Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поезд мумбаи гоа. Лучшие пляжи от мумбаи до гоа. Расстояние от Мумбаи до Гоа

Внутри он так же красив, как и снаружи. Народу в здании скопилось много — начиная с огромной очереди за билетами и заканчивая сидящими-лежащими ожидающими на платформах.

На нашем перроне стояла толпа подростков. Реальная толпа, человек в сто. Прямо напротив вывески нашего вагона. Мы немного напряглись. Оказалось, что им в дженерал класс. Поезд только тихонько подползал, когда все они сорвались с места и бросились к дверям, стремясь занять места. Ком тел, грохоча, ворвался внутрь. Когда поезд наконец остановился, весь дженерал класс уже был забит под завязку.

Мы тихо-мирно вошли и заняли свои места. Выдвинулись без опоздания. Я думала — ну наконец-то, может, в этот раз приедем вовремя. Куда там… Контролер, взяв наши билеты и отчаянно стесняясь, попросил паспорта (в первый раз такое, до этого никого наши паспорта не интересовали, так что, теоретически, можно было ехать с чужими электронными билетами). Мы забрались на свои бессменные верхние полки и приготовились спать. Не тут-то было. В соседнем от нас отсеке ехала компания молодых парней — всю ночь они играли на гитаре, ржали, бухали и орали «Hey, what’s up!» и «Techno music!», периодически эту самую мьюзик включая во всеуслышание. Судя по тому, что довольно часто они скандировали какие-то речевки, мы решили, что это местные спортивные фанаты. Поэтому время мы провели, смотря сериалы на планшете до 5 утра, когда компания, наконец, угомонилась.

В 7 часов мы уже должны были быть в Маргао. Ну естественно, какие же индийские поезда без опозданий. Уже на подъездах мы передвигались следующим образом — 15 минут стоим, 5 минут еле тащимся. Навигатор показывал 5 километров до цели. Некоторые спрыгивали прямо на насыпь и шли… что? наверное, ловить такси или добираться пешком. Мы тоже хотели так сделать, когда поняли, что до автовокзала будет ближе отсюда, чем от жд вокзала, но тут поезд, наконец, тронулся. В итоге опоздали на 1,5 часа.

На туке доехали до бас стейшн, отстояли очередь в кассу за билетами по 40 рупий на шаттл до Панаджи, попутно познакомившись с парой из Казани и дав им несколько ЦУ (ребята приехали в первый раз). От Панаджи за 14 рупий с человека доехали до Мапусы — и тут я стала чувствовать, что я вернулась домой. Каждый закоулок был знаком, рынок и магазинчики были на своих законных местах, павильон, где меняли доллары с хорошим курсом, все так же торговал тканями и игрушками. Загрузились в автобус до Анджуны, под неистовое пение из магнитофона водителя.

Нашли наш гест и долго искали, где же ресепшн. В итоге вышла девочка, почти не говорящая по-английски, спросила: «Вы бронировали?» и, получив утвердительный ответ, взяла ключ и отвела нас до номера. Ни денег, ни паспортов не попросила. Мы были, мягко говоря, удивлены. Мало ли кто с улицы зашел…

Номер был великолепен. Огромные потолки, кухня с отдельной раковиной и холодильником, стол со стульями, шкаф, телевизор во всю стену, всюду стоят цветы в вазах, белье на кровати аж хрустит. Терраса утопает в тени пальм, всегда прохладно. Местные из Дели и Мумбаи часто останавливаются здесь — а это хороший показатель.

В итоге, помывшись, мы пошли пытать девочку, где же хозяин и как бы нам заплатить. Она сказала — деньги можете отдать мне, сейчас принесу анкеты для заполнения. Мы все заполнили и рассчитались. Уже после, познакомившись с соседями, узнали, что они вообще жили неделю без оплаты — выяснилось, что хозяин отсутствовал и поручил гест девочкам. Тут и я вспомнила, что в переписке с ним он упоминал, что работает в Дохе. Девочки исправно мели двор и террасу каждое утро, а раз в 3 дня убирали в номерах и меняли полотенца, даже когда мы им говорили — не надо, мы еще не успели намусорить. Место мне очень понравилось: тихо и вблизи от всех стратегических мест типа пляжа и супермаркетов.

Время мы проводили в своих любимых местах — у Кумара на Вагаторе и в Сансете на Мандреме.

Расстояние между Гоа и Мумбаи составляет около пятиста километров, все зависит от того, от которого города штата Гоа Вы ведете отчет. Те, кто хочет сэкономить на дорогих перелетах часто летают прямо из Москвы в Мумбаи, чтобы потом добраться до Гоа. Из Гоа в Мумбаи добраться можно несколькими способами, а именно: перелет местной авиакомпанией, поездом, на такси и автобусом. Самый выгодный вариант - добираться автобусом, он самый оптимальный по соотношению комфорт и уровень цен на проезд. Билет на автобус можно приобрести в любом из многих туристических агенств, они располагаются как правило на улицах Гоа, в курортных деревнях. Имеется такое агенство в той же Арамболе. На билет наценку делают как правило небольшую, она составляет около двести-пятьсот индийских рупий, это не так то и много. Можно купить на автовокзале, мы с друзьями ездили и именно там покупали, стоимость билетов обошлась ниже от 700 до 1500 рупий. Прямо заранее приобретать билет на автобус не стоит. Можно прийти за три-четыре дня до планируемой поездки, места явно еще будут. Стоимость билетов варьируется в зависимости от комфортабельности и типа автобуса. Имеются слип басы, они имеют спальные места и больше похожи на наш плацкартный вагон. Проезд в таком стоит больше, чем сидячие места. Есть еще автобус - air conditioner bus, он дешевле, чем предыдущий, там только сидячие места. Есть и еще дешевле вариант, автобус с сидячими местами и без кондиционера. Вариантов несколько, выбирайте тот, который считаете более удобен для Вас. Мы с друзьями выбрали второй вариант - сидячий автобус без наличия кондиционера, в принципе доехали нормально, особого дискомфорта не ощутили. Автобусы по направлению Гоа-Мумбаи отправляется ежедневно два раза в день, один отправляется сутра, а другой вечером. Из автовокзала Мапсу утренний автобус выезжает в восемь-девять утра, а в Мумбаи прибывает в девять-десять вечера. Время в пути составляет от десяти до двенадцати часов. Вечерний автобус уезжает вечером и конечно сутра прибывает. Это очень удобно, можно подгадать время и долго не придется ждать своего автобуса. Что же касается прибывания автобуса в Мумбаи, то он не заезжает в аэропорт, но проезжает мимо него. Конечной остановкой считается автовокзал в Мумбаи. Для того, чтобы не проехать аэропорт, а выйти рядом с ним, нужно будет заранее договориться с кондуктором-проводником остановить автобус возле аэропорта. Оттуда можно за десять минут добраться на моторикше за пятьдесят рупий. Поэтому, если Вы находитесь в Гоа, и при этом хотите посетить или собираетесь улететь с Мумбаи, то я бы советовала приобретать билеты на автобус за три-пять дней до его отправления. Если же хотите сэкономить, то стоит пойти/поехать за билетом на автобус в Мапсу, на автовокзал. Можно так же приобрести билет в турагенствах Гоа. При поездке автобуса, за десять-двенадцать часов пути он делает лишь пару остановок, в кафе и не очень, как правило, задерживается.

Много воды утекло с тех пор, как я предложил Михаилу Шмакову написать отчет о его путешествиях по Индии. Наш автор разошелся и опубликовал уже 11 частей увлекательнейших рассказов об этой замечательной стране, об известных российским туристам курортах Гоа и Керала, о поездках по Золотому треугольнику, о достопримечательностях штата Карнатака. Тогда я не предполагал, что и сам настолько заинтересуюсь, что организую самостоятельную поездку по Индостану осенью 2015 года. Но меня больше привлекает природа, а Мишу – исторические и культурные достопримечательности Индии. За месяц до нашего с Катей отъезда в отпуск, он снова выбрал индийскую землю для отдыха: организовал первую масштабную поездку дикарем.


Всего будет опубликовано четыре главы с отчетом Михаила: 1) рассказ о прогулке по Мумбаи, опять же по местам, описанным в романе «Шантарам»; 2) отзыв об экскурсии на остров Элефаната; 3) как они с женой посетили храм Мумба Деви и и неудачно съездили в Болливуд; 4) как отдыхали на пляже Палолем в Южном Гоа. Отзывы будут чередоваться с моими отчетами о путешествии по Индии и по Уралу, поэтому придется чуть-чуть набраться терпения, пока увидим все фотографии и почитаем все интересные истории.

Вместо предисловия к рассказу о поездке в Мумбаи

Посещение Индии на этот год мы не планировали. Но так случилось, что нашу страну покарали санкциями. Нефть катастрофически подешевела, а рубль рухнул в бездну, привычные вещи стали стоить неприлично дорого, в том числе, и услуги туроператоров. А дома уже не усидеть – путешествия за последние годы стали образом жизни. Что оставалось делать в такой ситуации?

Решение (благо, пример перед глазами, здесь, на страницах этого блога) пришло само собой — ездить в отпуск самостоятельно, и для первого опыта выбрать страну, хорошо знакомую нам.

В этой статье я расскажу о первом самостоятельном туре в Индию совершенном с 04 октября по 23 октября 2015 года по маршруту Москва — Мумбаи – Палолем (Южный Гоа) – Москва. Также постараюсь обобщить весь наш индийский опыт.

Немного о погоде в Индии в октябре

Вот тебе и «с видом записного эксперта, … промежуток с октября по май», иронизировал я про себя, сидя в кафе на крыше мумбайского отеля, и обливаясь потом с головы до ног, пытаясь разглядеть город сквозь окутавшее его марево.

Ирония пришла позже, а поначалу немного струхнул: может, что с сердечком? Не могу припомнить, чтоб так потел: с висков — пот струйками, а футболка – хоть отжимай, и это — не фигура речи.

Абсурд! Отгоняю я эти мысли. Конечно, мой образ жизни не идеален, я не занимаюсь спортом, много курю, но на здоровье жаловаться не приходится: на четвертый этаж, нагруженный сумками, поднимаюсь без одышки.

В голове опять: «Сезон для поездки — с октября по май»! Вот и верь после этого путеводителям и «знатокам»! В том числе и мне.

Что ж, попробуем исправить: влажность 96-98%, температура 32-35 градусов тепла в тени, практически полное отсутствие ветра, солнце и небо скрыты светящейся серой пеленой, а город окутан белесым маревом. Вечером, как правило, короткий, но обильный тропический ливень. На дворе — первые числа октября 2015 года и, как вы уже поняли, мы в Мумбаи, а промах с погодой — не первая и не последняя ошибка в планировании самостоятельного путешествия в Индию. Обобщая, назову их одним словом – несезон.

Если в Палолеме «несезон» привнес своеобразную прелесть в пляжный отдых (пустынные пляжи и относительная тишина, например), то в столице Махараштры, которая в индийском туре должна была стать не только отправной точкой, но и познавательной частью, «несезон» спутал все карты. Дело в том, что побывав в Индии четыре раза, прожив, в общей сложности, около восьмидесяти дней, посетив пару десятков городов в пяти штатах, в наших знаниях о стране зияла огромная дыра – культура. Подразумеваю под этим словом театр, с его традицией классического индийского танца, музыку и кино. Вот этот пробел мы и надеялись восполнить в данное путешествие. Но, все по порядку.

Организация тура в Индию самостоятельно

Прежде, чем оказаться в кафе на крыше мумбайского «Chateau Windsor Hotel», номер в нем надо было забронировать, как и забронировать номер в курортном отеле «Palolem Inn». Купить билеты на самолет, получить визы, оформить страховку.

Билеты и бронь — самая простая часть в организации путешествия и, благодаря автору и владельцу этого сайта, Сергею Лахардову, я избавлен от необходимости вдаваться в технические подробности бронирования и перечисления сайтов, предназначенных для этой цели — достаточно прочитать любую статью из раздела «Самостоятельные путешествия». Замечу лишь, что выбор отеля, авиаперевозчика, рейса и количества пересадок на маршруте ограничен только личными предпочтениями путешественника и наполненностью его кошелька. А вот нюансы самостоятельного получения индийской визы заслуживают нескольких слов, тут наш опыт с Сергеем разнится.

У нас, жителей Москвы, формально был выбор из двух вариантов: личный визит в Индийский визовый центр, расположенный на Новом Арбате в доме №2, или, воспользовавшись официальным сайтом Министерства туризма Индии, оформить электронную визу. На самом деле, выбирать оказалось не из чего: все дороги вели на официальный сайт министерства туризма, поскольку на прием в визовый центр надо предварительно записаться, явившись лично, и обязательно с заполненной уже анкетой, а заполнить ее можно только на вышеупомянутом сайте.

Решили сразу оформлять электронные визы. Простая, казалось бы, задача обернулась мукой: ошибаться и исправлять нельзя, так как приходится возвращаться к началу. Бились полвечера, один раз дошли до «загрузить фотографию», и анкета зависла!

Раздражение переросло в негодование: друг на друга, интернет и «мировую закулису». Дело усугублял еще тот факт, что документы на визу можно подавать не раньше, чем за месяц до предполагаемого визита в Индию. Бюрократический опыт, десятилетиями укоренявшийся в нашем сознании, нашептывал: «Не успеем!»

Делать нечего: распечатываем старые бумажные анкеты, оставшиеся от прошлых поездок, заполняем. Утром следующего дня я везу весь пакет документов (анкеты, фотографии, копии паспортов и паспорта, копии билетов на самолет и брони отелей) в индийский визовый центр.

Следующая часть повествования «О визе» должна быть в стихах — никакого сарказма! Не успел войти, как меня взяли под белы рученьки, спросив только о наличии загранпаспортов, и отвели к окошку, где чудесный молодой индиец принял документы, заполнил анкеты и выдал чек о получении платы за индийские визы и услуги центра.

Все визовое чудо: четыре дня, 4380 рубля за обе визы, СМС оповещение и вежливые улыбки на лицах служащих центра. Примерная экономия (обычно в турагентстве с нас брали по 70$ с носа) от оформления виз самостоятельно – 70 долларов США за двоих. Согласитесь, приятный бонус за самостоятельность.

Дорога в Индию

Дорога для нас давно стала привычной: вечерний рейс, пересадка в одном из аэропортов Арабских Эмиратов (в этот раз — Абу-Даби) и ночная посадка в Индии. Маршрут обкатанный, долгий из-за пересадок, но не столь утомительный, по нашему мнению, как прямой перелет.

Народная мудрость «нельзя войти в одну воду дважды» нашла подтверждение и здесь: оба аэропорта изменились. Воздушные ворота Эмирата «постарели» как-то, размеры стали не такие пугающие, а переходы не столь длинными и запутанными, правда, комфорт остался прежним, и бесплатный Wi-Fi доступен повсеместно. Мумбайский же аэропорт имени Чхатрапати Шиваджи изменил дизайнерское оформление интерьеров: героев Болливуда заменили художественные инсталляции, которые символически, с долей иронии, повествуют об истинной душе и сердце мегаполиса.

Небольшая задержка у живописных инсталляций обернулась томлением в хвосте огромной очереди на паспортный контроль.

Деньги с собой в Индию и трансфер в гостиницу в Мумбаи

Наконец, формальности решены, багаж получен – осталось поменять деньги и взять такси до отеля в Мумбаи.

Интернет нас убеждает, что валютное законодательство в Индии либеральное: не декларируя можно ввезти в страну 2,5 тысячи долларов на человека, а обменять их на рупии — в любом банке, при наличии загранпаспорта и действующей визы в нем, или через банкомат. Вывозить рупии из страны нельзя, но можно поменять оставшиеся местные деньги на валюту перед выездом, имея на руках квитанцию о предыдущем обмене, и только 25% от суммы, указанной в квитанции. Наш спутник по «Золотому кольцу» Аджай Сингх говорил так: «Если вы ввезли в страну 100$, и потратили только 90$, то мы, гиды, плохо работаем»!

Наш предыдущий опыт подсказывал, что не стоит спешить с обменом валюты, и уж тем более — менять в аэропорту. Однако на дворе ночь, а нам предстояло оплатить услуги такси, договорится о раннем заселении, да и утро начинать с беготни по обменным пунктам не хотелось. Из того же прошлого опыта мы знали, что конторы с надписью «Exchange» — не на каждом шагу в Мумбаи, а если точнее – мы их вовсе не видели. Меняли в отеле, в ювелирном магазине, было дело – у уличного менялы в Майсуре (очень понравилось – можно торговаться, а моя неуступчивость сэкономила нам приличную сумму), меняли у гида. В обменном пункте — ни разу.

Решаемся, меняем доллары в аэропорту – 200 у.е. Последовала долгая процедура проверки паспортов, виз, брони отеля, оформления квитанции, и неоднократный пересчет на машинке и вручную. Может, наши лица не понравились? Очень невыгодный курс: при средней цене – 64 рупии за 1$, нам поменяли из расчета 61 рупия за 1USD, да еще взяли комиссию в 5 %. Рядом с обменным пунктом стоит банкомат, есть смысл воспользоваться альтернативой.

Такси в Мумбаи. Обычно, путешествуя через туристическое агентство, трансфер от аэропорта до отеля входит в пакет услуг. Как формируется цена такой услуги только Ганеша знает. Как-то раз с нас взяли 300$ (!) за дорогу от Тривандрума до Ковалама (14 километров) и обратно. Из короткой самостоятельной поездки в Стамбул в июне этого года мы вынесли: проблем с трансфером в крупных городах мира не существует, стойки такси есть в здании любого аэропорта, такса — фиксированная.

Мумбаи — не исключение. Мало того, фирмы такси представляют широкий выбор транспортных средств: от «тук-тука» до минивенов и автомобилей представительского класса, с соответствующими им тарифами. Об этой особенности мы узнали позже, в этот раз мы просто подошли к ближайшей конторе и стали пассажирами миниатюрной старенькой «Судзуки». Черно-желтые, древние автомобили «Судзуки» и «Фиат» — историческое наследие города, вроде неоготического стиля в архитектуре Колабы.

Водитель выбрал «короткий» путь через город, минуя морской мост Бандра-Ворли (Bandra Worli See Link), проезд по которому оплачивается отдельно в терминале дороги (60 рупий). Если есть желание прокатиться с ветерком и посмотреть мост, претендующий на звание «самый длинный в Индии», цена вполне приемлемая.

Любой ночной город — это удивительное зрелище, восхитительное и загадочное, ночной Мумбаи – вдвойне. Черное бездонное небо, желтая, неяркая подсветка улиц, свет фонарей частенько прячется в густой листве деревьев, глубокие тени скрывают детали седых, с черными пятнами плесени, трущобного вида домов Восточного Бандра. В теплом влажном воздухе смесь ароматов морского порта, лавки специй, цветов и коровника. Пять утра, но город уже просыпается: катят, перегораживая проезжую часть, свои тележки торговцы зеленью, рикши — с огромными тюками и корзинами на рамах допотопных велосипедов петляют и жмутся к обочинам, тяжелые «Таты» выбрасывают клубы черного смрада на подъемах эстакад, таксисты под сводом путепровода натирают стекла своих машин. Это — в Бандре, а в Колабе еще ночь, редкие прохожие только в районе вокзала «Виктория-Терминус».

Вот и отель, таксист не желает брать деньги (в конторе такси выписывается квитанция с подробной расшифровкой: километраж, наличие кондиционера, комфортабельность автомобиля и общая стоимость услуги, оплата – в пункте назначения), пока не удостоверится, что нас здесь ждут. Ночной прилет имеет свой минус: обычно заселяют в номер после полудня, в каждой стране и в каждом отеле решение этой проблемы имеет свою цену: в Стамбуле — 20$, в Дубае — 50$. В гостинице Chateau Windsor Hotel оказалось, что достаточно оплатить ночь.

Прогулка маршрутами Линбабы из романа «Шантарам»

Примечание от С.П. Лахардова: Линбаба – главный герой захватывающе интересного романа «Шантарам» Грегори Д. Робертса.

Если хотите увидеть настоящий Мумбаи, то лучшего путеводителя (отсутствие исторических справок не умоляет роман, как путеводитель), чем это произведение, вам не найти. Нам пришлось бродить теми же улицами, что и год назад, не из любви к литературе, а из-за отсутствия четкого плана экскурсий, ссылка на «несезон» только отчасти оправдывает неподготовленность.

Карта маршрута самостоятельной прогулки по Мумбаи по мотивам романа «Шантарам». Отчет о поездке в Индию самостоятельно.

В столице штата Махараштра мы должны были провести три дня. Предварительный план был таков: день первый, он приходился на понедельник (понедельник – немузейный день во всем мире) – «пристрелка на местности» и осмотр достопримечательностей города; второй день — экскурсия на остров Элефанта (целый день); третий день — посещение Болливуда (с учетом дороги и неизвестной продолжительности экскурсии – на весь день). Вечера — театр, концерт, кино (что получится).

Дома такая программа казалась исчерпывающей и гармоничной, правда, смущало то, что в интернете я нашел только шесть мероприятий, как-то соответствующих моим представлениям о театре танца или концерте индийской музыки. Памятуя о поездках в Прагу и Дубай (на ресепшне отелей вдоволь было информации такого рода), успокоил себя тем, что в гостинице помогут и подскажут.

Подсказали: оказалось — несезон, или, точнее — межсезонье. Все анонсы с такого рода информацией указывали на даты много позже нашего пребывания в городе.

Но это выяснилось вечером, а утром, вернее, после нашего пробуждения, ближе к одиннадцати часам, мы, обливаясь потом, стояли на крыше отеля в ожидании завтрака, и обсуждали маршрут прогулки по Мумбаи.

Завтрак в Индии – это, скорее, нагрузка к номеру в отеле (молодому поколению читателей и иностранцам поясняю: «нагрузка» – навязанная услуга). Я не гурман и завтрак для — меня просто утренний прием пищи. Если для вас иначе, то советую попробовать отказаться от этой опции индийских отельеров, и завтракать в многочисленных кафе и ресторанах городов, или в шейках (Shack) на пляже. Дешевле — вряд ли, но широта выбора гарантирована. Учитывая опыт путешествия Сергея Лахардова по Индостану и проблемы с питанием, оговорюсь, что мой совет относится к побережью, крупным городам, в которых мы побывали (Дели, Мумбаи, Бангалор, Тривандрум), к городам «Золотого треугольника», курортам Гоа и Керала. В дальнейшем мне придется еще не раз заводить разговор о еде, поэтому я не стану выносить эту новеллу в отдельную главу, а двинусь дальше по немузейному понедельнику.

День, когда в Мумбаи закрыты музеи

Особых планов на этот день мы не строили. Узнать расписание паромов, курсирующих между причалом у мемориала «Ворота в Индию» и островом Элефанта, осмотреться и, раз уж идем в сторону «Тадж-Махал Палас» (Taj Mahal Palace), зайти в кафе «Леопольд» (Leopold Cafe) – одно из главных мест действия романа «Шантарам» и наше упущение в прошлогодний мумбайский визит. Ближе к вечеру – островная мечеть Хаджи Али (еще один топоним из романа Робертса).

С первых же шагов по Веер-Нариман-роуд (Veer Nariman Road), а именно здесь расположен наш отель, удивил непривычный вид улиц Мумбая. Сложно сходу определить, что изменилось – это, как в игре «найди десять отличий». Так же много людей, но совсем не встречаются иностранцы, не грязно, но мусора (следы прошедших муссонов и вчерашнего ночного дождя) больше. На перекрестках, удивительное дело – синие вышки для регулировщиков. Ощущение – город пережил осаду (мы не видели Индию в сезон дождей, но думается, такая метафора вполне уместна).

Еще одна примета – люди, сидящие, а, интуитивно — живущие на тротуарах. Но их никак нельзя назвать попрошайками. Одни продают какую-то снедь, приготовленную здесь же, а другие предлагает цветочные гирлянды, изготовлением которых, занято все семейство. Дети – да, протягивают руку, с обычной навязчивостью, но как-то весело, или играючи, что ли.

Дойдя до пересечения с Махатма-Ганди-роуд (Mahatma Gandhi Rd), у фонтана Флора, мы отклонились от маршрута, и взяли влево по Дадабхай-Наороджи-Роуд (Dadabhai Naoroji Rd) — улице, ведущей к центральному вокзалу имени Чхатрапати Шиваджи, решили заглянуть на почту и отправить открытку домой.

Открытку не отправили, в который уже раз, но совершенно неожиданно для себя оказались в музее Резервного банка Мумбаи (не путать с музеем денег, он рядом). Возможно, это событие и не стоило бы упоминания, но музей был открыт в то время, как другие подобные заведения закрыты на выходной, а еще – лень, вставшая на пути обмена валюты в этом банке (надо было вернуться на второй этаж), добавила остроты путешествию, и поучительную историю к этому повествованию. Сохраню интригу – позже расскажу.

Скромная экспозиция музея расположена в двух зальчиках на двух же этажах. Тут можно увидеть все, что присуще банковскому делу: от времен пахтанья молочного океана богами до сегодняшнего дня (меры и весы, печати и ключи, счеты и арифмометры, огромные амбарные книги и чековые книжки, банкноты и монеты, галерею портретов главных банкиров Махараштры и серию живописных работ, запечатлевших виды Бомбея разных годов). Самый же любопытный экспонат, на мой взгляд — автограф Махатмы Ганди. Документ, спрятанный под стекло, свидетельствует о том, что 17 января 1944 года Мохандас Карамчанд Ганди получил наличными (если я правильно понял выражение: cheque for Rs. 10.500 on ourselves and cash) 10’500 рупий. Для многих индийцев это и сейчас достаточно серьезные деньги, а в 1944 – целое состояние (если кто не помнит, Ганди носил очки в железной оправе, ходил в одних сандалиях и сам ткал полотно себе на одежду). 🙂

Расставшись с прохладой кондиционированных залов банка, теперь без задержки, отправляемся к набережной Аполлона: по Махатма-Ганди-роуд, мимо фонтана Веллингтона и музея принца Уэльского (Prince of Wales Museum) на улицу Чатрапати Шиваджи Махарадж Мардж (Chhatrapati Shivaji Maharaj Marg), выходящую к монументу.

Здесь, рядом с самой примечательной площадью Мумбаи, обнаружилось еще одна примета, не сразу бросившаяся в глаза: отсутствие бронемашин, виденных нами в феврале 2014 года у многих государственных учреждений, и, в том числе, на перекрестке между «Тадж-Махал Паласом» и «Воротами в Индию».

Миновав турникеты с металлодетекторами, мы были атакованы дружелюбной стайкой индийцев, делающих свой маленький бизнес на продаже билетов, открыток с «видами», карт города и сувениров. Выяснив, что мы бывалые туристы, они оставили свои попытки что-нибудь нам продать и подробно разъяснили: понедельник — день, когда музеи не работают, и остров Элефанта (Elephanta Island, Gharapuri Island) закрыт, приходить надо завтра к девяти часам утра, пароходы отправляются от причала каждые полчаса, последний рейс с острова — в 17:30, ночевать на острове запрещено (священное место), а кассы – перед турникетами справа.

Фото №14. На фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Как мы поехали на отдых в Индию самостоятельно, чтобы посмотреть места, описанные в романе «Шантарам». (24-70, 1/400, -1eV, f9, mm, ISO 100)

Фотография №15. Два индийца на фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Прогулка по местам «Шантарам». Самостоятельный тур в Индию. (24-70, 1/200 , -1eV, f9, 38 mm, ISO 100)

Следующая остановка – кафе «Леопольд». Я вскользь упоминал о нём в прошлой статье об экскурсии в Мумбаи по местам, описанным в романе «Шантарам». Но, думаю, оно заслуживает еще лишних пары строк.

Снимок №17. На фоне кафе «Леопольд» в Мумбаи. Привет из Индии почитателям романа «Шантарам»! (24-70, 1/100, -1eV, f9, 65mm, ISO 100)

Признаюсь, я ожидал увидеть нечто иное. Читая роман, густонаселенный персонажами, как индуистское небо богами, изобилующий действием и интригой, представлял себе «Леопольд» — одну из главных сценических площадок «Шантарам», этаким караван-сараем, с множеством столиков, уставленных напитками, тонущих в людском гомоне и табачном дыму.

19. След пули. Кафе " f8="" mm="" iso="" src="https://img-fotki.yandex.ru/get/27579/43041190.6d/0_e9521_7c1ada6b_orig" alt="19. След пули. Кафе " width="1400" height="933">

19. След пули. Кафе «Леопольд», описанное в романе Шантарам. Отзыв о поездке в Мумбаи дикарями. Интересные места в Индии (24-70,1/80, -1eV, f8, 70 mm, ISO 5000)

Снова меняем прохладу помещения на духоту улицы, наш путь лежит дальше — по Козуэй (нынешнее название – Shahid Bhagat Singh Marg) на Колабский рынок за фруктами.

Разумней всего было бы от рынка вернуться в отель на такси, но какие мы в таком случае путешественники? Решаем: идем до бухты Бэк–Бей (Back Bay), а оттуда по Мадам-Кама-Роуд (Madame Cama Rd.) до Марин Драйв и нашего отеля — рукой подать.

22. Бухта Бэк-Бей (Back Bay in Mumbai). Прогулка по местам, описанным в романе Робертса «Шантарам» в Мумбаи. Отзывы о поездке в Индию (24-70, 1/320, 0eV, f10, 37 mm, ISO 100)

Мечеть Хаджи Али в Мумбаи

Дважды ночью по пути из аэропорта мы проезжали берегом мимо светящейся бледным зеленым светом и отраженной в воде мечети, дважды мелькнула мысль: «Надо сфотографировать. Прийти вечером, дождаться сумерек, подсветки и… Всеобщее восхищение!» Задуманное сбылось, но результат оказался далек от идеала, отразившийся от облачного неба свет солнца, зашедшего за горизонт, окрасил небо, море и мечеть в неестественный желтый цвет, придав им какой-то нереалистичный вид.

Закон жанра требует последовательности в повествовании, но мне хочется сначала исправить одну неточность, которой грешат многие описания в Интернете.

Утверждается, что узкая дорожка, соединяющая островок с берегом, заливается в прилив, делая мечеть недоступной для посетителей. Так было до 80-х годов прошлого века, когда на месте существовавшей с 40-ых годов насыпанной из камня тропы (еще раньше — приходилось добираться на лодках), была построена дамба, поднявшая дорогу метра на полтора. Теперь дорогу если и заливает, то в пик муссонов (и то волнами шторма) — тогда ворота мечети закрывают.

Мечеть построена на месте погребения в 1431 году, почитаемого многими мусульманами, святого Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари. Нынешний свой вид приобрела в XIX веке. Комплекс мечети из белого мрамора включает в себя: мавзолей с гробницей Хаджи Али, собственно мечеть, 26-тиметровый минарет и Куввали кхан — открытое помещение для паломников.

О жизни святого Хаджи Али существует множества легенд, я не знаю какая из них правдоподобней, перескажу одну, которая мне кажется наиболее достоверной.

Богатый купец Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари был родом из Бухары (если судить по последнему из его имен, авт.). Много путешествовал и совершил паломничество в Мекку (на что указывает имя Хаджи, авт.). В какой-то момент, он обосновался в средневековом Мумбаи, в те времена представлявшем собой архипелаг из семи островов под управлением Гуджаратского султаната. Еще при жизни за Хаджи Али закрепилось мнение, как о святом человеке, он творил чудеса, о которых и сейчас ходят легенды, и обрел последователей.

В 1431 году, раздав все свое имущество Хаджи Али, отправился во второй хадж, но на корабле заболел и умер, сопровождающие его ученики опустили раку (даргах) с телом в Аравийское море. Через какое-то время последователи обнаружили, что ковчег с останками усопшего святого прибило к берегу крошечного островка и они, посчитав это за знак небес, приняли решение его здесь и захоронить.

Остается добавить, что мусульмане в Индии чтут память о святом, мечеть ежедневно посещают тысячи верующих (а в четверг и пятницу — до 40 тысяч человек). Чтобы убедиться, достаточно взглянуть на дорогу, ведущую к острову, заполненную людьми.

На этом месте можно закончить рассказ о первом дне в Бомбее, но я обещал возвращаться к теме еды в Индии.

Уже давно стемнело, когда на такси мы вернулись к отелю. Решили, не поднимаясь в номер, сразу отправится ужинать в ближайшее от отеля кафе на набережной с незамысловатым названием «Pizza By The Bay».

Мумбаи — современный мультикультурный азиатский мегаполис, принимающий ежегодно толпы иностранных туристов. Найти здесь заведение с привычной для европейца кухней не составляет труда, поэтому наш выбор ресторанов в Мумбаи, в оба путешествия определялся только близостью к отелю, разумной экономией и демократизмом обстановки.

В районе мемориала «Ворота в Индию» мы ходили в «Le Pain Quotiden Colaba», «Pizza Express Colaba» и «Alibaba BBQ and Sea Food». Пусть вас не смущает слово «пицца» в названии: кроме собственно этого блюда (вегетарианское или с курицей), здесь — достаточно длинное меню. А в районе набережной Марин Драйв, кроме выше названого «Pizza By The Bay», еще есть «Shiv Sagar Restaurant». Ужин во всех этих заведениях обходился нам в сумму чуть большую тысячи рупий на двоих. Дороже – если брали алкоголь, соки-фреш или натуральный кофе. Кофе в Индии – роскошь.

Что из еды? Супы. В Индии их готовят не так мы в России, здесь не найти привычных для нас щей, но куриный суп, грибной, рыбный, крем-супы, или просто бульон, заправленный овощами, подают в любом заведении. Можно попробовать чечевичный, но он не такой вкусный, как готовят в Стамбуле. В Мумбаи можно найти и мясо. Скорее всего, это будет буйволятина или баранина, но проще заказать курицу или рыбу. Гарнир – рис, картошка или тушеные овощи. Но надо иметь в виду, что заказанное блюдо из, например, рыбы, уже предполагает наличие гарнира и нарезку из свежих овощей. Размер порции, на наш аппетит, большой.

Выбирая блюда местной кухни, можно быть уверенным, что ваши внутренности не запылают от избытка специй. Оговорюсь еще раз – Мумбаи совершенно не похож ни на один индийский город в силу своего космополитизма.

На этом первый из серии отчетов Михаила Шмакова о поездке в Мумбаи самостоятельно в октябре 2015 заканчиваю. Мне кажется, что в этот раз у Михаила весьма заметен прогресс и в фотоделе, мне было рассматривать снимки очень интересно. Прошу вас, если тоже понравился рассказ, фотографии, написать пару предложений в поддержку автора. Всегда человеку приятно услышать отзыв о его стараниях!

В следующий раз будем смотреть фотографии с экскурсии на остров Элефанта в Мумбаи, и узнаем интригующую историю об опасностях, связанных с обменом крупной суммы долларов в бандитском городе, в котором происходили события, описанные в «Шантараме». Подписывайтесь на обновления статей в блоге и оставайтесь на связи.

Когда говорят об Индии, одна из ассоциаций, которая всплывает в мозгу – это индийские поезда. Почему-то мы себе наивно напредставляли, что за несколько дней до отъезда легко и просто купим себе билеты из Гоа в Мумбаи и спокойно поедем. Но не тут-то было…

Можно было купить билеты только в листе ожидания «Waiting list», а это совсем не гарантирует, что у тебя будут хоть какие-то сидяче-лежачие места в поезде. Но об особенностях покупки билетов на индийские поезда Сергей еще расскажет отдельно. А мы, тем временем, подумали-подумали и решили, что поедем на автобусе.

Купить билет на автобус в Индии можно, как и билет на поезд, несколькими способами:

Рассмотрев все варианты, мы отдали предпочтение высоким технологиям, тем более что при таком подходе можно расплачиваться и копить мили. Но всплыл тот самый нюанс: оказывается не на всяком индийском сайте можно оплатить что-то картой иностранного (не индийского) банка. Даже на сайте Cleartrip.com , через который мы покупали билеты на индийские поезда, билеты на автобус оплатить уже нельзя (тут должна быть шутка про индийских программистов ☺). Испробовав три или четыре сервиса, мы всё таки нашли его, встречайте — BusIndia.com

Автобусы на сайте представлены в разных видах: большие и маленькие, сидячие и слипперы. Со слипперами, кстати, мы в прошлом году, во время нашего путешествия по . Это было одно из самых первых и ярких впечатлений, особенно на контрасте с .

Но тут наши гоанские знакомые нас весьма сильно застращали ими: дескать, вместо них могут дать обычный, потрепанный жизнью автобус, а денег возьмут в 2 раза больше (у нас уже был , поэтому повторения подобного опыта совершенно не хотелось), и спать в них не возможно – улетаешь с полок, и много еще всяких ужасов.

Поэтому мы решили отдать предпочтение классическому сидячему автобусу. Выбрали подходящий по времени и цене автобус, название фирмы Fernandes Tour и тип автобуса: 2+2 MultiАxel Volvo Seater A/C . Полное название типа автобуса привожу не просто так, как оказалось это очень полезное знание, но об этом ниже. Цена билета 600 рупий с человека, плюс небольшая комиссия. Расстояние до Мумбаи от Мапсы 600 км. Намного дешевле в пересчете на километр пути, чем в России или в Китае. После оплаты на E-mail пришел вот такой вот позорный билет:

В назначенный день заранее приехали на вокзал и стали ждать. Периодически подъезжали автобусы, останавливались напротив вывесок со своим названием, сажали пассажиров и трогались в путь. Пройдя по площади, мы обнаружили, что вывески с нашей фирмой нигде нет – незадача. Но недолгие изыскания в интернете подсказали нам, что он должен останавливаться около вывески фирмы Neeta Tours . Ок. Стоим – ждем.

Все автобусы подходят минут за 5-10 до отправления, наше время вот-вот уже должно наступить, а Германа автобуса все нет. Появилась легкая паника – не хотелось застрять здесь, тем более что в Мумбаи уже была забукирована гостиница в нужном нам районе по хорошей цене (это весьма сложно выполнимые условия для Мумбаи), не хотелось терять бронь. Решили, что в крайнем случае купим какой-нибудь еще билет и все равно уедем.

Как говорится, язык до Киева доведет, а в нашем случае – до Мумбаи ☺. Слава колонизаторам, что индусы, в большинстве своем говорят по-английски. Немного пообщавшись с представителями турагентств, которые никогда не слышали ни о каком Fernandes Tour и норовили нам продать свои билеты. С горем пополам, мы все же определили, что нам стоит искать автобус Naik . Причем определили их по типу автобуса: большой Volvo с двойной задней осью… Ага, тот самый MultiАxel (axle — вал, ось, шпиндель).

Ок, будем искать что-то похожее. Дальше мы тупо подходили к каждому более или менее подходящему автобусу и спрашивали у них не в Мумбаи ли они едут. И тут подъехал автобус, который про Fernandes Tours тоже не слышал, но ехал в Мумбаи, а в распечатке со списком пассажиров были даже наши фамилии. Ура!!!

Правда все это мы выясняли фактически на бегу, чуть ли не вприпрыжку следуя за автобусом. Так как он, по доброй индийской традиции, даже не думал останавливаться, просто сбросил скорость и все в него грузились на ходу. Так в автобус мы еще не садились. Экстремальненько ☺. Естественно, о том чтоб сдать вещи в багаж речи даже не шло – не представляю как закинуть их багажное отделение в движении и при этом ничего не сломать. Благо рюкзаки небольшие, а место между рядами много – все прекрасно разместилось под сиденьем.

Только мы уселись и кое-как уместили вещи, как автобус остановился на заправке и еще 15 минут все укладывали вещи в багажник, рассаживались по местам и подбирали опоздавших. Елки-палки! Вот хоть кто-нибудь бы предупредил, что на автобус можно спокойно грузиться здесь и не нужно мучиться с вещами, все уберешь на остановке. Но менять мы ничего не стали: как устроились — так устроились.

В автобусе мы были единственными европейцами, все остальные индусы и в основном мужчины. Удивило, что они оказались очень организованными товарищами: на зеленых остановках возвращались в автобус заранее, никого не ждали, нигде не терялись – молодцы ☺

В дороге нам показывали какой-то шедевр индийского кинопрома. В двух словах перескажу незамысловатый сюжет болливудской драмы с элементами мюзикла и комедии, демонстрируемой по пути. Главный герой бедный автомеханик влюбляется в богатую девушку и всячески старается произвести на нее впечатление. Все это с зажигательными песнями, танцами и слезами (почти как в ). Хеппи-энд обязателен, в конце плачут все, даже суровый водитель и стюард автобуса ☺. На сколько мы поняли из афиш, 90% всех фильмов имеет весьма похожие сюжетные линии.

Наш чудо автобус должен был прибыть в Мумбаи в 6 утра, но в Индии к понятию времени начинаешь относится философски: пару часами позже, пару часами раньше – какая, собственно, разница. Состояние после длительной автобусной поездки оставляет желать лучшего, но приходится собрать волю в кулак, вспомнить, что мы путешественники и отправиться знакомиться с городом, тем более, что в отель все равно поселят не раньше 12:00.

Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа, проследить динамику изменения их стоимости и найти оптимальное предложение.

Статистика поможет определить сезон низких цен. Например, в мае цены в среднем достигают 8 453 рублей, а в сентябре стоимость билетов опускается в среднем до уровня 3 864 рублей. Планируйте свою поездку прямо сейчас!

Мы анализируем эту информацию и составляем графики, чтобы вам было проще спланировать свои путешествия.


Что выгоднее – покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов.


Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Мумбаи в Гоа в зависимости от времени покупки. С начала продаж их стоимость меняется в среднем на 66%. Минимальная цена по направлению из Мумбаи в Гоа – за 48 дней до вылета, примерно 3 648 рублей. Максимальная цена по направлению из Мумбаи в Гоа – за 9 дней до вылета, примерно 14 003 рубля. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим!

Стоимость авиабилетов из Мумбаи в Гоа не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике.


По статистике, самый доступный вариант рейсов из Мумбаи в Гоа – по средам, их средняя стоимость – 5 492 рубля. Наиболее дорогие рейсы – по пятницам, их средняя стоимость – 7 777 рублей. Стоит учесть, что вылеты в предпраздничные дни, как правило, дороже. Мы надеемся, что эти данные помогут вам наиболее эффективно планировать свои путешествия.

Стоимость авиабилетов зависит не только от даты, но и от времени вылета. В один день авиакомпания может совершать несколько рейсов, и они будут отличаться в ценовой категории.


График показывает стоимость вылета в зависимости от времени суток. Например, средняя стоимость билета из Мумбаи в Гоа утром составляет 7 570 рублей, а вечером 7 062 рубля. Оцените все условия и выберите оптимальное предложение.

На графике приведены сравнительные цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа самых популярных авиакомпаний. Опираясь на эту информацию, вы сможете спланировать свою поездку и купить авиабилеты из Мумбаи в Гоа у подходящего вам перевозчика.


Статистика поможет выбрать рейс, ориентируясь на свои финансовые возможности, а также пожелания в плане комфорта и условий перелета. Наиболее низкие цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа предлагает IndiGo, самые высокие цены – Jet Lite.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Изготавливаем садок для рыбы в домашних условиях Большой садок для рыбы своими руками
Как сделать садок для рыбы своими руками?
Мультипликаторная катушка для ультралайта