Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Начальная школа в израиле. Система образования в израиле Израильские школы какие они

Что и как учат школьники в Израиле

1 , голосов: 1

Ведение бухгалтерского учета, правильное питание и общественные работы.

Школы Израиля, хоть и во многом похожи на российские, однако имеют существенные различия. Как и России, в некоторые из них детей зачисляют по месту фактического проживания. Школьники дополнительно изучают криминологию, бухгалтерский учет и многое другое. Среди немногих минусов можно отметить жалобы на поведение и отсутствие дисциплины.

Государственные общеобразовательные учреждения Израильского государства условно можно разделить на светские и религиозные. В последних пристальное внимание уделяется изучению Торы, молитвам. В них принимают только по воле родителей. При этом в некоторых даже требуют галахическое подтверждение еврейства. В ряде таких заведений учащихся разделяют по гендерному признаку: мальчики и девочки обучаются отдельно.

Также в стране есть частные, демократические и вальдорфские школы. В частных дети не только учатся, но и живут, однако их немного. В основном, они все имеют религиозную направленность, в них делается упор на изучение иврита, Тонахи, ежедневной молитве. В демократических нет контрольной проверки знаний, экзаменов, строгой дисциплины, в вальдорфские являются полным аналогом российских школ.

Старшеклассники могут перейти в спецшколу, предлагающую . Часть их функционирует в привычное время, а также есть те, которые работают строго в вечернее время или три дня в неделю. Гибкая система позволяет обучаться экстерном тем, кому сложно адаптироваться к привычной школьной системе, а также тем, кто вынужден рано начать зарабатывать средства на проживание. Чаще всего это касается детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Одежда

Форма – это обязательный атрибут для всех учащихся. В государственных школах это майки одного цвета с эмблемой заведения, которые продаются в городских супермаркетах или online магазинах.

Питание

Государство не обеспечивает учащихся горячим питанием, поэтому они носят еду с собой. В работают киоски с сэндвичами из салата, куриной грудки и цельнозернового хлеба, а также диетические напитки. Это обусловлено запретом на реализацию нездоровой пищи в образовательных заведениях.

Стоимость

В Израиле варьируется в среднем ценовом уровне и обходится в 900-1100 шекелей ежегодно. Это порядка 14,5 - 18, 0 тысяч рублей. Сумма зависит от года и регулируется на государственном уровне. Ежегодный платеж равномерно распределяется на десять частей. Малообеспеченным семьям и новым репатриантам предоставляется скидка до 90%. Для этих целей требуется предоставить секретарю пакет документов, которые подтверждают статус репатрианта или малообеспеченной семьи.

Руководство не имеет права превышать установленную сумму родительских взносов, которые впоследствии расходуются на оплату мероприятий и экскурсий, а также страхование. Помимо ежемесячного платежа предусмотрен ежегодный взнос за учебники в 250-350 шекелей, что составляется порядка 4,125 - 5,755 тысячи рублей. Школьник получает рабочие тетради, учебники. По окончанию учебного года рабочие тетради учащиеся оставляют себе, а книги необходимо вернуть в библиотеку. Это довольно выгодная опция, поскольку приобретение учебников в среднем обойдется в 1000 шекелей (16, 5 тысяч рублей).

Сколько лет обучаться

В 12 классов. Первые шесть - это начальные, последующие три года - средние, последние три - старшие. Начальных зачастую больше. Это объясняется меньшим количеством учебников и 1-2 параллелями, в то время как в старших уже 8-14 параллелей. Также важно учитывать тот факт, что первоклассников зачисляют по месту фактического проживания, а вот в 7-12 кл. уже можно выбирать и обучаться даже в другом городе.

Предметы

Учащиеся 1-6 кл. учатся читать и писать на иврите, Тору, физическую культуру, музыку, естествознание, искусство. В дальнейшем вводится история, английский и география. В качестве дополнительных преподаются такие предметы, как робототехника, пение, хореография.
В 7-9 кл. в число обязательных дисциплин вводится еще один иностранный язык, зачастую всего это арабский, русский, французский. Возможность изучать химию, биологию, физику получают только одаренные дети. Для всех остальных эти предметы преподаются в рамках уроков естествознания. Литература вводится в 7-9 классах.

Старшеклассники могут выбирать, что они хотят учить. На выбор предлагаются: второй иностранный язык, химия, физика, биология, музыка, биотехнология, театр, экономика, сельское хозяйство, криминалистика, психология и др Помимо этого, выпускники могут стать обладателями сертификата по бухучёту или туризму.

К математике и английскому в стране особое отношение. Эти науки преподаются по трехуровневой модели: три, четыре и пять ехид. Три ехиды достаточно для того, чтобы получить аттестат выпускника, но путь в большее количество колледжей и ВУЗов с таким показателем для абитуриента будет закрыт. Пять ехид можно приравнять к уровню 1-2 курса технического высшего учебного учреждения в России. Аттестационные экзамены сдаются в 11-12 кл.

Чтобы получить на руки аттестат, выпускник обязан отработать от 30 до 60 часов на общественных работах. Чаще всего это помощь детям с ограниченными возможностями, ландшафтный дизайн, «Скорая помощь», театр и многое другое.

Спецклассы для одаренных и трудных детей

В стране не предусмотрено узкоспециализированных школ с языковым или математическим уклоном. В 1-6 классе все учатся совместно, без деления по способностям, однако есть программы для одаренной детворы. Для того, чтобы стать участником такой спецпрограммы необходимо сдать экзамены или просто получить рекомендации. В средних и старших школах есть спецклассы для одарённых учеников, а также отдельные классы для тех, у кого есть способности к музыке, спорту и др.

Кита ктана, зинук, омец — это классы для детей, которым трудно адаптироваться к школьной программе. Перевести ребенка туда можно по желанию родителей при наличии решения психолого-медицинской комиссии.

Репатрианты

Израиль – это страна, которая регулярно принимает много лиц, подвергшихся процессу репатриации, иными словами — возвращению на родину. Дети из таких семей часто не владеют ивритом. Для них открыты ульпаны – языковые курсы. Однако они есть далеко не везде, и для таких учеников разработаны дополнительные занятия по истории, Торе, математике и, конечно же, ивриту. Старшеклассники из семей репатриантов могут в упрощенной форме сдавать экзамены по ивриту, а также некоторые выпускные испытания проходить на том языке, которым они владеют. К тому же для них предусмотрены льготы на оплату образования и одноразовая для покрытия части расходов на обучение.

Преподаватели

Израильские учителя обязаны иметь высшее образование и преподавательскую лицензию, медицинскую справку, справку об отсутствии судимостей. Чем выше ученая степень и больше стаж, тем выше их заработная плата. Также в стране действуют учительские профсоюзы с накопительными фондами. Выплаты из этих фондов позволяют педагогу один раз в шесть лет уйти на 1 год в оплачиваемый учебный отпуск или просто получить выплату.

Дисциплина

Несмотря на отличные условия, созданные для преподавательского состава, в Министерстве образования говорят об остром недостатке квалифицированных учителей. В числе основных причин названо отсутствие дисциплины среди школьников. Подростки чересчур раскованные и раскрепощенные, они не соблюдают субординацию с педагогами, не держат дистанцию. В результате «общения на равных» с педагогом, ученики часто игнорируют попытки ограничить их в чем-то. Однако данная проблема отчасти надуманная, поскольку школьники Израиля прекрасно понимают, что к ним хорошо относятся, чувствуют заботу о себе и отвечают педагогам взаимностью. Так что с ними вполне можно договориться.

Как и большинство остальных сфер жизни, образование в Израиле имеет свою специфику. Для приезжего многие его особенности могут показаться дикостью. Но оценивать отрасль стоит по ее результатам, а они очевидным образом впечатляют даже критиков.

Израильский образовательный опыт можно назвать уникальным. В настоящее время достижения государства в данной сфере высоко ценятся и на международном уровне. Поэтому можно считать, что обучение в этой стране принесет свои ощутимые плоды, если смириться со многими нюансами. В чем же заключается особенность образовательной системы?

Первое, что может шокировать русских мамочек - учеба в Израиле для деток начинается в очень юном возрасте. Буквально спустя три месяца после рождения малыш уже попадает в сад. Это объясняется минимальным декретным отпуском: он оплачивается на период до 14 недель плюс можно взять еще 12 недель, но тут уже родительница не получит оплаты.

Садики бывают частными, которые обходятся в оплате дешевле, чем труд няни. Есть и учреждения, где можно получить субсидии от государства. Здесь каждая семья платит по своим возможностям, но количество мест для маленьких подопечных ограничено.

Хотя большинство израильтян отдают деток в садики в первые месяцы жизни, по закону обязательным является поступление в группу, которая подготавливает ребенка к школе. Это возраст 5-6 лет, когда малышей уже учат считать, писать, читать. Отличительная черта системы - в Израиле деток воспитывают исключительно лаской и любовью, а к наказаниям предпочитают не прибегать.

Школьное обучение по израильским законам

Есть свои особенности и в дальнейшем обучении ребенка. Школьное образование в Израиле длится на протяжении 12 лет. Однако обязательным считается освоение программы в период с 6 до 16 лет, как указывают образовательные законы государства. Дальше ребенок решает сам, продолжать ему учебу или нет.

Специфика еврейского календаря предопределяет сроки школьных каникул. Здесь они привязаны к праздникам Песах, Суккот, Ханука. Поэтому традиционно дети отдыхают около трех недель в апреле, семь дней осенью и еще неделю в декабре.

Начальный этап обучения стартует для ребенка в шесть лет, согласно законам государства. Здесь он осваивает грамматику и письмо, математику и историю, музыку и рисование. Дети обычно находятся в школе с восьми утра и до часа дня. Причем на дом им ничего не задают.

С 12 лет начинается промежуточная ступень. Здесь требования к ученикам выше, но в учет берутся и индивидуальные особенности. Детей делят на несколько групп, в зависимости от успеваемости.

Третий этап под названием тихон длится с 15 и до 18 лет. Детям предоставляют право выбора направления в обучении и уровня освоения программы. Есть и обязательные предметы, и профессиональные курсы. Некоторые школы предлагают отучиться еще в течение двух лет после 12 класса, чтобы получить конкретную специальность.

Израильские вузы и разные уровни обучения

Анализируя высшее образование в Израиле, нельзя не заметить его неоднородную развитую структуру. Здесь есть учебные заведения разного уровня и направленности. В итоге обучение доступно практически всем слоям населения.

Один из вариантов продолжения учебы после школы - поступление в колледж. Он может быть академическим и педагогическим, инженерным и экономическим. Но отличительная черта - здесь получают конкретные знания, которые можно применить на практике.

Система высшего образования здесь устроена по широко распространенному принципу. Она делится на три уровня:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

В зависимости от направления, студент получает диплом бакалавра после 3-5 лет учебы. Далее два-три года нужно потратить на получение магистерской степени. После сдачи дипломной работы и экзаменов можно продолжить обучение в докторантуре. Учеба длится еще от двух до четырех лет, а завершается защитой диссертации и реализацией научно-исследовательского проекта.

Восемь вузов государства готовы предоставить условия для получения всех трех степеней. Но многие колледжи имеют право выпускать бакалавров.

Что важно знать об израильском образовании мигрантам

Если переезд в Израиль планируют выходцы из России, им предстоит подготовиться к определенным сложностям. Например, здесь не примут российский аттестат о среднем образовании или диплом ПТУ. Для таких мигрантов обязательным является обучение на одной из подготовительных университетских программ. Они еще именуются «мехинами».

Такие курсы рассчитаны на освоение базовых предметов, после чего приезжий может изучать конкретную специальность. По итогам мехины нужно пройти психометрический тест. Также мигрантов проверят на знание иврита и английского языка.

Чтобы поступить в один из вузов государства, нужно набрать определенный минимум во время сдачи психометрического курса. Он составляет 400 баллов из максимально возможных 800.

Что касается знаний иврита, то требования к его уровню разнятся, в зависимости от выбранного направления. Традиционно факультеты психологии, юриспруденции и медицины требуют более глубокого понимания языка: это уровень «хей-вав». Остальные вузы государства ограничиваются минимумом «гимель-далет».

Интересно, что для учебы на инженерных факультетах будущим студентам нужно сдать экзамен по физике и математике, который является платным. Если есть желание стать артистом, художником, певцом, предстоит подготовить творческую работу.

Сколько стоит учеба для иностранцев

Чтобы освоить программу бакалавриата, приезжему нужно подготовиться материально. Поскольку такова политика государства, что местным жителям обучение обходится на 25% дешевле. В среднем, сумма к оплате составляет в пределах 11-35 тысяч шекелей в год. Вуз выпишет конкретный счет, в зависимости от его расположения и направления.

Магистратура обходится иностранцам еще дороже. Здесь минимальная стоимость годового курса составляет 13 тысяч шекелей. Но перед поступлением в ведущие вузы израильского государства нужно рассчитать собственные финансовые возможности, исходя из сопутствующих трат. Ведь дополнительно придется оплачивать крышу над головой.

Если есть возможность устроиться в общежитии, на жилье будет уходить от 600 шекелей ежемесячно. Квартиры стоят дороже в разы, но здесь можно рассчитывать на совместную аренду. Дополнительно предстоит платить за транспорт, питание, услуги службы безопасности и медицинскую страховку.

Еще одна специфика образовательной системы государства - обучающиеся сами покупают себе учебники и пособия. Также они обязаны внести регистрационный взнос в Союз студентов.

На определенную финансовую поддержку могут рассчитывать иностранцы, приехавшие по программе о возвращении. Особенно талантливые аспиранты получают стипендии в отдельных вузах, если демонстрируют выдающиеся успехи.

К счастью, закон не ограничивает права иностранного студента на подработку. На это не нужно даже получать специального разрешения.

При муниципалитетах и местных советах действуют консультационные психологические службы. Консультанты этой службы помогают родителям в выборе подходящего учебного заведения в зависимости от наклонностей или проблем ребенка. В каждой школе работает педогог-психолог , который проводит консультации с учениками и родителями.

В израильских школах, начиная с 4-го класса, каждый класс избирает представителей в совет учащихся школы, который совместно с коллективом педагогов участвует в принятии реше ний по многим школьным вопросам.

Дошкольное воспитание в Израиле

Израильская система дошкольного воспитания принимает детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. В 6 лет дети начинают посещать школу. Детские сады принадлежат муниципалитетам, женским организациям, крупным предприятиям, религиозным организациям, а также частным лицам. Детские сады, как и вся система просвещения в Израиле, бывают как светскими, так и религиозными.

Возраст

Детское учреждение

Часы работы

6 мес. – 3 года

Семейные ясли (мишпахтон )

7.00-16.00

6 мес. – 4 года

Продленный детский сад (маон )

7.00-16.00

3 – 5 лет

Муниципальный детский сад (ган тром-хова )

7.30-13.00 или 15.00

5 лет

Старшая подготовительная группа (ган хова )

8.00-13.00

Все детские сады в Израиле платные, кроме старшей подготовительной группы, которая по "Закону о всеобщем обязательном образовании" обязательна для посещения, это как бы "нулевой" класс школы в рамках системы дошкольного воспитания.

Какие есть детские сады

Продленный детский сад - маон

Продленные детские сады – маоны – предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 3-4 лет. В некоторые продленные сады принимают детей только с полутора лет, в других есть ясельная группа для самых маленьких. Сады работают шесть дней в неделю, в течение всего года, кроме праздничных выходных дней и летних каникул в последние 2 недели августа. Дети находятся в них с 7.00 до 16.00 часов, получают завтрак, горячий обед, полдник и спят после обеда. Обычно сад располагается в помещении с собственным участком, где все приспособлено для игр и прогулок детей.

При многих садах организована подвозка детей в сад и домой за дополнительную плату. Кроме занятий с воспитательницей – чтения, рисования, пения, прогулок, игр – в яслях организуются занятия ритмикой и музыкой, для которых приглашается учительница музыки.

Большинство маонов принадлежит двум всеизраильским женским общественным организациям. Есть также сады, принадлежащие частным лицам либо религиозным организациям. В сельской местности и на поселениях маоны обычно относятся к местным органам самоуправления.

Семейные ясли – мишпахтон

Семейные ясли (мишпахтон) – это частный небольшой детский сад непосредственно на дому у воспитательницы. Воспитательницы таких садиков проходят специальную профессиональную подготовку. Условия, в которых содержатся дети, – площадь, оборудование, количество игрушек, программа воспитания и развития детей – должны соответствовать установленным критериям. Иногда мишпахтон расположен в частном доме с участком, часть которого выделяется под детский сад, иногда просто в городской квартире.

Закон об обязательном образовании

Государственная система школьного образования в Израиле включает 6 лет обучения в начальной школе, 3 года обучения в школе промежуточной ступени и 3 года обучения в школе третьей ступени. На иврите школа третьей ступени называется тихон. В некоторых школах две последние ступени объединены и можно говорить о 6 годах обучения в начальной школе и 6 годах – в старших классах.

В Израиле действует закон об обязательном бесплатном образовании для всех детей в возрасте от 5 до 16 лет. Для тех, кто старше 16 лет, обучение в школе остается бесплатным, но не является обязательным. Обязательной и бесплатной является не только учеба в школе, но и посещение старшей группы детского сада.

Учебный год, каникулы

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня в начальной школе и 20 июня в 7-12 классах. Все каникулы, кроме летних, приурочены к религиозным праздникам и устанавливаются по еврейскому календарю. Школьники не учатся около 3 недель в пасхальные каникулы (апрель), неделю во время праздника Суккот (сентябрь-октябрь) и неделю в дни Хануки (декабрь).

Начало занятий
Дети новых репатриантов начинают посещать школу сразу после приезда. В школе для них организуют дополнительные занятия, на которых они изучают иврит и те предметы, усвоение которых зависит от знания языка (например, литературу, ТАНАХ и пр.) В школах, где учится много репатриантов, часто организуются специальные адаптационные классы. Такие предметы, как математика, физика, английский язык репатрианты проходят на обычных уроках. В некоторых городах дети, начиная с 12 лет, получают направление в специальный ульпан для школьников.

Типы школ

  • Государственные школы

В них учатся более 70% всех детей страны, обучение в них ведется по программам, разработанным Министерством просвещения.

  • Государственные религиозные школы

В них обучаются примерно 25% детей и они также подчинены министерству просвещения и проводят занятия по его программам, одноко здесь в более широком объеме изучаются религиозные предметы.

  • Ортодоксально-религиозные школы системы независимого образования

В них обучается менее 5% детей. Учебная программа этих школ существенно отличается от рекомендованной Министерством – религиозные предметы изучаются в большом объеме за счет общеобразовательных. Девочки и мальчики учатся раздельно с первого класса.

  • Школы искусств, науки, технологии

В системе израильского образования есть школы (как правило, с 7 по 12 класс) с различными уклонами – школы искусств, науки, технологии – программа которых шире предусмотренной министеством просвещения. В этих школах родители частично оплачивают стоимость обучения.

  • Частные школы

Помимо этих типов школ существуют еще частные школы, признанные Министерством просвещения. Эти школы в основном придерживаются программ министества, но обычно имеют собственную методику преподавания и изучают часть предметов в расширенном объеме. Таких школ немного, обучение в них в платное.

Запись в школы

  • Запись в школы находится в ведении отделов образования муниципалитетов или местных советов. Там же можно получить полную информацию о школах данного города или района.
  • В первый класс принимают детей, которым исполняется 6 лет до определенной даты в конце декабря (точная дата устанавливается каждый год по еврейскому календарю).
  • Записать ребенка в начальную школу и в школу промежуточной ступени можно только по месту жительства. Исключение составляют т.наз. "межрайонные" школы – как правило, это школы с различными уклонами или школы, в которых дети учатся по особым методикам.
  • Для записи в тихон (10-12 классы) все ученики в конце 8-го класса проходят психотест, целью которого является определение уровня умственных способностей и уровня знаний по английскому языку и математике. В оценочном листе теста также сформулированы рекомендации психолога по поводу дальнейшего обучения. Решение о зачислении принимается школами на основании успеваемости ученика и результатов психотеста. Дети репатриантов из стран СНГ могут сдавать психотест на русском языке.
  • Репатрианты-школьники по приезде обычно направляются в классы, соответствующие их возрасту. Однако старшеклассникам могут предложить, начать учиться на класс ниже, чтобы успеть подготовиться к выпускным экзаменам на аттестат зрелости.

Начальная школа

  • В 1-6 классах государственных школ занятия продолжаются с 8 до 13 часов, в государственных религиозных школах – до 2 часов дня. В некоторых начальных школах в последние годы введен продленный учебный день (до 2-3 часов дня).
  • В начальной школе дети учат: иврит (чтение, письмо, грамматику, развитие речи), математику, ТАНАХ, историю, географию, природоведение, английский язык. Также проводятся занятия музыкой, уроки труда, рисования, ритмики и физкультуры.
  • Программа в младших классах построена так, что учебный материал почти полностью проходится в классе, детям почти не задают уроков на дом. Упор делается не на то, чтобы дети запомнили как можно больше сведений, а на то чтобы научить их уже в младших классах самостоятельно мыслить, анализировать, сопостовлять факты.

Школа промежуточной ступени

  • 7-9 классы являются промежуточным звеном между начальной и средней школой. Школа промежуточной ступени готовит учеников к новым формам учебы и намного более высоким требованиям средней школы.
  • В связи с тем, что в одном классе учатся дети с различной успеваемостью и неодинаковыми способностями, по ряду предметов, например, по математике, обучение проводится на разных уровнях. Для этой цели классы делят на две-три группы.

Школа третьей ступени - ТИХОН

  • Израильская школа третьей ступени предоставляет возможность выбрать направление и уровень учебы. В программу включены предметы, обязательные для всех учащихся, а также дополнительные, которые изучаются по выбору.
  • Существует несколько типов тихонов:
  • Академические – общеобразовательные школы широкого профиля. Обучение завершается сдачей государственных экзаменов на аттестат зрелости.
  • Профессиональные – школы, в которых учащиеся наряду с изучением общеобразовательных предметов приобретают специальность. Выпускники могут сдавать экзамены на аттестат зрелости либо получить справку об окончании 12 классов. Кроме того, они получают профессиональное удостоверение, дающее право работать по специальности. В ряде таких школ есть 13 и 14 классы, готовящие техников и младших инженеров, а в некоторых можно продолжить учебу до получения первой академической степени.
  • Универсальные – школы, в которых имеются как академические классы так и профессиональные.

Аттестат зрелости

  • Для получения израильского аттестата зрелости необходимо сдать государственные экзамены по – 7 обязательным предметам и нескольким предметам по выбору. Экзамены сдаются письменно и оцениваются по 100-бальной системе. В аттестат зрелости выставляется оценка, средняя между полученной на экзамене и школьной годовой.
  • Новые репатрианты в течение 4 лет после приезда пользуются льготами при сдаче экзаменов на аттестат зрелости: гуманитарные предметы они сдают по облегченной программе, а все остальные либо письменно на родном языке, либо устно на иврите. В тех школах, где изучается два иностранных языка, ученик-репатриант имеет право вместо второго иностранного языка сдавать экзамен по родному языку.

Финансирование и расходы родителей

Учебный процесс в израильских школах финансируется из государственного бюджета. Распределением средств по школам ведает Министерство просвещения. Эксплуатация школьных зданий оплачивается городской администрацией или местными советами.

Учебники, тетради, спортивную форму, принадлежности для уроков труда, рисования, музыки родители приобретают сами. Кроме того, школа обязывает родителей оплачивать экскурсии, посещение театров и кино, культурные мероприятия, различные внеклассные занятия, личную страховку ребенка и пр.

Министерство просвещения каждый год публикует максимально допустимую сумму, которую можно взимать с родителей. Согласно правилам запрещено отстранять ребенка от занятий или участия в экскурсиях из-за проблем с платежами. Родительский комитет, который есть в каждой израильской школе, контролирует правильность взимаемых школой сумм и следит, чтобы средства использовались по назначению.

Семьям новых репатриантов, а также многодетным и малообеспеченным семьям оказывается материальная помощь в оплате школьных расходов.

Консультационная психологическая служба
При муниципалитетах и местных советах действуют консультационные психологические службы. Консультанты этой службы помогают родителям в выборе подходящего учебного заведения в зависимости от наклонностей или проблем ребенка. В каждой школе работает педогог-психолог, который проводит консультации с учениками и родителями.

Школьные советы учеников
В израильских школах, начиная с 4-го класса, каждый класс избирает представителей в совет учащихся школы, который совместно с коллективом педагогов участвует в принятии решений по многим школьным вопросам.

Программа полностью финансируется государством Израиль и Еврейским агентством "Сохнут".

Вконтакте

Одноклассники

Наконец я добралась до волнующей меня темы, которая не дает спать мне спокойно. Это тема начальной школы. Дело в том, что оба моих сына — школьники начальной школы. Когда мы репатриировались, дети сразу пошли в школу. Младшему в тот момент было 6 лет, старшему 7 с половиной. Соответственно младший пошел в первый класс, а старший – во второй. Поэтому могу смело заверить, что о школах начальных я знаю не понаслышке.

Итак, школьная система в Израиле отличается от привычной нам. То есть здесь есть начальная школа, средняя школа, и старшая школа. Это я так их назвала, здесь у них свои названия. Каждый школьный этап – это отдельная школа, со своим педколлективом и зданием, а не одна на все десять лет, как было в наших странах исхода. (Кстати, учатся здесь 12 лет. До 18-летия. Потом сразу в армию).

Начальная школа называется бейт сефер йесоди, то есть начальная школа, и обучение там длится 6 лет, с первого по 6-ой класс. Дети в Израиле идут в школу в 6 лет, но, по желанию родителей, особенно если ребенок родился осенью, можно отдать свое чадо в 7 лет. Но так мало кто делает, те, у кого день рождения в сентябре чаще идут в школу в 5 лет и 11 месяцев. Соответственно, начальную школу дети заканчивают в 12 лет.
Если новый репатриант (оле хадаш) приехал в возрасте, подходящем для начальной школы, то обычно его берут туда сразу по его же возрасту. Но, опять же, по желанию родителей можно попросить, чтобы ребенка взяли на класс младше, чтобы он успел подтянуть иврит и проще въехал бы в учебу. Это уж вам самим решать, поскольку только вы хорошо знаете своего ребенка и можете определить догонит ли он ивритоговорящих сверстников. Обычно с этим проблем нет. Почти все дети моих знакомых шли по своему возрасту и со временем догоняли, или даже перегоняли одноклассников, для которых иврит был родным языком. Причем, часто учителя советовали взять детям помимо помощи в школе еще и репетиторов, но некоторые мамы садились сами, вооружившись словарем, подтягивали самостоятельно своих детей по физике, математике. Вот какие наши мамочки!

Школы здесь чаще всего государственные, то есть находятся под ведомством министерства образования (мисрад а хинух). Которое решает, когда каникулы, (одинаково во всех школах), какие степени должны иметь учителя и по какой программе учатся дети. А вот следит за школой ирия (на рус. муниципалитет). Она дает возможность пользоваться платным или бесплатным школьным автобусом, а также отвечает за запись ребенка в школу.
Вообще, по правилам ирии, вас запишут в школу по месту жительства. Но это не закон. А раз закона нет, значит, как бы и нарушать то нечего. А поэтому можно выпросить, и именно так, чтобы вас записали в школу НЕ по месту жительства. Не забывайте, что взяток здесь не бывает и даже не думайте ничего предлагать! Главное — давить на жалость.

Мои дети учатся сейчас в школе не по месту жительства. Нам эту школу разрекламировало несколько человек. Мы клюнули на рекламу и решили проситься туда. Иврита мы не знали. Говорила я на английском, благо его почти все знают. Муж просто молчал, создавая вид толпы. Сидя в ирие я настаивала, что мои дети подружились с детками, которые учатся в этой школе, и будут без них себя чувствовать плохо в новой стране с новым языком. Служащая долго не соглашалась, пугала меня, что я замучаюсь водить детей так далеко. (приблизительно 30 минут пешком в одну сторону). Тогда я ей свой довод: там есть подвоз школьным автобусом. А она мне: шах и мат — подвоз платный. И когда я сказала, что готова платить, тетенька–заведующая по школам сдалась. Нас записали в нужную нам школу, но в конце пригрозили, что скоро мы придем проситься из этой школы. Что собственно недавно и произошло. Но об этом позже.

Школы здесь называются не по номерам, а по именам великих людей или названиям районов, чаще всего в зависимости от того, на улице имени кого они находятся. Например, стоит школа на улице Гордон, и называться ей школой Гордон. Вот так, никаких СШ №33 и т.п. (религиозных школ это не касается).

Классы тоже называются не как у нас, по цифрам, 1 «А» или 2 «Б», а наоборот (в Израиле вообще много всего наоборот, «не как у нас», взять хотя бы чтение и письмо: справа налево), по буквам: первый класс, это класс «Алеф», и дальше делятся на Алеф «1», Алеф «2», Алеф «3»… и т.д. в зависимости от величины школы. Есть большие школы, где по 7 классов в параллели. А есть и маленькие, где может быть 1 или 2 параллельных класса. Первые классы — это классы Алеф, вторые — классы Бет, третьи — Гимель…и так далее по алфавиту на всех этапах школьного образования.

В классах может быть от 25 детей до 40! Да, количество внушительное. По приезду меня пугали, что во всех школах по 40 детей в классе, но на деле оказалось не так. Все зависит от района, много ли там детей проживает. У нас нет многоэтажек в округе, и в двух школах, которые возле дома, не более 30 детей в классе, а чаще даже 26-27. Школа, в которой сейчас учатся мои дети, имеет в каждом классе вообще по 25 деток.

В чем еще отличие, так это в том, что с первого же класса у детей для каждого предмета свой учитель. То есть такого понятия как учитель младших классов, который ведет все предметы от языка до трудов, нет. Как, впрочем, нет и самих трудов. Здесь может быть только учитель математики в начальной школе, или учитель английского в младшей школе, например. Но никак не мастер на все руки.

Зато класс, в смысле аудиторию, ученики начальной школы не меняют. Все учителя приходят к ним в класс. И только на урок «махшевим», что означает компьютерный урок, дети ходят в специальный компьютерный класс. Ну еще и физкультура, конечно же. На этот урок дети идут в теплое время на площадку, а в дождь или холодное время, которое длится не так долго, в зал, который и спортзал, и актовый одновременно.

Формы у детей почти нет. Почему почти. Да потому что костюма–тройки, который был в первом классе в Днепропетровске, у моего сына нет. Нет ни пиджаков, ни брюк, и никаких черных туфель. Единственное, что они обязаны носить, так это футболки с эмблемой школы. Школа может остановить свой выбор на одном цвете, а может дать волю чувствам и разрешить любые цвета футболок. Главное — эмблема. И однотонность футболки.
В нашей школе, например, такое правило — можно носить однотонную футболку любого цвета, а в день, когда есть урок спорта — только зеленую. По праздникам белую.

Футболки во всех школах Израиля родители покупают сами. Строгости относительно формы выреза горловины нет. Хочешь — с воротничком, хочешь — без, хочешь — круглый вырез, хочешь — V образный. Текстура ткани также не важна. Главное не забывайте – эмблема! Ее, эмблему (на иврите «сэмэль») можно поставить в любом магазине, где продаются футболки. В магазинах стоят такие аппараты, и шкафы со множеством ящичков, в которых лежат эмблемы всех школ вашего города в алфавитном порядке. Сэмэль ставится бесплатно, если футболка покупается в этом магазине. Если вы придете со своей футболкой, то за сэмэль заплатите 7 шекелей (чуть меньше 2 долларов). Постоянно проходят разные акции, наподобие 5 футболок за 100 шекелей. 5 футболок на ребенка должно хватить. Не забывайте, что одна из них должна быть белой для праздников и всяческих церемоний.
На зимнее время покупаются обычно такие же футболки только с длинным рукавом, но можно выкрутиться и так: надевать школьную футболку с коротким рукавом поверх любого гольфа, рубашки или футболки. Главное, соблюсти правило — дитя в футболке с эмблемой школы.
А вот у моего племянника, который учится в другой школе, все мальчики приходят в футболках только синего оттенка. То есть синий или голубой. Никаких отличий для физкультуры. Белая для праздников — этот вопрос даже не обсуждается. Девочки ходят во всех оттенках красного.

Кроме футболки никаких запретов нет. Хочешь приходи в лосинах, хочешь в красивых классических шортах, да хоть в балетной юбке. Лишь бы чадо было счастливо. Но все в пределах морали. Пятиклассниц за мини-юбки могут и пожурить и с родителями побеседовать на тему удлинения костюма.

На уроки спорта никто пакеты с формой не тащит, в чем пришел, в том и бегай. Мы в эти дни просто надеваем кроссовки вместо сандалий. Девочки приходят в штанах, шортах или лосинах. Лосины здесь называют «тайцы».

А еще дети на переменах и на спорте, часто садятся прямо на землю, то есть на асфальт, поэтому сильно красиво и нарядить-то жалко. Так что здесь мы стали проще относится к детской одежде. Никаких штанишек от Valentino никто не покупает.

В общем про школу можно говорить часами. В одной статье все не уместишь, поэтому продолжение моего, надеюсь, нескучного повествования, ждет вас на следующей неделе.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Рестораны, кафе и бары у метро третьяковская Рестораны на третьяковской и новокузнецкой отзывы
Николая чудотворца в подкопаях, храм Храм николая в подкопаях расписание
Международная выставка-продажа «Охота