Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такой кул-шариф. «Души наших предков не будут нами довольны»: что не так с мечетью «Кул Шариф»? Когда построили мечеть кул шариф

Мечеть Кул-Шариф в Казани воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году войсками Ивана Грозного. Ее открытие приурочили к 1000-летию города в 2005 году.

Свое имя (тат. Кол Шәриф мәчете, англ. The Kul Sharif mosque) она получила в честь последнего имама города Кул Шарифа — потомка Мухаммеда, воина, поэта и мыслителя. Считается самой большой в Европе и мире, ее вместимость 1500-1700 человек. Очень красивая внешне и внутри. Функция мечети заключается в представлении татарского Ислама в мире.

Экскурсия по мечети Кул Шариф в Казани

Мы посетили Казанский Кремль и мечеть Кул Шариф с индивидуальной экскурсией “ ”. Гид Сергей — профессиональный историк и замечательный рассказчик! Слушать его интересно и увлекательно. Это не монотонная скучная лекция, а продуманное и приятное погружение в историю старой Казани. На сайте Tripster более 260 положительных отзывов о его экскурсии, и мы также поставили ему пятерку!

У Сергея есть около семи вариаций данной экскурсии. Мы выбрали обзорную по Казанскому Кремлю с посещением двух главных храмов: Благовещенского собора и мечети Кул-Шариф. Дополнительно оплачивается вход на территорию Казанского Кремля: 100 руб./чел. для взрослых, 70 руб. для школьников. Если пойдёте в Кремль без экскурсовода, то вход бесплатный. Бесплатный вход на территорию Кремля, в т.ч. для групп, после 20:00.

Есть и групповые обзорные экскурсии по Кремлю с посещением казанской мечети. Стоят они дешевле, цены от 600 рублей, но людей в группе будет больше. Проводят их другие гиды, не Сергей. На таких экскурсиях вы узнаете краткую историю Кул Шариф и сделаете фото внутри мечети.

Адрес мечети и где находится

Кул Шариф находится в самом центре Казани, в западной части Казанского Кремля и видна из многих точек города. Добраться можно на общественном транспорте до остановок «Центральный стадион», «Дворец спорта», «ЦУМ» автобусами: 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75 и др. Или на метро до станции «Кремлевская».

Адрес мечети Кул Шариф: ул. Шейнкмана, Казань, Респ. Татарстан, 420014.

Часы работы

Мечеть открыта для посещения с 9:00 до 19:30. При заказе вечерней экскурсии (только в сопровождении экскурсовода) можно посетить до 20:30.

Часы работы мечети Кул Шариф в Новогодние праздники:

  • 31 декабря с 8:00 до 18:00 (с 17:30 на выход);
  • 1 января с 10:00 до 20:00 (с 19:30 на выход);
  • 2-8 января - в обычном режиме.
  • Цена билета в Кул Шариф: бесплатно.

Кул-Шариф строилась и проектировалась в наши дни архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Мечеть представляет собой симметричное сооружение, в основании которого, пересекаются под углом 45 градусов, два квадрата — Исламский символ Бисмилла — “Во Имя Аллаха”.

Стены сооружения представляют собой восемь стрельчатых арок. Окна декорированы витражами. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Венчают мечеть восемь полумесяцев, все они обращены в сторону Мекки. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — здание пожарной части.

Мечеть в цифрах

  • Высота минаретов: 55 м (в некоторых источниках 58 м);
  • Высота купола в форме Казанской шапки (короны ханов): 36 м;
  • Диаметр купола: 17,5 м;
  • Вместимость мечети: 1500-1700 человек;
  • Вместимость площади перед мечетью (места для молящихся указаны зелеными квадратами): 10 000 человек;
  • Количество этажей: 5.

Правила посещения мечети Кул Шариф

На входе в мечеть дают платочки и юбки. Обувь снимать не надо. Внутри организовано большое фойе, зона для туристов со скамейками. Также есть смотровые балконы, откуда можно увидеть молельные залы.

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира.

Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

У Бога 99 имен, вообще их 100, но сотое сокрыто и явится только в судный день праведникам. Только они узнают сотое имя.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Макет мечети — произведение современного ювелирного искусства из золота и серебра, в традициях древнего татарского искусства, созданное русскими мастерами. Условный макет мечети Кул-Шариф в масштабе 1:80. Использовалась техника скани — создание из тонкой серебряной проволоки замечательных по красоте и сложности узоров. Комбинирование с финифтью — цветными эмалями, чаще всего бирюзой. Также во внешнем облике, белый камень с бирюзовым куполом и шатрами минаретов.

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное. Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные.

Тюльпан пришел в татарскую культуру и тюркский мир из древней степной истории. В степях живут не только барсы, а до сих пор цветет дикий тюльпан. На Новый год — Навруз, в день весеннего равноденствия, люди дарят друг другу луковицы тюльпана, как залог богатства, счастья, успеха и пожелание здоровья. Турки видели тюльпан, а к казанским татарам он пришел из сказок и легенд, поэтому так ярко выражен в искусстве и архитектуре.

Балкон


С балкона открывается вид на мужской молельный зал вместимостью 800 человек, а галерея чуть выше — для женщин на 300 человек. Мужчины и женщины молятся отдельно. Это забота о комфорте женщины. Для мулы специальный коврик и дальше рядами располагаются верующие. На ковре узор, который указывает места для молитвы.

Купол мечети

У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.

В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг.

С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.
В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.
Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Мечеть Кул Шариф в Казани является главной для мусульман Татарстана. Такое необычное название появилось в честь духовного лидера и великого деятеля Кула Шарифа. Он жил еще во времена ханства, в 16 столетии. Данный человек являлся государственным советником хана. Это был потомок Мухаммеда. Личность уважали и почитали. На территории крепости хана всего было 5 обителей. Кул Шариф являлся имамом мечети хана, которая славилась богатой библиотекой.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Посещение может выполнено самостоятельно так и в рамках групповой экскурсии. Для осмотра территории потребуется несколько часов. Удобно добираться на метро. Выход — станция «Кремлевская». На автобусе необходимо ехать до остановки «ЦУМ» (номера 22 и 89).

История

В 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Оборону по защите крепости возглавил Кул Шариф. Войска царя безжалостно атаковали стены. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Только в 1995 году началось строительство святыни на территории Казанского Кремля. Известно, что примерно на этом же месте находилась ханская мечеть. Однако точные координаты являются неизвестными. Прошлое строение отличалось величественностью и восхищало своим великолепием. Но описания являются скудными. Поэтому, полностью воссоздать общую картину было проблематично. Тогда в 1995 году объявили конкурс проектов. В нем принимали участие не только российские архитекторы, но и специалисты со всего мира. Задача была непростая, желающих проявить свое мастерство было много.

Будущая обитель должна была объединять в себе несколько символов. Предполагалось ее возвести в форме шатра. Такой тип строения был характерен для кочевых народов. Купол должен быть небесно-голубого цвета и напоминать по внешнему виду Корону Великого Хана. Сегодня головной убор хранится в столице, в Оружейной палате.

Результат превзошел все ожидания. Облицовку здания выполнили с использованием белого мрамора, его привезли из Челябинской области. На строительном материале высекли суры. Так называли специальные надписи из Корана.

Архитектура

Святыня получилась многоминаретной. Она состояла из четырех крупных минаретов и двух небольших. Также присутствовало 2 псевдоминарета. Самые высокие минареты в высоту достигали 57 метров. Само здание делилось на несколько частей. Нижний ярус был выделен под музей Исламской Культуры. Также тут же были предусмотрены помещения для омовения. На втором этаже был вход в обитель и раздевалка для посетителей. Третий ярус – зал для молитв. Четвертый этаж был предназначен для женского посещения. А пятый был отдан под смотровую площадку. Также тут находятся красивые балконы, которые пользуются у туристов повышенным спросом.

Внутреннее убранство

Попадая в вестибюль, вы сразу видите перед собой макет обители. Он изготовлен из серебра и драгоценных камней.

Это достаточно просторное помещение и светлое. Потолки имеют эффектный растительный и геометрический орнамент. Благодаря этому зал смотрится достаточно динамично. На стенах много интересных надписей на арабском языке. Много букв, которые выполнены в форме какого-то предмета.

Само здание стоит в направлении Мекки. В вестибюле много символичных мозаичных панно, отражающих данную тематику. На них изображается два города. На первой картине присутствует Мечеть Аль-Харам из Мекки. В ее центральной части есть Кааба. Так называли самую великую мусульманскую святыню. В переводе данное слово обозначает куб. Он накрыт покрывалом (кисва) темного цвета. На покрывале четко прослеживаются узоры из Карана. Каждый год кисва заменяется на новую. Части старого покрывала по частицам передаются верующим людям. Один из фрагментов кисвы находится у Шаймиева. Панно с двух сторон имеют символичные надписи — Аллах и Мухаммед.

Изображение города Мекка неслучайно. Именно в этом городе родился пророк Мухаммед. Из этого поселения еще в 7 веке пошло распространение Ислама. В 922 году религия дошла и до Волжской Булгарии. Изображение города представлено схематически. Святыня со всех сторон обнесена каменными постройками. На тот момент город считался развитым, инфраструктура необходимая для жизни была налажена. Была своя армия, народ занимался различными ремеслами. Экономика процветала. Сегодня в поисках достоверной исторической информации ученые проводят археологические раскопки. Находятся многие архитектурные памятники древних Булгар, которые по крупицам восстанавливаются. С 2014 годы все находки внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают своды ниши здания. Их отличает красивый небесно-голубой цвет. Выбор данной цветовой гаммы неслучаен. Он обозначает небо, место, куда обращаются молитвы мусульман. Одна из них выполнена в другой палитре. Она отличается наличием броского и яркого орнамента. Эту нишу называют Михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Примечательно, что мусульманами поклон совершается именно в данном направлении. Под стеклом у основания лежит небольшая часть кисвы. Она была подарена королем Саудовской Аравии в 2008 году. Если вы поднимите взор еще немного выше, то увидите надписи, выполненные в виде открытой книги. Так дизайнеры изобразили суры. Над текстом установлены медальоны.

С правой стороны от Михраба стоит кафедра со ступеньками. Отсюда зачитываются исповеди по пятницам и праздникам. Мусульмане отмечают два больших праздника — Курбан Байрам и Ураза-Байрам. Внутри минбара, прямо под куполом, вы заметите посох. Он выступает в роли символического напоминания о пророке Мухаммеде. При чтении исповеди пророк становился на определенную возвышенность. По традиции самой высокой точкой считается место Мухаммеда. Посох является своеобразным напоминанием этого. Имам произносит свою исповедь, становясь на один ярус ниже. Молитвы же произносятся на полу мужского молельного зала.

Пол в мечети имеет ковровое покрытие. Поэтому, как только вы заходите в зал молитв. Важно не забыть снять обувь. Напольное покрытие украшено дорогими персидскими коврами, которые сделаны вручную. Изделие было привезено в качестве подарка из Ирана для Республики.

Мужской молельный зал отличается богатым убранством. Стены украшены красивыми коричневыми медальонами, на которые написаны имена почитаемых Исламских пророков. А на стенах женского зала выбиты имена четырех праведных Халифов. В подкупольном пространстве красуется огромная люстра восхитительной красоты. Ее изготовили из высококачественного богемного стекла. Изделие создавалось по эскизам художников Казани. Светило укрепляется прямо под куполом. На нем есть надпись из Корана – Искренность.

В самом основании купола было сделано изображение сура из Корана. Данные слова по приданию произносили древние Булгары во время принятия ислама в 922 году. Так, в здании комбинируются корни духовного и мусульманского происхождения. Всего же в Исламе существует 99 имен Аллаха, которые раскрывают религию с разных сторон. Все имена золотыми буквами написаны на стенах. Они есть на витражах, куполе, окнах.

Музей исламской культуры открылся в 2006 году. Он является частью подразделения «Казанский Кремль». Для того чтобы попасть вовнутрь, необходимо воспользоваться цокольным этажом. Это единственный музей в России, который собрал в себя всю информацию об истории и культуре Ислама. Здесь вы сможете поближе познакомиться с тем, как жил тюрко-татарский народ Поволжья. Татары внесли большой вклад в ислам. Религия является источником культуры, образования, традиций. Экспозиция музея включает в себя три больших раздела. Они раскрывают особенности книжной культуры, эпоху реформаторства, цивилизацию всего Поволжья. Экспонаты дополняются различными мультимедийными вставками. Отдельного внимания заслуживает компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль».

Экскурсия по выставочным залам будет интересна, как взрослым, так и детям. Все информация представлена в доступной и познавательной форме. Главным экспонатом выступает интерактивный «Листающийся Коран». Он рассказывает о «Казанском издании» Корана, которое прославилось тем, что стало первой публикацией, сделанной мусульманами. Здесь вы сможете услышать сур Корана, узнать много интересных современных книг, рассмотреть поближе уникальные рукописи. Складывается ощущение, что вы на мгновение попадаете в прошлое, пронизанное тайнами и загадками.

Расположение музея символично. Оно находится прямо на территории Кремля, в главной обители Татарстана. Сама мечеть также выступает в роли основного материала памяти людям, которые погибли, сражаясь за город. Кремль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Место пользуется повышенным спросом у туристов. Каждый стремиться побывать тут, чтобы поближе познакомиться с культурой.

Мечеть 1996-2005 гг. возведения в плане выглядит как два квадрата, расположенных на пересечении под углом 45 градусов. Это известный во всем мире мусульманский знак, который обозначает благословение Аллаха. По углам монтированы четыре минарета.

Центральный вход осуществляется с главной молельной площади. Немного правее вы увидите цокольный этаж. Это и будет вход в музей. Возле двери будет висеть табличка.

Экспозиция музея поражает воображение. Общая площадь двух больших залов составляет 566 квадратных метров. Это единственный в мире крупный музей о тюрко-татарском народе. Основная цель работы музея заключается в распространении информации о религии, научно-исследовательской работе, в просвещении подрастающего поколения. Вся информация о культуре Поволжья и Исламе сгруппирована по темам. Процесс изучения покажется увлекательным. Раскрываются тонкости татарского восприятия религии. После экскурсии становится понятным, что татары внесли большой вклад в культуру и имеют богатую письменную традицию.

Музей работает каждый день, без выходных. Цена взрослого билета – 200 рублей. Дети, школьники и пенсионеры могут посетить выставку за 80 рублей. Для организованных групп стоимость ниже – 150 рублей для взрослых. Собираются группы по 15-20 человек.

Красотой культурного наследия хочется наслаждаться бесконечно долго. Мечеть стала главным украшением города. Здание уникально по своей архитектуре и имеет необычную архитектуру. Город хранит в себе многовековую историю — баталии, интернациональную дружбу, победы, потери, межконфессиональное единение. Все это соединяет в себе мечеть удивительным образом. Здание, действительно, является нечто особенным. Величие архитектуры трудно передать словами. Для того чтобы ее понять, необходимо все увидеть своими глазами.

Место поклонения и связи с Всевышним притягивает людей со всего мира. Народ до сих пор помнит героические подвиги хана и его вклад в историю. Архитекторам удалось воплотить всю полноту картины. Разрушенное когда-то здание вернули людям. Легендарное сооружение стало важнейшим для Татарстана, хранит память о защитниках Отечества. Символичная необычная форма сразу притягивает внимание. Мастерство татарских зодчих потрясло мир. Объект сумел объединить мусульманскую и православную общины. Внутреннее убранство полностью соответствует внешнему оформлению. Здесь есть мозаика, панно, росписи, ручная резьба, мрамор, дерево и т.д. Витражи и стекла создают ощущение тожественности. В концепцию украшения входит традиционный элемент — тюльпан.

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани - мечеть «Кул Шариф» - является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети номер один нашей республики - во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект - это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть - это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей - суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно - мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» - это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве - это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

Адрес: улица Кремлевская, 13

Режим работы: 9.00-19.30

Сегодня великолепное архитектурное сооружение - знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй, самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.

Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф , построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода , сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани , в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.


И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища , которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди - только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.


Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень , посвященный закладке мечети, и Пожарная част ь, выстроенная в стиле самой мечети.


Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования . В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.

Сооружение мечети, сориентированное точно на Мекку , организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман - «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» - легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир - символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана , означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.


Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных, цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр, музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы керамика , роспись , резьба по дереву и камню, римская мозаика , аяты Корана и 8 полумесяцев . Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства - хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.


Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади,

а чтобы посетить Музей ислама , нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны.


Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума.

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Мечеть Кул-Шариф начинает свою историю от Казанского ханства. Древняя мусульманская святыня, была одной из пяти мечетей казанского Кремля. Храм обладал восемью минаретами, чем не могла похвастаться ни одна мечеть мира. В 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, величественная постройка пала жертвой разрушений.

В 1996 году на месте утраченной мечети началось строительство новой. Работникам понадобилось десять лет, чтобы перед глазами жителей города возник белоснежный архитектурный комплекс с синими куполами устремленными в небо. Название храма таит отсылку к своей предшественнице. Кул Шариф — последний имам погибший при штурме войсками Ивана Грозного храма. Источники повествуют, что мужчина возглавил оборонный отряд и был последним сброшен с крыши мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани является комплексом из трех элементов. Кроме храма к нему относятся памятный камень и административная постройка. Площадь ансамбля равна примерно 19000 м² . Высота минаретов исчисляет 57 м, главный купол — 39, при диаметре 17,5 м. Внешний вид современная святыня позаимствовала у разрушенной мечети XIII века аль-Кабир.

Открытие комплекса было приурочено к 1000 дню рождения столицы. Мечеть позиционировали как крупнейшую в Европе, но фактически ни по одному параметру постройка не являлась рекордсменом. Но мечеть Кул-Шариф признана одной из крупнейших и занимает главенство в республике Татарстан.

В здании 2 зала отведено под музей, единственный повествующий о многогранной культуре и истории ислама у населения Поволжья и Приуралья. Экспозиция раскрывает вклад татарского народа в религию и отображает влияние веры на формирование нации. Посетить музей можно даже в праздничные дни, но часы работы сокращены. В главном зале хранится коллекция изданий Корана на разных языках и книги с фамилиями людей, пожертвовавших средства на строительство святыни.

Главный купол напоминает казанскую шапку — головной убор из традиционного одеяния ханов. Окна купола выполнены в форме тюльпана. Также в сооружении использованы очертания знака, символизирующего в мусульманстве благословение Аллаха.

Внутреннее убранство выполнено из челябинского мрамора, двери — из краснодарского дуба. Все осветительные приборы, от массивной двухтонной люстры, до самых миниатюрных изготовлены по чертежам татарских мастеров в Чехии из хрусталя и цветного стекла.

Мечеть расположена на территории Кремлевского комплекса в самом центре Казани. Ближайшие остановки автобусов:”центральный стадион”, “батурина”, “дворец спорта”. Короткий, но живописный путь открывается от одноименной станции метро. Вход на территорию комплекса свободный. Даже ночью можно полюбоваться белоснежной архитектурой в свете причудливой иллюминации, так как проход через Спасскую башню открыт круглосуточно.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Грузия: площадь территории без Абхазии и Южной Осетии Грузия столица глава государства государственный язык
Морж - удивительный мир животных
Правила перелета с грудным ребенком