Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правильная экспозиция для съемки водопада. Особенности фотосъемки воды и водопадов. Фотографирование брызг и капель

Один из самых распространенных вопросов, которые мне когда-либо задавали, «как фотографировать водопады»?

Водопады – прекрасное и захватывающее явление, особенно для фотографов. Во-первых, это очень красивые места, во-вторых, обычно это достаточно коварная световая ситуация и, в-третьих, они динамичны (и конечно же движение – это трудность, но также и реальная возможность сделать хороший динамичный кадр).

Про лучшие методы съемки водопадов написано множество материалов, но основы весьма просты.

Работа с движением.

Всегда, когда фотограф встречается с движущимися объектами, у него есть 2 варианта действий. Первый – мы можем заморозить движение на короткой выдержке, второй вариант – запечатлеть и усилить эффект движения за счет длинной выдержки, благодаря чему движущиеся элементы(в данном случае – вода) на снимке размываются. Большинство фотографов идут по второму пути. И вот как они это делают: вам понадобится ваша камера и штатив. Также неплохо было бы иметь поляризационный фильтр.

Сделайте пробный снимок .

Прежде, чем вы начнете экспериментировать, поставьте камеру на авто режим, убедитесь, что вспышка выключена и сфотографируйте воду. Заметьте какие параметры экспозиции установит камера – она сделает снимок с застывшей водой. Этот кадр будет как бы отправной точкой для ваших следующих снимков, вы можете сравнивать показатели для достижения нужного эффекта.

Приоритет выдрежки. Включите режим приоритета выдержки. Чтобы получились приятно размытые кадры, вам нужно будет поставить выдержку - 1 - 2 секунды.

Штатив . Конечно, чтобы сделать снимок на такой выдержке, вам необходим штатив или что-то, на чем камера будет стоять неподвижно, пока открыт затвор. Звучит достаточно просто: поставьте камеру на штатив, включите режим приоритета выдержки, поставьте выдержку 1-2 секунды и фотографируйте. Но, к сожалению, зачастую все не так просто.

Проблема в том, что чем больше выдержка, тем больше света попадает в кадр. И даже если вы снимаете в пасмурный день или вечером, возможно кадры будут засвечены.

Но есть еще парочка советов, которые помогут вам решить эту проблему.

Время. Выберите наилучшее время суток для съемки водопада, тогда у вас будет возможность снимать на длинной выдержке. Очевидно, что на рассвете и на закате свет менее яркий. И также пасмурные дни больше подходят для такой съемки.

Фильтры. Фильтры, которые пропускают меньше света в камеру, тоже весьма полезны. Существует множество фильтров, способных вам помочь, но я предпочитаю поляризационный, т.к. он не только пропускает меньше света, но и сглаживает блики. Еще может подойти фильтр нейтральной плотности, т.к. он создает эффект будто вы одеваете на камеру очки.

Режим приоритета диафрагмы . Если до сих пор ничего не выходит, вы можете переключить камеру в режим приоритета диафрагмы и выбрать наименьшее диафрагменное число. На большинстве камер это будет – f/22 или f/36. В результате камера сама подберет такую выдержку, которая подходит для данной диафрагмы. Возможно, это будет не 2 секунды, но почти всегда это число больше, чем показатель на пробном снимке, т.е. вода будет размыта сильнее, чем в первом случае. Кроме того глубина резкости будет больше, поэтому и водопад будет больше в фокусе.

ISO . Чем меньше ISO, тем менее камера светочувствительна, поэтому выдержка должна быть больше. В этом случае в ваших снимках будет меньше шумов и больше четких деталей.

Но экспозиция – это только часть дела.

Примерно 12 лет назад я в первый раз снимал водопад на однообъективную зеркальную камеру. Целую неделю я фотографировал только водопады. За это время я понял, что нужно делать серии фотографий с разной выдержкой и диафрагмой. Так я смог сделать несколько разных кадров одного и того же места с размытой водой, с разной глубиной резкости и в разном цвете.

Композиция . Что не менее важно, один водопад выглядит абсолютно по-разному с разных ракурсов, и в зависимости от того захватываете ли вы водопад целиком, не вырывая его из контекста, или снимаете лишь какую-то его часть. Также понаблюдайте за разными потоками воды. Где-то несколько водных потоков пересекаются, где-то это один стремительный поток, где-то вода спокойна. Найдите места, в которых вода течет с разной скоростью, и поэкспериментируйте с выдержкой.

Уборка. Т.к. я верю, что нужно беречь природу(и всегда ухожу из места съемки по той же дороге, по которой пришел к нему), я считаю, что после себя обязательно нужно прибирать место съемки. Еще перед съемкой осмотритесь, не нужно ли убрать какие-то неприятные взору детали – мусор, листья на камнях, и т.д. Очистка картинки без вреда для окружающей природы может перенести ваши снимки на новый уровень.

Не зацикливайтесь на размытой воде.

Несомненно, плавно передвигающаяся вода, похожая на шелк, очень привлекательна, но не совершайте ошибку – фотографируйте водопады и по-другому. Сделайте кадры на короткой выдержке, так вы увидите, где вода течет более бурно. Вы больше открываете диафрагму, глубина резкости - меньше, кадры получатся абсолютно другими.

Экспериментируйте! Хватит уже теории, пришло время воплотить все это в жизнь. Чем больше вы снимаете, тем лучше получается. Наслаждайтесь!

Водопады для меня, как маяки, - всегда хочется немедленно бежать и фотографировать их. Но если с маяком все более-менее понятно, где главное найти красивый ракурс и поймать нужное время, то в фотосъемке водопадов есть один небольшой секрет - это выдержка, которую вы используете. Ниже - небольшой урок по тому, как красиво сфотографировать водопад или, например, горную речку.

Прежде всего, обсудим технику. Вам понадобится камера, способная снимать в ручном режиме. Если это зеркалка - хорошо, если полноформатная камера, как Nikon D800, - ещё лучше, поскольку для меня - это эталонная камера в съемке пейзажей. Объектив подойдет практически любой: от широкоугольника до телевика - все зависит от того, как близко вы можете подойти к водопаду и какого он сам размера.

На фото ниже - стандартный зум-объектив NIKKOR 24-70 mm f/2.8 - одна из самых востребованных мной линз в любой съемке. Главное условие к объективу - возможность использования светофильтров.

Третья необходимая вещь - светофильтр. Подойдет нейтрально-серый с затемнением выше двух ступеней, можно использовать и полярик - он тоже поможет, но в солнечный день уже не спасет всю ситуацию. У меня циркулярный нейтральный фотофильтр, один из самых дешевых, тем не менее именно он всегда помогает снимать с долгой выдержкой там, где без него будет сплошной пересвет.

Четвертое - штатив. Подойдет любой, вплоть до маленького гориллопода, если нет сил и желания брать большой (у меня всегда так, кроме поездок на водопады). Если нет штатива - ищите камень, бревно, дерево, перила или любую горизонтальную площадь, где можно надежно разместить камеру.

Лучше всего снимать водопады не днем, когда солнце в зените и свет падает сверху, а утром или вечером. Закатные краски в воде выглядят еще красивее, и вода будет не просто белой или серой, а может проявиться розовый, фиолетовый или сиреневый оттенки. Для каждого конкретного места свое удачное время и порой приходится возвращаться на точку съемки не один раз.

Итак, мы на месте. Достаем камеру и делаем снимок. Получаем с виду обычный кадр, где вода вышла обычно, практически резко. Если нужны резкие капли, то нужно добавить ISO, так как в тени деревьев все-таки темно. Но мы сюда пришли за другим - зачем нам кадр, каких миллионы?


Ставим камеру в режим приоритета диафрагмы (самый простой вариант) или ручной режим и начинаем увеличивать выдержку. Тут понадобится штатив, так как снимать с рук на 1/20 секунды уже не так легко.
Остальные настройки: f/5.6, ISO100.
Уже видно, как вода начинает смазываться, но ещё не так, как нам надо.

Закрываем диафрагму, f/7.1. Выдержка, соответственно увеличивается до 1/13 секунды. ISO здесь и далее не меняется – оставляем 100. Уже водопад похож на реальное падение воды, но нам нужно больше.

1/8 секунды, диафрагма закрыта на 9. Четких капель уже нет, и линии воды превратились в резкие струи, словно волосы. В некоторых местах отчетливо видны брызги, отлетающие от камней. Так лучше?

1/5 секунды, закрываем диафрагму на 11. Струйки воды постепенно сливаются в сплошные потоки.

0,4 секунды, практически половина. Диафрагма 14. Начинает размываться и вода на переднем плане.

0,6 секунды, диафрагма 18. После такой выдержки уже нет единичных брызг, а все слито в один сплошной поток.

Если вы нашли водопад не в глухих джунглях, а это популярная туристическая достопримечательность, то лучше выбрать не самое активное время наплыва публики. Нет ничего хуже, чем нажать на кнопку и увидеть, как кто-то вбегает в ваш кадр. С одной стороны, длинная выдержка тут может помочь и смазать незваного гостя, с другой, он может остаться выбивающимся из сюжета пятном на снимке.

1 секунда и максимальная диафрагма 22. Я считаю, что подобной выдержки вполне достаточно для того, чтобы красиво снять горную реку или водопад. Но поставить её днем без темного фильтра, даже находясь в тени деревьев, практически невозможно - все будет пересвечено.

Я решил провести эксперимент и попробовать продолжать увеличивать выдержку за счет того, что затемнял свой циркулярный нейтральный фильтр. Его особенность такова, что он состоит из двух поляризационных фильтров, и если его крутить, то в какой-то момент он становится полностью непрозрачным.
Выдержка 2,5 секунды, диафрагма 22.

Будьте внимательны, чтобы брызги от водопада не попадали на камеру и оптику. Если на длинной выдержке на объективе появятся капли, то это может отразиться на кадре. А вот если вы ненароком утопите камеру - последствия будут гораздо печальнее. Одно я сказать могу точно - сломать камеру тем, что на неё попали брызги, не так просто. Для этого необходимо будет встать прямо под водопад, чего я, конечно же, делать не советую, но иногда ради ракурса можно забыть обо всем. И да, используйте удобную обувь: камни около воды всегда скользкие, будьте аккуратны и внимательны, смотрите, куда наступаете.

Выдержка 8 секунд. Что-либо поменялось?

И вот финальный кадр: выдержка 15 секунд, диафрагма 22, ISO100. Вода превратилась в облачный поток, свисающий с камней, часть которых красиво проявилась сквозь брызги. Из-за того, что в водопаде множество порогов, получились красивые перепады с камня на камень, вода снизу тоже размылась и получилась красивая картинка, достойная быть напечатанной в статье про путешествие. Интересный контровой теплый свет, небольшой блик и главное - все-таки вода, красиво парящая на водопаде. И, конечно же, финальный штрих: мой опыт мне подсказывает, что как бы редко ты ни менял объективы и постоянно ни чистил матрицу, при закрытой на 22 диафрагме пыль и грязь все равно вылезают. Если присмотритесь на фотографиях выше, ее немного заметно, хоть эта камера была тщательно вычищена перед этой поездкой, а пользовался я ей только под водой в боксе. Но не стоит бояться этих пятен- Lightroom убирает их очень легко с помощью лечебной кисти.
Вуаля, один из самых красивых на мой взгляд водопадов- Родчестер, остров Маврикий.

Диафрагма –– f/22
Выдержка –– 15 с
ISO -- 100
Фокусное расстояние –– 50 mm
Камера –– Nikon D800
Объектив –– NIKKOR 24-70 mm f/2.8

Нейтрально-серый циркулярный светофильтр

Смотреть на бегущую воду можно бесконечно – общеизвестный факт. Фотографы могут захватывать этот момент в бесконечность, передавать картинку многим людям, тем самым создавая возможность любоваться переливами волн в любое время, не выходя из дома. Современная техника сильно им в этом деле помогает, зеркальные фотоаппараты умеют передавать живость и движение воды при правильных настройках, а мониторы и телевизоры воспроизводить отснятый материал.

Чтобы научиться передавать настроение, запахи, движение воды, нужно активно тренироваться и изучить главные правила съемок водопадов и быстрых рек. Во-первых, оборудование должно быть подобрано правильно – и камера, и объектив, и фильтры, и штатив. Без них не получится снимать ровно и качественно. Во-вторых, нужно знать все технические особенности вашей камеры. Поэтому для съемок чего-то нового лучше взять менее подходящую, но проверенную камеру, чем новую многофункциональную. И потерять много часов в тщетных попытках получить нужные эффекты.

Съемки водопадов требуют тщательной подготовки, обычно до самого момента съемок проходит не менее пары дней и несколько важных этапов:

  • подбор необходимого набора оборудования
  • поиск места и точки съемки
  • выбор оптимальной погоды, времени суток, сезона
  • подготовка экипировки, подходяще по сезону и погоде одежды
  • пристрелочные кадры с разными настройками
  • Самый трудоемкий этап – поиск места и подбор ракурса, а затратный – комплектации «походного рюкзака», особенно при отсутствии какого-либо нужного оборудования

Особенности местности и пейзажа

Съемки водопадов и рек имеют ряд преимуществ перед другими видами – объект не перемещается, пейзаж вокруг не изменяется, поэтому время на подготовку, пристрелку и саму работу не ограничено. С другой стороны – влажность, отдаленность от цивилизации, особые режимы фотосъемки не очень хорошо сказываются на камере. Нужно постоянно следить, чтобы не попала вода на камеру, особенно при смене объективов. Часто возле водопадов дует сильный ветер, поэтому оборудование должно быть в безопасности, проверенное и надежно закрепленное.

Для выбора режима съемок важны следующие особенности:

  • в воздухе очень много частичек воды, каждая из которых отражает и преломляет свет;
  • брызги постоянно попадают на объектив, приготовьтесь регулярно (иногда и раз в 5 минут) протирать его специальной тряпочкой;
  • потоки движутся очень быстро;
  • разница между цветом воды и окружающего пейзажа может быть очень большой, некоторые участки получаются излишне затемненными;
  • важен не только сам водопад, но и композиция в кадре.


Необходимое оборудование

Когда заходит речь о необходимом оборудовании, подразумевается, что есть свободные средства, которые легко можно потратить на приобретение инструментов. Что фотограф неопытный и не имеет достаточного количества приспособлений. Что съемки подобного плана не последние в работе, и все оборудование послужит еще долгое время.


Камера. Если фотоаппарат у вас уже есть, и он достаточно хороший, то смело переходите к следующему пункту. Главное, чтобы камера имела ручной режим настроек, возможность снимать на длинной выдержке, объектив был сменный, а технические характеристики и внутреннее меню тщательно изучено. При желании можно снять красиво и на недорогой фотоаппарат, имея неплохой объектив и правильные навыки. Если выбирать модель, то пусть будет «зеркалка» с режимом стабилизации изображения, возможностью снимать в RAW и использовать объективы, а если еще и без кроп-фактора, то снимать будет гораздо проще. Остальные моменты успешно компенсируются оптикой, правильно настроенными режимами и грамотно выбранным штативом.


Объектив. Небольшие водопады часто окружены камнями, деревьями и протекают в узких ущельях. Поэтому используйте для таких съемок широкоформатный объектив, лучше если он будет типа «зум» с фокусным расстоянием 18-20 мм. Такой объектив является универсальным для «пейзажника» или свадебного фотографа. Если вы планируете снимать много и долго в этих жанрах, приобретите хороший дорогой широкоформатник. Он долго прослужит и позволит качественно отрабатывать практически всех необходимые мероприятия и моменты.

Штатив. Съемки водопада предполагают наличие ветра и неровной поверхности для установки камеры. Поэтому штатив должен быть качественный и устойчивый, от него зависит не только стабилизация кадра, но и сохранность камеры. Количество поворотных направлений в данной ситуации не так важно, как устойчивость и рабочая нагрузка. Последняя должна превышать вес камеры с объективом и фильтром. А возможность регулировать высоту каждой ноги отдельно поможет более прочно установить штатив на неровной поверхности.


Фильтры. Снимать быстро бегущую воду без фильтров достаточно сложно, она получается неживой или слишком смазанной. Потому что вода отражает и преломляет падающий на нее свет, создает блики, засвеченные пиксели. Для водопадов обычно берут 2 фильтра: нейтральный серый и поляризационный. Первый выравнивает цвет и убирает засветы от потоков воды, второй делает их более прозрачными, естественными, снижая общую яркость снимка. Современный вариант профессионального фильтра – переменный серый выполняет функцию вышеперечисленных и позволяет регулировать степень затемнения.

Сменные аккумуляторы. Об этом много пишется на всех форумах и некоторые фотографы все равно попадают в такую ситуацию. Камера при длинной выдержке потребляет много энергии, поэтому аккумуляторы быстро разряжаются. На помощь придет сменный блок или запасные батареи. В холодную походу даже двойной комплект. Места они занимают немного, а польза очевидная.

Дополнительные карты памяти. Такая же ситуация возникает с памятью камеры, когда съемки долгие, сохраняются снимки в RAW. Лучше брать несколько карт по 16 или 32 Гб, так проще будет потом искать нужное, да и зависать будут меньше при сохранении. Флешки весят и занимают места еще меньше, чем аккумуляторы, поэтому лишние 2-3 штуки про запас должны быть. Важный момент – освобождайте карты памяти сразу после съемки, так вы не удалите случайно снимки с чьей-то свадьбы в процессе работы.


Тряпочки из микрофибры для объектива. Водопад – явление достаточно мокрое, чтобы запечатлеть интересные кадры, придется подходить к воде достаточно близко. Брызги от потоков будут постоянно попадать на стекло объектива. Возьмите несколько специальных тряпочек для оптики, вам придется каждые 5-7 минут протирать объектив.

Время суток, погода

Водопад красив в любую погоду и в любое время суток, нужно только найти правильный ракурс и настройки. В дневное время излишек света следует гасить фильтрами, а ночное – выставлять ISO побольше, чтобы захватить все детали. В летнее время водопад красиво дополняют цветы, трава, деревья, в зимнее – все покрыто причудливыми снежными узорами. Весной и осень из-за дождей большинство водопадом становятся мощнее, а поток сильнее. Некоторые водопады в жаркий период текут совсем слабо, это нужно учитывать при выборе времени года для съемок. Предварительный выезд на место позволит оценить ситуацию и подобрать оптимальный набор инструментов.


То же самое касается и погоды – в дождь или снег снимать сложнее, но они не помешают сделать красивые кадры при желании. Палящее солнце неприятно для фотографа и камеры, но дает удивительные переливы на воде. Осень славится туманами над водой, утром и поздно вечером над водопадом можно застать густые красивые облака. Определить нужную погоду можно по прогнозам.

Настройки и режимы камеры

Нестандартные съемки всегда требуются небанальных подходов и определенных отклонений от нормы съемок. Водопад – не исключение, снимать будем в формате RAW, чтобы потом можно было поправить недочеты в процессе обработки.

Первым делом выставляет ручной режим настроек, он позволит избежать стандартных проблем с фокусом и ISO. Снимать движение воды можно на короткой или длинной выдержке, результат получится абсолютно разный.


Максимально закрытая диафрагма при длинной выдержке позволит снизить количество шумов, а детализации при этом будет на достаточно высоком уровне. Чтобы «нащупать» нужное значение, поставьте ее в среднее положение и на шаг уменьшайте, когда качество пойдет вниз, вы сразу заметите. Крайние значения (полностью открытая или максимально закрытая диафрагма) лучше не использовать, полученные снимки вряд ли порадуют вас четкостью и резкостью.

Выставляем минимально возможное в данной ситуации значении ISO, при съемках днем от воды дополнительно отражается свет, что может привести к бликам и засветам. Длинные выдержки усилят эффект, они сами по себе добавляют шумы и зернистость на снимок, а большой объем света и информации на матрице создадут какофонию красок.


Поговорим о выдержке, каждая съемка – явление уникальное и неповторимое. Погодные условия, камера, опыт фотографа – все требует пробных снимков и различных вариантов. Начинаем с 1-2 секунд, увеличивая и уменьшая выдержку при необходимости на разных настройках. Оптимальные значения лежат в диапазоне от 1 до 30 секунд, чем дольше открыты створки, тем сильнее размываются границы воды. Обычно 20-30 пристрелочных снимков выявляют наиболее подходящие для ситуации параметры.

Советы по съемкам водопада от опытных фотографов

Комбинация параметров лучше всего определяется опытным путем, поэтому подготовка к съемке может длится несколько часов, а сама съемка час-два. Что нужно знать начинающим фотографам прежде чем начать снимать водопады:

    Длинные и короткие выдержки имеют ряд существенных отличий, у каждой есть преимущества. Воду можно снимать на любых значениях. При короткой – потоки будут естественными, прозрачными, при длинной – сливаться в поток, размываться. Оба эффекта красиво смотрятся на фотографии. Ультрокороткая выдержка позволит снимать бурлящие потоки, брызги и капельки воды в воздухе.


  • Не спешите снимать сразу, походите вокруг, поищите ракурс для небанальной съемки. Иногда появление в кадре одной ветки дает больше, чем вся композиция целиком. Заполните кадр на всех планах, чтобы на снимке был не только сам водопад. Шикарно смотрятся на снимке камни, валуны и каскады под потоком воды.
  • Ракурс съемок должен быть на уровне потока реки, снизу и против движения воды, чтобы передать величие и динамику. Экспериментируйте с масштабами, делайте акцент на отдельные детали вокруг водопада.
  • «Всякая погода благодать…», или тренируйтесь снимать в любую погоду. Если вы сможете повернуть капризы природы себе на пользу, то может получится замечательный кадр. В пасмурную погоду естественный свет рассеивается облаками, а во время дождя природа оживает новыми красками и оттенками, тени становятся более сочными, а цвета насыщенными.
  • Съемка воды крупным планом может дать удивительные результаты. Пузырьки на выдержке от 4 до 6 секунд рисуют на фотографии причудливые спирали, а подводные камни и препятствия образуют на поверхности узор.
  • Если исключить из снимка небо, то можно слегка «завалить горизонт» для улучшения восприятия картины. К тому же небо являет собой сильный контраст с мрачными мокрыми камнями и будет на фото белым участком.

  • Выведите гистограмму на дисплей, часто снимки получаются пересвеченными, что не всегда заметно на экране камеры. Во врем пристрелочных кадров, да и в процессе съемки, сверяйте внутреннее ощущение с графиком и корректируйте настройки.

Применяя эти советы, можно уже с первого раза получить достаточно сносные снимки, а при регулярной работе, уже через пару месяцев выйти на совершенно иной уровень качества. Технические характеристики камеры, погода, экипировка, дополнительное оборудование – ничего не заменит до автоматизма отработанных навыков, личного опыта и наработанного фотографического видения.

Водопады - одно из самых красивых природных явлений, которые вы можете сфотографировать. Но хотя они могут выглядеть просто потрясающе, снимать их не просто. Как сделать так, чтобы кадры были не слишком темными? Как справиться с быстрым движением воды? Как выстроить композицию фотографий, чтобы зафиксировать подлинную красоту сцены?

В данной статье эксперт по пейзажной фотографии Стив Берарди (Steve Berardi) поделится своими лучшими приемами по съемке водопадов.

Фотографировать их не так трудно, если пользоваться некоторыми приемами и техниками. Этот урок будет посвящен тому, как получить эффект шелковой воды и как подобрать сбалансированное освещение, которое поможет подчеркнуть контраст в окрестностях водопадов.

Ключевой момент для получения эффекта шелковой воды состоит в использовании длинных выдержек, так что большинство техник, описанных ниже, будут вращаться вокруг этой простой идеи.

Шаг 1: Подберите правильное оборудование


Необходимое:

  • широкоугольный зум-объектив
  • поляризационный фильтр
  • штатив
  • нейтрально-серый фильтр (на 2 шага)
  • пульт дистанционного управления
  • телеобъектив с переменным фокусным расстоянием

Водопады обычно расположены в тесных ущельях, так что большую часть времени широкоугольный зум-объектив будет вам необходим. Поляризационный фильтр полезен по трем причинам: он нивелирует отражения на воде/камнях, усиливает насыщенность зелени вокруг водопада и ограничивает количество света, проходящего через ваш объектив. Однако наиболее важно иметь при себе штатив, чтобы придать устойчивость камере для проведения долгого экспонирования.

Хотя это и не обязательно, но ND фильтр (на 2 шага) тоже может помочь вам использовать длинные выдержки (что полезно в условиях яркого освещения). Пульт дистанционного управления позволит получить более четкие изображения, предотвращая возможность дрожания камеры во время нажатия кнопки спуска затвора. И наконец, телеобъектив с переменным фокусным расстоянием пригодится, когда вам нужно приблизить определенную часть водопада.

Шаг 2: Найдите водопады для съемки

Вне зависимости от того, где вы живете, есть шанс найти водопад где-нибудь поблизости. Может, в округе их и не сотни (если только вы живете не в штате Орегон, США), но если вы хорошенько поищите, то наверняка найдется, по крайней мере, один!

Итак, где искать? Я с большим успехом использовал несколько методов:

  • Просто поищите в Google (например, «иллинойс водопады»)
  • Просмотрите фото на Flickr
  • Найдите путеводитель по водопадам в вашей области
  • Пойдите в центр для посетителей любого городского парка, и спросите там.

Мой любимый метод состоит в поиске на Flickr , потому что так вы можете понять, как выглядит тот или иной водопад, а если там есть достаточно снимков определенного водопада, это поможет вам исследовать новые композиционные решения.

Шаг 3: Посещайте водопад в правильное время

В зависимости от источника воды в водопаде, его внешний вид может радикально меняться от одного сезона к другому. Например, водопады, которые питаются талым снегом, зачастую пересыхают или сильно скудеют к концу лета. Их обычно лучше всего посещать поздней весной или ранним летом (ранней весной они могут быть чересчур бурными). Итак, в отношении разведки водопадов, хорошо бы найти их источник и посещать их, когда воды в нем достаточно.

Важно также приходить на водопад, когда условия освещения хорошие. Сбалансированный и рассеянный свет отлично подходит для съемки водопадов, потому что помогает показать детали в тенях и усилить контраст. Лучшее рассеянное освещение появляется в пасмурные дни (облака действуют как естественные рассеиватели), но если вы не можете ждать облачного дня, посетите водопад на рассвете или закате (пока весь он находится в тени).

Худшее время для съемки водопада - это когда одна его половина находится в тени, а вторая - на солнце. Ваша камера не сможет обработать такой контраст.

Шаг 4: Скомпонуйте изображение

Когда вы прибудете на водопад, не нужно сразу устанавливать штатив! Погуляйте вокруг, посмотрите через видоискатель в поиске разных углов и позиций камеры. Вот несколько советов для компоновки вашего изображения:

  • Снимайте под углом, а не прямо перед водопадом
  • Приблизьте телевиком и снимите одну маленькую область, вместо того, чтобы пытаться фотографировать весь водопад с прилегающей территорией.
  • Включите элементы переднего плана (например, камни, цветы и т.д.)

В качестве примера для первого совета, привожу две фотографии одного и того же водопада (одна была снята прямо перед ним, другая - со стороны).

Замечаете существенные отличия?

Шаг 5: Настройте поляризационный фильтр

Когда вы выстроили хорошую композицию, настало время тщательно настроить ваш поляризационный фильтр, чтобы максимизировать его эффект. В то время как вы смотрите через видоискатель, вращайте фильтр и смотрите, когда исчезнут отражения (в этот же момент зелень станет гораздо более насыщенной).

Возможно, вам придется прокрутить его полностью несколько раз, чтобы удостовериться, что вы нашли наилучшую позицию.

Шаг 6: Настройте камеру

Для того, чтобы получить эффект шелковой воды, который вы видели на снимках водопадов, вам нужна длинная выдержка. Итак, здесь приводится несколько рекомендуемых настроек, с которых можно начать:

Переведите камеру в режим ручного управления (M ). Когда я только начинал фотографировать водопады, я снимал в режиме приоритета выдержки, но быстро перешел на ручной, потому что камера не всегда выбирала диафрагму, которая мне была нужна для получения правильной глубины резкости. Если вы никогда раньше не фотографировали в режиме ручного управления, не беспокойтесь. В случае с водопадами, снимать в нем особенно просто.

Используйте узкую диафрагму. Это необходимо по двум причинам: это позволит вам использовать более длинную выдержку и все будет в фокусе. Я рекомендую начинать с f/16, и уменьшать дальше, если это значение не может обеспечить вам достаточно большую выдержку. Некоторые фотографы посоветуют вам всегда использовать самую узкую диафрагму из тех, что есть на вашем объективе, но я стараюсь избегать этого, потому что объективы обычно теряют резкость на своих наименьших (и наибольших) диафрагмах.

Используйте самое низкое значение ISO на вашей камере. Это также поможет вам снимать на более длинных выдержках, но у этого есть и другое преимущество: на низких ISO изображения получаются менее «шумными» и с более широким динамическим диапазоном. Пока вы будете работать на длинных выдержках, ваш кадр будет гораздо более чувствителен к шуму, так что низкие ISO позволят вам его отчасти нивелировать.

Начните с выдержки в несколько секунд. Когда вы снимаете водопады, поиск правильной выдержки требует экспериментирования, но обычно неплохо начинать с 2 секунд. Будьте готовы использовать выдержки в диапазоне от 1 до 30 секунд.

Ну ладно, хватит о настройках, давайте уже начинать снимать!

После того, как вы сделаете снимок, посмотрите его на своем LCD-дисплее, включив гистограмму. Изучите края гистограммы, чтобы определить, потеряли ли вы детали в тенях/светах. Для примера взгляните на изображение ниже и соответствующую ему гистограмму справа:


Отметьте, как гистограмма показывает, что изображение сильно недоэкспонировано: почти все пиксели черные.

Если вы теряете детали в тенях, попробуйте увеличить выдержку и сделать другой кадр. А если утеряны детали в светах, можно, напротив, уменьшить выдержку.

Этот этап проходится методом проб и ошибок. Возможно, вам придется менять настройки камеры между кадрами, чтобы получить то совершенное изображение, к которому вы стремитесь.

Если выбранная вами выдержка слишком коротка для получения эффекта шелковой воды, и вы уже пытались сузить диафрагму, тогда вы можете попробовать накрутить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам увеличить выдержку.

Шаг 8: Как убрать пересветы в Photoshop


Наиболее распространенная проблема, с которой вы столкнетесь при съемке водопадов, это пересветы. Даже в случае со сбалансированным и рассеянным светом, вы, вероятно, все равно получите небольшую пересвеченную область где-нибудь на воде: она выглядит как огромная белая клякса в середине вашего красивого водопада - фу!

К счастью, есть простой способ избавления от этой штуки и придания ей текстуры, такой же, как и на всех остальных частях водопада. Вот как это сделать:


Выберите инструмент «Затемнитель» («Burn», смотрите выше) и установите диаметр около 100 пикселей, жесткость 15%, диапазон на «света», и экспозицию примерно 8%. Далее просто нажимайте на кнопку мыши и «рисуйте» на зоне пересветов.

Постарайтесь не проходить по одной и той же точке дважды, иначе эффект затемнения удвоится (обычно в результате вы получите темно-серую воду).

Если вода получается слишком темной, вернитесь назад и попробуйте другие настройки (наиболее сильный эффект оказывает изменение параметра «экспозиция»).

Вот пример того, что получилось, когда я применил данную технику к фотографии выше:


Заключение

Этот урок не претендует на звание полного руководства по съемке водопадов, но это неплохое начало. Так что, ищите водопады и снимайте!

Дата публикации: 04.08.2008

Съемка рек и водопадов

Для начала давайте немного вспомним геометрию. Большинство фотографических жанров подразумевают фиксацию состояния объектов в определенной точке времени. И если мы живем в четырехмерном пространстве (если считать время за еще одну систему координат), то обычная фотография двумерна. Снимок имеет высоту и ширину. Глубина же передается проекцией точек в пространстве на плоскость, заданную бумажным отпечатком из минилаба или цифровым пространством монитора. Если же перед фотографом стоит задача съемки водного потока, будь то горная река или водопад, для передачи динамики просто необходимо добавлять в кадр третье измерение - время.

Немного теории в образах

Согласитесь, язык математики, если речь идет о природе, - это, мягко говоря, не самый удобный и интересный способ общения. Дабы не прослыть занудой, предлагаю поговорить о съемке водных потоков на простом языке. Итак, вы собираетесь в поездку и точно знаете, что вам предстоит съемка горной реки или водопада. К чему и как нужно готовиться?

Основным подходом в подобного рода съемке является передача динамики движения воды. Не стоит пытаться «замораживать» поток, делая различимыми малейшие капельки и брызги, отлетающие от камней и деревьев. Тем самым вы просто отбросите фактор времени, проще говоря, остановите его. В реальной жизни человек видит процесс движения воды совершенно иначе. Глядя на реку, люди видят именно движение - не застывшую картинку, а кино. Передать эффект кино в одном-единственном кадре нам поможет длинная выдержка.

Приведу знакомый всем пример с водопроводным краном. Неплотно закрученный вентиль позволяет воде просачиваться наружу, порождая столь раздражающий звук падающих капель. Если приоткрыть кран больше, отдельные капельки воды соединяются в единое целое, образуя непрерывный поток. В случае с фотографией все происходит точно так же, просто роль регулирующего крана смесителя у нас выполняет затвор фотокамеры. Приотворив его на короткое время, мы получим отдельные капельки; задержим затвор открытым подольше - и у нас на карточке будет самый настоящий живой поток.

Техника и подходы к съемке

Теперь определимся с набором фотооборудования, которое всенепременно будет полезным при съемке движущейся воды. На основе личного опыта могу сказать, что наиболее эффектные кадры получаются при съемке широкоугольным объективом. Прием достаточно стандартный, но от этого он ни в коем случае не становится плохим. Прежде всего нужно выбрать интересный и привлекающий внимание передний план. Это может быть камень со мхом, снежный сугроб, ветка, кочка, след животного. Все что угодно, главное, чтобы это помогало реализации вашей идеи. Съемка ведется с нижней точки, камера обычно располагается очень близко к выбранному объекту.

На среднем и заднем планах должны быть элементы пейзажа, которые являются препятствиями для воды. Если вы снимаете горную реку, обязательно включайте в кадр валуны, разрезающие поток на части. Отличным фотографическим объектом является речной порог или их группа. Если же вы снимаете водопад, обращайте внимание на выступы и полочки, принимающие удар мощных струй воды.

Выбор нижней точки съемки не случаен. Располагая камеру на одном уровне с горной рекой, вы лучше передадите динамику движения воды. Направляйте фотоаппарат навстречу потоку, эффект движения проявится еще сильнее. Съемка водопада с нижней точки придает снимку особенную силу, величественность. Широкий угол и удачно выбранный передний план только добавляют драматизма. Если говорить о диапазоне фокусных расстояний, то для кропнутых зеркальных камер можно посоветовать использовать объектив 12–24 мм либо несколько фиксов в тех же пределах. Для полнокадровых или пленочных 35-миллиметровых камер оптимальным выбором будет объектив с фокусным расстоянием от 18–20 мм. Я, к примеру, зачастую отдаю предпочтение сверхшироким углам.

Выстраивая кадр, стоит поэкспериментировать с динамичными ракурсами, наклоняя камеру таким образом, чтобы на снимке просматривалась диагональ. И не обращайте внимание на горе-критиков на фотосайтах с их дежурным штампом про заваленный горизонт, который пора записывать в разряд ругательств. Грамотно заваленный горизонт чаще всего идет только на пользу снимку. Помимо необычного ракурса, подчеркнуть динамику может и расположенный диагонально в кадре объект, уходящий в перспективу. Если такой объект будет расположен близко к переднему плану, то геометрические искажения широкоугольного объектива сыграют вам на руку.

Очень важный пункт в списке необходимого оборудования - штатив . Если вы забыли его дома, о хороших фотографиях можно забыть. Штатив будет много времени проводить в воде, сопротивляясь течению, следовательно, это должна быть тяжелая и устойчивая модель. Поскольку выше я писал про съемку с нижней точки, необходимо учесть, что штатив должен позволять опустить камеру практически до уровня земли. Если говорить о выборе головки для трипода, то тут каждый должен полагаться на свой вкус. Я предпочитаю головку шарового типа. Важно, чтобы камера фиксировалась на штативе очень жестко и не «клевала» объективом. Длинные выдержки этого не прощают. После завершения съемки обязательно ослабьте все защелки и разложите треногу в сухом месте. Своевременный уход за аппаратурой увеличит срок ее службы.

Выбор погоды и освещения

Особое внимание следует уделить выбору погоды для съемки движущихся потоков воды. Как ни странно, идеальной погодой и залогом успешных кадров будет плотная облачность на небе. Свет, который в таких условиях всегда рассеян, позволит не испытывать трудностей с выбором экспозиции, ведь все объекты будут равномерно освещены и на перепады яркости не будет даже намека. Помогать фотографу будет и низкая освещенность. Помните, снимать нужно на длинных выдержках, и яркий солнечный свет далеко не идеален для этого случая.

Чтобы снизить световой поток, идущий на матрицу или пленку, первым делом максимально закройте диафрагму, а в случае с цифровой камерой используйте минимально возможное значение светочувствительности (ISO). Если же предпринятые меры не дают ожидаемого эффекта, как нельзя кстати окажется нейтральный серый фильтр, снижающий количество света, проходящего через объектив, но не влияющий на цвета. Эти фильтры бывают разной плотности: 0,3, 0,6, 0,9 и т. д. Фильтр с плотностью 0,3 снижает световой поток на одну ступень, и света проходит в два раза меньше, чем без фильтра. Фильтр с плотностью 0,6 уменьшает количество света на две ступени, то есть в четыре раза. Расчеты можно продолжить, но мы же договорились сегодня без математики? Обеспечить эффект темных очков может и поляризационный фильтр. Помимо своих основных свойств, он также притемняет свет. Обычно я использую именно его. Практически все свойства полярика пригодятся при съемке рек и водопадов. Довольно часто требуется убрать отражения с поверхности реки и проявить дно. Без поляризатора тут никак. Если съемка идет в лесу, фильтр хорошо справляется с задачей насыщения зеленого цвета листвы и хвои. Вердикт: если вы собираетесь снимать воду, поляризатор обязательно должен быть у вас в рюкзаке. Выбор выдержки и нужной плотности фильтра - задача во многом творческая. Все зависит от скорости водного потока и той картинки, которую вы хотите получить. Общее правило очень простое: чем длиннее выдержка, тем более однородной будет выглядеть вода на фотографии. Если вы снимаете цифровой камерой, делайте несколько дублей с разной выдержкой и оценивайте результат. Всегда сохраняйте текстуру на поверхности воды и в отдельных струйках. И еще раз, не допускайте, чтобы живой поток превратился в плоское белое пятно. Обращайте особое внимание на участки кадра, где вода встречается с препятствиями, а также те места, где поток имеет минимальную толщину (обычно это струи водопадов и горных порогов).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые опасные страны африки
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты