Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фиагдон монастырь телефон. Аланский (Фиагдонский) Успенский мужской монастырь. Богословие на практике

Дней десять тому назад, так получилось, что побывал с венгерской делегацией в Алании. Не в той, где солнце, пальмы и песок. К чему нам берег турецкий?))) В нашей российской Алании, где горы, камни и альпийские луга. Собираюсь сделать ряд постов по этой поездке. Сегодня первый из них - о Фиагдонском мужском монастыре.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь - самый южный и самый высокогорный монастырь в России.


До 18 века здесь пребывал чудотворный список Иверской иконы Божией Матери — дар святой царицы Тамары. В годы Великой Отечественной войны икона была утеряна. Монахи созданного несколько лет назад Свято-Успенского монастыря в настоящее время отстроили Иверский храм Пресвятой Богородицы. Новая церковь обители - точная копия древних Аланских храмов, выложенных из камня в традициях византийского зодчества.

На берегу реки Фиагдон устроена купель, в которой совершается таинство крещения.

Храм еще не расписан внутри, но службы уже проходят. Служат в монастыре на русском языке.

Ала́нский Успе́нский мужско́й монасты́рь - Аланский Свято - Успенский мужской монастырь - пристанище скорбящих.

История создания

История создания монастыря начинается на рубеже двух столетий в Беслан е на мирском приходе пресвятой Варвары, великомученицы. В январе 2000 года в дом милосердия для православных одиноких христиан прибывают трудники. Это первые насельники, монах и иеромонах, осетины, их двое, и они должны составить основу будущей монашеской братии.

До этого они в течение года исполняли предмонашескую службу в Никольском Рыльском монастыре. Во время подготовки их наставлял легендарный архимандрит Ипполит, вскоре скончавшийся. Он послал трудников монашествовать в Беслане . Очевидно, старцу в прозрении открылась будущая трагедия Беслана, его наибольшая нужда в молитве, чем любого другого города. Есть несомненная тайна в том, что православный монастырь открывается в Беслане за несколько лет до страшной трагедии, поразившей своей жестокостью весь мир. В первый день сентября, в 2004 году чеченскими террористами была захвачена средняя школа. Были взяты в заложники все находившиеся там взрослые и дети.

Уже весной 2000 года инициативой настоятеля иерея Сергия Мальцева и по благословению Митрополита Владикавказского Гедеона основывается мужской монастырь. Он учреждается решением Синода 19.04.2000г. Под образовавшийся монастырь была передана церковь святой Варвары, а община церкви переходит в крестильный храм святого Георгия Победоносца, великомученика.

В 2003 г. владыка Гедеон благословляет создание монастыря в знаменитом Куртатинском ущелье близ села Фиагдон. Усердные монахи меньше чем за год восстанавливают храм начала XIX века, созданный в честь святых Жен Мироносиц, и возводят рядом братский монашеский корпус. Уже в феврале горестного 2004 года было совершено его открытие. По окончании строительства монастырь переезжает в Куртатинское ущелье. В Беслан е остается монастырское подворье.

Позднее возводится собор чудотворной Моздокской иконы Богородицы. Вновь возведенная церковь – словно копия древних храмов Алании, сложенных из камня в лучших традициях древнеаланского зодчества.

Предание о чудотворной иконе

Недалеко от монастыря расположена часовня, где хранилась около шестисот лет наиглавнейшая реликвия Осетии - знаменитая икона Моздокская Иверская Божией Матери. Она была подарена легендарной грузинской царицей Тамарой, которая царствовала в XII - XIII вв. в православной Грузии.

Тамара внесла огромный вклад в укрепление христианской веры в Осетии. В церковь Рождества Богородицы в село Майрамыкау Куртатинского ущелья она своей милостью послала икону. Эта икона была создана придворным иконописцем, готовившимся к ее созиданию длительным изнурительным постом. Выстраданная им икона на века прославилась своими чудесными божественными знамениями. Храм трижды горел, испепелялся, но икону всякий раз неизменно находили невредимой возле пожарища. Также проходили массовые чудесные исцеления иконой телесных и душевных болезней у богомольцев, с верой припадавших к ней. Шесть благодатных веков чудесная икона, находясь в селе Майрамыкау, защищала и оберегала аланский народ. Во времена татаро - монгольского нашествия, спасаясь, куртатинцы скрывались в горах и там же прятали свою реликвию.

В XIII веке, сразу после возвращения в состав великодержавной России, аланы спускаются с уберегавших их гор вновь на равнину. Во время переселения обоз куртатинцев стал определяться на ночлег. Стемнело, и они вдруг увидели - от арбы, на которой перевозили икону Богородицы, истекает мягкий свет. Засиявшая икона пресвятой Богородицы таким способом известила их о своем желании остаться в том месте.

В 1797 году на этом месте для иконы был возведен храм, где она и находилась на протяжении шести веков. Но в 90-х годах беспокойного XX столетия она бесследно исчезает из храма Иверской Моздокской иконы Божьей Матери. В Алании верят, что икона найдется, вернется на свое место, молятся об этом.

Современность

Успенский монастырь является духовным и просветительным центром Алании, так же, как Аланский женский монастырь. Успешное возрождение аланского монашества послужило толчком, который инициировал грандиозные духовные процессы в Осетии. Самые разные люди пришли к вере, и религиозные праздники стали привлекать бессчетное число прихожан. В монастырь потянулись паломники со всего юга России.

В тот роковой момент случилась Бесланская трагедия. За 3 дня до захвата террористами школы праздновалось Успение Богородицы. По этому поводу в Куртатинском ущелье к собору пришло неимоверное число людей. Была проведена торжественная праздничная служба, за ней последовал крестный ход. Несли к часовне мироточащий чтимый список иконы. А 1 сентября на Беслан обрушились, как смерч, силы зла. Осетия была распята за веру и за геополитическую верность России.

Случившаяся трагедия еще больше обратила людей к православной вере, уберегшей их от ожесточения. Люди, пережившие эту беду, стали креститься. В 2005 году на Крещение в монастырь обратились и были окрещены почти двести человек. Почти сто человек было окрещено в Крещенскую ночь в водах речки Фиагдон, а окунались около тысячи православных. На следующий день около ста человек крестились в монастыре в самом Беслане.

Аланский мужской монастырь является духовным и просветительским центром православной Алании. Он сотрудничает в работе с центральным отделом по переводу церковных текстов на родной язык. Церковные службы здесь ведутся и на церковнославянском, и на родном осетинском языке.

В одно из святых мест православного Кавказа, Аланский Свято-Успенский мужской монастырь, который находится в Фиагдоне, недавно отправились те, кто на себе испытал тяготы войны, получив серьезные ранения, стал инвалидом. Экскурсию по святым местам организовала Мадина Плиева, президент "Фонда поддержки раненых в ходе боевых действий на территории Южной Осетии".

В монастыре гостей из Южной Осетии ждал теплый прием. Отец Стефан, монах Свято-Успенского монастыря, помолился за гостей и за здравие всех приехавших поставил свечки в храмах: Исен - Мироносец и церкви, построенной в честь Моздокской иконы Иверской Божьей Матери.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь начали строить в 2003 году. До этого духовная обитель находилась в г. Беслане. В настоящее время в храме находятся 14 монахов. Среди них и наш земляк из села Корнис Знаурского района Герман Джиоев.

Отец Стефан сделал маленький экскурс в историю Аланского христианства. Поведал о том, как в 916 году состоялось Великое Крещение Алании.

Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесии). Таинство совершалось в трех аланских храмах, которые являются древнейшими православными храмами на территории России: Северный храм, Средний храм, Южный храм. Следует отметить, что эти три аланских храма, сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Георгия Победоносца (Северном храме) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение аланы. Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Великое Крещение Алании сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Тем самым Алания вводилась в состав "византийской семьи" народов и приобретала высокий статус, определявший место в иерархии государств. О политическом авторитете Алании свидетельствует форма обращения византийского императора к властителю Алании. На Северном Кавказе только он признан самостоятельным государем и духовным чадом. В 48 главе сочинения императора Византии Константина Багрянородного "Церемония византийского двора" только трое адресатов названы духовными чадами императора - правители Алании, Армении и Болгарии.

Так начинался "Золотой век" Алании, продолжившийся до прихода монголо-татарских полчищ Тимура и Чингисхана, истреблявших наших предков, разрушавших храмы и монастыри, безжаластно убивавших аланское духовенство, огнем и мечом насаждавших в христианской Алании чуждую ей религию. Почти пятивековое существование великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления, перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни. Нашествие Тимура опустошило Осетию. После этого несчастья она еще раз на какое-то время получает самостоятельность.

В конце XII века в Алагирском ущелье родился Ос-Багатар в древнем аланском роде. Видя своих соотечественников в сильном угнетении, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и соединить осетин в одно государство. Чтобы преуспеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя миссионерскому делу, зная, что только христианская идея свяжет осетин братской любовью, внесет в жизнь благоустройство, порядок и патриотизм. Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар, Исаак, Роман и Василий действительно скоро успели соединить осетин в одно государство.

Среди раненых из Южной Осетии были те, у кого ампутированы конечности. Несколько часов, проведенных в автобусе, сделали свое дело, - все устали. Но рассказ отца Стефана был настолько интересным, что экскурсанты зарядились позитивной энергией.

Несмотря на приглашение монахов на общую трапезу, гости из Южной Осетии задавали множество вопросов, интересовались историей монастырской гимназии. Видя искренность в их глазах, отец Стефан охотно отвечал на вопросы. Рассказал историю о том, почему строится церковь в честь Иверской Божьей Матери.

Как известно, в свое время неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии внесла святая благоверная царица Тамара. В конце XII начале XIII вв. в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Она была дочерью осетинской княгини Бурдухан. Бурдухан была столь просвещенной осетинкой, что о ней знала вся Грузия. Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца своих дней опекала его. Она с легкостью переводила книги с греческого на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовала царица Тамара.

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау в Куртатинском ущелье царица Тамара прислала икону Иверской Божьей Матери. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза горела, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви. Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье, в селе Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. После нашествия монголо-татар куртатинцы забрали с собой любимую икону.

В XIII веке, после добровольного вхождения в состав России осетины из гор переселяются на равнину, в район Моздока, куртатинцы-переселенцы останавливаются на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит свет. Пресвятая Богородица чудесным образом известила, что желает пребывать на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. В 1797 году для иконы здесь был построен храм, но в 90-х годах XX века исчезла из храма Иверская-Моздокская икона Божьей Матери.

"Мы - монахи святой Аланской обители - верим, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа - вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы", - на этой ноте закончил свой рассказ отец Стефан.

Соблюдая древнюю монастырскую традицию, гостей пригласили на общую трапезу. После, с большим почетом им были вручены подарки - иконы. Экскурсией все остались довольны.

По словам президента фонда Мадины Плиевой, аналогичные поездки и экскурсии по святым местам Осетии раненым в ходе боевых действий на территории Южной Осетии дают возможность поверить в свои силы.

Я сделаю все, что в моих силах для того, чтобы хоть на время мои подопечные забыли о своих недугах. Поэтому мы и в будущем будем организовывать такие поездки.

Марфа ВАЗАГОВА



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы