Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Время работы новоиерусалимского монастыря. Воскресенский ново-иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк

В светлый праздник Воскресения Христова поздравляю всех православных христиан!

Ансамбль Новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.

Новоиерусалимский монастырь, Истра

Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

Картина Ф. Я. Алексеева Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова. 1800.

В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Собор Воскресения Христова - уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре - храм Воскресения, с запада от него - перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока - подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Вид на Кувуклию и восточную часть ротонды. Литография по рисунку Д.М. Струкова 1857 год.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.

Кувуклия

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым - известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Стены и башни

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю.

Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права. приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь.К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.

Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра - главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму.

Перспективные порталы обрамляют двойные врата - Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.

Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания.

По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте - простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом - колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.

Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром.

Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича.

Ров вокруг Земляной церкви Новоиерусалимского монастыря

Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал - все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние.

Кувуклия

Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра.

Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли

Воскресенский собор. Гравюра XVIII века из собрания Д.С. Ровинского

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима - это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г.

При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах.

Ворота и кафедральный собор Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, Россия

При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.

Скит Никона в сентябре 2012 года. На реконструкции.

После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами.

Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"

В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось - разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.

Патриарх Никон

Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации.

Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…

Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора.

Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

Участок стены часовни Гроба Господня внутри ротонды

Часовня Гроба Господня внутри ротонды

Пещера гроба в Воскресенском соборе в Истре

Акинин К. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурная наука и образование. Труды Московского Архитектурного института. — М., 2003. — Т. 3. — С. 84-94.

Баранова С. И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002,

Бугаева Т., Гришин В., Тэпфер Л., Чернышёв М. Новые исследования строительной истории Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация», М., 1984, с. 28-34.

Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002

Черненилова Л. Реставрация Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. 1942—1994 годы // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Г. Зеленская. — М: Северный паломник, 2002

Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель / Рецензенты: кандидат искусствоведения А. И. Комеч, кандидат исторических наук, доцент А. С. Орлов. — М.: Московский рабочий, 1989. — 160

Оригинал записи и комментарии на

Воскресенский Новоиерусалимский храм один из более уважаемых известных общин, пребывающих в центре Российской федерации, при этом характерное его свойство является то, что находящийся тут Воскресный монастырь был возведён по сходству и иконы Храма Гроба Господня что располагается на горе Голгоф что находится в Иерусалиме. Но согласно наружному виду данные 2 общины совершенно не похожи одна на другую. А выяснить как добраться к монастырю, график служб, какие святые места есть в монастыре и многочисленное – иное возможно из данной статьи.

Хроника формирования монастыря

Монастырь кроме того общепринято именовать Новым Иерусалимом. Основоположник Никон принял решение построить в Подмосковье палестинские святые храмы, для того чтобы российскому населению можно было увидеть святые местности Христова Воскресенья.

Выстраивался Новоиерусалимский храм не в один этап. Первоначальный этап имел продолжительность с 1656 года по 1666 год (в момент, когда у трона был Тишайшия Алексей Михайлович). Потом построение было прекращено из – за опалы Патриарха Никона и продолжились в 1679 году по постановлению Фёдора Алексеевича.

В 1685 году был окончен строительный процесс монастыря Константина и Елена, а кроме того и Воскресного храма, а построение надвратного монастыря Входа Божьего и защитной стены окончились в 1697 году, при правлении Петра первого.

Но на данном периоде строительства по возведению монастыря не закончились, потому что, не выстояв и 30 — ти лет шатёр монастыря Воскресения обрушился. Возобновление монастыря продолжалось до 1761 года, во время окончания властвования императрицы Елизаветы.


Образы и святые места

В стенах монастыря верующие люди смогут лицезреть подобные святыни:

Образец Храма Господнего Гроба – данную модификацию привезли в столицу России в 1649 году и применялась Патриархом Никоном в период возведения монастыря;

Хранительница даров из придела равноапостольной Благословенной Марии Магдалины – на вид она похожа на священную ёмкость, в которой лежат на сохранении Кровушка и туловище Иисуса Христа;

Антиминс семнадцатого столетия – это кусок ткани, на нём представлено расположение в гробнице Всевышнего;

Не так давно приобретением стал образ, который был преподнесён в дар от президента Новоиерусалимскому храму, на котором нарисован Вседержитель Создатель Бог на Троне (дотируемый восемнадцатым столетием).


График служб

В монастыре для мужчин ведутся богослужения в соответствии с последующим расписанием:

По понедельникам. Пятая Седмица Великого воздержания. Преподобный Венедикт Нурсийский:

Сутра в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с проговариванием Святого писания;

Второй день недели. Мученик и 7 страдальцев: Дионисия, Ромила, Пуплия, Дионисия, Александра, Тимолая:

Сутра в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с прочтением Святого писания;

В вечернее время в пять часов – вечернее богослужение, величавая молитва.

По средам. Преподобный Алексия, Господний человек:

В утреннее время в восемь часов – утреннее богослужение, часы, вечерняя, осуществление литургии Даров Преждеосвященных;

В вечернее время суток в пять часов – утреннее с прочтением знаменитой молитвы Святого Андрею Критскому.

По четвергам. Преподобный Макарий Калязинский:

В утреннее время в восемь часов – проходит акафист Даров Преждеосвещенных;

Вечером в пять часов – вечернее богослужение, величавая молитва.

По пятницам . Иерусалимский епископ Святой Кирилл (те люди которые ведут подготовительные работы к осуществлению Священного Таинства Причащения, необходимо отказаться от употребления еды за шесть часов перед походом в монастырь):

По утру в восемь часов проходит – утреннее богослужение, часы с прочтения Святого писания;

В вечернее время в пять часов проходит – песнопение величавое, осуществление литургии Даров Преждеосвященных.

По субботам. Прочтение песнопения субботнего. Возвышение хвалы Благословенной Божьей Матери:

По утру в восемь часов – утренняя служба с прочтением акафиста, божественная молитва;

В вечернее время в пять часов – богослужение всенощное.

По воскресеньям . 4 – ая неделя Великого воздержания. Преподобный Иоанн Лествичник:

Сутра в семь часов – часы, утреннее богослужение;

В утреннее время в десять часов – поздняя божественная молитва;

В вечернее время в пять часов – пассия и вечерняя служба;

В вечернее время в пять часов – проходит ритуал таинства.


В каком месте располагается

Чёткий адрес монастыря: Российская федерация, московская область, город Истра, по улице Советска дом номер два, Новоиерусалимский храм.

Доехать к монастырю все жаждущие смогут такими способами

На общественном транспорте: от остановки метрополитена «Тушино» до города Истры отходит микроавтобус номер 372 и едет до остановки «Почта». Вся дорога предположительно будет длиться один час.

Как добраться на электричке?

Электричка отходит от Курского вокзала либо возможно поехать от платформы «Тушино» (в близи от неё находится одноимённая остановка метрополитена). При чём стоимость билета от станции «Тушино» по стоимости будет немножко ниже чем от стоимости в электричке, однако необходимо принимать во внимание, что в летний сезон электрички могут быть слишком заполнены, так как едут много людей на дачные участки. Пройти необходимо до платформы «Истра» либо «Новоиерусалимская». Затем необходимо прогуляться пешком по времени прогулка займёт минут двадцать, а по километражу примерно два километра, либо же на микроавтобусе следует проехать до остановки «Монастырь».


Если добраться автотранспортом

Вам потребуется проехать по Новорижской трассе (от кольцевой автодороги предстоит проехать приблизительно сорок пять километров), а потом через город Истра в Новоиерусалимский храм для мужчин.

На стоимости экскурсий возможно сберечь денежные средства, так как у входа в монастырь и над кассовыми помещениями имеется детальное изображение храма, а гида при большом хотении возможно слушать и так, потому что они повествуют довольно громко.

Пускай Вас всегда оберегает Всевышний!

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона . Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня , чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Строительство, начатое Патриархом в году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем , и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с по гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа года. К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.

После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января года собор был освящен патриархом Иоакимом . В году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара года, клонившийся к окончательному разрушению собор в - годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского) . Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров и годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин) , исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июля года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев . Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 - 1658)
  • Герасим (1658 - октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 - 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 - январь 1680)
  • Варсонофий (февраль - 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 - 1682)
  • Никифор (январь 1683 - 1685)
  • Никанор (1685 - 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 - 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 - 1703)
  • Игнатий (1703 - 1709)
  • Антоний (1709 - 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 - 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 - 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 - апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 - 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 - 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 - 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 - 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 - 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 - 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 - 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 - 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 - 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 - 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 - 17 января 1799)
  • Иероним (Понятовский) (17 января 1799 - 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 - 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 - 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 - 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 - 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 - 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 - 19 февраля 1837)
  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире