Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Медитационный ретрит. Мой опыт прохождения ретрита в медитационном центре Dipabhāvan на Самуи. Кратко о медитации

Итак, друзья, начну пост с того, что для меня ретрит в Медитационном центре Dipabhavan кончился раньше срока, но дал мне очень многое, сдвинул мое мировоззрение. Я всегда склонялся к Б уддизму, там это только подтвердилось.

Для меня пребывание в медитационном центре Дипабаван оказалось на грани. Мой организм мог сдаться и не потому что было сложно, было нормально, т.к. многие монахи живут так же, и не 7 дней, годами! А потому что я отправился на ретрит после заболевания, как оказалось не простого…

Обо всем по порядку ниже. Так же хотелось бы изложить каждый день пребывания в отдельности (это я обязательно напишу на сайте dipabhavan.ru) и обратить ваше внимание, уважаемые читатели на то, почему стоит посетить медитационный центр, ради чего.

Ведь 7 дней ретрита - это лишь малая часть обучения, за которой должно следовать длительное самообучение и изменение мировоззрения. Т.к. это больше духовная практика, и лишь часть как тренировка тела совместно с сознанием. Чтобы добиться успехов в трех видах медитации , которые практикуются в центре (медитация анапанасати - сосредоточение на своем дыхании; медитация при ходьбе - сосредоточение на мельчайших этапах своего шага; медитация любящей доброты - одно из четырех состояний ума).

Как я уже писал в предыдущем посте, название «Dipabhavan» в переводе с языка пали означает место развития света. О чем написано на табличке у входа в центр.

В центр Dipabhavan можно попасть от нескольких точек отправления (мест сбора), на которых вас подбирает пикап и бесплатно доставляет к месту.

Я отправлялся от отеля Utopia Resort на пляже Ламай. Пикап появляется тут в 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00. Я в быстром темпе сгонял до Ленара, который поселился в районе TESCO Lotus на Чавенге, чтобы доставить его до Utopia Resort и оставить ему байк (теперь жалею, забрать байк не могу) на 7 дней. Подвез его в 13:55 и поехал за рюкзаком домой, попрощался с женой и дочкой и в 14:00 был на месте, когда пикап уже готов был отправиться без меня:). Хорошо, что я предупредил, что поеду за рюкзаком.

Итак, пребывая в медитационный центр необходимо пройти инструктаж, ознакомиться с расписанием ретрита, что разрешается делать, что запрещается, в общем вводят в курс дела. Так же вам покажут территорию. Первый день пребывания в центре называется «нулевым днем».

В курс дела вводит русский парень Кирилл, который все расскажет, ответит на вопросы и позже покажет территорию на Boundary Tour.

Территория центра Dipabhavan поражает, наверно, не только меня. Все здания гармонично утопая в лесу соединены красивыми дорожками и лесенками, центр просто утопает в зелени среди гор острова Самуи. На пальмах росли бананы и кокосы, которые подавали к обеду, видел и папайю.

В центре необходимо придерживаться правила гармонии с природой, т.е. не убивать насекомых, птиц, животных (ну эт оя загнул), в общем никак не нарушать жизнь муравев, паучков, даже комаров, по сути, убивать нельзя. Но мне было и не нужно, кто-то мазался мазью и брызгался разными средствами, меня же закаленного Сибирскими лесами комары не кусали или я их не чувствовал совсем, не чесался и не переживал по этому поводу. Видел всего пару раз комаров за все время пребывания.

Все было здорово, начался «первый день тишины» из семи! Расписание действовало с отклонением в +/- 10 минут не более. Но, оно было реально жестким, вставать нужно было, по сути, ночью - в 4:30. Смотрите сами.

Но это была тренировка тела, а главное ума. Чтобы все понять нужно прочесть много теории, а главное послушать монахов медитационного центра. Правда минусом было понимание того что говорят (даже я на 50% понимал только) на английском. Но компенсировалось это лекциями с Таном Хубертом, буддистским монахом с Польши, который достаточно, для понимая сути вещей, говорил по русски. На 3-й день пребыаания у всех была возможность записаться на интервью с ним, нарушив обет молчания. Обет молчания нарушался несколько раз - при приеме пищи, т.к. читалось наставление «Food Reflection», когда пели мантры (Chanting), и когда нужно было обратиться за помощью (в экстренном случае). Так же при нарушении правил (фотографировать - нарушение правил, кстати) к человеку обращались и просили прекратить нарушения, он мог ответить (оправдаться) :).

Первые 2 дня я питался фруктами, потом попробовал по истинне вкусную местную еду, после чего у меня сильно заболел живот, но я полагаю, лишь из-за моего недомогания и из-за нарушения сыромоноедения. Я смешал рамбутаны с бананами, это было 1-й моей ошибкой . Усугубилось все еще принятием чая вечером, т.к. мне нужно было что-то есть, если сыромоноедить - я привык наедаться нормально, и кушать когда захочу. На этот случай я привез с собой 2 кг рамбутанов и немного манго, некоторые из которых не дождались своего часа из-за жары!

В общем, и бессонные ночи, когда я ворочался и не мог уснуть (больше из-за подушки наверно, т.к. лучше спать на деревяшке и полезнее), головные боли из-за воспаления (синусита или гайморита), потому что я сморкался часто, заставили меня после очередного обеда принять таблетки.

Их мне выписал врач перед поездкой в центр, и это стало 2-й моей ошибкой . Я почувтсвовал себя еще хуже, как сказал Кирилл (я ему сообщил о недомогании) что таблетки и сыромоноедение (т.к. он занимался сам) не совместимы. Я должен был знать об этом за ранее. Я знал, но уже сдавался. Просто прочищал нос раствором морской воды, типа АкваМариса, которую выписал врач, не пил таблетки и не брызгал лекарство, до этого.

3-й ошибкой стало добавление (брызгал) сильнодействующего лекарства, т.к. была головная боль, я думал что из-за обострения насморка.

Но, я как-то выдержал ночь, наконец-то выспался и на утро сказал Кириллу что мне стало лучше. Вечером же следующего дня все началось с начала. Я решил переходить на местную вегетарианскую пищу и, наконец, попробовал ее немного и заел все не очень хорошим (т.к. он еще после обеда постоял 2 часа на солнце) арбузом. Признаться, пока там готовят, некоторые кусочки фруктов (арбуз, ананас) уже значительно стоят и уже разваливаются, по вкусу как начинающие (слегка) бродить фрукты, и это правда. Но остальная пища свежая и обалденного вкуса, я помаленьку попробовал все блюда в тот день, это было 4-й ошибкой, которую мой организм мне не простил…

Я не мог пойти на вечернюю медитацию свалился в кровать, провалялся долго, так и не мог уснуть из-за сильных болей в голове, в области висков, бровей и в области гайморовых пазух (это во лбу, мне делали операцию несколько лет назад, лазером вычищали все внутри).

Провалявшись до часу ночи, понял что к утру вряд ли станет лучше, а вставать в 4:30…

Я, с шатающейся головой подошел к Кириллу и попросил вызвать машину до Bangkok Hospital Samui. Заехав по пути домой, бросив рюкзак, сообщив Жанне все и забрав полис, мы с водителем двинулись в госпиталь. Параллельно Жанна созванивалась со страхвой, как всегда долгое реагирование и наконец, в 2 часа ночи меня принимает ОБЩИЙ врач, который мне пмочь никак не может, кроме как дать обезбаливающее, по его подозрению - это синусит, как и оказалось позже. Но ENT Doctor, т.е. ЛОР врач будет только завтра и можно лишь записаться к нему на прием!

В общем… не буду расписывать всех подробностей, на примем я к нему попал, но только через день, т.к. шел проливной дождь и добираясь с Ламая до Чавенга, где находится Bangkok Hospital, я опоздал на прием, хотя мне четко сказали до 18:00 могу смело появиться. Я появился в 17 часов, доктор ушел в 16:00… я ничего не стал доказывать, тем более, что на следующий день меня без проблем посмотрели… Но, опять настаивали на приеме антибиотиков, на что я выбрал более щадящее лечение.

Высыпаюсь, становится лучше. Но проблема не исчезла, а так хочется вернуться в медитационный центр, чтобы попрактиковаться в медитации и приучить свой организм к вегетарианской пище…

Я думаю заехать туда в любом случае, поговорить с Кириллом о развитии и наполнении русского варианта сайта и объединении людей, посетивших ретрит.

Ждите полноценные посты про каждый прожитый день в медитационном центре!

В подтвержении серьезности моих намерений, я создаю сообщество на Live Street движке для людей, которые прошли ретрит и которые только собираются сделать это. Приглашаю на сайт

Медитационный центр Dipabhavan на острове Самуи приглашает всех желающих для изучения практики медитации. Занятия проходят в виде ретритов - еженедельных курсов практики медитации. Английская группа - ежемесячно, с 20 по 27 число каждого месяца.

C января по апрель проходят также занятия отдельно для рускоговорящей группы. Программа ретрита полностью на русском языке. День заезда и регистрации - последний день месяца, завершение ретрита - утро 7-го числа.

Участие в ретрите - полностью бесплатно. Однако, медитационный центр существует на добровольные пожертвования участников предыдущих ретритов, поэтому пожертвования приветствуются.

Кратко о ретрите (информация от организаторов):

"Это будет уникальный опыт для тех, кто никогда раньше не занимался медитацией. Но и те, кто уже знаком с медитацией, увидят, что подход к практике в “Dipabhāvan” предлагает перспективы отличные от любого другого места. Так как в медитации исследуется человеческий ум, который является обширной, глубокой и многогранной сложной системой, вас ждет много красивых и приятных, а порой очень сложных моментов. Вы бросите вызов глубинам своего сознания. Если вы будете продолжать практиковать медитацию, то сможете испытать чувство, находящееся за пределами обычного счастья. Мы надеемся, что вы сможете найти более глубокий смысл в жизни и обретете абсолютно новый мир, свободный от страданий и привязанностей, в котором все спокойно и гармонично, где человек неотделим от окружающей среды."

Ежедневное расписание ретрита:

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается

На 7 дней, вы оказываетесь полностью оторванным от мира, на живописном склоне горы, в окружении джунглей и с живописным видом на океан, в молчании. Так часто мы куда-то бежим, что-то делаем, и говорим без умолку, не находя времени для самого себя.

И вот я решился - всё, еду на ретрит! Загрузил полный дом еды и воды, чтобы в мое отсутствие было все необходимое для жизни, купил себе тайскую одежду, закрывающую колени и плечи, и 20 ноября, собрав небольшой рюкзак с самым необходимым, я сдал свой мопед, на котором ездил по Самуи уже 2 месяца, и отправился пешком в сторону точки встречи - отель Утопия (Utopia hotel) на пляже Ламай к 13-00.

Там я встретил таких же ожидающих, русских, и в ожидании трансфера до медитационного центра Дипабхаван (Dipabhāvan Meditation Center at Samui) мы провели полчаса в беседах. На удивление, несмотря на то, что ретрит был английский, среди ожидающих были в основном рускоговорящие участники. Впоследствии оказалось, что количество русских составляет примерно половину всех участников, и приятно было то, что организаторы проводили для нас часть занятий отдельно, на русском языке.

В медитационном центре нас ознакомили с правилами жизни, распорядком и проживанием на территории центра Дипабхаван. Из непривычных вещей, было - ранний подъем - в 4-30 утра , только вегетарианская еда (которая оказалась вкусной и сытной), и сон на деревянной кровати без матраса (к этому привыкнуть было чуть сложнее). И молчание. К этому привыкнуть было чуть сложнее.

Молчание - это удивительный личный опыт. Когда тебе не нужно говорить, здороваться и прощаться, говорить что-то "между прочим", когда внешний приток информации останавливается, в определенной момент наступает внутренняя тишина и спокойствие. Сначала ты начинаешь слышать свои мысли - их много, и в тишине их голос звучит громко, они сменяют одна другую и ум беспокойно следует за ними. Но на 3-4 день медитации ум успокаивается настолько, что привычные сложные вопросы, которые раньше требовали долгих рассуждений и умозаключений, решаются в один момент. Уходит сомнение, путанность, туманность. Приходит конкретность, ясность, определенность.

Жизнь - это удивительная вещь. В молчании и внутренней тишине все краски жизни, звуки, ароматы природы джунглей врываются в тебе со всей страстью, заполняют органы чувств и ты растворяешься в этом бесконечном мире новых впечатлений. Ощущение - что ты спал, долго спал и вот ты пробуждаешься, и чувствуешь первый лучик жизни, утреннюю прохладу, запах моря, цветов, чирикание птичек, стрекотание цикад, шум ветра, шелест листвы и веток пальм. Даже дождь, ливший несколько дней нескончаемыми потоками, радовал своей мощью, обильностью, и густым насыщенным шумом.

За семь дней, проведенных в медитационном центре Dipabhavan, с ежедневным подъемом в 4-30, йогой, медитациями, я понял очень простую вещь - для достижения своих целей, обретения покоя, мудрости и счастья необходима постоянная практика осознанности. Для развития осознанности часто используют медитацию. Но медитация - это всего лишь техника. И важно не то, насколько твоя техника лучше или хуже других. Важно то, как часто ты ее практикуешь, насколько в течение дня ты осознаешь себя, свои поступки, мысли и желания.

Ретрит - это и испытание. Некоторые уезжают с ретрита до его окончания. По разным причинам, хотя наверное внутренняя причина всегда одна - "это не для меня, у меня есть что-то поважнее". Наверное, время еще не пришло. Время осознать себя и свои мысли, время начать жить для себя. Мне повезло, что на моем ретрите практически никто не уехал (за исключением одной семейной пары, где жена приехала на ретрит повторно и привезла с собой мужа, а он заболел в первый же день).

На ретрите находишься в стесненных условиях - 7 часов сна на деревянной кровати и подушке, фиксированное расписание, маложирная вегетарианская пища.

В тишине и молчании, когда вся ненужная "шелуха" отпадает, ты узнаешь и чувствуешь людей гораздо тоньше, глубже, проникновеннее. И начинаешь замечать во многих отражение себя.

На третий день тишины, появляется осознание того, что люди вокруг продолжают общаться даже в полном молчании, и все самое главное можно выразить мимолетной улыбкой, взглядом, жестом. Вся глубина человеческих чувств и эмоций раскрывается в безмолвии.

Ретрит - это испытание еще и потому, что в отсутствии постоянной болтовни, внешних контактов и притока новой информации, твой собственный внутренний мир пробуждается во всем своем многообразии. И как в сказочном лесу, мысли оживают и разговаривают на все голоса. Все прожитое и пережитое, детские и взрослые обиды, разочарования, ошибки, оценки, недосказанности выходят на поверхность, подсознание как будто открывается, и справиться с этим бывает нелегко.

На ретрите учат быть наблюдателем, сохранять нейтральность, и отделяя себя от всего происходящего в твоей голове, наблюдать, наблюдать, наблюдать...

Медитация в молчании в джунглях... Практика, практика, практика...

Первые 2 дня пролетели как один миг... Подъем в 4-30 утра, темнота, холодно, ночные джунгли. Идешь по дорожке на утреннюю медитацию. Тело ноет после сна на жесткой деревянной кровати и деревянной подушке. Хочется спать и прилечь на что-нибудь мягкое...

В дормитории, где мы обитаем, царит своя жизнь, как в любом помещении, построенном в окружении тропического леса. От ночного соприкосновения с джунглями помогает москитная сетка, которая выдана каждому обитателю дормитория. Жизнь джунглей на Самуи весьма разнообразна, и хотя большинство обитателей миролюбивы по отношению к человеку, некоторые из них могут быть ядовиты.

Никого убивать нельзя. Ни муравья, ни комара, ни скорпиона, даже если заполз к тебе в кровать. Слава богу, ко мне скорпионы не заползали, а моего соседа сколопендра укусила ночью за ухом. Ухо конечно опухло. Но - если обнаружил жизнь у себя в постели - возьми миску и аккуратно вынеси обратно на природу. Надо стремиться жить в мире с окружающей природой и ее обитателями.

И боль, боль в коленях, суставах ног и плеч, в мышцах спины. Здесь осознаешь, насколько тело не тренировано, отвыкло от физических нагрузок, лишено активности и гибкости в обычной жизни, насколько утратило силу, упругость и пластичность. А ведь не так давно, в детстве, я легко кувыркался на жестком полу, и нигде ничего не болело...

Возвращаюсь в темноте в дормиторий, чуть запоздал. Темно, свет погашен и все уже спят. Надо бы конечно проверить, не заполз ли кто ко мне, но сил уже нет, фонаря тоже, поэтому быстренько рукой пощупал, никто вроде не зашипел, можно ложиться и спать - завтра подъем в 4-30...

Для того, чтобы ощутить всю силу бытия в молчании, при полном отсутствии связи с внешним, прошлым миром, это надо ощутить. Полностью меняется восприятие мира и себя. Нет пустых разговоров, замечаний, оценок, критики... Ничего лишнего, что обычно мы называем как "радость человеческого общения".

Но вместо этого начинает говорить твой ум. Мысли оживают, и освобожденный ум начинает с тобой общение. Память просыпается во всем своем великолепии и глубине. Перед глазами проплывают подробные картины из прошлого. Ох, лучше бы этого не было! Ты пытаешься медитировать, а вместо этого ум пытается ускользнуть, отвлекая порой так сильно, что трудно вернуться в настоящий момент и вспомнить про дыхание и наблюдение за ним.

Но ты продолжаешь наблюдать. Сначала это трудно, но затем, постепенно, ты можешь отделить себя, свое "Я" от картинок и воспоминаний, прошлого опыта, оценок и суждений, и это плавно растворяется и уходит.

Когда мы что-то сильно переживаем, и пытаемся забыть, это оседает в подсознании, таится в глубине нас и влияет на всю твою жизнь. Когда ты это отпускаешь, не прогоняешь с силой, а именно отпускаешь, легко и без эмоций, как нейтральный наблюдатель, ты лишаешь эту мысль энергии, и она оставляет тебя.

Ты освобождаешься, сбрасываешь с плеч тяжелый груз, спина распрямляется, в ногах появляется небывалая легкость, и все краски, звуки и запахи мира как будт оживают и вновь радуют тебя. Зажимы и блоки сняты, энергия свободно циркулирует по всему телу, и ты можешь идти по жизни легко и свободно.

Счастье или страдание?

В Буддизме объясняется механизм возникновения "простого человеческого счастья". Это просто - если человек голоден, то еда сделает его на время счастливым, если устал - то минуты отдыха подарят счастье... А если я постоянно пребываю в сытости, веселости и лени, то меня сложно осчастливить. Поэтому так важны для нас чередование:минуты усталости и отдыха, проголодаться хорошо перед обедом...

Умение отпускать

Бывает, нас что-то задевает, цепляет, обижает. Мы переживаем, страдаем и стараемся забыть, или еще хуже - злимся на того, кто нас обидел. Испытывая негативные мысли, мы впустую растрачиваем свою жизненную силу, основу нашего счастья, успеха, ощущения гармонии и радости всей жизни. Наша защита ослабевает, переживания накапливаются все быстрее, и любая последующая неприятная ситуация ранит нас сильнее.

Возможно ли выйти из замкнутого круга неприятностей и разочарований, выйти к свету счастья и гармонии? Для начала необходимо понять, что как говорили мудрецы, "у каждой медали две стороны". Буддизм тоже учит нас - у любого события может быть две оценки - в зависимости от точки зрения. Очень простой пример - нас кусает комар. Для комара это благо, для нас неприятный зуд. Но главное - даже для укушенного комаром это может быть либо небольшой зуд, который никак не влияет на чудесный отдых в тени на берегу моря, либо бурное негодование ко всем комарам на планете, и как следствие, изменение общего отношения к ситуации - отдых уже не так прекрасен, как был 5 минут назад. Вот так просто, один или два комара могут изменить то, страдаем мы или наслаждаемся в данный момент. Не то, что происходит вокруг нас, а наше отношение к ситуации определяет нашу жизнь. И если мы изменим свое отношение к происходящему, если научимся "отпускать", возможно в ближайшее время мы ощутим бОльшую радость и гармонию. Важно еще уметь отпускать. Отпускать - значит отделить себя, свое Я от происходящего, и наблюдая за ним как сторонний наблюдатель, позволить ему свободно уйти. Не прогонять, не отталкивать с силой, а просто отпустить - как мы разжимаем руку, в которой лежит перо, и оно свободно парит, подвластное воле природы.

  • Что взять с собой на ретрит:
    - Свободную одежду (например, рубаха и штаны «рыбака») на 7 дней. Шорты, майки и прозрачная одежда – запрещены. Одежда должна покрывать колени и плечи. Пожалуйста, оденьтесь таким образом перед прибытием в медитационный центр. Не обязательно надевать белые вещи во время ретрита.
    - При входе во все здания нужно будет снимать обувь. Тапочки или шлепанцы – наиболее подходящая обувь, которую можно быстро снять.
    - Личные туалетные принадлежности, репелленты от комаров, полотенце, ручное зеркальце для бритья.
    - Дождевик (во время сезона дождей).
    - Фонарик, батарейки.
  • Участнику ретрита необходимо прибыть в день начала ретрита в 13-00 к одному из мест встречи, предварительно зарегистрировавшись на сайте Дипабхаван.
  • На протяжении уже 7 лет, я знал, что на Самуи, где мы зимуем, есть ретрит. Его посетило много моих знакомых и многие очень его рекомендовали, но я не решался туда сходить, да просто небыло надобности.

    Так в чем же заключается надобность, и что такое ретрит спросите вы.

    Последний год был одним из самых сложных в моей жизни, он забрал всю мою энергию и я начал терять себя.

    По приезду в этом году на очередную зимовку решение «идти» пришло само самой. Нас приехали навестить Дима и Настя, наши старые самуйские друзья и ошарашили новостью, что они теперь работают волонтерами в этом ретрит-центре. Один разговор, пара доводов и я уже побежал оставлять заявку на сайте.

    В моей голове была картинка, что такое ретрит: собирается кучка людей, уходят в горы и молчат 7 дней, копаясь в себе, подметая джунгли, но все оказалось ровно наоборот, но давайте по порядку.

    Пришел долгожданный день Х. Забив холодильник под завязку, и крепко обняв жену и сына, я сел на байк и помчался.

    Первый день —день регистрации, которая началась в 12 и заканчивалась в 16. На регистрации все проходили собеседование с волонтерами и буддистскиммонахом, духовным наставником нашей группы. Спрашивали, почему мы здесь и чего мы ждем от ритрита, делали инструктаж и закрепляли за тобой вид работы, которую ты будешь выполнять на протяжении этой недели. Так как я приехал почти последний, то мне досталась уборка туалетов))) Карма она такая)

    Я был готов к максимальной аскетичности места, я был готов спать в джунглях на циновке с деревянной подушкой, но для некоторых это было шоком и после первой же ночи один участник ретрита уже отправился домой.

    Вечером объявили старт, недельное молчание вступило в силу и я погрузился в сладкий сон, разогнав огромных ящеров над своей кроватью, подоткнув маскитную сетку под тоненькую циновку и взбив деревянную подушку. В джунглях спится отлично, для меня звуки природы близки, но для многих может казаться, что вы спите на какой-то лесопилке. Цикады, лягушки, птицы и прочая невидаль создает просто симфонию странных звуков.

    4-30 утра подъем. Очень громкий гонг прям над головой просто ошарашивает тебя и заставляет тут же вспрыгнуть с кровати. У тебя есть 30 минут привести себя в порядок, почистить зубы и дойти до места проведения утренней медитации.Принимать душ крайне не хочется, тк скорее всего вода берется прям из водопада, который шумит поблизости, и о температуре воды которого я знаю не понаслышке.

    В 5 утра в медитационном зале мы разобрали маты, сели на пол и нам начали рассказывать, что такое медитация да и вообще вводить в курс дела. Вот тут у меня начался диссонанс. Я думал, что я попадаю в место, где я буду думать и копаться в себе дни напролет, буду прорабатывать какие-то мысли и раскладыватьв алфавитном порядке.

    Но цель медитации заключается в том, чтобы не думать,

    не пережевывать жвачку мыслей, а сконцентрироваться и прожить единственный и исключительный момент настоящего. И это для меня, да и не только для меня оказалась практически невыполнимой задачей. Было два вида практики: сидя ипри ходьбе. На первой мы пытались сконцентрироваться на дыхании, на второй — на шагах.

    На словах все просто, что там, выдох-вдох, шаг-другой. Но как доходит дело, мозг просто бомбардирует твою голову всякими мыслями: прошлое, настоящее, будущее, проходит 10 секунд и ты уже не помнишь ни о шагах, ни о дыхании. По истечении 5 дней, когда ты уже научился отметать мысли, до тебя доходит, что большую часть времени мы живем или мыслями о прошлом или мыслями о будущем, которые не всегда приятны и позитивны, но не живем настоящим, у нас практически атрофировано ощущение здесь и сейчас. В самом начале ретрита у нас отняли инструмент бегства от реальности, инструмент, который для большинства из нас спасательный круг из идеального мира лайков и репостов.

    Медитация длится 30 минут. Слава богу, кто-то из наших друзей в прошлом году рассказал нам, как надо правильно сидеть, чтобы разгрузить позвоночник, и только благодаря этому сидячие медитации у меня не вызывали болей в спине и ничего не затекало. За 30 минут мозг просто выматывался… Он накидывает мысли на твой вентилятор, а ты его не можешь включить.

    У нас были перерывы и свободное время. Практически все в эти перерывы спят, мозг просто выключается от перегрузки и засыпает. Тебе уже не важно какой температуры вода в душе и как мягка твоя подушка.

    Ни разу не занимался йогой, но разминка на рассвете очень бодрила и заряжала энергией.

    Полноценно кушали мы всего 2 раза в день, плюс был полдник с чаем и бананами. Я был уверен, что я буду ходить голодный. Завтрак и обед, да еще и без мяса для мужчины это слишком мало, думал я. Но первый день дал мне понять, что это ровно столько, сколько надо организму. Я начинал ощущать голод за час до завтрака, ровно после йоги. Кормили вкусно и с запасом, еды хватало всем, можно было брать добавку. Единственное, что не зашло — тайский десерт, тыква в какой-то разбавленной водой сгущенке.

    Были ли мысли плюнуть и уйти? Они есть наверное у всех новичков. Но они заканчиваются на 3, 4, 5 дне медитаций. Ты начинаешь понимать что к чему, ты понимаешь, как работает твой мозг, ты понимаешь, какие вещи делают тебя несчастным, а на самом деле это всего лишь игры твоего разума, и рандомайзером который решает, улыбаться тебе или грустить можно управлять. Когда ты научился выкидывать мысли из головы и первый раз ощутил чистое состояние здесь и сейчас, наступает спокойствие и умиротворение. И в середине ретрита уже появляется 3-я практика — Метта, которая наполняет тебя добротой и любовью. Именно после нее, я опять почувствовал себя собой. На мое лицо вернулась улыбка. Я вернул то, что потерял, я вернул ощущение себя.

    Цены за ретрит нет, там работает система донэйшн. Ты сам определяешь сколько стоит то, что ты получил…

    Статья была написана в 2014 году и требует обновления

    Спать на деревянной подушке, вставать в 4.30 утра, не есть после 12 дня, — я думала, это будет самым сложным на ретрите. Как же я ошибалась.

    Ретрит — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.

    На Самуи есть уникальное место, где заниматься духовной практикой можно на русском языке. Это место — медитационный центр Дипабхаван.

    О ретритах на Самуи я узнала давно, но из-за отрицательного предыдущего опыта все откладывала. В конце концов решилась больше из любопытства. Люди из России приезжают сюда специально на ретрит, тратя немалые деньги, может, тут действительно есть что-то стоящее, решила я и поехала.

    Расписание на ретрите :

    04.30 Подъем
    05.00 Утреннее чтение
    05.15 Медитация сидя
    05.45 Йога/Утренняя зарядка
    07.00 Медитация сидя
    07.30 Завтрак
    09.30 Разговор о Дхамме
    10.30
    11.00 Медитация сидя
    11.30 Обед
    14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
    15.00 Медитация при ходьбе или стоя
    15.30 Медитация сидя
    16.00 Медитация при ходьбе или стоя
    16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
    17.30 Чай\кофе
    19.30 Медитация сидя
    20.00 Групповая медитация при ходьбе
    20.30 Медитация сидя
    21.00 Время готовиться ко сну
    21.30 Отбой \ Свет выключается

    В прошлом ноябре, еще живя в Перми я посетила 4-дневный ретрит. Он показался для меня очень сложным, я не готова была принять динамическую метидацию, которую там практиковали, мне все казалось диким и неприемлемым для меня. Из-за такого опыта, на очередной ретрит я пошла, подготовившись как к войне, что морально, что физически. Взяла с собой и покрывало и подушку, и все, что могло еще хоть как-то пригодится мне на протяжении 7 дней.

    На ретрите практикуется тишина, поэтому разговоры не приветствуются, телефоны и пр. девайсы сдаются организаторам, а книги оставляются дома. Ни читать, ни писать, ни болтать не рекомендуется.

    По приезду каждому выдают москитную сетку, бутылку воды и одеяло. В женском дормитории встречает кровать, на которой предстоит спать ближайшие 7 ночей:

    Туалеты хорошие чистые, но при входе меня затормозила следующая надпись:

    Вольный перевод: возьмите шланг с водой в правую руку и вымойте свою..опу левой. После чего вымойте руки, вы будете чувствовать себя чисто и свежо.

    Не стыдитесь подтираться рукой. То, что выходит из вашего тела, не грязно. Это просто еда, которую вы съели. Вспомните ее приятный вкус, как хорошо повара ее приготовили и украсили. Теперь еда выходит, изменившись, поскольку все в нашем мире постоянно меняется. А вы можете сохранить 1-2 дерева.

    Благо, туалетная бумага продается в центре без ограничений, так что учится какать по-индийски не пришлось *good*

    Разговорились с девочками уже после 17.00, ближе к объявлению часа тишины. Девочки очень интересные. Одна из Дюссельдорфа. Родилась в России, в 6 лет вместе с семьей переехала в Германию. На русском говорит хорошо. Ее родители — свидетели Иеговы. Когда в 18 лет она захотела выйти из этого общества, они от нее отказались и уже 3 года с ней не разговаривает. Она живет отдельно.

    В 19.00 объявили тишину.

    Изо всех сил старалась уснуть на деревянной подушке, но в конце концов сдалась и достала свою. Спала неспокойно. Несмотря на москитную сетку все время казалось, что меня кто-то кусает, кто-то ползает…, но никого не было. Часто просыпалась. В 4:30 встала легко.

    Медитация сразу отделяет монахов от простых смертных. Обычно опоздавшие стараются не шуметь, наступать тише, но нет-нет да скрипнет пол, щелкнет сустав, зашуршит одежда. Монах заходит в зал бесшумно, словно ниндзя или приведение. Если глаза закрыть, то ни за что не понять, что рядом появился монах.

    Животные здесь живут своей жизнью. Йога. лежим расслабленные. Выгнали из головы все мысли. Дышим. Вдох-выдох…

    И тут в зал с бешеными глазами залетает кот, свирепо изогнув спину, он галопом скачет, стуча лапами по деревянному полу, пока его не выносят на улицу.

    Собака за кухней звонко лает на чужаков. О правиле тишины они и не ведают.

    Лекции построены вокруг 4 истин буддизма:

    1. Истина о страдании

    2. Истина о причине страданий

    3. Истина о прекращении страданий

    4. Истина о пути прекращения страданий

    Во вторую ночь спалось уже хорошо. Правда замерзла. Не понимаю, почему днем я спокойно засыпаю на деревянной подушке, а ночью могу только на мягкой.

    Медитация дается гораздо проще, чем в первый день. Теперь нам объяснили технику, стало понятно, что нужно не просто сидеть, а работать мысленно. На чем концентрировать свое внимание, за чем следить, какую технику применять, если сложно удерживать внимание на дыхании, а главное, зачем это нужно, к чему мы стремимся, зачем нужно спокойствие ума.

    Во время вечерней медитации второго дня достигла того приятного состояния, о котором говорил Тан Хуберт.

    Во второй день ушли 2 девочки, ушли незаметно, только увидела, что на медитации стало 2 свободных места.

    День третий

    Сегодня нам рассказывали о трех характеристиках жизни:

    1. Непостоянство — все меняется

    2. Несовершенство/неполнота — ничто не совершенно и не полно, нельзя достичь полного счастья.

    3. Безличность — нам ничего не принадлежит, ни машина, ни тело, ни сердце, ни разум (например, мы не можем заставить свое тело не стареть). Тело принадлежит нам даже меньше, чем машина. Машину мы выбираем, а тело нет. Все дано нам во временное пользование. После этой лекции возник вопрос: а что же такое я?

    Тан Хуберт рассказывает очень интересно. Университетским преподавателям бы поучиться у него. Такие сложные философские темы объясняет на бытовых примерах и всегда с юмором так, что каждой его лекции ждешь с нетерпением.

    Интересно, что почти все участники ретрита до 30 лет. Только 1 женщина и несколько мужчин в возрасте.

    Относительно организационных моментов. Все организовано хорошо и отлично работало бы, если бы все участники соблюдали правила. На обед дается ограниченное количество хлеба и фруктов, но часть людей считает, что им нужнее и берет по 2-3 куска хлеба. В итоге половине участников хлеба не хватает. Зачем брать по пять кусочков арбуза, если за тобой очередь в 30 человек, а арбуз не бесконечный? При этом, перед каждым приемом пищи все читают мантру, что

    «ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ, СОСРЕДОТОЧЕННО
    Я ПРИНИМАЮ ПИЩУ.
    НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕ ДЛЯ ОПЬЯНЕНИЯ.
    НЕ ДЛЯ НАБОРА ВЕСА, НЕ ДЛЯ ПРИУКРАШЕНИЯ.
    ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ И ПИТАНИЯ ЭТОГО ТЕЛА.
    ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОХРАНЯТЬ ЕГО В ЦЕЛОСТИ И ЗДОРОВЬЕ,
    И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
    ТАК Я РАЗРУШУ СТАРОЕ БОЛЕЗНЕННОЕ ЧУВСТВО ГОЛОДА.
    И НЕ ПРОИЗВЕДУ НОВОГО
    НЕПРИЯТНОГО ЧУВСТВА ПРЕСЫЩЕНИЯ.
    ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЯ ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ ПЛАВНО,
    ЛЕГКО, УМИРОТВОРЕННО И БЕЗУПРЕЧНО «

    Это же лицемерие какое-то получается. На это постоянно обращается внимание организаторами, но кто-то, видимо, глуховат.

    Вообще, будь я организатором ретрита, я бы ввела правила пожесче, правила футбола: взял много хлеба — получи желтую карточку, не пришел на медитацию без уважительной причины — можешь быть свободен от ретрита. Также наказания выдавались бы за болтовню, не сданный телефон и пр.

    Наверное, именно такая позиция и отдаляет меня от буддистского восприятия жизни… Тренировать мне еще и тренировать свою любящую доброту.

    Буддизм выглядит довольно привлекательным. Гораздо ближе и понятнее, чем христианство или другие религии. В буддизме нет слепой веры, богов, заповедей, грехов или табу. Каждый сам выбирает свой путь и уровень дозволенности поступков. Можно ли убить комара, а собаку, а человека? Каждый решает для себя сам.

    Неумелые поступки: грубость, убийство, ожесточают сердце человека, а значит, возвращают на путь страданий.

    Интересно, каким было бы поистине буддистское государство? Ведь если каждый выбирает свой путь, то в государстве не должно быть ни тюрем, ни штрафов, ведь они противоречат пути ненасилия.

    Если один решит, что ему дозволено убивать людей, то насколько истинными буддистами должны быть родственники убитого, чтобы простить и понять убийцу, а не жаждать мести и наказания?

    Таким образом, у настоящего буддизма нет будущего в масштабах государства.

    Сегодня была возможность пообщаться с кураторами. От них я узнала, что вовсе не обязательно медитировать в позе лотоса с прямой спиной, если неудобно, можно даже на стул сесть. Обустроила себе медитационное гнездо.

    Завтра весь день будет посвящен медитации. Не будет лекций Тана Хуберта, моей любимой части дня. Посмотрим, добьюсь ли я какого-то прогресса или сойду с ума от скуки.

    Пятый день, конечно, меня подкосил. Все шло вроде нормально, но вечерняя медитация была не выносима. Темнота. Часов не видно. И 1,5 часа кажутся бесконечными. Появляется раздражение, усталость и желание, чтобы все поскорее закончилось.

    Конечно, обычный распорядок куда проще: только начинаешь уставать от медитации, как она закончилась, сменяется деятельность, время бежит быстро. Но не сегодня.

    Вообще, расставшись с мобильным телефоном и интернетом, осознала, насколько много времени в сутках. А раньше казалось, так мало. Интересно, что ни к телефону, ни к интернету совсем не тянет, не скучаю по ним.

    На шестой день был особенно вкусный обед. Удивительно, что при том, что здесь вегетарианское питание и последний прием пищи в 11.30 утра, есть не хочется до самого отбоя. Я думала, что режим питания будет здесь основной сложностью, но никаких проблем нет вообще. Не понимаю, почему некоторые не выдерживают ретрит и уезжают. Условия достаточно курортные: ешь, спишь, немного медитируешь, между этим интересные лекции об учении Будды. Конечно, за исключением пятого дня, он для истинных фанатов медитации.

    Последний день ретрита решили сделать необычным. После обеда мы поехали в сад «Барабаны Дхаммы». Это очень интересное место на вершине горы, далеко от цивилизации, в лесу стоят барабаны, на которых мы медитировали. Аура там почти магическая, а если выйти из леса, то взору откроется потрясающая панорама острова и моря.

    Итоги: по прошествии ретрита могу сказать, что это были одни из самых полезных дней в моей жизни. Конечно, сильно я не изменилась, но уверена, что ум получил необходимую порцию полезной информации, тишины, понимания себя, и мой путь будет немного правильнее, чем тот, что мог бы быть без ретрита.

    Когда приехала домой, Лев сказал, что я даже разговариваю по-другому. Но в обычную колею я вернулась довольно быстро, не прошло и пол-дня 😀 .

    Ретрит полезен во-многом. Начинаешь по-другому смотреть на привычные стороны жизни, вернувшись домой, стала ценить море, на которое за 8 месяцев почти не ходила, фрукты, солнце и свой образ жизни. Когда живешь на Самуи, со временем они становятся обыденностью и не замечаются. А зря.

    На ретрите я познакомилась с интересными людьми и даже скинула 3 кг. Так что куда ни посмотри, он полезен во всех отношениях 🙂

    Для меня ретрит показался легким. Видимо, из-за того, что я готовилась к нереальным сложностям. Но не надо обольщаться, абсолютное большинство сказало, что им было очень сложно ни с кем не разговаривать, спать на деревянной кровати, сидеть на медитациях, мыться под холодной водой. Несколько человек даже не выдержали и ушли.1

    Не знаю когда, но я точно снова пойду на ретрит. Когда устану от шума байков и тайцев, когда захочу снова окунуться в себя или просто потребуется немножко похудеть, но на ретрит я точно еще вернусь! 🙂

    Если Вам необходимо найти жилье в ожидании ретрита, то поселиться удобнее в отеле The Icon или Utopia Resort . Именно от них организуется бесплатный трансфер в медитационный центр.

    На Самуи больше не проводятся ретриты на русском языке. Аджан Хуберт вышел из монашества и уехал из Таиланда. Теперь он проводит ретирты в РФ и близлежащих странах. О них можно узнать на его странице в

    Я зависла, разглядывая буддийских монашек, неспешно суетящихся на кухне. Мы только что приехали, получили свой вещевой мешок (одеяло, москитную сетку и бутылку для воды) и слонялись без дела по новой для нас территории. В этот момент ко мне подошел Кирилл (тогда он ещё работал тут добровольцем) и сказал гениальную вещь: «Ничего не ждите от этих шести дней, просто будьте».

    Ретрит в буддийском медитационном центре Дипабхаван (Dipabhāvan) на острове Самуи длится 6 дней. Деревянная кровать с циновкой, деревянная подушка, подъём в 4.30, никаких книг, компьютера, телефона, фотоаппарата, никакой связи с миром, полное молчание и медитации по пять часов в день - это просто повседневные внешние атрибуты медитационных центров. Гораздо важнее эта фраза: «Ничего не ждите от этих 6-ти дней, просто будьте».

    Центр открыт для фарангов (иностранных туристов) с 2005 года. Основатель центра Ачан (учитель) По, настоятель лесного монастыря Suan Mokkh (Суан Моккх), который находится недалеко от Дипабхавана, на материке. Он вместе с другими монахами этого монастыря каждый месяц приезжает в Дипабхваван для обучения участников ретрита. Программа Дипабхван схожа с ретритом в лесном монастыре. «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает «место развития света». «Свет» - это свет Дхаммы (всего сущего).

    Ретриты в буддийских монастырях Таиланда как правило бесплатны. Но посетителям предлагается оставлять пожертвования. В тайской культуре считается за честь жертвовать монастырям и заботиться о монахах, и тайцы не скупятся на такие вещи. Для европейца или американца пожертвовать 100$ - нечего делать. Русские обычно оставляют меньше.

    День второй: пожалуй пойду я домой, там столько дел не переделанных…

    Меня ни разу не посещала такая мысль. Расписание с подъемами в 4 утра и сидение на полу - ко всему этому можно привыкнуть. Просто кому-то на это нужно много времени, а кому-то вообще нисколько не нужно. На втором ретрите я поняла, что в монахи уходят лентяи и халявщики. А люди, которые уходят с ретритов на второй-третий день - просто имеют на это свои причины, либо они просто не понимали зачем пришли.

    Про мысль о лентяях и халявщиках я рассказала Тану Хуберту (монаху из Польши, который читает лекции в Дипабхаване на отличном русском языке).

    — Так и есть. — Сказал он. — В монахи уходят не от хорошей жизни.

    В Таиланде я совсем не вижу бездомных людей и алкоголиков. В России, как раз перед отъездом, я фотографировала людей, живущих на свалке. Они там счастливы, они просто не нашли себя в «нормальном обществе» и от этого пьют и живут вне его пределов. В Таиланде эта проблема решена совершенно гениально! Если человек не находит себя в обычной жизни, то он может уйти в монахи. Но в отличие от России они автоматически попадают в высшие слои общества. Монахи в Таиланде — самые уважаемые люди. Заботиться о них — честь для мирян. Монахи не могут готовить себе еду, а только принимать её от обычных людей один раз в день, рано утром.

    По сути, монахи ничего не делают, а только медитируют над своими и чужими страданиями, пока не достигают нирваны (не больше 1 % монахов достигают её).

    Чтобы стать монахом практически ничего не нужно (самое главное — быть мужчиной). Можно уйти в монахи на определенное время. Например на три месяца. После этой практики тайцам легче устроиться на работу.

    Иллюзии и реальность

    Есть несколько вещей, за которые зацеплялись мои мысли на ретрите. К счастью, я по-честному не взяла с собой блокнот и ручку и теперь мне трудно об этом написать «по-нормальному»…
    Буддизм - это не религия, а скорее философия. Вас не просят ни во что верить. Будда был совершенно реальным человеком, а его прозрение заключалось в том, что, сидя под деревом, он понял истину: существует только настоящий момент. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило. В настоящем моменте не может быть никаких мыслей, только полная осознанность. Соответственно, не может быть ничего кроме счастья. Так как мучают нас обычно либо мысли о прошлом, либо забота о будущем.

    Я - это иллюзия , потому что эго - это всего лишь бамбук, который внутри пустой. Внутри нас не личность, а вся сущность бытия. Согласитесь, что сила всего бытия гораздо круче, чем сила какой-то там одной личности, которая вообще на самом деле просто иллюзия.

    Странно, но монахи на ритрите много говорили о страдании. Я всегда думала, что Будда - весёлый чувак, который не заморачивается о страданиях. Но монахи говорили о них и о том, что счастья не существует. Но а как же тогда эти потрясающие обеды, которыми нас кормили, как же тогда эта невероятная красота и жизнь всего окружающего… Как же тогда то невероятное счастье, которое ты испытваешь, когда ложишься спать вечером после всех медитаций! По-любому - монахи - счастливые люди!

    На ретрите много чего запрещено. Например, курение и употребление наркотиков. Но по мне - с такой практикой концентрации не нужны никакие вещества - сознание и без того расширено.

    Сперва я увидела трехногую кошку. Потом она приходила ко мне мурчащая ночью, но я не впустила её на свою деревянную кровать, ограждённую москитной сеткой. На следующий день увидела перламутрового муравья. Он был обычный большой муравей, но совершенно перламутровый. Я смотрела на него, не отрывая взгляда, минуты три, потом ушла.

    Потом я пошла по дорожке и увидела ЕГО. Он был совершенно рыжий. Мы встретились взглядами и с любопытством смотрели молча друг на друга (разговаривать же нельзя) почти минуту. Потом я увидела двух его друзей. Они вцепились в жука и с каменными лицами пытались удержать его на бетонной стене. Ещё один рыжий пошел к целой толпе других рыжих и усиками говорил им о чем-то, после чего другие рыжие шли к жуку и помогали тащить его вниз по стене. Они были такие маленькие рыжие муравьи, а жук очень большой…

    Трехногая кошка как обычно облизывала четырехногую. Поэтому четырехногая кошка в Дипабхаване постоянно ходит с чистым лицом, а трехногая - с чумазым. Трёхногая кошка когда-то попала под машину, а раньше она была обычной кошкой.

    Я видела как улитка, ползущая по листу, поедала капельки грязи на своём пути. Через прозрачную кожицу было видно как комочки её еды проходят по её пищеводу и раствояются по туловищу… Я замечала какие-то неведомые растения, рисунки на листях и капли от дождя, в которые можно было заглядывать как в увеличительное стекло, и я совсем не думала о том, что у меня нет с собой фотоаппарата. Я вообще ни о чём в эти моменты не думала даже.

    Про карму и туалеты

    Когда вы приезжаете на ретрит, то должны выбрать себе работу, которую будете выполнять каждый день в течение примерно 20 минут после завтрака. Я приехала среди последних и вся «нормальная» работа (типа протирать тарелки) была уже выбрана. Кирилл стоял рядом и посоветовал выбрать чистку туалета. Вроде как таким образом я обязательно почищу не только туалеты, но и свою карму.

    Я никогда не задумывалась о чистке кармы, тем более таким путем, но похоже моя карма сама всё решила за меня и на следующий день начала очищаться. Оказалось правда, что это одна из самых простейших работ, потому что женский туалет под медитационным залом — это совсем не то, что общественный туалет в России. Это почти как ваш домашний туалет.

    Один из самых сложных моментов на ретрите было не убивать всяких паучков и муравьёв во время мытья туалета. Убивать нельзя было никого, даже свою вскрикивающую по ночам соседку, но при мытье туалета это было как-то совсем сложно контролировать.

    Ну и ещё конечно же трудно во время мытья туалета угомонить свой разум, который непрерывно трещит, либо размышляет о том как в конце тебе объявят благодарность за самые чистые туалеты…

    Никогда не забуду этого невероятного ощущения, когда после завтрака мы шли «работать». Ты идёшь сытый и довольный тем, что не надо сидеть и медитировать, идёшь «на работу», которая будет длиться не больше 20 минут, а вокруг все тоже начинают свою работу, даже мужчины подметают листья с дорожек и моют свои туалеты… Разве это не счастье:)

    Это же реальный социализм — у каждого по обязанности и все довольны)). Мы тут шесть дней медитируем и уже готовы считать себя героями, а рабочие на заводах каких-нибудь — они же так каждый день живут: ранний подъём и многочасовые медитации у станка, т.е. полное сосредоточение на своей работе — это же тоже настоящий момент, почти как дыхание. Только рабочему нельзя ошибаться, а то самолёты начнут падать и поезда сходить с рельс.

    Медитация на випасане в Дипабхаване

    5-6 часов в день здесь отведено на медитацию. Около 2-х часов в день — на общение с буддийскими монахами, точнее это монолог, т.к. никому, кроме монаха и вашего бунтующего ума внутри вашей головы, говорить нельзя.

    Почти час отведён на утреннюю йогу, около 20 минут на «работу», 2 часа на еду и около 2-х часов на отдых, во время которого можно принять душ.

    Официально в центре практикуется три вида медитаций. Анапанасати — наблюдение за дыханием. В расписании по-английски она называется Sitting meditation. Это моя любимая медитация, которая вообще не понятно когда начнёт получаться)). И это же моя самая страдательная медитация. Почему — легко можно понять, попробовав просидеть на полу хотя бы полчаса. Sitting медитация больше всего помогает мне увидеть свои мысли как бы со стороны. Это одна из главных медитаций буддийских монахов.

    Вторая медитация — Walking meditation — медитация при ходьбе. Если хотите понять что это такое, встаньте и попробуйте сосредоточиться на ощущении в своих ступнях. Осознайте их, осознавайте каждое движение своих ног и таким образом сделайте несколько шагов. В Дипабхаване практикуется «трехступенчатая медитация при ходьбе» — это значит, что осознавать нужно как нога отрывается от земли, как она проносится над землёй и как ставится на всю ступню. Монахи так же практикуют пятиступенчатую и более подробные медитации при ходьбе.

    Попробуйте выполнить такую медитацию прямо сейчас вместе с тем, кто рядом с вами. Сделав несколько полностью осознанных шагов, посмотрите друг на друга краем глаза и вы увидете какими «зомби» мы выглядели, когда ходили по поляне Дипабхавана)). Но реально — это очень клёвая вещь.

    Третий вид медитации — медитация любви . Полчаса мы думаем о всём хорошем по отношению к нашим близким и неблизким людям и т.п.

    Я бы выделила ещё два вида медитации, которые используются в Дипабхаване. Это eating meditation и slipping meditation. Хотя можно выделить больше, но пока я остановлюсь.

    Еда в Дипабхаване

    Eating — медитация принятия пищи. Это просто невероятнейше любимейшая моя медитация. Утро начинается с того, что я жду отбоя, потом я начинаю ждать завтрака, который практикуется в 7.30, а потом начинаю ждать обеда. Обед случается в 11.30. Кормят тут я не совсем знаю чем… это могут быть зажаренные в кляре листики или цветочки, какие-то непонятные шарики, всегда рис и разные добавки-подливки к нему… но всё это настолько вкусно, что просто жуть. А самое главное — десерт!..

    В общем эта медитация давала мне полное осознание счастья, заключенного в настоящем моменте — истиная сатчитананда. Если бы такими обедами кормили в русской армии, то желающих в ней служить было бы гораздо больше).

    После обеда по умолчанию у большинства новичков похоже была sleeping медитация. Это было очень счастливое время суток. Но в последние дни послеобеденный сон был уже не нужен.

    Когда мы снова заговорили в последний день, то это было очень странно. Я до сих пор иногда не могу подобрать русские слова и постоянно пытаюсь сказать фразу по-английски.

    Есть ещё пара важных вещей. Ретриты в медитационных центрах Таиланда бесплатны, но каждый оставляет пожертвование. В среднем это 100 $ за недельный ретрит.

    Шесть дней — это очень мало. Правда этого малого не выдерживают те, кто приходит в монастырь как на аттракцион, «с энтузиазмом, а не с мудростью» (цитата Тана Хуберта). В таком случае эти пара-тройка дней могут стать для человека настоящей пыткой и явно негативным опытом.

    Ну а если заниматься этим серьёзно, то наверное можно устраивать себе недельную медитацию каждый месяц или раз в год уходить в буддийский монастырь на 21 день. Такая практика есть на Севере Таиланда. Ну и ещё медитировать каждый день самостоятельно (обязательно начну с понедельника).

    Расписание дня в медитационном центре:

    04.30 Подъем
    05.00 Утреннее чтение
    05.15 Медитация сидя
    05.45 Йога/Утренняя зарядка
    07.00 Медитация сидя
    07.30 Завтрак
    09.30 Разговор о Дхамме
    10.30 Медитация при ходьбе или стоя
    11.00 Медитация сидя
    11.30 Обед
    14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
    15.00 Медитация при ходьбе или стоя
    15.30 Медитация сидя
    16.00 Медитация при ходьбе или стоя
    16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
    17.30 Чай\кофе
    19.30 Медитация сидя
    20.00 Групповая медитация при ходьбе
    20.30 Медитация сидя
    21.00 Время готовиться ко сну
    21.30 Отбой \ Свет выключается


    В центре — настоятель Дипабхавана Ачан По. Слева — Тан Хуберт. Он ведет лекции на русском языке.
    Кстати о культуре пожертвований в Таиланде. Эта женщина в начале 2000-х пожертвовала весь этот огромный участок земли для строительства медитационного центра «Дипабхаван». Она же приезжает сюда на ретриты, привозит продукты, помогает на кухне.. У тайцев считается за честь заботиться о монахах и родителях.
    Кирилл (). Благодаря ему русских на ретрит приезжает всё больше и больше. Сайт переведен на русский, почти все инструкции переведены на русский, даже есть лекции на русском, которые ведет Тан Хуберт, монах из Польши.


    Завтрак и обед подается на «шведский стол». Каждый накладывается себе в тарелку что хочет. Пища вегетарианская, много фруктов и овощей.


    В 5.30 вечера чай (кофе, какао) с бананами. Наливается и пьётся внизу, на кухне.
    Посуду моет каждый сам за собой в этих тазах. Первый таз — вода с моющим средством, последний — чистая.
    Так выглядит «душевая» под женским спальным этажом.
    А это душ — дождевая вода и небольшой ковш:). Если мыться таким душем, то ощущаешь каждую каплю на своём теле, как под каким-то волшебным дождем. Наверное это только в неделе молчания такие ощущения.
    Медитация при ходьбе
    Это четырехногий кот. Он тоже любит медитировать в медитационном холле.
    Часы на территории Дипабхавана не нужны, обо всём оповещает гонг. В 4.30 утра его не возможно не услышать — кажется что этот звук пронизывает собою насквозь всё в радиусе 1 км.
    На территории куча всяких дорожек и ступенек. Все они в принципе ведут либо в медитационный холл, либо на кухню)
    Медитационный холл. На часы последние пять минут медитации смотрят сотни раз желающие ускорить время взгляды))
    Четырехногий котэ. Ему выпала участь в этой жизни — его все постоянно гладят.
    А это трёхногий. Его тоже гладят, но четырехногий о нем совершенно не заботится. Мордочка всё время не облизанная и чумазая.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
    В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
    Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы