Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Каменные статуи моаи Монолитные статуи на острове пасхи

Или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku ). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие тамошние статуи изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита ; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио, в бухте Анакена, и из других месторождений; 13 - из базальта ; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа-Хака-Нана-Иа (Hoa Hakananai’a ) . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао.

Аху Тонгарики

Размер и вес

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указываются веса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро (Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura ), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая - Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.

Расположение

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Позже они оказались погребены делювием со склона вулкана. Остальные статуи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же их транспортировка так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Статуя с реконструированными глазами.

Моаи раннего периода

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием. На острове изображены моаи, каменные истуканы острова Пасхи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы, тела которых украшены татуировками.

Камни острова в терминах местных жителей

Они выстроены в том порядке, в каком идёт убывание прочности пород.

1) Маеа матаа (маеа - камень, матаа - наконечник [рапануйский]) - обсидиан.

Маеа ренго ренго - гальки халцедона и кремня .

2) Маеа невхиве - чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.

Маеа токи - базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.

3) Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт) - использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура», пункт 4.

4) Маеа пупура - плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.

5) Маеа матарики - крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.

6) Кирикири-теа - мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.

Маеа хане-хане - чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.

Пахоехое - пемзы андезитовых базальтов (таитян.).

См. также

Примечания

Литература

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). - ISBN 5-02-029176-5
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. - М.: Искусство, 1982. - 527 с.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна (Random House, 1989)
  • Jo Anne Van Tilburg . Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. - London and Washington: D.C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. -

На раннем этапе развития цивилизации для людей по всему миру было характерным устанавливать мегалитические сооружения. Вспомним хотя бы Стоунхендж в Великобритании, многочисленные дольмены или фаллосоподобные глыбы. Но из этого ряда древних мегалитов выделяются те, которыми славится остров Пасхи. Статуи, установленные там, с самого начала поразили европейцев. И продолжают изумлять до сих пор. Ведь их тайна так и не разгадана до конца. Кроме того, не раскрыт вопрос о том, откуда прибыли на этот маленький клочок суши, затерянный посреди Тихого океана в трех тысячах километров от материка, первые люди. В этой статье мы коротко расскажем о секретах острова Пасхи. Ведь эта земля просто переполнена достопримечательностями.

Где расположен остров Пасхи

Статуи «моаи» были первыми, кто встретил в 1722 году европейских мореплавателей. Корабль под руководством капитана Якоба Роггевена причалил к неведомым берегам в Страстную Неделю, поэтому было решено назвать остров в честь наступающего праздника. Сами же туземцы именовали свою землю Те-Пито-о-Те-Хенуа, Рапа-Нуи и Мата-Ки-Те-Ранге. Но слово Пасха (Pascua) было более привычным для уха европейцев, и на всех картах мира остров значится именно так. Расположен он в восточном уголке Тихого океана и представляет собой треугольник суши с длиной грани не более двадцати четырех километров. Остров имеет вулканическое происхождение, поэтому он горист. Наивысшая точка - 539 метров над уровнем моря. Административно земля эта принадлежит Чили, хотя и удалена от ближайшего города Вальпараисо на три тысячи шестьсот километров. Остров Пасхи имеет чудесный климат, располагающий к размеренному отдыху. Воды у его берегов круглый год прогреты до + 24 градусов, а пляжи усыпаны интересным розоватым песком. Но главная достопримечательность, привлекающая многочисленных туристов на остров Пасхи, - статуи.

История открытия исчезнувшей цивилизации

Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.

Таинственный народ

Статуи острова Пасхи, фото которых являются визитной карточкой этой чилийской провинции, - не единственная загадка сих мест. Еще первые мореплаватели описывали, что обнаружили среди аборигенов представителей трех рас. Тут были и темнокожие, и азиаты и люди с совершенно белой кожей. Дж. Кук догадался привезти с собой на остров полинезийца, который худо-бедно сумел пообщаться с местными жителями. Они рассказали, что двадцать два поколения тому назад их предводитель Хоту Матуа прибыл сюда. Но откуда - они не смогли толком сказать. Аборигены также объяснили, что каменные статуи на острове Пасхи - это изображения не богов, а их бывших правителей, души которых продолжают заботиться о потомках. Откуда же приплыли на затерянный островок его первые обитатели? В научном мире выдвигалось немало гипотез. Высказывались мнения, что аборигены - выходцы из Египта, Индии, Скандинавии, Кавказа и даже исчезнувшей Атлантиды. Тур Хейердал предпринял удачную попытку доплыть до островов Полинезии от берегов Перу на примитивном плоту, но это еще не доказывает ацтекского происхождения жителей Рапа-Нуи.

Остров Пасхи: статуи

Моаи не зря вызвали ажиотаж среди исследователей и породили столько научных гипотез. Ведь не само наличие мегалитических скульптур было странным, а то, что существующее примитивное общество никак не могло их создать. Прежде всего, впечатляют размеры каменных истуканов. Высота большинства из них - около десяти метров, а вес составляет в среднем пятнадцать тонн. Самая огромная статуя достигает параметров в 21 метр и 90 тонн. Как могли люди, занимающиеся охотой и собирательством, высечь их из твердой горной породы и доставить к месту назначения? Все это породило эзотерическую гипотезу, что на остров Пасхи статуи привезли пришельцы из космоса. Не менее интересен и внешний вид моаи. Длинноухие, с плоскими скулами - они не похожи ни на одну из человеческих рас. Некоторые истуканы украшены имитацией татуировок или ожерелий. У других на голове красуется странный головной убор из камня.

Что показали раскопки

Некоторую ясность в вопрос о происхождении моаи внесли современные исследования. Оказалось, что истуканы не принадлежат к цивилизации, существовавшей тысячи и даже миллионы лет назад. Устанавливали их с Х по XVI столетие. А высекались они в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. И большая часть статуй так и осталась в каменоломне. Еще некоторое количество разбилось при перевозке. Транспортировались изваяния с помощью канатов и платформ с вращающимися роликами. Начинались работы с лица и головного убора. Глазницы истуканов были заполнены белым кораллом и черным обсидианом. А вот туловища статуй с острова Пасхи были более стилизованными.

Загадочные таблички

Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках - до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.

Другие достопримечательности

Чем еще способен удивить путешественника остров Пасхи? Статуи (раскопки обнаружили еще около 300 штук, присыпанных вулканическим аллювием) - не единственная достопримечательность этого затерянного кусочка суши. Взять хотя бы постаменты, на которых установлены эти каменные идолы. Считается, что это могильные плиты, на которые ритуально водружались от одной до нескольких статуй. В административном центре Ханга-Роа можно ознакомиться с историей острова Пасхи. Также рекомендуется посетить крепость Ау Тахаи. Современный остров Пасхи - это райский уголок, уставленный роскошными отелями.

Моаи
Загадки Острова Пасхи

(из цикла "На задворках планеты" )

Моаи (статуя, истукан, идол [с рапануйского языка]) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи , принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением в период с 1250 по 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Таких аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики , установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку , взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.


Месторасположение погребальных площадок аху на острове

Сейчас восстанавливают процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также окончательного погребения их под завалами камня. Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку . Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием (скоплением рыхлых продуктов выветривания горных пород) со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.


Каменоломня и статуи на склоне Рано Рараку

Большинство моаи (834 или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе каменоломни вулкана Рано Рараку . Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио (в бухте Анакена ) и из других месторождений; 13 - из базальта; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као . Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго , известная как Хоа-Хака-Нана-Иа . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао . Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.


Cтатуя Хоа-Хака-Нана-Иа высотой 2,42 м. Вид спереди и сзади

Если говорить о весе моаи, то в очень многих публикациях он сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/ куб.см), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше и из которых статуи сделаны(меньше 1,4 г/куб.см, редко 1,7 г/ куб.см). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро на аху Те-Пито-Те-Кура , высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики . Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран. Cамые высокие статуи острова находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку . Из них самая большая - Пиропиро , 11,4 м.


Аху Тонгарики

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.


Крупнейшая статуя - El Gigante, размером около 21 м в Рано Рараку

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.
Тип 1 - четырёгранные, иногда плюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал - желтовато-серый туф Рано Рараку .
Тип 2 - длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа , первоначально двуглавый. Два других незаконченных - в карьерах Туу-Тапу . Материал - красная пемза.
Тип 3 - единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку . Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
Тип 4 - представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне , в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия .


Справа - один из образцов моаи раннего периода. Слева - Базальтовая статуя раннего периода, моаи Хава, из Британского музея на экспозиции в Ливерпуле

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским». Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа , также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro - изображение на спине, напоминающее набeдренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао . Хоа-Хака-Нана-Иа , кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.


Статуя среднего периода с реконструированными глазами


Позднейшие статуи Среднего периода в Рано Рараку

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а , который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана ). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955-1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих », получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих ». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.


Фотоиллюстрация из книги Тура Хейердала «Тайна острова Пасхи» 1959 г

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана , лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв на видео.


В 2012 американские исследователи успешно повторили эксперимент с 5 тонной «шагающей» статуей


  • Адрес: остров Пасхи, Чили;
  • Изготовлены: между 1250 и 1500 гг.;
  • Примерное количество: 887 статуй;
  • Средний вес: менее 5 т;
  • Средняя высота: 3-5 м.

Одно из чудес света, статуи моаи, находятся на , расположенном в центральной части Тихого океана. Остров принадлежит , свое название он получил, потому что был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье. Кроме статуй, туристы приезжают увидеть уникальный пейзаж, вулканические кратеры, пляжи с прозрачной голубой водой.

Моаи – описание и интересные факты

Все хоть раз заочно видели статуи на острове Пасхи – фото монументов имеются в избытке, но они не смогут создать полное впечатление, поэтому при первой возможности следует посетить остров и в живую осмотреть их.

Сколько статуй на острове Пасхи? Благодаря постоянным археологическим раскопкам уже удалось найти около 887 статуй. Эти каменные исполины с большими головами и бесформенным телом разбросаны по всей территории острова.


Как называются статуи на острове Пасхи? Местные жители зовут их моаи, приписывая им особые силы и считая, что в глыбах заключена духовная сила острова. Только благодаря ей устанавливается хорошая погода, возможен успех в любви и войне, сбор богатого урожая. Довольно часто можно услышать, что каменные статуи острова Пасхи сами выбирают место установки. Мана, так называется сверхъестественная сила, оживляет статуи, после чего они сами находят свое место.

Из чего сделаны статуи на острове Пасхи? Их появление датируется XIII-XVI столетиями. Большинство моаи изготовлены из вулканического туфа, который легко поддается обработке, и лишь небольшая часть – из трахита или базальта. Также существует особо почитаемая местным населением статуя – Хоа-Хака-Нан-Иа, которая выполнена из муджиерита вулкана Рано Као.

Откуда взялись статуи на острове Пасхи? Очевидно, что их сооружение занимало много времени, сил. Сначала ходили легенды о вожде клана Хоту Мату`а, который первым нашел остров и поселился на нем. Лишь в 1955-1956 годах выяснилась правда, это произошло, когда известный норвежский археолог Тур Хейердал посетил – статуи, происхождение которых занимало умы всех ученых, возвело вымирающее племя «длинноухих». Такое странное название появилось из-за длинных мочек ушей, которые украшались тяжелыми серьгами. Поскольку тайна создания моаи тщательно скрывалось от коренного населения, жители приписывали им чудодейственные свойства.


Как объяснили путешественнику оставшиеся в живых представители племени «длинноухих», памятники моаи создавались их предками. Сами они знали процесс изготовления лишь в теории. Но уступив просьбам Тура Хейердала, представители племени высекли статую каменными молоточками, переместили волоком на определенное место, и приподняли, подкладывая камни под основание, рычагами выступили три бревна. Данная технология передавалась устно из поколения в поколения, с ранних лет дети слушали рассказы взрослые и повторяли то, что запомнили. Так продолжалось, пока дети не выучивали процесс полностью.

Слухи о злых каменных истуканах

Статуи моаи на острове Пасхи обвиняли в вымирании местного населения. Если верить одной группе ученых, то возведение памятников привело к истреблению леса, ведь их перевозили на деревянных катках. Из-за этого уменьшились источники пропитания, и вскоре наступил голод. Это привело к почти полному вымиранию местного населения. Другая группа ученых утверждает, что причиной исчезновения деревьев стали полинезийские крысы. Современные статуи были отреставрированы уже в 20-м веке, так как землетрясения и цунами изрядно повредили их. Уцелело всего несколько памятников, установленных древними рапануйцами.


Удивительные открытия

Сначала каменные моаи воспринимались как загадочные лики, установленные на склонах острова Пасхи. Так как археологи не оставляли попыток понять предназначение истуканов, стали проводиться раскопки. В итоге, когда статуи на острове Пасхи раскопали, то обнаружили, что у голов есть туловища, общая длина тел достигает около 7 м. По крайне мере 150 самых легко узнаваемых моаи были зарыты по плечи, это и ввело народ в заблуждение, что установлены только головы. Теперь, когда всему миру открылось, что нашли под статуями на острове Пасхи, поток туристов только увеличился, чему местные жители весьма рады, ведь туризм – это основной источник дохода для острова.


Наша планета только раскрывает свои тайны перед человечеством. Сколько ее уголков еще предстоит посетить и изучить? Сколько удивительных открытий удастся совершить в обозримом будущем? На все эти вопросы очень непросто дать однозначный ответ. Практически на каждом шагу все мы сталкиваемся с удивительными феноменами и явлениями, объяснить которые тщетно пытаются тысячи ученых по всему миру. Необычные находки, которые разбросаны по всему земному шару, только ждут своего «звездного часа», чтобы открыть свою истинную природу и назначение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Как добраться до острова Пасхи читайте в нашей статье.

Сегодня предлагаю вместе отправиться на один из самых необычных островов – остров Пасхи, который принадлежит латиноамериканскому государству Чили. Именно здесь перед первооткрывателями далеких земель впервые предстали удивительные исполины из камня – монолитные статуи Моаи. Официально они известны в качестве истуканов острова Пасхи. Считается, что статуи были созданы аборигенами, которые населяли остров. Датируются каменные изваяния 10-15 веками. Кроме этого остров просто «кишит» интересными находками в виде древних пещер, желобчатых аллей, что уходят куда-то в океан. Все это свидетельствует о том, что остров когда-то был центром неизвестной археологам нации с необычными традициями и уникальными обычаями. Заинтересовали? Еще бы!


Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.

Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.

Назначение статуй

Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.

Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.

Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.

Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Тайна разгадана?

Не так давно группа американских ученых, которая занималась исследованием древних исполинов, заявила о том, что вплотную приблизилась к разгадке статуй Моаи. Исследователи утверждают, что транспортировка статуй осуществлялась группами с помощью примитивных подъемных механизмов, огромных телег и даже крупных животных. Поскольку статуя транспортировалась в вертикальном положении, издали создавалось впечатление, словно каменная глыба передвигается самостоятельно.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Как добраться

К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире