Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

​На Валаамском архипелаге возводится новый скит. Кто благословил «отжать» заповедный остров Валаамского архипелага? Остров оборонный валаам

Гигантская маскировочная сеть накрывала сорокаметровую бетонную вышку артиллеристов-корректировщиков на позициях центральной, а те, что поменьше — орудийные капониры.

Южные берега островов, с российской стороны, были опутаны колючей проволокой и противодесантными сетями.

  • И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах

    Форт (укрепузел) на острове Келисаари занимал центральное место в системе укреплений Валаама.

    Форты представляли собой оборудованные батарейные позиции спаренных 120-152-мм морских орудий; они были усилены полевой артиллерией и огневыми средствами боевого охранения со стрелковым вооружением . В центре позиций находился дот , два полностью заглубленных в скалу орудийных капонира , соединенных между собой коридором и железобетонными бункерами, в которых находились помещения для гарнизона. Казематы имели два выхода на поверхность (со стороны каждого из двух капониров), с бронированными дверьми, с заглушкой изнутри. На уровне земной поверхности казематы были защищены перекрытиями из цементированного дикого камня. Толщина железобетонных стен и перекрытий достигала 2 метров.

    В состав форта входили также цементно-бетонные или выложенные из камня огневые точки (блиндажи, дзоты с перекрытиями из бревен, стрелковые ячейки без перекрытия) для ведения ближнего боя с десантом противника, минные поля и противодесантные проволочные заграждения .

    Артиллерийские позиции с прочими огневыми точками соединяли траншеи, вырубленные в скалах и местами усиленные бетоном. Наблюдательные и командные бункера артиллеристов был укрыты бронеколпаками с толщиной стенок в 10-20 см. В центральном форте на о-ве Келисаари командно-наблюдательным пунктом служила 10-метровая железобетонная башня . Артиллерия центрального форта была способна «поместить» неприятеля в два огненных «мешка» на удалении уже в 20 км: с правого фланга — пол перекрестным огнем с батареей форта о-ва Меккерик, с левого с батареей форта .

  • Хейнясенмаа, Верккосаари, Воссинойсари, Мюккерикке, Рахмансари и еще несколько мелких островов - это и есть Западный Архипелаг . В народе их называют Оборонными потому что во время Зимней Войны 39-40 гг, на них располагались всевозможные финские укрепления, относящиеся к Линии Маннергейма . Также, на о.Рахмансари в сентябре 1941 года велись весьма тяжелые бои - финны успешно выбивали оттуда наших.

    Архипелаг Хейнясенмаа

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Артпозиция

    Артпозиция

    Радиация

    Радиация

    Бункер на Хейнясенма

    Бункер на Хейнясенма

    Начиная с 50х годов на островах Западного Архипелага располагались советские полигоны на которых испытывалось ОМП. В частности, на Хейнясенмаа имеются несколько зараженных зон, огороженных колючей проволокой и знаками радиации.

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Артпозиции

    Артпозиции

    На самом деле, Хейнясенмаа - это целый архипелаг. Состоит он из трех больших островов, и еще нескольких, поменьше. Самый крупный из них, собственно Хейнясенмаа , на севере от него - маленький островок Макаринсари , еще севернее - Кугрисари . На Макаринсари расположен радиоактивный могильник, про зараженность Кугрисари точных сведений нет. Южная часть Хейнясенмаа - не заражена.

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Остатки техники

    Остатки техники

    Ржавые остатки

    Ржавые остатки

    По словам местных, вплоть до 53 года, Хейнясенмаа был полигоном для испытания ОМП. Испытывались там особые снаряды и бомбы, распыляющие радиоактивный аэрозоль над противником. Для наглядной оценки поражающих средств оружия на остров были высажены всевозможные крысы и прочие мелкие животные. Собственно эти твари там и уничтожались, а никаких работ по очистке территории не проводилось.

    Петя

    Тот самый трофейный немецкий тральщик, переименованный нашими в «Кит» находился возле островов Хейнясенмаа в качестве плавучей лаборатории. Но однажды на нем случилась авария, в результате которой судно было сильно заражено радиацией. Местное военное руководство приняло решение затопить корабль, отбуксировав его на глубину. Персонал, чтобы не терять времени попусту, открыл кингстоны прямо на месте старта, между Хейнясенмаа и Кугрисари . Но немцы, как сказали нам местные, «даже тогда все делали на совесть, и тральщик моментально пошел ко дну, едва кингстоны были открыты». Таким образом, он и остался в мелководном проливе между островами аж до 90х годов.

    Бетонная башня

    Бетонная башня

    Железо

    Железо

    После 53 года на островах Хейнясенмаа , а также на Бурневе был организован полигон по испытанию на прочность различной военной техники. Ездящие и летающие машины били и жгли, взрывали и топили, предварительно облепив кучей всевозможных датчиков. «Вот поставят Изделие в камеру, и давай его нагревать, до тысячи – двух тысяч градусов. Греют его и смотрят, что происходит. Вот сожгут так Игрушку, все показания снимут, а потом ученые целый год по испытаниям отчет пишут» . Кстати один из орудийных двориков на Хейнясенмаа , о котором мы писали, был ни чем иным, как большой испытательной «горелкой» . Что ж, промышленность тогда работала хорошо. Сделают опытный образец, и давай его курочить, а по результатам совершенствовать, так чтобы его ни авиабомба, ни пуля не брала, ни атомный взрыв.

    Ржавчина

    Ржавчина

    Осмотр острова

    Осмотр острова

    Хейнясенма

    Хейнясенма

    Одновременно с этим всем на Ладоге всегда было очень много рыбаков, которые в неурочное время, когда на полигонах ничего не происходило, ловили рыбу и в радиоактивных водах около Хейнясенмаа , останавливались там на ночлег, коптили и вялили там свой улов. В 80е-90е, как известно, промышленность захирела, но при этом государство вдруг спохватилось – йомае – там же радиация!

    Наблюдательный пункт

    Наблюдательный пункт

    Бункер на Хейнясенма

    Бункер на Хейнясенма

    Куча железа

    Куча железа

    «Потом вдруг вспомнили про это безобразие, стали очищать. Мы там полметра грунта снимали, потом его грузили в контейнеры и увозили в Сосновый Бор, в могильник. К нам ребята приезжали, РХБЗ, которые в Чернобыле работали, говорили, в некоторых местах излучение было, до очистки, посильнее, чем на ЧАЭС сразу после аварии.

    Военные у Хейнясенма

    Военные у Хейнясенма

    Да, помню, там до этого была всегда тишина – ни птиц, никого. А вот когда грунт уже вывезли, все собрали когда, сидим как-то с сержантом Васечкиным на камне, курим, и тут раз – чайка закричала, где-то слышу – птичка зачирикала, да... А тральщик в 93-м на Новую Землю утащили, там где-то и затопили» , рассказывал нам один водитель из Приозерска.

    Местные конкретно не уточняли, где именно снимался грунт и велась интенсивная очистка. Возможно, они имели в виду Макаринсари, Кугрисари , и другие маленькие островки, относящиеся к Хейнясенмаа . На самом Хейнясенмаа (островов Хейнясенмаа много – один большой и несколько маленьких кучкой), явно ничего не убиралось, и хорошо – все это железо представляет для путешественника немалый интерес.

    Также, нам поведали, что испытания техники проводятся и по сей день, но редко. Кстати именно об этом нас предупреждали военные, с которыми мы в прошлом году повстречались на Хейнясенмаа . Те сказали, что в этом году там будут проводиться некие мероприятия, и что если мы опять захотим придти туда во время этих мероприятий – нас не пустят.

    Отсров Верккосаари

    На Верккрсаари ни полигона, ни могильника нет, лишь старые финские позиции, пара стрелковых ячеек да обжитый рыбаками блиндаж.

    Блиндаж

    Маяк

    Тумба

    Блиндаж

    Вообще, надо сказать, что люди на острове бывают, но весьма редко - это было видно по иногда встречающемуся мусору. Кроме того, мимо острова достаточно часто проходят рыболовные суда, идущие на северо-восток между Верккосаари и Хейнясенмаа .

    Остатки корабля на Верккосаари

    Остатки корабля на Верккосаари

    Корабль на Верккосаари

    Корабль на Верккосаари

    Остатки корабля

    Остатки корабля

    Остатки корабля

    Остатки корабля

    Остров представляет собой скальные берега высотой три-четыре метра, будто сложенные из черно-серых каменных блоков, а сверху - лес. По моим ощущениям, остров весьма стар выглядит как сплошной монолит. Все камни на углах округлые, обточенные водой и воздухом.

    Огневая точка

    Огневая точка

    На восточной оконечности острова высота берегов понижается, а берег превращается в пологий скат из сплошного камня, плавно выдающийся в озеро мысом. С равными интервалами на высоких берегах видны удобные стрелковые ячейки, сложенные из дикого камня.

     Тайны Ладоги. Оборонные острова Ладожские острова хранят немало тайн о событиях, свидетелями которых они были на протяжении столетий. И одна из них - линия Маннергейма, остатки сооружений которой сохранились на них в очень хорошем состоянии несмотря на то, что прошло почти сто лет со дня их возведения. После провозглашения Финляндией независимости, оборона Ладоги была организована уже в 1918 году во время гражданской войны. Сначала войска, действовавшие только на кораблях и вооруженные морскими минами, получили названия Вуокской флотилии, далее частям присваивались названия "Защита Ладоги", 3-его Берегового Артиллерийского Батальона. И лишь в мае 1919 года было утверждено официальное название -Береговой артиллерийский полк 3. Это имя войск, которые в будущем стали армией, оборонявшей линию Маннергейма, просуществовало вплоть до начала зимней войны 1939 года, когда в оборонительных силах Финляндии произошли изменения. На боевых сверхштатных учениях и непосредственно во время войны войска выступали под именем "Морская Защита Ладоги". В годы военных действий 1941 по 1944 в состав морской защиты Ладоги входили две береговые бригады. Обязанности командующего береговым артиллерийским полком с 1928 года исполнял полковник Эйно Иисак Ярьвинен. Он же командовал ладожскими войсками во время зимней войны и при продолжении военных действий в Великую Отечественную вплоть до 1943 . Постоянные береговые батареи стали краеугольным камнем защиты Ладоги. В первые годы своего существования на вооружении батареи состояли только легкие артиллерийские орудия. Но с 1919 по 1923 была возведена цепь укреплений для тяжелого, в основном шестидюймового оружия. Первый план был предложен подполковником Раппе и доработан полковником фон Барндештайном. Начальные работы производили немецкие и финские сапёры, а также русские военнопленные. В октябре 1919 года был разработан новый план оборонительной линии, руководителем и идеологом которого стал начальник генерального штаба генерал-майор Энкель, а основные проектировочные работы выполнил француз майор Грос-Куасси. В 1920-24 годах было построено 168 бетонных и железобетонных сооружений, в том числе 114 пулемётных, 6 артиллерийских и одно смешанное - пулемётно-артиллерийское. Новый план - Карикоски - появился в 1927 году, но работы по нему начались лишь в 1930 году. Пик работ пришелся на 1932 год, когда под руководством подполковника Фабрициуса было построено шесть двухамбразурных ДОТов. (долговременных огневых точек) В период 1938-1939 годов на линии были возведены так называемые доты-миллионеры (миллионники). Своё название они получили из-за высокой стоимости, превышавшей миллион финских марок. Эти доты представляли собой большие железобетонные сооружения на 4-6 амбразур: частью - орудийных, а частью - пулеметных. На вооружении были 76-миллиметровые пушки и 37-миллиметровые противотанковые пушки, станковые пулеметы. Само название "линия Маннергейма" появилось уже после создания комплекса в начале зимней советско-финской войны в декабре 1939 года, когда финские войска начали упорную оборону. Незадолго до этого, осенью, прибыла группа иностранных журналистов, чтобы ознакомиться с фортификационными работами. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида. Сын бывшего адъютанта Маннергейма Йорма Гален-Каллела, который сопровождал иностранцев, придумал название "линия Маннергейма". После начала Зимней войны это название появилось в тех газетах, представители которых осматривали сооружения Укрепления начинались с северной стороны от устья реки Тайпале, которая ныне носит название Бурная и заканчивалась на северо-восточной стороне у Салми. Основные позиции располагались вдоль дорог, а болота, леса и горы обеспечивали эти позиции от охвата с флангов и от ударов в тыл. Укрепления полевого типа состояли из взводных, ротных и батальонных оборонительных районов с противопехотными и противотанковыми укреплениями на фронте и флангах. Оборонительные районы были оборудованы стрелковыми и пулеметными окопами, ходами сообщения между ними и в тыл, орудийными окопами и землянками для личного состава. Покрытие землянок иногда доводилось до восьми бревенчатых накатов с земляной или каменной обсыпкой. Все эти укрепления, как правило, были построены заблаговременно: окопы - хорошо замаскированы; наблюдательные пункты, пулеметные площадки, а иногда и ячейки (на одного стрелка или парные) - обеспечены противоосколочным покрытием. Помимо взводных, ротных и батальонных оборонительных районов, на просеках находились отдельные огневые точки в виде перекрытой стрелковой или пулеметной ячейки на одного-двух человек. Противопехотные укрепления дополнялись противотанковыми.Надолбы обычно ставились в четыре ряда, на два метра один от другого, в шахматном порядке. Ряды камней иногда усиливались проволочными заграждениями, а в других случаях - рвами и эскарпами. Островная часть линии Маннергейма была устроена так же довольно основательно и напоминала неприступную цепь, ощерившуюся орудиями на воды Ладоги. Хейнясенмаа, Верккосаари, Воссинойсари, Мёккериккё, Рахмансари и еще несколько мелких островов - это и есть Западный Архипелаг. В народе их называют Оборонными, потому что во время зимней войны 39-40 г.г., на них располагались всевозможные финские укрепления, относящиеся к линии Маннергейма, а на о.Рахмансари уже в годы Великой Отечественной в сентябре 1941 года велись тяжелые бои Островная часть линии Маннергейма по своей неприступности не уступала, а порой превосходила материковую часть. Добротные военные укрепления были готовы держать оборону в боях с русским соседом. Артиллерийские батареи морских орудий прикрывали весь северный берег Ладоги. Стрелковые ячейки, ходы сообщения, орудийные позиции сегодня попадаются повсеместно, но такой концентрации и разнообразия фортификационных сооружений, как на Оборонных островах, нет нигде. Это действительно настоящий музей под открытым небом. Правда попасть туда дано не каждому.... Благодаря военным морякам с Отдельного Дивизиона судов обеспечения, нам посчастливилось побывать в этом музее и увидеть все своими глазами. Одним из первых стал остров Верккосаари, называемый в народе "Остров сетей". Гранитные берега, омываемые Ладогой до сих пор хранят множество тайн о сражениях двух войн. Пройти в глухие дебри к оставшимся сооружениям без специальной подготовки в первый раз не удалось, но во время путешествия вдоль берега тоже была необходима крайняя аккуратность, поскольку до сих пор смиренная красота каменных берегов таит множество опасностей. Проникнуть в тайны острова мы смогли только во время нашего второго путешествия по таинственным ладожским островам. Таисия Буренина. Фото из архива "Приозерских ведомостей" Продолжение читайте в следующем номере. Тайны Ладожских островов. Загадки острова сетей Раскрыть секреты острова Верккосаари нам удалось только во время второго нашего путешествия с военными моряками Отдельного дивизиона судов обеспечения. Этот небольшой остров, удаленный от берега сравнительно на небольшое расстояние, неохотно позволил нам заглянуть в свою историю. И не удивительно, ведь в оборонительных укреплениях линии Маннергейма он играл одну из ключевых ролей. А чтобы понять ее, давайте ненадолго обратимся к истории. Военно-строительные работы Финляндии велись на средства Англии, Франции, Швеции, Германии и США, под руководством крупнейших специалистов этих стран. В 1938 году Финляндию посетила военно-техническая комиссия Германии и командующий шведскими инженерными войсками генерал Алин, в 1939 году - главнокомандующий английской армии Кирк, военный министр Швеции Шельд и начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер. Генерал Кирк, по свидетельству английского общественного деятеля Притта, выразил удовлетворение усиленной подготовкой Финляндии к антисоветской войне. Особенно он был удовлетворен линией Маннергейма, состоящей из трех полос укреплений и двух промежуточных общей длиной до 90 километров и насчитывающей 296 долговременных железобетонных и 897 гранитных сооружений, часть которых могла выдержать попадание 152-мм и 203-мм снарядов. В 1938 году финляндские реакционные круги начали тайную ремилитаризацию Аландских островов, а ведь по международной конвенции 1921 года Финляндия обязывалась не вооружать их. Но не стоит думать, что советское руководство бездействовало. Руководство СССР было обеспокоено создавшимся положением на советско-финской границе. В апреле 1938 года советское посольство в Хельсинки заявило правительству Финляндии о настоятельной необходимости улучшить советско-финские отношения и принять такие меры, которые укрепили бы безопасность, как Советского Союза, так и Финляндии. Правительство Финляндии признало закономерной такую постановку вопроса и согласилось на соответствующие переговоры. В это время правительства Англии, Франции, Швеции и Германии принимали все меры для того, чтобы сорвать переговоры СССР с Финляндией и не допустить подписания соглашения. Экспортно-импортный банк США передал в это время Финляндии заем в 10 млн. долларов. Помощь Финляндии была обещана и западноевропейскими государствами. Во время, когда в Москве шли переговоры, член Финляндского правительства Э. Эркко на заседании иностранной комиссии Сейма заявил: "Мы ни на какие уступки Советскому Союзу не пойдем и будем драться, во что бы то ни стало. Нас обещали поддержать Англия, Америка и Швеция". 13 и 14 октября 1939 года в Финляндии была объявлена мобилизация и введена всеобщая трудовая повинность. Началась эвакуация населения из города Хельсинки, Выборга, зоны Карельского перешейка и побережья Финского залива. К концу ноября Финляндия развернула свои войска на границе СССР. Кроме того, Финляндия располагала обученными резервами, состоящими из 300-400 тысяч человек, включая 100 тысяч щюцкоровцев, так называемых финских фашистов. Финское командование рассчитывало до получения действенной военной помощи от западных государств сковать главные силы Красной Армии на линии Маннергейма, после чего вместе с войсками союзников перейти в контрнаступление и перенести военные действия на советскую землю. На переговорах в Москве Советским правительством было предложено Финляндии перенести государственную границу на Карельском перешейке на 120 км севернее, а вместо территории, отходящей к Советскому Союзу, Финляндия получала территорию Карелии по размерам в два раза больше. Однако финская делегация не проявила уступчивости, и 28 ноября 1939 года СССР денонсировал заключенный с ней договор о ненападении и отозвал своих дипломатических представителей. Советское правительство в это время отдало приказ главному командованию Красной Армии и Военно-Морскому Флоту быть готовым ко всяким неожиданностям и немедленно пресекать возможные вылазки со стороны финской военщины. А военно-морскому флоту действительно было к чему готовиться. Ладожские острова линии Маннергейма были словно опасные звери посаженые на цепь и, в случае необходимости, готовые немедленно кинуться в бой и разорвать противника. Одним из таких цепных псов был остров Верккосаари. Остров Верккосаари в переводе означает остров сетей. Вытянутый с запада на восток на 1,3 км в ширину он имеет около полукилометра. Причалить к острову далеко непросто, зато до сих пор очень легко найти множество загадок семидесятилетней давности Одна такая загадка поджидает непрошенных гостей на скалистом берегу. Недаром Верккосаари еще называют Остовом металлического судна. На гранитном берегу перед нами предстали останки корабля явно довоенной постройки. Нос и корма лежат на берегу, на высоте метра, на расстоянии 30 м. друг от друга. Середины судна нет. Что было с этим кораблем - вероятно, в архивах уже не найдешь. Сейчас же, судя по недавним пробоинам от выстрелов, судно используется охотниками как консервная банка в виде мишени. Путешествуя по острову, мы не переставали удивляться обилию фортификационных сооружений, сохранившихся в очень хорошем состоянии. Вся территория острова изрезана траншеями, которые расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и одной глубины. Даже сегодня, спустя семьдесят с лишним лет, они не осыпались и готовы к обороне. Глубина и сейчас позволяет стоять в них в полный рост человеку, а ширина составляет примерно полтора метра, причем стоит отметить, что они вырублены в скалах гранита. От Приозерска до острова при хорошее погоде со скоростью 40 узлов час можно добраться за 60 минут. Но во время подготовке к войне даже эта деталь финнами была просчитана. Поэтому наиболее простреливаемые участки были оборудованы укреплениями и в любой момент готовы к ведению боевых действий. Вот перед нами наблюдательный пункт на восточной оконечности острова. Бетонное укрытие с амбразурой и метровым отверстием в потолке. Можно предположить, что там стоял бронеколпак, но его сдали на металл. Два бетонных бункера - блиндажа. В них и сейчас хорошо сохранились нары и печки и в непогоду блиндажи служат землянками для приплывающих сюда рыбаков. По южному берегу, через равные промежутки, попадаются стрелковые ячейки, выложенные из камней. Этим ячейкам в течение 70 лет ни одна стихия не помешала выстоять. Они лишь только заросли внутри. Но до сих пор, как бравые солдаты, они готовы укрыть от огня противника своего снайпера. Вместо снайперов теперь ячейки укрывают ладожскую фауну. На острове гнездятся необычные для пресных водоёмов полярные крачки. Встречаются и другие морские птицы: большой баклан, гага, турпан, морянка, кулик-сорока, за которыми как водолазы разведгруппы наблюдают ладожские нерпы. Эти уникальные звери, занесенные в Красную книгу, с удовольствием позировали нам, совершенно не опасаясь какого-либо подвоха. Такая доверчивость со стороны диких зверей - еще один секрет ладожских островов. Ведь здесь из практически никто не беспокоит. Но остров Верккосаари служил людям не только во времена советско-финской войны. Во времена 70-х годов 16 века, когда шведы вели активную военную политику на карельском перешейке, жители древнего городка Кякисалми (как ранее назывался наш Приозерск) предприняли ряд мер по сохранению своего материального благосостояния. Описание этой легенды встречается в записях известного археолога Теодора Швиндта. Согласно его записям, в 70 годах XVI века жители Кякисалми, опасаясь шведского разорения, прячут городскую казну на острове Верккосаари, который находится сравнительно недалеко от них, но, все же, на достаточном расстоянии от боевых действий. Информацию о месте, где спрятана казна, передают в ближайший крупный монастырь - Троицкий, расположенный на острове Хейнясенмаа. "Ройтсан" - возможно, так финны произносили слово Троица или Троицкий. Если считать такое предположение верным, то речь идет о Троицком монастыре, который находился недалеко от Верккосаари - на острове Хейнясенмаа. Нашлась или нет городская казна 16 века не известно. Это осталось еще одной тайной, которую тщательно скрывают ладожские острова. Но нашей целью не был поиск сокровищ, а потому мы отправились на следующий остров. На остров Бурнев. Но о нем - читайте в следующем выпуске "Приозерских летописей" Таисия Буренина Тайны ладожских островов Мёкиррикке и Хейнясенмаа- острова воспоминаний Следующим островом, на котором мы побывали вместе с моряками Отдельного дивизиона судов обеспечения в ходе исследования легендарных военных строений стал остров Мёкиррикке. Впервой половине 20 века на Мекиррикке, как и на многих Ладожских островах, финны построили ряд грандиозных фортификационных сооружений, которые сохранились в превосходном состоянии до сих пор. Подход к острову и по сей день охраняет сторожевая башня среди можжевеловых зарослей, интегрированная в скалу в самой высокой точке острова. Внутри она имеет два этажа и полностью приспособлена для жилья, несмотря на то, что со времени ее сооружения прошло более 70 лет. До сих пор здесь целы электрические "пробки", гранитный стол, печка и другие предметы интерьера. В наши дни рыбаки даже приспособили башню под свою летнюю резиденцию. Причем они отмечают интересную особенность башни - несмотря на наличие печки, и, соответственно, печной трубы, когда горит огонь, дым совершенно не виден даже на близком расстоянии. К югу от башни можно увидеть два орудийных дворика, рассчитанные под орудия 152мм. с подземными помещениями между ними, а также всевозможные противодесантные укрепления и стрелковые ячейки. На одной из бетонных стен бункера высечена надпись - 1921 год... Внутри орудийных двориков стоят минные тележки, в которых запросто поместиться, словно в железном кресле, человек, останки орудийных сооружений и другие приспособления для ведения военных действий. Сохранился и бронеколпак, через амбразуры которого вели огонь финские пулеметчики. Почему-то нам он напомнил шлем рыцаря-крестоносца, только очень огромного размера, затаившегося среди девственной красоты острова Мекиррикке и наблюдающего, как мы отплываем от острова. Далее наш путь продолжился на группу островов Хейнясенмаа. Как и у большинства островов Ладоги, у них тоже есть народное название - Сенная земля. Согласно современной морской лоции, острова принадлежат к так называемому Западному архипелагу. Они вытянуты цепью в меридиональном направлении и с расстояния в 7-8 морских миль выглядят как один остров. Самые большие из них - Кугрисаари, Макаринсаари и, собственно, Хейнясенмаа. Здесь в 1939г. финны установили два 6дм (152мм) орудия Кане, создали пункт прикрытия и пункт связи.. На самой высокой точке острова, в бетонной сторожевой башне, был сооружен пост для наблюдения и связи. Между островами Хейнясенмаа и Макаринсаари есть небольшой, но глубоководный пролив. На берегу лежат стальные тросы. Здесь еще в финское время действовала паромная переправа, играя роль важной коммуникации в системе обороны островов. На самой высокой точке острова сохранилась двухорудийная финская батарея. Два орудийных дворика под 152мм орудия Кане с подземными помещениями между ними и бронеколпак, сохранившиеся практически идеально. В подземных помещениях даже побелка на стенах и потолке выглядит как новая, а качество бетона, которое заметно выигрывает на фоне современного строительства, невольно заставляет восхищаться мастерством наших северных соседей. Планировка помещений полностью привязана и подстроена под природный рельеф таким образом, чтобы сама матушка-природа стала одним из главных архитекторов и инженеров при возведении сооружений. Чуть поодаль великолепно сохранилась двухэтажная бетонная башня управления артиллерийским огнём. Основание башни служило дотом, в котором повсеместно расположены бойницы для ведения огня. На берегу, обращённом к Приозерску, находится стрелковая ячейка, обложенная камнями, с бетонным укрытием, имеющим проходной вход. Здесь же, на берегу, расположены остатки военного городка. А вокруг - звенящая тишина, прерываемая лишь рокотом прибоя. И если внимательно прислушаться к тому, о чем стремиться рассказать нам волны Ладоги, то можно узнать, каким же образом сложилась в дальнейшем судьба этих грандиозных фортификационных сооружений. Финское командование создало на Карельском перешейке практически неприступные оборонные сооружения, рассчитывая стоять до конца. Но история расставила свои приоритеты. И в 1944 году Финляндия вышла из состава участников Второй мировой войны. Согласно условий о перемирии, которое заключили советское и финское правительства, в 1944 году, финская сторона должна была покинуть территорию Карельского перешейка, оставив нетронутыми все постройки и сооружения. Во многих местах, уходя, финны оставляли даже неубранный урожай. Таким же образом финские войска покидали и Ладожские острова, передавая их советским властям вместе со всеми фортификационными сооружениями линии Маннергейма. Такое наследство оказалось очень кстати уже по окончанию Великой Отечественной войны В начале пятидесятых годов XX века на острове был организован военно-испытательный полигон. Весной 1954 года на острове Мёкиррикке проводились эксперименты с радиологическими зарядами. К тому времени бойцы стройбата возвели здесь казарму и вспомогательные постройки. Обустраивались всерьез и надолго. Взрывали и на суше, и в воде. Эксперименты исследовали поражающие факторы радиологического оружия: динамику распространения ударной волны в воде и в атмосфере, образование нагонной волны, радиационное воздействие на воду в месте взрыва. По непроверенным данным, южнее острова Мёкиррикке в те же годы было произведено испытание бактериологического оружия массового поражения. Взрывы "оболочек" произвели и на глубине, примерно в одной миле от берега. Проводили так же и наземные ядерные испытания, взрывали "Грязную бомбу". Между островами Хейнясенмаа и Макаринсаари проводили радиоактивные испытания на трофейном немецком эсминце, который в девяностых годах с большими трудностями захоронили в Белом море. Но это уже совсем отдельная история, известная как "Черная быль Ладоги". Южная часть острова Хейнясенмаа считается незараженной. Места заражения огорожены колючей проволокой и знаками "Радиоактивно". В открытых описаниях экспериментов есть "Примечание", которое рассказывает о фактах исследования острова финским краеведом Юхой Таскиненном. Когда Юха Таскиненн прошел по острову с дозиметром, то аномальных значений радиации не обнаружил. Однако, проходя мимо острова, он обнаружил, что жёлтые таблички со знаком "Радиоактивно" и "Запретная зона" на месте и, похоже, недавно обновлялись. Но, помимо всего прочего, именно с этих островов ведет свою историю Отдельный дивизион судов обеспечения, военные моряки которого - от командира до рядового матроса - не только служат образцом выполнения воинского долга, но и являются активными исследователями исторического прошлого нашего края. Ведь, отдать должное, без их непосредственного участия и поддержки, мы бы никогда не смогли приподнять завесу тайны, что витает над ладожскими островами. Таисия Буренина Остров, обагренный кровью Героическим защитникам о. Рахмансари посвящается Острова Ладоги - это музеи под открытым небом, которые хранят тайны и загадки, волнующие память и воображение. Порой благодаря мельчайшим деталям воссоздаются грандиозные картины прошлого. Прошлого, которое мы не должны забывать. Попав на следующий ладожский остров, мы не обнаружили там масштабных фортификационных сооружений линии Маннергейма. На острове Рахмансари нас встретила звенящая тишина и братская могила советских бойцов... Остров Рахмансари не принимал особого участия в советско-финлянской войне. Но уже в начале Великой Отечественной войны этот небольшой остов в Ладоге стал ареной ожесточенных боев, в которых сложили свои головы более сотни советских солдат. К началу сентября 1941 года финские войска заняли все побережье Ладожского озера - от Сортавала до Хийтола. Советские войска оставались только на ладожских островах. На Рахмансари располагалась рота морской пехоты в составе 122 человек, вооруженные тремя пулеметами, тремя минометами и одной 45-мм пушкой. Ротой командовал лейтенант Слободов. Еще 60 человек были размещены на островах Верккосаари и Хейнясенмаа. 5 сентября финское командование приняло решение захватить остров Рахмансари и уже 7 сентября финский десант сосредоточился в районе Кесялахти. Для высадки десанта выделили 9 мотоботов. Прикрывать десант должны были две канонерские лодки и два пулеметных катера. Для обеспечения артиллерийской поддержки на островах Палосаарет разместили наблюдательный пункт и батарею из трех 75-мм орудий, еще одно 105-мм орудие поставили на полуострове Калксало. Командовал десантом лейтенант Соннинен. Финскому десанту удалось высадиться на берегу и закрепиться, потеряв при этом два бота. На острове завязались ожесточенные бои. После просьбы командира роты Слободова о помощи на Рахмансари были переброшены 25 человек с острова Хейнясенмаа. На помощь морским пехотинцам с острова Валаам направили канонерскую лодку "Вира", катер МО-206 и пять катеров КМ, которые доставили на остров еще 200 человек первой роты третьего батальона морской пехоты под командованием полковника Каргина. Новые все силы позволили организовать интенсивные атаки советских войск на захваченный финнами плацдарм, но их эффективность была ослаблена нехваткой боеприпасов и интенсивным обстрелом с финских батарей. Катер МО-206, который поддерживал атаку морской пехоты, уничтожил три финских катера и несколько шлюпок с десантниками. К концу дня финны перебросили на остров подкрепление из группы егерей и пулеметной команды. На острове были также установлены семь 47-мм и одна 20-мм пушки. В течении всего дня 8 сентября советские суда постоянно пытались доставить боеприпасы на остров, однако им препятствовало большое количество финской артиллерии, сосредоточенной на Рахмансари и других островах. Для полной изоляции острова финны направили в район боевых действий две канонерские лодки и один пулеметный катер. 9 сентября к острову подошла советская флотилия, состоящая из сторожевого корабля "Конструктор", канонерской лодки "Вира" и "Морского охотника" МО-206. Суда пытались прорваться к острову, чтобы забрать десант, но этому мешал интенсивный огонь финских орудий и действия их судов. К этому времени советские войска на острове были окружены в его центральной части и отрезаны от берега. Из воспоминаний финского сержанта Антти Жорнонен ясно, что финны четко спланировали атаку на остров Рахмансари, предварительно проведя десантные учения на суше и сделав несколько разведывательных вылазок. В планировании операции участвовали финские ладожские моряки, которые рассказали военному командованию об особенностях острова, наиболее удобных подходах и опасных местах. На соседних островах, занятых финнами, были организованы военно-полевые госпитали для раненых, Так же был выделен и необходимый водный транспорт для связи с материком. С началом пулеметной атаки десант быстро высадился на двух частях острова Рахмансари. Операция шла так, как и было запланировано. Пошагово финская армия брала огневые точки советских солдат, и русские солдаты были вынуждены сдаваться, не имея возможности ни удержать позиции, ни отступить. Во время пика атаки командующий операцией капитан Коски дал приказ пустить дымовое облако, скрыв таким образом прибывавшее подкрепления с финской стороны. Лейтенант Микконен сообщил командованию, что они насчитали 96 военнопленных и множество военных трофеев, среди которых были 1 противотанковая 40.мм. пушка, 200 минометов, три 81 мм. миномета, 30 гранат, 8 пулеметов, 40 полуавтоматических винтовок, 120 винтовки, 20 пистолетов и прочая амуниция. Все эти сообщения неоднократно сопровождались рассказами о неработоспособности советской армии и высоким военно-патриотическим духом финских солдат. Эти данные дают основная полагать, что маленькая страна Суоми действительно планировала каждую деталь, что позволило ей во времена Великой Отечественной войны быстро продвигаться вперед. Ведь на карту было поставлено дальнейшее развитие всей Финляндии и соседствовать с сильным Советским Союзом этой маленькой, но очень милитаризированной стране совсем не хотелось. И потому все воспоминания и данные финской стороны, сохранившиеся в архивах, наполнены ненавистью к советскому солдату. Но финны, также как и русские, несли значительные потери, как бы не пытались скрыть этот факт. После полного захвата острова Рахмансари среди собственных потерь финская армия насчитала 173 раненых и 42 убитых. В противовес воспоминаниям сержанта Антти Жорнонен и данным их архивов финской стороны можно поставить воспоминания советского воина Ивана Скодобянина, который принимал непосредственное участие в сентябрьском сражении 1941 года. "Ладожская военная флотилия была сформирована 25 июня 1941 года приказом наркома ВМФ из учебного отряда ВМУЗ. Она состояла из дивизиона учебных кораблей (4 транспорта и 5 парусно-моторных шхун), дивизиона катеров, учебно-артиллерийского дивизиона. Главная база флотилии находилась в Соанлахти, тыловая - в Шлиссельбурге. В сентябре 1941 г. остров Рахмансари обеспечивал водные коммуникации и прикрывал остров Валаам. 12.08.1941г. для обороны острова на него высадилась 2-я рота 3-го батальона 4-й морской бригады КБФ. На рассвете 7 сентября 1941 года, после десятиминутной артиллерийской подготовки с катеров и баркасов Финской Ладожской флотилии, под прикрытием огня береговых батарей, началась высадка десанта на остров, удерживаемый советскими войсками. На острове шли сильные бои. К полудню 7 сентября были расчленены и окружены основные опорные пункты. В полдень наши высадили подкрепление 200 человек с о.Хейнясенмаа, о. Верккосаари и с о.Валаам (остатки 3-го батальона). Всего получилось около 300 обороняющихся. Высадка происходила под огнём батареи врага с о.Палосарет. Наши понесли потери. Натиск на финнов усилился. Наша канонерская лодка обстреливала северный конец острова. У финнов началась сказываться нехватка боеприпасов. Советская Ладожская военная флотилия многократно и настойчиво пыталась доставить обороняющимся боеприпасы и эвакуировать остатки советского гарнизона. Вечером и ночью, как только стало возможно, финны произвели перегруппировку. Батарея с о.Палосарет частично была переброшена на о.Куусаари, откуда было удобнее вести огонь и прикрывать трассу снабжения своих сил от атак Советской Ладожской флотилии. На о. Рахмансари финны перебросили восемь 47 мм., два 20 мм. орудия, 4 пулемёта и расчёты, а также свежие подкрепления. Прибывшие орудия были установлены на береговой линии для стрельбы по водным целям. Главная цель финнов состояла в том, чтобы препятствовать подвозу боеприпасов и подкреплений на остров. Острова Лавуатсари и Палосарет соединили телефонным кабелем, что позволило улучшить управление огнём батареи с командного пункта на о.Лавуатсари." В 23.00, ночью советский десант из 30 моторных лодок и гребных шлюпок попытался высадиться на остров Рахмансари, но этому помешал огонь пулеметов и орудий с острова. Всю ночь не прекращались столкновения советских и финских солдат и военных моряков под обстрелом финских батарей. 8 сентября Советская Ладожская флотилия весь день пыталась прорваться к острову Рахмансари для оказания помощи обороняющимся. Финны держали наши суда на расстоянии от острова течение всего светового дня, препятствуя подвозу боеприпасов и подкрепления на остров. На самом острове шли ожесточённые бои. Ночью финны перебазировали батарею из трех 75 мм. орудий с о.Куусаари на о. Рахмансари. Орудия были установлены на прямую наводку по морским целям. 9 сентября финны атаковали, пытаясь окружить советских моряков. Атака была отбита. Финны понесли большие потери. Произвели ещё атаку. Безрезультатно. Тогда финны пошли на переговоры. Переводчик объяснил советским морякам безнадежность ситуации и предложил сдаться, но в ответ прозвучали выстрелы. Финны больше не атаковали, а подтянули артиллерию, миномёты, канонерскую лодку и обстреливали осаждённых весь день, периодически предлагая сдаться в плен. Обстрел продолжался и 10 сентября. Метод, используемый в предыдущий день с обстрелом 81 мм. миномётами и 45 мм. орудиями, был продолжен. Финны еще раз предложили русским сдаться. На этот раз, исчерпав боеприпасы, советские моряки сдались. Им просто нечем было стрелять. В 11.30 лейтенант А. Соннинен сообщил в штаб, что о. Рахмансари был захвачен. Вместе с ранеными финны захватили 130 военнопленных. Пятерым морякам удалось покинуть остров на шлюпке, и они были подобраны советским катером (морским охотником). После войны из финского плена вернулись около 50 защитников остров Рахмансари. Погибшие советские солдаты были похоронены финнами в братской могиле на южном берегу острова ближе к восточной оконечности в 15м. от берега. На могиле финнами был установлен деревянный крест с надписью на финском языке: "Здесь лежат 110 солдат Красной Армии, погибших на острове Рахма 7-10 сентября 1941 г.". Крест стоял на острове до середины 50-х годов. Обломки этого креста находятся в музее СОШ №1 в г. Лахденпохья. В последствие на могиле был установлен якорь, который украли во времена "перестройки". Читая воспоминания и исследуя историю данного острова, становиться мучительно больно и стыдно перед погибшими, которые ценой своей жизни пытались спасти наше будущее, а "благодарные потомки" почтили помять героев, украв монумент и разрушив могилу, к тому же устроив помойку рядом с братским воинским захоронением. И после этого мы спрашиваем, почему наша страна, при таком высоком уровне развития, всегда находится в хвосте у Европы... Сейчас могила представляет собой бетонный четырёхугольник 5 на 5м.и представляет собой площадку, на которой растут несколько елей и лежит мемориальная плита. А неподалеку до сих пор стоит маяк, опоры которого помнят боль от пуль, и ржавчина, словно кровь павших бойцов, окрашивает его в темно-бурый цвет. Маяк, который, так же как и погибшие солдаты, выполняет свой долг и готов стоять до конца. Таисия Буренина

    Как Валаамский монастырь положил глаз на сад, посаженный местным жителем Сергеем Григорьевым в память о российских воинах, погибших в Чечне при исполнении служебного долга. Сегодня речь пойдет о том, как на заповедном острове Валаамского архипелага Оборонный – его еще называют Келисаари, или Сухой – с попустительства чиновников министерства по природопользованию и экологии Карелии и других надзорных органов полным ходом идет строительство, несмотря на отсутствие разрешительных документов.

    Единственный природный парк Карелии

    Из карельского города Сортавалы до Валаама добраться не трудно. Ходят монастырские «метеоры», частники на быстроходных катерах предлагают довезти до острова. Договариваемся с одним из них. Чуть меньше часа едем по Ладоге и вот мы в святыне русского православия – на Валааме. Договариваемся с парнишкой, который нас довез, что покатает нас вокруг островов природного парка «Валаамский архипелаг».

    Природный парк был создан правительством Карелии в 1999 году с целью сохранения уникальных островных экосистем в условиях рекреационного использования, природных комплексов архипелага. В территорию парка входят более 50 островов, включая акваторию Ладожского озера на расстоянии 2 км от островов, общей площадью 24 700 гектаров. Контролирует природный парк Министерство по природопользованию и экологии Карелии. В настоящее время это единственный природный парк регионального значения на территории республики. На островах Валаамского архипелага живет ладожская нерпа, и летом, на камнях, можно увидеть до тысячи собравшихся вместе зверьков. Произрастает здесь и множество краснокнижных растений. Но, похоже, что скоро от уникального животного и растительного мира Валаамского архипелага ничего не останется.

    «Стройка века» на Оборонном острове


    Подъезжаем к Оборонному острову, который относится к Валаамскому архипелагу. Уже по названию острова можно судить, какое он имел предназначение: здесь располагалась береговая артиллерия финской армии. В 1944 году, когда война между Советским Союзом и Финляндией закончилась, финны покинули это место. Сейчас на острове можно увидеть уже поржавевшие фортификационные финские укрепления, везде валяются остатки колючей проволоки. У озера находятся стрелковые ячейки и дот. Можно посмотреть казармы, которые хорошо сохранились, и вырубленные прямо в скалах специальные ходы.

    И что же мы видим? На острове полным ходом идет строительство. Бульдозеры расчищают площадку, экскаваторы копают котлованы, работают краны. Строится церковное здание из красного кирпича, видны свежевозведенные красивые домики. В старой финской казарме кто-то живет – развешено белье. На острове построен огромный причал и вертолетная площадка. Интересно, для кого?


    На всякий случай заглядываем в публичную кадастровую карту. Все верно, находимся мы в точке: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Кулисари (почему-то не Келисаари – прим. «Черники») . Земельный участок расположен в кадастровом квартале 10:10:10 02 43. Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов. Форма собственности: Собственность публично-правовых образований. Кадастровая стоимость: 19 291 537,44 руб. Уточненная площадь: 98 056 кв. м. Разрешенное использование: Для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), под комплекс береговых укреплений, наблюдательную вышку, казарму — 2 шт.

    В это время к острову подходит катер с туристами, и мы становимся свидетелями конфликта. Выбегает какой-то мужчина и начинает кричать, что на остров высаживаться нельзя: «Владыка не благословил».

    «В последнее время нас встречают буквально в штыки на Оборонном, – рассказывает корреспонденту «Черники» экскурсовод Ирина Смирнова. Она живет на Валааме с 80-х годов прошлого века. – Недавно, когда мы подъехали к острову, выскочил прораб и стал объяснять, что здесь сейчас начальство и он не позволит нам пришвартоваться. Говорит: «Я вот возьму и табличку напишу, что посторонним вход не благословлен», а сам смеется. Хотя официального запрета на посещение острова нет. Сейчас мы уже не рекомендуем посещать Оборонный остров туристам, не хочется подвергать людей грубости. Хотя интерес к оборонительным сооружениям на острове большой. Некоторые несколько тысяч километров проезжают до нас, что бы специально посетить именно Оборонный остров».


    «Черника» тоже попыталась поговорить с прорабом:

    – Подскажите, вы здесь ведете грандиозное строительство, а есть ли у вас какие-то разрешительные документы и знаете ли вы, что находитесь на особо охраняемых землях?

    – Все вопросы задавайте монастырю, они здесь командуют, у них все разрешения и документы, а мы только строим.

    Карельские чиновники хранят молчание

    В положении о природном парке «Валаамский архипелаг» сказано: «На территории природного парка запрещается любая деятельность, наносящая ущерб растительному и животному миру». Согласно Земельному кодексу Российской Федерации», предоставление земель на особо охраняемых природных территориях для нового строительства и в собственность тоже запрещены.

    «Мы обращались в полицию еще в 2014 году и сообщали в своем заявлении, что на Оборонном ведется незаконное строительство, – поведал «Чернике» один и местных жителей. – Проверку проводил наш местный участковый, выявил много нарушений закона, составил рапорт, отправил в министерство. Ответа, как мы знаем, до сих пор не поступило».

    По факту незаконной застройки острова Оборонный в прокуратуру Карелии обращался и Гринпис России. Надзорное ведомство утруждать себя проверками нарушений земельного законодательства не стало и переслало обращение в Минприроды республики, где экологам сообщили: «Подтверждения о получении монастырем положительного экспертного заключения нет». Почему чиновники смотрят на этот беспредел сквозь пальцы, остается только догадываться.


    Валаамский монастырь: «Нет разрешений, так скоро будут»

    В Валаамском монастыре нарушений закона не видят. Пресс-секретарь епископа Панкратия Михаил Шишков просто удивил своим незатейливым ответом: «Сейчас проводятся реставрационные работы острова Оборонный, и строится скит. Что же касается разрешительных документов, так заявка нами уже подана и думаю, что все вопросы решатся положительно…»

    starcom68 wrote in February 18th, 2012

    Оригинал взят у terranovez в Остров Оборонный.

    В сентябре 2011 года мне удалось побывать на о-ве Оборонный, входящий в Валаамский архипелаг. От пристани в Никоновской бухты, где остался наш теплоход, мы на частном катерке с местным гидом добрались до чудного острова.
    По еле заметным тропкам мы преодолевали рубежи укреплений в виде мотков колючей проволоки и траншей-окопов, выдолбленных финами в скальном грунте, стремясь увидеть остатки оборонных сооружений 1939 года.


    Кроме естественных преград в виде крутых и скольских, покрытых мохом и лишайниками камней-валунов, захватчиков встречали бы ряды колючки и окопы. Однако, мы преодолели эти преграды. Окопы и зарастающие папортником траншеи. Немного истории: Оборонный (Сухой , Келисаари ) — остров в Ладожском озере . Входит в Валаамский архипелаг . Расположен южнее острова Валаам .После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные и строители. На островах, получивших название Оборонных и в зданиях рыбацкого посёлка, разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 годов здесь находилась береговая артиллерия . 19 сентября 1944 года после перемирия последние финские подразделения покинули Оборонные острова. Все представленные на фото сооружения выполнены финнами в скальных грунтах.

    Бывшая финская казарма, теперь - рыбацкая изба. Мы побывали внутри избы.

    Оттуда доносился шум волн, накатывающихся на прибрежные камни.

    Сооружение для артиллерийской установки, совмещённое с подземным бункером.

    Пока мужчины стояли над входом в бункер и решали риторический вопрос: кому идти первым и светить фонариком, две девушки из нашей группы спустились вниз и вышли из туннеля к месту размещения артустановки. Проверено - упырей и мин нет! Спускайтесь!

    Вид на озеро с места над подземным бункером.

    В бункере, который представлял собой длинный тоннель, с ответвлениями в различные подсобные помещения и соединяющий две артустановки мы передвигались осторожно друг за другом. Я сфоткал дренажный приямок, ибо в него можно было угодить ногой - единственная опасность на нашем маршруте.

    Поражала добротность строения и качество выполненных работ. Ни крупных трещин в бетоне, ни высолов, ни сколов и раковин. Потом гид спросит нас про марку цемента, который использовался при строительстве. Я, напряг мозги и выдал то, что помнил из курса "Строительные материалы" - М500 - гидротехнический. Оказалась марка - М600.
    Дошли до прожекторного сарая - место хранения большого (5-6 метров в диаметре) прожектора.

    А это - насыпь рельсового пути по которому прожектор вывозили к берегу на работу. Рельсы и шпалы исчезли под влиянием времени, а насыпь осталась. Видны небольшие углубления в земле под шпалы.

    Шкаф электрический с остатками электрокабеля.

    Разглядывая подобные сооружения начинаешь рисовать в воображении картины прошлого о том как это всё работало, существовало. Так и представляешь как льёт холодный осенний дождь из низких серых северных туч, сильный ветер разгоняет ладожские волны и с силой бросает на камни, разбивая их и кроша в белые капли-дребезги, оглашая окрестности шумом. Наступает ночь. Из прожекторного склада стройный и высокий юноша-фин со товарищами выкатывают хромированный прожектор на окраину берега, дабы осветить подступы к укреплениям. Лицо его сосредоточено, он твёрдо держит поручень тележки и уверенно толкает её, не обращая внимания на мелкий дождь и усиливающийся ветер. А может всё было по-другому? Измученные, маленькие, кривоногие, укутавшиеся с головой в плащи, больные и несчастные чмошники, похожие на рабочих с завода, с ненавистью толкали тележку с прожектором и мечтали о доме? Подобные путешествия будят спящую фантазию, включают мысль и рождают приятные галлюцинации. И только природа остаётся сама собой и живёт по своим законам, стараясь не прогибаться под изменчивый мир.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
    В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
    Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы