Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эчмиадзин армения. Армения. Город Эчмиадзин. Кафедральный собор святого Эчмиадзина. Эчмиадзин — неприступная скиния

Перемещаемся на Араратскую равнину, в Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть древние храмы, увидеть торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой ( turnepsik ).


Ныне этому городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах город назывался по имени находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.


В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После мученической смерти христианских дев царь лишился рассудка. Вещий сон указал ему путь к спасению: он должен был освободить томившегося 17 лет в яме христианского проповедника Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич) вернул царю разум и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали все его подданные, и в 301 году Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше: "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.


Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов, первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.


Фрагмент оформления входа в собор


Фрагмент оформления входа в собор

Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших христианских церквей. Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.


Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре)

Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300—400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.



Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.



Сопровождающие Католикоса священники


Сопровождающие Католикоса священники

Католикос - первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники, за исключением нескольких знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем фото).


Католикос всех армян Вазген Первый

В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из Румынской епархии Вазген Первый (1908 — 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.




Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Храмы Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.



Церковь Сурб Рипсиме, 618 год

Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985) так пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.


Церковь Сурб Рипсиме

Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через всю стену к основанию. Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют то совершенство, которое и сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)


Церковь Сурб Рипсиме


Церковь Сурб Рипсиме


В 1776 г. церквь Сурб Рипсиме была ограждена стенами с башнями из необожженного кирпича.

Гаяне была наставницей красавицы Рипсиме и разделила ее судьбу. Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.



Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.


Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.


Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.



Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора



Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.

Во дворе перед храмом Сурб Гаяне священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие уединенные храмы в ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ , то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы и лапки. Тогда, в 1979 году, матах часто искажался. Главный смысл обряда не в жертвоприношении, а в оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.



Обряд матах


Обряд матах



Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах

Трапеза, приготовленная с освященной солью, устраивается по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой о помощи, во исполнение данного обета, по случаю церковного праздника.



Праздничная трапеза после обряд матах

Для приготовления благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего - домашнюю птицу мужского пола. Мясо, которое варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье у себя дома и раздают мясо неимущим: мясо быка - в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.


Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(

Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты девы-рипсимянки - спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.



Церковь Сурб Шогакат


Фрагмент старинной резьбы

В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.


Хачкар 9 века


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар

Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте мученической кончины дев-рипсимянок, - прекрасное и печальное место. Здесь несколько старинных кладбищ. В конце 1970-х годов они были в некотором запустении, придававшем Эчмиадзину грустную поэтичность.


Надгробия близ церкви Сурб Гаяне

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (

Богом созданный город святой

Для всех армян такой только один,

Так говорят об истории той,

Начало которой – Эчмиадзин

HayasaNews . В жизни каждого народа всегда существовали военные, торговые, культурные, религиозные и иные центры. Источником жизни армянского народа всегда являлись духовно-культурные и религиозные центры, которые до некоторого времени менялись в связи с геополитической ситуацией. Например, в дохристианском периоде одними из религиозных центров являлись урартский город Тейшебаини, Мусасир и другие.

Уже более 1700 лет Святым городом армян является Эчмиадзин.

На территории Армении существует огромное количество исторических и известных своей незыблемостью мест, куда каждый человек независимо от его вкуса должен побывать и насладиться красотой и неповторимостью этих достопримечательностей. Но побывав в Армении и не побывать в Святом городе – это значит не побывать в Армении. Именно здесь развивалась самобытность армянской национальной культуры, именно здесь находился важный центр становления армянской государственности, именно сюда ниспускался Иисус Христос.

История Эчмиадзина очень тесно связана с историей Эчмиадзинского Монастыря, строительство Кафедрального Собора которого начал первый Католикос всех армян Григор Лусаворич. Ему было видение, что Единородный сын Божий спустился на землю и золотым молотом указал место, где должен стоять святой алтарь. Поэтому возведенный на этом самом месте собор назвали Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает “сошел Единородный”, то есть Иисус Христос. С тех пор Собор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства.

Дьякон Агван Гаспарян так возвещал идею построения Эчмиадзина:

“Со временем, дабы нога смертного не запятнала места сошествия Единородного, был поставлен малый алтарь, или алтарь сошествия. Здесь отправляются службы, посвященные первому Патриарху Григорию Просветителю”.

Однако, еще раньше, на этом месте в VI веке до н.э. князь Вардгес не левом берегу реки Кассах, построил крупное поселение, назвав его по своему имени Вардгесаван, что в переводе означает поселок Вардгеса. Спустя несколько столетий, во II ом веке нашей эры при царе Вагаршаке I (117-140 гг.), оно было обнесено крепостной стеною и большим валом и сделалась второй столицей наряду с Арташатом, которая получила название Вагаршапат. Вагаршапат был удостоен честью быть одной из столиц Великой Армении. Название это сохранилось до 1945 года, когда Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря - резиденции Католикоса всех армян. Однако, в 1992 году городу вернули прежнее название, но в обиходе используются оба наименования.

Город Эчмиадзин расположен на Араратской равнине, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин и в 30 км к западу от Еревана. Несмотря на то, что здесь население всего лишь 57,5 тыс. жителей, в Эчмиадзин приезжают сотни тысяч туристов. Их главной целью является Первопрестольный Эчмиадзинский монастырь.

Здесь расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Возведенный в IV-V вв. собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире. С 2000 года Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За всю свою историю Собор претерпел множество реконструкций. Первоначально, как и другие храмы, он представлял собой прямоугольное здание, но позже был перестроен в центрально-купольный собор. В начале строительства Собора в 303 году было использовано дерево в качестве главного материала. Затем в V и VII веках Первопрестольный Кафедральный Собор был перестроен в камне. Спустя тысячу лет были построены колокольня и ризница. В Соборе в качества интерьера наблюдающих вдохновляют и воодушевляют фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков, созданных рукой армянского художника, также поэта, основателя знаменитого рода художников Овнатанянов Овнатана Нагаша. В комплекс одного из первых Соборов входят трапезная и гостиница, а также дом Католикоса. Недалеко находится каменный водоем и другие постройки.

В святом Эчмиадзине с почитанием хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, святого Стефана Первомученика, святых апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы, многих святых Церкви и такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова, частица тернового венца и копье, пронзившее Иисуса Христа.

Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира стекаются в город, чтобы увидеть эти и другие реликвии и сокровища.

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, а также трехарочный гавит и Церковь Святой Шокагат. Все эти церкви посвящены памяти дев-рипмимеянок, убитых в третьем веке царем Трдатом за распространение христианства В соборе расположен также основанный в 1955 году музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

Эчмиадзин наших дней – один из самых красивых и цветущих городов республики Армения. В городе воздвигнут замечательный дворец культуры, кинотеатры, гостиница, научно-исследовательский институт технических культур. В центральной части находится Дом-музей поэта Иоаннисаяна (1864-1929 гг.), уроженца Эчмиадзина, выразителя дум и чаяний родного народа. Возмущаясь дикарству деспотической Турции, он изображал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжелый труд хлебороба. Поэт горячо приветствовал возрождение родной Армении и принимал активное участие в ее культурной жизни. В центре города находится здание Чемарана. Напротив нее стоит памятник писателю Рафаэлу Патканяну (1830-1892 гг.), стихотворение которого «По берегам матушки Аракс» стало одной из популярных армянских народных песен.

Древнеримский политик и философ, блестящий оратор Марк Туллий Цицерон однажды сказал:
“Благо народа – вот высший закон” (1). Соответственно, самое важное для нации – это ее благо, все решения и действия должны приниматься во благо этого народа на принципах добра и справедливости. Армянский народ на протяжении всей своей истории доказывал, что высшее благо для нее – это ее религия, не покорившаяся никому и создавшая армянскую культуру, которую чтят ее носители.

Вот так предстает пред нами город, который построил, наверное, самый первый в мире собор, внутренность которого насыщена молитвами отчаянного, горюющего, страдающего, но вновь оживающего и поющего о своей свободе и любви к Родине армянского народа. Вот так предстает город, в котором нету ничего выше, чем Крест на Первопрестольном Эчмиадзинском Кафедральном Соборе – вот так видится культура народа, у которого нету ничего важнее и ценнее, чем Царство Небесное, которое он не отдал никому на свете. Славься, страна моя!

Аветик Арутюнян,

Эчмиадзин это не город и вы не найдете его на картах, потому что как и ранее, так и сейчас, город, где находится монастырь и собор Эчмиадзин, вернул себе историческое название Вагаршапат. Эчмиадзин называют армянским Ватиканом, по принципу того, что именно здесь находится и католикосос и сама резиденция католикоса всех армян. И сюда нужно приехать хотя бы раз в жизни каждому армянину, пусть даже он живет в другой стране.

Я вот никак не чувствую внутри то, что тянет людей в такие святые места. Меня не пробрало на Валааме, хотя весь катер был в благости после, меня в нашем Храме Христа Спасителя тоже никак не задело. А вот в Санаине, например, да, мне было очень хорошо. Но как говорят священослужители, не за наркотиком в виде благости в церковь приходишь. Поэтому люди едут в Эчмиадзин чтоб отдать долг или благодарность Богу и церкви, что это все бережет.

Эчмиадзин был основан в 303 году, а христианство Армения приняла в 301 году. И как я уже говорила, армянская церковь апостольская. Отсюда различия с нашей, как в обрядах, так и в датах празднований некоторых церковных событий.

Сам собор, частично был на реконструкции, а, точнее сказать, раз это главный собор страны, то он все время ремонтируется и реконструируется.

И мне не сразу захотелось зайти внутрь. Поэтому я долго кружила по территории монастырского комплекса. Да, тут приятно погулять, посидеть на лавочках. Тут, пожалуй, самые идеальные газоны и разнообразные клумбы во всей стране.

И здесь очень много людей на территории. Прям как в парке. На монастырь ну никак не похоже по внешнему виду и ощущениям. Ну какой-то праздник, а не та мрачность черных туфовых старых церквей и монастырей.

Есть вот даже тут скульптура Месроп Маштоца, основателя армянского алфавита. Хотя здесь нет такой связи церковь-развитие письменности, как это было на Руси. Кстати, это самый известный вид или поза Месропа и все армянские дети на уроках рисования рисуют его именно таким.

На территории Эчмиадзина есть старые хачкары. И не просто старые, а очень красивые, с тонкой искусной резьбой.

Хачкар 13 века.

В молодом храме на территории Эчмиадзина мы попали на крещение. Что странно, ну кроме крестного отца и еще одного молодого члена семьи, на обряде были одни женщины.

Когда все закончилось они подошли к нам и подарили фигурку ангелочка. А церковь эта новая такая светлая, светлый туф и обилие света очень сильно ее отличают от традиционных армянских храмов.

Здесь так же как и везде, место для свечей в одном месте. Бог слышит и знает, за здравие или за упокой.

Каменный орел и голубь.

Нагулявшись вокруг и около гравного храма мы пошли внутрь. Фотографировать там нельзя. В сети куча фотографий внутри храма, но мне не удалось сделать снимков, служки на чеку. Вот только резной потолок на входе. О том как богато и золочено внутри можете догадаться сами) Но храм Эчмиадзин очень отличается от того, что я видела в Армении до и после него. Главный армянский храм и этим все сказано.

На территории монастыря есть, если можно так сказать, экспозиция, где на фото представлены все главные армянские монастыри. Я поняла, что в этой поездке мы и половины не увидели.

На окраине есть старое кладбище. И упирается оно в монастырь святой Гаяне. Мы туда не дошли, а над было бы. Гаяне одна из первых мучениц, погибших за становление христианской веры в Армении.

Почти все церкви в Вагаршапате посвящены женщинам мученицам. В Армении вообще существовал культ женщины до принятия христианства. И город Вагаршапат был центром почитания богини плодородия Анаит.

На территории Эчмиадзина много закрытой территории. Как в здания, вроде бы можно войти, а на самом деле нельзя. Так и заборчиками много огорожено. Ну и сам дом, в котором живет католикос, он тоже, конечно же, отгорожен. Но погулять тут есть где, места много. Так что если у вас есть желание побывать в Эчмиадзине и вы испытываете некую тягу к таким местам, вам точно стоит включить его в свой маршрут по Армении.

Географическая энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал армянской государственной картинной галереи, Дом музей… … Современная энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат) город в Армении, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом музей И. М.… … Большой Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армянской ССР. Известен со II в. до н. э. Исторический центр армянской апостольской церкви. Собор (303, перестроен в V и VII вв.) с колокольней (1653 58) и ризницей (1869). В соборе фрески (конца XVII XVIII… … Художественная энциклопедия

эчмиадзин - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом… … Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат) город республиканского подчинения, центр Эчмиадзинского района Армянской ССР, на Араратской равнине, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин и в 20 км от Еревана. 37 тыс. жителей (1974). В Э. заводы пластмасс, бытовых… … Большая советская энциклопедия

Эчмиадзин - город в Армении. Со 11 го в. до н.э. существовал город Варкесован; название произошло от личного имени и армянского аван – «селение». В 140 х годах царь Варгашак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат – «город Вагарша» (иран … Топонимический словарь Кавказа

ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно григориан. церкви. В нем расположены резиденция патриарха католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же … Атеистический словарь

Эчмиадзин - город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение. В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город … Топонимический словарь

Книги

  • История армянской церкви (до XIX века) , Аннинский Александр. Репринт с издания. Кишинев, тип. М. Я. Спивака, 1900. Оглавление: Армяне пред принятием христианства; Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви; Армянская церковь при первых… Купить за 903 руб
  • Ереван. Гарни. Гегард. Эчмиадзин. Аштарак , А. Григорян, А. Степанян. Книга посвящена архитектурно-художественным памятника Еревана и близлежащим к нему архитектурным комплексам. Хронологически охватывается материал глубокой древности (Эребуни), античности…

Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин. Это духовный центр и сердце христианства, куда стремится попасть каждый армянин, даже если он живет вдалеке от исторической родины.Город Эчмиадзин был основан при правлении Вагарша I - царя, правившего в Великой Армении в 116-144 годах новой эры и относящегося к династии Аршакидов. Вагарш перестроил древний город Вардкесаван и назвал его в свою честь Вагаршапатом. Почти триста лет город был столицей древней Великой Армении.

Современный - это в первую очередь исторический центр, куда стремятся попасть многочисленные туристы и паломники. Здесь находятся святыни Армянской церкви - резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор (303), базилика Гаяне (630), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694). Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г.Комитаса и дом-музей И.М.Иоаннисяна - знаменитого армянского поэта.

В конце девятнадцатого века в Эчмиадзине была основана духовная академия, которая долгое время оставалась единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой священников для Армянской церкви. В Эчмиадзине есть прекрасная библиотека, в которой хранятся древние рукописи и книги. Часть книг в начале двадцатого века перешла на хранение в Ереванский Матенадаран, но в библиотеке осталось более тридцати тысяч бесценных экземпляров.

Необыкновенно красив и гармоничен Кафедральный собор Святого Эчмиадзина, представляющий собой прекрасный образец древнеармянского зодчества. Крестообразное сооружение с центральным куполом, имеет массивные гладкие стены из туфа и создает впечатление незыблемой твердыни, являющейся олицетворением христианской веры. За долгие годы своего существования собор несколько раз перестраивался, а в восемнадцатом веке, внутри него были сделаны настенные росписи.

В состав Эчмиадзинского монастыря входит церковь Святой Рипсиме, являющаяся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 618 году на месте, где приняла мученическую смерть Святая Рипсиме. Красивая легенда, рассказывающая об истории основания Эчмиадзинского монастыря, повествует о тридцати семи девушках-христианках, живших в монастыре Святого Павла. Одна из них (Рипсиме), не согласилась стать женой армянского царя Трдата III, сказав, что она принадлежит только Христу, и царь в ярости повелел убить всех монахинь. После этой казни Трдатом III овладело безумие, от которого его излечил Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал в христианство и крестился, а Георгий Просветитель увидел сон, в котором ему явился Христос, указавший место для строительства храма. Позже в монастырский комплекс вошла церковь Святой Рипсиме и базилика Гаяне, которая являлась настоятельницей монастыря Святого Павла.

С давних времен Эчмиадзин являлся не только центром христианской веры Армении, он был и остается центром всей армянской культуры, местом, где зародилась армянская письменность, а многие поколения духовенства, жившие здесь, оставили после себя огромное наследие, в виде памятников литературы и живописи. В Эчмиадзине зарождались и развивались науки: медицина, философия, богословие, астрономия, математика. Здесь появлялось и развивалось армянское искусство - литература, живопись, армянская миниатюра, музыка и поэзия. Древнейший культурный и духовный памятник - Эчмиадзин - является бесценным сокровищем не только для Армении, но и для всего мира.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире