина из бамбука), на корме предусматривалось специальное место для приготовления пищи. Для управления плотом и маневрирования индейцы использовали гуары – длинные широкие доски, просунутые в щели между бревнами, аналог появившихся намного позднее европейских швертов.

«Кон-Тики»

В ХХ в. исследователи, занимавшиеся историей заселения островов Тихого океана, обратили внимание на странное обстоятельство: многие растения, культивировавшиеся полинезийцами, происходили из Южной Америки. Возникли даже теории о том, что заселение островов шло не из Азии, а именно с американского материка. Правда, затем эти теории были признаны несостоятельными, но вероятность контактов южноамериканских индейцев с Полинезией выглядела вполне реалистичной. Однако существовали большие сомнения: способен ли бальсовый плот совершить столь дальнее плавание? Не утонет ли он, когда бревна пропитаются морской водой? Как будет вести себя «примитивное» сооружение во время шторма?

Одним из энтузиастов, отстаивавших теорию о контактах индейцев и полинезийцев, был норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал. Обобщив имевшуюся в его распоряжении информацию, он решил отправиться в плавание через Тихий океан на бальсовом плоту. Ему удалось заручиться поддержкой президента Перу, который в начале 1947 г. дал «добро» на постройку плота в военном порту Кальяо.

В честь героя индейских преданий плот получил название «Кон-Тики» («Kon-Tiki»). Он состоял из девяти бальсовых бревен, причем – как полагалось в соответствии с древними традициями, – центральное было самым длинным, а крайние – самыми короткими. Поверх них с интервалом в метр укрепили тонкие поперечные бревна, на которые настилалась палуба из расщепленных бамбуковых стволов, сверху покрытая циновками. Посреди плота, немного ближе к корме была сооружена небольшая открытая каюта из бамбуковых ветвей, а перед ней установлена А-образная мачта из мангрового дерева. Большой четырехугольный парус (на нем штурман экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал изображение Кон-Тики) крепился к рею, изготовленному из двух бамбуковых столов. В носу имелся небольшой фальшборт для защиты от волн. Наибольшая длина сооружения составляла 13,5 м, ширина – 5,5 м. Экипаж состоял из пяти норвежцев и одного шведа.

Плавание началось 28 апреля 1947 г., причем из порта Кальяо «Кон-Тики» на 50 миль отвел буксир перуанского флота «Гуардиан Риос». После того как плот достиг течения Гумбольдта, началось его самостоятельное плавание. Управлять плотом путешественники собирались с помощью гуаров и закрепленного на корме рулевого весла. Из-за отсутствия опыта получалось это не всегда удачно, «Кон-Тики» оказался недостаточно маневренным. Зато, по словам Хейердала, бальсовый плот «…качало не очень сильно. Он держался на волнах гораздо устойчивее, чем любое судно такого же размера». Постепенно удалось решить проблему управления, научившись пользоваться гуарами.

Морская стихия несколько раз проявила свой крутой нрав, но по-настоящему опасный случай был всего один – падение человека за борт. Спасти Германа Ватцингера удалось лишь чудом. 30 июля мореплаватели увидели землю: плот миновал самый крайний остров архипелага – Туамоту. Полинезии достичь удалось, но оставалось решить еще одну весьма непростую задачу: пристать к берегу, не разбившись о рифы. В начале августа, несмотря на попытки островитян оказать команде Хейердала помощь, подойти к острову Ангатау не далось. В конце концов, плот оказался выброшен на риф у крошечного необитаемого островка на 101 й день плавания – 7 августа. К счастью, никто из команды серьезно не пострадал. Через несколько дней путешественников нашли полинезийцы и переправили на обитаемый остров Роироа, а плот во время высокого прилива перетащили в лагуну. Затем Тур Хейердал и его отважные спутники отправились на Таити, а оттуда – в Европу. Попал туда и «Кон-Тики», доставленный на палубе норвежского грузового судна. Ныне он занимает почетное место в посвященном ему музее в Осло.

Книга Хейердала «Путешествие на "Кон-Тики"» была переведена на множество языков, снятый во время плавания фильм в 1951 г. получил Оскар как лучшее документальное кино. Впоследствии было предпринято еще несколько удачных плаваний на бальсовых плотах от берегов Южной Америки в Полинезию. Теория о контактах народов, населяющих эти части света, получила немало подтверждений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Изготавливаем садок для рыбы в домашних условиях Большой садок для рыбы своими руками
Как сделать садок для рыбы своими руками?
Мультипликаторная катушка для ультралайта