Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русские в марокко. Как живут в марокко и стоит ли туда переезжать. Как живут русские в Марокко

Мир праху твоему, земляк мой марокканский

В Рабате – столице Королевства Марокко русская община по сравнению с Касабланкой была невелика

Совершенно неожиданно в самом центре марокканского порта Касабланка на моем пути вырос высокий забор. Невольно поднял голову вверх и увидел подлинное чудо: на фоне голубого неба сверкает в лучах солнца синий купол чисто русской церкви. Правда, она уже без креста. Рядом с наглухо закрытой калиткой надпись: "Верховный комиссариат ООН по делам беженцев".

Эта нечаянная встреча в далекой Касабланке, конечно же, пробудила большой интерес к почти живому посланцу земли российской в Африке на побережье Атлантического океана. Как узнал корреспондент ИТАР-ТАСС от священнослужителей Русской Православной Церкви в Рабате, где почти 70 лет совершается служба в храме Воскресения Христова, оставшемся потом нам в наследие от россиян, вынужденно покинувших Родину после трагических событий семнадцатого года, в Рабате – столице Королевства Марокко русская община по сравнению с Касабланкой была невелика. Впрочем и там некогда жили такие прославленные "птенцы гнезда Петрова", как графская семья Шереметевых. И все же наибольший наплыв из России, сперва первой, а затем второй волны эмиграции в Марокко пришелся на международные морские ворота королевства – Касабланку, где легче было прокормиться и найти работу. А вместе с "русским духом" запахло и Русью, а притягательным духовным центром общения стал первый православный храм Успения Пресвятой Богородицы, и поныне стоящий на улице Блида. Вот только со временем община распалась, а часть здания этой церкви было отдано под офис ООН.

В 1935 г. среди членов русского кружка в Марокко возникла идея создания своего храма. Первоначально в Касабланке оборудовали часовню в наемном помещении. Затем был устроен и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. После Второй Мировой в 1948 году он перешел в ведение Русской православной церкви за границей.

Когда-то, рассказывают очевидцы, в ряде кварталов Касабланки бурлила жизнь марокканских москвичей и петербуржцев. По утрам арабы громко кричали по-русски "Горячие бублики", "Капуста и огурчики", "Клубника и апельсины", "Все дешево". А по вечерам русские таксисты и рыбаки зазывали к себе соседей на... рюмку водки.

После Второй Мировой войны компактным местом проживания русских, приехавших в Марокко из беженских лагерей Германии, стал поселок Бурназель, в пригороде Касабланки. Там также возникла необходимость устройства церкви. В 1950году община на собрании под председательством адмирала Русина подняла вопрос о строительстве новой церкви. Апександр Иванович Русин, выпускник Морского корпуса (1881 г.), в составе Русской эскадры оказался в Тунисе в порту Бизерта. Позднее он эмигрировал в Марокко, где и скончался в 1956 году. Среди жителей Бурназеля в пятидесятые годы было около 800 русских. Один из учредителей храма инженер Травлев обратился к соотечественниками с призывом: "Не гасите в себе той старой истинной русской православной самобытности, благодаря которой мы сохраняем на чужбине свое русское начало, обычаи и церковную жизнь, что так облегчает нам тяжелую судьбу в изгнании!"

Временно, до постройки храма, богослужения проводились в бараке. Образовалась домовая церковь, посвященная Святой Троице. О пасхальных торжествах 1952 года, проходивших в этом временном храме, имеются записи: "Еще задолго до полуночи русская часть поселка бывших французских комбатантов ожила. Съехалось много французов, уже по привычке встречающих русскую православную Пасху. От многочисленных зажженных свечей издали было видно зарево вокруг церковного барака. Эффектное, приятное русскому сердцу впечатление, производила зеленая луковка с восьмиконечным православным крестом. Куполок освящался прожекторами, ярко горели буквы "Христос Воскресе". Вход был украшен зеленью и пальмовыми ветвями".

Наиболее обездоленным помогал местный Красный Крест. Возглавляла работу этой организации в Касабланке княгиня В.В.Урусова. Она устраивала благотворительные балы под масленицу.

В 1956 г Марокко освободилось от французского протектората. Иностранцы, в том числе русские покидали страну в массовом порядке. Дипотношения между СССР и Королевством Марокко были установлены в 1958 году.

Собираются русскоязычные девушки с детьми, чтобы пообщаться, выгулять ребятишек, ну и, всячески культурно провести время. С Аленой и Анной, пригласивших нас на мероприятие, мы познакомились в супермаркете, когда пытались понять, как же в Марокко выглядит сметана.

Вы только посмотрите на их «угнетенные» лица!))))

На всех лицах легко читалось счастье и умиротворение. Было видно, что большинство из них счастливы! Оказалось, что многие из них приняли местную веру, причем не потому, что их заставили мужья, а по зову своего сердца! Мужья вообще никого не заставляли! Точнее, как рассказали нам девушки, мужей, требующих от своих жен сменить религию тут не больше 5%.

Все девушки познакомились со своими мужьями во время их обучения в Российских вузах . А причина, по которой их сердца покорились марокканским мужчинам оказалась достаточна проста – уже студентами они были весьма целеустремленными, нацеленными на получение образования, карьеру и, разумеется, на создание полноценной семьи с детьми, они не употребляли алкоголь в отличии от сверстников, и не занимались подростковыми глупостями. Все это выгодно выделяло их на фоне друзей и одногруппников и, как подчеркнули девушки, давало ощущение надежности и крепкого мужского плеча.

Никто из них не жалеет о своем выборе, все улыбаются, рассказывают о своей жизни, работе. Делятся местными рецептами , которые мы обязательно попробуем в самое ближайшее время!

Все они прекрасно образованы. Работают по своим специальностям, в том числе даже инженерами! Некоторые просто занимаются воспитанием детей, но, опять-таки, не по принуждению, а потому что они так хотят!

На логичный мой вопрос о многоженстве, оказалось, что это вполне себе разрешено, но все они единственные жены и вопрос о дополнительных женах не поднимался ни в одной из семей!)))

У этих «угнетенных» девушек активная жизненная позиция! Они могут поддержать беседу на любую тему. Разбираются в политической обстановке не только своей родины, но и той страны, в которой живут сейчас! В общем, дай Бог такого угнетения многим из моих соотечественниц!

В Марокко девушкам выгодно быть «иностранками» - к ним везде относятся подчеркнуто вежливо, пропускают без очереди и т.п. плюшки.

На вопрос чем они кормят своих мужей, девушки ответили очень похоже – многие местные полюбили русскую кухню и просят жен кормить их борщами! Но, разумеется, в ответ девушки проявляя уважение и любовь к своим мужьям научились готовить и местные блюда!

В Марокко очень выражена «статусность». Когда они представляются, то обязательно говорят, кто кем работает, тем самым подчеркивая свое социальное положение. Очень важное место занимает образование и, доказать детям его важность достаточно легко – достаточно по пути, отводя ребенка в школу, показать наглядные примеры из окружающих людей.

Отдельное спасибо Алене и Алле за предоставленную возможность окунуться во внутреннюю атмосферу страны.

Юрист: Игорь Романовский

Миграционное право

Написано статей

Марокко – колоритная и прекрасная восточная страна с самобытными традициями и великолепной культурой. Также африканское королевство характеризуется стабильной экономической ситуацией, высоким уровнем безопасности и комфортными условиями для развития граждан. Жизнь в Марокко с каждым годом привлекает все больше иностранцев, в том числе из России.

С 2005 года Марокко открыло свои границы для россиян. Соотечественники могут пребывать на территории страны без визы на срок до 90 дней. Если они планируют проживать здесь более длительный период, то обязаны за две недели до окончания первичного пребывания подать прошение о виде на жительство. Сделать это можно в любом отделении полиции.

Если поездка в Марокко организуется на основании трудоустройства, то русские обязаны обратиться в марокканское посольство и оформить рабочую визу. Сделать это можно только на основании разрешения на трудоустройство от марокканского работодателя. Работа в Марокко доступна только высококвалифицированным специалистам с опытом работы и престижным дипломом.

Поиск работы в Марокко следует начинать заранее. Дистанционным путем найти работодателя можно через интернет.

Бизнес и инвестиции в Марокко для россиян

Марокко представляет собой прекрасную платформу для бизнесменов. Правительство страны активно привлекает иностранный капитал в страну и создает предпринимателям комфортные условия для реализации проектов различного масштаба. Русские бизнесмены предпочитают открывать свои компании в таких отраслях, как:

  • туризм;
  • сфера обслуживания;
  • ресторанный и гостиничный бизнес;
  • текстильная промышленность и другие.
Такие экономические секторы развиваются и прогрессируют, гарантируя владельцам рентабельность предприятия. Начиная свое дело в африканском королевстве, необходимо заранее проанализировать рынок и взвесить все плюсы и минусы. Предварительная поездка в Марокко для предпринимателей из России является возможностью лично оценить перспективы будущего предприятия и наладить деловые связи.

Среди россиян в Марокко наиболее популярными формами ведения бизнеса являются открытые и закрытые акционерные общества. Размер налога на предпринимательскую деятельность зависит от ряда факторов, но средняя стоимость варьируется в пределах 5-30%.

Река Бу-Регрек, по марокканским масштабам, велика и полноводна. Она берет начало на склонах Атласских гор и, преодолев неширокую приморскую низменность, впадает в Атлантический океан.

В устье реки Бу-Регрек расположен не один город, как это может показаться, а два. Слева Сале, где селились выходцы из арабской Андалузии, а справа - Рабат, нынешняя столица Марокко.
До Рабата главным городом страны в разное время были Мекнес, Танжер, Марракеш и Фес. Рабат же приобрел столичный статус не так давно - в 1956 году. Но при этом он всегда был одним из важнейших культурных и экономических центров Марокко.

В XII веке рабатский султан Якуб-эль-Мансур решил построить здесь самую большую в мире мечеть - такую, чтобы в ней могло одновременно молиться все его войско. Замысел так до конца и не был реализован, а в конце XVIII века мечеть почти до основания разрушило землетрясение. Чудом уцелел только минарет - башня Хасана.

Рядом с ней - мавзолей первого и самого почитаемого марокканского короля Мухаммеда V, занявшего престол после ухода французов.

Над городом господствует крепость Касба-Удайя - в Cредние века она была оплотом пиратов, наводивших страх на все Средиземноморье.

Столице Марокканского королевства, городу Рабат, тысяча лет. Это один из самых колоритных арабских городов Северной Африки. Казалось бы, что может быть общего у этого города и этой страны с Россией?..

…Настоящий тульский самовар, изготовленный на фабрике братьев Петровых, Тула, 1850 год. Дружественным отношениям России и Марокко недавно исполнилось 220 лет. Впервые дипломаты Марокко и России встретились в Италии в конце XVIII века. Но первая марокканская миссия оказалась в России только в начале XX века. В ее состав входил прадед господина Бен Ганнама.

Как и его предок, господин Ганнам всю жизнь прослужил по дипломатическому ведомству и лишь недавно вышел на пенсию.

Мохаммед бен Насер Ганнам, дипломат:
- Мой прадед был советником министра иностранных дел Абд аль-Карима, который возглавлял первую нашу миссию в России. Самовар ему подарил сам император Николай II. По протоколу посланникам полагалось вручать ордена, но при российском дворе опасались, что «дикие марокканцы» пустят ордена на украшения для своих жен или любимых лошадей. Вот и решили заменить орден самоваром.

Бережно хранятся в доме Ганнама и другие реликвии, связанные с Россией: Коран, изданный в 1892 году в Бахчисарае, и письма с Петербургским штемпелем. Письмо адресовано месье Сиди Ганнаму в Танжер, Марокко. Из Санкт-Петербурга отправлено 24 июля 1901 года, а доставлено в Танжер 13 августа 1901 года. Быстро работала почта.

До начала 30-х годов прошлого века марокканцы с русскими практически не сталкивались, разве что на дипломатическом уровне. Но после Октябрьского переворота в Марокко оказалось несколько тысяч из миллионов наших соотечественников, бежавших от большевиков.

В двадцатые годы в Рабате таксистов-арабов практически не было. За руль садились русские инженеры и офицеры Белой армии. Но так продолжалось недолго. Образование и опыт русских нашли другое применение. Они проектировали застройку марокканской столицы, строили железные дороги, составили карту почв, которой в Марокко пользуются до сих пор.

Среди русских эмигрантов, заброшенных судьбой в эту африканскую страну, был и отец графини Прасковьи Петровны Шереметевой. Мы с ней встретились у нее дома на зеленой окраине Рабата.

Д.С.:
- Прасковья Петровна, расскажите, как ваши родители оказались в Марокко.

- Оказались, потому что мой отец приехал со своей школой из Франции - он учился в школе на сельскохозяйственного инженера - и они сюда приехали в студенческое путешествие. Ему здесь понравилось, и он решил, что здесь он может себе устроить жизнь немножко легче, чем во Франции. Ему очень не хотелось жить в этаком «эмигрантском соку», как он говорил всегда.

Обосновавшись в Марокко, Петр Петрович привез из Франции жену, Марину Дмитриевну Лёвшину. Все их дети родились уже здесь. Жизнь русской семьи в Африке складывалась непросто, денег часто не хватало на самое необходимое.

Прасковья Петровна Шереметева:
- Были русские, которые занимались всякими делами. Например был такой Непомнящий, который коптил рыбу. В реке тогда были такие большие рыбы, которые я даже по-русски не знаю, как их назвать, алёз - такая, в ней очень много костей, но очень вкусная рыба, довольно жирная. И они эту рыбу коптили у себя в гараже вот здесь в городе и потом щипцами вытаскивали из этих филе все кости. И потом это все продавали. А мой отец заходил к Непомнящему и собирал все кости и из этих костей варил прекрасный суп.
Но кое-кто из русских все же сумел сколотить здесь себе состояние.
Был такой человек Кочин … Я думаю, мои родители его страшно, презирали. Он был очень деятельный, бизнесмен, очень хорошо разворачивался. А родители были такие бестолковые в смысле денег… У этого Кочина был гараж для починки машин. И он создал компанию такси. И зарабатывал очень много денег, у него даже был свой личный самолет, на котором он летал.

Центром, объединявшим многочисленную в те годы русскую общину Рабата, была церковь Воскресения Христова. Построили ее на собранные эмигрантами деньги и освятили в 1932 году.

Прасковья Петровна Шереметева:
- В церкви было три священника, она была всегда полна… Все службы... Чудные были пасхальные заутрени. Всегда все пели, нас таскали на клирос петь. Вообще из-за этого, я думаю, мы смогли выучить русский язык. А то бы не выучили, наверно.

Русская церковь в Рабате стоит на земле, которую за символическую цену один франк продал русским богатый мусульманин-марокканец. Он верил, что чудесным образом излечился от смертельной болезни благодаря молитвам своей русской жены. Условие марокканец поставил одно - на этой земле должен стоять православный храм.

Православных прихожан в Рабате осталось совсем немного. Священник в церкви служит всего один, отец Сергий, а не трое, как раньше. Но храм по-прежнему остается объединяющим центром русской общины. По воскресеньям и в праздничные дни он никогда не пустует.

Отец Сергий, настоятель храма:
- Это место, которое было основано первыми русскими, которые приехали сюда из Туниса. Это место живо и сейчас. Оно служит источником и воодушевления, и источником взаимной поддержки русских людей, которые приходят сюда и находят здесь единение духовное и, конечно, решение всех житейских интересов.

Д.С.:
- А в Рабате есть православное кладбище?
Отец Сергий:
- Собственно православного кладбища нет, есть христианское кладбище, где похоронены и христиане-католики, и конечно, большинство православных людей, которые жили здесь нашли конец своего земного бытия здесь, в Рабате.

На этом кладбище возникает ощущение, что ты не в Марокко, а где-нибудь в Италии, Испании или на юге Франции - те же кипарисы, акации, христианские надгробия с крестами.
Среди них попадаются и православные. Отец Сергий показал мне надгробия родителей Прасковьи Петровны Шереметевой - Петра Петровича и Марины Дмитриевны. Здесь же, на рабатском кладбище, похоронен и один из сыновей Льва Толстого - Михаил Львович.

Архимандрит Варсонофий был пострижеником Валаамского монастыря. Когда Валаамский монастырь был упразднен в России, он переехал в Финляндию и по приглашению митрополита Евлогия приехал сюда в 1927 году, прожил здесь почти тридцать лет, все время служа церкви, и нашел место своего упокоения, именно вот в этой часовне. Он оставил духовное завещание, что «свой дух я отдаю Богу, а мое тело пускай будет предано марокканской земле». И вот здесь, в этой часовне, он похоронен.

Здесь же покоится прах архимандрита Митрофана, сменившего Варсонофия на рабатском приходе, и первого старосты церкви Александра Стефановского. И тот и другой - бывшие боевые офицеры, покинувшие Россию с последними частями Белой армии.

После Второй мировой войны в Марокко осело немало русских, в 1945 году оказавшихся за пределами Советского Союза. Сейчас из этой, второй волны эмиграции в Рабате осталось совсем немного. Одни покоятся здесь, на христианском клад""бище, другие уехали из страны, когда в 1958 году в Марокко открылось советское посольство. Они боялись, что их депортируют обратно в СССР.

Сейчас немногочисленная русская диаспора в Рабате состоит в основном из жен марокканцев, обучавшихся в Советском Союзе.
В московском ГИТИСе получил образование и Джамаль Тхисси, директор Национального театра имени Мохаммеда V.

Вернувшись на родину, он создал первый в Марокко и во всей Африке Институт театрального искусства, где актеров учат по системе Станиславского.

Ученики, прошедшие школу Станиславского, работают на телевидении, в кино, и в театре. Основной состав компаний, которые занимаются театром в Марокко,- выходцы из этого института.

Ученики господина Тхисси играют в самых популярных марокканских телесериалах. Но воспитаны они на русской классике. Сейчас они вместе с учителем ставят гоголевского «Ревизора». Русская колония Рабата ждет премьеры с нетерпением.











Как живут люди в Марокко? Как охарактеризовать эту страну одним словом? Наверное, смесь. В ней смешалось столько всего, что иногда не верится в реальность происходящего. Женщины в хиджабах за рулем мопеда, дома в исторических центрах, густо обвешанные спутниковыми тарелками, спонтанное общение на улицах – и все это считается абсолютной нормой.

Среди марокканцев есть горцы – они живут в районах, куда блага цивилизации еще не дошли. А в нескольких сотнях метров от их кварталов обустроены туристические зоны с пляжами, элитными отелями, СПА и гольф-клубами.

Русские

Русскоязычных в Королевстве не так много, как в европейских странах – всего несколько десятков тысяч. По ориентировочным подсчетам, в Касабланке их проживает около 5 тысяч. Почти 80% соотечественников – женщины. Многие переехали сюда с мужьями. Познакомились, когда те учились в вузах СССР или России.

Интересно то, что реальная жизнь русских женщин в Марокко отличается от стереотипов, связанных с положением слабого пола в мусульманском мире. Марокко – гуманное государство в этом плане. Здесь представительницам прекрасного пола позволено намного больше, чем в других исламских государствах.

Как живут женщины в Марокко?

Коран и мусульманские традиции нужно уважать – это аксиома, но надевать на себя хиджаб или нет, марокканки и русские девушки решают самостоятельно. Никакого насилия со стороны мужа и его семьи в этом отношении нет.

Жизнь женщин в Марокко, особенно в крупных городах, приближается к европейскому стилю. Девушки все чаще появляются на улицах в удобных футболках, джинсах, красят волосы, делают легкий макияж.

Но облегающие топы с глубоким декольте, леггинсы, подчеркивающие все изгибы тела, местное население не поймет и не воспримет. Это касается и длины платья: колени лучше закрыть.

Отдельные условности не ограничивают свободу и права представительниц слабого пола. Если раньше они беспрекословно подчинялись воле отца, а затем супруга, то сегодня ситуация кардинально изменилась.

Марокканки:

  • Учатся в вузах, хотя раньше не все посещали школу.
  • Работают, в том числе на государственных должностях. Почти 25% врачей и преподавателей – женского пола.
  • Вступают в брак после 18 лет. Прежде девочек выдавали замуж, едва им исполнялось 15 лет.
  • Невесте не нужно согласие отца, чтобы создать семью. Насильно ее замуж тоже не выдадут – нужно согласие девушки.
  • Если прежде дети считались собственностью отца и в случае развода оставались с ним, то сейчас они могут проживать с матерью.

Казалось бы, рай, но не все так безоблачно. Мусульманский мужчина, как и прежде, вправе иметь четырех жен. Правда, первая супруга должна дать письменное согласие на каждый последующий брак. Нет согласия – нет гарема.

Иностранкам сложно устроиться на работу. Исключение составляют врачи – для них вакансий много. В любом случае, диплом об образовании, выданный в другой стране, придется подтверждать. Сделать это сложно, не владея в совершенстве французским языком.

Французский язык не является государственным (государственный – арабский язык), но он используется для делового общения, в сфере культуры и образования. Не владея им, на квалифицированную работу не устроишься.

Дом и быт полностью на плечах жены. Помогать ей по хозяйству у мужчин не принято, зато у каждой семьи есть возможность нанять помощницу по хозяйству. За сумму, эквивалентную 2-2,5 тысячам рублей в месяц, домработница будет убирать, выполнять другую работу.

Домработницы – преимущественно деревенские жительницы, поэтому стоимость услуг такая низкая. Воровство – не редкость, поэтому состоятельные семьи предпочитают нанимать проверенных помощниц и платить им больше.

Единственное, что делают местные мужчины – готовят мишуи. Это баранина, приготовленная на вертеле со специями и овощами. Блюдо считается ритуальным, поэтому подают его по королевским праздникам.

Мусульманская женщина и русская эмигрантка, хоть немного знающая законы и имеющая смелость, никогда не останется «у разбитого корыта». Чтобы выгнать ее, супруг должен иметь серьезные причины, например, уличить в измене. Одних слов недостаточно – нужны свидетели.

Марокканские пары, уставшие друг от друга, предпочитают разводиться цивилизованно. Законы ислама применительно к семьям если и сохранились, то только в некоторых деревнях.

Жизнь русских в Марокко неразрывно связана с золотом. Они, как и местные женщины, жадно скупают золотые украшения. Жадность в данном случае – синоним прагматичности. Изделия из драгоценных металлов останутся у них в случае развода или гибели супруга.

Этнический состав

Местное общество состоит из представителей двух национальностей. 60% населения – это арабы, почти 40% — берберы. Общая численность тех, кто живет в Марокко, – 35 млн. Французы, португальцы, россияне, испанцы и евреи составляют лишь небольшой процент населения. Постоянно в государстве их проживает не больше 550 тысяч.

Современные берберы, потомки коренного населения, проживают в горных районах и оазисах Сахары. Они умудрились сохранить свой язык и некоторые традиции.

Самым густонаселенным считается город-порт Касабланка. На его территории проживает больше 10% населения.

Рабат – столица и культурно-индустриальный центр государства. В нем постоянно проживает 1,6 млн. человек.

В четверку крупнейших мегаполисов также входят Марракеш и Фес.

Джинны и другие национальные особенности

Иностранцам придется приспосабливаться к тому, как живут обычные люди в Марокко, их менталитету и национальным особенностям. В крови местного населения – хитрость и обобщенные суждения. Конкретизировать здесь не любят – предпочитают пускаться в длинные пространные объяснения, к месту и не к месту упоминают Аллаха. Это выглядит комично в разговорах бабушек у подъезда или бизнесменов за столом переговоров.

Марокканцы верят в то, что решения любых вопросов исходят от высших сил, даже если речь идет о сроках изготовления дубликата ключа, пошива платья и оказания другой услуги. Не удивляйтесь, если задержку местный житель объяснит происками джиннов.

Взрослые люди верят в их существование – не тех сказочных джиннов, что живут в бутылках или кувшинах, а существ из Корана, которые живут человеческой жизнью, дают потомство, но остаются невидимыми для окружающих. Местные их побаиваются.

У жителей африканской страны есть еще одна привычка, которая поначалу режет слух. Они клянутся по делу и без дела, часто совсем не к месту.

Общение

Марокканцы – любители побеседовать. Тяга к общению у них в крови, даже к спонтанному. Незнакомец без проблем подходит на улице к прохожему и заговаривает с ним. Тему заранее предугадать невозможно – семья, личная жизнь, предложения показать город и окрестности, работа и многое другое.

Единственное табу – обсуждение религии. К вере местные жители, как и все мусульмане, относятся трепетно и почтительно. Они понимают, что одно некорректное слово может оскорбить чувства собеседника, поэтому выносят эту тему за скобки.

От приятельских объятий, похлопываний по плечу, поцелуев придется воздержаться, потому что тактильный контакт у марокканцев не приветствуется. В знак приветствия люди кивают друг другу головой, изредка пожимают руки.

Целовать руку женщине нельзя даже по незнанию – в мусульманской стране это могут расценить как флирт и ухаживания, выходящие за рамки дозволенного.

Поведение в Рамадан

Марокканские праздники связаны с религией. Рамадан – один из них, верующие обязательно соблюдают месячный пост, отказываются от излишеств, очищаясь духовно и физически.

Иностранцы, правда, отмечают перемены в поведении людей – не в лучшую сторону. Люди мрачнеют, чаще демонстрируют нетерпимость, агрессию в общении. Даже водители на дорогах раздраженно сигналят автомобилистам и пешеходам.

Магазины и кафе не работают днем во время Рамадана, улицы заметно редеют. Пост закончится, и все вернется на круги своя.

Кухня

Национальная кухня заслуживает дегустации, как минимум. На завтрак местные жители пьют зеленый чай или кофе с булочкой. Главной трапезой считается обед. Продукты для его приготовления покупают с утра.

Бутерброды и перекусы – дурной тон. Обед должен быть полноценным, состоять из салата, горячего с мясом, закуски. Обедают семьи дома, собираясь за общим столом. Здесь даже в школах предусмотрен перерыв на обед.

По пятницам жители Королевства традиционно собираются на кус-кус. Его время наступает сразу после молитвы. Кус-кус готовится из кукурузной крупы, зерна которой женщины перетирают вручную.

В Королевстве не выставляют все блюда сразу – их подают поочередно. Время десерта наступает вслед за горячим блюдом: как правило, подают фрукты, салаты из фруктов, йогурт, а иногда – пирожные и другую выпечку.

Любимый напиток местных – мятный чай. Его пьют дома, в гостях, на работе, в ресторанах и сувенирных лавках.

Жилье

Чтобы понять, как живут люди в Марокко, нужно заглянуть в спальные районы. Самыми престижными и дорогими городами для проживания считаются Рабат и Касабланка. При аренде или покупке жилья действует тот же принцип, что и везде: чем ближе к деловому и культурному центру, тем дороже.

Арендовать двухкомнатную квартиру в хорошем районе можно за 500-600 долларов, а за виллу придется заплатить около 1,5 тысяч долларов в месяц. В спальных районах жилье обойдется дешевле.

«Спальники» в Касабланке застроены пятиэтажными домами с открытыми подъездами. Особенность таких домов – окна, у которых нет единого стандарта, формы и размера. Из-за этого создается впечатление, что в некоторых квартирах они отсутствуют, в других – частично замурованы.

Шоппинг

Одежда, обувь, аксессуары и предметы быта продаются на рынках, в торговых комплексах и бутиках брендовой одежды. Марокканцы живут небогато, но многие предпочитают качественные вещи от известных торговых марок.

Еду и специи население покупает на рынках и в лавках – их много на каждой улице. Супермаркет с системой самообслуживания найти сложнее, особенно в удаленных от центра районах, но дефицита и дискомфорта это обстоятельство не доставляет. Ведь на торговых рядах всегда можно приобрести свежее мясо, рыбу, морепродукты, специи, овощи и фрукты.

Замороженной рыбы в стране нет – только из свежего улова. На столах всегда есть блюда из нее и морепродуктов. Важно торговаться с продавцами, даже если этого делать не хочется. Торги у прилавка – часть культуры.

Цены на продукты втрое ниже, чем в России. Но и зарплаты невысокие. Русским мигрантам будет сложно найти достойную работу. Принимая решение о переезде, важно помнить, что Марокко относится к странам третьего мира, хотя состоятельные иностранцы чувствуют себя там почти как в раю.

5 (99.36%) 501 проголосовавших



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии