Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Левый берег невы. Экспедиция на ст. Теплобетонная. Достопримечательности и развлечения

Невский район находится на юго-востоке и представляет собой вытянутую территорию, расположенную сразу на двух берегах Невы - левом и правом. «Левобережный» и «правобережный» Невский район настолько же непохожи друг на друга, насколько объединены между собой.

Невский район - это Веселый Поселок, с царских времен и по наши дни имеющий нехорошую славу, это промышленные зоны Обухово, современный Вантовый мост - спасение питерских автомобилистов в период ночной разводки мостов. Это новостройки и «сталинки», огромная Центральная библиотечная сеть и фабричные трубы. Здесь шли бои в Великую Отечественную войну, здесь родился адмирал Колчак, здесь на Обуховском заводе отливались первые российские пушки. Мы расскажем вам об истории этого района и о том, чем он примечателен.

Промзона Обухово

Панорама новостройки

Вантовый мост

Территория Невского района включает в себя множество исторических областей, упоминание о которых встречается в исторических документах одновременно с той датой, когда на берегах Невы был построен город Петра. Это и упомянутый выше Веселый Поселок, и Сосновка, и Уткина заводь, и Станция Нева на правом берегу, и Усть-Славянка, Александровка, Мурзинка, Рыбацкое, Смоленское, Белевское поле и Щемиловка на левом.

Годом рождения Невского района можно считать 1724-й год: именно тогда царь Петр I решил строить Шлиссельбургский тракт, который связал молодую столицу российской империи с Архангельском. Вдоль дорог всегда кипела жизнь, да и император, желавший как можно быстрее заселить Петербург, старался, чтобы берега Невы не пустовали.

Несмотря на то, что в 18-м и начале 19-го века здесь были построены несколько дач влиятельных аристократов (Румянцевых-Задунайских, Вяземских, Куракиных), все же район сформировался как рабочая окраина: здесь были и есть сконцентрированы самые крупные предприятия города: Обуховский, Императорский фарфоровый завод, функцинирующие и в настоящее время. Советское правительство после прихода к власти в 1917-м году менять ничего не стало, а, наоборот, добавило: заводов стало больше, рабочих тоже.

В своих границах район находится со второй половины прошлого столетия: «соседями» его являются Центральный, Фрунзенский, Красногвардейский и Колпинский районы, а также Всеволожский район Ленинградской области. Как и все окраины Питера, Невский район медленно, но верно «ползет» за городскую черту, захватывая все новые и новые области. Здесь идет активная застройка, а администрация района делает все возможное для того, чтобы изменить облик района: Невский исторически считается не самым уютным и благополучным местом для проживания в Санкт-Петербурге.

Территория района - это 62 квадратных километра, на которых, по данным переписи 2010-го года проживает около 500 тысяч человек. Транспортное сообщение представлено семью станциями метро: это — «Рыбацкое», «Обухово», «Пролетарская», «Елизаровская» и «Ломоносовкая» («зеленая» ветка на левом берегу Невы), и «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенка» («коричневая» ветка на правом берегу). Также в районе находятся три моста - это Финляндский железнодорожный мост, металлическое сооружение, по которому ежедневно проходят товарные составы, упомянутый выше Вантовый, а также Володарский мост. Добраться сюда можно также и по мосту Александра Невского, который, несмотря на то, что расположен на территории другого райна Питера, очень часто используется именно для того, чтобы доехать на левый или правый берег Невского района.

Наземный общественный транспорт - автобусы, маршрутки, трамваи, троллейбусы и электрички - на сегодня является в Невском районе одним из самых неудобных. Сказывается общая для всего Петербурга проблема: слишком плотный автомобильный траффик и пробки. В час пик и в период массового выезда из города или, наоборот, въезда в него (выходные, праздники и дачный сезон) здесь стоят мосты, стоят набережные, стоят транспортные развязки для въезда на КАД. Основные магистрали района: проспект Обуховской Обороны, Шлиссельбургский проспект, проспект Большевиков, Товарищеский, Дальневосточный и несколько других крупных улиц района также не справляются с потоком машин.

В последнее время все чаще в администрации города и непосредственно в муниципальном совете Невского района поднимается вопрос о перехватывающих парковках. Некоторые из них уже были задействованы в качестве эксперимента рядом со станциями метро «Проспект Большевиков» и «Пролетарская», но все же основной проблемы они пока не решают.

Недвижимость в районе очень разная. На левом берегу Невы, в так называемых «рабочих» районах находится множество некомфортных многоквартирных домов: довоенных и послевоенных, реконструированных во время советской власти фабричных общежитий. Широко представлен «хрущевский» и «сталинский» фонд. Чем дальше на юг, тем больше появляется «старых» новостроек, в основном, 137-й серии, а также кирпичных «точечных домов». За ними располагаются более новые дома: 611-я, 628-я серия и другие. На самой окраине на сегодня строятся новые жилые комплексы класса эконом, рассчитанные, в основном, на молодые семьи: процент однокомнатных квартир и квартир-студий в таких многоэтажках составляет до 60-70%.

Рабочие кварталы

Жилой комплекс

В отличие от левого, правый берег - более «спальный». Здесь гораздо меньше предприятий и промышленных территорий, а больше жилых домов и всей прилагающейся к ним инфраструктуры: супермаркетов, торгово-развлекательных центров, школ, детских садов. В этой части района чище воздух и больше зеленых насаждений, здесь гораздо охотнее покупают и сдают в аренду недвижимость.

Недвижимость, за исключением нескольких многоэтажных жилых комплексов класса комфорт, расположенных на набережной (вид на воду в Санкт-Петербурге всегда очень ценится), в Невском районе недорогая: сказывается неблагоприятная экологическая обстановка, транспортные неудобства и удаленность от центра. За коммунальные услуги в среднем здесь приходится платить от 1500 до 2500 рублей в месяц в зависимости от местоположения и потребления электричества, воды и других «благ цивилизации».

Экология района

Это самый крупный промышленный район Санкт-Петербурга, со всеми вытекающими отсюда последствиями - экологический фон здесь плохой. Пробки и выхлопные газы автомобилей на крупных магистралях, выбросы в атмосферу вредных веществ: в Невском районе очень загрязнен воздух. Оказывают влияние и железные дороги, и расположенные на территории района «тяжелые» производства: пивоваренные заводы «Хейнекен» и «Вена», химическая промышленность «Реактив», «Невская косметика», «Пигмент», огромный Ломоносовский фарфоровый завод. Некоторые из этих предприятий настолько опасны для здоровья, что по закону вокруг них создается зона отчуждения, составляющая до 300 метров. Воздух здесь «насыщен» углеводородом - более 17% от всех подобных выбросов на территории Санкт-Петербурга приходится именно на Невский район.

Загрязнены и почвы, и грунтовые воды - практически нигде в районе нет зон, где показатели бы были на уровне нормы, зато тяжелых металлов: свинца, хрома, кобальта и никеля есть в избытке. Есть области и с неблагоприятным радиационным фоном: он превышает 12-14 микрорентген в час.

Все это в сочетании с очень небольшим количеством зеленых зон дает плачевный результат. На окраинах района часто возникают несанкционированные мусорные свалки. Именно плохая экология района является препятствием для строительства здесь элитной дорогой недвижимости.

Зелень есть только в самых отдаленных новых кварталах: в Мурзинке, где также находится культурно-архитектурная достопримечательность «дача Куракина», и в Рыбацком. Некоторые насаждения создавались специально застройщиками, и на сегодня эти области выглядят гораздо более привлекательно и уютно, нежели остальные довольно унылые области района.

Население района

В районе, как уже было упомянуто выше, проживает около полумиллиона человек, и их численность постоянно растет. Несмотря на все свои недостатки, район является довольно привлекательным для людей среднего достатка: здесь просто найти работу, снять или купить недорогое жилье, в районе есть вся необходимая инфраструктура. В Невском районе с удовольствием селятся молодые семьи, а также приезжие из Ленинградской области и других регионов России. Отмечается и рост количества мигрантов, как легальных, так и нарушителей миграционного законодательства.

Социальный состав жителей Невского района довольно однороден: в большинстве своем - это представители рабочих и технических специальностей. Район стремительно «молодеет» за счет притока новых жителей, смертность здесь, по последним данным, превышает рождаемость.

Муниципальное разделение

Карта Невского района

В настоящее время в состав Невского района входят 9 муниципальных округов. Это - Невская застава, Ивановский, Обуховский, Рыбацкое, муниципальные округа №№ 53 и 54, Невский, Оккервиль и Правобережный.

Невская застава (муниципальный округ № 49) - это левый берег, район станции метро «Елизаровская». По данным переписи населения в Санкт-Петербурге за 2010-й год, здесь проживает чуть менее 30 тысяч человек. Это старинная историческая область - именно здесь когда-то была установлена застава на Шлиссельбургском тракте, отсюда и название — «Невская застава». Границы округа проходят по реке Неве от набережной Обводного канала до улицы Крупской, затем до Октябрьского электроремонтного завода и железной дороге снова до набережной Обводного канала.

Это район промзон, ветреный, грязный и неуютный. Жить здесь неудобно, многие жилые кварталы доступны только пешком. Недвижимость - это, в основном, сталинские и хрущевские дома, требующие реконструкции, немного довоенных и послевоенных построек. Здесь множество общежитий, нуждающихся в реконструкции, нерасселенных коммунальных квартир и аварийных строений. Стоимость квадратного метра, однако, не самая дешевая по Петербургу: можно найти предложения от 2000 долларов за квадратный метр.

Ивановский (муниципальный округ № 50) - левый берег, район станции метро «Ломоносовская» с населением, согласно переписи от 2010-го, в 28 тысяч человек. Это сравнительно небольшая территория на левом берегу Невы, ограниченная, кроме реки, железной дорогой, бульваром Красных Зорь и улицей Крупской.

Недвижимость представлена, в основном, сталинским фондом и хрущевками. Вообще, округ был бы относительно комфортным для проживания, если бы не «гигантомания» — огромные дома, широкие улицы, длинные кварталы: здесь как будто специально все сделано для того, чтобы человек себя чувствовал маленьким и бессильным. Кроме метро, транспорт представлен троллейбусами и трамваями. Жилье здесь чуть-чуть подороже, однако, по оценкам риэлторов, большим спросом не пользуется - можно найти предложения по 2000-2200 за квадратный метр.

Обуховский (муниципальный округ № 51) - левый берег, когда-то здесь был рабочий поселок Обухово, образованный вокруг крупнейшего предприятия Санкт-Петербурга: металлургического Обуховского завода, и во второй половине 20-го века, в 1963-м году, присоединенный к городу. Жители округа пользуются станциями метро «Пролетарская» и «Обухово». Есть и железнодорожное сообщение - станция «Обухово». Здесь проживает около 45 тысяч человек, границы его проходят по Прямому проспекту от бульвара Красных Зорь до территории «Куракиной дачи», затем по Неве до территории Обуховского завода и проспекта Обуховской Обороны, до Запорожской улицы и по ней до улицы Грибакиных, далее до Обуховского путепровода и железнодорожных путей Московского направления, до проспекта Александровской Фермы и улицы Кибальчича, затем снова замыкается на бульваре Красных Зорь и его точки пересечения с Прямым проспектом.

Здесь расположены как гигантские промышленные зоны Обуховского завода, так и живописный сад «Куракина дача» и «старые» многоэтажные новостройки. С транспортом все в порядке - две станции метро, множество крупных улиц и проспектов, железная дорога делают эту область привлекательной для жилья. Тем более, что оно совсем недорогое: на вторичном рынке можно найти цены от 1800 долларов за квадратный метр.

Рыбацкое (муниципальный округ № 52) - левый берег, район станции метро «Рыбацкое», население насчитывает чуть более 55 тысяч человек. Границы округа - это: проспект Обуховской обороны от Запорожской улицы до Чернова, река Нева от Чернова до улицы 9 Января, улица 9 Января, дорога Усть-Ижора-Усть-Славянка, территория Колпинских очистныхъ сооружений, железнодорожные пути на Волховстрой, депо метро «Рыбацкое», железнодорожные пути Московского направления, улица Грибакиных и проспект Обуховской Обороны до Запорожской улицы.

За исключением территорий, принадлежащих к депо, к очистным сооружениям, предприятиям, расположенным в черте округа, и железнодорожным развязкам, это жилой район, с большим количеством многоэтажных домов, большинство из которых было построено в прошлом веке. Удаленность от центра города и некоторая обособленность, с одной стороны, препятствуют развитию округа, с другой стороны, создают здесь предпосылки для дополнительных инвестиций в строительство: все же здесь чище, зеленее и уютнее, чем в других муниципальных округах Невского района. Вблизи черты города последнее время даже начали строить малоэтажные жилые комплексы и таунхаусы - верный признак развития рынка недвижимости. Предложений по округу можно найти много, самые экономичные, в «хрущевском» фонде - это 1500 долларов за квадратный метр, более дорогую недвижимость можно купить по цене от 2100-2200 долларов за кв.м.

Муниципальный округ № 53 - правый берег, территория, ограниченная Невой, улицами Тельмана и Крыленко. На 2010-й год здесь проживает более 58 тысяч человек населения. Когда-то на этой территории располагались поселки Сосновка, Русановка, Уткина заводь, Новосаратовка и Веселый Поселок. Метро рядом нет, жители могут пользоваться станцией метро «Проспект Большевиков», а также «Ладожской» и «Новочеркасской», расположенными вне Невского района. До любой из них нужно довольно долго ехать на общественном транспорте.

Основные жилые кварталы расположены вдоль улицы Народной и Дальневосточного проспекта. Большую часть территории округа занимают предприятия и промышленные зоны. Добираться сюда неудобно, жить - не очень спокойно, в округе зафиксирован довольно высокий уровень уличной преступности. Недвижимость - в основном, «старые» новостройки, многие из которых нуждаются в реконструкции. Цены также невысоки, от 2000 долларов квадратный метр жилья.

Муниципальный округ № 54 - правый берег. Округ ограничен Невой, улицами Тельмана, Крыленко, Дыбенко и железнодорожными путями. Отсюда ближе к станции метро «Дыбенко», до него можно добраться автобусом, трамваем или маршруткой. В округе проживает около 64 тысяч человек. Это «спальный» район новостроек, в большинстве своем однотипных и довольно унылых.

Округ может похвастаться достаточно развитой инфраструктурой: здесь есть все необходимое - гипермаркеты, продуктовые магазины, детские дошкольные и лечебные учреждения. Недалеко до КАД и ближайших пригородов Санкт-Петербурга. Недостатком является транспортный дискомфорт: помимо того, что до метро нужно добираться на наземных видах общественного транспорта, здесь нередки пробки и плотное движение. В округе также не совсем благоприятная криминальная обстановка, несмотря на отсутствие предприятий, атмосфера и почвы загрязнены. Недвижимость, впрочем, подороже, строится и первичное жилье: от 2300 долларов за квадратный метр.

Невский (муниципальный округ № 55) - правый берег, население примерно 64 тысячи человек. Границами округа считается река Нева по Финляндскому ж\д мосту, железная дорога Новый Порт - Ручьи, Дальневосточный проспект, улица Коллонтай, проспект Большевиков и улица Дыбенко. Ближайшие станции метро - это «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко».

Преимуществами округа является его сравнительная близость к мостам и центру города, недостатки общие для всего района: загазованность, отсутствие зелени, транспортные неудобства и неблагоустроенность. Здесь можно найти квартиры в сталинских домах хорошей планировки по сравнительно недорогой цене: от 2200 долларов за квадратный метр. Есть и более экономичные предложения, на рынке же первичного жилья стоимость недвижимости несколько выше. Впрочем, строительство в округе не так активно, как могло бы быть.

Оккервиль (муниципальный округ № 56) — «спальные» кварталы у станции метро «Дыбенко». Здесь проживает более 60 тысяч человек, и население с каждым годом все увеличивается за счет того, что в округе постоянно строятся новые дома, люди покупают квартиры и переезжают. Свое название округ получил из-за речки Оккервиль, которая протекает на его территории и на территории рядом находящегося Красногвардейского района. Округ ограничен городской чертой от улицы Коллонтай до Дыбенко, затем проспектом Большевиков до его пересечения с Коллонтай, и по этой улице замыкается вновь на ее пересечение с городской чертой.

Это, действительно, окраина. Здесь проходит граница с Ленинградской областью (Всеволожский район). Добираться из центра долго и неудобно, зато здесь зелено и в последнее время относительно спокойно. Цены на недвижимость очень разные, все зависит от «статуса» дома и качества жилья: от 2000 до 3000 долларов за квадратный метр.

Правобережный (муниципальный округ № 57) - также район плотной многоэтажной застройки вокруг станции метро «Проспект Большевиков». На 2010-й год здесь проживает околоо 6 тысяч человек. На территории округа находятся такие объекты общегородского значения как Ледовый дворец и Ладожский вокзал.

Здесь ведется активная застройка, каждый квартал сдается в эксплуатацию новое жилье, в основном, эконоом класса. Купить квартиру в округе может даже человек со средним достатком: предлагается множество ипотечных программ и рассрочка. Цены: от 2100 до 2500 долларов за квадратный метр.

Инфраструктура

В районе осуществляется множество инноваторских программ по реконструированию промзон, созданию технопарков, перехватывающих парковок, по уплотнению уже существующей застройки. Дело в том, что территории Невского района использованы практически на 80%, что делает необходимым искать альтернативные методы развития. Так уже создается проект жилого квартала между Дыбенко, Товарищеским проспектом, улицей Подвойского и проспектом Большевиков. Рядом со станцией метро «Улица Дыбенко» тоже разрабатывается оригинальный план застройки более чем 30-ти гектаров земли.

Строительство в Невском районе

В Невском районе насчитывается более 50 средних общеобразовательных школ, а также учреждений среднего профессионального образования, из которых можно выделить Невский машиностроительный техникум, Пожарно-спасательный колледж, некоторые подразделения Военной академии имени Макарова и Университета путей сообщения.

Пожарно-спасательный колледж

Из учреждений высшего профессионального образования в Невском районе находится одно из зданий Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича, Юридическая академия и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

В Невском районе создана уникальная сеть, объединяющая все 13 библиотек района. Это современная система, позволяющая читателям быстро найти необходимую книгу и получить ее во временное пользование. Также здесь находится несколько поликлиник, больниц и роддомов, а также огромная многопрофильная Александровская больница, принимающая пациентов со всего Санкт-Петербурга.

В начале нулевых стартовал проект по модернизации и перестройке делового квартала «Бизнес-Сити» на набережной Обводного канала. В настоящее время это один из самых крупных комплексов коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге. Здесь располагаются более 40 тысяч квадратных метров офисных и складских помещений.

Бизнес центр

На территории Невского района находится также большое количество гипермаркетов, торговых зон, продуктовых магазинов и рынков. Здесь есть «Патэрсон», «Лента», «Окей», несколько больших строительных торговых площадок, практически у каждой станции метро есть торговый центр, где можно купить одежду и обувь ведущих европейских марок casual.

Также Невский район является одним из стратегических транспортных узлов Санкт-Петербурга. Через территорию района проходит Октябрьская железная дорога: две ветки и 8 станций. Неподалеку, в Красногвардейском районе у станции метро «Ладожская» располагается Ладожский железнодорожный вокзал, что также оказывает влияние и на инфраструктуру Невского района.

Ладожский вокзал

По берегам Невы в районе находятся грузовые и пассажирские речные причалы, а также Речной вокзал Санкт-Петербурга, принимающий и отправляющий суда по реке Неве.

Речной вокзал

Предприятия и работа в районе

Невский район - это более 12 тысяч различных предприятий. Наиболее крупными являются, конечно же, Обуховский завод, когда-то во многом определивший лицо района, Стекольный и Императорский фарфоровый заводы, также имеющие длинную и интересную историю, Пролетарский завод, комбинат по производству технического сукна, Невский завод, различные предприятия химической промышленности, Хлебный комбинат имени Кирова… Перечислять можно бесконечно, многокилометровые промзоны одновременно убивают экологию района и делают эту административную единицу одной из самых богатых и самых важных для развития Северной столицы.

Фарфоровый завод

Обуховский завод

Промышленные предприятия реконструируются и оздоравливаются. Многие из них были перенесены за городскую черту, вокруг некоторых - построена необходимая зона отчуждения. Строятся путепроводы и новые подъезды, объявляются тендеры на модернизацию производства, на усовершенствование и «очищение» многих промышленных процессов.

Технопарк

Предприятия поменьше - склады, ремонтные мастерские, организации по оказанию различных бытовых услуг населению - также регулярно платят налоги, расширяются и занимают свое достойное место среди многочисленных конкурентов.

Криминал

Криминальный фон в Невском районе всегда был неблагоприятным. Последнее время администрацией города было сделано очень многое, чтобы изменить мнение горожан о Невском районе как одном из самых неспокойных в городе. На самом деле, Невский никогда не был «криминальным» лидером среди административных образований в Санкт-Петербурге, это «почетное место» всегда делили между собой Петроградский и Адмиралтейский районы.

Действительно, в Невском, как и в любом окраинном районе есть свои проблемы, связанные, в основном, с бытовыми правонарушениями и такого рода преступлениями, как уличный разбой, проституция, торговля наркотиками, вождение в нетрезвом состоянии, автомобильные и квартирные кражи. Но всего этого здесь не больше и не меньше, чем на других окраинах Питера. Дело в том, что Невский район исторически считался неблагополучным: фабричные общежития, пьянство и драки, возможность для темных личностей незаметно затеряться среди толпы - все это привлекало сюда полицейских и преступников еще в царские времена.

В советское время здесь тоже не все было гладко: тот же алкоголь, те же социальные проблемы. В 90-х именно в Невском районе, на правом берегу, рядом со станцией метро «Улица Дыбенко» и одноименным рынком, группой журналистов был снят нашумевший документальный фильм «Подвалы Дыбенко» о жизни опиатных наркоманов. Рынок был закрыт, подвалы тоже, проблема наркомании также постепенно перестала быть настолько острой, а «имидж» остался.

Достаточное количество экономических и уголовных преступлений совершается в промышленных зонах района, где так легко скрыть следы любого правонарушения.

Сам облик района в сочетании со стандартной питерской пасмурной погодой навевает нехорошие мысли: здесь очень мало по-настоящему красивых уютных мест, большинство территорий смотрится мрачно и уныло: промзоны, широкие проспекты, большие расстояния, штампованные многоэтажки. Статистические данные по зафиксированным правонарушениям вполне стандартны, во многих других районах Санкт-Петербурга с преступностью гораздо хуже, но именно при взгляде на некоторые кварталы Невского района кажется, что здесь очень и очень неспокойно. Иногда так оно и есть.

Достопримечательности и развлечения

А вот достопримечательностей здесь мало. Упомянутый выше сад «Куракина дача» и полуостров Кривое Колено рядом с Усть-Славянкой - это довольно живописные места, где с удовольствием проводят выходные жители района. Однако больше зеленых зон, пригодных для отдыха и прогулок, в районе, пожалуй, нет.

Для любителей архитектуры будет интересно посетить дачу Чернова, построенную известным европейским архитектором Гогеном в конце 19-го века, а также церковь Святой Троицы 18-го века (знаменитая «Кулич и Пасха»).

Тем, кто ведет активный образ жизни, Невский район предлагает около 200 спортивных сооружений, среди которых можно выделить Ледовый дворец и «Обуховский спортивный комплекс».

В Ледовом дворце регулярноо проходят концерты мировых и российских знаменитостей, а также различного рода общественные значимые мероприятия. В Невском районе расположено достаточное количество ресторанов и кафе, открыты катки, кинотеатры и картинг-центры. Любителям воскресного шоппинга достаточно сесть от метро «Улица Дыбенко» на бесплатный автобус и поехать в торговый комплекс «МЕГА», включающий в себя несколько гипермаркетов разной тематики: продуктовый Ашан, товары для загородного дома и строительства OBI, мебельная IKEA и, собственно, МЕГА с десятками модных магазинов.

Погибших в операции по прорыву блокады "Искра" похоронили в 22 братских могилах (не одна из них не стоит на государственном учёте!). Самая крупная из них - почти в самом центре города Кировска, в районе где сейчас находится стадион, в ней покоятся до двадцати тысяч защитников Ленинграда.

Карта расположения братских могил и кладбищ, в коих произведено захоронение трупов погибших военнослужащих Отдельным уборочным батальоном Ленфронта 67 Армии. Январь – апрель 43 г.

№ могилы
Количество захороненных трупов
Расположение могилы
1 162 Правый берег р.Нева
2 337 Правый берег р.Нева, Чёрная речка
3 548 Левый берег р.Нева
4 204 Левый берег р.Нева
5 85 Левый берег р.Нева, Преображенская гора
6 58
7 310 Левый берег р.Нева, Пильня-Мельница
8-9-11-13-15 1556 Левый берег р.Нева, Марьино
10 134 Левый берег р.Нева
12 100 Левый берег р.Нева
14 67 Левый берег р.Нева, район Рабочего пос.№5
16 96 Левый берег р.Нева, Новый ладожский канал
17 1422 Правый берег р.Нева
18 23 Левый берег р.Нева, Рабочий посёлок №3
19 432 Левый берег р.Нева, район торфоскладов
20 6552 Левый берег р.Нева, 2-й Городок
21 382 Левый берег р.Нева, Московская Дубровка
22 115 Левый берег р.Нева, Шлиссельбург

Зимний дворец был последним зданием на Дворцовой набережной. Адмиралтейской набережной мы касаться не будем, так как её при Екатерине не было и С.А. Волков не учитывал это расстояние, когда делил левый берег на строительные дистанции. Здесь, как известно, сквозного проезда по берегу не было. Однако наплавной Дворцовый мост здесь появился, как известно, еще в середине ХI Х века – на эту трассу перенесли наплавной Исаакиевский мост. Нынешний постоянный мост (по проекту инженера А.П. Пшеницкого) – последний, построенный в нашем городе до большевиков.

Любопытно, что в октябре 1896 года Городская Дума обсуждала, кроме прочего, вопрос о том, чтобы заменить наплавной Дворцовый мост на постоянный (как в Риге), а наплавной перевести на Охту. К этому вопросу городские власти вернулись летом 1916 года. Мост тогда находился на Сенатской площади. Там мы и вернемся к этому сюжету.

Говоря об Адмиралтейской набережной, я ограничусь тем, что сказал о ней в своих записках С.К. Маковский, сын знаменитого художника К.Е. Маковского: «…всё это место прежде занимала верфь, шёл стук, строительный грохот, с давних петровских времён. По каналам входили с моря и Невы прямо в Адмиралтейство баржи с лесом, бочками, канатами, дёгтем, снастями, со всем нужным для верфи…» Лучшие архитекторы думали о том, как всё-таки связать Дворцовую набережную с Сенатской площадью и Английской набережной. Так, Карл Иванович Росси предлагал построить эстакаду, чтобы устроить проезд над нынешней Адмиралтейской набережной, чтобы проезжающие не мешали спуску на воду кораблей, которые строились на Адмиралтейской верфи. Проект, конечно, был грандиозен. Росси писал: "Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии?" Но, как пишет тот же Маковский: «Позднее из-за выгоды позволили отцы города застроить доходными домами всю набережную…, загородив невский фасад Адмиралтейства, исключительный по красоте, испортив и обессмыслив это творение Захарова, кусок подлинного старого Санкт-Питербурха». Впрочем, путеводитель Г.Г. Москвича за 1915 год уверяет, что именно здесь и чувствуется старый Петербург. Бульвар на набережной – это: “… одно из лучших мест прогулки для любителя петроградских красот. Отсюда – дивный вид на Петропавловскую крепость, на колонны возле Биржи…» Автор подробно перечисляет все действительно изумительные виды, которые открываются отсюда, и заключает: «В этом районе – вы в обаянии эпохи Петра и Екатерины, во влиянии пушкинских строф…»

Коснусь в нескольких словах того, как замысловато пытались решить вопрос о доставке гранита для постройки этой набережной. В 1869 году появился проект засыпки Екатерининского канала и устройства на этом месте проспекта Александра II . О судьбе этого проекта я довольно подробно рассказал в своей книге о Екатерининском канале. 1 мая 1870 года на заседании Высочайше учрежденной комиссии по засыпке Екатерининского канала Губернатор сообщил о желании Министра Внутренних Дел, чтобы часть гранита от разборки набережных Екатерининского канала была употреблена на постройку новой набережной против Адмиралтейства (то есть названия у этой набережной ещё не было). Учредители проекта на это согласились, но, как известно, в конце концов Городская Дума отклонила сам проект. Так что гранит для набережной пришлось брать в другом месте. И набережная обошлась дорого. Михневич в своем путеводителе за 1874 год перечисляет её среди «громадных капитальных сооружений», предпринятых городской властью в 1873 году. Он приводит сумму, в которую она обошлась городу, и отдельно сумму, которую город уплатил Морскому министерству за землю, отошедшую под набережную.

Летом 1875 года архитектор П.Ю. Сюзор и некий купец I гильдии Клейбер обратились в Городскую Думу с предложением, которое они основывали как раз на том, что расходы по устройству этой набережной могут быть покрыты только за счет продажи участков вдоль неё – а покупателей, дескать, как раз нет. Они предлагали городу построить за свой счет на двух участках набережной новое здание Городской Думы, а взамен получить в собственность старое здание на углу Невского и Думской улицы. Так что, если бы Городская Дума тогда согласилась, сейчас мы видели бы роскошное здание между Азовским, Керченским и Черноморским переулками. В упомянутом предложении эти топонимы ещё не значатся – переулки получили названия только в 1887 году. Сюзор и Клейбер обещали построить новое здание уже к осени 1876 года. Городская Управа обсуждала этот вопрос 12 июля 1875 года. Она всесторонне рассмотрела бывшее тогда здание Думы (впрочем, его мы можем видеть и сейчас – оно не перестроено), и перечислила все его недостатки. Первый недостаток заключался в том, что здание располагалось на узкой Думской улице – значит, трудно было разместить экипажи. Затем, часть нижнего этажа была занята лавками, а в башне размещались 10 пожарных служителей. Впрочем, всё это я подробно изложил в своей книге о канале Грибоедова. Сейчас только напомню вкратце: «При обсуждении доклада Управы по сему предмету в Городской Думе одни из гласных поддерживали заключение Управы о постройке нового здания, другие же находили возможным ограничиться только приспособлением настоящего здания…» Поскольку мнения разделились, предложено было образовать комиссию из гласных для рассмотрения этого вопроса. 10 октября 1875 года комиссия была избрана. Среди её членов я хочу назвать архитектора Р.Б. Бернгарда и гласного И.И. Глазунова (доклад которого сыграл, похоже, главную роль, когда Дума обсуждала вопрос о превращении Екатерининского канала в проспект Императора Александра II ). Комиссия, изучив вопрос, предложила строить здание Думы на Адмиралтейской набережной. Видимо, Городская Дума всё же это не приняла, так что здания Думы здесь мы не видим. Мы покидаем Адмиралтейскую набережную, чтобы рядом увидеть еще одно место, предложенное для здания Городской Думы.

Так или иначе миновав Адмиралтейскую набережную, мы оказались на Сенатской площади. Эта площадь – тема отдельного разговора. Я, однако, обещал вернуться к разговору о том, как в царствование Павла I напротив Сената была иордань. Об этом вспоминает в своих записках Е.Ф. Комаровский: «Января 6-го 1797 года, в день Богоявления Господня, был парад всем гвардейским войскам для водосвятия и окропления знамен и штандартов…” Как это происходило – интересно рассказывает Комаровский.

Вообще, о площади уже много сказано. По минутам и по шагам разобраны, например, события, происходившие на этой площади 14 декабря 1825 года. Если верить А.О. Смирновой-Россет, известная гадалка Ленорман еще в 1814 году предсказала императору Александру I эти кровавые события. Она поставила перед Александром зеркало, в котором он увидел будущее: «Сперва он увидел своё собственное лицо, которое сменил почти мимолетный образ его брата Константина; тот уступил место величественному и прекрасному лицу… Николая, которое долго оставалось устойчивым; после него он увидел что-то смутное, развалины, окровавленные трупы и дым… »


Интересно, что к ноябрю или декабрю 1825 года относится эпиграмма, приписываемая А. И. Полежаеву:

Что, ежели судьбина злая
Царём нам даст скотину Николая?
Что сделаем тогда? Что сделали с Берри…
Ну, чёрт его дери.

Имелся в виду герцог Беррийский, наследник французского престола, убитый в 1820 году. Эта история, конечно, могла бы нас увести далеко от Невы. С. Шуазель-Гуфье пишет в своих мемуарах, что Александр I тяжело переживал случившееся. Он даже сказал ей: «Я столько просил, умолял, чтобы с самого начала реставрации держались твердого образа действий. Мне не поверили; печальные последствия этого проявились в трагической смерти герцога Беррийского. Событие это тем более прискорбно, что характер герцога, изменившийся к лучшему, подавал большие надежды».

Хочется только, для подведения итога восстания, привести резкие слова Завалишина (который был крайне недоволен его руководителями): «… беспристрастие истории заставляет сказать, что силы, находившиеся в их распоряжении, были огромные, действия солдат и второстепенных деятелей за малыми исключениями не оставляли желать ничего лучшего, но действия главных распорядителей, Трубецкого, Рылеева и Оболенского, были до того дурны и слабы, что они проиграли дело, несмотря на то, что и с правительственной стороны были сделаны всевозможные ошибки, так что я всегда говорил, что 14 декабря обе стороны играли как бы в «поддавки».

Мы ещё увидим, где жил С.П. Трубецкой, и там вспомним, что сказал о нём Завалишин. А пока я ещё хочу изложить предложенную Завалишиным версию гибели М.А. Милорадовича. Дело в том, что до сих пор исследователи разбирали с разных точек зрения, для чего Каховский убил Милорадовича. Завалишин утверждает: убил Каховский или нет – неизвестно. Во-первых, по утверждению Завалишина (видимо, со слов самого Каховского), стреляли несколько человек. Правда, почему-то ни одного имени Завалишин не называет. «Поэтому-то не отрицая, что он стрелял, как и другие, он никогда не мог сознаваться в том, что будто бы он собственно ранил Милорадовича…» – говорит Завалишин. Во-вторых, самое главное – все стрелявшие стреляли в лошадь Милорадовича. То есть, говоря языком юристов, умысла на убийство не было. Члены тайного общества хотели прогнать Милорадовича с площади, чтобы его не убили солдаты. А они уже собирались это сделать. Дело было в том, будто бы, что: «… Милорадович, действительно когда-то любимый теми солдатами, с которыми был в походах, нисколько не был известен гвардии с выгодной стороны, особенно после Семеновской истории». Кроме того: «… действия его, как главнокомандующего в Петербурге, были не такого рода, чтобы заслужить ему уважение».

Однако уделим немного внимания памятнику на площади.


Памятник Петру стоит здесь уже более 200 лет, за это время составилась целая библиотека стихов и прозы о нём. Не претендуя упомянуть все свидетельства, я однако, остановлюсь на некоторых. Во-первых, конечно, интересно обратиться к свидетельствам тех, кто видел этот памятник в первое десятилетие его жизни, когда он не стал ещё до боли привычной частью городского пейзажа. И я предлагаю опять обратиться к запискам Миранды, который увидел памятник через пять лет после его открытия. Его отношение к памятнику неоднозначно: с одной стороны - "прекрасное творение", "замечательное творение", с другой стороны – постамент напоминает жабу, а царь сидит на коне в позе французского комедианта. А. де Кюстин увидел этот памятник в 1839 году. Ему памятник однозначно не понравился: «Слишком прославленная статуя Петра Великого… произвела на меня исключительно неприятное впечатление. Воздвигнутая Екатериной на скале… фигура всадника дана ни в античном, ни в современном стиле. Это – римлянин времен Людовика ХIV . Чтобы помочь коню прочнее держаться, скульптор поместил у ног его огромную змею – несчастная идея, которая лишь выдает беспомощность художника».

Трудно удержаться и не привести одно современное высказывание об этом памятнике: «Мы же, например, находим уже два века в лице Медного всадника и ум, и благородство, и ярость, и величие – потому что боимся признаться себе и особенно другим в том, что ничего в этом лице нет, кроме тупой, тяжёлой пучеглазой злобы и ненависти ко всему, что совершается не по его воле, ненависти к нам, таким маленьким, задирающим головы, живущим мелкими интересами и страстями…» Это сказал очень ироничный современный писатель М. Успенский в книге «Чугунный всадник» (1987-1990). Правда, похожая мысль видна (гораздо раньше) и у Пушкина в поэме «Медный всадник». А Н.Ф. Щербина так прямо сказал:

Нет, не змия всадник медный
Растоптал, летя вперед –
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ.

Кстати, о Щербине. Сам он тоже удостоился эпиграммы. В конце 1850-х А.Н. Майков сказал о нём такое:

Щербина слег опять. – Неужто?
- Еле дышит.
- Бедняжка! - Да, и это всякий раз,
Как кто-нибудь, друзья, из вас
Стихи хорошие напишет.

Не раз упомянутый мною Ф. Ансело, конечно, не имел в виду этот памятник, но мысль, высказанная им, по-моему, должна быть высказана именно здесь: «Человек, своею волей приводящий в движение миллионы других людей, может заставить непроходимые болота стать основанием для роскошных памятников, может заложить огромный город, и всё же настоящая столица империи складывается веками, историческим стечением интересов и обстоятельств».

Упомянутый мною Путеводитель 1915 года – по-моему, единственный – называет памятник «Каменным Всадником». Впрочем, справедливо его высказывание, что в нём: «… нам так трудно отделить Петра от Пушкина и Фальконета…»

Перед памятником был некогда въезд на наплавной Исаакиевский мост, который соединял площадь с Васильевским островом. Именно здесь стояла барка для перевозки памятника, когда Медного всадника решено было эвакуировать. Вообще, первая эвакуация нашего города связана именно с 1812 годом, но об этом пишут меньше, чем об эвакуации 1941 года.


Потом этот наплавной мост был перенесён на трассу нынешнего Дворцового моста, потом возвращен сюда, потом в 1916 году сгорел. Буквально накануне этого события городские власти рассматривали вопрос о перенесении его на Охту. 30 мая 1916 года поступило прошение к Градоначальнику от жителей Большой Охты и прилегающих к ней районов. В нём отмечалось, что строительство постоянного Дворцового моста должно было вскоре закончиться, так что представлялась возможность переставить наплавной мост на новое место. Далее, в прошении было сказано, что жители Большой Охты около 20 лет хлопотали о постройке постоянного Охтенского моста на Большую Охту. Это, действительно, очень долгая и интересная история, которой, однако, здесь уделить внимания нельзя. После постройки постоянного Охтенского моста на Малую Охту пароходные перевозы на Охту по-прежнему действуют. Мало того – мост пустует, а пароходы всегда переполнены. Так что деревянный наплавной мост на Б. Охту был бы очень кстати. 8 июня 1916 г. Градоначальник обратился по этому поводу к Городскому Голове: «… находя указанное ходатайство заслуживающим внимания, прошу Ваше Превосходительство, поскольку это возможно в техническом отношении, сделать распоряжение о приведении в исполнение означенного ходатайства… » 25 июня 1916 года Городской Голова ответил Градоначальнику, что в настоящее время плашкоуты моста пришли в ветхость, так как их не ремонтировали 8 – 9 лет, и продержатся не более одной навигации. Перестановка и эксплуатация этого наплавного моста вызовут расход, почти равный расходу на постройку там постоянного деревянного моста (то есть, следует понимать – расход, непосильный в тот момент для города). Особое и Общее Присутствия Городской Управы уже рассмотрели вопрос об использовании этого моста 26 мая и 7 июня 1916 года и отказались от использования его на каком-либо новом месте.

А вскоре, повторю ещё раз, этот мост сгорел.

В.С. Шефнер вспоминает остатки этого сгоревшего моста, которые существовали еще в 1920-х годах (правда, он вспоминает то, что было со стороны Васильевского острова). Он вспоминает, как с оставшихся свай ныряли купальщики.

В общем, в литературе этот мост описан достаточно. Я хочу, во-первых, напомнить, что этот мост связан с историей Никольского Морского собора. Собор был построен на деньги, собранные за проезд по мосту. Во-вторых, я уже упоминал, как этот мост занимали 14 декабря 1825 года верные Николаю I подразделения. В-третьих, нужно упомянуть и о том, как этот мост «отметился» в художественной классике. Тут в первую очередь вспоминается поэма Н.А. Некрасова “О погоде”. Первое, что увидел лирический герой поэмы, выйдя из дома:

«Везли на погост
Чей-то вохрой окрашенный гроб
Через длинный Исакиев мост».

Но мы, не пытаясь рассмотреть площадь, продолжим наш путь по набережной. В этой работе я не касался 14 декабря 1825 года – расстановки войск на площади. Но, начав разговор об Английской набережной, хочу отметить, что, после пушечных залпов, толпа побежала с площади в том числе и по этой набережной.

Единственно, для чего мы задержимся – увидеть место, где могла бы быть Городская Дума. Вопрос о строительстве нового здания Городской Думы был на рубеже ХI Х и ХХ веков очень серьезным. В Городской Думе действовала Подготовительная Комиссия, которая к 1903 году рассмотрела самые разные предложения. Среди прочих, было и предложение некоего гласного И.А. Шульца построить новое здание Городской Думы между Медным Всадником и Исаакиевским собором. Он мотивировал свое предложение как центральным положением этого места (между прочим, рядом с Сенатом), так и обширностью участка. Комиссия, однако, решила, что на этом месте здание Думы нарушило бы всю стройность планировки. Кроме того, было бы технически трудно устроить фундамент здания. Из архивного дела неясно, вспомнили ли члены Комиссии Исаакиевскую церковь, заложенную примерно на этом месте в 1718 году по проекту Г.И. Матарнови. Через здание церкви, как известно, прошла трещина. То есть фундамент подвёл. У членов Комиссии было и ещё одно соображение: «При этом необходимо заметить, что устройство магазинов… в здании Думы едва ли допустимо в этой местности…» А устроить магазины, получается, хотелось. Впрочем, эта традиция пошла ещё от Петра I . При нём даже в первом этаже здания Двенадцати коллегий были запланированы лавки. А между тем эта респектабельная часть города, действительно, никакой торговли не предполагала. М.И. Пыляев ещё в кон. ХI Х века с гордостью писал об Английской набережной, что на ней нет ни одного магазина. Впрочем, уже упомянутый в начале этой работы путеводитель 1870 года говорит о магазинах на этой набережной: “Английская набережная есть как бы отрывок Лондона. Торговые места в ней посвящены предметам роскоши и мод».

Перед самой набережной мы увидим улицу, идущую перед зданием Сената вдоль Сенатской площади к Исаакиевской – Сенатский проспект. То есть с 1920-х годов никакого проспекта тут нет – теперь это просто часть площади. А с 1880 года этот проезд назывался Сенатским проспектом. Справочник «Городские имена…» дает и некоторые предыдущие его названия. В 1737 году (когда улицам Петербурга были даны официальные названия) он стал Малой Дворянской улицей. В 1760-х он стал 2-й Дворянской, потом (с 1770 по 1817) – Петровской, а с 1880 – Сенатским проспектом.

Английская набережная была 4-й дистанцией в плане С.А. Волкова, она строилась с 1770 по 1788 год. Как гармонировали когда-то эти два названия набережных - Английская и Французская. Между тем название "Английская" появилось гораздо раньше - оно бытовало неофициально ещё с конца ХYIII века. Франсиско де Миранда часто упоминает в своём дневнике «Английскую линию». В 1814 году название стало официальным. А почему Галерная набережная как-то сама собой стала называться Английской, видно из путеводителя Георги: "Галерная набережная есть связь домов по левому берегу Невы от Петровской площади до Галерной верфи. Большая часть сих каменных домов выстроена в три яруса и некоторые из них весьма великолепны, также у всех сих домов есть задние домы на Старой Исаакиевской улице. Большая часть жителей суть Англинские купцы".


Как отмечает в своей книге об этой набережной Т.А. Соловьёва: «Первая парадная набережная Адмиралтейского острова – Английская – всегда выделялась гармонией и строгой красотой. Долгое время она играла для Санкт-Петербурга ту же роль, что и парадная гостиная богатого особняка…» Вообще, без книги Т. А. Соловьёвой «Английская набережная» (СПб, 2004) рассматривать эту набережную невозможно. Хотелось бы постоянно к этой книге обращаться, но ведь пересказывать её нет смысла.

Тем не менее та же Т.А. Соловьёва противопоставляет Английскую набережную Дворцовой. В книге «Дворцовая набережная» она говорит: «… глядя на изысканную, гармоничную и вместе с тем строгую в своей холодной красоте Английскую набережную, понимаешь: жизнь в её домах кипела так бурно именно оттого, что она находилась в стороне от чопорной Дворцовой – главной набережной столицы Российской империи, где естественные чувства подчинялись строгому этикету, ощущалось присутствие власти, царил дух монархии…»

Конечно, эта часть города далеко не сразу стала такой нарядной. При Петре здесь жили в своих хибарках рабочие и матросы. Один из авторов того времени пишет так: "Рядом с Адмиралтейством маленькая русская церковь или часовня и возле - кабак. Вниз него большой канатный двор в несколько сот шагов длины, на котором изготавливаются якорные и мачтовые канаты и всё необходимое для корабельной оснастки. Ещё дальше - русские дома, занимаемые корабельными и шлюпочными матросами и мастерами и, напоследок, на оконечности острова, скрытый шанец".

Маленькая церковь возле Адмиралтейства - это церковь, наспех переделанная из сарая и освященная в 1711 году во имя Св. Исаакия Далматского - первая Исаакиевская церковь в Петербурге. Это начало долгой предыстории Исаакиевского собора. Кабак рядом с ней был, видимо, там, где сейчас здание Сената. Саксонский резидент (то есть посланник) Вебер очень ярко описал, как рабочие Адмиралтейской верфи там выпивали. Вообще, этот автор с удовольствием подмечал всё некрасивое, что было и чего не было. Это с его легкой руки пошла гулять формулировка, что Петербург строится на костях.


Вообще, здание Сената описано в литературе достаточно хорошо. Построенное для органа государственной власти, оно возвращается сейчас к своему первоначальному назначению – в нём размещается Конституционный Суд. Пребывание в нем Российского Государственного Исторического Архива – отдельная и интереснейшая глава его истории. Но она закончена прямо на наших глазах. 21 ноября 2006 года средства массовой информации сообщили, что последний ящик с архивными делами перевезён в новое архивное здание – на Заневский проспект. Те же средства, кстати, сообщили, что реально перевозка дел закончилась 16 ноября, а 21-го был лишь торжественный акт.

Я сразу перейду к дому №4, известному в краеведческой литературе, как дом Лаваля. Его фасад восхищал многих специалистов. Стоит, наверное, привести два авторитетных мнения. И.Э. Грабарь сказал так: "Хорошо найденные пропорции членений фасада по горизонтали, плавный ритм колонн, завершённых не традиционным фронтоном, а ступенчатым аттиком, умелое использование скульптурного рельефа обусловили художественный эффект композиции фасада и поставили его в ряд выдающихся памятников русского классицизма начала ХIХ века". Недавно вышедшая энциклопедия "Стили в искусстве" говорит о нём так: "Дом Лаваль стилистически, возможно, самое тонкое произведение Томона, композиция его фасада и интерьеров исполнены изящества подлинной классики". Его интерьерами восхищался сардинский посланник Жозеф де Местр. Но, впрочем, оставим его архитектурный анализ специалистам. Поговорим о людях, связанных с этим домом. Тут можно было бы много сказать и об Иване Степановиче Лавале (биография его воистину богата событиями), и о его жене Александре Григорьевне, урожденной Козицкой, о её отце (интереснейший, кстати, человек). А разве не интересно, что статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий женился на дочери сибирского золотопромышленника, вышедшего из крестьян?


Фамилию Лаваль мы с удивлением встретим в воспоминаниях Д. И. Завалишина. Когда тот учился в Морском корпусе (поступил туда он в 1816 году), граф Лаваль был там инспектором для иностранных языков. Как вспоминает Завалишин: «Он бывал очень редко в классах, а надеялся, что достаточно поощряет ученье уже тем, что раздает книги в красивом переплете и приглашает к себе обедать». То есть в этом доме, бывало, обедали гардемарины. Завалишин вспоминает, что учащиеся обманывали его, пользуясь его близорукостью. О близорукости И.С. Лаваля вспоминала в своих записках и А.О. Смирнова-Россет. К воспоминаниям Завалишина мы снова обратимся совсем скоро – около дома Остермана-Толстого. А пока нужно отметить, что декабрист Завалишин вспомнил о Лавале не в связи с декабристами. Между тем вспоминается прежде всего роль этого дома в движении декабристов. Стало расхожим определение из поэмы Некрасова "Русские женщины":

Высокий дом на берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы.

Но поэзия поэзией, а если обратиться к суровой прозе, то нужно послушать и одного из современников движения декабристов – человека, безусловно, образованного и умного – Н.И. Греча: «Едва ли случалось в мире какое-либо великое бедствие, возникало какое-либо ложное и вредное учение, которое в начале своём не имело хорошего повода, благой мысли». А побывавший в Петербурге весной – летом 1826 года французский писатель Ф. Ансело высказался резче: «Говорят, что эти могущественные аристократы взялись за оружие во имя свободы. Но не для себя ли одних алкали они свободы? Они пытались вырваться из-под ига верховной власти – какое же отношение к этому заговору аристократов имел народ?»

Им как бы отвечает в своих воспоминаниях декабрист Д.И. Завалишин: «Не говоря уже о том, что осужденная сторона была лишена и средств защиты, и свободы гласного выражения, уже самый образ действий в следственной комиссии неизбежно вел к искажению всего».

О жившем в этом доме С. Трубецком Греч отозвался резко: «… самая жалкая фигура в этом кровавом игрище… умом ограниченный, сердцем трус и подлец, не знаю, почему он вошел в славу у наших либералов…» О его участии в восстании Греч говорит следующее: «Он и повел себя удивительно. 12-го числа был у Рылеева на сходбище, условился в действиях, но, проснувшись на утро 14-го числа, опомнился, струсил, пошёл в штаб, присягнул новому государю и спрятался у свояка своего графа Лебцельтерна… » А когда его арестовали, униженно молил о пощаде. Что интересно – Завалишин, человек из противоположного лагеря, говорит о Трубецком тоже нехорошо: «Ещё менее был на своём месте Трубецкой, назначенный диктатором… Если бы даже и признать в нём (что, впрочем, многими оспаривалось) личную храбрость и знание военного дела, чем оправдывали его назначение, то, конечно, нельзя было найти человека ничтожнее по характеру».

И тем не менее Кюстин написал в 1839 году так: «Как бы ни был виноват Трубецкой, царь давно бы его простил, будь он на самом деле таким великим монархом, каким хочет казаться. Но, помимо того, что милосердие чуждо натуре Николая, оно представляется ему слабостью, унижающей царское достоинство… Одним словом, император Николай не смеет прощать, он осмеливается лишь наказывать». Француз патетически восклицает: “Пусть русские возмущаются, если посмеют, но Европа должна узнать, что человек, называемый шестидесятью миллионами подданных всесильным самодержцем, унижается до мести”.

После разгрома декабристов и отъезда в Сибирь дочери Ивана Степановича и Александры Григорьевны Екатерины Ивановны дом оставался очагом культурной жизни Петербурга. Если следовать той же поэме Некрасова, в Сибири Екатерина Ивановна так нелестно отозвалась об оставленном Петербурге:

«И прежде был там рай земной,
А нынче этот рай
Своей заботливой рукой
Расчистил Николай.
Там люди заживо гниют,
Ходячие гробы».

То есть всякая жизнь в Петербурге кончилась. Видимо, такой взгляд действительно был присущ декабристам, оказавшимся в Сибири. Известно, что идея стихотворения «Бал» появилась у А.И. Одоевского, когда его везли из крепости в Сибирь мимо дома В.П. Кочубея (что на Фонтанке), где как раз в это время шёл очередной бал. «Плясало сборище костей», - так заканчивает Одоевский своё стихотворение. А между тем жизнь в Петербурге продолжалась. В доме Лавалей по-прежнему собирались Крылов, Вяземский, Мицкевич… Как заметил в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой, настоящая жизнь: «… с своими существенными интересами… мысли, науки, поэзии, музыки… » идет независимо от политики.

11 мая 1828 года, например, здесь слушали А.С. Пушкина, который читал в этом доме своего "Бориса Годунова". А.О. Смирнова-Россет вспоминает в своих «Записках», что после этого чтения Бенкендорф сообщил об этом Императору. По её словам: «Государь удивился и сказал ему: «Никто не запрещает Пушкину читать свои стихи друзьям. Я его единственный цензор. Впрочем, он это знает». Вообще, в вышеупомянутых «Записках» уделяется много внимания балам у Лаваля.

После смерти Александры Григорьевны дом отошёл по наследству её дочери Софье Ивановне. Она была замужем за Александром Михайловичем Борхом. "Всеобщая адресная книга" за 1867-1868 годы называет его директором Императорских театров. У Борхов была богатая библиотека, коллекции по Египту и античности (они частично куплены Эрмитажем в 1852 году).

Александр Михайлович Борх. 1860-е гг.

Борхи продали дом Самуилу Соломоновичу Полякову - старшему из трех известных в Петербурге братьев Поляковых (мы встретимся и с остальными) предпринимателю, прославившемуся железнодорожным строительством. В начале ХХ века в доме располагался Временный комитет по образованию "Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России" в память 25-летия царствования Императора Александра II.

В 1909 году. дом был продан в казну. Потом в его истории всё просто. Он стал принадлежать Сенату. В годы I Мировой войны в нём работала Высочайше учрежденная Чрезвычайная Комиссия для расследования нарушения законов и обычаев войны австро-венгерскими и германскими войсками и войсками держав, действующих в союзе с Германией и Австро-Венгрией. При этой Комиссии был и музей. В советское время здесь был недолго Народный комиссариат юстиции (у большевиков, оказывается, была юстиция), потом Архивное управление. При нём в 1920-х годах действовали Истпарт и Истмол. Истмол - это комиссия губкома ВЛКСМ по изучению истории революции. Истпарт - это комиссия (видимо, при губкоме партии) по изучению истории Октябрьской Революции и ВКП(б). "Весь Ленинград" за 1927 год называет очень интересные фамилии: заведующей Истпарта была - П.Ф. Куделли, заместитель - А.Ф. Ильин-Женевский, а среди научных сотрудников - та самая П.И. Кулябко, которая позже, в 1957 году, зажигала Вечный огонь на Марсовом поле. Она же, кстати, состояла в редколлегии сборника "Красная летопись", который выпускался Истпартом.

Правый берег Невы

Правый берег Невы

Исторический район в восточной части Ленинграда, к югу от Малой Охты, ограничен на севере линией соединительной ветки Октябрьской ж. д., на востоке р. Оккервиль, на юго-востоке границей города. В XIX - начале XX вв. П. б. Н. - промышленная окраина; в 1830-40 х гг. здесь открыты писчебумажная фабрика Варгунина и суконная фабрика Торнтона, вокруг них возникли рабочие посёлки. В 1918-22 в южной части района построена электростанция «Красный Октябрь» (ТЭЦ 5), в 20 х гг. - фабрика технических сукон (вместе с бывшей фабрикой Торнтона входит в состав Тонких и технических сукон комбината имени Э. Тельмана) и Невский химический комбинат, бывшая фабрика Варгунина реконструирована (ныне фабрика имени Володарского). В 20-30 х гг. сооружён жилмассив для рабочих ТЭЦ 5 (архитекторы Г. Д. Гримм и В. А. Альванг), в конце 30 х гг. - набережная П. б. Н. (ныне Октябрьская набережная) и Володарский мост. В 60 х гг. застроен район Народной улицы и улицы Новосёлов (руководитель проекта - архитектор Д. С. Гольдгор), в 1968 началось строительство на территории бывшего Весёлого посёлка. Продолжением Центральной дуговой магистрали на П. б. Н. стал проспектом Большевиков. В 1979 на Невском воинском кладбище (Дальневосточный проспект, 2) открыт мемориальный комплекс «Невский мемориал» (архитекторы Д. С. Гольдгор, А. В. Аланне, А. П. Изотов, Л. Г. Могилевский).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Правый берег Невы" в других словарях:

    - [невиновный] прил., употр. наиб. часто Морфология: прав, права, право, правы; правее 1. Правым называют того, кто не имеет за собой вины. Разберись, кто из них прав. | Чувствую себя правым. 2. Фраза Досталось и правому и виноватому употребляется… … Толковый словарь Дмитриева

    1. ПРАВЫЙ, ая, ое. 1. Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. П. глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала. П ая перчатка; п. сапог (предназначенный для правой руки или ноги). Деревня осталась по правую… … Энциклопедический словарь

    правый - I ая, ое. см. тж. правые, право 1) а) Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. Пра/вый глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала … Словарь многих выражений

    ЗАНЕВСКАЯ СТОРОНА - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    ПРОЛЕТАРСКАЯ ПУСТЫНЯ - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    Координаты: 59°50′35″ с. ш. 30°57′11″ в. д. / 59.843056° с. ш. 30.953056° в. д. … Википедия

    - (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над …

    I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Весёлый посёлок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Весёлый посёлок Примерная карта Весёлого посёлка Город: Санкт Петербург Административный район города … Википедия

Книги

  • Университетская набережная , Соловьева Татьяна Алексеевна , Вместе с петербургским историком Татьяной Соловьевой мы продолжаем интереснейшие прогулки по Санкт-Петербургу, начатые с набережных левого берега Невы - Дворцовой Английской и Адмиралтейской.… Категория: История городов Издатель: Крига ,
  • Университетская набережная , Соловьева Татьяна Алексеевна , Вместе с петербургским историком Татьяной Соловьевой мы продолжаем интереснейшие прогулки по Санкт-Петербургу, начатые с набережных левого берега Невы - Дворцовой, Английской и… Категория: Этнография Издатель:

Усть-Ижора – Пелла – Невский пятачок – Кировск – Синявинские высоты – Ладожский мост

Левый берег Невы сегодня плотно застроен поселками да заводами. Однако и здесь есть на что посмотреть. Например, линии обороны Ленинграда времен блокады. Увидеть здесь можно не только памятники, но и остатки окопов, куски ржавой колючей проволоки и «рваный металл», который производит больше впечатления, чем любые монументы. Здесь же встречаются остатки старинного Архангельского трак-та, вдоль которого стоят постройки XVIII – XIX веков. На маршруте можно посмотреть здания, входившие в ансамбль дворца Екатерины, ныне «работающие» в судостроительной промышленности. Современные заводы тоже интересны: вы можете увидеть десятки кораблей, стоящих на берегу в доках. Своеобразное зрелище.


Знаете ли вы, как прокладываются современные дороги? Прямые как стрела, лежат они в стороне от всех населенных пунктов. Иное дело было в старину, когда дороги каждому селу кланялись! Одна из старинных дорог связывала Петербург с северной Россией. Архангельский тракт проходил по левому берегу Невы до Шлиссельбурга, а далее по берегам Ладожского канала тянулся на восток. Романтическая была дорога, с деревянными мостами, причем некоторые были подъёмными. Одни части доро-ги были мощеными, на других путники утопали в глубоких грязных колеях. Особенно «хорошо» было двигаться по тракту в глинистых местах после дождя. Сегодня, конечно, о тракте мало кто вспоминает, вместо него построено шоссе, лишь в неко-торых местах совпадающее с историческим маршрутом. Выезжая из Петербурга по Шлиссельбургскому шоссе, прямиком попадаем (соответствующий знак) в Усть-Ижору, где можно увидеть сохранившийся кусок мощеной Архангельской дороги.

Усть-Ижора – муниципальный округ в составе Колпинского района Санкт-Петербурга. Расположен при впадении реки Ижора в Неву, отсюда произошло его названия. До 1997 года округ имел статус посёлка. Первое упоминание датируется VIII веком.

В Усть-Ижоре на первом же светофоре поверните налево на узенькую дорожку, и, принимая на развилках сначала правее, а затем левее, выедете к Неве.

Мощёная дорога идет прямо по крутому берегу реки . Проехав до конца дороги, попадаете в центр села, довольно интересное место – к устью реки Ижоры.

С одной стороны, эта точка на карте ДОЛЖНА быть известна каждому школьнику России, с другой - многие вообще не знают об этом знаменитом месте, в посёлке, который оказался напрочь забыт …

Музей невелик, главный экспонат – сама диорама. Зайти в него стоит обязательно: вы сможете увидеть на картине места, которые посетили во время этой поездки. Особый интерес представляют выставленные перед музеем танки. Их пять. Мы привыкли к Т-34 на постаментах. Их много по всей стране. Но в войне принимали участие и другие виды подобной техники. Последний экспонат, восстановленный танк КВ-1С, занял место у музея в январе 2007 года. Рядом с ним стоят Т-26, Т-38, КВ-1.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Особенности ловли щуки на поппер и критерии выбора попперов Что ловить на поппер
Попперы для спиннинговой ловли: рейтинг лучших, ловля щуки и окуня Спин для ловли на поппер
Катание на лыжах воде как называется