Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание достопримечательностей старочеркасска. Старочеркасская

Нынешняя станица Старочеркасская знала и более достойные для себя времена. Когда-то она была столицей Донского казачества - Черкасском. Потом, после перенесения столицы Войска Донского, Старочеркасском, а теперь и вовсе исключена из состава городов России. В последние десятилетия интерес к казачеству значительно вырос. Как со стороны руководства страны (постановления по казачеству сменяются указами, те уступают место концепциям...), так и со стороны рядовых граждан, которых пока, к сожалению, в стране большинство. То там, то здесь можно с интересом наблюдать человека в яркой военной форме с лампасами на брюках. Брюки с лампасами, в нашей стране, всегда вызывали уважение (что не переносилось автоматически на их хозяев), потому что подобное украшение мог себе позволить только офицер, относившийся к командному составу Вооружённых Сил. Для того, чтобы лучше и полнее понять, что такое казачество, самое правильное съездить в место его зарождения и расцвета, т.к. увиденное своими глазами, всё-таки, объективней, чем фильмы по данной теме и даже телевизионные репортажи.
Путь в Старочеркасск и раньше и теперь лежит через город Аксай, название которого многие наши граждане вполне самостоятельно переведут, как Белая вода. Построен Аксай прямо на берегу Дона.

Один из первых же увиденных в городе домов (ж\д станция находится в старом городе. Новый же вполне современен и расположился чуть дальше) заставил вспомнить кума Тыкву из сказки про Чиполлино. Дом которого был крохотным настолько, что у хозяина, находившегося в своём жилище, ноги торчали наружу.

Некоторые события из жизни Аксая отражены в его памятниках.
Герои Великой Отечественной. Рядом с этой аллеей мемориал в честь всех погибших и пропавших на войне жителей города.

Здесь были жестокие бои за переправу через Дон.

Не забыты чернобыльцы.

О том, что это земля казаков, напоминает и флаг над небольшим домом.

Судя по расписанию работы, штаты казачьей структуры немалые. Видимо, малым количеством народу такое дело, как возрождение казачества, не потянуть.

Главный туристический объект в городе, вне всякого сомнения, музей "Почтовая станция".

"...Здесь некогда бывал и я..." Изменим чуток пушкинскую строку. (Без позволения, рассчитывая на известное великодушие Поэта...).

Похоже на рыбацкую турбазу в глубине Карельского перешейка.

Образцы транспортных средств.
Летний вариант.

И зимний. Сейчас же мы меняем только резину...

Рядом церковь. Но её почти не видно из-за деревьев.

Есть ещё один музей. Таможня минувших дней. Расположена она очень неудобно. Не смогли, в своё время, заглянуть в будущее, чтобы правильней определиться с местом. Навряд ли найдутся любопытные туристы, которые будут её разыскивать (ещё и мало, кто о ней из местных знает). Наверное, самое правильное, это перенести её в центр города, чтобы сделать доступной. В конце концов, указывать, что она когда-то стояла в другом месте можно. Но не обязательно. Пока же девушка, заведующая нынче таможней, была сильно удивлена, когда увидела посетителя.

Тем более, что интересной архитектуры в городе немного. Такие дома, как у местного оценщика редкость.

Зато есть Дом счастья.

Ещё одна аксайская церковь. Видно, что практичные хозяйственники советской эпохи приделали к ней какой-то цех. Строили социализм с Божьей помощью...

Первое, что встречает гостя Старочеркасской, это Ратное кладбище. На нём похоронены многие известные жители Черкасска. У кладбища находится Преображенский собор. От него начинались все военные походы казаков

Старочеркасская невелика. Всего две улицы, одна из которых переулок. Дома, преимущественно, обычные для поселений такого типа.

Состояние части из них тоже привычно.

Есть свои развалины. Что тут было раньше никто ответить не может.

Крепкие хозяева, которые всегда были на Дону, есть и сейчас. Хотя это могут быть просто дачи обеспеченных граждан из Ростова-на-Дону.

Из признаков цивилизации телефон.

Отделение Сбербанка. Работает всего три дня в неделю. Да и того много, т.к. потенциальных клиентов не видно вообще.

И гостиница. Почему-то практически на всех сайтах о Старочеркасской указано, что в станице переночевать негде.

Церковь Петра и Павла. В ней крестили будущего атамана Матвея Платова.

Дом Кондратия Булавина, руководителя одного из казацких восстаний против центрального правительства. Выражение "хватил Кондратий (кондрашка)" о нём. Говорят, что лют был атаман. Некоторые источники гласят о том, что в этом доме он и застрелился, чтобы не сдаться в плен. Теперь здесь проходят выставки.

Есть в станице библиотека. Она расположена в этом здании.

На небольшой площади, по всей видимости, бывшей торговой, установлены деревянные скульптуры жителей старого Черкасска.

За спиной казачки рынок. Сегодня он абсолютно пуст.

Памятник погибшим в Великую Отечественную.

Печать Войска Донского - напоминание о былом величии.

Почти во всей станице свет днём не выключали. Видимо, на такие мелочи казаки внимания не обращают.

Величественно выглядит Воскресенский войсковой собор. Площадь перед ним является свидетельницей многих важных и драматичных событий того времени.

Рядом памятник самому знаменитому уроженцу станицы - атаману Матвею Платову.

И трофеи, привезённые из военных походов.

