Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вооруженные силы нейтрального туркменистана. Вооруженные силы туркменистана Армия туркмении

С середины 1990-х годов Туркмения провозгласила статус постоянного нейтралитета, признанный ООН, и принцип установления добрососедства со всеми соседними странами. В основу военной доктрины государства, разработанной под непосредственным руководством первого президента республики Сапармурата Ниязова, заложена политика неагрессивности и невоенного политического решения конфликтных ситуаций. За годы независимости был пройден нелегкий путь становления немногочисленной и, по оценкам многих специалистов, боеспособной армии. Хотя следует отметить, что структура туркменской армии практически осталась неизменной с советского времени.

Между тем туркменские вооруженные силы в настоящее время - одни из сильнейших среди бывших советских республик Средней Азии. Туркменская ССР некогда являлась базой 1-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа, главное операционное направление которого в случае войны было нацелено по оси Ашхабад–Тегеран на Багдад. Поэтому сильнейшие дивизии ТуркВО были дислоцированы в Туркмении, и после распада СССР этой республике достался крупнейший в округе армейский комплект вооружения и снаряжения.

Естественно, руководство нового независимого государства было неспособно управлять такой массой войск. Поэтому и был подписан в 1992 году "Договор о совместных мерах в связи с созданием вооруженных сил Туркмении", по которому Российская Федерация выступила гарантом безопасности этой страны. Части и подразделения пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под командованием России, а остальные воинские формирования бывшего Туркестанского военного округа постепенно переходили под руководство Ашхабада (в течение десяти лет). На переходный период Москва обязалась оказывать республике военно-техническую поддержку и выплачивать компенсации за право размещения на территории Туркмении своего оборудования.

Однако различия в понимании военного строительства и военно-политического курса привели к роспуску в 1994 году Объединенного командования, а в 1999-м – пересмотру Договора о пограничном сотрудничестве и полному выводу российских «зеленых фуражек». Хотя вся пограничная инфраструктура Туркмении досталась от СССР, это и сегодня определяет дислокацию ее сил вдоль туркмено-иранской и туркмено-афганской границ. Таким образом, уже более 7 лет пограничные войска подчиняются лишь своему главкому, а вооруженные силы республики с 1995 года – непосредственно Президенту республики.

Поскольку Туркмения единственная среди всех постсоветских стран не является членом какого-либо военно-политического или военного союза и достаточно прагматично уходит от выполнения многих политических и экономических задач Средней Азии, туркменские власти к решению своих военных проблем стали привлекать специалистов из разных государств, порой имеющих между собой весьма натянутые отношения. В частности, с 1999 года в Туркмении работают американские инструкторы, готовящие специальное подразделение пограничных войск для борьбы с доставкой и торговлей наркотиками. В 1999–2000 годах в Пентагоне прошли стажировку 13 туркменских офицеров.

Расплачиваясь поставками газа или вырученной за него валютой, Туркменбаши ремонтировал свои штурмовики Су-25 в Тбилиси, а истребители МиГ-29 – на Украине. Он покупал у Киева боевые катера, радары типа «Кольчуга», в России – любое другое оружие.

Туркмения является фактически наиболее нейтральным из всех государств на бывшей территории СССР. Туркмения не подписывала Договор о коллективной безопасности, не входит и в блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия и до недавнего времени Узбекистан). Подчеркнуто нейтральную политику вела Туркмения и в отношении афганской войны, поддерживая ровные отношения как с талибами, так и с Северным альянсом. Даже после событий 11 сентября 2001 года войска союзников так и не появились на территории республики, в частности, Ниязов отказал правительству Германии в предоставлении базы для немецких самолетов, аргументировав свою позицию тем, что республика намерена и дальше следовать принципам нейтралитета.

Говоря о вооруженных силах Туркмении, нельзя не отметить и некоторые специфические особенности, не присущие армиям других государств. По свидетельствам некоторых экспертов, которым удавалось посетить страну, и из сообщений местных средств массовой информации, военнослужащие активно привлекаются к строительным, хозяйственным и другим работам. В 2006 году госавтоинспекция была передана из министерства внутренних дел в распоряжение министерства обороны, создана служба государственного дорожного надзора Туркменистана. На дороги страны вместо милиционеров заступили солдаты. Освоили военнослужащие и профессию железнодорожных проводников и работают теперь на пассажирских рейсах. Как отмечает руководство железной дороги, с приходом солдат улучшилось обслуживание пассажиров.

По сообщениям газеты «Нейтральный Туркменистан», второй год в Ашхабадском производственном автотранспортном объединении несут военную службу почти 200 военнослужащих. Некоторые из них сдали экзамен и получили права на вождение грузовых автомобилей. Таких партий выпускников было несколько. Планируется также обучать солдат вождению троллейбусов, потом их будут использовать на пассажирских маршрутах троллейбусного хозяйства. Кроме этого, солдаты занимаются очисткой улиц, парков, скверов, вывозом мусора, поливом, посадкой деревьев и т.д. Кроме коммунальной сферы, они освоили пекарное дело. Хлеб ашхабадцам уже несколько лет в том числе пекут военнослужащие. В некоторых больницах и поликлиниках воины приступили к обязанностям младшего и среднего медицинского и технического персонала.


Десантные части и соединения

На территории Туркменской ССР (г. Иолотань) в последние годы перед распадом СССР дислоцировалась 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Бригада была выведена на территорию России, но один её батальон остался в Иолотани. Этот батальон был включен в состав формируемой туркменской армии и получил новое наименование - 152-й одшб.

152-ой отдельный десантно-штурмовой батальон дислоцировался в г. Иолотань до весны 2003 года и вскоре был передислоцирован.

По сообщениям в СМИ, на базе 152-й одшб была развернута 152-я отдельная воздушно-штурмовая бригада.
152-я овшбр в настоящее время (по состоянию на 2005 год) базируется на 99-ой авиационной базе "Мары-2".



Туркмения — страна закрытая, и достоверных сведений о современном состоянии ее вооруженных сил нет. Но поскольку боеспособность армии зависит от уровня развития экономики, то можно предположить, что обороноспособность страны последние годы снижается. Может ли это привести к проникновению на территорию Туркмении боевиков террористических организаций из Афганистана? И сможет ли Ашхабад противостоять этой угрозе в одиночку?

*** В течение последнего года, по мере того, как «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) теряло свои позиции в Сирии и Ираке, строители всемирного халифата наращивали свою активность в Афганистане . Еще летом американские военные отчитались о ликвидации трех полевых командиров ИГИЛ в этой стране, а позднее российское Министерство иностранных дел объявило о переброске боевиков организации в Афганистан с помощью легких вертолетов без опознавательных знаков. В то же время снижение обороноспособности соседствующей с Афганистаном Туркмении, начавшееся, по разным данным, с первой половины 2010-х годов, может привести к постепенному проникновению террористической организации на территорию этой постсоветской республики. И тесные дружеские отношения Ашхабада с афганскими властями этот процесс могут только упростить и ускорить.

Туркмения — страна закрытая, и достоверных сведений о современном состоянии ее вооруженных сил нет. Власти республики несколько лет после обретения независимости открыто публиковали данные о военных расходах, но в 1999 году перестали это делать. По оценке CIA World Factbook, в 2016 году ВВП Туркмении составил 95,5 миллиарда долларов. В то же время, по данным портала Nation Master, в 2011 году военные расходы Туркмении составили 1,6 процента ВВП. Если предположить, что с тех пор этот показатель не уменьшился, то в прошлом году страна потратила на вооруженные силы около 1,5 миллиарда долларов. В реальности развитие экономики страны с 2014 года, когда упали цены на углеводороды — основную статью туркменского экспорта, — постоянно тормозится, снижаются доходы государственного бюджета, что сказывается в том числе и на вооруженных силах.

Сегодня в Туркмении на службу призывают мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, причем, по письменной просьбе, в армию могут взять и с 17 лет. Поступить на военную учебу в Туркмении можно с 15-летнего возраста. По разным оценкам, ежегодно в этой стране призывного возраста достигает в среднем 53 тысячи человек. При этом в республике сильны клановые противоречия, из-за чего призывников в подавляющем большинстве случаев отправляют служить не в те районы, их которых они призывались. Считается, что это позволяет снизить количество случаев дезертирства.

Вооруженные силы Туркмении включают в себя три вида войск: Сухопутные войска, ВВС и ВМС, общая численность личного состава которых не превышает 40 тысяч человек. В 2016 году власти страны приняли последнюю военную доктрину, подтверждающую статус Туркмении как нейтрального государства (утвержден ООН в 1995 году), оставляющего за собой право применять вооруженные силы только для предотвращения внутренних конфликтов, подавления сепаратистских движений и экстремизма и борьбы со странами, распространяющими оружие массового поражения и средства его доставки, которые могут представлять угрозу туркменской национальной безопасности.

По разным данным , на вооружении Туркмении стоят десять танков Т-90С и 670 Т-72, 170 боевых разведывательно-диверсионных машин БРДМ-1 и БРДМ-2, 930 боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, 829 бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Кроме того, на вооружении сухопутных войск стоят 40 самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика», 16 2С3 «Акация», 17 2С9 «Нона-С», 180 гаубиц Д-30, 17 гаубиц Д-1, 72 гаубицы Д-20, около 70 минометов ПМ-38 и 31 минометов 2Б9 «Василек». Располагают военные и 128 реактивными системами залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч».

Авиационный парк ВВС Туркмении относительно невелик. Он насчитывает всего около 20 истребителей Миг-29/УБ, три истребителя-бомбардировщика Су-7Б, 65 истребителей-бомбардировщиков Су-17, 43 штурмовика Су-25МК (часть из них во второй половине 2000-х годов прошла модернизацию в Грузии), один транспортник Ан-26, два учебных самолета L-39, десять транспортно-боевых вертолетов Ми-24 и восемь многоцелевых Ми-8. Системы противовоздушной обороны Туркмении представлены полусотней зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», С-125 «Печора» и С-200 «Ангара».

ВМС Туркмении представлены каспийской флотилией, действующей как часть совместной российско-казахско-туркменской флотилии под формальным российским управлением (в случае локального конфликта они могут выйти из подчинения российского командования), и небольшой речной флотилией на Амударье. ВМС Туркмении насчитывают пять патрульных катеров «Гриф-Т», два ракетных катера проекта 12418 «Молния» и один патрульный катер «Пойнт Джексон». Фактически, туркменский флот является самым слабым по сравнению с флотами других стран на Каспии. Большая часть вооружений и военной техники Туркмении была произведена еще в СССР и с тех пор проходила разве что плановый ремонт. О текущем состоянии принятой на вооружение страны техники ничего не известно.

Предположительно в начале 2010-х годов в вооруженных силах Туркмении начал развиваться кризис. В первую очередь это было связано с повышением требований к призывникам. В частности, призваться в Службу охраны президента, Государственную миграционную службу и Министерство национальной безопасности могли только мужчины, в роду которых никто из последних трех поколений не привлекался к уголовной ответственности. В те годы несколько военкоматов в Туркмении жаловались, что из-за требования в указанных формированиях возник недобор.

В 2013 году начали появляться первые сообщения о том, что в вооруженных силах Туркмении солдаты перестали регулярно получать денежное довольствие, которое на тот момент по реальному курсу составляло около 14 долларов. Годом позже издание «Хроника Туркменистана» опубликовало одного из уволившихся солдат туркменской армии, в котором тот утверждал, что служащим перестали выдавать довольствие. При этом они все равно должны расписываться в ведомостях в его получении.

Все это привело к ухудшению моральной обстановки в войсках: усилилась дедовщина и поборы со стороны офицеров. В итоге призывники стали активно искать способы получить отсрочку от службы в армии, а то и вовсе избежать призыва. Участились случаи дачи взяток сотрудникам военкоматов. По разным данным данным, чтобы избежать службы в армии нужно заплатить от 300 до 500 долларов в зависимости от района призыва. Если же обратиться за помощью в центральный военкомат, то за 1600-1700 долларов можно приобрести военный билет со всеми отметками о прохождении срочной службы.

Одновременно усилился отток молодежи из страны — люди стараются уехать учиться за рубеж и не возвращаются до достижения 27 лет. В 2013 году за рубежом учились уже около 12 тысяч туркмен. Для сравнения, в 2009 году их было всего около 2,5 тысячи человек. Сегодня, по разным оценкам, учебу за рубежом проходит более 20 тысяч туркмен. Осенью 2013 года в Туркмении вступил в силу новый президентский указ об образовании, увеличивший срок школьного обучения с девяти до 12 лет. В результате учащиеся уже в школе достигают призывного возраста, но призыву не подлежат, поскольку еще не получили аттестат.

Косвенно о существенном недоборе по призыву свидетельствует негласное увеличение сроков службы. Согласно закону о вооруженных силах, срок службы в туркменской армии составляет 24 месяца, однако нередко срочникам приходится задерживаться в войсках на больший срок. Туркмения частично унаследовала форму срочной службы у СССР. В частности, увольнение со службы происходит после подписания и опубликования президентского приказа. Однако уже в 2015 году , что в некоторых районах Туркмении срочники продолжали служить спустя шесть-семь месяцев после опубликования приказа об их увольнении в запас.

На этом фоне недофинансирование вооруженных сил продолжает увеличиваться. В частности, осенью текущего года в воинских частях начали урезать пайки. Как «Хроника Туркменистана», на урезанный паек, в частности, перешли воинские части в Марыйском велаяте, поскольку не хватает средств на покупку продовольствия. Для того, чтобы хоть как-то решить проблему с питанием срочников, в одной из частей разрешили открыть частную столовую, где солдаты могли бы сами покупать себе еду. При этом вместо денежного довольствия срочники обычно получают подписку на газету «Эсгер» («Воин») или «Гошун» («Армия»).

Ухудшение финансирования вооруженных сил Туркмении является лишь одним из нескольких свидетельств общего экономического ухудшения в стране и снижения доходов государственного бюджета. В июне 2017 года президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил , что система социальных льгот стала полностью неэффективной и поручил их аннулировать. Напомним, что закон о предоставлении населению в бесплатное пользование электроэнергии, газа, соли и воды был принят в Туркмении в 1993 году сроком на десять лет, а в 2003 году продлен еще до 2030 года. При этом на бесплатные товары были установлены лимиты. К примеру, электроэнергия предоставлялась бесплатно из расчета 35 квт/ч на одного члена семьи и 50 кубометров газа в месяц, а также 250 литров воды в день. Однако с 1 ноября 2017 года в Туркменистане были введены новые тарифы на воду, электричество, газ и другие виды услуг. Так, стоимость водопроводной воды, потребляемой сверх отпускаемого лимита, повысилась в 25 раз (5 манатов ($1,4 по официальному курсу) за 10 кубометров, а было 0,2 маната ($0,06) за 10 кубов).

Власти Туркмении объяснили предстоящую отмену льгот ростом обеспеченности населения страны — если прежде экономическое положение страны было бедственным и туркмены не могли самостоятельно оплачивать свои коммунальные счета, то теперь этой проблемы якобы нет. Туркмения занимает четвертое место в мире по запасам природного газа. Кроме того, страна имеет существенные запасы нефти. Тем не менее, похоже, что из-за закрытости экономики, жесткой вертикали власти и намеренного дистанцирования властей страны от мировых политических и экономических процессов Туркмения не может реализовать этот потенциал, повысив бюджетные доходы.

В 2015 году началось строительство газопровода ТАПИ (Туркмения — Афганистан — Пакистан – Индия). Предполагалось, что этот совместный трубопровод проектной мощностью 33 миллиарда кубометров газа в год позволит повысить доходы Туркмении от реализации природных ресурсов. Изначально запустить газопровод планировалось в 2017 году, затем этот срок перенесли на 2018 год, а потом на 2019-й. При этом уверенности в последней дате тоже нет никакой. Серьезных причин переноса сроков на самом деле две — недостаток финансирования и обострение внутреннего афганского конфликта на фоне проникновения в страну боевиков «Исламского государства».

Слабая экономика не может быть залогом сильных вооруженных сил. Еще несколько лет назад туркменская армия по своей боеспособности занимала среднее положение в регионе, превосходя вооруженные силы Киргизии и Таджикистана , но уступая армиям Узбекистана и Казахстана . Сегодняшняя боеспособность туркменской армии в силу возросшей внешней угрозы и кризиса в экономике вызывает все больше вопросов. Скорее всего, республика еще может противостоять попыткам проникновения на ее территорию небольших боевых групп боевиков, но в гипотетическом локальном конфликте с кем-либо из своих соседей Туркмения без посторонней помощи не выстоит. Тем более она не справится с полномасштабным вторжением экстремистов из Афганистана, отделенного от республики 300-километровой границей.

Сегодня Туркмения и Афганистан поддерживают дружеские отношения. Помимо участия этих стран в проекте газопровода ТАПИ, в 2007 году эти государства совместно восстановили трансграничную дорогу в районе туркменского Серхетабата. В 2016 году открылась первая очередь Азиатской железной дороги между туркменскими Атамыратом и Имамназаром и афганской Акиной. Ранее президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов пообещал, что Ашхабад будет оказывать Афганистану посильную помощь в послевоенном восстановлении экономики.

Между тем, на протяжении последних пары лет на афгано-туркменской границе постоянно происходят вооруженные столкновения. В середине прошлого года, по неофициальным данным, были убиты несколько десятков туркменских военнослужащих. Рост числа таких инцидентов может быть связан с приходом в приграничные провинции Афганистана талибов, которых из внутренних районов страны постепенно оттесняют афганские и американские военные. При этом очаг активности ИГИЛ в Афганистане все еще сосредоточен на востоке страны, у границы с Пакистаном, и непосредственной угрозы для Туркмении пока не несет.

Портал СНГ. Сегодня со ссылкой на ветерана пограничных войск Туркмении Дурды Чарыева писал несколько месяцев назад, что вооружение и техника на границе прошли модернизацию, были построены новые разделительные сооружения и казармы. Ветеран говорил и о более серьезной подготовке военнослужащих. Достоверной информации о составе и вооружении пограничной службы страны нет. В 2010 году сообщалось, что в ее составе действуют три погранотряда, два из которых размещались на границе с Афганистаном.

До 1999 года действовало соглашение о совместной охране туркменской границы, в рамках которого пограничную безопасность обеспечивали не только туркменские войска, но и российские военные. В 1999 году российские пограничники покинули Туркмению по просьбе правительства этой страны. Тогда эксперты предположили , что это было сделано для того, чтобы Туркмения могла полностью контролировать наркотрафик из Афганистана.

Практически весь период независимости Туркмения придерживалась нейтралитета, но неизвестно, насколько эта политика будет актуальна в ближайшие годы. В последнее время туркменский президент Бердымухамедов довольно часто встречается с российским коллегой Владимиром Путиным. Так, в начале октября президенты подписали договор о стратегическом сотрудничестве, подразумевающий, в том числе, наращивание товарооборота между двумя странами. Не исключено, что в конце концов будет достигнуто принципиально новое соглашение и о военном сотрудничестве, которое поставит под вопрос внеблоковый статус республики и заставит ее пересмотреть свои взгляды на нейтралитет.

Вконтакте

Рынок вооружений Туркменистана: реалии и перспективы

Экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил

Андрей БЫКОВ

Первым президентом стал Сапармурат Ниязов (первый секретарь ЦК Коммунистической Партии Туркменской ССР в 1985-1991 гг.), который установил умеренно авторитарный режим, обеспечивший сохранение долгосрочной стабильности. На становление внешней и внутренней политики Туркменистана определяющее воздействие оказало, с одной стороны, самое малочисленное в регионе население (5,05 млн. человек), разбросанное по большой территории и сосредоточенное в приграничных районах с почти безлюдным центром страны, занятым пустыней Каракумы; с другой – значительные запасы углеводородов.

Как составная часть народно-хозяйственного комплекса СССР экономика Туркменистана отличалась ярко выраженной сырьевой направленностью. С другой стороны, она характеризуется определенной «простотой» по сравнению с сырьевыми экономиками двух других наиболее развитых республик Советской Средней Азии – Казахстана и Узбекистана, имевших значительно больше хозяйственных связей как между собой, так и с другими республиками СССР. Страна традиционно занимала одно из лидирующих мест по объему производства хлопка-сырца. По мере открытия в послевоенный период богатых углеводородных залежей – природного газа в бассейне Амударьи, а в меньшей мере – нефти на шельфе Каспийского моря, были заложены основы индустриального развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически туркменский газ, в свое время интегрированный в единую газопроводную систему СССР, использовали в первую очередь для покрытия значительной части сальдо топливно-энергетического баланса Украины. Весь туркменский газ, за исключением относительно небольших объемов, предназначенных для внутреннего потребления, поступал в общесоюзную сеть через систему магистральных трубопроводов Средняя Азия-Центр. Эта сеть соединяет газодобывающие районы страны через территории сопредельных Узбекистана и Казахстана с центральными областями России, подключаясь к сети трубопроводов, ведущих на Украину с возможным выходом в Европу.

В 1990-е гг. политической элите страны во главе с Сапармуратом Ниязовым под эгидой Демократической партии Туркменистана (ДПТ) удалось сохранить стабильность и контроль над экономикой, отказавшись от проведения рыночных реформ. Это стало возможным благодаря жесткому регулированию цен и созданию системы бесплатного распределения среди жителей страны газа и электроэнергии.

Сапармурат Ниязов, первый президент Туркменистана.

ДПТ была основана 16 декабря 1991 г. Партия стала правопреемницей Коммунистической Партии Туркменской ССР и до 2013 г. была единственной политической партией в стране. В условиях концентрации финансовых ресурсов в топливно-энергетическом комплексе президент и его ближайшее окружение играли ключевую роль в перераспределении газовой ренты внутри экономической системы, создании «с нуля» различных институтов молодого государства. Главным инструментом внешней политики стала концепция «позитивного нейтралитета», предусматривающая неучастие не только в военных союзах, но и в любых «межгосударственных альянсах с жесткими регламентирующими функциями либо подразумевающими коллективную ответственность». Не менее важной, хотя и доктринально несовместимой с нейтралитетом, особенностью внешней политики страны являлся поддерживаемый де-факто военный союз с Россией.

Нейтральный статус обеспечивал РТ значительную свободу внешнеполитического маневра, позволившую сосредоточить усилия на организации транзита и сбыта углеводородов, оберегал правящий режим от вмешательства извне, а также давал возможность не нести затрат на внешнеполитическую деятельность. Страна устранилась от участия в таджикском урегулировании, наладила торгово-экономические отношения с Ираном, поддерживала тесные политические и экономические отношения с правительством Раббани и с движением «Талибан». При этом до начала 1994 г. Вооруженные Силы Туркменистана находились под объединенным российско-туркменским командованием, а границы страны с Ираном и Афганистаном до конца 1999 г. защищали российские пограничники.

К концу 1990-х гг. Ашхабад стал трактовать нейтралитет как самоизоляцию. Зарубежные контакты руководства страны свелись к минимуму, страна отгородилась от международного сотрудничества и ввела в 1999 г. визовый режим со странами СНГ. Отношения с Россией стали более напряженными из-за того, что с конца 1993 г. «Газпром» прекратил выделять РТ квоту на экспорт в страны Центральной и Восточной Европы, переориентировав туркменский газ на малоплатежеспособных потребителей – Украину и государства Закавказья. Спор с Азербайджаном о принадлежности газового месторождения Сердар (Кяпаз) и разногласия вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу предопределили напряженность по линии Ашхабад-Баку. В последние годы правления Ниязова поиск возможностей диверсификации направлений газового экспорта сосредоточился на двух маршрутах: трансафганском и китайском. Трансафганский вариант, несмотря на подписание в мае 2002 г. Туркменистаном, Афганистаном и Пакистаном соглашения о поддержке проекта, так и не преодолел трудностей, связанных с поиском инвесторов в дорогостоящее и крайне рискованное строительство. Китайское направление оказалось значительно более перспективным: во время визита Сапармурата Ниязова в Пекин было заключено соглашение о строительстве газопровода Туркменистан-Китай и экспорте с 2009 г. в КНР 30 млрд. кубометров газа в год.

После смерти Сапармурата Ниязова в декабре 2006 г. Туркменистан возглавил министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухамедов. Президент республики по-прежнему имеет в своих руках беспрецедентные полномочия: он совмещает посты главы государства, премьер-министра, Верховного главнокомандующего ВС РТ и председателя Демократической партии Туркменистана. Президентские выборы 2007 и 2012 гг., бесконфликтные и контролируемые, послужили фактором международной легитимизации режима.

Сложившийся в 1990-е гг. режим под эгидой доминирования ДПТ переживает постепенную трансформацию от умеренно авторитарного строя с элементами культа личности первого президента к бюрократическому госкапитализму с особым положением спецслужб, а также высшего менеджмента нефтегазовой отрасли в системе принятия решений в экономике. Кроме того, институциональный дизайн политической системы будет модифицироваться в связи с неизбежной в среднесрочной перспективе сменой поколений в госаппарате.

ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Вызовы безопасности для Туркменистана можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Ключевой внутренней проблемой остается зависимость экономики от экспорта углеводородов. Для страны характерна деформированная растущим неравенством социальная среда, страдающая от наплыва анклавного и очагового распределения экономических благ. Большинство населения не включено в экономические отношения, связанные с извлечением ресурсной ренты от экспорта углеводородов. В случае шокового падения цен на энергоносители существующие социальные противоречия неизбежно актуализируются и неизбежно перерастут в межклановый или межплеменной конфликт.

На внешнем направлении одной из главных угроз является Афганистан. Нападения на туркменские погранпосты, отмеченные на протяжении зимы, весны и лета 2014 г., резко контрастируют со спокойствием на афгано-туркменской границе во времена президента Ниязова. В ряде СМИ эти события рассматриваются в связи с ИГИЛ. Пессимистический сценарий указывает на подготовку оперативных коридоров для прорыва через афгано-туркменскую границу. Учитывая опыт контактов туркменских специальных служб с пуштунским движением «Талибан» (и контакты с официальным правительством Афганистана), можно связать эти нападения с рядом радикальных салафитских групп, которые могут быть ориентированы на Катар, который в последнее время проявляет интерес к региону.

Традиционно сложные отношения были у РТ с Азербайджаном из-за статуса Каспийского моря и разногласий вокруг распределения квот на транспортировку газа по проектируемому транскаспийскому трубопроводу. Отношения между двумя странами несколько улучшились во время президентства Гурбангулы Бердымухамедова. В августе 2010 г. начались поставки туркменской нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, туркменская нефть доставляется в Баку танкерами. Однако разграничение сфер влияния на Каспии по-прежнему будет негативно влиять на отношения двух стран в ближайшие годы.

Страна имеет сложные отношения с Узбекистаном, который в последнее время ряд экспертов называет пороховой бочкой Средней Азии. Потенциальную угрозу представляет террористическая организация «Исламское движение Узбекистана».

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА

Туркменские власти пошли по пути формирования малочисленной, но боеспособной армии, «достаточной для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии». Разумеется, туркменское правительство было не в состоянии обойтись только собственными силами при создании национальных ВС. В июле 1992 г. Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Россия выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении и передавала части бывшей Советской Армии, дислоцированные на туркменской территории, для формирования национальных Вооруженных Сил. Договором уточнялось, что помимо частей и подразделений Пограничных войск, ВВС и ПВО, которые остаются под российским командованием, все остальные воинские формирования перейдут под объединенное командование с постепенной передачей руководства туркменской стороне в течение 10 лет. За этот переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудования, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.

25 марта 1994 г. была обнародована военная доктрина Туркменистана, которая определила основные направления военного строительства независимого государства на последующий период. Концептуально доктрина исходит из принципов «позитивного нейтралитета», а главную военную опасность для страны представляют возможные локальные войны и вооруженные конфликты в сопредельных государствах. В сфере обеспечения военной безопасности республики можно выделить три основных направления: каспийское, афганское и узбекское.

В апреле 1994 г. было объявлено о реорганизации военной структуры: Министерство обороны Туркменистана начало брать под свой контроль соединения и части войск ПВО и ВВС из состава ВС РФ, дислоцированных на территории страны. Однако российские специалисты еще некоторое время принимали участие в поддержании боеспособности ПВО на территории республики.

Комплектование туркменских ВС призывниками происходит по экстерриториальному принципу. Чтобы не допускать дисбаланса, призывников из одной области отправляют в округа, где подавляющее большинство населения принадлежит к иным племенным группам. Туркменская армия в отличие от многих развивающихся стран избавлена от полицейских функций, не ведет и не собирается вести боевых действий внутри страны. В то же время армия сама по себе может представлять, хотя бы потенциально, угрозу для правящего режима. Средства предотвращения такой угрозы вполне традиционные: ротация высшего руководства и территориальная ротация, т.е. район службы по возможности отдален от места рождения или призыва.

В 2008 г. была принята новая версия военной доктрины, ключевым элементом которой является обеспечение улучшения условий жизни и материального достатка военнослужащих и членов их семей. В августе 2009 г. Гурбангулы Бердымухамедов подписал закон о статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей.

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ

Туркменистан имеет третий военный бюджет в абсолютных цифрах среди стран Средней Азии (после Узбекистана и Казахстана). Военные расходы непрерывно растут. Если в 2004 г. они составляли $165 млн., то в 2011 г. увеличились до $210 млн., что составило 0,3% от ВВП республики. Расходы на спецслужбы страны составили около $70 млн. в 2012 г. Приток выручки от газовых контрактов с Китаем позволил начать закупки новых ВВТ в России и Турции.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

Исходя из сфер применения, для ВС Республики Туркменистан характерна трехвидовая структура: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны, Военно-морские силы. Переход ВС на бригадную основу комплектования не завершен, войска сохраняют смешанную структуру. Как правило, дивизии (бригады) укомплектованы личным составом не полностью (в основном – силами охраны и обслуживания) и по своим функциям приближаются к мобилизационным пунктам и складам оружия.

Непосредственное руководство ВС осуществляет Генеральный штаб Министерства обороны, которому подчиняются командующие войсками военных округов.

Численность регулярной армии в 2013 г. составляла 22 тыс. военнослужащих, в том числе 17 тыс. в Сухопутных войсках, 3 тыс. в ВВС и войска ПВО, до 2 тыс. в ВМС.

Как уже отмечалось, ВС страны формировались на основе перешедшей под юрисдикцию республики весьма крупной группировки войск советского Туркестанского округа. Поэтому, с одной стороны, туркменская армия не испытывала недостатка в материальной части, с другой – столкнулась с хроническим недостатком офицеров и технических специалистов, поскольку, в отличие от МВД и КНБ, не имела возможности использовать советских специалистов. Практика широкого привлечения личного состава ВС к работам в народном хозяйстве также негативно отразилась на их боеспособности.

Государственная пограничная служба формировалась при участии российских специалистов, отправной точкой стал договор от 27 августа 1992 г., согласно которому решено было создать пограничные войска Туркменистана на базе соединений и частей советского Среднеазиатского пограничного округа. Координацию деятельности войск поручили объединенному командованию Пограничных войск. 23 декабря 1993 г. был заключен межгосударственный договор, ставший основой для совместной охраны внешних границ. В марте 1994 г. была образована оперативная группа Федеральной пограничной службы, насчитывавшая более 3 тыс. человек. Последние отряды российских пограничников были выведены в 1999 г. Сейчас численность пограничной службы РТ составляет около 12 тыс. человек. Ее эффективность остается крайне ограниченной, в том числе по сравнению с другими государствами Средней Азии.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Территория страны в настоящее время разделена на пять военных округов. В состав Сухопутных сил Туркменистана входят четыре мотострелковые дивизии (одна учебная), две мотострелковые бригады, десантно-штурмовой батальон, одна артиллерийская бригада, одна ракетная бригада, две бригады ПВО, полк реактивных систем залпового огня, полк противотанковой артиллерии, инженерно-саперный полк.

На вооружении Сухопутных войск состоят 10 танков Т-90С; 670 танков Т-72; 170 бронированных машин БРДМ-1 и БРДМ-2; 930 боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2; 12 БРМ; 820 бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80; 40 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»; 16 152-мм САУ 2С3 «Акация»; 180 122-мм буксируемых гаубиц Д-30; 17 152-мм буксируемых гаубиц Д-1; 72 152-мм буксируемых гаубиц Д-20; 17 САО 2С9 «Нона-С»; 56 РСЗО БМ-21 «Град»; 9 РСЗО 9П138 «Град-1»; 60 РСЗО 9Р140 «Ураган»; 6 РСЗО ВМ9А52 «Смерч»; 40 ЗРК 9К33 «Оса»; 13 ЗРК 9К35 «Стрела-10»; 10 ОТРК 9К72 «Эльбрус»; 48 ЗСУ-23-4 «Шилка»; 22 57-мм зенитных пушки С-60.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Эта структура считается одной из наиболее боеспособной в Вооруженных Силах страны. Ее дальнейшее развитие связано с укреплением баз в Ашхабаде и Мары. Развитие авиации должно обеспечить надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии. Авиация используется для патрулирования моря, компенсируя недостаточную мощь флота. В состав ВВС и войск ПВО входят три авиационных полка, зенитная ракетная бригада, три зенитных ракетных полка, две отдельные радиотехнические бригады.

ВВС Туркменистана располагают 24 многоцелевыми истребителями МиГ-29; 43 штурмовиками Су-25; одним легким транспортным самолетом Ан-26. В составе Армейской авиации имеются 10 ударных вертолетов Ми-24 и восемь транспортно-боевых Ми-8. На вооружении войск ПВО находятся зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и С-200.

Главной проблемой ВВС и войск ПВО остается нехватка специалистов. Отсутствуют открытые данные о среднем налете в год, но, по данным SIPRI, он один из самых низких в СНГ.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Руководство страны уделяет повышенное внимание развитию ВМС. Ключевая задача ВМС – защита и обеспечение неприкосновенности границы и экономических интересов Туркменистана, обусловленные нерешенностью правового статуса на Каспии, и необходимость охраны формирующегося национального бурового флота. ВМС Туркменистана получили самостоятельный статус в 2010 г. Их штаб-квартира расположена в Туркменбаши (бывший Красноводск).

Несмотря на внимание руководства страны, туркменский флот остается одним из самых слабых на Каспии. ВМС Туркменистана представлены ракетными и сторожевыми катерами. Два ракетных катера проекта 12418 «Молния», спроектированных ЦМКБ «Алмаз», вступили в строй в 2011-2012 гг. Два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных турецкой компанией Dearsan Shipyard, приняты на вооружение в 2013 г. Кроме того, в состав ВМС входят 10 патрульных катеров типа «Гриф» (проектов 1400 и 1400М) советской и украинской построек, катер проекта 14081 «Сайгак» из состава морских пограничных сил СССР, один катер типа Point, переданный службой береговой охраны США, несколько катеров типа «Калкан-М», построенных на Украине, и минный тральщик проекта 1252 «Корунд».

Также в состав ВМС входит батальон морской пехоты.

ЗАКУПОЧНАЯ ПОЛИТИКА

Туркменистан с момента распада СССР проводил нейтральный курс, в одинаковой мере дистанцируясь от России и стремясь свести к минимуму любое внешнее влияние на свои внутренние дела США, а также ведущих стран ЕС. Российские специалисты сыграли важную роль в создании Вооруженных Сил и Государственной пограничной службы Туркменистана. Туркменские Вооруженные Силы и спецслужбы не испытывали недостатка в материальной части, используя избыточные количества ВВТ, унаследованные от ВС СССР. Дефицитные комплектующие для систем ПВО поставлялись из России.

Негативное влияние на военно-политические и военно-технические связи России и Туркменистана, как уже упоминалось, оказал «газовый вопрос»: в октябре 1993 г. концерн «Газпром» окончательно закрыл доступ туркменскому газу к трубопроводным сетям для экспорта газа в Европу. Основными потребителями туркменского газа стали Украина и государства Закавказья, которые в условиях перехода на мировой уровень цен в конвертируемой валюте были хронически неплатежеспособными. В этих условиях основным военно-техническим партнером Туркменистана становится Украина. В счет задолженности Украины заключен контракт на строительство 20 сторожевых катеров класса «Калкан» для Государственной пограничной службы Туркменистана, но из-за финансовых разногласий реально удалось построить только восемь из них. Приобретены три станции радиотехнической разведки «Кольчуга-М». Для ВВС было отремонтировано 10 истребителей МиГ-29 в 2000-2003 гг. Вторым партнером в области военно-технического сотрудничества стала Грузия: на Тбилисском авиационном заводе (ТАМ, «Тбилавиамшени») были отремонтированы штурмовики Су-25, куплены один модернизированный с израильской помощью Су-25КМ и шесть Су-25УБ. Эти работы также выполнялись в счет долгов. Однако с 2011 г. туркменские Су-25 обслуживаются на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке, вероятно, в связи с неспособностью ТАМ осуществлять ремонтные работы из-за разрыва кооперационных связей с российскими поставщиками.

В последние годы Туркменистан активизировал закупки вооружений, расширив масштабы военно-технического сотрудничества с Россией и Турцией.

В 2009 г. с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 10 танков Т-90С стоимостью $16 млн., поставки были осуществлены в 2009-2010 гг. В это же время Туркменистан приобрел не менее восьми боевых машин пехоты БМП-3, более тысячи грузовиков «КамАЗ» стоимостью около $100 млн., шесть РСЗО «Смерч» калибра 300 мм за $70 млн. Кроме того, в 2010 г. был выполнен контракт на поставку двух вертолетов Ми-17-1В стоимостью $22 млн. Для ВМФ Туркменистана Средне-Невский судостроительный завод изготовил два ракетных катера проекта 12418 «Молния» стоимостью $170 млн., переданых заказчику в 2011 г.

В 2010 г. Туркменистан закупил в Турции два сторожевых корабля класса Tuzla, разработанных Dearsan Shipyard, с опционом еще на шесть катеров. Соглашение о военном сотрудничестве Турции и Туркменистана было подписано на рубеже 1990-2000 гг., однако развития не получило.

Поставки ВВТ в Туркменистан также осуществляют белорусские предприятия. Российско-белорусская компания «Оборонительные системы» выполнила работы по модернизации ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М» по контракту от 2009 г. Кроме того, Туркменистан стал первым заказчиком самоходного противотанкового ракетного комплекса «Каракал», разработанного компанией «Белтехэкспорт» и оснащенного украинскими ракетами «Барьер» разработки киевского КБ «Луч».

В августе 2014 г. появилась информация о тендере на закупку системы электронного слежения за туркмено-афганской границей, протяженность которой составляет около 700 км. В тендере принимают участие французская компания Thales и немецкая Airbus Defence & Space. В качестве фаворита рассматривается компания Thales, ее предложение лучше технически. Кроме того, немецкая система экспортного контроля может не одобрить контракт, как это неоднократно бывало в случаях с Пакистаном, Саудовской Аравией и т.д. Важно отметить также, что у компании Thales есть опыт работы в Туркменистане: она выступила в роли главного подрядчика при создании системы управления воздушным движением в аэропорту Ашхабада.

Таким образом, экономический рост последних лет позволил Туркменистану начать выделение определенных средств на модернизацию и обновление материальной части своих Вооруженных Сил, включая закупки ВВТ. Закупки отражают видение военно-политического руководства страны на угрозы: обеспечение экономических интересов Туркменистана на Каспии, укрепление и обеспечение неприкосновенности границы с Афганистаном. Узбекское направление не является приоритетным в настоящее время.

Интенсификация отношений России с Туркменистаном в области военного и военно-технического сотрудничества невозможна без решения проблем между странами в сфере продажи углеводородов. В последние годы Китай, построив из Туркменистана газопроводы за свой счет и выделив кредиты на освоение новых газовых месторождений, стал крупнейшим потребителем туркменского газа и, назначив на него довольно низкую цену, новых кредитов не дает. Позиция туркменских властей еще больше осложнится в свете подписания российско-китайского соглашения по поставкам российского газа в КНР. С другой стороны, Иран – еще один потребитель туркменского газа, сокращает закупки и может вообще от них отказаться. Россия также сокращает закупки туркменского газа (юг страны теперь обеспечивается российским газом), поэтому без предоставления России разумных скидок со стороны Туркменистана, соответствующих реальному положению дел на рынке, последний может потерять ее как партнера. Ашхабад может стать стратегическим партнером России по газопроводу в Турцию, который заменит «Южный поток». В этом случае «Газпром» автоматически вышел бы из-под действия Третьего энергопакета ЕС, а Туркменистан получил бы доступ на европейский рынок. Однако ни Москву, ни Ашхабад это пока не устраивает: первая не готова к партнерству без скидок, второй не хочет их предоставлять.

С другой стороны, вопросы укрепления и обеспечения неприкосновенности границы с Афганистаном, борьбы с наркотрафиком затрагивают безопасность не только Туркменистана, но и России, а также Казахстана. При решении вопросов с углеводородами активизация военного и военно-технического сотрудничества между Россией и Туркменистаном возможна. В этих условиях для Туркменистана будет интересна вертолетная техника российского производства, бронеавтомобили «Тигр», тяжелые огнеметные системы ТОС-1. ВВС может быть предложен учебно-боевой самолет Як-130. В области военно-морской техники Туркменистан может продолжить закупки катеров проекта 12418 «Молния», теоретически ему могут быть предложены патрульные катера проекта 20970 «Катран». Важным аспектом сотрудничества должны стать совместные учения (в том числе с Казахстаном), поскольку проводящаяся до сих пор изоляционистская политика негативно отражается на Вооруженных Силах страны.

Украинскую нишу на туркменском рынке может занять Белоруссия, товарооборот между странами быстро растет в последние годы. Кроме того, Белоруссия имеет опыт работы на рынках стран Средней Азии, например, белорусские предприятия успешно модернизировали истребители Сил воздушной обороны Казахстана.

Потенциально возможно появление продукции предприятий китайского ОПК на рынке вооружений Туркменистана и других республик Средней Азии. КНР активно кредитует экономику этих стран, это делает возможным поставки продукции военного назначения на крайне льготных условиях. Такую возможность подтверждают и недавние сообщения о поставках китайских ЗРК HQ-9 в Туркменистан и Узбекистан.

Численность туркменских войск составляет от 22 до 36 тыс. человек при пятимиллионном населении. В республике представлены все три компонента ВС: сухопутные силы, ВВС (включая ПВО) и ВМС (включая речную флотилию). / Lu Jingli/Xinhua / globallookpress.com

Немногочисленные сухопутные силы Туркмении переживают вялотекущую реформу, которая заключается в переходе на бригадную систему. На данный момент в подчинении Минобороны находятся 4 дивизии, 5 бригад, 4 полка и 1 батальон. / TDH

Согласно статистике Global Firepower, в состав туркменских ВВС входят 16 вертолётов, из которых только один является ударным. Из открытых источников следует, что на вооружении воздушных сил находятся советские Ми-24 (изображён в центре) и Ми-8. / TDH

После распада СССР Туркменистану досталась многочисленная танковая армада. Сегодня в сухопутных войсках числятся около 700 танков Т-72. На замену им постепенно приходит Т-90С производства «Уралвагонзавода». / TDH

Доля советского оружия в армии Туркменистана составляет 80-90%. Экспортёрами новой военной техники в разные годы являлись Россия, Украина, Белоруссия, Франция, Турция и Грузия. / TDH

Ключевой недостаток туркменских ВС - нехватка квалифицированных технических специалистов, способных обслуживать военную технику, и высокообразованных офицеров. / TDH

Доля современной военной техники наиболее высока в военно-морских силах. Причина повышенного внимания к ВМС заключается в нерешённом правовом статусе Каспия. В предыдущие годы Ашхабад закупил ракетные и сторожевые катера. / 21stcenturyasianarmsrace.com

В рейтинге Global Firepower Туркменистан находится на 86-м месте. Туркменские ВС превосходят в военной мощи армии Киргизии, Таджикистана, но уступают вооружённым силам Казахстана и Узбекистана. / TDH

Туркмения - страна с сильными исламскими традициями. Несмотря на это, с 1999 года представительницы прекрасного пола имеют возможность получить военную специальность. В армии республики служат сотни женщин. / Lu Jingli/ZUMAPRESS.com / globallookpress.com

Туркменистан является нейтральным государством и поэтому не входит в какие-либо военные блоки, включая ОДКБ. Потенциальные угрозы для Ашхабада исходят со стороны протяжённой границы с Афганистаном и Узбекистаном. / TDH

Ашхабаду досталось щедрое наследство от Туркестанского военного округа. Туркменская армия вооружена 1,9 тыс. единиц бронетехники, 68 самоходными установками, 269 орудиями полевой артиллерии, 110 РСЗО. / TDH

По сравнению с соседями у Туркменистана неплохо обстоят дела с авиацией. Истребительный компонент состоит из двух десятков МиГ-29, а ударный - из 12 штурмовиков Су-25. Транспортная авиация представлена двумя украинскими Ан-74 и советским Ан-26. / TDH

Эксперты полагают, что значительная часть военной техники советского производства в туркменских ВС находится в ненадлежащем техническом состоянии из-за слаборазвитых контактов с Россией и Украиной. / TDH

Закрытый характер туркменского государства негативно влияет на подготовку офицерского и высшего командного состава. Однако все выводы относительно боеспособности туркменских войск можно считать условными ввиду отсутствия достоверной информации. /

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вооружённые Силы Туркменистана

Эмблема и знамя Вооружённых Сил Туркменистана
Основание 1992 год
Роспуск Действующие
Штаб-квартира Ашхабад
Командование
Верховный Главнокомандующий Генерал армии Гурбангулы Бердымухамедов
Министр обороны Генерал-полковник Яйлым Бердыев
Начальник Генерального штаба генерал майор исмаил исмаилов Исмаил Исмаилов
Военные силы
Призывной возраст с 18 до 27 лет
Срок службы по призыву 24 месяца
Занято в армии 36 500 чел
Финансы
Бюджет 1.5 млрд долларов США
Проценты ВНП 3,4 % (2010 год)
Промышленность
Иностранные поставщики Россия
Иран
Китай
Приложения
Звания Воинские звания

Вооружённые силы Туркме́нии (туркм. Türkmenistanyň Ýaragly Güýçleri ) - совокупность военных сил (ВС) Туркмении , включает в себя органы управления, сухопутные войска , военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны , военно-морской флот и другие (госпогранслужба и так далее) формирования .

Численность ВС составляет ориентировочно 36.5 тыс. человек (2016 год) . Расходы на оборону достигают, по официальным данным, почти 300 млн долл. (примерно 3,4 % ВВП). По данным на 2009 год - свыше 400 млн долларов США. На первом этапе после получения независимости вооружённые силы функционировали по русско-советскому образцу, используя доставшиеся от СССР вооружение и военную технику. Затем в основу концепции строительства вооруженных сил был положен нейтральный статус Туркмении. Туркменские власти пошли по пути формирования малочисленных, но боеспособных ВС, достаточной для защиты государственной целостности и национального суверенитета от возможной агрессии, поэтому несмотря на провозглашенный нейтральный статус Туркмении, ВС оснащены современными видами вооружения, в первую очередь ВВС и ВМФ на Каспии .

Вооруженные силы состоят в основном из призывников , плохо укомплектованы и зависимы от военной доктрины советской эпохи. Также на низкой боеспособности сказывается низкий уровень подготовки и отсутствие запчастей для техники .

Общая информация

Вооруженные силы Туркмении размещены по территориальному принципу, в соответствии с количеством областей. На сегодняшний день в республике действуют 5 военных округов . В республике начата трансформация советской структуры дивизий в бригады , и в настоящее время сухопутные войска имеют смешанную структуру, данный процесс идет медленно . Основными направлениями стратегии развития вооруженных сил Туркмении являются: - переоснащение и модернизация вооружения и военной техники вооруженных сил; - повышение профессионализма военнослужащих через регулярно проводящиеся масштабные тактические учения и стрельбы; - обучение личного состава обращению с оружием нового поколения; - поддержание в постоянной боевой готовности частей и подразделений вооруженных сил (имеется в виду ВВС Туркмении) .

Виды ВС

Сухопутные войска Туркмении

Самыми оснащенными и мобильными, а соответственно, и боеспособными частями являются артиллерийские и танковые. На вооружении этих частей и подразделений состоит до 600 танков Т-72 , более 1000 БМП и БТР и около 500 единиц артиллерии калибром свыше 100 мм. В последнее время Туркмения значительно усиливает свои пограничные силы. В конце 2001 года на территории республики создано 3 новых погранотряда . Один дислоцирован на границе с Казахстаном на северо-западных рубежах. Второй - в районе г. Керки , где проходит граница с Афганистаном . Третий, Койтендагский отряд разместился на юго-востоке, на пересечении афгано-узбекской и туркменской границ. Этому отряду достался самый тяжелый и пересеченный участок границы. Формирование новых погранотрядов вполне оправданно, так как у Туркмении довольно большая протяженность внешних границ .

В рамках модернизации системы ПВО сухопутных войск у Украины были закуплены новейшие радиолокационные станции «Кольчуга» , способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели. Стоит отметить также тот факт, что Туркмения - единственная из стран СНГ , не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов («Игла» , «Стрела» и других) в странах Содружества.

Военно-воздушные силы и войска ПВО

Военно-морской флот

Флаг ВМС ВС Туркмении.

Военно-морской флот Туркмении на данный момент подчинен командованию пограничных войск. Главная база флота располагается в порту Туркменбаши (бывший Красноводск). В местечке Келиф на Амударье располагается небольшая база речной флотилии . Численность состава флота вместе с береговыми службами - до 2000 человек.

В 2002 году на вооружение сил береговой охраны на Каспии поступили десятки новых патрульных катеров, приобретенных у Украины, в основном «Калкан-М » и «Гриф-Т ». В 2003 году

В феврале 2012 года в Ашхабаде на выездном заседании Государственного совета безопасности Туркмении была озвучена информация о строительстве первого корабля на судостроительном и судоремонтном предприятии Государственной пограничной службы Туркмении. Погранично-сторожевой корабль «Аркадаг» . Это экспортный вариант турецких сторожевых катеров NTPB (водоизмещение - 400 т, размеры - 55,75х8,85х2,5 м, скорость 25 уз.; вооружение - одна спаренная 40-мм артустановка в носовой части корпуса и два 25-мм автомата по бортам за рубкой). Всего будет введено в строй восемь таких пограничных кораблей.

Тем не менее, на данный момент туркменский ВМФ остаётся самым слабым на Каспии по сравнению с военно-морским потенциалом других прикаспийских государств.

Военная служба

Согласно статье 41 Конституции Туркменистана, защита Туркменистана - это священный долг каждого гражданина .

Граждане Туркменистана, отказывающиеся от военной службы по призыву в силу своих религиозных убеждений, могут проходить службу в лечебных учреждениях на должностях младшего и обслуживающего персонала, что установлено постановлением Президента Туркменистана № 2482 от 2 февраля 1996 года «О создании в Вооруженных Силах Туркменистана санитарно-технических подразделений».

Нейтралитет

Туркмения является фактически наиболее нейтральным из всех государств на бывшей территории Союза ССР. Туркмения не подписывала Договор о коллективной безопасности в предоставлении базы для немецких самолётов, аргументировав свою позицию тем, что республика намерена и дальше следовать принципам



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы