Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Симонопетра, монастырь, святая гора, афон. Монастырь симонопетр Монастырский собор и часовни

Паломничества

26 Июля 10 Антон Жоголев

Благословенный Афон (часть 1)

Город Ангелов

Можно много книг прочесть про Афон. Но когда ступаешь на эту святую землю, вдруг понимаешь, что все тут по-другому. То же - и не то. Как будто раньше слышал лишь пересказ небесного видения на нашем обыденном, земном языке. И вот наконец увидел - ВООЧИЮ. И «переводчики» уже не нужны...

Я не собирался ехать на Святую Гору Афон (разве можно «собираться» в Сад Богородицы!?), но когда приглашение поступило - счел его как от Самой Пречистой Девы. Да ведь и пропуск на эту заповедную территорию дается греческими чиновниками чуть ли не от Имени Царицы Небесной. На документе-пропуске есть Ее изображение. И без Ее благословения ничья нога не ступит на эту святую землю... В декабре 2001 г. во время официального визита в Грецию президент России Владимир Путин собирался посетить Афон. Из Салоников его должны были утром везти на Святую Гору на вертолете. Но... неожиданно поднялась буря, и этот южный край оказался весь завален снегом. Летчики из-за таких погодных условий отказались приземляться на полуострове. Монахи до сих пор вспоминают об этом несостоявшемся визите с изумлением. Один грек мне еще в Салониках сказал: «Путин верующий человек, он все понял, он исправится. Думаю, он еще к нам сюда приедет».
Чем ближе к поездке - тем сильнее волнуешься: а благословит ли Матерь Божия ТВОЙ приезд на Афон? «Готовься к морскому путешествию», - было сказано мне во сне. Стало ясно - поеду!.. И вот морское путешествие началось. Из порта Уранополя (ближней «мирской» точки к Афону) наш паром вышел в афонский порт Дафни. С борта уже видны причудливые Афонские узоры: горы, горы, и наконец - Гора!.. Вид ее - величественный и прекрасный - не оставляет сомнения: это Гора Святая.
Первым делом прямо на причале кладу поклоны: зарок Царице Небесной. Потом уже оглядываюсь по сторонам. Несколько монахов (один из них - негр!) сидят на пристани. Кто-то стоит возле автомобилей. Кто-то встречает паром, кто-то пьет кофе. Буднично и просто. Неужели я - здесь?! Нас - меня и президента Корпорации «Федоров», издающей учебники для средних школ, Сергея Федорова - встречают. С этой минуты полностью предаю всю ситуацию в волю Царицы Небесной. Теперь будь - что будет! Мы - на Твоей земле!..

Монах - это уже не обычный земной человек, это Ангельский чин. Иное совсем измерение. И когда эти «земные ангелы и небесные человеки» вдруг объединяются в монастырь, или даже в монастыри, как это произошло на Афоне, то получается нечто совсем удивительное: целый город Ангелов. Или даже страна. Вот ангелы сидят на пристани. Или идут удить рыбу. Чинят автомобиль. Вот несколько из них выполняют различные послушания. Но все же главное, основное, - это когда ангелы славословят Богу. Молятся в Храме. Этому здесь подчинено все. Ради этого и существует Афон - Удел Божией Матери. И когда хотя бы несколько дней живешь рядом с ними, принявшими на себя вместе со строгими обетами служение равноангельное, монашеское, - невольно ловишь себя на том, что как будто бы в Горний мир заглянул. Подглядел в щелочку до времени закрытые для нас тайны Царствия Небесного. Вообще-то ангелы не любят, когда на них смотрят обычные земные люди. И потому предпочитают прятаться в пустыни, в горы - подальше от любопытных глаз. Но здесь целая страна стала монастырем, и они тут не скрывают своего неземного величия.

Но все же Афон - на земле. И этой землей кто-то правит. Но кому бы формально ни принадлежал полуостров Афон - иноверной ли Турции, Православной ли Греции, язычникам-фашистам из Третьего рейха, или же, как теперь, апокалиптическому сверхгосударству Евросоюз, - Афон всегда лишь «как бы» принадлежал им. На самом же деле всегда принадлежал и продолжает принадлежать лишь Самой Богоматери. Даже турки признавали это и старались без особой нужды не трогать это странное свое владение. Лишь иногда «отмечались» здесь каким-нибудь кровавым варварством, увенчивавшим эту землю новыми мученическими венцами. Даже Адольф Гитлер решил не связываться с Православными монахами - попросту закрыл глаза на Афон и... утвердил все прошения афонитов. Греция предоставила Святой Горе автономию, признав законной власть протата - представительства двадцати монастырей. И только интриговала за то, чтобы было на этой земле поменьше негреческих подданных, Православных славян. Но Богородице было угодно, чтобы в Ее уделе славили Бога, словно на небесах, представители всех (или хотя бы большинства) Православных народов. И до сих пор помимо греческих остаются здесь русский, сербский, болгарский монастыри. Не редкость тут - румынская и грузинская речь, украинская мова...
В Греции во время правления Черных Полковников зрело решение превратить Афон в курортную зону, большой отель «с экзотикой» для заморских туристов. Монахи от отчаяния решили просить заступничества у... тогда еще могучего СССР! Передали свое письмо-крик в Московскую Патриархию, а оттуда, через аппарат Уполномоченного по делам религии, - в ЦК КПСС и Политбюро. Там были возмущены планами Черных Полковников и по дипломатическим каналам, с привлечением бурных протестов общественности Югославии, Болгарии и Румынии, вынудили Черных Полковников изменить свои планы относительно Святой Горы. Ситуация эта примечательна еще и тем, что даже в самые «застойные» времена Россия, пусть даже и под властью КПСС, все же на каком-то ином, более высоком уровне (нежели политический) оставалась «удерживающей» - Домом Богородицы. И потому наша страна заступилась за Афон. Но вот сейчас, в новые времена, формальным хозяином полуострова стал Евросоюз. Подчеркнуто-атеистический, если не сказать богоборческий, он в свою Конституцию не включил даже краткого упоминания о Христианстве. И вдруг такая духовная жемчужина оказывается в его владениях. Но, думаю, Царица Небесная защитит и от новых владык эту землю. Хотя сейчас будет это сделать труднее, чем при османском иге и при Черных Полковниках. Ведь новые варвары гораздо опаснее прежних. И от них не откупишься, как от султана.

Послушник Филипп, родом из Брянска, везет нас в келью Святого Модеста. Там нам предстоит провести первую ночь на Святой Горе.

Монастырь Симона Петра

вырастает из высокой скалы, словно дивный осколок какого-то давно забытого сна, виденного еще в детстве... Бог ссудил мне именно тут прикоснуться к первым Афонским святыням. Неподалеку от монастыря - пещера Святого Симона. Отсюда и узрел он в видении в Рождественскую ночь дивный свет Вифлеемской звезды на этой некогда дикой и необжитой скале. И слышал повеление Божией Матери - строить именно здесь обитель...

Без повеления Свыше невозможно взяться за столь дерзновенный замысел. Это не под силу человеческому разуму - и только сверхъестественное вмешательство может придать силы. Что рядом с этим чудом древние сады Семирамиды и прочие шесть чудес света?.. Да даже и Египетские пирамиды - вряд ли удивительнее этого монастыря-скалы... Предание повествует, что рабочие испугались дерзновенного замысла преподобного Симона и отказывались начинать работу, боясь упасть с головокружительной высоты. Во время трапезы один рабочий нес на подносе стакан с вином, споткнулся и упал вниз со скалы. Все, кроме Преподобного Симона, были убеждены в его гибели. Но упавший с крутизны в пропасть оказался жив, и даже стакан не разбился о камни и вино в нем не расплескалось. «Так и у вас даже волос не упадет с головы», - заверил их святой. Тогда только люди взялись за работу...

Монастырь в самом названии несет воспоминание об этих событиях конца XIII века: имя его основателя - преподобного Симона - и слово «Петр» (камень). ведь монастрь был основан не только на скале, но и на камени веры...

Сверху, с террасы, которая висит над самой пропастью, наблюдаем за тем, как монахи нагружают (словно и двести, и триста лет назад) мулов для подъема с грузами по горной тропе. В монастыре, нам сказали, есть один русский иеромонах, отец Василий. Но пока его встретить не удалось, общаемся на языке всем понятном. «Мария Магдалина!» - уверенно говорю я и при этом целую свою ладонь. Нас сразу поняли: хотим приложиться к монастырским святыням. Но сначала - служба в храме на греческом языке, с ее безконечными «Кири-е-лей-сон», древним многоголосием, красивым восточным распевом. А когда выносят святыни, как раз - словно в сказке - появляется отец Василий. И переводит нам то, что говорит настоятель. Вот рука Марии Магдалины, - та самая, которая тянулась к Воскресшему Господу (Ин. 20; 16, 17), которая держала вдруг покрасневшее яйцо на приеме у Тиберия Кесаря... Вот частица мощей святой праведной Анны (у меня сердце замирает от радости: об этом не мог и мечтать - ведь моя дочь названа в честь этой святой!..), частицы мощей Святителя Нектария, святых Варвары и Екатерины...

Отец Василий принял священнический сан в Киево-Печерской Лавре. На Афоне он с 1994 года. Не знаю, что привело его в греческий монастырь. Наверное, «крутизна духа», которая возгревается в этом святом месте, где монастырь буквально трется об облака. Это первый русский монах, встретившийся нам на Афоне. И потому расспросам нашим нет конца. Кто сейчас старчествует на Святой Горе? («Подлинные старцы не бьют себя в грудь, - смиренно отвечает отец Василий. - Но здесь неподалеку, в скиту святой Анны, подвизается греческий духовник Папаянис. Его многие считают старцем. Я видел его - такой неожиданный батюшка...»). Встречался ли ему кто-то из таинственных двенадцати афонских пустынников? («Нет, не встречался, да разве я достоин? Но они несомненно есть - раз с ними говорил и о них рассказывал старец Паисий Афонский»). Даже об отношении к проблеме ИНН («У нас на Афоне такой вопрос сейчас не стоит - но в России и на Украине эту тяжелую проблему скорее нужно решать»). Глаза у монаха чистые, как слеза ребенка, лицо - светлое, даже светоносное. Таким вот оказался первый наш афонит-собеседник. В Городе Ангелов выделил место ему Господь возле самой вершины...

Келья Святого Модеста

сейчас для всего русского Афона своего рода притча во языцех. Когда-то на этом месте, в четырех километрах от монастыря Симона Петра, была келья монаха-пустынника. Монах умер, келья сгорела. Казалось, уже никогда на этом месте не будет ни одной живой души. Но русский иеромонах отец Авраамий (Орлов) недавно решил крепко обосноваться в этих местах. Формально келья эта (по размаху сейчас здесь уже полноценный скит) относится к греческому монастырю Симона Петра. Но живут и молятся здесь в основном русские иноки. Сам отец Авраамий родом из Чебоксар. На Афоне давно, с 1987 года. Наверное, и он мог бы оставаться не последним монахом в Русском Пантелеимоновом монастыре. Но - деловая жилка и, наверное, воля Божия - толкнули его на это новое предприятие. Сейчас эта келья известна далеко за пределами Святой Горы за счет того, что здесь принимают vip-паломников из России. Только за последние годы здесь побывали генеральный прокурор Юрий Чайка, вице-премьер правительства Александр Жуков, художник Шилов, певец Александр Малинин и многие другие. «Юморист Петросян к нам все хочет приехать, да жена не пускает», - то ли в порядке шутки, то ли серьезно говорит мне один из послушников. Если бы не эта келья, то - делать нечего - все эти известные паломники волей-неволей оказались бы в Пантелеимоновом монастыре. Сейчас же у них появился выбор. И многие останавливают его на этой келье. Почему? Монастырь - это большое хозяйство, со своими жесткими законами, централизацией, с некоторым охранительным безразличием к вновь прибывшим. С минимумом бытовых удобств и одноразовым питанием в постные дни, да еще по понедельникам (такой вот строгий Афонский устав). Но даже не это главное. Келья может предоставить (за немалую, впрочем, плату) такую диковинную на Афоне услугу, как автомобиль. Ходить со спальником и рюкзаком по гористым тропам афонским генеральный прокурор вряд ли станет. А в монастыре ему скорее всего не выделят автомобиль. Да и времени у vip-паломников обычно в обрез. А за два-три дня разве обойдешь на своих двоих хотя бы главные афонские святыни?!
Но вместо благодарности отцу Авраамию за то, что избавляет монастырь от хлопотных высоких гостей, там его недолюбливают. Считают, что он (ну, как бы помягче?) берет чужое. И люди вместо того, чтобы со всей монастырской братией впитывать аромат НАСТОЯЩЕЙ монастырской жизни, развлекаются поездками по святым местам на комфортабельном джипе... Не знаю, каким будет решение Вселенского Патриарха - а вопрос этот скорее всего будет рассматриваться на самом высоком уровне, так как в Стамбул, говорят, уже полетела жалоба на чуть ли не «мятежную» келью, - но, думаю, не без воли Божией возродилась келья Святого Модеста. Сам Святой Модест, Патриарх Иерусалимский, в первые века Христианства многое сделал для того, чтобы мусульмане вернули захваченную святыню - Крест Господень. Хотя бы поэтому хорошо, что в богатой топонимике Афона вновь воссияло и это святое имя. И на карте русского Афона появилась еще одна «точка». Да ведь и паломники бывают разные. И почему бы по-разному их не принимать? Да, это для Афона в диковинку. Но и сигареты, и колбаса (для приезжих) в магазинчиках в Карее еще три года назад были для этих мест дерзостью, чем-то невозможным, но не то сейчас... А ведь и у тех людей, кто может заплатить за джип (триста евро в день - сумма баснословная!), есть своя правда...

Нам паломники только в тягость, отвлекают от монашеской жизни, - сетует в разговоре со мной отец Авраамий. - Но без этого нашу келью не восстановишь... Да и людям этим кто-то же должен оказывать духовную помощь. И без частых поездок в Россию - тоже нам пока не обойтись. В основном деньги идут оттуда.

Спрашиваю: как ведут себя известные люди на Афоне? Благоговейно ли? - Да, очень благоговейно, отвечает он. Афон всех смиряет.

В эти первые часы на Афоне в келье Святого Модеста я познакомился с монахом Симеоном с Карули - самой вершины Афонской, где полное уединение и полное же отсутствие бытовых удобств. Только ты - и Небо.

Как там подвизаетесь, - полюбопытствовал я.
- Не подвизаюсь, а просто живу, - говорит монах. Ввполне Афонский ответ, ведь здесь не любят духовную экзотику, восторги, «чудеса»...
- Только вот зилоты меня донимают. В основном, русские. Со спорами лезут, - добавил он. «Зилоты» - братия взбунтовавшегося монастыря Есфигмен на Афоне, отделившаяся от Вселенского Патриархата из-за его перехода на новый календарный стиль. - Но теперь, вроде бы, все мы отспорили уже. Больше молчим. У каждого своя правда.

На следующий день отец Симеон ушел на Карули. А мы уехали из этой необычной кельи.

Монастырь Симонопетр посвящен Рождеству Христову. Расположен он в юго-западной части полуострова, между монастырями Дафни и Григориат. Он семиэтажной громадой возвышается над морем и как будто парит в воздухе. Монастырь был основан святым Симоном, афонским монахом XIII века, он назвал своё детище «Новым Вифлеемом».

Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. Святость Симона была известна всем, поэтому многие монахи добровольно вызвались работать с ним. Началось строительство, и по мере его продвижения к краю скалы, братии становилось всё труднее выносить такую головокружительную высоту. Пришлось остановить работы. Как-то святой Симон попросил своего келейника Исайю отнести работникам вина, но тот оступился и сорвался со скалы. Святой Симон воззвал к Богородице и, скорбя, попросил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исайя вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников, и они успешно закончили строительство. С тех пор это место называется «Симонопетр» (что означает «камень Симона»), в память о твёрдой, как камень, вере основателя.

Монастырь Симонопетра 2014

Монастырь Симонопетра 1904



В 1988 году Матерь Божия вновь посетила монастырь Своей милостью. У монахов почти закончилось масло, и вот, после Всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, они вдруг обнаружили, что сосуды с маслом чудесным образом наполнились.

В 1762 году в Симонопетр прибыл преподобный Паисий (Величковский) с намерением пожить здесь какое-то время. Ему пришлось вскоре уехать, из-за невозможности платить туркам налоги, но впоследствии он, используя своё влияние, помог монастырю поднять свой статус.

Во время Войны Греции за независимость (1821 г.) Симонопетр оказался почти полностью заброшен, как и многие другие афонские монастыри – большинство насельников покинули эти места, чтобы не служить туркам в случае принудительной мобилизации. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший всё. Включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. Монастырь восстанавливался на пожертвования из России.

Среди святынь монастыря – фрагменты Креста Господня, левая рука Святой Марии Магдалины, нога Святого Кирика, правая рука Святого Дионисия Ареопагитиса, лик Святого мученика Сергия, частицы мощей Иоанна Крестителя, святого великомученика Пантелеймона, великомученицы Варвары, глава святого Павла Исповедника и многих других святых.

Населяют монастырь 60 монахов.

Расположен в 17,5 км от Кареи на юго-западном склоне Святой Горы.
Основан в XIII веке.
Престольный праздник - Рождество Христово.
Настоятель - архимандрит Елисей.
Занимает тринадцатое место в святогорской иерархии.
Братство монастыря составляет 60 человек.

Монастырь Симонопетра - это удивительное в архитектурном плане ажурное сооружение, величественно стремящееся к небу, возвышаясь над морем на краю высокой скалы, с трех сторон окруженной пропастью.

История основания монастыря

Обитель названа в честь своего основоположника - прп. Симона. Этот святой жил отшельником вблизи здешних мест в середине XIII века. Однажды в ночь Рождества Христова он увидел ярко светившуюся звезду над каменной скалой. Это побудило святого отшельника воздвигнуть здесь обитель, а храм ее в память о Вифлеемской звезде посвятить Рождеству Христову. Поначалу прп. Симон назвал монастырь «Новый Вифлеем», однако затем обитель получила нынешнее название в честь своего основателя и скалы (на древнегреческом - πέτρα), на которой она стоит.

Согласно преданию, повествующему о сооружении монастыря, мастера-строители по мере того, как постройка росла вверх, стали испытывать страх и, наконец, решили уйти, оставив дело незавершенным. Действительно, постройка величественного здания на отвесном камне, над пропастью в зоне повышенной сейсмоактивности - это рискованное новаторство. Однако во время переговоров с мастерами, один из послушников прп. Симона, подавая вино, поскользнулся и упал в бездну. И когда через несколько минут этот же послушник, по молитвам прп. Симона Пресвятой Богородице, чудесным образом появился из бездны не только без всякого повреждения, но даже с не разлившимся из стакана вином, это окончательно развеяло все сомнения относительно строительства монастыря на этом месте.

Падения и возрождения монастыря

Период подъема в истории обители связан с именем сербского деспота Йована Углеша Мрнявчевича, который в признательность за исцеление дочери в 1362 году финансировал завершение строительства монастыря. Впоследствии и сам деспот закончил свой земной путь здесь в Симонопетре в иноческом чине.

После пожара 1581 года, приведшего к полному разрушению монастыря, он впоследствии был восстановлен. Но уже после нового пожара в 1626 году обитель оказалась в крайне затруднительном положении. И в конце XVII века монастырь Симонопетра вынужден был перейти к идиоритмической форме иноческого общежития.

Упадок монастыря продолжался до 1762 года, когда сюда вместе с другими монахами прибыл русский подвижник Паисий Величковский с намерением пожить в обители какое-то время. Вскоре ему пришлось уехать из-за невозможности платить требуемые турками налоги, но впоследствии он, используя свое влияние, помог монастырю подняться. В поздние времена известный церковный деятель Иосиф Мителинский повсюду собирал для Симонопетра деньги и приобрел для монастыря части мощей святой Магдалины. Благодаря всем этим усилиям монастырю удалось преодолеть кризис, и в соответствии с указом патриарха Каллиника в 1801 году он снова стал общежительным.

В годы Национально-освободительной войны греков против османской оккупации в монастыре Симонопетра, как и в других монастырях, численность братии существенно сократилась. Более того, на некоторое время он вообще был закрыт.

Последствия страшного пожара, произошедшего 28 мая 1891 года и уничтожившего полностью монастырь, были ликвидированы благодаря пожертвованиям, собранным в России. Причем именно тогда была пристроена и новая семиэтажная сторона обители, которую начали строить в 1864 году при настоятеле Неофите.

Удивительная архитектура монастыря

Ограниченное пространство на скале обусловило тип строений, расположенных внутри монастыря: высокие здания с многими ярусами и переходами на различных высотах, большое количество переходов, спусков, подъемов и висящих над пропастью балконов. Вся его внутренняя часть находится под одной кровлей, из которой выделяется только один купол Соборной церкви.

Монастырский собор и часовни

Соборный храм, посвященный Рождеству Христову, находится примерно в центре тесного двора, а его нартекс встроен в западное крыло келий. Он построен по образцу прочих святогорских храмов и, судя по ограниченности места, его можно назвать большим. К монастырю от пристани круто вверх ведет трудная, но хорошо устроенная дорога.

Кроме Соборного храма на территории монастыря находятся часовни св. Георгия Победоносца, св. Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангельская, а за его пределами - еще 11 часовен на кладбище, на пристани, в кельях и кафизмах (к сожалению, часть их сгорела во время большого пожара на Афоне в 1990 г.). Есть еще 5 церквей вне обители.

Святыни Симонопетры

В Симонопетре, кроме части Животворящего Древа Креста Господня, находятся части мощей св. Марии Магдалины, прмц. Евдокии, св. вмц. Варвары, св. мч. Кирика, св. Павла Исповедника, св. мч. Сергия, св. Модеста, патриарха Иерусалимского; св. вмч. Пантелеймона, св. Иоанна Предтечи, св. мч. Трифона, св. сщмч. Елевферия, св. Иакова Персянина, св. прор. Наума, св. мц. Параскевы, св. сщмч. Харалампия, св. Симеона Столпника, св. бесср. Космы и Дамиана, св. Димитрия Солунского, св. Феодоры Александрийской, св. Дионисия Закинфского.

Библиотека была весьма богата до последнего пожара 1891 года. Она располагала многими, в том числе и весьма ценными рукописями, которые незадолго перед тем внес в перечень С. Ламброс. В настоящее время монастырь располагает 123 более поздними рукописями в ризнице.

Монастырские владения и кельи

Владения обители на Святой Горе простираются в длину вдоль берега на 24 км, а в ширину, в горы, на 12 км. Имеет она и церковные наделы вне Святой Горы.

Монастырю принадлежит 5 келий на территории Кареи, из которых келья Всех Святых является его представительством, а также другие здания в Карее и Дафне. За пределами Афона монастырь располагает подворьями в Афинах (Вознесенское), в Салониках (св. Харалампия), в Ормилии на Халкидике (Преображенское), на Сифносе (св. Артемия и св. Антипы) и на Лемносе (Богородицы Триги).

Монастырь «Симонов камень» или Монастырь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции.

Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Основан в 1257 году прп. Симеоном. Расположен на вершине скалы, на высоте 330 метров над уровнем моря. В 1363 году перестроен стараниями сербского деспота Йована Углеши Мрнявчевича. Прп. Симеон подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов прп. Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.

Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого все они согласились на строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. Много содействовал постройке монастыря сербский правитель Иоанн Углеш, признательный прп. Симону за исцеление дочери (впоследствии его сын также стал здешним иноком).

Монастырь несколько раз горел (в 1570, 1622 и 1891 гг.) и постепенно накопил большие долги. В 1762 году положение обострилось: тяжёлая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришёл прп. Паисий Величковский с 35 своими учениками. С трудностями ему справиться не удалось и проблемами Симонопетры занялся Священный Кинот Святой Горы.

Для погашения долгов пришлось продать некоторые монастырские подворья. Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Ему удалось выкупить удержанную за долги восемнадцать лет назад руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие – пожар 1891 года.

Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой.

Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный, после пожара, в 1891 г.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов. Хор монастыря Симонопетра известен во всём мире.


В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских — Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

В монастыре хранятся: часть Животворящего Креста Господня, левая рука равноап. Марии Магдалины, стопы мч. Кирика, честные главы свтт. Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы свт. Павла Исповедника и свт. Модеста Иерусалимского, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, вмч. Пантелеимона, мчч. Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, еп. Иакова, в Персии пострадавшего, сщмч. Харалампия, свв. мчч. Космы и Дамиана, вмц. Варвары и прпмц. Евдокии, мц. Параскевы, прор. Наума, прп. Симеона Столпника, левая рука св. Дионисия Закинфского и мощи других святых. А также кровь великомученика и победоносца Георгия.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. На территории Симонопетры четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангелов.

Панигиры: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Преподобного Симона (28 декабря/10 января) и Марии Магдалины (22 июля).

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023254
  • Факс - (+30) 2377023707
  • Телефонный центр - (+30) 2377023700
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023204
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310235054
  • Престольный праздник – Рождество Господа Иисуса Христа
  • Дата основания – 13-й век
  • Иерархическое место – 13/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра
  • Общежительный строй монастыря с – 1801 года, Благословение Патриарха Каллиста Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Елисей (2000)
  • Количество монахов – 55 монастырских, 18 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, 6 Кафисм
  • Основные праздники, особо почитаемые в монастыре:

История и современность

Монасты́рь Симонопетра́ на Афо́не (греч. Μονή Σιμωνόπετρα - Монастырь «Симонов камень») или Монасты́рь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Византийский период

Это внушительное здание возвышается на юго-западном побережье, на отвесной скале, на высоте 230 м над уровнем моря.

Преподобный Симон монашествовал в пещере неподалеку от источника, называемого «святой источник преподобного Симона». Согласно легенде он решил основать монастырь Новый Вифлеем на скале, на которой ему явилась звезда, в середине XIV века. Безусловно, такое местоположение обители облегчало задачу защиты от турецких пиратов. Со строительством многоэтажного сооружения также связано предание.

Стоит заметить, что монастырь Симона или Симона Петра появляется в источниках намного раньше, уже в XI веке. Если речь не идет о каком-либо другом монастыре с созвучным названием, то, вероятно, монастырь был основан другим Симоном. Владетель одного из регионов Сербии Йован Углеша отправил на Афон своего духовника Евфимия, чтобы он передал средства на строительство новых зданий монастырского комплекса и на покупку земель на территории Святой Горы и за ее пределами. История монастыря тесно связана с Именем Углеша, который считается одним из главных благодетелей обители.

Турецкое владычество

Несмотря на то, что монастырь расположен на отвесной скале и должен был быть защищен от вторжений гораздо лучше, чем многие другие монастыря Святой Горы, это не могло спасти его от пожаров. В 1580 году Симонопетра был практически полностью разрушен огнем, а многие монахи погибли. Спасшимся монахам удалось спуститься по канатам из окон на землю и вынести с собой казну обители. Выживших приютил у себя, обедневший от долгов, в этот период времени Ксенофонт, при условии, что монахи Симонопетра возьмут на себя управление их монастырем и рассчитаются с долгами. Спустя два десятилетия при помощи одного из правителей Валахии монастырь Симонопетра был восстановлен. В 1626 году на монастырь обрушился новый пожар, но на этот раз не принесший столь глобальной катастрофы. В следующем веке обитель вновь опустела, и тогда было принято решение передать ее Паисию Величковскому и его последователям, где они обосновались на недолгое время. Перепись 1808 года относит к Симонопетре 30 монахов, из которых 16 жили в его стенах.

Наши дни

Этот монастырь является самой смелой и поражающей воображение конструкцией Святой Горы. 7 этажей монастыря возвышаются на высоте 230 м над уровнем моря, на юго-западной стороне Святой Горы. Внутренний двор монастыря вследствие скалистой почвы ограничен в своей территории, именно поэтому главный храм обители также совсем небольшой. Первый храм монастыря пережил большое количество бедствий и пожар, также как и многие другие храмы Афона, но каждый раз восстанавливался на своем прежнем месте. Он был расписан фресками в 1633 году. После очередного пожара храм был восстановлен, но в нём использовались архитектурные элементы предыдущих храмов. Экзонартекс пристроен к западной стороне здания. Узкий двор также не предполагает купели, а трапезная пристроена к другим зданиям. В стенах монастыря находятся 4 часовни, а за стенами ещё 8 часовен, одна из которых, Иоанна Богослова, украшена фресками 1702 года.

Обитель располагает пятью кельями в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство. Также к монастырю относятся несколько других зданий в Карьесе и в Дафни.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют: Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет. Часть Животворящего Креста Господня. Часть мощей прмч. Евдокии. Часть мощей вмч. Варвары

Путеводитель по монастырю

Архитектурный облик монастыря обуславливается сооружениями периода с 1862 по 1902 год. Основные здания гораздо старше и происходят из раннего периода турецкого владычества.

Главный вход располагается в северо-восточном углу. Врата украшает сцена Рождества Христова, перед которой всегда горит лампада. Главный вход не отличается особой монументальностью, так как включён в водопровод и более походит на обычные ворота, нежели чем на центральные врата в обитель.

Что касается прохода, то он, напротив, является одним из самых примечательных на всей Святой Горе, так как имеет наклон, выложен камнем и обустроен широкими ступенями, ведущими наверх. Это сооружение относится к северному крылу, которое представляет собой кусочек старого византийского здания. Проход ведёт в небольшой двор, где находится главный храм, трапезная и пекарня. Вследствие небольшой территории, здесь нет купели и сторожевой башни, которая, в принципе, не нужна, так как весь монастырь представляет собой своеобразную сторожевую крепость.

Колокольня расположилась в юго-западном углу главного храма.

В зале северо-западного крыла существуют изображения различных метохий монастыря, работа художника Марка Кабаниса.

Согласно Василию Григорьевичу Барскому, главный храм монастыря, после пожара 1580 года, был из камня, крестово-купольный с тремя куполами. Центральный купол главного храма поддерживался четырьмя колоннами, а два других находились над нартексом. В центре храма висел светильник внушительных размеров. Мраморный пол был украшен инкрустацией в виде креста, в центре которого существовала барельефная сцена, изображающая двуглавого орла, в окружении цветов базилика. В храме было 24 окна и шесть дверей. Конечно, он был украшен великолепными фресками. Здесь также хранились 12 русских икон по праздникам и святым каждого месяца.

Храм чётко следует афонскому архитектурному типу с боковыми конхами. После пожара 1891 года нартекс был восстановлен с одним центральным куполом, в то время как ранее здесь находились две колонны, поддерживающие второй этаж с часовнями и двумя более мелкими по размеру куполами на крыше.

Среди часовен в здании монастыря находятся часовня Святой Марии Магдалины, а также Святого Харлампия.

Трапезная расположилась на втором этаже центрального крыла. Здание трапезной следует направлению здания главного храма, то есть с запада на восток. Трапезная была построена после пожара 1891 года при игумене Неофите. Деревянную крышу построили сами монахи. Фрески боковых стен изображают аскетов, среди которых - святой Бенедикт. В конхе находится сцена Рождества Христова.

Старая библиотека сгорела дотла в том же пожаре 1891 года. Там же были утеряны рукописные кодексы, которые, к счастью, незадолго до этого были скопированы и каталогизированы. Новая библиотека расположена в восточном крыле.

Рядом с библиотекой - новая разница, где хранится примечательная икона Богородицы «Надежда Ненадежных» XV века, а также икона святой Екатерины, с непривычным белым фоном (второй половины XV века) и другие ценные иконы.

Вследствие многочисленных повторяющихся пожаров, в монастыре не хватает многих реликвий, многие сокровища были утрачены. Тем не менее, сегодня в распоряжении монастыря Симонопетра находится самая крупная коллекция гравюр и бумажных икон. Также обителью была составлена святогорская фототека, хранящая бесценный архив фотографий, фильмов и других материалов о Святой Горе.

Частицы Мощей

Основной редкой Святыней монастыря является рука Марии Магдалины, которая сохраняет по сегодняшний день температуру человеческого тела 36.6 градусов.

Также в монастыре хранится Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святые Дионисия Закинфского, Нектария Пендапольского, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, Харалампия, Елевферия, Трифона, Кириака,Сергия, Модеста Иерусалимского, Параскевы (Пятница), Бессребреников Косьмы и Дамиана.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии