Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Площадь героев гетто. Панорама Памятник Героям гетто (Варшава). Виртуальный тур Памятник Героям гетто (Варшава). Достопримечательности, карта, фото, видео. На английском языке

В Кракове мы немного погуляли по Казимежу — району, который раньше являлся отдельным городом на юге королевской столицы, эдакий город-бастион, окруженный городской стеной, имевшей четыре башни. На центральной площади Казимежа располагалась городская ратуша, которую видно на заглавной фотографии. Сейчас здесь находится этнографический музей.

В 1495 году был издан указ, запрещавший евреям проживать и владеть недвижимой собственностью в королевских городах. В свою очередь, в некоторых еврейских кварталах польских и литовских городов действовало аналогичное правило, запрещавшее христианам посещать места еврейского проживания.

Евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа. Фактически, целью привилея было исключение торговой конкуренции между коренными жителями и евреями. Еврейский квартал был отделён от христианской части города каменной стеной, просуществовавшей до 1800 года.

Со временем еврейский квартал Казимежа стал важным центром еврейской жизни в Польше. В нём было построено многочисленные синагоги (семь из которых сохранились до нашего времени), несколько еврейских школ и кладбищ.

На старом еврейском кладбище мне не довелось побывать, только сфотографировал через окошко в заборе. Уже было закрыто.

Колбаса в банке в магазине по продаже продуктов, сделанных монахами. Хотя возможно они просто используются как торговый бренд:).

Костёл Тела Господня. Основателем костела был сам король Казимир Великий.

Во время Северной войны Казимеж был значительно разрушен шведскими войсками, а затем присоединён к Кракову и стал одним из его районов.

Дом Ландау или Дом Йорданов. Во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.

«Краковия» — польский футбольный клуб из города Краков. Рассказывают, что раньше в городе были часты столкновения фанатов, но потом правительство стало развозить их на автобусах после матчей и стало потише.

Улица Шерока — центр старинного еврейского квартала.

Вывески еврейских магазинов, внутри бары, хотя выглядит очень аутентично. В общем, на текущий момент, район Казимеж — это своего рода декорация, ведь евреев тут живет всего около 200 человек.

Но, несмотря на это, в Казимеже, который в течение многих столетий был центром еврейской культуры Южной Польши, каждый год проводится фестиваль еврейской культуры.

Замечательное граффити.

В этом месте Казимежа снимали одну из сцен фильма «Список Шиндлера» по роману «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли, написанному под впечатлениями от жизни Леопольда Пфефферберга, который пережил Холокост. «Список Шиндлера» — самый дорогой (на 2009 год) черно-белый фильм. Его бюджет — $25 миллионов. И самый коммерчески выгодный проект. Мировые сборы составили $321 миллион.

Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Памятник Яну Карскому, участнику польского движения Сопротивления.

На пресс-конференции в Вашингтоне в 1982 году Карский сказал: «Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…»

На улице находится кафе вот с такими замечательными столиками.

А на стенах зайцы.

Вот на таких машинках возят туристов по улицам Кракова.

Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Вокруг гетто, руками самих же евреев, возвели высокую стену. На площади Згоды (сейчас это площадь Героев Гетто) собирали людей перед отправкой в трудовые или концлагеря. Стулья символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в концентрационных лагерях.

Кто-то возможно скажет, что на этих стульях нельзя сидеть, ведь это памятники. Но, мне кажется, в этом нет ничего зазорного, ведь жизнь продолжается и нужно жить, и быть счастливым, и лишь помнить о том, что происходило, и делать всё, чтобы война не повторилась.

В этом районе находится старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей. Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки. Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок, а задней частью - в гетто.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через неё выводили детей во время облав, а тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков. Некоторых узников гетто он прятал в помещении аптеки. Если бы немцы разоблачили его, узнав, что он помогает евреям, приговор был бы один: смерть.

Все, что происходило на площади, было хорошо видно из окон аптеки. Панкевич, собственно, жил в аптеке, в одной из ее задних комнат. После войны Тадэуш Панкевич написал книгу «Аптека в Краковском гетто». За спасение жизней Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул "праведника мира".

История этого квартала — это кровь и боль. Недалеко от площади располагается фабрика Оскара Шиндлера, на которой мы также побывали.
Продолжение следует...

Польша.
Польша.
Польша. .
Польша. Краков.
Польша.