Створки крепостных ворот. И коромысло торговых весов.

Самый интересный музей Старочеркасска - Атаманское подворье.

Конечно, в нём Атаманский дворец.

За воротами свободно гуляли козы.

Не так часто городскому жителю выпадает счастливая случайность увидеть этих редких ныне животных. Повелитель коз повернулся ко мне. Одухотворённый взгляд, бородка клинышком, рога... Достаточно распространённый нынче типаж... Ни намёка на какой-то испуг. Было видно, что за своих дам он будет стоять до конца. Короче, вёл себя в лучших мужских традициях. И почему это слово "козёл" стало ругательным у людей? Завидуют его выдержке и смелости?

Недалеко от берега установлен памятный камень.

На другую сторону Дона можно перебраться на пароме.

Одинокая лодка плещется на волнах в ожидании хозяина. Но кругом почти никого нет.

Только монах из монастыря пришёл поудить рыбы. Наверное, сегодня в рационе заведения будет уха. Поговорили. Показался он мне уравновешенным, без какого-нибудь фанатизма или озлобленности. Почему решил порвать с обычной для всех нас жизнью? Или человек стал таким уже здесь?

Обратный автобус из Старочеркасской в Аксай пришёл уже в темноте. Над Доном веял лёгкий ветерок. Погода явно располагала к размышлению... Я пытался понять, узнал ли я что-нибудь новое о казацкой жизни? Возрождается ли казачество где-либо, кроме отчётов?
И реально ли это....?

Черкасск, некогда бывшей столицей Войска Донского, ныне представляет собой лишь небольшую (по меркам Дона и Кубани) станицу Старочеркасскую в 20км от Ростова-на-Дону. С тех пор как в 1805 году столица казачества была перенесена в Новочеркасск, Старочеркасская почти не изменилась (то есть изменилась, конечно, но сравнительно с большинством русских городов изменения эти очень невелики), и ныне представляет собой скорее музей под открытым небом, чем населенный пункт. И все же, говоря языком туристических путеводителей, это "подлинная жемчужина Русского Юга", полноценная столица бывшего государства, по силе своего впечатления сопоставимая с лучшими малыми городами Русского Севера.

Область Войска Донского - так называлась исторически территория в нижнем бассейне Дона, где как минимум с середины 16 века жили казаки. О происхождении этого, пожалуй, самого необычного русского субэтноса единого мнения нет до сих пор: с одной стороны, казаками называли тех, кто бежал в Дикое Поле от крепостного гнета (первое упоминание казаков относится к 1444 году, и связано с Рязанской землей!), с другой, в Золотой Орде существовала Сарско-Подонская православная епархия, что косвенно указывает на то, что в низовьях Дона уже при Орде жили православные, то есть русские люди. Видимо, донское казачество сложилось из разных групп населения, и примерно с середины 17 века Войско Донское уже представляло собой полноценное государство - даже Россия вела с казаками такие же отношения, как с независимой страной до 1717 года. В период расцвета казачьей вольницы - с 1636 по 1805 год столицей Войска Донского был Черкасск, ныне известный как станица Старочеркасская, пока атаман Платов не начал строительство Новочеркасска. Старочеркасск же превратился в, фактически, музей под открытым небом - казаки умели беречь память предков уже 200 лет назад.

Добираются в Старочеркасск из Ростова-на-Дону на маршрутке или "Метеоре". О последнем сказать ничего не могу, так как был в Ростове уже поздней осенью, по окончании навигации. А вот маршрутки ходят от площади Льва Толстого каждые 2 часа (в 7, 9, 11 и т.д.), и идут до Старочеркасска примерно час (полчаса петляя по Ростову и Аксаю). Найти остановку этих маршруток не просто - надо достичь площади Карла Маркса (автобус №3 от вокзала), и перейти на противоположную сторону обширного рынка - запущенная улица между стройкой и домом с лозунгом на крыше и есть площадь Льва Толстого. А вот у аборигенов спрашивать, как уехать в Старочеркасск, бесполезно - большинство ростовчан путают Старочеркасск с Новочеркасском и отправляют на пригородный автовокзал.

Для Ростова Старочеркасск - это как для Питера Петергоф или для Москвы Суздаль, поэтому станица почти целиком превращена в музей-заповедник. Но Старочеркасск - это тот редкий случай, когда туристический статус не опошляет, а облагораживает населенный пункт. Кроме того, Старочеркасская - наверное, единственный населенный пункт Кавказского региона (не считая курортов Краснодарского края), где на человека с фотоаппаратом реагируют адекватно, а не подозревают в терроризме или соглядатайстве.

Туристов тут много, даже иностранцев - ведь казаки, благодаря Толстому и Шолохову стали одним из самых известных на Западе русских "бреднов" - там многие даже думают, что казаки - это степные кочевники, бывшие предками русских. Вот и приезжают разного рода буржуи посмотреть на эти якобы "истоки России". На фотграфии выше, скажем, в углу видна компания японцев.

Сойдя с маршрутки, сразу видишь основные вертикали черкасских храмов и колоколен. И естественно, сразу идешь в ту сторону, где расположен самый крупный Воскресенский Войсковый собор - это центр Старочеркасска. Первым по дороге встречается дом Жученковых - богатый курень, почти особняк середины 18 века.

"Бывших столиц", помимо Черкасска, в России сохранилось не мало - но Атаманово подворье, кажется, является единственной резиденцией не российского правителя, сохранившейся в России до наших дней. То есть нынешние постройки Атаманова подворья относятся к середине 18 века, когда Войско Донское уже стало частью России - и все же куда больше оно похоже на резиденцию правителя независимого государства, чем на губернаторский дворец.

Здесь есть очень красивая (и к тому же действующая) Домовая церковь, по архитектуре немного отличая от русских церквей 18 века:

Дворец Атамана в стиле классицизма:

Так называемая Атаманская кухня:

И кирпичное музейное здание:

Постройки Атаманова подворья ныне заняты музеем: во дворце основная часть краеведческих экспозиций и выставок, в кухне - экспозиция о казаках-некрасовцах. Последние были уникальной ветвью казаков: Некрасов, соратник Кондратия Булавина, был предводителем казаков-старообрядцев. После поражения Булавинского восстания старообрядцы, известные после как некрасовцы, бежали в Турцию, и там обосновались примерно на 250 лет, пока в 1962 году не вернулись в СССР. У некрасовцев были свои законы - в частности, существовал запрет брать в жены турчанок, было решено не возвращаться в Россию, пока там правит царь, а если воевать с русскими - то не убивать, а стрелять "через голову" и уходить. Казаков в СССР вывозили на одном теплоходе, и было их ровно 999 человек - однако в пути, на борту теплохода, родился ребенок, ставший 1000-м некрасовцем.

В сторону Дона Атаманово подворье выходит небольшой укрепленной стеной:

На которой с внутренней стороны оборудована сцена - летом здесь каждое воскресение проводятся фольклорные праздники:

На Атамановом подворье же и продают сувениры - причем много всякой чисто донской атрибутики. Самый известный брэнд - плетка-нагайка, которая отрекломирована (для привлечения всякого рода садомазхохистов, наверное) вот так:

Сами нагайки, правда, стоят около 1500 рублей - но многим, впрочем, такой сувенир по карману.

Советская улица, ведущая мимо Атаманова подворья, застроена преимущественно традиционными куренями, а в конце упирается в Майдан - главную площадь старого Черкасска, на которой собирался Казачий Круг - высший совет власти на Дону до середины 18 века.

На Майдане возвыашется главный храм Войска Донского - Воскресенский Войсковый собор, построенный в 1706-1719 годах.

По-моему, это один из красивейших храмов России, являющийся, к тому же, образцом "украинского барокко", который бы и в Средней Украине смотрелся достойно.

Рядом с собором стоит огромная колокольня (1725-1730) - как с гордостью пишут в путеводителях, "единственная шатровая колокольня на юге России". Да и шатер ее больше похож на толстый шпиль:

На колокольне есть смотровая площадка, а в подвале оборудована экспозиций надгробий - но сейчас все это закрыто, так как у колокольни нету смотрителя (со слов работников музея).

У подножья колокольни - турецкие трофеи, привезенные казаками на память об Азовском сидении: в 1630-е годы казаки без приказа сверху взяли мощнейшую турецкую крепость Азов, охранявшую устье Дона, четыре года сидели там, ожидая атаки турок и уже думали переносить туда свою столицу, потом дождались нападения, успешно его отбили, но (видимо, разобидившись, что царь не обратил на эти подвиги никакого внимания) потом разрушили Азовскую крепость и вернулись в Черкасск.

В Войсковый собор обязательно надо зайти - ныне он действует как музей, но его убранство и реликвии удивительны. Фотосъемка здесь официально разрешена за 30 рублей.

Оковы Степана Разина - одна из главных донских реликвий. Ведь и Ермак, и Разин были выходцами с Дона. В 16-17 веках на Дону существовало некое подобие государства, созданного "вольными людьми", но все же это было государство. Некоторым было тесно даже здесь - и они бежали на Волгу, в Жигулевские горы и на утесы Правого берега, где становились, по сути, "речными пиратами". А некоторым тесна была и пиратская Волга - и они уходили на Яик, превращаясь там в полноценных кочевников типа гуннов или монголов.

Но казаки одинаково чтили и бунтарей, и власть. Многие думают, что Дон и Кубань в перспективе могли бы стать рассадником сепаратизма, однако это не так. Казаков не покорили, а приручили, и они все еще видят свою миссию в охране Отечества. В глухих казачьих станицах, как мне рассказывали знакомые фольклористы, все еще считается позором для парня не служить в армии, и за того, кто не служил, ни одна девка не пойдет замуж.

А еще в Войсковом соборе я увидел странное помещение, заставленное какими-то глиняными горшками - что это, я так и не понял, а спросить забыл. Больше всего похоже на некрополь, возможно, "горшки" - урны с прахом атаманов:

За собором узкий, но очень заманчивого вида переулок ведет к одному из бастионов Черкасской крепости: в прошлом таких было 5, и между ними располагалась территория нынешней станицы. Один из них восстановлен:

Глядя на эти пушки или на Азовские трофеи, я убедился, что казачья гордость - не пустой звук. Ведь если разобраться, посреди села уже 300 лет лежит несколько тонн субстанции, называемой в народе "цветной лом". И никакой алкаш не удосужился все это развовровать, переплавить и продать в пункт скупки цветмета за водку. На Севере, на Урале или в Сибири ни Азовские трофеи, ни пушки бы точно не пережили 1990-х годов.

Если от автостанции пойти в другую сторону, выйдешь к Петропавловской церкви (1749-51), в которой был крещен атаман Платов.

Четвертая церковь (1740) - Преображенская, находится в так называемом Ратном урочище в 2 км от центра станицы (на въезде в нее). В прошлом здесь было ратное кладбище, где хоронили казаков, погибших в походах - однако ныне кладбище вокруг обыкновенное, как и во многих других селах и станицах.

От автоснации в сторону, противоположную Майдану, недалеко и до дома Кондратия Булавина. С последним, правда, не совсем понятно - ведь Булавинское восстание началось в 1709 году, то есть дом еще старше - для гражданской постройки в России возраст солидный.

Да и по всей станице сохранилось много казачьих куреней 18 века. Курень в Старочеркасске - постройка совершенно уникальная для России, так как в половодье станица оказывалась затоплена и превращалась в этакую Венецию: первые этажи куреней были расчитаны именно на периодическое затопление.

Занятно, что и многие "новые казаки" свои виллы строят в подражание куреням:

Впрочем, преобладает в Старочеркасске все-таки застройка 19-20вв. - обычные деревянные дома, которые можно увидеть и в Черноземье.

Где-то на старочеркасских улочках, среди куреней, я встретил настоящего казака - в синем мундире и синих брюках с красными лампасами, в фуражке, в кирзовых сапогах. Немолодого - лет 50, с окладистой седой бородой, но шагал он удивительно бодро и вообще выглядел как герои книжек 19 века - удалой, лихой, гордый. Я спросил казака, можно ли его сфотографировать, но тот отказался: "Если бы знали друг друга, еще можно было бы подумать, а так кто знает, в какие можно попасть неприятности!". И думаю, этот отказ был самым ярким подтверждением того, что казак не ряженный. Впрочем, похожих на него людей, только в штатском, я видел в Черкасске не так уж мало - казаки на Дону никуда не делись. Да и по официальным данным их "140 тысяч, не считая членов семей". На Дону и Кубани все прочие жители казаков побаиваются и предпочитают обходить стороной, так как со времен Шолохова казаки изменились не сильно, и в тех краях без их участия не обходится ни одна крупная драка. "Просто русские" считают там, что у казаков осталась только фольклорная функция, но сами казаки это мнение, видимо, мягко говоря не разделяют. В каждой станице и каждом городе там есть свой неофициальный атаман, и все проблемы между собой казаки по-прежнему решают с атаманом, а не в милиции или суде.

Вообще, казачья кровь в жителях Дона все еще чувствуется - народ тут, иначе не скажешь, лихой, и слушая разговоры в автобусе или электричке можно услышать немало историй в духе "старшеклассник мента на понт взял". Видимо, потому что старшеклассник был казаком в большей степени, нежели миллиционер.

Да и вообще казачеству тут ощущается не только в людях, но и в животных - вот эта кошка, скажем, чем не казачка?

А у Старочеркасской как встарь льется медленно и величественно Тихий Дон

И ползут волжские танкеры к Ростовскому порту:

В следующей части речь пойдет про Новочеркасск - столицу казаков с 1805 года.

Комплекс Свято-Донского монастыря в Старочеркасске сформировался во второй половине XVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор, в ближайшее же десятилетие после нее выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием .

Свое родовое поместье он перенес на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящения храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для нее Данила Ефремович выбрал храм на Ближних пещерах , благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединенный посредством трапезной с колокольней, водружен восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у нее раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенна хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже.

В 1831 году вдов Атаманского подворьяы внуков Данилы Ефремовича, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы (главную роль в этой истории играла первая), обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сестры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия ее помещения занимали сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей... Храм неуклонно разрушался.

В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А 1994 годом датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве старочеркасского Свято-Донского мужского монастыря .


Саша Митрахович 01.09.2017 07:20


На фото: Интерьер куреня зажиточного казака. Экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

В том, что в станице Старочеркасской появился историко-архитектурный музей-заповедник , вобравший в себя практически все более или менее значимые объекты бывшей донской столицы, важнейшую роль сыграл Михаил Шолохов. Побывав здесь летом 1970 года, писатель, имевший возможность связываться напрямую с первыми людьми советского государства, добился формирования специальной госкомиссии по оценке местной «архитектурно-исторической» среды. Итогом ее работы и стало создание крупнейшего музея, позволившее приступить к консервации, исследованию и реставрации замечательных памятников, а если уж совсем без недомолвок — то к спасению их от неминуемой гибели. Вот за это, за спасение, — низкий поклон музейным работникам.

Ныне музей делит территорию Атаманского подворья с мужским монастырем. В ведении музея, помимо нескольких других зданий комплекса, находится и Атаманский дворец, в котором развернуты экспозиции.


Саша Митрахович 01.09.2017 07:24


На фото: Петропавловский храм в станице Старочеркасской.

Располагается на площади тогдашней Прибылянской станицы, деревянный храм стоял здесь с 1692 года, но он сгорел в пожаре 1744 года. В 1749 году , уже выделившая 1000 рублей на ремонт старочеркасского войскового собора, озаботилась и возрождением других храмов Черкасска. Для того она прислала на Дон артель, состоявшую из десяти каменщиков и штукатуров под руководством особого мастера. Задачи им были определены четкие — построить в камне Петропавловскую церковь и колокольню Преображенского храма. В 1751 году храм апостолов Петра и Павла освятили. Он представляет собой классический четверик с углами, выделенными пилястрами, и «восьмериковым» барабаном на четырехскатной крыше. Имеется и традиционная низкая трапезная, к которой с запада пристроена колокольня с арочным проходом. С юга и севера (в придельных частях) были четырехколонные портики — они не сохранились.

Отметим, что авторы каменных церквей Черкасска, возведенных после пожара 1744 года (к ним относится еще Преображенская Ратная церковь), неизвестны, но стилистическая перекличка этих храмов подсказывает нам, что они являлись представителями одной школы (если вообще это был не один человек). Перед нами — переходный тип от барокко к раннему классицизму, последний более или менее явственно уже звучит во всех этих зданиях. Если учесть, что нижняя хронологическая граница раннего классицизма обычно определяется 1760-ми годами, то нужно признать — создатели (или создатель) черкасских каменных храмов был хорошо знаком с наиновейшими тенденциями в тогдашнем зодчестве.

Ныне Петропавловская церковь является музейным объектом.


Саша Митрахович 01.09.2017 07:30


Старочеркасский Спасо-Преображенский храм (Ратная церковь) — расстояние от около километра по прямой. Когда-то здесь собирались казачьи отряды, чтобы идти в военные походы, — этим фактом и объясняется название местности. Здесь же хоронили павших. Так, известно, что именно на Ратном кладбище погребли героя «Азовского сидения» атамана Наума Васильева. Позже погост разросся, превратившись в казачий мемориал — на нем нашли последнее пристанище атаман Фрол Минаев, легендарный Иван Краснощеков, родители атамана Матвея Платова и многие другие славные представители донского казачества.

На Ратном кладбище уже в 1701 году стояла Ильинская церковь — сохранился документ, в котором казаки просят Петра I прислать к ней священника. На планах Черкасска Ратную церковь мы впервые встречаем в 1735 году. Следующая достоверность относится уже к 1749 году — Елизавета Петровна посылает мастеров строить Петропавловский храм и колокольню Преображенской церкви. Почему только колокольню? Версия такова. Мы знаем, что в начале 1744 года атаман Данила Ефремов нанял рабочих для строительства каменного храма. Потом грянул пожар — долгое время речь шла только о восстановлении войскового собора. Но коль скоро в указе императрицы Елизаветы сказано лишь о Преображенской колокольне, можно допустить, что здание Преображенской церкви к тому времени уже было готово.

Как бы то ни было, в августе 1751 года состоялось торжественное событие — освящение сразу трех церквей Черкасска: главного престола Воскресенского собора и новых каменных Преображенского и Петропавловского храмов. Для этого в Черкасск прибыл сам епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов).

Преображенский храм, любимый черкасским народом, никогда не жаловался на бедность и своими богатствами соперничал с войсковым собором. Сохранилось свидетельство 1820-х годов, касающееся иконостаса Преображенского храма:

«Отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной...»

Последнее утверждение заставляет задуматься — ведь мы знаем, насколько выразительны иконы и росписи Воскресенского собора... Иконостас упоминается и в статье корреспондента «Казачьего вестника», опубликованной в 1883 году:

Монастырское урочище (Монастырский Яр ) находится на расстоянии примерно восьми километров вниз по течению Дона от . Это легендарное место. Здесь в начале XVII столетия находился главный военный стан донских казаков; отсюда они двинулись в 1637 году на Азов; сюда свозили хоронить убитых во время азовской эпопеи. В казачьей отписке государю Михаилу Федоровичу читаем: «А како, государь, мы стояли под тем городом Азовом, и те азовские люди нашу братью казаков из пушек и из турок побивали, а мы, государь, велели отвозить каюками на Монастырский Яр убиенных». Тогда здесь было похоронено около тысячи человек. Позже Монастырский городок стал своеобразной богадельней — сюда уходили умирать престарелые или увечные казаки.

Старочеркасская - станица в 30 километрах западнее Ростова-на-Дону. Основаный в 1570 году Черкасск был одним из важнейших городов юга России. Сейчас это небольшая станица в Аксайском районе Ростовской области. Население составляет всего 2800 жителей.

"Старый Черкасск.. останется вечно монументом, как для русских,так и для иностранных путешественников" Н.Н.Раевский, герой Отечественной войны 1812 года.
Ресторан и гостиница "Старый город".


Дорожный указатель на улице станицы.


Окрестности Старочеркасска - затопляемая пойма Дона и плавни. Этот вид сделан со стороны Новочеркасска.


Речка Аксай.


Батька-Дон!


Вот и паром.


На стене кафе "Старочеркасск" изображена печать Войска Донского. Её происхождение примерно такое - Пётр 1 в один из своих приездов в Черкасск шел по улице и увидел сидящего на бочке пьяного и голого, но с шашкой казака. Выяснилось что тот пропил в кабаке всё! Казак очухавшись сообщил царю - Всё можем пропить, но шашку и любовь к царю никогда! Это понравилось Петру 1 и он велел на официальной печати изобразить этого казака.


Той печатью казаки пользовались лишь в редких случаях - когда отправляли бумаги царю. А вообще они её не признавали и не любили. В большинстве случаев использовали другую печать с изображением благородного оленя.


В 2010 году Старочаркасск отметил 440 лет. Был открыт этот памятник.


На территории историко-архитектурного музея-заповелника - одного из крупнейших комплексов в России, которым является вся станица около 100 памятников архитектуры, истории и культуры. Хранятся более 50 тысяч предметов старины. Это объект включёный в справочники ЮНЕСКО.


Дом войскового атамана Кондратия Булавина. 18 век. Здесь же на 2 этаже в 1709 году он был убит.


В этом здании была открыта первая на юге России гимназия.


В усадьбе атаманов Ефремовых первой постройкой был атаманский дворец 18 века


Сейчас в нём воссозданы интерьеры 18 века


Так жили зажиточные казаки.


В середине 18 века здесь появилась первая на Дону картинная галерея.


Город был торговым и таможенным центром. Одна из главных площадей и сейчас выглядит оживлённо во время ярмарок.


Сейчас в Старочеркасске 4 музея. Здесь собраны якоря, с кораблей, ходивших в 17 веке по Дону. Сейчас пассажирского сообщения между Старочеркасском и Ростовом-на-Дону нет!


Станица гордится своим прошлым. Да и сейчас трудно представить, что это небольшой сельский населённый пункт.


Много деревянных скульптур, на темы казацкой жизни.


Поработали ландшафтные дизайнеры. Даже в 50 градусную жару цветут цветочки....


И ещё один казак.


Бывая в Старочеркасске мало кто из туристов бывает в Аннинской крепости. Она расположена в 5 километрах на северо-восток. Сооружена примерно в 1730-х годах и служила опорной базой русской армии в войнах против турок до начала 1760-х годов. Так выглядит ров крепости.


Земляная Аннинская крепость состоит из 6 фортов, составляющих почти правильный шестиугольник. Наименьшая высота укреплений достигала 5,5 метра, глубина главного рва - около 3,3 метра.


Площадь крепости составляет 50 гектаров. Сейчас внутри крепости ведутся раскопки. Но никаких зданий не сохранилось.

Станица Старочеркасская находится в 27 км на восток от Ростова-на-Дону. Одна из старейших донских казачьих станиц. С 1644 по 1805 годы — столица донского казачества. С 1970 года, по инициативе М.А. Шолохова, здесь образован Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

История

Письменные упоминания о Черкасском городке встречаются с 1593 года, хотя существуют версии об его основании 1570 году запорожскими казаками-черкасами. Городок возник на донском острове. Отсюда и из расположенного в 7 километрах ниже по Дону Монастырского городка начинался знаменитый поход казаков на турецкую крепость Азов, его захват и четырёхлетнее удержание (Азовское сидение 1637-1641 гг). Турки не простили казакам этого: в 1643 году неожиданным ударом Черкасск и Монастырский городок были уничтожены, но уже в 1644 Черкасск был не только отстроен заново, но и укреплён. И в том же году сюда перемещается Главный Стан — Черкасск становится столицей Донского войска. На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, возле которого располагалась широкая площадь — майдан, где собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения.

Настоящим бедствием в жизни Черкасска были пожары, несмотря на очень строгие правила обращения с огнём. Несколько раз городок выгорал почти дотла; после одного из таких пожаров на месте сгоревшего деревянного Воскресенского собора был выстроен первый на Дону каменный девятиглавый храм, дошедший до наших дней почти в первозданном виде. Строительство собора продолжалось с 1706 по 1719 год, большую помощь в его строительстве оказал Пётр I, и по некоторым документам, собственноручно заложил несколько кирпичей в алтарную часть собора. С 1725 по 1730 годы рядом с собором была построена уникальная для юга России 45 метровая шатровая колокольня. До 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом всего Войска Донского.

На торговой площади Черкасска в 1749-1751 годах была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла, в которой был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Ещё одна церковь — Преображения Господня, — с начала 17-го века находилась в Ратном урочище, на кладбище Черкасска. Это место было знаменито тем, что отсюда начинались все казачьи походы. Здесь, на Ратном кладбище, служили панихиду по умершим и погибшим на войне, здесь прощались с родителями и отсюда брали горсть донской земли, которую носили на груди с собой на чужбине. Изначально деревянная, в 1740 году Преображенская (Ратная) церковь была вновь возведена в камне.

В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько раз бывал и Емельян Пугачев; здесь, в крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин. А в 1800 году, на Майдане, в царствование Павла I, на словах испытывавшего «августейшее расположение» к казакам, была устроена показательная казнь Петра и Евграфа Грузиновых, протестовавших против превращения казачьих земель в русскую губернию.

Здесь, в Черкасске, в середине 18-го века, появляется первое сооружение из уникального комплекса, существующего и по сей день — Атаманский дворец Данилы Ефремова. Атаманское подворье включает в себя также Донскую домовую церковь (1756-1761), расположенную напротив дворца, ряд хозяйственных построек и фамильное кладбище Ефремовых. Позже, в 1837 году вдовами-полковницами Ульяной и Евдокией Ефремовыми был основан женский монастырь, куда вошли все здания подворья, кроме дворца. Позже, в 1895 году, на территории подворья для проживания монахинь было построено келейное здание.

По мере присоединения к Российской империи новых земель — её продвижению к Черному морю, Черкасск теряет своё военное значение. Кроме того, являясь живым напоминанием о «смуте» и казачьей вольнице, само название городка раздражает царскую власть. Но официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. И в 1805 году войсковой атаман Матвей Иванович Платов основывает новую столицу донского казачества — Новочеркасск, несмотря на несогласие большинства казаков... А Черкасск становится Старочеркасском, оставшись в пределах своих самых первых станиц — в пределах того донского острова, на котором и появились его первые постройки...

Достопримечательности

Воскресенский войсковой собор

Каменный девятиглавый храм высотою в 46 метров, выстроенный в стиле украинского барокко, архитектор неизвестен. Интересен факт, что храм был построен во время действия указа Петра I о запрете строительства каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, сам Пётр I содействовал строительству храма в Черкасске, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве. Собор окружен двухярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья. А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который предательски выдал своего крестного сына Степана царскому правительству...

Шатровая колокольня

Двухярусная шатровая колокольня имеет высоту 45,8 метра. Состоит из подклета, четверика, восьмерика и шатра, увенчанного крестом. Размер шатра довольно мал по сравнению с предшествующим ему восьмигранным ярусом, но в сочетании с находящимся рядом собором смотрится гармонично, составляя один архитектурный ансамбль. В подклете некоторое время была тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В восьмерике — восьмигранной, самой высокой части колокольни, — в толще стены проходит каменная лестница. А в круглых окошках — «слухах», находящихся в этой части, во время торжеств выставлялись зажженые плошки, создавая праздничную иллюминацию.

В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского.

С высоты колокольни открывается потрясающий вид на окрестности Старочеркасска, но в настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря и доступ туристам в неё закрыт.

Майдан

Это — легендарное место сбора Войскового круга, мемориальный памятник истории казачества. Здесь— принимались решения о походах; здесь начинались «смута» Степана Разина; здесь был избран атаманом Кондратий Булавин. Здесь, 31 августа 1696 года, был произведён первый в России фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Здесь же, на Майдане, хранятся трофеи знаменитого Азовского осадного сидения 1637-1641 годов — старинные турецкие пушки, чугунная створка крепостных ворот, две калитки и коромысло городских торговых весов.

Преображенская (Ратная) церковь, Ратное кладбище

Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился. Рядом с уцерковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Церковь Петра и Павла

Расположена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь на этом месте упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После грандиозного пожара 1744 года, была выстроена в камне очень быстро, за три года — с 1749 по 1751. В строительстве атаману Даниле Ефремову помогла императрица Елизавета Петровна, прислав московского мастера и десять штукатуров и каменщиков. В 1751 году здесь был крещён будущий знаменитый атаман М.И. Платов.
Внутри церкви были росписи и иконостас начала 19 века, но до наших дней они не сохранились.

Атаманское подворье

Расположено на территории бывшей Средней станицы (между Черкасской и Павловской), принадлежало одному из самых богатейших и знатных на Дону фамильных родов — Ефремовым. Назначенный в 1738 году атаманом войска Донского Данила Ефремов скопил несметные богатства. Вместе с мыном Степаном владел лавками в торговых рядах, кабаками, мельницами на Тузлове и Медведице, табунами лошадей, самовольно захватил тысячи десятин общинной земли...

Атаманский дворец был первой постройкой на территории подворья. Первоначально второй этаж был деревянным, но после пожара 1848 года был перестроен в камне. Это был настоящий дворец, наподобие усадебных дворцов московской и петербургской знати. Первоначальный облик его не сохранился в результате многочисленных перестроек. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. На его обширной территории сейчас размещена экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был присторен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

После размещения на территории подворья монастыря было построено келейной здание; подворье было окружено каменной стеной с единственными в своём роде арочными святыми воротами, визуально связавшими разновремённые постройки внутри подворья в единый архитектурный ансамбль.

Дом Кондратия Булавина

Дом, в котором был убит осажденный домовитыми казаками Кондратий Булавин, стоит несколько особняком и является хорошим образцом казачьей архитектуры домов зажиточных казаков. Это — своеобразный дом-крепость: окна защищены решётками, двери обиты железом; при доме — ни двора, ни хозяйственных построек... В таком доме можно было держать осаду не только при нападении внешних врагов, но и от посягательств мятежных казаков в лихие времена. Является памятником каменной архитектуры первой половины 18 века. В настоящее время к нему пристроена высокая лестница и крыльцо, хотя ранее оба этажа связывала внутренняя лестница.

Дом Жученковых

Памятник жилой архитектуры 18 века. Также, как и дом Кондратия Булавина, представляет собой дом-крепость.Окна — в кованных решётках; причём на первом этаже значительно меньше по размеру окон верхнего этажа и имеют скошенные вовнутрь углы, чем напоминают крепостные бойницы. По сохранившимся фотографиям внутри дома была голландская печь, выложенная цветными изразцами. До настоящего времени печь не сохранилась.

Казачья архитектура

Общий тип казачьего жилища в Старочеркасске — «круглый курень», то есть квадратный дом на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревян-ным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и сбо-ку от него наружная лестница на «галдарею», опоясываю-щую весь дом на уровне вто-рого этажа. Наверху дома жи-ли, а внизу сохраняли хозяй-ственный инвентарь. У старооб-рядцев там иногда помещалась моленная.

Но было также мно-го домов особенного типа: квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помеще-ния нижнего этажа были с мас-сивными кирпичными сводами. В жилых комнатах большие голландские печи, выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи — массивные желез-ные решетки; двери и ставни также железные, кованные; над окнами — выложенные из кир-пича украшения в стиле барроко. Крыша высокая четырехскатная, железная. Типичными примерами таких домов являются дом Кондратия Булавина и дом Жученковых.

Монастырское урочище (Кампличка, Каплица)

Казачий городок Монастырский появился здесь в 16 веке и первое упоминание о нём относится к 1593 году. С 1620 по 1637 год являлся Главным Войском — столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, здесь принимали царских послов. Здесь же была и часовня, где проводили богослужения иеромонахи, приходившие в Монастырский городок по просьбе казаков — до середины 17 века штатных священников у донских казаков не было. Здесь, на Кругу, 21 апреля 1637 года, было решено напасть на Азов, а 18 июня Азов пал и удерживался казаками 4 года (Азовское осадное сидение). Так как Московское правительство отказалось принять захваченный Азов под «государеву руку», казаки весной 1642 года покинули город, перебравшись в Монастырский городок. Мстя за Азов, в течении 1644 года турки дважды нападали на городок; весной атака была отбита, а осенью, под покровом ночи атака удалась — Монастырский городок был разрушен, а почти всё его население уничтожено.

Больше казаки там не селились, однако в 1696 году, после взятия Азова, Пётр I велел посторить на месте Монастырского городка укрепление — транжемент, просуществовавший до появления Аннинской крепости, куда и был переведён весь местный гарнизон.

В 1866 году здесь была заложена памятник-часовня Покрова Пресвятой Богородицы, а через год — освящена. Инициатор постройки, священник и историк, о. Григорий Левицкий отмечал, что часовня сооружена по типу той деревянной, которая стояла здесь в 1637 году, когда казаки отправились на штурм Азова.

Ежегодно здесь, в первую субботу перед 1 октября (27 сентября — день окончания Азовского осадного сидения), совершались панихиды. В 1917 году здесь состоялась панихида, на которой присутствовал войсковой атаман Алексей Максимович Каледин и председатель Донского правительства Митрофан Петрович Богаевский.

А затем, после 1917 года, здесь появились новые могилы. Здесь хоронили и растрелянных в Старочеркасской красноармейцев, и погибших белоказаков... А в 1941 году тут были похоронены 11 моряков из экипажа канонерской лодки «Ростов-Дон». А осенью 1942 года здесь была устроены торжества с панихидой и молебном, которые были устроены казаками, сражавшимися на стороне фашистов.

9 мая 1974 года здесь был открыт мемориал воинской славы, а на высокой стеле на берегу Дону выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.

В августе 1990 в Монастырском урочище была проведене первая после 1942 года панихида. С тех пор 15 октября ежегодно здесь собираются казаки со всей России, чтобы молитвенно помянуть своих предков. А 11 октября 2005 года здесь была освящена восстановленная часовня во имя Покрова Пресвятой Бородицы...

Крепость Св. Анны

В трёх километрах на северо-восток от Старочеркасской находится единственная сохранившаяся до наших дней земляная крепость св. Анны, строительство которой началось в мае 1730 года по приказу императрицы Анны Иоанновны.

По плану крепость была обнесена земляным валом и состояла из шести фортов, образующих почти правильный шестиугольник, стороны которого имели триста восемнадцать метров в длину. Наименьшая высота валов — 5,5 м; глубина крепостного рва — 3,5 м. Длина крепостных валов по окружности — почти 2 км. Северные, юго-восточные и юго-западные ворота были дополнительно усилены редутами. Внутри крепости находился кирпичный дом коменданта, солдатская слобода, пороховой погреб и Покровская деревянная церковь.

Строительство было завершено к концу 1737 года и крепость была включена в Украинскую оборонительную линию. Крепость играла роль опорной базы в русско-турецкой войне 1735-1739 годов.

Другой важной функцией крепости был контроль за «поведением казаков». Комендант крепости являлся начальством для атаманов войска Донского, с которым они должны были согласовывать свои действия. Примером такого контроля служит история, когда в 1743 г. войсковой атаман Данила Ефремов, посоветовав-шись с казачьей старшиной, начал по-стройку каменных стен вокруг города Черкасска. Разрешения на это у русских властей он не спраши-вал, и потому комендант кре-пости св. Анны тотчас же до-нёс об этом в Петербург. Воен-ная Коллегия начала дело. Стену разрешили окончить, «но только со стороны турецкой», а «со стороны Российской каменного строения» возводить «накрепко» запретили.

Однако, крепость была довольно сильно удалена от устья Дона и Азовского моря, что нивелировало её военное значение. К тому же, постоянные весенние наводнения и болезни солдат гарнизона, вызванные проживанием в заболоченной местности, приносили дополнительные трудности в её деятельность. И поэтому, после получения по белградскому мирному договору с Турцией права на постройку нового укрепления ниже по Дону, правительство в 1760 году упразднило Аннинскую крепость и перевело её гарнизон в крепость Дмитрия Ростовского.

После упразднения крепости здесь подолжала жить часть торговых людей; здесь же какое-то время была лесная биржа; около крепости при атамане Платове была открыта первая черкасская ярмарка. В 30-х годах 19 века здесь были построены два небольших домика лепрозория, где лечились больные проказой казаки.
Во второй половине 19 века эти строения были ликвидированы, и на бывшей территории крепости расположились огороды жителей станицы Старочеркасской.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы