Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь успения в троице лыково. Троице-Лыково, церковь Троицы Живоначальной: описание, история, адрес. Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к дяде.

Дворцовое село Троицкое известно по крайней мере с XVI века, и располагалось оно в стороне от высокого берега Москвы-реки. Тогда в нем была деревянная Троицкая церковь. В начале XVII века Василий Шуйский, став царем, пожаловал село князю Б.М.Лыкову, от которого пошло второе название местности. При Лыкове село вместе с церковью передвинулось ближе к реке. Судьба небольшого деревянного одноглавого храма клетского типа редкостна и печальна. Избежав пожаров, он был перенесен на новое место еще раз при строительстве барочного храма, переосвящен в честь Успения Божией Матери и простоял до 1937 года, бережно охраняемый хозяевами Троице-Лыкова, в особенности последним владельцем, богатым купцом Карзинкиным. В интерьере церкви сохранилось даже первоначальное убранство начала XVII века. Но в 1937г., когда закрыли новую, построенную рядом каменную Успенскую церковь и устроили в ней клуб, сельские молодые активисты во главе с неким Шевалдышевым, возмущенные тем, что в клуб ходит мало народа, а в церковь – значительно больше, тайно ночью подожгли уникальный памятник деревянной архитектуры. Наказаны они не были. Сейчас планируется восстановление храма на сохранившемся и открытом недавно фундаменте.

Село Троицкое-Лыково было пожаловано Нарышкиным в 1698г. (по другим сведениям – оно досталось Ивану Кирилловичу Нарышкину в приданое за Прасковьей Алексеевной Лыковой), тогда и началось возведение нового храма Пресвятой Троицы. С 1749г. имение перешло к Разумовским, при них здесь был разбит регулярный парк и выстроена усадьба. Нынешний кирпичный усадебный дом был построен, вероятно, при следующих хозяевах, Бутурлиных.

Предположительно строительство нового Троицкого храма велось зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым , всю жизнь работавшим на Нарышкиных и их родственников. Гипотеза о его авторстве принадлежит профессору В.С.Топорову: он отыскал в архиве документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…». Предположительно бумага касалась Троицкой церкви. Но едва ли это могло служить единственным основанием для такой версии, если бы сам храм композицией своей и декором не указывал бы на то, что он, Спасская церковь в Уборах и Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме (авторство которых не подлежит сомнению) с огромной вероятностью могли быть поставлены одним зодчим.

Кирпичный храм выстроен в стиле московского, или нарышкинского барокко, «под колоколы», то есть, с ярусом звона на основном объеме. По одним данным, работы начались в 1698г., по другим – раньше, в 1690г. и окончились уже к 1695г. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Так же роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялсярезной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хора было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кресты на трех главах золотили мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы – сказалось близкое родство Нарышкиных с царской фамилией. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

Во время войны 1812 года храм был разорен вместе с усадьбой, из него вывезли множество ценностей, позднее возвращенных партизанами, которые неподалеку отбили награбленное у французов. Не вернулось только старинное серебряное паникадило, которое распилили на куски; взамен утраченного император Александр I прислал новое бронзовое с хрустальными подвесками.

В советское время, в 1933г., храм был закрыт, но менее чем через десять лет, в 1941г., во время войны, академик В.Н.Подключников из Академии архитектуры занялся обмерами уникального памятника. Многое сейчас при реставрации храма делается с использованием его обмеров. С 1970г. началась реставрация храма под руководством профессора И.В.Ильенко, но позднее финансирование работ прекратилось, и памятник снова начал рушиться. В 2000-х гг. реставрационные работы снова начались и обещают в течение нескольких лет окончиться полным восстановлением Троицкого храма.

Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней. С другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики. Оказавшись в Троице-Лыкове, можно вообразить, что храм просто еще не достроен и стоит в лесах, а вокруг – старинное село, а не большой город…

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 годы – Сергей Иванович, затем до 1910 года – Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов – Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, отштукатуренная церковь побелена.

До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при его сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день».

Храм Троицы закрыли вторым (после теплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью, варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасен от разрушения.

В 1834 году Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н. А. Бутурлин. При нём в 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, на средства, собранные под началом генерал-майора согласно завещанию его матери, Екатерины. В честь храмоздателей были устроены приделы великомученицы Екатерины (освящен в 1851 году) и святителя Николая Чудотворца (освящен в 1856 году). Центральный престол, Успенский, был освящен в 1852 году.

В 1876 году усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-й гильдии И. И. Карзинкин. При нем в том же году при церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году - лечебница для бедных.

В начале 1900-х, при последней владелице, Юлии Михайловне Карзинкиной, храм был перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина. Тогда была возведена колокольня, устроены двухэтажная трапезная (в 1903 году) и приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского, а наружные объемы храма украшены фризами и кокошниками. Ю. М. Карзинкина также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню.

Богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 года. В ведение обители вошёл и Успенский храм. Однако, уже в 1923 году монастырь был вынужден закрыться. После этого община, переименованная в коммуну, просуществовала до 1929 года.

В октябре 1930 года храм был закрыт. После этого здесь находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии им И. Курчатова как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. В 1980-х годах в храме случился пожар, и он сгорел изнутри.

В 1989 году в Успенской церкви возобновились богослужения, пошли восстановительные работы. В 1999 году на территории храма открылась православная гимназия. Сложилась приходская община, на основе которой в 2003 году было образовано Православное Сестричество Живоначальной Троицы для воссоздания женской благотворительной общины. К началу 2010-х годов храм был почти полностью восстановлен, регулярно совершались богослужения. На приходе действовала воскресная школа для разных возрастных групп. 30 октября 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил здесь архиерейскую хиротонию владыки Феофана (Кима).

Храм выполнен в русско-византийском стиле. Прямоугольное здание храма увенчано луковичной главой с крестом. Наружные фризы и кокошники датируются началом XX века. Колокольня была возведена в конце XX-начале XXI века.



Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин).

Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма.

Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, coopужённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен).

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=314



Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом № 24).

Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского.

Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине ХIХ века (1852 г.) владевший тогда имением Н. А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила Успенский храм. В 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. По духовному завещанию Ю. М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Монастырь просуществовал недолго. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон. После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения.

За 70 лет советской власти всё в Троице-Лыкове практически разрушилось и обветшало. В 1923 году усадьба была разделена на части и её существование как единое целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь так называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным. В феврале 1929 года колония загорелась. Огонь подозрительным образом оказался одновременно в различных местах. Пожар разгорался. Потушить его с помощью вёдер было уже невозможно. Вызванные пожарные не приехали. К счастью, никто не погиб. Так закончился один из социальных экспериментов первых лет советской власти. На месте колонии организовали обычный колхоз, который просуществовал недолго. После на этом месте располагалось Суворовское училище. Древнейший памятник - деревянная церковь, выстроенная как и каменная Троицкая в конце ХVII века, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин - сгорела в 1936 году. Это был преднамеренный поджог. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме. Нелёгкая судьба выпала этой церкви. После того как представители новой власти Успенскую и Троицкую церкви основательно пограбили, позже сняли с них колокола и кресты, которые увезли в неизвестном направлении.

Успенский храм закрыли в 1930 году. Были разрушены главка колокольни, абсиды и купол самого храма. Возле храма были варварски уничтожены некрополь и часовня-усыпальница, где была захоронена последняя владелица имения Ю. М. Карзинкина. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1989 году здесь произошёл взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращён Православной Церкви. Его окружали тогда горы мусора, на колокольне росли деревья, по стенам проходили огромные трещины. 31 марта 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, храм был вновь освящён малым иерейским чином. 25 октября 1999 года, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, в Троице-Лыково из Греции в сопровождении иноков была доставлена икона Божией Матери "Иверская". Она была написана в г. Салоники схиархимандритом Арсением по заказу благотворителей - специально для Успенского храма.

Сейчас Успенская церковь восстановлена: возведена колокольня, по старинным фотографиям воссозданы купол, декоративные кокошники и крыша здания, реконструированы иконостас, киоты, алтарь, перед которым уложен новый гранитно-мраморный пол. Перед алтарём храма Успения устроены две могилы, в которых захоронены останки, обнаруженные поблизости при земляных работах.

Материал был взят из брошюры: "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне ). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.

* Организатор экскурсии:

Бывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁

Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.

История усадьбы Троице-Лыково

История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.

Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.

Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.

В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная в стиле «нарышкинского барокко».

По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…» , обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.

Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.

Троицкая церковь, вид с запада

Троицкая церковь, деталь

Наличник окна

Северный фасад, деталь

Северный фасад

Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.

В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.

Царское место

Иконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru

После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.

В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.

К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.

Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.

В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.

В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).

При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — .

В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.

За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.

В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.

По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.

В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).

Внутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru

К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.

Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.

После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.

По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.

Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.

Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.

Деревянный Успенский храм (не сохранился)

Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».

В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.

Тем временем Троицкая церковь, несмотря на свой охранный статус, продолжала ветшать. Внутри были утрачены почти все росписи, пострадал и наружный декор. В 1970 году начались реставрационные работы под руководством профессора И.В.Ильенко, однако из-за недостаточного финансирования их вскоре свернули, и храм продолжил разрушаться. В 1980-е годы территорию планировали передать под профилакторий Института атомной энергии им. Курчатова. В 1989 году взрыв серьезно повредил Успенскую церковь, в которой в то время располагался склад лакокрасочных материалов Курчатовского института. Осенью 1990 года сгорел «сказочный» домик Ропета.

Руины дома Ропета

На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».

Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен

Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.

Охранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы

Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?

Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.

Охранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты

Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.

Слева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания

Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.

Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.

Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:

1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,

2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.

3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.

В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.

С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749

В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.

Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.

Усадьба Троице-Лыково на карте

  • Адрес: г.Москва, ул.Одинцовская, 24
  • Метро: Строгино, Крылатское, Спартак

Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.

PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Среди многообразия исторических памятников столицы особое место занимает церковь Живоначальной Троицы, находящаяся в Троице-Лыково ─ местности, расположенной в западной части города. Этот удивительный шедевр храмового зодчества в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения.

Благое начинание боярина Мартимьяна Нарышкина

Своё название Троице-Лыково получило в связи с тем, что прежде на его месте находилось дворцовое село Троицкое, которое царствовавший тогда Василий Шуйский пожаловал в 1610 году одному из своих приближённых ─ князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. В 1690 году село перешло в собственность другой знатной московской фамилии Нарышкиных, состоявшей в родстве с новым государем Петром I. По заказу главы этой семьи, боярина Мартимьяна, и построили в Троице-Лыково церковь. Она была выполнена в стиле, получившем название нарышкинского барокко, и явилась подлинным шедевром русского храмового зодчества.

Авторство проекта храма в Троице-Лыково традиционно приписывается известному русскому зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, хотя, по мнению исследователей, веских доказательств этого нет. Единственным основанием для подобного утверждения может являться лишь архитектурное сходство данной постройки с общепризнанными работами мастера, являвшегося, кстати, основателем стиля «нарышкинское барокко», весьма распространённого в русском зодчестве конца XVII и начала XVIII веков.

Облик нового храма

Место, выбранное вблизи Москвы-реки, к слову, и без того высокое, было приподнято за счёт искусственного насыпного холма, благодаря чему церковь стала хорошо видна со всех сторон. Помещена она на широком подклете, являющемся нижним, хозяйственным этажом здания и окружённом изысканной балюстрадой (невысокой каменной оградой).

Общая архитектурная композиция церкви в Троице-Лыково не выходит за рамки традиции, установившейся в тот период. Она представляет собой достаточно часто встречающийся в постройках подобного типа четверик, надстроенный сверху дополнительным этажом, имеющим в плане восьмигранную форму.

Над ним, в свою очередь, помещён ещё один, более узкий ярус, прорезанный вертикальными окнами звона, внутри которого помещены колокола. Венцом всего сооружения является богато декорированный барабан с одной главкой. Таким образом, храм в Троице-Лыково являет собой характерный образец ярусно-пирамидальной композиции, который принято называть «восьмериком на четверике».

Колокола и декоративная отделка фасадов

В полной мере к нему подходит и ещё одно, весьма характерное определение ─ «церковь иже под колоколы». Так в старину именовали храмовые постройки, где колокола помещались не в отдельно построенной колокольне, а на одном из верхних ярусов главного здания. С западной стороны основного объёма возведена алтарная часть, а с восточной, симметрично ей, расположен притвор. Обе эти пристройки венчают главки, установленные на двухъярусных барабанах.

Особого внимания заслуживает декоративное оформление фасадов здания, покрытых объёмными белокаменными украшениями. Их несомненным достоинством являются оконные наличники, индивидуальные для каждого из ярусов. Кованые двери и ставни в прежние времена были богато украшены живописным растительным орнаментом, что также придавало общему виду здания изысканности и великолепия. Сохранились записи, согласно которым над золочением крестов, венчавших главки церкви в Троице-Лыково, трудились мастера Оружейной палаты Кремля: братья Борис и Алексей Маеровы.

Великолепие интерьера храма

Внутреннее убранство церкви ни в коей мере не уступало её наружному оформлению и было столь же роскошным. По свидетельству современников, настоящим шедевром прикладного искусства являлся высокий девятиярусный иконостас, богато украшенный позолоченной резьбой, изображавшей переплетения виноградных лоз, а также диковинные плоды и растения.

На южной и северной стенах храма помещались двухъярусные хоры, причём из верхних ярусов можно было попасть в ту часть здания, где помещались колокола. Центром же композиции, составлявшей внутреннее убранство, являлось царское место, располагавшееся на западной стене помещения и представлявшее собой изысканно декорированный фонарь, увенчанный объёмным изображением царской короны.

В довершение всего стены помещения были настолько искусно расписаны под мрамор, что у посетителей не возникало даже мысли об имитации этого благородного материала. Несмотря на то что значительная часть элементов наружной и внутренней отделки храма до наших дней не сохранилась, он занимает одно из ведущих мест среди памятников архитектуры Москвы.

Удары судьбы

В период наполеоновского нашествия храм был разграблен французами. Из него было похищено всё, что представляло, по их мнению, материальную ценность, а само здание подожжено. Так что после изгнания захватчиков из Москвы сгоревшую церковь в Троице-Лыково пришлось восстанавливать из пепелища, что и было сделано в течение ближайших лет.

Следующим тяжёлым ударом для Божьего храма стал октябрьский вооружённый переворот 1917 года. Новые власти поступили с его имуществом почти так же, как некогда наполеоновские солдаты, то есть в очередной раз разграбили всё, что было можно, но, в отличие от многих иных московских святынь, не стали разрушать само здание. Тем не менее в 1933 году приход храма был упразднён, и богослужения в нём прекратились.

Возвращение храму его исторического облика

Несмотря на своё крайне негативное отношение к религии, городские власти придали храму статус охраняемого государством памятника архитектуры Москвы и в 1941 году собирались приступить к его реставрации. Однако в тот период удалось провести только необходимые замеры, поскольку дальнейшим работам помешала война.

Лишь в период 60-х и 70-х годов, наконец, приступили к полному объёму реставрационных работ. Однако истинное возрождение культового сооружения следует отнести к периоду перестройки, когда для проведения необходимых работ были выделены достаточные средства. Благодаря государственным субсидиям и пожертвованиям частных лиц этому выдающемуся памятнику нарышкинского барокко был возвращён его первоначальный вид.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыково, находящаяся по адресу: Москва, Одинцовская ул., 24, как и в прежние годы, поражает взгляд необычайной гармонией своих очертаний и великолепием декоративного убранства.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире