Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Руанский собор нотр-дам. Руан - руанский собор Руанский собор нормандия

В 2010 году жители Руана предприняли попытку попасть в книгу рекордов Гиннесса. Более тысячи человек выстроились на площади перед кафедральным собором Нотр-Дам, держа в руках фрагменты картины «Руанский собор», созданной Клодом Моне в 90-х годах XIX столетия. Сложенное полотно снималось на фото и видео с вертолета, а сама акция проходила во время фестиваля «Импрессионистская Нормандия». Картина Моне – одно из самых известных произведений, на которых запечатлен собор Руана.

Этот готический храм является национальным историческим памятником, а во второй половине XIX столетия в течение полутора десятилетий даже считался самым высоким в мире зданием, пока его не превзошел на целых шесть метров собор в Кельне, строительство которого после долгого перерыва было продолжено в тот же период.

Высота Руанского собора составляет 151 метр, а две его башни Сен-Ромен и Масляная вознеслись соответственно на 82 и 75 метров. Первые упоминания о религиозном сооружении на месте кафедрального собора датируются IV столетием – здесь располагалась резиденция епископа, состоявшая из двух церквей и баптистерия, но все эти здания сгорели во время норманского набега в 841 году. Следующее здание, уже в романском стиле, было возведено только в XI веке, а первые элементы нынешнего готического появились только в середине XII века – это была башня Сен-Ромен в северной части храма, которая сгорела в конце Второй мировой войны. Всего в собор попало шесть бомб, храм получил и другие серьезные повреждения. Кроме этого, в самом конце прошлого столетия храм был потрепан сильной бурей, но реставраторам удалось сохранить его облик и восстановить элементы его убранства.

Масляная башня с южной стороны храма была построена ближе к концу XV века. Ее название связано с одной из местных историй, возможно, легенд: желая вкушать запрещенное во время поста масло, прихожанин должен был заплатить священнику определенную сумму, вероятно, оплата производилась как раз в Масляной башне.

Интерьер собора украшен витражными картинами, созданными в XIII столетии. Кроме прочего, он является еще и местом захоронения останков герцога Нормандии Ричарда Львиное Сердце, который управлял регионом в конце XII века.

Кафедральный собор Руана — один из важнейших архитектурных памятников Франции времен Готики и главная . Высотой 151 метр, Руанский собор с 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира, уступив позже этот титул собору в немецком Кёльне.

История Руанского собора

Впервые епископство Руана упоминается уже в 314 году. На месте нынешнего собора в конце 4 века была построена первая базилика. В 841 году на Руан напали викинги и церковный комплекс был сожжен. В силу политической неопределенности в Руане долгое время комплекс так и оставался разрушенным, пока в 911 году Руан не стал столицей герцогства Нормандия. Первый герцог Роллон крестился под именем Роберт в простой базилике. В соответствии с новым столичным статусом в 1020 году начинается строительство над новым храмом в царившем тогда романском стиле (от него сохранилась лишь крипта).

Романская церковь включала обходную галерею и часовни, радиально расходящиеся от апсиды. Этот же план перенял и новый храм, нынешний Руанский собор, строительство которого началось в 1202 году. Фундамент романской церкви послужил и для нового кафедрального собора.

Колоннада окружает обширное алтарное пространство собора, что по тому времени уже стало устаревшей чертой. Интересна констркция трансепта: по наружным его углам сделаны четыре башни в нормандском стиле, украшенные многочисленными розеттами. Строительство трансепта кафедрального собора Руана началось в 1280 году, в период зрелой готики. В соответствии с популярным стилем, фасады между башнями сделаны в виде кружевного декора.

Башня руанского собора была сделана в 1514 году, в период пламенеющей готики. Шпиль башни, доходящий до высоты 148 метров, был сделан в 1829-76 гг под руководством Алавуана. Весом в 1200 тонн, это самый высокий соборный шпиль во Франции. За все время шпиль много раз разрушался от времени и восстанавливался. Первоначально, в 1557 году, был сделан деревянный шпиль, покрытый оловом. В 1822 году в него попала молния и он сгорел. Год спустя предложили сделать новый металлический шпиль в стиле готики 12 века. Проект одобрили в 1825 году и закончили почти 60 лет спустя, дополнив постройку четырьмя железными башенками. Несколько лет назад во Франции прошел сильный ураган, унесший одну из башенок Руанского собора.

Из первоначальных ворот храма сохранился лишь северный портал Иоанна Богослова, украшенный сценками из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Два других портала были сильно поврежедны в 16 веке.

К Руанскому собору примыкает дворец архиепископа, построенный в то же время, образуя единый комплекс вместе с кафедральным собором.

1 июня 1944 гоад Руанский собор сильно пострадал от бомбардировки союзными войсками. Начался сильный пожар и часть храма была разрушена. Понадобилось время, чтобы восстановить храм.

Башни Руанского собора

Северная башня Руанского собора — Сен-Ромен — имеет высоту 75 м. Ее венчает колокольня в стиле «пламенеющей готики». Это старейшая башня церкви, она была построена в 1145 году. Башня была почти полностью уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Руана союзниками 1 июня 1944 года. От первоначальной башни уцелели лишь стены.

Южная «Масляная башня» (Тур-де Бёр), высотой 76 м, была построена в 1485 г. целиком в стиле «пламенеющей готики». Такое странное название башня получила потому, что строили ее на деньги, которые люди жертвовали ради отпущения греха: они ели сливочное масло в период Великого поста.

Интерьер кафедрального собора в Руане сделан в виде центрального нефа, отделенного от боковых проходов арочной перегородкой, называемой ложным трифорием, которая находится выше основных аркад.

Достопримечательности Руанского собора

В кафедральном соборе Руана можно полюбоваться старинными надгробными памятниками известнейших людей: Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза и других выдающихся личностей. В соборе похоронены первый герцог Нормандии, викинг Ролло, и его сын.

В часовне Девы Марии находится главная икона собора.

Руанский собор и Моне

В 90-е гг 19 века известный импрессионист Клод Моне создал цикл картин с изображениями Руанского собора в разное время дня и сезоны. В цикл вошло 50 полотен, написанных с трех разных точек зрения. Некоторые из картин художник завершал в своей мастерской в Живерни.

Руан, красивый старинный город, с высокими фахверковыми домами и соборами в стиле пламенеющей готики. В отличие от Гавра, практически снесенного с лица земли и отстроенного заново после Второй мировой войны, Руан не так сильно пострадал от бомбежек и сохранил свой облик средневекового города с вкраплением более ранних эпох.

Cтолица Нормандии стоит на Сене, между Парижем и Гавром (до Гавра – 86 км, до Парижа – 132 км). Из Парижа до Руана легко добраться на электричке. Поезда в Руан отправляются с парижского вокзала Сен-Лазар, время в пути – чуть больше часа.

Старый город Руана находится на правом берегу Сены, там, где его когда-то заложили кельты и обустроили римские легионеры. С течением времени римское поселение Ротомагус превратилось в главный город Нормандского княжества – норманны неоднократно поднимались на своих судах по Сене до Ротомагуса: сначала город грабили и сжигали, потом обосновались в нем как хозяева и сделали своей столицей.

Руан разрастался, отодвигал крепостные стены все дальше, прирастал церквями, монастырями, замками.

Итак: фахверк и пламенеющая готика. Фахверк – потому что берега Сены были покрыты лесом, и в древесине недостатка не было, а вот каменные здания могли себе построить только богатые горожане. Улицы города узкие, фахверковые дома – до пяти-шести этажей, площади, как правило, небольшие. Много цветов, и на площадях, и под окнами.

Прогулку мы начали от набережной Сены, от театра, перед которым стоит памятник драматургу Пьеру Корнелю, уроженцу Руана, основоположнику французской трагедии. В Руане он прожил 56 лет, в городе есть музей Корнеля.

Памятник Пьеру Корнелю перед театром в Руане

Основная ось старого Руана тянется параллельно Сене: от церкви Сан-Маклу — до площади Старого Рынка с церковью Святой Жанны д’Арк (на этой площади она была сожжена).
Достопримечательности Руана на карте

На этой оси, ближе к Сан-Маклу, располагается кафедральный собор, известный по многочисленным картинам Клода Моне. Художник рисовал его многократно, улавливая и запечатлевая нюансы световых переходов и преображения собора в зависимости от угла падения солнечных лучей. За два года получилась большая серия картин Моне, посвященных Руанскому собору.

Клод Моне. Руанский собор в полдень

Прямо напротив собора находится информационный центр, в котором есть карты и буклеты на русском языке. На карте обозначены два маршрута обхода исторического центра Руана: коричневый и фиолетовый. Желательно следовать этим маршрутам – они проходят по самым замечательным, показательным улочкам Руана.

Информационный центр расположился на первом этаже бывшего здания Бюро Финансов, исторического здания 16 века, обильно украшенного каменной резьбой. Клод Моне рисовал собор со второго этажа этого здания.

Бюро Финансов — слева

Медальоны на фасаде Бюро Финансов

Летними вечерами на соборной площади происходит эффектное световое представление, два часовых бесплатных сеанса Cathedrale de Lumiere (Собор Света) – на фасад собора проектируются различные изображения.

Фасад Руанского собора уникален — не зря он так привлек внимание Клода Моне. На протяжении веков фасад многократно переделывался. Его левая башня Сен-Ромен (12 века) венчается шпилем, правая башня Бёр (15 века) завершается террасой. Сен-Ромен является покровителем Руана, поэтому его имя прочно и многократно вошло в топонимику Руана.

Башня Бёр переводится как «Масляная», выстроена она на деньги горожан, которым было разрешено во время поста есть масло – за это послабление они давали деньги на возведение башни. Кроме того, башня Бёр построена из желтоватого камня, привезенного с Уэльса. Сам же собор – белокаменный.

Барельефы

В фасаде прорезаны три портала: Сен-Жан-Батиста, Сен-Ромена и Сен-Этьенна. Над средокрестием вознесена колокольная башня с чугунным шпилем.

Руанский собор внутри: центральный неф

Святые: Андрей, Петр, Роман, Николай

Если выйти из собора из правого бокового портала, то в глубине улицы, на площади Высокой Старой башни, можно увидеть здание с необычным пьедесталом с башенкой-беседкой. Построено оно было в 1524 году. На этом пьедестале завершался ежегодный крестный ход с мощами Святого Романа.

Здание с постаментом

От собора к церкви Сан-Маклу ведет улица Сен-Ромен, даже скорее, улочка с фахверковыми фасадами. Среди фахверков затесалось венское кафе. Встречаются магазинчики, продающие керамику – Руан славится своей керамикой, в городе даже есть Музей керамики.

Венская кофейня на улице Сен-Ромен

Церковь Сен-Маклу вызывает ощущение легкости, изящества, полета. Яркий образец пламенеющей готики.

Церковь Сен-Маклу

Фрагмент дверей

Церковь окружена фахверковыми домами.

Влево уходит узкая улочка Дамьет, по которой можно дойти до аббатства Сент-Уан.

С левой стороны фасада устроен фонтан с питьевой водой. И здесь пристроились писающие мальчики, только выглядят они не так лучезарно, как их собрат в Брюсселе.

Фонтан с писающим мальчиком, вода питьевая

Если идти от фонтана вдоль церкви Сен-Маклу по rue Martainville, то с левой стороны обнаружится арка, ведущая в Атриум Сен-Маклу. Пройдя под аркой, оказываешься в узком дворике, где просто обдает дыханием веков, такое в нем ощущение стародавности и застывшего времени.

Дворик перед атриумом Сен-Маклу

Проход под второй аркой выводит в замкнутый двор – бывшее кладбище, окруженное деревянными галереями. Это изолированное кладбище при церкви – атриум Сен-Маклу – возникло во время эпидемии чумы. На деревянных стенах вырезаны черепа и скелеты, кое-где встроены погребальные памятники. Место тихое и жутковатое. Хотя сейчас там устроена региональная школа изящных искусств, а летними вечерами в этом замкнутом дворе проходят представления.

Атриум Сен-Маклу — чумное кладбище

С другой стороны кафедрального собора Руана, от его фасада, начинается пешеходная улица Больших Часов, праздная, оживленная, заполненная гуляющим людом. Большие Часы водружены на арке с металлической крышей с коньком. Под аркой – барельефы.

башня Сен-Ромен Руанского собора

А вот, собственно, и башня с Большими Часами

… и барельефы под ней

За аркой, с левой стороны – фонтан-барельеф.

Фонтан- барельеф за башней Больших Часов

На улице продаются местные «макароны» — разноцветные миндальные печенья.

Продолжение улицы Больших Часов

И – снова шеренга фахверковых домов, и мы выходим на площадь Старого Рынка. Впрочем, рынок существует и по сей день: цивилизованный крытый рынок: овощи, фрукты, сыры.

Минуем рынок и оказываемся возле чуднОго здания: изрезанного куба с витражами под странной крышей: над кубом она взмывает вверх двумя языками, а с куба сползает долгим узким днищем перевернутого корабля. Это сооружение построено на месте снесенной в 1944 году церкви Сен-Венсен и называется церковь Святой Жанны д’Арк.

Церковь Жанны Д’Арк

Справа от церкви находятся остатки фундамента разрушенной церкви.

Площадь Старого Рынка. Фундамент разрушенной церкви

С другой стороны, за низкой деревянной оградкой, — место сожжения Жанны д’Арк.

В церкви размещены восстановленные витражи церкви Сен-Венсен.

Церковь Жанны д ‘Арк внутри

Если от церкви Жанны д’Арк пройти по направлению к Сене по улице Старого Дворца (rue du Vieux Palais) и на первом перекрестке свернуть налево, то вы окажетесь на площади Мартина Лютера Кинга, возле реформатской церкви Сен-Элуа. Площадь Лютера Кинга соединяется с прелестнейшей маленькой площадью Пюссель(Девственницы) (Place de la Pucelle).

Площадь Пюссель

Сторож на подоконнике

На стыке площадей находится примечательное здание – отель Бургтерульда. Особняк Бургтерульда был построен в начале 16 века для влиятельной семьи Ле Ру. Выстроен из желтого камня, украшен барельефами и угловой башенкой.

Отель Бургтерульд

Портал отеля Бургтерульд

Пройдя площадь Пюссель насквозь, можно выйти к башне Сент-Андре – это все, что осталось от церкви Сент-Андре после бомбардировок союзников. А от башни по улице Жанны д’Арк подняться до Дворца Правосудия, или Парламента Нормандии.

Вот это уж, действительно, дворец так дворец. Все та же пламенеющая готика, каменная кружевная шаль, накинутая на здание.

Дворец Правосудия

Детали декора

Прежде это место принадлежало еврейской общине. После изгнания евреев из Руана некоторое время эта земля была ничейной, потом здесь располагался рынок трав. В конце 15 века было решено построить Нормандский феодальный суд, и возникло здание, не уступавшее красотой и изысканностью декора многим дворцам.

От прежних владельцев этого места сохранился т.н. «Чудный домик», найденный в восточном крыле Парламента в 1076 году. Предположительно, это фрагмент древнееврейского университета. Попасть туда можно только по предварительной записи.

По улице Иудеев (rue aux Juifs) надо пройти до широкой улицы Карм (rue de Carmes), свернуть налево и на втором перекрестке свернуть направо. На маленькой площади Карм среди деревьев стоит памятник Флоберу. А на соседней площади Сент-Арман (скорей, не площади, а треугольном скверике) установлен памятник Клоду Моне.

Отсюда уже совсем близко до аббатства Сент-Уан (по улице Республики пройти налево). Все та же пламенеющая готика, три вдавленных портала. Церковь Сент-Уан славится своими витражами, но мы внутрь не попали, церковь была закрыта.

Порталы церкви Сент-Уан

Слева от церкви тянется длинная галерея, за ней – зеленый сквер и длинное желтое здание мэрии. Перед мэрией – конная статуя Наполеона.

Галерея вдоль церкви Сен-Уэн — место собрания местной молодежи

Напротив Наполеона начинается улица Жана Леканюе, отправившись по которой, мы попадаем на площадь Вердель, в местный «квартал музеев». Самый значительный из них – Музей изящных искусств. Рядом с ним – Музей кузнечного дела Сек де Турней и Музей керамики. С Музеем изящных искусств соседствует церковь Сен-Годар. А чуть северней Музея керамики находится башня Жанны д’Арк, в которой она некоторое время находилась. Башня-донжон – то немногое, что осталась от замка короля Филиппа 2-го Августа.

От башни Жанны д’Арк совсем близко до железнодорожного вокзала Руана.

Есть в Руане и природная достопримечательность – холм Святой Екатерины. Находится он на восточной окраине города, в получасе ходьбы от центра города. Сам холм считается памятником природы, здесь встречаются редкие виды животных и растений, в том числе руанская фиалка, итальянские сверчки, овцы Солони. С вершины открывается панорамный вид на Руан и Сену с мостами.

Необходимое время для полноценного осмотра Руана – два дня.

Что посмотреть в Руане за один день: в первую очередь шедевры пламенеющей готики Руанский собор, церковь Сен-Маклу (и Атриум при ней), аббатство Сент-Уан и Дворец Правосудия. Помимо них — церковь Жанны д’Арк и отель Бургтерульд. Ну, и попутно – связывающие их улицы и площади, застроенные фахверковыми домами. На второй день оставить музеи и холм Святой Катерины.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь
Начало строительства: 1145 год
Окончание строительства: 1506 год
Высота: 151 м.
Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы
Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E

Содержание:

Краткое описание

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы . Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Руанский Кафедральный собор: строительство

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения. Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет. В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Вид на южный портал Руанского собора и шпиль

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу , что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством. А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана Пешехода и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан Пешеход не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

Входной портал собора

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль. Самой древнейшей башней Раунского кафедрального собора считалась башня Сан-Ромен. Построенная в 1145-м году она простояла в первозданном виде практически 800 лет. Однако в 1944-м году, когда весь мир был вовлечен во Второю Мировую войну, в результате бомбардировок войск антигитлеровской коалиции, эта башня была уничтожена.

Руанский кафедральный собор: непростая история

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы. Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.

Южная (Масляная) башня собора

Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни. В настоящее время каждый прихожанин Руанского кафедрального собора и каждый гость страны может полюбоваться этим величественным старинным храмом со 151-метровым шпилем в готическом стиле, с устремленными ввысь Северными и Масляными башнями, удивительными яркими витражами, созданными еще в XIII столетии.

Уникальный собор как будто бы сплетен из тончайшего каменного кружева, а благодаря высоте шпиля он был признан самым высоким зданием во всем мире с 1876-го по 1880-й год. Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

Вид на северную (Сан-Ромен) и южную (Масляная) башни собора

Величественный и великолепный храм, история которого уходит своими корнями в IV столетие, возводился в течение нескольких сот лет. Неф, хоры, трансепт, первый этаж и фонарная башня, иными словами, основная часть Руанского собора, были созданы в период, когда в мире господствовала высокая готика. Центральный портал и последний этаж башни Святого Ромена построили в эпоху поздней готики. Масляная башня возводилась в XVI веке. Интересно, что о Масляной башне сохранилось предание, согласно которому в те далеки времена в период поста, все прихожанам запрещалось употреблять в пищу масло. Для тех же, кто не желал отказывать себе в этом удовольствие, необходимо было заплатить каждому священнику 6 денье, покупая себе, таким образом, специальное разрешение.

Рекорд города Руан

В заключение хотелось бы добавить, что Руанский кафедральный собор возводился в течение многих веков и в периоды господства в мире различных архитектурных стилей. Именно поэтому он представляет собой единое и гармоничное произведение искусства.

Центральный неф Руанского собора

Об этом свидетельствует не только количество современных путешественников, посещающих Раунский кафедральный собор, но и то, что величайший художник Клод Моне запечатлел эту непередаваемую словами красоту более чем на 50 своих полотнах. Наши современники в 2010-м году решили еще раз увековечить этот поистине величественный собор. На площади перед ратушей в Руане собралось более 1000 человек. У каждого из них в руках был увеличенный фрагмент картины великого французского живописца Клода Моне «Руанский собор». «Живая картина» была запечатлена фотографами, которые находились в этот момент в вертолете. Кроме этого была снята видеозапись, представленная для внесения в Книгу рекордов Гиннеса.

В историческом центре столицы Нормандии Руана, носящего выразительный титул города ста шпилей, находится великолепное здание готической архитектуры, являющееся наряду с островом-монастырем главными достопримечательностями этой северной области страны. Это Кафедральный собор Руанской Богоматери , чаще именуемый Руанским собором , резиденция архиепископа Руана и самый высокий храм Франции. Собор – одна из самых известных , благодаря своей неповторимой архитектуре, историческим реликвиям и, не в последнюю очередь, серии картин великого художника-импрессиониста Клода Моне.

История Руанского собора

Первая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и датируется концом IV века. После распада империи Карла Великого в IX веке Франция подвергается опустошительным набегам викингов-норманнов. Особенно уязвимой в силу своего географического положения была приморская часть Нейстрии, как называлась тогда северо-западная Франция. В 841 году викинги захватили Руан, и базилика была сожжена. В условиях постоянной норманнской угрозы и хаоса в стране восстанавливать храм не стали.

Новое строительство по иронии судьбы начали те, кто сжёг базилику – викинги. В 911 году один из вождей викингов Роллон (Ролло) получил Нормандию в лен с титулом герцога от короля Карла Простоватого при условии перехода в христианство. Церковь восстановили, а в 1020 году началось возведение нового собора в романском стиле.

Строительство велось очень долго, поскольку осуществлялось в основном на пожертвования прихожан. Этим объясняется эклектичность архитектуры здания. В XII веке входит в моду готический стиль, и достраивался собор уже в соответствии с новыми веяниями.

Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, возведение которой завершилось в 1145 году. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте Романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.

В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной».

Есть и другое объяснение. По некоторым данным, на постройку башни ушли деньги, уплаченные состоятельными горожанами в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста, что и породило это ироничное прозвище.

Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом. В 1822 году шпиль сгорел от удара молнии. Было решено соорудить новый, но с полным соблюдением канонов XII века. В 1825 году утвердили проект, однако его реализация растянулась на пять десятилетий. Наконец, в 1876 году шпиль был готов. Масса его превысила 1200 тонн, а высота собора вместе со шпилем составила 151 м. Это сделало Руанский собор самым высоким зданием в мире, каковым он оставался до 1880 года, когда на первое место вышел

Последние масштабные работы в соборе проводились после Второй мировой войны. В ходе высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году британские и американские пилоты, среди которых были потомки спаливших первую базилику викингов, обрушили град бомб на Руан. Собору был нанесён огромный ущерб. Особенно пострадали неф и капеллы, а от башни Сен-Ромэн остались лишь внешние стены. Несмотря на серьёзные повреждения, собор был быстро восстановлен благодаря значительной финансовой помощи англичан, для которых по историческим причинам Нормандия имеет особое значение.

В послевоенный период собор не страдал от серьёзных катаклизмов и периодически нуждался разве что в косметическом ремонте. Исключением стал ураган 1999 года, снёсший одну из башенок, окружающих центральный шпиль.

Руанский собор, памятник пяти столетий

Является уникальным памятником архитектуры, на примере которого можно проследить эволюцию развития готического стиля, от ранней готики (башня Сен-Ромэн) до поздней «пламенеющей» (центральная и Масляная башни). Это величественный и вместе с тем изящный храм, доминирующий над всем городом.

Размеры собора впечатляют. Длина его составляет 137 м, ширина по фасаду 61,6 м, высота потолка под главной башней 51 м. Высота обеих фасадных башен изначально составляла 75 метров, однако после надстройки колокольни над башней Сен-Ромэн её высота возросла до 82 метров.

Знакомство с собором начинается с фасада. Это типично готическое сооружение, украшенное ажурной резьбой и многочисленными устремленными ввысь арками. Обращают на себя внимание великолепные порталы, украшенные статуями и рельефами. Центральный портал посвящён Деве Марии, левый представляет сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, правый возведён в честь Стефана Первомученика. Из трёх порталов лишь портал Иоанна Богослова сохраняет первозданный вид с первых лет существования собора. Остальные два сильно пострадали в ходе религиозных войн XVI века и были радикально перестроены.


Интересный контраст представляют две башни фасада. Помимо бросающегося в глаза различия в цвете, они созданы в разных архитектурных манерах. Сен-Ромэн выполнена в строгом лаконичном стиле ранней готики. Масляная башня создавалась в соответствии с требованиями «пламенеющей» готики и отличается вычурностью, обилием узоров и орнаментов, сильно удлинёнными арками и фронтонами.

Древнейшая часть собора, романская крипта, расположена под башней Сен-Ромэн. План нынешнего собора полностью повторяет своего романского предшественника, поскольку строился на его фундаменте. Центральный неф отделён от боковых проходов арочными перегородками. Углы поперечного нефа, трансепта, украшены наружными башнями. Это черта типично нормандской архитектуры. Обширное алтарное пространство окружено колоннами, что является наследием романского стиля, развившегося на основе римских традиций.

Руанский собор всегда славился своими витражами. Многие из них чудом сохранились с XIII века, когда стекло из Нормандии считалось одним из лучших в Европе. Витражи отличаются чудесным лазурным цветом, благодаря которому нормандское стекло и получило признание. Искусствоведы называют этот оттенок «шартрским голубым». Сюжеты витражей посвящены жизненному пути и подвигам почитаемых святых.

Вообще, интерьер собора не отличается многоцветьем. Многогранные колонны, арки, светлые своды почти не украшены и характеризуются классической готической сдержанностью.

Святыни и достопримечательности Руанского собора

Главной реликвией Руанского собора считается саркофаг короля Англии Ричарда I Львиное Сердце, бывшего также герцогом Нормандии. По сообщениям хроник, король завещал похоронить своё тело в Анжу, мозг в Пуату, а сердце в Руане. Любопытно, что саму Англию Ричард обделил.


Свинцовая шкатулка с сердцем Ричарда была привезена в Руан и помещена в саркофаг, где и пролежала семь веков. Во время послевоенной реставрации учёные решились вскрыть шкатулку, в которой не обнаружили ничего, кроме горстки пыли. Сейчас шкатулка находится в одном из подземных хранилищ собора, а саркофаг пуст.

В соборе похоронены предки Ричарда - первый герцог Нормандии Роллон и его сын, герцог Вильгельм I Длинный Меч. Саркофаги этих трёх властителей Нормандии украшены великолепными фигурами самих погребенных и привлекают множество любителей истории. В храме также похоронены потомки Роллона, архиепископы Руана из рода и другие выдающиеся личности.

Также интересен другой знаменитый собор, послуживший последним пристанищем монаршей особы — , где находится усыпальница Карла Великого.

Главные иконы собора выставлены в удивительной по красоте часовне Девы Марии. Льющийся через узкие витражные окна голубой свет, узорчатые своды, резные панели и скамейки вселяют умиротворение и покой.

В одной из капелл храма установлена статуя Жанны д’Арк. Изваяние создано по заказу Англии, и это неслучайно. Это своего рода извинение перед Францией – ведь именно в Руане легендарная дочь Франции была сожжена англичанами на костре 30 мая 1431 года.

Руанский собор входит в список памятников национального наследия Франции. Взглянуть на великолепный храм приезжает множество туристов, посещающих Францию. Красноречивым свидетельством неизгладимого впечатления, производимого собором на зрителя, служит серия замечательных живописных полотен знаменитого Клода Моне, которого собор вдохновил на создание 30-ти картин. Здание запечатлено в разные сезоны, разное время суток и с разных сторон, таким образом, цикл создаёт неповторимую галерею видов этого символа столицы Нормандии.

Также в Руане регулярно проводится световое шоу, где Руанский собор, подобно , становится главным действующим объектом грандиозного представления.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самодельный активатор клева
Активатор клёва, приготовленный своими руками, и его аналоги
Самые длинные поезда в мире!