Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Генеральные штаты франции. Когда состоялся первый созыв королем генеральных штатов во франции Генеральные штаты год

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году , в период конфликта Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII .

Генеральные штаты являлись представительным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было вотирование налогов . Каждое сословие - первое , второе , третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны - , когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание - , Жакерия ) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе »). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей . С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, с начала XVI века они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в , , , и 1593 годах).

Генеральные штаты были учреждены французским королем Филиппом IV в 1302-м. Это было сделано для того, чтобы получить опору в лице влиятельных сословий для борьбы с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты имели в своём составе три палаты, в которых заседали горожане, духовенство и дворянство. Поначалу последние две набирались королем. Однако к концу XV столетия они стали выборными.

Принцип принятия решений

История Франции гласит, что каждый вопрос рассматривался каждой из палат собрания по отдельности. Решение принималось большинством голосов. Окончательно оно утверждалось на совместном заседании трех палат. Причем каждая из них имела лишь один голос. В таких условиях привилегированные сословия (дворянство, духовенство) всегда получали большинство. Им ничего не стоило между собой договориться.

Периодичность созыва

Генеральные штаты во Франции не являлись постоянным органом, как парламент в Британии. Периодичность их созыва установлена не была. Король собирал штаты по своему усмотрению. Созыв Генеральных штатов наиболее часто происходил во времена различных потрясений и политической нестабильности. Список обсуждаемых вопросов и продолжительность заседаний определял король.

Основные причины созыва

Генеральные штаты созывались для того, чтобы выразить мнение сословий по таким вопросам, как объявление войны, заключение мира и другим важным темам. Король иногда консультировался, узнавал позицию собрания по поводу различных законопроектов. Однако решения Генеральных штатов не были обязательными к исполнению и носили рекомендательный характер. Наиболее частой причиной созыва собраний являлась острая нужда Короны в деньгах. Французские короли нередко обращались к сословиям за финансовой помощью. На собраниях обсуждались очередные налоги, которые в то время вводились лишь на один год. Только в 1439-м король получил добро на взимание постоянного сбора - королевской тальи. Однако если речь заходила о каких-то дополнительных налогах, нужно снова было собирать Генеральные штаты.

Взаимоотношения между Короной и собранием

Генеральные штаты нередко обращались к королям с жалобами, протестами и просьбами. У них было принято вносить различные предложения, критиковать действия королевских чиновников и администрации. Но так как существовала прямая связь между просьбами Генеральных штатов и результатами их голосований по поводу запрашиваемого королем финансирования, последний нередко уступал им.

Собрание в целом не было обычным инструментом королевской власти, хотя оно и помогло ей укрепить позиции в стране и усилиться. Штаты нередко противостояли Короне, не желая выносить нужных ей решений. Когда сословное собрание проявляло характер, монархи на длительное время прекращали его созыв. Например, за период 1468-1560 гг. штаты были собраны всего один раз в 1484-м.

Конфликт между королевской властью и Генеральными штатами

Королевская власть практически всегда добивалась нужных решений от Генеральных штатов. Но это не означает, что собрание всегда безоговорочно подчинялось королям. Наиболее серьезный конфликт между королевской властью и штатами датируется 1357 годом. Он произошел во время городского восстания в Париже, когда король Иоганн был в плену у англичан.

В работе Генеральных штатов приняли участие преимущественно представители горожан. Они разработали программу реформ, которая получила название "Великий мартовский ордонанс". В обмен на предоставленное властям финансирование они потребовали, чтобы контроль за сбором налогов и расходованием средств осуществляло собрание, которое должно было обсуждать данные вопросы трижды в год без позволения короля. Из состава участников были избраны реформаторы, которые наделялись чрезвычайными полномочиями: право контроля деятельности королевских чиновников, увольнения и наказания их (вплоть до смертной казни). Но попытка Генеральных штатов подчинить себе финансы успеха не имела. После подавления восстания в Париже и крестьянских выступлений Жакерии корона отвергла все реформационные требования.

Полномочия депутатов

Выборные депутаты имели Их позиция по всем вопросам была четко регламентирована инструкцией избирателей. После того как депутат возвращался с того или иного заседания, он обязан был отчитаться перед своим электоратом.

Местные собрания

В определенных регионах страны (Фландрия, Прованс) в конце XIII в. начинают образовываться местные сословные собрания. Сначала они именовались консилиумами, парламентами или просто представителями трех сословий. Однако в XV веке за ними прочно закрепился термин "штаты". К этому времени они уже имелись практически во всех провинциях. А в XVI столетии к термину "штаты" начали добавлять слово «провинциальные». Крестьянское сословие в собрания не допускалось. Короли нередко выступали против некоторых региональных штатов, когда они оказывались под чрезмерным влиянием местной феодальной знати. Например, в Лангедоке, Нормандии и др.

Причины утраты Генеральными штатами своего значения

Генеральные штаты создавались в условиях, когда полномочия крупных феодалов были не намного меньше власти самого короля. Собрание было удобным противовесом местным властителям. На тот период они имели свои армии, чеканили собственную монету и мало зависели от Короны. Однако королевская власть со временем укреплялась. Французские монархи постепенно увеличивали свое влияние, выстраивая централизованную вертикаль.

В XV веке на основе королевской курии был создан Большой совет, куда вошли легисты, а также 24 высших представителя духовной и светской знати. Он собирался каждый месяц, но решения носили рекомендательный характер. В том же столетии появилась должность генерал-лейтенант. Они назначались королем из представителей высшей знати для управления провинциями или группами бальяжей. Централизация коснулась и городов. Короли получили возможность ограничивать горожан в различных правах, менять ранее изданные хартии.

Корона также проводила унификацию судебной системы. Это дало возможность уменьшить влияние духовенства. Ещё больше укрепило королевскую власть право собирать постоянный налог. Карл VII организовал регулярную армию с четкой иерархией подчинения и централизованным руководством. А это привело к тому, что средневековая Франция стала меньше зависеть от крупных феодалов.

Во всех регионах появились постоянные гарнизоны и воинские формирования. Они должны были пресекать любое неповиновение и выступления местных феодалов. Значительно увеличилось влияние на государственные дела Парижского парламента. Корона также учредила Совет Нотаблей, в котором заседали лишь высшие представители сословий (кроме крестьянства). С его согласия можно было вводить новые налоги. В результате усиления королевской власти Генеральные штаты во Франции постепенно утратили свое значение.

Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Еще по теме Генеральные штаты.:

  1. Можно ли в условиях договора генерального подряда обязать генерального подрядчика в случае его ликвидации перевести свои гарантийные обязательства на субподрядчиков?
  2. Во многих субподрядных договорах содержится условие о том, что вознаграждение выплачивается субподрядчику после того, как генеральный подрядчик получит соответствующее вознаграждение от заказчика. Правомерно ли такое условие? Заказчик не производит в установленные сроки расчеты с генеральным подрядчиком. Может ли субподрядчик обратиться в суд с исковыми требованиями об оплате выполненных им работ одновременно к двум субъектам: генеральному подрядчику и заказчику?
  3. Заказчик и генеральный подрядчик являются аффилированными компаниями, т.к. учредителем обоих юридических лиц выступает одно и то же лицо. Целесообразно ли включать в договор генерального подряда условия о предоставлении банковской гарантии и (или) о гарантийном удержании?

1) во Франции орган сословного представительства (духовенство, дворянство, третье сословие) при короле, созданы Филиппом IV Красивым в 1302 г. С XIV в. главной функцией становится утверждение новых налогов и денежных субсидий на государственные нужды; 2) в Нидерландах с 1463 г. высшее сословно-представительное учреждение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

франц. ?tats g?n?raux, голл. Staten-Generaal) - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва - создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. - совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов. Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин "Г. ш." появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 - нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля - Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания). В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963). Источн.: Mayer Ch. J., Des ?tats g?n?raux et autres assembl?es nationales, P., 1788-89. Лит.: Picot G., Histoire des ?tats g?n?raux, 2 ?d., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les ?tats g?n?raux et le droit d´imposer, Th?se, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19. А. А. Лозинский. Львов. В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. "Великая привилегия" (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение "Гентского умиротворения" 1576, "Вечный эдикт" и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос ("генералитетские земли" представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов. Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s´Gravenhage, 1916-30; Actes des ?tats g?n?raux des anciens Pays-B?s, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des ?tats-g?n?raux des anciens Pays-B?s, Brux., 1866. Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assembl?es nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49. A. H. Чистозвонов. Москва.

Дворяне и так называемое третье сословие, которое было единственным, кто платил налоги. Собирались они весьма нерегулярно, по необходимости, в связи с определенными событиями в стране и за рубежом. Подробнее об этом учреждении, его целях, связанных с ним интересных фактах, о том, когда произошел созыв первых Генеральных штатов во Франции, будет рассказано в сегодняшнем обзоре.

Условия появления

Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.

Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.

Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII - начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

Причины созыва

Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.

К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:

  1. Неудачи в войне с Фландрией.
  2. Большие трудности в экономическом развитии страны.
  3. Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.

Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина - это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.

На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

Структура и функции

По своей сути Генеральные штаты были органом совещательным, который созывался по инициативе короля в те моменты, которые были критическими для правительства, с целью оказания ему помощи. При этом главной их функцией являлось вотирование налогообложения, то есть в них проводилось голосование по вопросам о том, какие налоги могут вводиться в государстве.

Генеральные штаты - это орган, в котором заседали представители имущих слоев французского королевства. В его состав входили три сословия:

  1. Представители духовенства.
  2. Делегаты от дворян.
  3. Посланники от населения городов.

Под духовенством во вновь созданном парламенте подразумевались высшие его чины, такие как:

  • Архиепископство.
  • Епископство.
  • Аббатство.

Что касается дворян, то на первом этапе в штатах были представители крупных и средних феодалов, а делегаты от мелкого дворянства появились несколько позже.

Третье сословие в парламенте состояло из депутатов:

  • церквей;
  • монастырей;
  • верхушки горожан - от двух до трех депутатов от каждого города.

В него входили юристы, состав которых был приблизительно равен 1/7 части от всех Генеральных штатов.

Порядок проведения заседаний

Каждое из сословий заседало совершенно отдельно от двух других. Совместные заседания проводились всего лишь в двух случаях - в 1468 и 1484 годах. Если в позиции сословий были разногласия, то голосование проводили по сословиям. У каждого имелся только один голос, вне зависимости от того, сколько в нем присутствовало представителей. В таких случаях два первых сословия, как правило, имели перевес над третьим.

Депутаты в парламент выбирались в бальяжах и сенешальствах. Бальяжами во Франции назывались административные округа, которые были введены при короле Филиппе II Августе, правившем в период с 1180 по 1223 годы. Тогда все владения короля были разделены на 20 бальяжей. Сенешальствами назывались округа на юге Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов во Франции не устанавливалась. Этот вопрос решал король, руководствуясь политическими соображениями и другими обстоятельствами. Также он определял продолжительность проведения заседаний и вопросы для обсуждения. Далее рассмотрим, какими они были.

Вопросы для рассмотрения

Как уже говорилось выше, король приступал к созыву Генеральных штатов, когда ему была нужна поддержка сословий по различным поводам. В качестве примеров можно привести обсуждение таких вопросов, как:

  • 1038 год - конфликты с орденом тамплиеров.
  • 1359-й - заключение соглашения с Английской короной.
  • 1560, 1576,1588-й годы - ведение войн религиозного характера.

Однако самой частой из причин являлась нужда короля в денежных средствах. При этом он апеллировал к сословиям, выражая либо просьбу об оказании финансовой помощи, либо санкцию на взимание налога, которая действовала в рамках одного года.

Усиление роли

Усиление значения Генеральных штатов произошло в период Столетней войны, длившейся с 1337 по 1453 год. В тот момент королевская власть испытывала особую нужду в финансах.

Вскоре они стали претендовать на активную роль в управлении государством в период, когда в XIV веке вспыхивали восстания - Парижское 1357-1358 годов и Жакерия в 1358 году.

Причиной того, что у Генеральных штатов не получилось добиться прав, которые смог завоевать парламент Англии, явилось отсутствие договоренности как между городами, так и между сословиями, иногда перераставшее во вражду.

Конфликт с королевской властью

Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.

Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.

В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

Дальнейшая судьба

Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях - когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты - 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным - высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию Разделы этой страницы
Узкоколейные железные дороги кировской области
Общевойсковая тактика. Наступление. Общая тактика Способы передвижения при бое в городе