Для многих приезжающих туристов Краков предстает красивым европейским городом со средневековой архитектурой, множеством костелов и глубокой историей. Таким этот город может и остаться в ваших воспоминаниях и на карте памяти вашего фотоаппарата, если вы не сходите по одному из рекомендуемых в путеводителях туристическому маршруту - в район Подгуже.
Всего каких-то 500-700 метров и? перейдя на другой берег Вислы, из старого города вы попадаете... в промышленный район Кракова, имеющий свою трагическую историю. Почему же путеводители рекомендуют туристу здесь побывать? А все дело в том, что во время Второй мировой войны здесь располагалось печально знаменитое краковское гетто, откуда евреев отправляли в Треблинку и Освенцим на уничтожение.
Но история историей, но по прошествии многих лет после войны этот район Кракова так и остался грязным, неуютным и... совершенно не интересным для туриста на мой взгляд.


2. Попасть в район Подгуже несложно. Он находится на противоположном берегу Вислы от район Казимеж, о котором я рассказывал в предыдущем своем посте . Эти два района соединяет несколько мостов. Если перейти Вислу по мосту Пилсудского, почти сразу перед вами окажется монументальный готический костел Св. Юзефа. Его башни напоминают Мариацкий костёл - это постарался архитектор Ян Сас Зубжицкий, который хотел ввести термин "надвислянская готика", представляющий его собственное видение народного стиля.

3. А дальше, если пойти по улице Лимановского фактически вдоль Вислы, вы фактически попадете на территорию бывшего краковского гетто.
Решение о создании гетто было вынесено 3 марта 1941 года. А уже к 30 марта все евреи Кракова обязаны были переселиться в наибеднейшие кварталы Кракова - в район Подгуже, отделенного от города Вислой. Фактически эта дата означала конец еврейского города Казимеж.
Из 68 тысяч евреев, проживавших в Кракове до войны (и составлявших четверть населения города), в гетто переселились более 15 тысяч. Остальные к этому времени либо сами покинули Краков, либо были насильно переселены, либо уничтожены (известно, что на 1 декабря 1939 года, с которого каждый еврей обязан был носить на рукаве белую повязку со звездой Давида, было зарегистрировано 53298 таких повязок).
Территорию гетто составляли всего 15 улиц, на которых располагалось 320 домов, имевших 3167 комнат. Можно себе представить плотность поселения людей в те годы.
Карта ниже отображает границы окруженного сплошной стеной гетто

4. Евреи ютились в гетто преимущественно вот в таких двухэтажных домах в страшной тесноте.
Многие из тех зданий мало изменились за более, чем 70 лет.

5. На некоторых из зданий размещены мемориальные таблички, указывающие о том, что здесь было во время немецкой оккупации гетто.

6. Так, в этом доме размещался дом престарелых, пока во время одной из массовых расстрельных акций, проводимых СС 28 октября 1942 года, его постояльцы не были уничтожены у здания вирусологической больницы неподалеку.

7. Место соединения улиц Лимановского и Львовской. Если вернуться к карте гетто, можно увидеть, что и в то время здесь располагались трамвайные пути и были расположены ворота, отделявшие гетто от остального города.

8. А далее... стена. Территория гетто была огорожена каменной стеной, выполненной в форме еврейских надгробий. До нашего времени сохранилось два небольших фрагмента этой стены. И за ней... располагаются жилища, в которых и сегодня живут люди. Единственная разница заключается в том, что во время войны все окна, выходившие на улицу за стенами, были замурованы.

9. Зайдем во двор дома по улице Лимановского, как раз в том месте, где остался фрагмент стены. Такое ощущение, что время здесь остановилось. Фильм о войне здесь можно снимать фактически без дополнительных декораций. Гетто было, гетто и осталось.

10. Облезлые стены домов и грязь. О том, что мы не в средине 20 века подсказывают только спутниковые тарелки на стенах.

11. Во дворе дома

12. Все как в фильмах "Список Шиндлера" и "Пианист". Впрочем, эпизоды из этих фильмов здесь и снимали.

13. Одним и скорбных и тяжелых мест в Подгуже является площадь Краковского гетто (это ее название). По ее периметру и на самой площади установлены несколько десятков стульев. Они напоминают, что в период депортации евреев из гетто в концлагеря на улицу выносилась вся мебель из жилищ, чтобы никто в оставляемом доме не спрятал младенцев

14. Стулья на пустой ныне площади оставляют поистине гнетущее ощущение. Ведь к концу войны в живых здесь осталось не более 1000 человек. И значительная часть из 15-ти тысяч, живших здесь изначально, прошли через эту площадь, откуда уже навсегда их увозили в лагеря смерти.

15. Здесь располагалась единственная работавшая в гетто аптека "Под орлом". Она принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей на ее функционирование. Нужно ли говорить, что благодаря возможности приобретать хоть какие-то медикаменты, многие евреи получали возможность продлить свою жизнь здесь. В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто Тадеуш Панкевич получил титул «праведника мира» от Яд ва-Шема и после войны опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием «Аптека краковского гетто».

16. Еще одним человеком, с именем которого связывают спасение жизней многих евреев, является немецкий бизнесмен и промышленник Оскар Шиндлер. Его предприятие располагалось всего в километре от гетто. В наше время по пути от площади со стульями до фабрики Шиндлера располагаются обычные многоквартирные жилые дома.

17. Германский промышленник Оскар Шиндлер приезжал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Став однажды свидетелем депортации обитателей гетто в Плашув, производимой чрезвычайно грубо, в силу своих человеческих качеств он стал принимать меры для спасения обреченных евреев. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти значительное число жителей гетто, что нашло своё отражение в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели.

18. Сегодня на бывшей фабрике Шиндлера располагается небольшой музей, а на фасаде размещены фотографии спасенных от смерти евреев.

19. Следует сказать, что примерно с 1942 года немцы начинают методичное уничтожать обитающих в гетто евреев.
13 марта 1942 года первая значительная партия евреев была отправлена из Кракова в Belzec - один из шести лагерей уничтожения, основанных нацистами. Именно там погибла большая часть евреев из Кракова.
Начиная с 3 июня, управление краковским гетто перешло к гестапо. Через несколько дней началась «Июньская Акция», когда около 7 тысяч человек было эвакуировано в Belzec, а несколько сотен было убито месте. Подобная акция повторилась 28 октября 1942 года. Людьми, которые лично отвечали за убийства в краковском гетто, были, среди прочих: Richard Wendler - окружной губернатор Кракова и Julian Schörner - окружной начальник СС и полиции Кракова.
6 декабря 1943 года территория гетто была разделена на два отсека: «А» - для тех, кто был способен работать, и «В» - для тех, кто не был способен работать, пожилых и больных людей. Те, кто работал, были вскоре переведены в лагерь Плашув, который в то время только строился. 13 марта 1944 года немецкая полиция вошла в гетто. Мужчин разлучили с их женами, детей с их матерями. Целая груда образовалась из более, чем ста младенцев, завернутых в подушки - все они были расстреляны.
Шесть тысяч евреев были сосланы в Плашув. Оттуда дорога могла привести их только в Аушвитц-Биркенау или Треблинку. Последняя партия евреев была отправлена в Аушвитц 15 января 1945 года - т.е. за два дня до прихода Красной Армии...

20. Несколько часов нахождения в Подгуже довольно сильно давит на сознание, и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты хочешь покинуть это место.
Возвращаемся обратно к Висле, где будто вдыхаешь глоток чистого воздуха после спертого духа краковского гетто.
Кстати, отсюда стоит вернуться в старую часть Кракова не по посту Пилсудского, а по новому пешеходному мосту, построенному здесь совсем недавно - в 2010 году.
В качестве опор современного моста использован фундамент XIX века. Мост имеет арочную форму с единым силовым элементом, перекинутым через реку и установленным на опоры. По сути, он является подвесным, т.к. эта огромная труба-арка при помощи коротких вант держит скелет моста, по краям которого расположено две пешеходно-велосипедные зоны шириной около 3 метров.

21. Существуют исторические сведения, что первоначально здесь был построен плавающий деревянный мост, который часто сносило наводнениями. В начале XVIII века, во время Северной войны, он был сожжен шведской армией.
В 1801 году здесь возвели первый каменный мост. Однако уже в 1813 году большим паводком размыло опоры, и мост рухнул.
Следующий мост, получивший название Подгорский, построили в 1850 году. В результате быстрого развития промышленности и роста размеров судов, мост стал вызывать затруднения навигации по Висле. И в 1925 году его разобрали. И вот, в 2010 году здесь снова появился мост, соединивший районы Казимеж и Подгуже.

22. Открытый в 2010-м году мост приобрел огромную популярность у молодежи - сотни влюбленных пар поспешили отметить здесь свои чувства маленькими замочками, которые после тяжелой прогулки по Подгуже снова возвращают мысли в современность.

Краковское гетто

Краковское гетто
Getto krakowskie

Арочные ворота в Краковское гетто, снимок 1941
Тип

закрытое

Местонахождение

50.045278 , 19.954722 50°02′43″ с. ш. 19°57′17″ в. д.  /  50.045278° с. ш. 19.954722° в. д. (G) (O)

Краковское гетто на Викискладе

Еврейское гетто Кракова было одним из пяти главных гетто , созданных властями нацистской Германии в Генерал-губернаторстве во время немецкой оккупации Польши в ходе Второй мировой войны . Целью создания системы гетто было отделение «годных к работе» от тех, кто впоследствии подлежал уничтожению. Перед войной Краков был культурным центром, где проживало около 60-80 тысяч евреев.

История

Вещи, брошенные евреями при депортации, март 1943

Знаменитые личности

  • Кинорежиссёр Роман Полански , один из выживших в гетто, описал свои испытания детских лет в своих мемуарах «Роман». Он вспоминает, что первые месяцы в гетто протекали нормально, хотя его обитателей иногда мучил страх.
  • Польская актриса и автор Рома Лидовска, двоюродная сестра Полански, которая маленькой девочкой была спасена и пережила гетто, через много лет написала книгу на основе своих воспоминаний «Девочка в красном пальто». Она была запечатлена в фильме «Список Шиндлера ».
  • Единственная работавшая в гетто аптека принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей работать в своей аптеке «Под орлом». В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто он получил титул «праведника мира» от Яд ва-Шема . Панкевич опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием «Аптека краковского гетто».
  • Германский бизнесмен Оскар Шиндлер приехал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Он начал относиться к обитателям гетто с симпатией. В 1942 году он стал свидетелем депортации обитателей гетто в Плашув, производимой чрезвычайно грубо. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти евреев, заключённых в Плашуве, что нашло своё отражение в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели.
  • Мордехай Гебиртиг, один из самых влиятельных и популярных писателей идишских песен и поэм, в 1942 году погиб в гетто.
  • Мириам Акавиа - израильская писательница, пережила гетто и концлагеря.
  • Ричард Горовиц - один из самых малолетних узников Аушвица, всемирно известный фотограф.

Литература

На английском языке:

  • Graf, Malvina (1989). The Kraków Ghetto and the Plaszów Camp Remembered . Tallahassee: The Florida State University Press. ISBN 0-8130-0905-7
  • Polanski, Roman. (1984). Roman . New York: William Morrow and Company. ISBN 0-688-02621-4
  • Katz, Alfred. (1970). Poland’s Ghettos at War . New York: Twayne Publishers. ISBN 0-8290-0195-6
  • Weiner, Rebecca.

На польском языке:

  • Aleksander Bieberstein, Zagłada Żydów w Krakowie
  • Katarzyna Zimmerer, Zamordowany świat. Losy Żydów w Krakowie 1939-1945
  • Tadeusz Pankiewicz, Apteka w getcie krakowskim
  • Stella Madej-Muller Dziewczynka z listy Schindlera
  • Roma Ligocka, Dziewczynka w czerwonym płaszczyku
  • Roman Kiełkowski …Zlikwidować na miejscu

Ссылки

  • Schindler’s List - список лиц, спасённых Шиндлером

Казимеж был основан как отдельный город еще в 1335 году польским королем Казимиром III Великим для защиты южных границ Кракова. Евреи начали населять Казимеж начиная с конца XV века, здесь у них здесь были свои дома, лавки, рынки, банки, школы и синагоги. Почти четыре столетия он был центром еврейской диаспоры, разбросанной по всей Европе. Так продолжалось до конца XVIII века, пока австрийские власти не присоединили Казимеж к Кракову, сделав одним из его районов. После прихода нацистов в 1939 году и оккупации Польши началась страшная страница истории жизни евреев этого места.

Особую славу городу принес фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» 1993 года, основанный на реальных событиях, происходивших в Краковском гетто. Это та самая фабрика Оскара Шиндлера.

Кадр из фильма у этих ворот.

Совсем недавно в 2010 году на месте этой фабрики был открыт музей истории оккупации Кракова.

Оскар Шиндлер был один из многих немецких предприимчивых промышленников, помешанных на деньгах. Он сотрудничал с нацистами и использовал практически бесплатный труд евреев. Но однажды все поменялось, и жажда наживы переросла в желание спасти евреев от неминуемой погибели.

Музей рассказывает историю о жизни Кракова, евреев во время немецкой оккупации, создании гетто, о фабрике Шиндлера и о спасении ее рабочих.

Краков до прихода нацистов


Через специальный проектор можно посмотреть стереокартинки из жизни довоенной Польши.



Кинозал, в котором показывают фильмы и воспоминания о тех тяжелых временах

По коридорам музея двигаешься как вехам истории, полностью погружаясь в процесс. Звуки, видео, оформление помещений, интерактивная экспозиция дает ощущения полнейшего присутствия. На антураж не поскупились, даже не зная других языков, вы все-равно все поймете.

В сентябре 1939 года Германия, создав лживую провокацию, без объявления войны начала наступление по всей германо-польской границе.

Началась оккупация Польши и Вторая мировая война.

Плитка на полу.

После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям.

1 сентября 1940 в честь годовщины нацисты переименовали главную площадь Кракова в площадь Адольфа Гитлера.

Экспозиция "На вокзале"

Гетто было окружено стенами, напоминающими могильные плиты на еврейских могилах. Построенными руками самих же евреев, эти стены отделяли гетто от других районов города. Все окна и двери, выходившие на "арийскую" сторону были замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых ворот.

Район занимал 30 улиц, 320 зданий и 3 167 комнат. В одной квартире жило по четыре семьи, а менее удачливые жили прямо на улице.

Отобранные у евреев ценности, которые некому возвращать.

Стены этого коридора сделаны в стиле тех, которые окружало еврейское гетто, чуть ниже вы в этом сможете убедиться.

Потолки давят и создают ощущение безысходности.

Экспозиция "Быт краковских евреев во время оккупации".

В кабинете Шиндлера сделана очень крутая инсталляция в в виде куба из стекла, пространство которого заполнено посудой фабрики.

А внутри куба имена 1200 человек, которые были спасены

Рабочий инвентарь фабрики

Фотографии работников фабрики на окнах.

Недалеко от фабрики находится еврейский квартал Казимеж, он сильно отличается от исторического центра Кракова.

Сейчас этот район предстает практически в довоенном облике.

Фактически все здания этого района объявлены историческими памятниками, поэтому переделывать эти дома практически невозможно, максимум - покрасить фасад.

Евреев сейчас в этом районе живет немного, около 200, остальные погибли или разъехались.

Можно заметить, что у многих зданий района обшарпанные фасады. Это добавляет свой колорит.

Фрагмент стены краковского гетто

Сейчас здесь обязательно проводят экскурсии.

Специально приезжать в этот район я бы не советовал, уж больно далеко он находится от привычных экскурсионных маршрутов Кракова. Колорита тут немного, приходится буквально выискивать что-то интересное самому с помощью интернета и путеводителя или необходимо нанимать гида. Каждый дом тут буквально наполнен историей.

Из интересного в Казимеже, что можно увидеть, не подготавливаясь заранее специально - это еврейские кафе, кладбища и синагоги.

Кирпичное здание за забором - самая старая синагога в Польше. Находится на улице Юзефа. Во время оккупации здесь был устроен склад, а сейчас филиал исторического музея - отдел истории и культуры евреев.

Синагога, которая мелькала в фильме "Список Шиндлера", сейчас тут жилой дом, но сохранилась надпись на иврите и две звезды Давида.

И заканчиваем наше путешествие по еврейскому Кракову площадью героев Гетто. На площади установлены 70 железных стульев. Они символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев, все это создает очень гнетущее ощущение.

Музей Шиндлера вместе с еврейским районом Казимеж оставят у вас незабываемые эмоции о Кракове периода оккупации, без этого впечатления о посещении Кракова будет не полными.

Краковское гетто было организовано так же, как и в других крупных городах Польши после немецкой оккупации. Евреи Кракова (а их там жило перед войной около 80 тысяч) и пригородов были согнаны в один район города, вокруг которого возвели, руками самих же евреев, высокую стену.

Строительство стены гетто.

Поляков из этого района переселили в бывшие еврейские квартиры. Дальше обычный ход событий: периодические акции в гетто, когда «нетрудоспособных» отправляли в лагеря смерти, принудительный труд, голод, болезни, расстрелы.

В этом районе оказалась старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей.

Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки.

Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок (который сейчас переименован в площадь Героев Гетто), а задней частью – в гетто.

Двухэтажное здание аптеки напротив, вид с площади.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через нее выводили детей во время облав. Он информировал людей о положении на фронтах (евреям было запрещено иметь приемники, под страхом смерти). Тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков.

Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул Праведника Мира.

Группа молодых ребят гетто объединилась в Еврейскую Боевую организацию (Żydowska Organizacja Bojowa), сумела добыть оружие и взрывчатку. Они выбирались из гетто, устраивали диверсии на железной дороге, убивали пьяных офицеров. Самая блестящая из их операций была проведена 22 декабря 1942 года – они бросили гранаты одновременно в три кафе, где сидели эсэсовцы. 11 офицеров были убиты. В то же время они повесили над одним из зданий Кракова польский флаг. Операция была так точно спланирована, что никто из ее участников не пострадал. Но группа была выдана предателем, и почти все они погибли.
Вот несколько имен руководителей организации (в скобках подпольные клички): Арон (“Dolek”) Либескинд, (1912-1942), Шимшон (Шимек) Дренгер (1917-1943), Ривка ((“Vuschka”) Спинер (1920 -?) и Густа ((“Justina”) Дэвидсон (1917-1943).

Приведу отрывок из книги «Роман» Романа Поланского, которому было тогда 9 лет.

«13 марта, в день, когда Краковское гетто должны были наконец ликвидировать, отец разбудил меня ещё до зари. Он отвёл меня на площадь позади эсэсовского охранного пункта, в то место, которое не просматривалось, и хладнокровно разрезал проволоку кусачками. Быстро обнял меня, и я скользнул под проволоку. Однако, когда я добрался до Вилков (поляки, которые согласились принять мальчика – Т.Р.), дверь была заперта. Я побродил вокруг, не зная, что делать. Потом обрадовавшись, что появился повод вернуться к отцу, направился назад в гетто. Не доходя до моста, я увидел колонну пленных мужчин, которых немцы вели под дулами ружей. Среди них был и мой отец. Сначала он меня не заметил. Мне пришлось бежать, чтобы не отстать. Наконец он меня увидел. Я жестами показал ему, поворачивая воображаемый ключ, что произошло. При молчаливой помощи остальных пленных он отстал на 2-3 ряда, незаметно меняясь с ними местами, чтобы оказаться подальше от ближайшего солдата и поближе ко мне, и прошипел: «Проваливай». Я остановился и посмотрел, как удаляется колонна, потом отвернулся. Больше я не оглядывался».

Основная масса евреев была отправлена в лагерь Белжец на уничтожение, а 15 тысяч работоспособных перевезены в лагерь Плашув, которым командовал патологический садист Амон Гёт, а потом их всех отправили в Аушвиц.

Всё происходившее в Краковском гетто и в Плашуве очень точно показано в «Списке Шиндлера», лучшем, на мой взгляд, фильме о Холокосте.

К концу войны, когда капитуляция Германии стала делом ближайшего времени, нацисты стали срочно ликвидировать концентрационные лагеря. Оставшихся в живых узников гнали в направлении Германии форсированным маршем, без еды и воды, пристреливая упавших. В этих маршах, получивших название «марши смерти», в самые последние дни, часы и минуты перед окончанием войны погибло около 250 тысяч узников, из них 60 тысяч евреев.

После Победы выжившие польские евреи стали возвращаться домой. Это были те, кто пережил лагеря, кого всю войну прятали спасатели, или те, кто воевал в партизанских отрядах. В их домах давно жили поляки, и опасение, что придется вернуть евреям жилище и имущество, вызвало в Польше ряд погромов.

В нескольких случаях предлогом для погрома стал вытащенный на свет «кровавый навет» - всё то же обвинение евреев в ритуальном убийстве христианских детей. Так произошло в Кельце. Из 20 тысяч евреев, живших там до войны, треть города, обратно вернулись 200 человек.

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». Палками и камнями были убиты 47 человек, многие ранены.

(В 2006 - 60-я годовщина погрома -польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев»).

Аналогичные погромы прошли в Люблине, Кракове, Жешуве, Тарнове и Сосновичах.

После этого многие польские евреи стали перебираться в Западную Европу. Там они и другие европейские евреи, у которых не осталось ни дома, ни семьи, оказались в американских лагерях для перемещенных лиц. В Палестину, которая находилась под Британским мандатом, пускали по очень ограниченной квоте, а тех, кто пробирался нелегально, англичане отлавливали и помещали в лагерь на Кипре. И западные правительства начали понимать, что эту проблему надо как-то решать.

Так постепенно утвердилась мысль, что единственный выход – разрешить, чтобы у евреев был свой дом, свое государство. Англичане отказались от мандата, и 15 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль.

В Израиле евреи, пережившие Холокост, молчали о том, что с ними случилось. Отношение к ним было сложное, часто негативное. Оно складывалось из нескольких составляющих.

Мы вас презираем, потому что вы не сопротивлялись (это совершенно ошибочное мнение держалось долго), вы позволяли гнать себя на убой и переводить на мыло. Так и кричали пережившим Катастрофу – «сабон!» (мыло).

Если вы выжили, значит, вы сотрудничали с нацистами.

Вообще, то, что рассказывается о гетто и лагерях – неправда, потому что такого быть не может.

Действительно. Слова «голод», «страдания», «смерть», «ужас», «отчаяние», «безнадежность» - это слова из обычной жизни. Каждый знает, что это такое.

Но слов, чтобы описать невозможное, непредставимое, то, что творили с людьми во время Катастрофы – таких слов не существует. Потому и объяснить это невозможно.

Это отношение круто изменилась после того, как в 1960 году группой израильтян был пойман в Аргентине и привезен в Израиль Адольф Эйхман, отвечавший в Третьем Рейхе за реализацию «окончательного решения еврейского вопроса». Открытый суд над ним длился несколько месяцев. Во время выступления свидетелей и свидетели, и слушатели, случалось, теряли сознание.

С этого времени в израильских школах стали преподавать историю Катастрофы, историю трагедии и героизма еврейского народа.

Постепенно, в противовес «маршам смерти», родилась традиция «маршей жизни», которые приурочивают ко Дню Катастрофы и Героизма, приходящемуся на весну.

«Марш жизни» - это символический проход, длиной около трех километров, делегаций из разный стран между Аушвицем1 и Аушвицем-Биркенау. Все участники, взрослые группы и старшеклассники, одеты в сине-белое, цвета израильского флага.

В нашем марше участвовало около 12 тысяч человек – из Израиля, из разных городов США, из Южной Америки и даже из Австралии.

Выход из ворот Аушвица1.

Впереди нас маршировала делегация от израильской полиции.

Обычные дома у дороги по пути нашего следования. В них жили во время войны и сейчас живут люди. Интересно, что они думают, глядя на наши бело-голубые колонны?

Идем вдоль путей. Когда-то здесь шли эшелоны в Аушвиц-Биркенау.

Колонну охраняют польские полицейские.

Бжезинка, польская деревня. Немцы переименовали ее в Биркенау, и именно здесь построили лагерь Аушвиц 2.

В Аушвице-Биркенау, на сцене, построенной между двумя взорванными крематориями, прошла торжественная церемония.

Когда мы были в Кракове, то на площади Героев Гетто увидели, как несколько стариков, одетых в форму американских войск, что-то рассказывают группам школьников. Эти старики в свое время участвовали в освобождении лагерей: Бухенвальд, Дора-Миттельбау, Флоссенбюрг, Дахау и Маутхаузен.

Вот этот замечательный старик, встреченный нами во время посещении Аушвица 1, освобождал Бухенвальд.

На церемонии один из них зажег факел памяти.

В конце церемонии хазан пропел заупокойную молитву по погибшим. А потом все 12 тысяч участников марша спели израильский гимн «Атиква».

Трудно найти человека, который бы сильнее, чем я, ненавидел любые митинги, официальные церемонии, массовое выражение эмоций и хоровое пение гимнов.

Но участвуя в этом «марше жизни», на этой церемонии, поверьте, я была счастлива петь «Атикву» вместе со всеми.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире